Имя средней из сестер бронте 5 букв. Жизнь сестёр Бронте


Для читателей всего мира Шарлотта Бронте остается автором практически одной книги, неоднократно экранизированной и особо любимой женщинами, - «Джейн Эйр»… До сего дня судьба бедной и некрасивой, но гордой девушки, история ее любви и борьбы за свое женское достоинство приковывают внимание любителей серьезного чтения.

Шарлотта Бронте

К детям приходского священника Патрика Бронте судьба была то милостива, то безжалостна. Никого не обделила, но особым талантом наделила Эмили - из трех сестер она представляется исследователям личностью наиболее одаренной и, быть может, потому самой трагической. Ведь признание, почести и слава обошли ее при жизни. Поэтический сборник, выпущенный сестрами под псевдонимом «братьев Белл», не расходился (в 1846 году было продано лишь два его экземпляра!). Роман «Грозовой перевал», опубликованный за год до кончины Эмили, остался почти незамеченным. Более того - его авторство то ли по недоразумению, то ли по расчетливому умыслу издателя приписали Шарлотте, чья книга «Джейн Эйр», вышедшая чуть ранее, завоевала сердца читателей.

Эмили Бронте
by her brother Branwell Brontë .

«Все три сестры, - сообщала в биографическом очерке «Шарлотта Бронте» английская романистка, их современница Элизабет Гаскелл, - пытались писать еще в детском домашнем журнале, все три непрестанно что-то сочиняли - «выдумывали небылицы», все три пробовали свои силы в поэзии… И Шарлотта взяла на себя смелость обратиться за советом к Саути (известному в то время английскому поэту-романтику. - Авт.)». Она отправила мэтру подготовленные для сборника стихи. Ответ пришел через несколько месяцев. Суть его сводилась к тому, что женщины «не созданы для литературы и не должны ей посвящать себя. Чем больше они заняты своими неотложными обязанностями, тем меньше времени они находят для литературы, пусть даже в качестве приятного занятия и средства к самовоспитанию. К этим обязанностям Вы не имеете пока призвания, но, обретя его, все меньше будете мечтать о славе».

Энн Бронте - третья сестра
by Charlotte Brontë

Время, лучший критик, все расставило на свои места. Минул век, и «Грозовой перевал», и «Джейн Эйр» вошли в десятку лучших романов мира. Известные литературоведы отмечали уникальность и неповторимость дарования Эмили и Шарлотты Бронте. Множился поток исследований, посвященных талантливым сестрам, но загадка их творчества еще продолжает волновать всех, кто интересуется литературой.

Дом семейства Бронте

…Обе писательницы родились в небольшом городке на окраине Западного Йоркшира; Шарлотта - в 1816 году, Эмили - в 1818-м. Дом священника стоял у городской черты, дальше простирались пологие горные отроги. Летом, в пору цветущего вереска, это было излюбленное место длительных прогулок Патрика Бронте и его подрастающих дочерей.

Патрик Бронте - отец писательниц

Мистер Бронте нрав имел отнюдь не смиренный. Но, слава Богу, гнев свой изливал на предметы неодушевленные. Однажды, разволновавшись из-за затянувшихся родов жены, схватил пилу и превратил в груду досок все стулья в спальне роженицы. Будучи не в настроении, любил завязывать узлом решетки от камина. Соседи называли его «странным мистером Бронте» или «полубезумным ирландцем». Ходили слухи, что именно по причине его бесконечных выходок, равно как из-за климата, на исходе девятого года супружества и скончалась миссис Бронте, родившая к тому времени шестерых детей. Всем им, по мнению ряда исследователей, были свойственны те или иные признаки душевного нездоровья.

Мария Бронте - мать писательниц

После смерти супруги пастор попытался вновь жениться и делал предложения двум-трем женщинам, но безуспешно.

Патрик Бронте

Пасторский дом стоял на кладбище, окруженный тесными рядами надгробий. Эмили, как ни странно, любила это открытое всем ветрам маленькое мрачное жилище с окнами на погост и болезненно переживала каждое расставание с ним. Впрочем, покидала она родное гнездо крайне редко. Впервые - в шестилетнем возрасте, когда, три года спустя после смерти матери, ее вместе со старшими сестрами определили в частную школу для дочерей священнослужителей. Грязь и холод в помещениях, недоедание, жестокое обращение воспитательниц… В воскресенье учениц вели за несколько километров в церковь, там они простаивали длиннейшую службу, во время которой многие падали в обморок от истощения. Спали девочки по четверо на одной кровати, а постельное белье менялось раз в месяц. А когда вспыхнула эпидемия тифа, заболело сразу сорок пять воспитанниц. Половина из них не выжила…

Эмили Бронте
by her sister Charlotte Bronte

Об одном из подобных заведений ярко повествуется на страницах романа «Джейн Эйр»… Мэри и Элизабет (необыкновенно способные, одаренные девочки) погибли, не выдержав сурового школьного режима; Шарлотту и Эмили, едва живых, отец вернул домой. Ему пришлось самому заниматься воспитанием детей, руководя их чтением, поощряя склонность к рисованию (по другим сведениям, пастор мало занимался детьми, которые писать и читать научились у… служанки). Заботы же о телесном здоровье девочек и их единственного брата приняла на себя приглашенная отцом строгая, как все пуританки, тетушка Элизабет - сестра их покойной матери.

Элизабет Брануэлл - тетушка писательниц

Еще одну безуспешную попытку дать Эмили систематическое образование предприняли десять лет спустя. Худенькая бледная пансионерка с выразительными глазами и прекрасными черными волосами, собранными в тяжелый узел на затылке, не на шутку занемогла от тоски по дому. Шарлотта, работавшая учительницей в этой же школе (снова обратимся к «Джейн Эйр»!), вынуждена была отправить ее домой.

Шарлотта Бронте
by George Richmond .

Да и сама Шарлотта чувствовала себя «на своем месте» только дома, где за тридцать лет, прошедших после смерти матери, ничего не красилось, не ремонтировалось, не появлялось хоть какой-нибудь мало-мальски новой вещицы в интерьере… В одном из писем Эллен Насси, подруге по пансиону, она признавалась: «Странная вещь - человеческие чувства: мне не в пример приятней драить печные дверцы, застилать постели и мести полы в отцовском доме, нежели жить, как герцогиня, в чужом месте».

Эллен Насси

В брюссельском пансионе мсье Эгера, где сестры совершенствовались в немецком и французском (испробовав к этому времени себя на поприще гувернанток, они ощутили потребность более основательно заняться изучением языков), Эмили ни с кем не общалась. Ее раздражала неумеренная восторженность юных пансионерок. Она казалась окружающим высокомерной, но за этой надменностью скрывалось не только презрительное отношение к посредственности, но и невероятная застенчивость, даже неуверенность в себе…

Эмили Бронте

Сестры жили довольно скудно и одевались более чем скромно, собираясь учительским трудом зарабатывать на жизнь, но их несчастье состояло не в этом.

Энн Бронте
by Charlotte Brontë

«Трагедия Эмили Бронте не в бедности и даже не в отъединенности от большого мира, - считают исследователи. - Смысл ее трагедии - в неразрешимом конфликте сильной духом, одаренной личности с этим «скучнейшим и прозаичнейшим из всех веков», как назвал свое столетие Оскар Уайльд».

Эмили Бронте

Интересно, что менее привлекательная Шарлотта имела какой-никакой сердечный опыт. И даже отказала в своей руке двум духовным лицам.

Шарлотта Бронте
J. H. Thompson

«Я не та серьезная, солидная, рассудительная особа, которой вы меня представляете, - ответила она одному из них. - Я бы показалась вам романтически настроенной и эксцентричной, вы бы нашли меня язвительной и резкой».

Шарлотта Бронте
Painted by Evert A. Duyckinck, based on a drawing by George Richmond

В то время Шарлотте должно было исполниться двадцать три - возраст по тогдашним представлениям критический, а она отказалась от независимого и обеспеченного положения!

Шарлотта Бронте

«Мне на роду написано быть старой девой. Но неважно, - сообщала Шарлотта в письме к подруге. - Я согласилась с этой участью еще в двенадцатилетнем возрасте».

Шарлотта Бронте с отцом

Но еще один из молодых священников - обаятельный помощник отца, Уильям Уэйтмен, вызвал в ее сердце серьезное чувство. Но Шарлотта запретила себе и думать о нем, узнав, что в него страстно влюбилась ее младшая сестра Энни. Что до героя их грез, то он любил совсем другую женщину и вскоре безвременно скончался. Шарлотта утешала в письме разбитую горем сестру: «Страстная любовь - безумие и, как правило, остается без ответа!»

Энн Бронте
by Charlotte Brontë

В 1842 году, во время пребывания вместе с Эмили в пансионе мсье и мадам Эгер, двадцатишестилетняя Шарлотта писала домой: «Моя жизнь сейчас… восхитительна…» Ее сердце было отдано умному, вспыльчивому и очень требовательному учителю, обаятельному человеку.

Шарлотта Бронте

Наставник из двух учениц выделял также Шарлотту и даже как-то в письме к отцу семейства Бронте упомянул о намерении предложить работу сестрам «или хотя бы одной из них». Действительно: через полгода мадам Эгер, хозяйка заведения, предложила Шарлотте место учительницы английского языка, а Эмили - учительницы музыки. Вместо платы - возможность столоваться и продолжать собственное обучение. Сестры согласились, но вскоре получили из Англии печальные вести: любимая тетушка Элизабет заразилась холерой. Из второго письма стало известно о ее кончине… Шарлотта и Эмили уехали домой. Здесь они узнали о последней воле тетушки: три сестры унаследовали достаточные средства, чтобы открыть собственную школу.

Энн Бронте

«Оставить отца одного они не могли, - пишет Мюриэл Спарк в биографическом очерке «Эмили Бронте». - Значит, хоуортский дом священника и станет пансионом. Они напечатали объявление, рекламирующее «Заведение сестер Бронте». Месяц за месяцем они писали матерям потенциальных учениц, рассылали свои объявления повсюду… Ни одна маменька среди их знакомых не пожелала послать дочь в уединенный дом священника среди вересковых пустошей…»

Дом семейства Бронте в 20 веке

И Шарлотта вернулась в Брюссель продолжить образование. Вероятно, желание вновь увидеть мсье Эгера, жить и дышать рядом с ним оказалось нестерпимым… Ей не удалось скрыть свое чувство от глаз хозяев, и сразу же начались неприятности. Мы не знаем, отвечал ли Шарлотте взаимностью Константин Эгер (может быть, и да), но, измученный истериками своей необразованной и грубой жены, учитель стал избегать девушку. Сама мадам держалась с ней холодно и отчужденно, и в январе 1844 года Шарлотта была вынуждена вернуться домой. По приезде она чуть ли ни в первый же день отправила учителю такое письменное признание: «Я не знаю покоя и отдыха ни днем, ни ночью. Стоит мне заснуть, как меня начинают терзать мучительные сновидения, в которых мне являетесь Вы - всегда суровый, всегда строгий, всегда разгневанный на меня».

Как вы думаете, может ли человек, живущий крайне уединенно, не имеющий образования в престижных университетах, весьма болезненный и проживший недолго, изменить историю литературы? А если это еще и женщина, которая живет в XIX веке в патриархальной Англии, где творчество женщины обычно не выходило за рамки исполнения нескольких песен дома при гостях или вышивания долгими вечерами?

Оказывается, может. Но удивлю вас еще больше: случаются ситуации, когда таких женщины – даже не одна, а целых три, и живут они под одной крышей. Три гениальных писательницы, родные сестры, жительницы английской глуши – вот о них сегодня и пойдет речь.

Встречайте: Шарлотта, Эмили и Энн Бронте

Вы, наверняка, читали их произведения или видели их романов – сегодня, правда, они могут показаться временами наивными, а порой и слащавыми, но для середины XIX века это было нечто неслыханное – настолько новым и свежим был их подход! Что же они создали? Шарлотта Бронте прославилась своей «Джейн Эйр» и «Эммой», Эмили написала мистический роман «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

Родились три сестры в семье священника англиканской Церкви Патрика Бронте и его жены Марии (в девичестве Бренуэлл). Большую часть жизни семья прожила в деревеньке Хоэрт (графство Уэст-Йоркшир, Великобритания). Это сегодня местность стала туристическим центром благодаря трем гениальным сестрам-писательницам, а в те времена она была типичной глухой английской деревней. Сюда и был назначен отец семейства на должность викария, и тут же и выросли все дети – а всего было их в семье шестеро. Мы обратим свое внимание именно на трех сестер.

Старшей из будущих была Шарлотта (1816-1855), средней – Эмили (1818-1848) и младшей (не только среди трех писательниц, но и вообще в семействе) Энн (1820-1849).

Мать девочек умерла очень рано, а отец не очень-то был склонен к сентиментальностям: девочки были предоставлены сами себе, а о том, чтобы обнять дочек и подольше побыть с ними не могло быть и речи – Патрик был очень замкнут и угрюм. Дом, где росли сестры, был таким же унылым и холодным, как местность, где он стоял – всегда серые и вводящие в депрессию Йоркширские болота, которые называли гиблыми. Чем же занимались здесь девочки? Жили в своем собственном мире – придумывали острова и страны, их жителей, писали стихи, целиком погружаясь в фантазии. Конечно, была в их жизни и учеба – сначала в школе-интернате (где настолько плохо заботились о воспитанницах, что многие умирали прямо в ее стенах), а потом дома.

В личной жизни ни одной из сестер не довелось познать счастья: Эмили и Энн умерли от туберкулеза в возрасте 30 и 29 лет соответственно, не будучи замужем. Шарлотте повезло чуть больше: она нередко получала предложения, но всегда отказывала претендентам, согласившись лишь в возрасте 38 лет. Но счастье было недолгим: отпраздновав свадьбу в июне 1854, уже в январе 1855 ее здоровье резко пошатнулось. Врач, осматривавший ее, подтвердил беременность, но… уже в марте того же года Шарлотта умерла. Историки до сих пор спорят о причине смерти: то ли дело было в туберкулезе, скосившем и других членов семьи, то ли причиной тому был сильнейший токсикоз и истощении на этой почве…

Но давайте обратим внимание и на творчество сестер – ведь, несмотря на то, что росли сестры вместе, стиль их романов отличается – причем порой разительно!

Шарлотта Бронте

Будучи самой деятельной из трех сестер, именно она предложила им печататься, она же вела переговоры с издательством, а также поддерживала переписку с поэтом того времени Робертом Саути.

Относят к ярким представителям эпохи реализма и… романтизма. Да, в ее романах действительно сочетаются эти два, казалось бы, существенно отличающихся жанра. Шарлотта, несмотря на замкнутость жизни (но не характера), умела буквально считывать человеческие характеры и легкими мазками удивительно точно описывать самые разные качества своих героев. Она со свойственной ей мелодраматичностью, нервностью, а порой и экзальтированностью, вкладывает в уста своих героев (хотя бы Джейн Эйр) размышления о месте женщины, ее угнетенности и равенстве людей.

Эмили Бронте

Эмили Бронте, в отличие от сестры, была очень замкнутой по характеру – у нее не было близких друзей, она могла неделями практические ни с кем не общаться, предпочитая написание стихов и прогулки на природе в одиночестве. Характеру девушки был свойственен мистицизм – и это, а также элементы готики она вкладывает в свой роман «Грозовой перевал». Читатели признавались, что чувствовали дрожь ужаса, листая его страницы… Да и сестра Шарлотта писала о «ужасающей, великой мрачности», которой полон роман. А он, что интересно – о любви. Но любви мистической, демонической, бурной, идущей рука об руку с местью, ненавистью, подлостью…

Энн Бронте

А вот Энн, несмотря на то, что была самой младшей в семействе, напротив – была удивительно реалистична: в ее романах (и в ее характере) нет ни экзальтированности Шарлотты, ни мистицизма Эмили – она пишет здраво, реалистично, показывая стороны действительности, о которых обычно молчали (по крайней мере в Англии того времени) – к примеру, о пьянстве и о том, на что способен пьяный человек; о разводе и уходе жены от мужа-тирана («Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»).

Три неприметных женщины из глуши, скончавшиеся так рано… Почему же мир до сих пор говорит о них? Чем они выделяются на фоне десятков немного похожих, но по сути совершенно других, ? Тем, что они осмелились Говорить – о месте женщины, о ее праве на выбор избранника и ее праве говорить, рассуждать, творить, занимать место в обществе, а еще они с удивительной глубиной передали психологию мужчин и женщин и в целом суть эпохи, в которой жили – ведь она включала в себя не только красивые балы и платья, но и многочисленные проблемы, о которых они позволили себе честно сказать.

Думаю, многие знают фильм "Джейн Эйр". Большинство из них даже знает, что автор этого экранизированного романа - молодая англичанка Шарлотта Бронте. Но мало кто догадывается, в каких условиях и какими усилиями было написано это произведение. Ведь к женщинам-авторам относились с пренебрежением. Дело женщины в 18 веке было простое: выйти замуж, быть кроткой и благочестивой. Но в семействе Бронте три сестры бросили вызов устоявшийся укладу.

Родились сёстры в Йошоре, и изначально из было - пятеро (да, плодовитость в ту пору ценилась), но две старшие сестры умерли в школьном возрасте. За старшую осталась Шарлотта, затем на 2 года младше неё - Эмили, и самая младшая (ещё через 2 года) - Энн.

Мало кто знает, но у сестёр был не менее талантливый брат, который так же писал рассказы, а ещё занимался рисованием. Нарисованный выше портрет сестёр написал именно он.

Сёстры, конечно, все были одарены даром писательства, у каждой из них было опубликованное произведение, которое горячо обсуждалось в обществе:
- у Шарлотты это была "Джейн Эйр"
- у Эмили "Грозовой перевал"
- у Энн «Агнес Грей»
Только публиковались сёстры под псевдонимами - Каррер, Эллис и Эктон Белл. Сейчас это вызывает недоумение, но в то время романы от женщин никто не стал бы публиковать.

Наиболее известна, конечно, старшая сестра - Шарлотта Бронте . Её произведения известны многим, но даже не углубляясь в детали, становится понятно, что она черпала вдохновение из собственной безрадостной жизни. Так делали все сёстры. Ведь представьте себе, что ожидает одаренных девушек среднего класса в то время? Им нужно или удачно выйти замуж, или самим зарабатывать себе на хлеб. Шарлотта работала учительницей, обеспечивала своих сестер и пережила их.

Если Шарлотта - наиболее известная из сестер, то Эмили Бронте всегда была для меня самой талантливой из трёх сестер. Её "Грозовой перевал" я до сих пор перечитываю с наслаждением. Сколько тайной мудрости, неразделенной страсти и нерастраченной любви жило в этой молодой девушке! Всё это хорошо прослеживается в её стихах, читать которые - одно наслаждение. Вот, например, моё любимое:

Ни любопытства, ни тоски
Ни в ком не вызвал мой удел.
Никто не подал мне руки,
Никто в глаза не поглядел.

Мир тайных грез и тайных бед
Не озаботил никого.
Промчалось восемнадцать лет
Со дня рожденья моего.

Случалось: забывая спесь,
Душа молила об одном -
Чтоб душу любящую здесь,
Здесь, на земле, найти свой дом.

То было время страстных снов,
Но чувство не вошло в зенит.
И после долгих вечеров
Огонь зари почти забыт.

Иссяк фантазий дивный пыл,
Надежда обратилась в прах,
И дальше опыт мне открыл,
Что правды нет в людских сердцах.

О жизнь - как страшно было в ней
Зреть лицемерье, фальшь, разврат:
Бежать в себя и - что страшней -
В себе найти весь этот ад.

Как ясно Эмили рисует перед читателями свой "мир тайных грёз", которым, увы, не суждено сбыться. Она умерла в возрасте 30 лет, заразившись на похоронах брата туберкулёзом.

И самая младшая из сестёр - нежная, тихая и приятной наружности - Энн Бронте , оказалась в результате более успешной, чем её сёстры, хотя произведения Энн и не могут соперничать с моим любимым "Грозовым перевалом". Но - подумать только! - Энн оказалась настоящей карьеристкой! Она так же, как и её сестры, вынуждена была идти работать гувернанткой, и так же тяготилась своей работой, которая не оставляла времени на творчество, и была морально тяжёлой. Но, в отличии от Шарлотты и Эмили, Энн смогла перебороть себя и в итоге прекрасно справилась со всеми трудностями своей профессии: и дисциплину своих учеников держала под контролем, и процесс обучения отладила на высоком уровне.

Роман Энн - "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" показывает автора, как человека, который не боится бросить вызов общественности. Это так не вяжется с нарисованным хрупким портретом девушки! Но именно её смелые, порой ироничные взгляды, становились поводом для ссор со старшей сёстрой. Современники и поклонники её таланта не зря называют Энн Бронте следующей Джейн Остин, ведь у обоих писательниц проглядывают одни и те же общие черты: твёрдость, целостность и открытость. А в то время с этим было сложно. Быть женщиной вообще тогда было сложно.

Энн умерла в возрасте 29 лет так же от туберкулёза, вслед за Эмили.

Эти три женщины - три автора - навсегда оставили в моей душе неизгладимый след не только своими произведениями, но и своей жизнью. Они показывают, как крепки родственные связи и одновременно с этим как сложно быть "сильным" слабым полом. Читая их стихи, нельзя не заглянуть невольно в частичку их одиноких сердец: их сердца пылали страстью только на страницах их книг.

Из всех сестер только младшая Энн имела представление о страсти - она была влюблена в молодого человека, но не взаимно. Это так грустно, тем более когда знаешь, что жизнь сестёр будет не только ни яркой, но и ни длинной.

«Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает».
Л. Болеславский


Богатство души и неукротимый дух — эти выражения приходят мне на ум, когда вспоминаю о сестрах Бронте. Шарлотта и Эмили — признанные классики английской литературы, а Энн, чей талант был не столь ярок, — признанная викторианская писательница. Об их жизни и творчестве были написаны сотни статей, было проведено множество научных конференций, на которых литературоведы неизменно пытались разгадать феномен такой «коллективной» одаренности, понять причины трагических судеб этих сестер и их раннего ухода из жизни.

21 апреля этого года исполнилось 200 лет со дня рождения Шарлотты Бронте. О выставке, посвященной этой выдающейся английской писательнице, мы уже писали в нашем блоге.

Несколько лет назад мне посчастливилось прочесть книгу Майи Тугушевой «Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества» (1982 года издания). Этот труд во многом основан на книге «Жизнь Шарлотты Бронте» Элизабет Гаскелл , которая сама была писательницей и лично знала Шарлотту. Так что вышеупомянутую книгу можно считать прижизненным свидетельством. К сожалению, эти книги, по большей части, посвящены лишь одной Шарлотте. А как же быть с двумя другими талантливыми сестрами? К моей огромной радости, удалось найти довольно объемный труд Екатерины Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте ». Как было написано в рецензии журнала «Терра — Книжный Клуб», «это историко-биографический роман и мистический триллер в одной книге». Книга посвящена всей семье Бронте и содержит множество реальных фактов из жизни этих замечательных людей, хотя и написана в форме художественного произведения. Пролог несколько затянут, но дальше начинается удивительное по своей силе и красоте повествование, которое захватывает и ни на минуту не отпускает.

Как многим известно, семья Бронте жила в городке Хауорте (или Гаворте в другом переводе), графство Йоркшир. В те времена, в 19 веке, в городе отсутствовали сточные труды, катастрофически не хватало чистой воды, плюс ко всему — сырой и ветреный климат. Средний возраст умерших в городе — 25 лет. Поэтому нет ничего удивительного, что жизнь всех членов семьи, за исключением отца семейства, преподобного Патрика Бронте, оказалось такой короткой. Две старшие сестры Шарлотты, Мэри и Элизабет, умерли еще в детстве, измученными тяжелыми условиями обучения и проживания в школе для дочерей священников в Коуэн-Бридже, душещипательное описание которой можно найти в образе Ловудской школы в романе «Джейн Эйр».


Родители писательниц - Патрик и Мария Бронте

Однако несмотря на то, что все три сестры-писательницы ушли из жизни в молодом возрасте, им удалось достичь больших успехов в своем творчестве. Дольше всех сияла на литературном небосклоне звезда Шарлотты Бронте : ее романы «Джейн Эйр», «Шерли», «Городок», неизданный при ее жизни «Учитель» и немалое количество стихотворений получили известность далеко за пределами Англии и вошли в фонд мировой литературы.


Шарлотта Бронте. Портрет работы Дж. Ричмонда

Средняя сестра Эмили успела написать множество стихотворений и всего один роман, зато какой! — знаменитый «Грозовой перевал».


Эмили Бронте. Восстановленный фрагмент большого портрета работы брата писательниц Патрика Бренуэлла

Младшая Энн известна своими романами «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла».


Энн Бронте. Портрет работы Шарлотты Бронте

Помимо дочерей у пастора Патрика Бронте был сын Патрик Бренуэлл , также не лишенный определенных дарований. Он писал стихи, прекрасно рисовал, но из-за пристрастия к алкоголю и наркотикам его таланты не раскрылись в полной мере. Последующим поколениям он оставил лишь написанный в порыве вдохновения прекрасный портрет своей сестры Эмили и несколько других портретов своих близких.


Патрик Бренуэлл Бронте. Автопортрет

Как знают поклонники творчества сестер Бронте, семья жила довольно уединенно и небогато. Уныло и однообразно тянулись будни в «большой мрачной могиле с окнами», как называла Шарлотта свой дом. Среди развлечений для детей было доступно чтение книг и журналов, рисование, прогулки по горячо ими любимым вересковым пустошам и выдумывание различных сказочных историй. Шарлотта с братом придумали королевство Ангрию, где правил обаятельный, но коварный герцог Заморна. Воображение Энн и Эмили нарисовало Гондал, который они населили разными обитателями по своему усмотрению. В этих выдуманных мирах разгорались нешуточные страсти. «Мало кто поверит, — писала Шарлотта в своем дневнике, — что воображаемая радость может доставить столько счастья».

Позже сестрам удалось получить некоторое образование в пансионах Коуэн-Бриджа и Роу Хеда. Кроме того, Шарлотта и Эмили в течение полугода учились в Бельгии, в пансионе супругов Эгер. Все впечатления, полученные за время учебы, нашли отражение в их поэтических и прозаических опытах. Но еще большее влияние на творчество сестер оказала работа в качестве гувернанток. Такой труд был низкооплачиваемым, малоуважаемым в обществе, отнимал все время и не приносил никакой радости. Как писала Шарлотта в письме к сестре Эмили: «...ты видишь красоту вокруг — чудесные леса, и белые дорожки, и зеленые лужайки, и чистое небо, но не имеешь ни минуты, ни одной свободной мысли, чтобы ими насладиться. Дети находятся при мне постоянно. Об исправлении их не может быть и речи — я это быстро поняла...» Далее она пишет о незавидной доли гувернантки: «гувернантка в частном доме — существо бесправное, никто не видит в ней живого, наделенного рассудком человека и замечают ее лишь постольку, поскольку она выполняет свои тяжкие обязанности».

К счастью, сестрам не пришлось всю жизнь трудиться гувернантками. Окрыленные успехом от выпуска поэтического сборника Каррера, Элиса и Эктона Беллов (сестры взяли псевдонимы, чтобы издатели не догадались об их женской сущности), они решили попробовать свои силы в прозе. Все знают, каким выдающимся оказался результат их трудов.
Автор книги «Роковая тайна сестер Бронте» Е. Митрофанова детально описывает все радости и горести, которые пришлось испытать сестрам на их тернистом творческом пути. Из книги можно, например, узнать, что знаменитый роман «Джейн Эйр», оказывается, основан на реальных событиях. Недалеко от соседнего с Хауортом Лидса служащий одного почтенного владельца фирмы женился на молодой девушке, гувернантке своего хозяина. А через год после венчания открылось, что у человека, которого она считала законным супругом и от которого к тому времени уже родила ребенка, была другая жена. Эта история долго будоражила умы окрестных жителей и Шарлотта не преминула использовать ее как основу для своего романа.

Другой известный роман из наследия сестер Бронте, готический «Грозовой Перевал» Эмили Бронте — одно из самых великих и таинственных произведений в мировой литературе. Классик английской литературы Сомерсет Моэм включил эту книгу в десятку лучших романов мира. Как отмечают некоторые литературоведы, отношения мужчины и женщины в романе — это не просто страсть или нежная дружба, это мистический союз, который означает столь тесное единение двоих, как будто они обладают общей душой.


Дом-музей Бронте

Несмотря на то, что сестры так много писали о любви, только Шарлотта к концу жизни вышла замуж. Когда писательнице было 23 года, ей предлагал руку и сердце брат ее близкой подруги Эллен Нассей. Шарлотта решительно отказала. Были также и другие претенденты. Дочь пастора обычно отвечала что-то вроде «не думаю, что смогу составить ваше счастие», на самом же деле испытывая страх, что замужество помешает ее литературной деятельности. В 1854 году, в возрасте 38 лет, Шарлотта все же приняла предложение помощника своего отца, викария Артура Белла Николлса. Но уже в следующем 1855 году состояние ее здоровья резко ухудшилось. И 31 марта 1855 года, в праздник Пасхи, известная английская писательница скончалась, будучи беременной. В свидетельстве о ее смерти причиной значился туберкулез, однако, как предполагают многие биографы Шарлотты, она могла умереть от обезвоживания и истощения, вызванного тяжелым токсикозом. Многие исследователи творчества писательницы отмечают, что она не была счастлива в браке. Николлс был вполне достойным человеком, но весьма ревниво относился ко всему, что отнимало у него внимание жены — к ее творчеству. Незадолго до смерти, Шарлотта Николлс грелась у камина и вдруг сказала мужу: «Если бы мы не сидели тут вдвоем, я бы, наверное, сейчас писала». И, бросившись наверх, вернулась с рукописью и стала читать ее вслух. Когда она закончила, ее супруг сурово заметил: «Критики скажут, что ты повторяешься». «Я переделаю, — с готовностью отозвалась она, — я по два, три раза принимаюсь за роман, прежде чем остаюсь довольна». Но этим планам не суждено было сбыться.

Книга Е. Б. Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте» представляет собой результат масштабного исследования, проведенного писательницей. Этот биографический роман — это как встреча со старыми друзьями: добродушной, гордой Шарлоттой; свободолюбивой, стойкой и загадочной Эмили; кроткой и смиренной Энн. В процессе чтения настолько проникаешься характерами персонажей, что становится очевидным, что в образах Шерли и Кэролайн из романа «Шерли» Шарлотта изобразила своих любимых сестер — Эмили и Энн, к тому времени уже покинувших этот мир.


Екатерина Борисовна Митрофанова

Роман «Роковая тайна сестер Бронте» написан в стиле, подражающем стилю самих сестер, очень живо и эмоционально. Подобно самой Шарлотте, исследователь ее творчества иногда впадает в патетику и повторяет одни и те же чересчур высокопарные выражения. Например, бросается в глаза слишком частое употребление довольно редкого слова «предвечный» в выражениях «предвечные силы», «предвечный страх», «предвечная исповедь» и других. Автор берет на себя смелость в высказывании причин столь раннего ухода сестер из жизни. В книге говорится о семейном проклятии, которое наложил на весь род Бронте некий Чарльз Лонгсборн, отец Ричарда Лонгсборна, некогда добивавшегося руки тети сестер Элизабет Бренуэлл. Тетя ему отказала, так как любила другого человека, якобы отца семейства Бронте, а Ричард от отчаяния отказался от семейных привилегий и места в парламенте, выбрав судьбу простого пастора, чтобы максимально походить на своего соперника, преподобного Патрика Бронте. За это его отец проклял своего сына и весь род Бронте.

Несомненно, что подобная гипотеза является всего лишь плодом воображения писательницы. Всем исследователям давно известно про нездоровый климат Хауорта и уровень медицины того времени, когда даже диагностика заболеваний была на очень низком уровне, не говоря уже про их лечение. Читая о жизни этой семьи, возникает ощущение, что сестер Бронте мало заботила материальная сторона жизни. Несмотря на проблемы со здоровьем, бедность и неудавшуюся личную жизнь, они находили утешение в общении друг с другом, в бесконечном саморазвитии и литературном творчестве. А ведь как писал А. Кони, «только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета».

Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь Отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов

Единственный портрет сестер, написанный их братом

Итак, если коротко, в 1820 году в глухую деревню Хейворт (на севере страны в графстве Йоркшир) приезжает семья Бронте. Главе семьи Патрику Бронте, было предложено место
приходского священника (он получил достойное образование в колледже Кембриджа), семья поселилась в большом доме для приходского священника.


Задний двор дома Бронте

Церковь-приход, где работал Патрик Бронте

Так выглядел Патрик Бронте в молодости, ирландец, был образованным, начитанным, писал поэмы и статьи в журналы, именно он привил детям страсть к знаниям, любовь к книгам, дал допуск до библиотеки, выписывал журналы и поощрял их чтение.

Так выглядела церковь в то время

Год спустя после переезда, умерла его жена Мари от рака, англичанка, дочь преуспевающего владельца магазина в Корнуалле, оставив ему шестерых детей. Заботу о них, и их воспитание взяла на себя ее старшая сестра Элизабет. Отец был занят приходом.
Две старшие дочери умерли три года спустя, после смерти матери.

  • Мари (1814 - май 1825) умирает от чахотки
  • Элизабет (1815 - июнь1825), умирает следом, тоже от чахотки
Эти две старшие дочки и Шарлотта были отданы в школу-интернат, где директор, считал своей религиозной обязанностью -мучить детей, бить их и истязать, была жесткая дисциплина, жуткий холод (могу представить эти неотапливаемые помещения) и голодной паек, без надлежащих санитарных условий, там две старшенькие и заболели и вскоре умерли одна за другой...
Отец забрал Шарлотту после их смерти, и все остальные дети получили домашнее образование.
  • Шарлотта (1816 - 1855) умерла в возрасте 38 лет, будучи беременной
  • Бранвелл (1817 - 1848) умер в возрасте 31 год от алкоголизма и наркотической опиумной зависимости
  • Эмили (1818 - 1848) умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза
  • Энн (1820 - 1849) умерла в возрасте 29 лет от туберкулеза
Надо заметить, что в то время, в том неблагополучном, далеко не курортном месте, где они жили, средняя продолжительность жизни была - 26 лет. Места болотистые, сырость, ветра и постоянные холода.

Семья эта уникальна, дети были очень одаренные, ранние смерти (друг за другом) близких им людей, изолированность и провинциальность, местные природные пейзажи повлияли на их чуткое восприятие. Отец привил любовь к книгам, он же купил 12 деревянных солдатиков, которые вдохновляли их на сочинение сказок и историй.

Они, вчетвером, сочиняли и писали маленькие истории, с рисунками, с изображениями, с картами, с детальными планами, в малюсенькой книжечке, размером с банковскую карточку.

которая была продана на аукционе за 360 000фунтов

Сестры искали пути как заработать деньги. В то викторианское время, у женщин мидл класса были две возможности: выйти замуж и воспитывать детей или идти в гувернантки и учителя.
Трагедии в их детстве, отдаленность от центра и изолированность, скучная жизнь способствовали быстрому взрослению и раннему развитию.
В 1831 году Шарлотта пошла работать в школу, ей было всего 15 лет, следом стала работать Эмили. А Энн пошла в гувернантки в богатую семью, там же и брат устроился репетитором.
Но вскоре брата уволили с позором за любовную связь с членом семьи. Брат был одаренный художник, но обстоятельства, отдаленность и условия жизни не позволили "сделать карьеру", он стал пить и пристрастился к опиуму. Он рисовал много набросков, но картину закончил только одну, где три сестры... Первоначально он был между ними, но потом он "мистически" убрал себя...оставив пятно на том месте.


Портрет Эмили

Портрет Энн

Этот набросок он нарисовал, будучи уже с больным воображением

Сестры написали много поэм, но опубликовать их было невозможно в то время, т.к. считалось, что это не женское занятие. Они решают открыть частную школу при доме (он был огромный), для чего Шарлотта и Эмили поехали в Брюссель подучить французский и заодно немецкий языки. Там они показали себя очень продвинутыми и успешными в учебе, им даже было предложено остаться и работать там. Эмили делала успехи в музыке, а Шарлотта во французском языке. Но учеба убедила ее быть писательницей. Есть подозрение, что Шарлотта была платонически влюблена в своего талантливого преподавателя, намного старше нее и женатого, она написала ему четыре письма, он их порвал, но его жена склеила их и сохранила для потомства... (позже эти письма его дети продали музею).

Вскоре умерла их тетя, она оставила им небольшое наследство, сестры решили опубликовать на часть полученных денег свои поэмы под мужскими псевдонимами. Эти поэмы не имели успеха, были проданы только два журнала.

Они закончили свои романы почти одновременно. Шарлотта написала "Джейн Эйр" в 1848г, Эмили написала " Грозовой перевал" в 1848 и Энн закончила в 1849 году " The tenant of Wildfell Hall" и "Агнес Грей". Все книги были опубликованы тоже под теми же мужскими псевдонимами.

Три сестры пишут свои романы

Их комната, где они писали свои романы, теперь это музей


Сохранившийся рисунок Шарлотты


Сестры были близки, талантливы - знали несколько языков, играли на фортепиано, рисовали, писали поэмы, романы... Но были разные по характеру, Эмили была скромной и чувствительной, Шарлотта же наоборот была амбициозна и хотела славы (имела право!). Но то время было не феминисткое.... Позже Эмили напишет, что мы, как дерево, корень у нас один, а ветви разные...




Top