Индийский факир может лечь головой спиной. Как индийские факиры обманывают своих зрителей

Индийская чудо-веревка (или канат) — трюк с заклинаниями, столетиями поражавший воображение и порождавший неисчислимые догадки. Некоторые утверждают, что это — всего лишь миф или иллюзия, возникающая под действием гипноза.

Веками европейские путешественники привозили из Индии рассказы о невероятных трюках, которые показывают бродячие индийские фокусники. Но более других поражали воображение выступления со знаменитой чудо-веревкой.

Подобные истории вызывали множество толков и предположений, включая версию о том, что это — всего лишь миф, ибо не удалось найти человека, своими глазами видевшего удивительный трюк. Точно одно: индийская чудо-веревка вызывала более горячие дискуссии, чем любой другой вид заклинаний. Было ли это на самом деле? Если да, то как это делалось?

Возможно, часть ответа скрыта в особой тренированности тех, кто показывает необычный номер. Многие индийские фокусники (или «факиры», что в переводе с арабского означает «нищий») способны совершать поистине замечательные подвиги — такие, как управление своей нервной системой посредством силы воли, что достигается постоянными упражнениями по методикам йогов.

Кроме того, факиры в совершенстве владеют артистическим искусством, даром внушать иллюзии и делать трюки с заклинаниями. На Западе многие номера их репертуара относят к категории «массовых галлюцинаций» или «массового гипноза». Более того, говорят, будто нет ни одного человека, который сам был бы очевидцем трюка или лично знал такового.

Обреченная, по-видимому, на вымирание, индийская чудо-веревка запомнится — если вообще запомнится — как массовая иллюзия или красочный миф. И если кто-то с этим не согласен, его можно простить, поскольку уж очень долгая и сенсационная история у этой загадки.

Вряд ли Запад услышал бы о чудо-веревке и хоть один человек воспринял бы эти рассказы всерьез, если бы не записки великого марокканского естествоиспытателя и писателя Средневековья Ибн Баттуты. В 1360 году в числе прочих именитых гостей он получил от Акбах-хана приглашение на обед в царском дворце в Хань-Чу в Китае. После обильной трапезы Акбах-хан предложил насытившимся гостям последовать за ним в сад, где все было подготовлено в началу удивительного развлечения. Вот что Ибн Баттута написал об этом в своем дневнике:

«После пира один из артистов взял деревянный шар, в котором было несколько отверстий. Через них он продел веревку. Затем так швырнул шар вверх, что тот исчез из вида и там остался, хотя никакой видимой опоры не было.

Когда в руке остался лишь небольшой конец веревки, артист приказал одному из мальчиков-ассистентов уцепиться за веревку и взобраться по ней наверх, что тот и сделал. Он лез выше и выше, пока тоже не исчез из вида. Артист трижды звал его — ответа не последовало. Разозлившись, он взял нож, ухватился за веревку и тоже исчез в вышине.

Затем артист спустился на землю, принеся с собой руку своего помощника, который первым поднялся по веревке; потом принес ногу, вторую руку, вторую ногу, туловище и наконец голову. Помощник, естественно, умер. Одежды артиста и мальчика были в крови.

Окровавленные части тела факир приложил на полу одну к другой в их изначальном порядке. Затем он поднялся и слегка пнул сложенное из кусков тело, которое вновь оказалось ребенком — совершенно нормальным, целым и невредимым».

Поскольку не существует рационального объяснения таким чрезвычайно необычным явлениям, как левитирующие веревки и чудесное воскрешение, последующие поколения считали сообщения Ибн Баттуты и им подобные пустой болтовней или шумихой, призванной вытянуть несколько монет у наиболее легковерных. Средневековые ученые объявили трюк с веревкой ложью. В XIX веке его объясняли с точки зрения новой захватывающей науки о гипнозе.

Предприимчивая американская газета «Чикаго дейли трибюн», испытывавшая в 1890-е годы трудности с тиражом, возвестила о своем вступлении в дискуссию и отправке своих журналистов — писателя С. Эллмора и художника Лессинга — в далекую Индию со смелой миссией. Им поручено было сфотографировать, сделать эскизы и наброски и в конечном счете доказать, что этот трюк — всего лишь фокус.

Хотя было известно, что номер с индийской чудо-веревкой демонстрируют очень редко, американцы вскоре возвратились в Чикаго с несколькими эскизами и фотографиями, которые, казалось, нанесли сокрушительный удар по славе трюка, доказывая, что он был, как и предполагалось, «массовой галлюцинацией». Когда пленку проявили, на снимке был только индус в мешковатых штанах, окруженный загипнотизированной толпой.

Не оказалось и отвердевшей веревки, по которой можно было подняться наверх. Естественно, напрашивался вывод, что «увиденное» являлось плодом коллективного внушения. Газета напечатала статью, и стало ясно, что усилия проницательных журналистов «Трибюн» завершились триумфальным разоблачением.

Прошло несколько месяцев, и был пролит свет на другой «дерзкий трюк» — удача отвернулась от чикагской «Трибюн». Работы Лессинга-Эллмора были разоблачены как фальшивки, каковыми они и оказались на самом деле. Лессинг никогда не ступал на азиатскую землю и уж тем более не был очевидцем оклеветанного им трюка с индийской веревкой.

Более того, журналист с именем «С. Эллмор» вообще не существовал. Уступив давлению, издатель сам выступил с опровержением, объявив содеянное шуткой, разыгранной с целью увеличения спроса на газету.

Тридцать лет спустя газеты вновь запестрели статьями о чудо-веревке, поскольку некто полковник Эллиот обратился в лондонский «Кружок магии» с предложением решить проблему раз и навсегда.

В марте 1919 года полковник назначил премию в пятьсот фунтов стерлингов тому, кто сможет продемонстрировать трюк в условиях тщательного научного контроля. В связи с полным отсутствием факиров в самом Лондоне в «Таймс оф Индия» было опубликовано объявление, сулившее баснословное вознаграждение любому индусу, способному совершить подвиг с индийской веревкой. Однако заманчивое предложение осталось без ответа.

Чопорным джентльменам из «Кружка магии» пришлось согласиться со сторонниками парапсихологической версии, что индийская чудо-веревка была результатом «коллективной галлюцинации». Им даже в голову не пришло, что факиры отнюдь не принадлежат к числу праздных богачей, которые проводят день в клубе для джентльменов за чтением газет, издаваемых на английском языке. Большинство факиров того времени не умели читать даже на родном языке и уж тем более говорить и читать по-английски.

Однако через несколько лет после упомянутой акции «Кружка магии» несколько ирландских и английских солдат, служивших в Индии, стали очевидцами представления, почти полностью совпадавшего с чудесами, описанными Ибн Баттутой в XIV веке.

Трюк с веревкой часто трактуют как форму гипнотического внушения. Однако представьте себя на месте гипнотизера, странствующего по Индии и дающего представления любой собравшейся публике. Логично допустить следующее. Ваша аудитория состоит, скажем, из пятидесяти индусов из Нью-Дели (которые почти всегда говорят на английском) и пятидесяти ламаистов — буддистов из Сиккима (мало кто из них говорит по-английски), северной провинции Индии.

Не умея говорить ни на хинди, ни на тибетском наречии, вы начинаете сеанс гипноза на английском языке, и вскоре ваше умение начинает действовать. Вы заставляете их войти в состояние глубокого сна и «видеть» дракона с золотыми крыльями. И тут замечаете, что англоговорящие делийцы созерцают мифическое существо, а пятьдесят буддистов сидят напротив вас в ожидании начала представления.

Принцип вполне понятен. Насколько нам известно, гипнотическое внушение всегда сопровождалось воздействием речи; если субъект не понимает языка, на котором производится внушение, он не войдет в состояние гипноза. Коль скоро массовый гипноз не является ответом на интересующий нас вопрос, то следует искать иное объяснение трюка.

Удивительное свойство веревки тщательно хранят в секрете и передают от отца к сыну как фамильную реликвию. Во все времена людей, знавших тайну трюка, можно было пересчитать по пальцам одной руки — к тому же говорят, что этот номер очень рискованный и при малейшей ошибке можно свернуть себе шею. Полагают, что к 1940-м годам факиры, демонстрировавшие сей удивительный номер, стали слишком старыми для выступлений с чудо-веревкой. Но если этот трюк — не миф, то как его делали?

Предположим, что секрет скрыт в самой веревке и что в прямом состоянии ее поддерживает механизм из вставок (металлических или деревянных) или скрытое в земле устройство. Главная же тайна буквально висит в воздухе.

Когда впервые был исполнен этот номер — задолго до появления невидимой проволоки, зачастую используемой современными иллюзионистами, — искусно сделанные длинные прочные шнуры были черными.

Поскольку они отнюдь не отличались «незаметностью», трюк всегда демонстрировался с наступлением сумерек, когда черный шнур становился невидимым на фоне потемневшего неба. Кроме того, номер следовало исполнять на достаточно тесной площадке и ни в коем случае не посреди пустыря или иного открытого места.

Впрочем, чтобы избежать разоблачения при выступлении в долине, достаточно было расположиться между двумя буграми или холмиками. Шнур натягивали между ними так, чтобы он скрывался в листве деревьев. Чтобы наверняка утаить его от пытливых глаз скептически настроенных зрителей, факир начинал выступление в сгущающихся сумерках и поначалу «разогревал» толпу прибаутками и банальными фокусами до тех пор, пока небо наконец не становилось черным.

Тогда помощники выносили фонари и располагали их на специальных подставках вокруг сидевшего на земле мага, который предварял главный трюк достаточно скучным и долгим традиционным предисловием, дабы отвлечь внимание аудитории.

Представьте себе такую сцену: расположившись на расстоянии всего трех-четырех метров от публики, факир непрестанно что-то рассказывает, достает из плетеной корзины веревку, многократно изгибает и скручивает ее, подбрасывает в воздух, показывая всем, что веревка совершенно обыкновенная.

Обычно маги не рискуют прикреплять утяжеляющий деревянный шарик под взглядами зрителей и вплетают его в конец веревки заранее. И вот, продолжая балагурить, он размахивает поднятыми руками и швыряет ее вверх в очередной раз...

Зрители уже утомились и не замечают, как факир ловким движением вставляет металлический крюк в специальное отверстие в деревянном шарике. Этот крюк привязан к очень тонкому и прочному волосяному шнуру, незаметному на фоне черного неба. Шнур поднимается на высоту приблизительно восемнадцати метров, где он переброшен через главный горизонтальный шнур.

Зрители же, ослепленные светом фонарей, видят, что веревка поднимается в воздух, подчиняясь неведомой магической силе. При резком контрасте между освещением площадки и чернотой неба им кажется, что она парит в воздухе, поднявшись на высоту 60—90 метров. Зрители попросту не видят, что ее вытягивают наверх спрятавшиеся в укрытии помощники факира.

Когда маг приказывает своему помощнику — мальчику в возрасте восьми-девяти лет — подняться по веревке, публика хорошо понимает ребенка, упорно не желающего следовать в пугающую неизвестность. Конечно, в итоге мальчик уступает, взбирается все выше и выше и в конце концов исчезает из вида — на высоте около десяти метров он оказывается недосягаемым для света фонарей. Добравшись до главного шнура, он цепляется за него крюком и проверяет надежность крепления веревки.

Тем временем факир безуспешно зовет мальчика — тот не удостаивает его ответом. Разъяренный маг хватает огромный нож, сжимает его зубами и бросается наверх вслед за помощником. Через несколько мгновений он тоже исчезает в темноте, и зрители слышат лишь его злобную ругань и предсмертные крики мальчика. Потом — о ужас! — на землю начинают падать части тела несчастной жертвы.

На самом деле это — части тела крупной обезьяны, обмотанные окровавленными тряпками, похожими на одежду мальчика. Они были спрятаны под просторным халатом самого факира. Последней падает отрезанная голова, обмотанная тюрбаном. Естественно, зрители не выказывают желания осмотреть ее.

Четыре помощника бросаются к останкам товарища с громкими причитаниями. Тем временем наверху мальчик прячется в опустевших просторных одеяниях факира. Маг спускается вместе с ним вниз, причем внимание зрителей приковано прежде всего к «окровавленному» клинку в его зубах. При виде расчлененного тела факир «осознает» происшедшее, начинает «раскаиваться» и падает наземь рядом с останками.

Помощники, пытаясь утешить хозяина, окружают их плотным кольцом. В это время мальчик выскальзывает наружу, а части тела обезьяны вновь исчезают под одеждами мага.

Помощники отходят, а зрители видят факира, склонившегося над сложенными вместе кусками тела жертвы. Наконец он встает и произносит несколько волшебных слов, после чего наносит чувствительный резкий удар, и вдруг, — о чудо! — мальчик оживает.

Из книги "Величайшие загадки аномальных явлений"

– Я хочу, молодой человек, чтобы это кольцо всегда напоминало вам об Индии. Если вы откажетесь его принять, я решу, что дружеское расположение рани Алвара вам неприятно, – сказала княгиня.

Томек покраснел, надевая кольцо на мизинец левой руки. Не мог же он в самом деле обидеть княгиню отказом.

В тот момент, когда княгиня вручала Томеку кольцо, Вильмовский заметил на лице Бартона тень неудовольствия и многозначительный взгляд, брошенный полковником в сторону задумавшегося магараджи. Вильмовский стал опасаться, что Томек, который всегда и везде легко находил себе друзей, на этот раз может причинить им лишние трудности при исполнении загадочных планов Смуги. Как раз в это время боцман прервал свой рассказ и потянулся за чашкой ароматного чая. Андрей Вильмовский воспользовался случаем, чтобы начать общую беседу.

– Еще в Европе мне приходилось слышать о тех необыкновенных чудесах, которые совершают индийские йоги и факиры. И все же, несмотря на то, что я уже несколько дней нахожусь на родине тайн и чудес, мне лишь раз в жизни довелось видеть факира... да и то в Англии, где он демонстрировал в цирке различные фокусы, – громко сказал Вильмовский, глядя прямо на сына, который весьма интересовался этой темой.

Вильмовский не ошибся в своих расчетах. Боцман первый забыл о своей чашке чая и громко воскликнул:

– Ваша правда! Мы тогда были в цирке вместе! Этот бородатый фокусник совершенно спокойно ложился голой спиной на доску, усеянную острыми гвоздями, питался ножами, глотал огонь и заклинал змей. Это были весьма ловкие трюки!

– Папа, ты, пожалуй, забыл об уличном заклинателе змей, которого мы встретили в Бомбее. Мы даже поспорили, есть ли у его змеи ядовитые зубы, – заметил Томек, прерывая беседу, которую вел с княгиней вполголоса.

– По-моему, заклинатели змей – не фокусники, – сказал Вильмовский. – Поэтому я смело утверждаю, что мы до сих пор не видели в Индии факиров.

– Да, мне очень хотелось бы увидеть настоящего факира, – взволнованно сказал Томек.

Магараджа Манибхадра улыбнулся и, принимая из рук служителя короткую, набитую табаком трубку сказал:

– Я постараюсь удовлетворить ваше любопытство. Однако пусть прежде полковник Бартон объяснит вам подлинный смысл слов: факир и йога. Во время длительного пребывания в Индии полковник интересовался не только политическими делами нашей страны, но и таинственным учением наших святых мужей, любопытными приемами индийских фокусников. Полагаю даже, что он уже стал отменным знатоком этих вопросов.

Англичанин насупился, так как почувствовал в словах магараджи тень насмешки, но, несмотря на это, свободно ответил:

– Я охотно сделаю это, так как многие европейцы превратно толкуют значение этих слов. «Факир» – арабское слово, которое обозначает нищенствующего мусульманского монаха, давшего обет бедности. Что же касается йоги, то в Индии так зовут людей, изучающих таинственные силы природы и применяющих с этой целью, в соответствии с индийской философией, специальную систему упражнений йога, для того, чтобы полностью распоряжаться собственным духом и телом.

– Пожалуйста, объясните мне, в чем заключается система йога? – с любопытством спросил Томек.

– Чтобы стать йогой, надо отказаться от всякого имущества, бросить семью и поселиться в пустыне подальше от человеческих поселений. Избранный йогой гуру, или учитель, дает указания о том, какие следует принимать положения тела, делать движения и какие священные изречения изучать наизусть. После того, как будущий йога усвоит основы этих знаний, он проходит науку правильного дыхания и мышления. Если он успешно пройдет весь цикл трудных упражнений, ему назначают покаяние. Пройти покаяние не так-то легко. Кающийся йога дает обет долголетнего молчания, либо обязуется сидеть на солнцепеке у горящих костров, или длительное время находиться в воде, высунув из нее только голову. Иногда йога должен целыми часами держать одну или обе руки вытянутыми вверх. Кроме того, он обязан совершить несколько паломничеств ко святым местам.

После того, как йога успешно закончит это послушничество, он становится «шанниаси», т.е. кандидатом в святые. Теперь остается совершить символический обряд собственного погребения, означающий умерщвление плоти и рождение йоги для духовной жизни. Эта церемония превращает шанниаси в святого человека; совершенствуясь далее, он может дойти до высшей степени посвящения и стать парамахамсом.

Между мусульманским нищенствующим монахом, дервишем и индийским йогой, принимающим после послушничества наименование шанниаси, есть одно общее, а именно – обет бедности.

Но они не имеют ничего общего с теми факирами-фокусниками, которые для заработка показывают ловкие фокусы, кажущиеся нам иногда совершенно чудесными.

– Действительно, вы очень ясно нам это объяснили, – сказал боцман. – Но раз мы ничего не смыслим ни в арабской, ни в индийской религиях, то нас больше интересуют именно факиры-фокусники. Любопытно, есть ли еще такие в Индии?

– А как же, конечно есть и, подобно заклинателям змей, они объединены в самостоятельную общину. Я думаю, что его высочество магараджа Алвара подготовил нам какой-то сюрприз. Возможно, мы увидим настоящего индийского факира.

Не успел полковник Бартон закончить последнюю фразу, как магараджа Манибхадра четыре раза ударил в ладоши. Перед гостями немедленно появился старый, сгорбленный индиец с плоской, закрытой корзиной в руках. Бедно одетый старец носил на голове чалму, украшенную тремя павлиньими перьями – отличительным знаком заклинателей змей. Старик остановился перед магараджей, поставил свою корзину на землю, и, сложив руки на груди в ритуальном приветствии, низко поклонился владыке Алвара.

Манибхадра слегка кивнул головой. Мановением руки позволил заклинателю начать представление.

Старик установил плоскую корзину в центре зала и открыл крышку. На дне корзины лежала, свернувшаяся в клубок, желтовато-серая с голубоватым отливом змея. Заклинатель сел рядом с корзиной, по-восточному поджал под себя ноги, добыл из-за пазухи халата инструмент, по виду напоминающий кларнет, и заиграл медленную, тоскливую, монотонную мелодию.

Через несколько мгновений змея приподняла голову и стала выпрямлять свое блестящее тело. Создавалось впечатление, что змея сидит на хвосте, свернутом в кольцо.

– Нала-памба, очковая змея , длиной, пожалуй, более полутора метров, – шепнул Бартон польским охотникам, которые с интересом смотрели на необыкновенное зрелище.

– Великолепный экземпляр кобры, – тоже шепотом произнес Вильмовский.

Сначала змея не желала покинуть корзинку. Потом стала проявлять беспокойство. Движения ее становились быстрее. Она развернула головной щит, на котором виднелся узор, поразительно похожий на очки. Спереди на брюхе змеи виднелись три поперечные черные полосы. Раздраженное пресмыкающееся громко шипело и быстро двигало высунутым из пасти языком. Заклинатель ни на секунду не прерывал игры на своем инструменте. Кобра несколько раз бросалась к нему, словно пыталась его укусить, но заклинатель упорно смотрел на нее, не отступая ни на шаг.

Монотонная мелодия безостановочно лилась. Змея медленно стала впадать в какой-то транс. Глаза кобры, еще минуту тому назад горевшие бешенством и ненавистью, теперь были неподвижны, словно она находилась в столбняке.

Заклинатель змей, не переставая играть, медленно придвинулся к кобре. На миг он коснулся носом, а потом языком головы змеи. Словно проснувшись от летаргического сна, кобра с бешенством бросилась на своего укротителя, но тот успел отскочить от нее. Кобра успокоилась, и заклинатель закрыл корзину.

– Ах, будь ты неладен! Если у змеи не вырвали ядовитых зубов, то этот человек рисковал жизнью, – недоверчиво воскликнул Вильмовский.

– Если бы заклинатель не рисковал жизнью, его искусство не стоило бы и одной рупии, – сказал магараджа, обводя своих белых гостей насмешливым взглядом. – Впрочем, легко проверить, есть ли у этой кобры ядовитые зубы. Может быть, кто-нибудь из вас желает проверить лично?

На протяжении многих столетий европейские путешественники привозили из Индии рассказы об удивительных трюках местных бродячих фокусников. И первое место среди них, бесспорно, занимал номер с верёвкой. Фокусник подбрасывает её в воздух, она вытягивается вертикально, и по ней можно взобраться вверх, как по шесту. Этот фокус называют «индийский трюк» или «индийский канат» - и его секрет до сих пор не разгадан до конца.

Оживший мальчик

В вечернее время, при свете факелов или фонарей, факир в широком халате, бормоча заклинания, достаёт из плетёной корзины толстую верёвку, многократно изгибая и скручивая её. Зрители видят, что верёвка самая обычная. Фокусник несколько раз подбрасывает её в воздух - и в какой-то момент она становится прямой и твёрдой, её нижний конец зависает в нескольких десятках сантиметров от земли.

Маг просит своего помощника-мальчика подняться по верёвке. Тот отказывается, но в итоге фокуснику удаётся его убедить. Мальчик карабкается по верёвке до тех пор, пока не исчезает из освещённого факелами пространства. После этого он теряется во тьме индийской ночи и зрителям больше не виден.

Факир приказывает юному ассистенту вернуться, но не получает ответа. Фокусник изображает гнев, берет огромный нож и, сжимая его в зубах, лезет вслед за мальчиком - пока тоже не скрывается в темноте. Зрители слышат брань мага и жалобные крики мальчика. Потом на землю падают куски тела юного помощника - в том числе голова в тюрбане. Факир спускается на землю один, клинок, зажатый в его зубах, покрыт кровью.

Другие помощники мага собирают части тела мальчика в корзину или мешок. После этого фокусник произносит заклинание - и юный помощник появляется перед зрителями совершенно невредимым.

Первым был Будда

Этот трюк перекликается с древней индийской легендой. Когда-то Будда хотел показать народу свои удивительные способности, чтобы люди убедились в его силе и поверили в его учение. Для этого он поднялся в воздух и разрезал своё тело на куски, а потом соединил их и снова стал самим собой.

Такое чудесное повторение действий самого Будды во все времена говорило о способностях факира (в переводе с арабского - «бедняк», обычно странствующий монах) и позволяло ему стать советником правителя. В древнеиндийском трактате «Артхашастра» («Наука политики»), составленном ещё в V веке до н.э., рассказывается, что факиры, помогающие правителям, получали годовое жалование 1000 медных монет - столько же, сколько профессиональные шпионы. Задачей магов было убедить народ, что правитель общается с богами.

В другом старинном индийском трактате есть описание представления, которое факир дал для сына легендарной царицы Суручи. Сначала маг волшебным образом создал дерево, потом подбросил в воздух клубок нитей так, чтобы конец нити зацепился за ветку. Взобравшись по нити, фокусник исчез в листве дерева. Через некоторое время части его тела упали на землю, помощники мага сложили их вместе - и факир ожил.

Может быть, гипноз?

В научном мире об «индийском канате» стало известно благодаря знаменитому арабскому путешественнику и естествоиспытателю Ибн Баттуте, который в середине XIV века видел такое представление и описал его в своём трактате. Правда, другие средневековые учёные посчитали висящую в воздухе затвердевшую верёвку и оживление расчленённого тела не только ложью, но и богохульством.

Тем не менее, интерес к «индийскому трюку» не снижался на протяжении многих столетий. В конце XIX века секрет факиров объясняли модным тогда гипнозом.

Дошло до того, что американская газета «Чикаго дейли трибьюн», испытывавшая трудности с тиражами, послала в Индию двоих корреспондентов - писателя С. Эллмора и художника Лессинга. Они должны были сфотографировать и зарисовать действия факира во время исполнения «индийского трюка» - и доказать, что имеет место массовый гипноз.

Американцы вернулись из далёкой страны с несколькими эскизами и фотографиями. На снимках и рисунках был только факир, окружённый толпой. Верёвка вообще отсутствовала. Такие фотографии должны были доказать, что весь трюк - результат коллективного внушения.

Но позже выяснилось, что работы Лессинга и Эллмора - фальшивки. Американцы вообще не ездили в Индию. Более того, журналисты с такими фамилиями не числились в данной газете. Заодно стало понятно, почему фамилию Эллмора газета приводила с инициалом, а фамилию Лессинга - нет. Владелец газеты извинился и объяснил, что это шутка, призванная увеличить тираж. А псевдоним С. Эллмор (англ. S. Ellmore, то есть sell more - «продавать больше») был придуман, чтобы читатели могли догадаться о мистификации.

Кстати, версия о том, что трюк «индийский канат» является результатом массового гипноза, популярна до сих пор. В частности, это утверждает известный английский психиатр Александр Кэнон в своей книге «Невидимое воздействие». Но противники данной теории задают естественный вопрос: а зачем тогда нужен канат? Почему маг не внушит зрителям, что он и его ассистент просто взмывают в воздух? Тем более что Будда когда-то поступал именно так.

£10000 за показ

Существуют многочисленные фотографии, на которых запечатлена свисающая с неба верёвка и карабкающийся по ней мальчик или факир. Первый такой снимок был опубликован английским издательством «Стрэнд» в 1919 году - с подписью, что фотографию сделал некий лейтенант Ф.В. Холмс недалеко от индийского города Пуна.

Снимок вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Многие утверждали, что это не верёвка, а длинный бамбуковый шест. В лондонский «Кружок магии» обратился некто полковник Р. Эллиот, посуливший премию в 500 фунтов стерлингов тому, кто повторит «индийский трюк». Объявление о щедром предложении было напечатано в крупнейших газетах Индии, но на него никто не откликнулся.

Чуть позже британский иллюзионист и изобретатель Джон Маскелайн увеличил награду до пяти тысяч фунтов, а вице-король (назначенный от Англии правитель) Индии лорд Генри Лансдаун - до десяти тысяч фунтов стерлингов. Увы, и эти призывы были проигнорированы факирами. Однако же о том, что стали свидетелями данного чудесного явления, писали такие авторитетные личности как литераторы Редьярд Киплинг, Максим Горький и Морис Метерлинк, а также художник Николай Рерих.

Фокус разгадан?

Только в середине 1930-х годов американский иллюзионист Гораций Голдий разгадал секрет фокуса. Для этого ему пришлось восемь лет путешествовать по Индии и общаться с паломниками и факирами!

Прежде всего - маги пользуются необычной верёвкой. Она сделана из оплётки, внутри которой находятся небольшие деревянные брусочки с закруглёнными краями. Сквозь эти брусочки продернут прочный шнур - таким образом, если его натянуть и закрепить, верёвка становится «затвердевшей».

И, конечно, она не зависает в небе и не поднимается сама по себе. Предварительно помощники факира натягивали над местом демонстрации фокуса длинные прочные шнуры чёрного цвета. Именно поэтому трюк показывали в сумерках и при свете фонарей или факелов - тогда чёрные шнуры вверху не были заметны. Верёвка подбрасывалась в воздух несколько раз - пока небольшим крюком на конце не цеплялась за заранее натянутый шнур, после чего помощники фокусника натягивали его туже, и верёвка поднималась как бы сама. Затем фокусник делал верёвку «твёрдой» и заставлял мальчика залезть наверх. Главной задачей юного (и лёгкого!) ассистента было хорошо закрепить канат на шнуре.

Сам факир лез наверх в халате, под которым были спрятаны части тела крупной обезьяны. Именно их фокусник сбрасывал вниз. А когда спускался, под халатом находился мальчик. Дальнейшее было делом техники: помощники собирали части тела якобы мальчика, маг выкрикивал заклинания - и юный помощник, целый и невредимый, появлялся перед публикой.

Главное - волшебство факира

Казалось бы, загадка разгадана. Многие иллюзионисты повторяли «индийский трюк» (в частности, в СССР его делал Эмиль Кио). Обезьяны при его исполнении больше не страдали - поскольку артисты пользовались муляжами частей тел.

И, несмотря на это, до сих пор некоторые профессиональные фокусники и исследователи искусства убеждены, что «индийский канат» отнюдь не был обманом зрителей и существовал на самом деле. В частности, об этом говорит знаменитый индийский иллюзионист Пратул Чандра Соркар, который собрал много свидетельств исполнения данного трюка - в том числе на открытом пространстве, где нельзя было натянуть шнуры.

В журнале Международного братства магов Linking Ring в 1998 году появилась публикация Эда Морриса, бывшего тогда президентом крупнейшей компьютерной компании IBM. Он рассказал о том, как вместе с женой видел трюк с «индийским канатом» - причём факир демонстрировал его на пляже, где натянуть вверху шнур не представлялось возможным. Верёвку мог потрогать любой желающий - никаких брусочков в ней не было. При этом канат распрямился и застыл в воздухе, по нему поднялся и спустился мальчик.

Сами индийцы утверждают, что секрет фокуса с канатом кроется в волшебстве факира и его умении общаться с небесными силами. Людей, которые его исполняли, во все времена можно было пересчитать по пальцам, а к концу XX века умерли последние из них. И настоящий «индийский трюк» подменили цирковым номером западных иллюзионистов.

Любопытно, что этому фокусу посвящён самый высокий в мире (на момент создания) памятник, установленный в 1979 году возле города Хюскварна (Швеция). Монумент изображает факира, бросившего вверх канат, по которому взбирается мальчик. Высота композиции - 103 метра, общий вес - 300 тонн.

Индийские факиры, особенно их высшая группа, или секта, так называемые йоги, уже давно пользуются во всем мире великой славой как волшебники.

Они могут совершать много чудесных вещей, знакомы с некоторыми психологическими процессами, которые западной науке стали известны совсем недавно. Факиры умеют приводить себя в состояние искусственного сна, подобного тому, который представляет собой естественное явление у многих животных. Факиры могут жить без пищи и почти без дыхания целые недели или даже месяцы.

Фантастическое мастерство индийских факиров тесно связано с учением йогов. Неотъемлемой частью учения является представление о всемогущей скрытой психической силе - «пране», которая позволяет йогам, натренировавшим свою волю, творить чудеса. Естественно, что здесь не обходится без иллюзионных трюков. Факиры - бродячие индийские фокусники - мастерски делают вид, что их иллюзионные трюки не что иное, как результат таинственной психической силы. Набор традиционных факирских трюков велик. По требованию публики пульс одной руки факира замедляется, а потом совсем прекращается и восстанавливается в другой руке. Факир прячет под мышками два твердых шарика. Достаточно нажать на них, чтобы пульс замедлился, а затем восстановился.

Две горсти сухого песка разного цвета высыпают в сосуд с водой, и все старательно перемешивается. После этого факир вынимает из сосуда сухим песок каждого цвета в отдельности. Безусловно, что песок предварительно подвергается особой обработке.

Факир на глазах у зрителей сажает в землю зернышко мангового дерева, засыпает его песком и накрывает платком. Приподнимая время от времени платок, он показывает, что из песка со сказочной быстротой прорастает молодой побег. Через полчаса факир снимает платок. Под ним оказывается настоящее деревцо с почками и листьями высотой около метра. Пока деревце «прорастает», факир произносит заклинания, делает вид, что разрезает себе руку и опрыскивает песок своей кровью. Все это не имеет никакого отношения к существу дела. «Чудо» совершается благодаря использованию так называемого «индийского резинового дерева». Свернутое спиралью до размеров детского кулачка, оно затем постепенно распрямляется как пружина.

Факир дает зрителям осмотреть маленькую утку, сделанную из жести, потом пускает ее плавать в тазу с водой, а сам садится, поджав под себя ноги, в двух метрах от таза. По команде факира утка ныряет и всплывает направо и налево. Зрители не замечают, что фокусник, беря утку из их рук, прикрепляет к ней нитку. Дергая ногой за нитку, факир кажется неподвижным. Нитка, которая проходит сквозь дно таза, управляет игрушкой, а вода, просачивающаяся в крошечное отверстие для нитки, скапливается внутри двойного дна.

Интересен тот факт, что факиры представляли значительную силу в политических интригах правителей. Об этом повествует древнеиндийский трактат «Артхашастра» («Наука политики»), составленный еще в V в. до н. э.

«Желающий победить государь, намереваясь овладеть заселенной местностью, принадлежащей врагу, должен объявить о том, что он всезнающий и имеет общение с богами. Этим самым он может побуждать к действию своих сторонников и запугивать противников.

Всеведение надлежит показывать следующим образом: после того как шпионы выведают все тайные (беззаконные) действия, происходящие в отдельных домах, о связи с божеством следует давать знать таким образом: данный государь должен вести разговоры с тайными агентами, имеющими вид божества огня или данного святилища - эти агенты проникают через посредство подземного хода вовнутрь изображений данных божеств, - должен воздавать им почести. Также он может вести разговоры и почитать иных агентов, являющихся из воды в виде драконов или водяных божеств; ночью можно опускать в воду светильник с морским песком и, зажегши его, показывать огненный венец; можно стоять на лодке, погруженной в воду и закрепленной (удерживаемой) с двух сторон каменным грузом, создавая впечатление, что стоишь на воде; можно непромокаемой тканью или кожей от зародыша закрыть голову так, что останется открытым только один нос, последним следует втягивать кунжутное масло, сваренное сто раз вместе с внутренностями пятнистых антилоп и с жиром раков, крокодилов, дельфинов, выдр и прочих, и двигаться таким образом по воде. Тогда распространится слух, что водяные божества, ночные духи совершают свой путь. При помощи таких колдовских действий на воде можно якобы заставить говорить дочерей драконов и Варуны и вступать с ними в разговор. В момент гнева такой имеющий общение с божествами государь может устроить, чтобы у него изо рта шел дым и огонь».

Факир, помогавший правителю, получал жалованье такое же, как и профессиональный шпион (сатри). Его годовое жалованье составляло 1000 пана (пана - медная монета массой 9,0 г).

И в последующие времена различные формы факирского фокусничества применялись для обмана.

Рис. 51. Факирский трюк

Английский майор Банкрофт, который служил в Индии, так рассказал об иллюзионе в исполнении факира Палавара: «Он лег на ковер между четырьмя вбитыми в землю бамбуковыми палками. Помощник навесил на палки куски ткани так, что получился род палатки. Двенадцать минут индиец оставался скрытым. Затем помощник снял покрывало, и мы увидели факира Суббайяха Палавара парящим в воздухе примерно в трех футах над землей. Некоторые скептически настроенные английские офицеры, присутствовавшие на представлении, длинными палками ощупывали пространство вокруг тела факира. Но он действительно парил в воздухе. Правая рука подпирала голову, как и прежде. Левая рука была немного отведена в сторону и легко опиралась на острие одной из воткнутых в землю палок.

Эта палка никак не могла выдержать вес факира… Четыре минуты парил он таким образом. Затем ткань снова опустилась, но на этот раз так, что внутренность палатки стала видна. И здесь произошло самое удивительное: индиец, не шевелясь, продолжал летать в воздухе, и его тело медленно опускалось. Тридцать две минуты потребовалось, чтобы опустить тело до земли с высоты в три фута».

Многие трюки факиров сейчас известны, но загадкой остается так называемый «Индийский канат». Популярнейший маг и кудесник иллюзионного искусства Дэвид Копперфилд говорит, что начало его артистической деятельности прошло под знаком «Индийского каната».

Индийская легенда рассказывает, что Будда решил продемонстрировать свои сверхъестественные способности народу, чтобы убедить его в своей силе и подготовить к обращению в истинную веру. Для этого чуда Будда поднялся в воздух, разрезал свое тело на куски, а потом соединил их под удивленными взглядами зрителей. Это чудо, интерпретированное впоследствии, стало коронным номером факиров и заклинателей под названием «Индийский канат».

В одном старинном трактате сохранилось описание представления, данного сыну царя Суручи. Факир волшебством создал дерево манго и подбросил высоко в воздух клубок нитей так, что конец нити зацепился за ветку. Взбираясь по нити, фокусник исчез на верхушке дерева. Через некоторое время части его тела упали на землю, но его помощник сложил их вместе, окропил водой, и факир вернулся к жизни.

Запад не узнал бы о чудо-канате, если бы не записки великого марокканского естествоиспытателя и писателя эпохи средневековья Ибн-Батутты. В 1360 г. в числе других знатных гостей он получил от Акбах-хана приглашение на обед в царском дворце в Хань-Чу в Китае. После обильной трапезы Акбах-хан предложил гостям последовать за ним в дворцовый сад, где было подготовлено удивительное представление.

В своем дневнике Ибн-Батутта записал: «После пира один из артистов взял деревянный шар, в котором было несколько отверстий. Через них продел веревку. Затем так швырнул шар вверх, что тот исчез из вида и там остался, хотя никакой видимой опоры не было. Когда в руке остался лишь небольшой конец веревки, артист приказал одному из мальчиков-ассистентов уцепиться за веревку и взобраться по ней наверх, что тот и сделал. Он лез выше и выше, пока тоже не исчез из виду. Артист трижды звал его - ответа не было. Разозлившись, он взял нож, ухватился за веревку и тоже исчез в вышине.

Затем артист спустился на землю, принеся с собой руку своего помощника, который первым поднялся по веревке; потом принес ногу, вторую руку, вторую ногу, туловище и, наконец, голову. Помощник, как было очевидно, умер. Одежды артиста и мальчика были в крови. Окровавленные части тела факир приложил на земле одну к другой в их изначальном порядке. Затем поднялся и слегка пнул сложенное из кусков тело, которое вновь оказалось ребенком - совершенно нормальным, целым и невредимым».

На протяжении столетий история «Индийского каната» вызывала множество слухов и толков, поскольку не удавалось отыскать человека, своими глазами видевшего удивительный трюк. Индийский чудо-канат вызывал горячие дискуссии, некоторые считали его мифом.

…В конце XIX в. из индийского путешествия вернулся бельгийский писатель Морис Метерлинк. Его рассказ поразил просвещенную Европу.

«Индийский фокусник, размахнувшись, подбрасывал вверх, к слепящему солнцу, свернутый круг пенькового каната, и тот разворачивался, устремляясь в высоту, а потом замирал, вытянувшись в перегретом воздухе, и оставался стоять вертикально. Худенький загорелый мальчик, ассистент фокусника, с акробатической ловкостью взбирался по нему вверх, словно обезьяна, и исчезал из виду. Фокусник некоторое время глядел ему вслед, а затем начинал звать обратно, приказывая вернуться. Ни звука не раздавалось в ответ - тишина, гробовое безмолвие. В гневе фокусник зажимал остро отточенный нож, поднимался вслед за мальчиком - и тоже пропадал в вышине. До замерших зрителей доносился шум отдаленной борьбы, раздавались чьи-то крики. На землю падали, подскакивая, окровавленные куски тела, руки, ноги, и знойная пыль взвивалась редкими облачками-фонтанчиками. Фокусник спускался вниз - с его ножа стекали красные капли. Вытерев лезвие, фокусник складывал останки в стоящую рядом плетеную корзину, после чего выполнял несколько магических пассов, и из корзины выскакивал улыбающийся мальчик, живой и невредимый. Слышались удары позванивающего бубна, и фокусник собирал коврик, а потом уходил с мальчиком по дороге, оставляя за собой неизгладимый след магии». Так живописал Метерлинк. «Это было необыкновенно, - повторял он. - Я видел чудо».

Люди верили его рассказу и не верили. Могли ли они знать, что возраст трюка «Индийский канат» составляет больше тысячи лет? Это стало известно потом, когда доктор философии Санкарашария натолкнулся в Сутрахведе - древних священных санскритских текстах - на следующие слова: «…Иллюзорный образ юноши, взбирающегося по веревке, создается факиром, сидящим на земле…». Исследователи начали искать разгадку этого феномена каждый на свой манер…

Американская газета «Чикаго дейли трибюн», освещавшая различные психологические штучки и таинственные чудеса, возвестила об отправке своих корреспондентов - писателя С. Элмора и художника Лессинга - в загадочную Индию со смелой миссией. Они должны были сфотографировать, сделать эскизы, наброски и доказать, что трюк «Индийский канат» - всего лишь фокус.

Многим было известно, что данный номер демонстрируется редко, но американцы вернулись в Чикаго с несколькими эскизами и фотографиями, которые доказывали, что знаменитый трюк, как и предполагалось, оказался «массовой галлюцинацией». Когда пленки проявили, на снимке было изображение индуса в мешковатых штанах, окруженного загипнотизированной толпой. Не оказалось и отвердевшей веревки, по которой мальчик мог бы подняться наверх. Напрашивался вывод, что «увиденное» являлось плодом коллективного внушения. Газета напечатала статью, из которой было ясно, что усилия проницательных корреспондентов «Чикаго дейли трибюн» закончились триумфальным разоблачением фокуса «Индийский канат».

Прошло несколько месяцев, и работы Лессинга и Элмора были разоблачены как фальшивки. Лессинг никогда не ступал на индийскую землю и не мог видеть оклеветанный им трюк «Индийский канат». Журналиста по имени С. Элмор вообще не существовало. Издатель выступил с опровержением, объявив происшедшее шуткой, разыгранной для увеличения спроса на газету.

Прошло тридцать лет, и газеты снова запестрели статьями о чудо-канате. Президент оккультного комитета Лондонского магического общества полковник Р. Эллиот категорически и недвусмысленно заявил: «Индийский канат» не более чем миф; никто и никогда не показывал его и не покажет». Эллиот созвал представительное совещание, на которое были приглашены профессиональные иллюзионисты, гипнотизеры, известные английские чиновники. В результате победа оказалась на стороне скептиков. И все же участники совещания не пожелали остаться в анналах истории недальновидными людьми и согласились оставить «допуск на чудо». В марте 1919 г. полковник Эллиот назначил премию в пятьсот фунтов стерлингов каждому, кто сможет продемонстрировать трюк в условиях тщательного контроля. В связи с полным отсутствием факиров в Лондоне в «Таймс оф Индия» было опубликовано объявление, сулившее большое вознаграждение любому индусу, способному воспроизвести фокус «Индийский канат». Однако заманчивое предложение осталось без ответа.

Эллиот и его коллеги сделали вывод, что трюк необходимо признать слухом, то есть мифом. Магам-джентльменам и в голову не приходило, что факиры не принадлежат к числу праздных снобов, проводящих день в клубе для джентльменов за чтением газет, издаваемых на английском языке. Большинство факиров тех времен не были обучены даже грамоте родного языка и не могли ни говорить, ни читать по-английски.

Вскоре выводы чопорных джентльменов из оккультного комитета были опровергнуты. В лондонской газете «Морнинг пост» был опубликован рассказ лейтенанта Ральфа Пэрсона о загадочном явлении, виденном им лично на небольшой железнодорожной станции Дондаши. Внимание Пэрсона привлекли крики бродячего фокусника, который развлекал пассажиров традиционным заклинанием змей. «После обязательных восклицаний и битья себя в грудь, он подбросил в воздух веревку длиной около трех метров, и по ней вскарабкался мальчик почти до самого конца», - писал Пирсон. Он оказался внимательным человеком и заметил, что веревка была растрепана на конце, а во время совершения эффекта казалась натянутой весьма туго.

Свидетельство Пэрсона явилось неожиданностью. Королева Виктория предложила тысячу фунтов стерлингов тому, кто сумеет продемонстрировать этот трюк. Английский иллюзионист Джон Маскелайн увеличил награду до пяти тысяч. Вице-король Индии лорд Ленсдаун обещал премию в десять тысяч фунтов стерлингов. Шло время, но на заманчивое предложение никто не откликался.

По техническим соображениям не спешили иллюзионисты. Они не считали газетные и журнальные публикации исчерпывающими. Им были чрезвычайно важны детали. Будучи профессионалами высокого класса, изучившими принципы иллюзионной техники, они прекрасно понимали, что «смотреть» еще не означает «видеть».

В случае с «Индийским канатом» из сообщений в прессе можно было извлечь лишь общую схему эффекта. Американский иллюзионист Гораций Голдин (1873–1939), человек, обладающий незаурядной настойчивостью, решил обратиться к первоисточникам и поехал в Индию.

Он поднимался высоко в горы, шагал по пыльным горячим тропинкам, посещал священные места, бродил с паломниками. Голдин бывал там, куда еще не заходил белый человек. Его путешествие длилось восемь лет. За это время он так и не встретил ни одного факира или дервиша, который бы подбросил вверх веревку и та окаменела.

«Когда я посетил в 1919 г. Рангун, - вспоминал Голдин, - я повстречал там йога, на закате солнца стоящего на голове около дерева. До меня дошли слухи, что этот йог знает секрет «Индийского каната». Именно Рангун стал тем местом, где к Голдину пришла разгадка этого трюка. «Ни один из йогов так и не стал говорить со мной о таинстве, но одна реплика навела меня на правильный путь к разгадке секрета. С того памятного дня я начал экспериментировать».

Голдин подготовил трюк. По сообщению газеты «Дейли скетч» от 21 октября 1936 г., он имел «ошеломляющий успех». Секрет впервые показанного трюка перестал существовать. Через некоторое время трюк «Индийский канат» (иногда называемый «Веревка факира») оказался в репертуаре многих иллюзионистов. В современном исполнении трюк таков.

Фокусник показывает зрителям веревку длиной около полутора метров, навернув ее на руку, выходит на середину сцены и приглашает одного из зрителей. Предлагает ему держать веревку за один конец и поставить вертикально на руке. Зритель очень старается, но веревка не желает держаться прямо, а свисает вниз. Сделав несколько неудачных попыток, зритель сдается. Тогда исполнитель берет веревку в правую руку и завязывает на одном из концов узел, который свешивается вниз. Потом берется за второй конец веревки правой рукой и, поддерживая узел левой, поднимает его вверх. Веревка держится прямо и вертикально на правой руке. Зрители убеждаются, что веревка без посторонней помощи держится узлом вверх. Тогда фокусник слегка наклоняет правую руку, в которой держит веревку. Веревка наклоняется в ту же сторону, держась все время прямо, в напряженном состоянии. Потом иллюзионист делает левой рукой едва уловимый пасс. Веревка снова, как в начале трюка, беспомощно повисает на руке обоими концами вниз.

Секрет фокуса заключается в препарированной веревке. Она только внешне кажется обыкновенной. На самом же деле веревка сделана из оплетки шторного шнурка и немного «подгримирована» (подкрашена под витую веревку). Внутри оплетки находятся небольшого размера деревянные точечные муфточки с закругленными краями. Сквозь муфточки продернут прочный пластмассовый шнурок (леска для рыбной ловли сечением в 1 мм). Одним концом шнур прикреплен при помощи небольшого металлического кружка к верхнему краю муфточки. На этот шнурок надето около 50 таких же муфточек, выточенных из дерева. На рыболовный шнурок нанизывают столько муфточек, сколько необходимо по длине веревки. К концу шнурка привязывают небольшой медный кружок с припаянным прочным ушком.



Рис. 52. «Веревка факира»

Все муфточки, нанизанные на шнурок, помещают внутрь оплетки (рис. 52). Предварительно из оплетки вытянуты все внутренние долевые нитки: Б - муфточка с просверленным отверстием, изображенным пунктиром; В - верхние две муфточки, надетые на шнурок, который прочно привязан к металлическому кружку; Г - муфточки с продетым сквозь них шнурком; справа - две муфточки со слегка вытянутым шнурком, к которому также привязан прочный металлический кружок.

Все муфточки, пропущенные внутрь оплетки, свободно сгибаются. Таким образом, создается полное впечатление обыкновенной веревки. Но стоит только на конце шнура завязать узел и крепко натянуть леску за нижнюю пуговку, как вся веревка становится жесткой и свободно держится в вертикальном положении. Отпускается нижний кружок - и вся веревка сразу же делается мягкой. В этом и заключается секрет фокуса. Конец, на котором завязывают узел, весь заполнен нитками, вытянутыми из шторного шнурка. Они прочно прикреплены к оплетке, чтобы не возбудить подозрений у публики.

Чтобы веревка выглядела более натурально, лучше применить не готовую оплетку от шторного шнурка, а оплести толстыми кордовыми нитками муфточки, нанизанные на рыболовный шнурок и скрепленные кружочками. Муфточки делают длиной от 25 до 35 мм, толщиной 10–20 мм.

Иллюзионный «канат» не был тем легендарным и мифическим, который в течение нескольких веков будоражил воображение людей. Прежде всего потому, что его нельзя было дать зрителям потрогать: внутри каната находилось много металлических цилиндриков, сквозь которые проходил крепкий шнур. Стоило его натянуть мощным усилием (для этой цели под сценой укрывался электрический мотор), как цилиндрики прижимались друг к другу и «канат» твердел, становясь похожим на шест. Индийские факиры показывали трюк на открытом воздухе, тогда как Голдин и его коллеги работали в закрытых помещениях и им для показа необходимо заранее подготавливать залы.

Не обходилось и без казусов.

Мальбурн Кристофер, бывший президент Общества американских иллюзионистов, писал: «Несколько лет назад иллюзионист из Канады объявил, что покажет в своем выступлении «Индийский канат» в его классической форме. Ассистент полез вверх по веревке, а за ним устремился исполнитель. Через несколько мгновений на сцену начали падать куски анатомированного тела. Фокусник спустился вниз по веревке, вытер кровь со своего меча и собрал куски тела в большую корзину. Магический пасс - и невредимый юноша выскочил из корзины. Но вместо того чтобы застыть от удивления, зрители разразились громким смехом. Иллюзионист ничего не мог понять до тех пор, пока не увидел в углу сцены забытую отрезанную руку…».

Наконец-то наступила очередь трюка на открытом воздухе. Англичанин Бэнкер, владелец небольшого цирка, обратил внимание на обстановку, в которой часто проходила реальная демонстрация трюка «Индийский канат». Он обратил особенное внимание на информацию о сильнейшем дыме, который сопровождал действия фокусника, а также на обязательное присутствие густых крон деревьев. На основе этого Бэнкер создал свою версию «Индийского каната».

Иллюзионная версия Бэнкера требовала наступления сумерек. Для демонстрации непременно выбиралась улица (желательно узкая). Между двумя глядящими фасадами друг на друга зданиями параллельно земле натягивалась прочная проволока на высоте 10–15 м. Пускались осветительные ракеты. Зрители думали, что дается праздничный фейерверк. На самом деле пиротехнические эффекты создавали необходимый дым, скрывающий горизонтальную проволоку - своеобразную технику безопасности иллюзиона. Вышедший фокусник несколько раз подбрасывал канат вверх. После одного из забросов конец каната все-таки цеплялся за проволоку: на конце каната имелись три металлических крюка. Мальчик-акробат быстро взбирался наверх, а потом, невидимый в густых клубах синеватого дыма, пробирался по проволоке в окно одного из зданий. Элегантность решения ошеломляла видавших виды профессионалов.

Вроде бы загадка перестала существовать. Но это не так… А трехметровая веревка, которую внимательно рассмотрел лейтенант Ральф Пэрсон? Разве она демонстрировалась в густом дыму?

А еще один важный свидетель - великий русский писатель А. М. Горький?

«Мы разговаривали о йогах и различных явлениях, - вспоминал знаменитый художник Николай Рерих. - Некоторые из гостей украдкой поглядывали на Горького, который хранил молчание. Ожидали его суровой критики. Но его отношение к этому удивило многих. Он произнес со своей приятной улыбкой: «Индийцы - великий народ. Я расскажу вам о собственном впечатлении. Однажды на Кавказе я встретил индуса, о котором ходило множество удивительных слухов. Я в то время относился к ним недоверчиво. Наконец мы встретились, и все, что я вам расскажу, я видел собственными глазами. Он взял длинную веревку и подбросил ее в воздух. К моему удивлению, она осталась стоять вертикально».

Необходимо заметить, что трюк «Индийский канат» по представлениям народов Востока - своеобразная небесная лестница.

Легенды о существовании небесной лестницы, которой пользуются боги и духи умерших людей, встречаются во всех частях света. Дж. Фрэзер в своем труде «Фольклор в Ветхом Завете» сообщает: «Во всех преданиях аборигенов имеются рассказы о таком времени, когда существовали прямые сношения между людьми и богами или духами на небе. Согласно всем таким преданиям, эти сношения прекратились по вине людей. Например, на острове Фернандо-По сложилась легенда, что некогда на земле не было никаких смут и раздоров, потому что существовала лестница, совершенно такая же, какую приставляют к пальмам, чтобы сорвать орехи, «только длинная-предлинная», которая вела от земли к небу, и по ней боги спускались и поднимались, чтобы принимать личное участие в людских делах. Но как-то раз увечный мальчик поднялся по лестнице и уже успел пройти большую часть пути, когда мать увидела его и поднялась вслед за ним вдогонку. Тогда боги, побоявшись нашествия мальчиков и женщин на небо, опрокинули лестницу, и с тех пор человеческий род остался на земле, предоставленный самому себе.

Мечту людей о подъеме на небо своеобразно воплотили в жизни индийские факиры.

Существует интересная гипотеза, что «Индийский канат» - гипноз. Психиатр Александр Кэнон в своей книге «Невидимое воздействие» пишет: «Одной из шести ступеней гипноза владеет секта, которая показывает высший класс гипнотизма - массовый гипноз во время демонстрации «Индийского каната».

Факир становится в центре площади с красной веревкой в руках и подбрасывает ее над головой, внятно объясняя, что поднимается по ней и исчезает. Это действие наблюдали более тысячи раз. Фотография отлично доказывает, что на самом деле это только зрительная галлюцинация, поскольку на пленке ничего не бывает зафиксировано. Этот эффект труднее получить на Западе, поскольку в жарком климате кора головного мозга более заторможена и легче поддается внушению». Что в действительности оказалось изображенным на фотографии? По свидетельству немецкого профессора психологии М. Дессвара в сочинении «О потустороннем в душе», - жестикулирующий фокусник и застывшая в созерцании толпа. На проявленной английской кинопленке - лежащий на земле канат и удирающий в кусты мальчик. Стоящие неподвижно на земле факир и мальчик. У их ног - свернутая в кольцо веревка (информация взята из книги Андрижи Пухарича «По ту сторону телепатии»).

«Галлюцинация возникла у факира, - делает вывод Пу-харич. - Она была телепатически возбуждена и передана нескольким сотням зрителей».

В пользу гипноза свидетельствует многое. И все-таки подобная версия неоднозначна. Во-первых, фотоснимок, на котором виден стоящий канат и взбирающийся по нему мальчик, существует (он приведен в журнале «Стрэнд мэгэзин» № 4 за 1919 г. вместе со статьей его автора Ф. Холмса). Во-вторых, неизбежен простой вопрос: если исполнитель трюка так мастерски владеет гипнотическим даром, то зачем ему понадобился канат? Эффектнее было бы навязать зрителям представление о свободном полете фокусника и его ассистента в безоблачном и бездымном небе без каната и о своеобразном «воздушном поединке» между ними?

Возможно, появится еще не одна версия, которая будет выдвинута на широкое обсуждение.

Фокусники держат в секрете созданные ими интерпретации «Индийского каната». Известный иллюзионист Эмиль Эмильевич Кио рассказывает, что Эмиль Кио-старший, будучи в Англии, увидел в иллюзионном магазине демонстрацию трюка: фокусник брал мягкий канат, бросал его вверх, и канат становился твердым шестом, по которому лез гимнаст. «Помню, моего отца это раззадорило, - рассказывает Эмиль, - он приехал домой и решил во что бы то ни стало фокус разгадать. Но никак не мог придумать, из какого материала сделать канат, чтобы он выдержал вес гимнаста. А я в то время в институте изучал сопротивление материалов. Зная вес гимнаста, определил те нагрузки, которые испытывает шест, и посоветовал сделать его из материала «X». Канат сделали, и номер пошел!»

Подражаний «Индийскому канату» немало, но сам он пока остается загадкой.

Удивительное волшебство «Индийского каната» факиры передают из поколения в поколение как фамильную тайну. Людей, знавших секрет трюка, можно пересчитать по пальцам.

Можно предположить, что секрет скрыт в самой веревке, которую в прямом состоянии поддерживает механизм из вставок или скрытое в земле устройство. Главная же тайна - канат буквально висит в воздухе.

Когда трюк был исполнен впервые, невидимой проволоки еще не существовало, а применялись искусно изготовленные длинные прочные шнуры черного цвета. Они не отличались «незаметностью», и трюк всегда демонстрировался с наступлением сумерек. Тогда черный шнур становился невидимым на фоне потемневшего неба. Номер следовало исполнять на тесной площадке, избегая пустыря или другого открытого места. Если же приходилось выступать в долине, то, чтобы избежать разоблачения, достаточно было расположиться между деревьями так, чтобы он скрылся в листве. Чтобы все утаить от глаз скептически настроенных зрителей, факир начинал выступление в сгущающихся сумерках. Вначале он «разогревал» толпу банальными фокусами, пока небо не становилось черным.

Тогда помощники выносили фонари и располагали их на специальных подставках вокруг сидящего на земле мага. Главный трюк фокусник предварял скучным, долгим предисловием, чтобы отвлечь внимание публики.

…Расположившись в трех-четырех метрах от аудитории, факир, непрестанно рассказывая, достает из плетеной корзины канат, многократно изгибает и скручивает его, подбрасывает в воздух, показывая, что это совершенно обыкновенный канат. Маги не рискуют прикреплять утяжеляющий деревянный шарик под взглядами зрителей и вплетают его в конец каната заранее. Продолжая балагурить, факир размахивает поднятыми руками и швыряет канат вверх в очередной раз… Утомленные зрители не заметили, как факир ловким движением вставил металлический крюк в специальное отверстие в деревянном шарике. Крюк привязан к тонкому и прочному волосяному шнуру, незаметному на фоне черного неба. Шнур поднимается на высоту приблизительно восемнадцати метров, где он переброшен через главный горизонтальный шнур. Зрители, ослепленные светом фонарей, видят, что веревка поднимается в воздух, подчиняясь некоей магической силе. Резкий контраст между освещением площадки и чернотой неба создает впечатление, что канат парит в воздухе, поднявшись на высоту 60–80 м. Зрители не видят, что канат вытягивают наверх спрятавшиеся в укрытии помощники факира.

Маг приказывает своему помощнику-мальчику подняться по веревке. Зрители прекрасно понимают упрямство ребенка, не желающего следовать в пугающую темноту. В итоге мальчик уступает, взбирается все выше и выше и в конце концов, исчезает из виду. На высоте около 10 м он оказывается недосягаемым для света фонарей. Добравшись до главного шнура, мальчик цепляется за него и проверяет надежность крепления каната.

В это время факир безуспешно зовет мальчика - тот не удостаивает его ответом. Разгневанный маг хватает огромный нож, сжимает его зубами и карабкается наверх вслед за помощником. Через несколько мгновений он исчезает в темноте. До зрителей доносится его злобная ругань и предсмертные крики мальчика. И вдруг - о ужас! - на землю начинают падать части тела несчастной жертвы. В действительности - это части тела крупной обезьяны, обмотанные окровавленными тряпками, похожими на одежду мальчика. Они были спрятаны под просторным халатом факира. Последней падает отрезанная голова, обмотанная тюрбаном. Конечно, зрители не выказывают никакого желания осмотреть ее.

Четыре помощника бросаются к останкам товарища с громкими горестными воплями. В это время наверху мальчик прячется в опустевших просторных одеяниях факира. Маг вместе с ним спускается вниз. Внимание зрителей привлечено к ужасного вида «окровавленному» клинку в его зубах. При виде расчлененного тела факир «осознает» произошедшее, начинает «раскаиваться» и падает в горе наземь вместе с останками. Помощники, желая утешить хозяина, окружают их плотным кольцом. Пользуясь моментом, мальчик выскальзывает наружу, а части тела обезьяны снова исчезают под одеждами мага. Помощники отходят, а зрители видят факира, склонившегося над сложенными вместе кусками тела жертвы. Собравшись с силами, факир встает, произносит несколько волшебных слов. Затем маг наносит чувствительный резкий удар, и - о чудо! - мальчик оживает.

Вот так, считают, могла проходить демонстрация трюка «Индийский канат». Но как было в действительности, не знает никто.

В своей автобиографической книге знаменитый индийский иллюзионист Пратул Чандра Соркар (1913–1971) пишет: «Я разыскал много свидетельств и описаний исполнения «Индийского каната», сделанных различными иллюзионистами всего мира. Мои изыскания заставили меня поверить, что этот трюк с веревкой - не миф. Его выполняли на открытом воздухе уличные фокусники. Это было большим достижением в те дни. Поэтому он получил такую легендарную славу. Факты давно забыты, а легенда продолжает жить. С течением времени этот трюк просто вышел из репертуара». Великий Пратул Чандра Соркар-старший ошибается.

В журнале «Linking Ring» (1998, № 2) помещена статья Эда Морриса, в свое время находившегося на посту президента компании ИБМ, озаглавленная «Я видел трюк с «Индийским канатом». Профессионально грамотная статья, без малейшего мистического налета. Да и какая может быть потусторонность, если Эд Моррис отщелкал целую фотопленку и несколько фотографий иллюстрируют его рассказ. Нюанс, правда, существует: Эд Моррис почему-то опубликовал фотоснимки других фокусов, а фотоматериалы по отдельным фазам «Индийского каната» воспроизведены с фотооригиналов репортера Астро Мохэна из индийского местечка Удупи, близ которого демонстрировался легендарный трюк.

«Я и моя жена Бетти наблюдали это чудо во второй половине дня 23 ноября 1997 г. на арабском побережье Южной Индии невдалеке от сельского городка Удупи, а вместе с нами им восторгались еще 25 тысяч зрителей», - писал Эд Моррис. И далее он сообщал подробности.

Ишамуддин, 28-летний уличный фокусник, показал толпе пустую корзину, которую затем поставил прямо на пляжный песок. Затем он вынул веревку длиной в 24 фута (1 фут равен 0,3048 м) и передал ее публике для проверки. После чего уложил веревку в корзину.

Играя на флейте и слегка постукивая по барабану, он наполнил воздух звуками, знакомыми каждому индийцу, - заслышав их, кобра, притаившаяся в сумке бродячих факиров, обычно начинает поднимать голову и, покачивая ею, медленно вырастать вверх, интригуя окружающих. То же самое начало происходить и с веревкой. Вкрадчиво и неотвратимо она, выпрямляясь, стала подниматься из корзины. Когда ее высота достигла шести футов, рост прекратился. Ишамуддин, отложив флейту, подошел к корзине и приподнял ее. Публика увидела, что между пляжным песком и плетеным дном корзины ничего нет. Великолепная, невероятно впечатляющая деталь!

Поставив корзину на место, фокусник отошел в сторону, и подъем веревки продолжался. Когда ее конец поднялся над землей на 18 или 20 футов, по ней начал взбираться подошедший мальчик. Вскарабкавшись на две трети до вершины, он помахал зрителям рукой, получил свои заслуженные аплодисменты и стал спускаться. А затем и веревка, плавно укорачиваясь по высоте, возвратилась в корзину.

Зрители устроили необыкновенный шум, обсуждая увиденный трюк. Казалось, вопил каждый из огромной толпы. На следующий день репортаж о замечательном фокусе напечатали все газеты, а телевидение Индии показало его видеозапись. «Ишамуддин совершил невозможное» - таков был основной мотив всех сообщений.

Кто знает, возможно, начался новый виток истории этой иллюзионной загадки, интересующей человечество не одно столетие?

Искусство зрелищного волшебства имеет уникальную, присущую лишь ему особенность. Без нее мир воображения стал бы намного беднее. Она заключается вот в чем.

Альберт Эйнштейн, о котором французский поэт Поль Валери сказал, что «он единственный художник среди всех этих ученых», рассматривая историю науки как часть всей истории человечества, выявил ряд «инвариантных идей», которые были оценены им в самом широком гуманистическом контексте. На первое место он поставил гармонию мира и драматизм познания. А третьим в списке «инвариантных идей» идет возвышенное и таинственное как стимул познающего разума и жаждущего познания чувства. Один из русских специалистов, исследуя категорию таинственного, писал: «Чувство таинственного способно дать сознанию современного человека возможность находиться в мире, где непознанного много больше, чем познанного, и притом преодолеть рудиментарную тягу к «одухотворению причинных связей».

Проблема трюка с веревкой остается неразрешенной по сей день. Нет лишь сомнения в том, что этот фокус своими корнями уходит в седую древность и свидетельствует о некоторых «волшебных» свойствах используемых в трюке предметов.

В средние века люди верили, что маги не только заколдовывают свои жертвы при помощи узлов, но могут взлетать в воздух или исчезать в небе, используя веревку. Многие легенды рассказывают о ведьмах, бежавших из тюрьмы или даже с костра при помощи нити или веревки, брошенной кем-нибудь.

В наши дни обладателями «волшебной силы» являются индийские факиры и австралийские шаманы. По их утверждению, с помощью веревки можно свободно взбираться на небо и путешествовать в пространстве.

Любопытно, что исследования ученых, проведенные в 40-х гг. XX в., открыли сенсационные детали относительно этих невероятных способностей. Во время обряда инициации в Юго-Восточной Азии шаман произносит заклинания, после чего достает веревку и с ее помощью совершает удивительные вещи, например, заглатывает ее, а затем исторгает по ней из желудка огонь, словно электрический разряд по проволоке. Австралийский исследователь Джо Дейган пишет: «Шаман лег под дерево. Вскоре из его открытого рта показался кончик веревки, который становился все длиннее, а затем начал подниматься к небесам. Когда веревка поднялась достаточно высоко, шаман взобрался по ней, причем голова его откинулась назад, тело двигалось, свободно скользя по веревке, ноги он развел, а руки прижал к бокам. Достигнув цели - птичьего гнезда на дереве, - шаман помахал руками зрителям, стоявшим внизу. Спустился он таким же образом, лег на спину под дерево, и веревка вернулась в его тело».

Иллюзионное искусство в его высшем понимании и в наилучших его проявлениях олицетворяет извечную тягу человека к возвышенному и таинственному.

Эстетически правильно оформленный иллюзион призван вызывать не только удивление, но и воздействовать на высокие сферы - ум, сердце, создавая ощущение таинственности. Ведь именно она лежит, по Эйнштейну, в основе наиболее глубоких тенденций в науке, искусстве. В этом и заключается магия фокусов. Недаром в уставе Международной ассоциации фокусников записано: «Умение показывать фокусы - отнюдь не детская забава. Это, прежде всего, искусство для взрослых, искусство утонченное и захватывающее настоящих ценителей, оттачивающее ум и дающее наслаждение. Оно рождено, чтобы пробуждать в людях то удивление, с которого начинается познание».

В 1979 г. близ города Хюскварна (Швеция) был поставлен самый высокий в мире памятник и, пожалуй, единственный, воздвигнутый в честь циркового трюка. Монумент, автором которого является шведский скульптор Калле Эрнемарк, так и называется «Индийский фокус с канатом». Он изображает факира, устремившего ввысь канат, и взбирающегося по нему мальчика. Памятник поражает своими размерами: его общая высота 103 м, фигура факира достигает 24 м и весит 76 т, на нее пошло 1400 железнодорожных бетонных шпал. Общий вес монумента - 300 т.

Калле Эрнемарк считает, что ему удалось осуществить свою давнюю мечту. Еще в детстве на него огромное впечатление произвел рассказ английского писателя Редьярда Киплинга, большого знатока Индии, о том, как факир взметнул ввысь канат и приказал мальчику подняться по нему в небо…




Top