Индивидуальный и рыночный спрос. Механизм функционирования рынка Как себя будет вести кривая спроса в этих случаях

Одним их ключевых понятий рыночной экономики и базовым параметром, характеризующим поведение потребителей (покупателей), является спрос. Спрос представляет собой форму выражения потребности, готовность покупателей заплатить определённую цену за нужные им товары и услуги в определённый момент времени.

Спрос также можно определить как платёжеспособную общественную потребность в товарах и услугах.

Спрос (demand) - это подкреплённое денежным потенциалом желание, намерение потребителей приобрести какой- либо товар.

Основная характеристика спроса - это его величина или объём. Объём спроса является потоком, изменяющимся во времени. На многие товары спрос подвержен сезонным колебаниям, поэтому важно чётко определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса.

Величина спроса - это количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определённой цене в течение определённого периода времени.

В экономической теории принято различать индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос - это спрос отдельного покупателя на определённый товар.

Величина индивидуального спроса определяется вкусами и предпочтениями отдельного индивида, а также уровнем его доходов.

Рыночный спрос - это суммарный спрос всех покупателей на данном рынке.

Величина рыночного спроса зависит, прежде всего, от числа покупателей, уровня цен на товары и услуги, уровня доходов потребителей и прочих факторов.

Совокупный спрос - это спрос на всех рынках определённого товара либо на все изготовляемые и продаваемые товары.

Все сделки на рынке осуществляются по цене спроса, определяющей готовность покупателей платить за товар или услугу.

Цена спроса - это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определённое количество товара или услуги в данное время на данном рынке.

Спрос на товары и услуги зависит от ряда факторов (детерминант), к которым относятся:

♦ цена на данный товар или услугу (Р);

♦ доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета. Для подавляющей группы качественных товаров (называемых нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо;

♦ цены на товары-субституты, заменяющие данные товары в потреблении (Р s). Товарами-субститутами являются, например, чай и кофе, услуги железнодорожных и авиакомпаний. Рост цены на товары-субституты приводит к увеличению спроса на основной товар;

♦ цены на товары-комплементы, дополняющие данные товары в потреблении (Р с). Товарами-комплементами являются, например, бензин и автомобили, сахар и ягоды. Изменение цен на комплементарные товары приводит к однонаправленному изменению спроса, т.е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба, при падении цен - синхронно увеличивается;

♦ вкусы и предпочтения покупателей (Z), определяемые модой, традициями, привычками и т.п. Например, устанавливающаяся периодически мода на мини-юбки приводит к снижению величины спроса на ткани. На потребительские предпочтения и их изменения оказывают влияние семейное и социальное положение, возраст, пол, устойчивость национальных традиций, технический прогресс (так, спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков);

♦ общее число покупателей или размер рынка (N). С увеличением числа потребителей возрастает объём спроса на товары или услуги, снижение численности покупателей приводит к падению спроса;

♦ ожидания покупателей, включая инфляционные (W). Ожидания роста цен могут вызвать увеличение спроса на товар в на-

стоящее время. Ожидания сокращения доходов (в период кризиса) могут привести к сокращению спроса;

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:

Функция спроса (demand function) - количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами).

Если все факторы спроса, кроме цены, принять неизменными для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены:

где- величина спроса на товар i;

Цена анализируемого товара i.

Обратная зависимость цены от величины спроса соответственно называется обратной функцией спроса и имеет вид

Для практической оценки и прогнозирования рыночного спроса используют самые разнообразные методы. Наиболее часто применяются:

♦ опрос, или интервьюирование покупателей об их предпочтениях и о финансовых возможностях;

♦ экспертная оценка уровня спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики - осуществляется специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний;

♦ рыночный эксперимент - предполагает прямое рыночное тестирование товара (пробные продажи, пробное снижение цен и т.п.) и оценку потребительского поведения;

♦ статистический метод - на основе изучения реальных статистических данных исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на товар за определённый период времени, ранжируется влияние прочих факторов спроса (доход, цены на другие товары,

макроэкономическая ситуация и т.д.).

При наличии достаточного объёма статистической базы данных можно с определённой долей погрешности вычислить функцию спроса и спрогнозировать ожидаемую реакцию потребителей на изменение цен.

Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой может быть представлена тремя традиционными способами: табличным, аналитическим (через уравнение) и графическим. Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены осуществляется с помощью кривой спроса.

Кривая спроса - представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.

На кривой спроса по вертикали отображаются Р - возможные цены, а по горизонтали Q - количества покупаемого товара. Зависимость спроса от цены может быть линейной (рис. 3.1, а) или нелинейной (рис. 3.1, б).

Рис. 3.1. Кривая спроса: а - линейная зависимость; б - нелинейная зависимость

Кривая спроса имеет отрицательный наклон и графически отображает закон спроса - обратную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

I Закон спроса - чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.

Изменение цены на товар порождает два эффекта: эффект замещения (замены) и эффект дохода.

Эффект замещения (substitution effect) - изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими.

Суть эффекта замещения состоит в том, что потребитель будет покупать больше продукта, цена которого снизилась, замещая им продукт, цена которого повысилась. Так, увеличение цены на кофе приводит к росту потребления чая.

Эффект дохода (income effect) - воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое он приобретает, приняв в расчёт эффект замещения.

Суть эффекта дохода заключается в том, что при снижении цены на товар у покупателя высвобождается определённая часть доходов, которую он теперь может направить на покупку либо большего количества данного товара, либо какого-то другого товара. Даже небольшое понижение цен делает покупателей (потребителей) относительно богаче, косвенно увеличивая их реальный доход.

При изменении цены блага величина спроса движется в обратном направлении вдоль линии спроса (рис. 3.2, а). Если же изменяются неценовые факторы спроса, то это приводит к сдвигу самой кривой спроса (рис. 3.2, б) вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).

Как следует из рис. 3.2, при снижении цены с P 1 до P 2 объём спроса увеличивается с Q 1 до Q 2 (см. рис. 3.2, а). При увеличении цены динамика величины спроса будет обратной.

Если же изменится неценовой фактор, то установится новая зависимость между ценой и объёмом спроса, изменится функция спроса от цены и произойдёт сдвиг кривой спроса. Например, при увеличении числа потребителей или величины их доходов линия спроса сместится из положения D 1 в положение D 2 (см. рис. 3.2, б). В этом случае при цене P 1 объём спроса возрастёт с Q 1 до Q 3 , а при

ценеОчевидно, что если впоследствии произойдёт

сокращение численности или доходов покупателей, то оно вызовет противоположную реакцию со стороны спроса и кривая сместится из положения D 2 в положение D 1 .

Рис. 3.2. Изменение объёма спроса и сдвиг кривой спроса: а - изменение цены - перемещение по кривой спроса; б - изменение неценовых факторов - сдвиг кривой спроса

Во избежание путаницы принято под термином «изменение спроса» понимать изменение самой функции (смещение всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины спроса» понимать реакцию спроса на изменение цены при неизменности всех остальных факторов (перемещение вдоль кривой спроса).

Необходимо отметить, что с точки зрения зависимости величины спроса от уровня доходов в экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары.

Нормальный товар - товар, спрос на который растёт при росте доходов потребителя.

Следовательно, в отношении нормальных товаров наблюдается прямая зависимость величины спроса от величины доходов потребителей.

Аномальный товар - товар, спрос на который снижается по мере роста доходов потребителя.

На аномальные товары спрос возрастает при падении доходов потребителей. К аномальным товарам относятся, например, маргарин, дешёвые макаронные изделия, которые по мере роста доходов покупатели замещают более качественными товарами: маслом, овощами, фруктами. Так, в период резкого снижения уровня доходов в 90-е годы люди стали потреблять больше хлеба и картофеля (т.е. увеличили спрос на аномальные товары) и сократили потребление мяса и фруктов (т.е. уменьшился в спрос на нормальные товары). Резкое падение доходов вынудило население нашей страны увеличивать потребление дешёвых и менее качественных продуктов. Необходимо отметить, что динамика потребления нормальных и аномальных продуктов питания в силу описанной закономерности может служить надёжным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.

Лекция 4. Рынок и рыночное равновесие

4.1. Рыночный спрос. Закон спроса. 1

4.2. Рыночное предложение. Закон предложения. 3

4.3. Рыночное равновесие. 6

4.4. Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка. 10

Рыночный спрос. Закон спроса

Спрос (demand) – это подкреплённое денежным потенциалом желание, намерение потребителей приобрести какой-либо товар. Спрос также можно определить как платёжеспособную общественную потребность в товарах и услугах. Основная характеристика спроса – это его величина или объём. Величина спроса – это количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определённой цене в течение определённого периода времени.

В экономической теории принято различать индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.Индивидуальный спрос – это спрос отдельного покупателя на определённый товар. Величина индивидуального спроса определяется вкусами и предпочтениями отдельного индивида, а также уровнем его доходов.Рыночный спрос – это суммарный спрос всех покупателей на данном рынке. Величина рыночного спроса зависит, прежде всего, от числа покупателей, уровня цен на товары и услуги, уровня доходов потребителей и прочих факторов.Совокупный спрос – это спрос на всех рынках определённого товара либо на все изготовляемые и продаваемые товары.

Все сделки на рынке осуществляются по цене спроса, определяющей готовность покупателей платить за товар или услугу.Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определённое количество товара или услуги в данное время на данном рынке.

Спрос на товары и услуги зависит от ряда факторов (детерминант) , к которым относятся:

· цена на данный товар или услугу (Р);

· доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;

· цены на товары-субституты, заменяющие данные товары в потреблении (Р s);

· цены на товары-комплементы, дополняющие данные товары в потреблении (Р c);

· вкусы и предпочтения покупателей (Z), определяемые модой, традициями, привычками и т.п.;

· общее число покупателей или размер рынка (N);

· ожидания покупателей, включая инфляционные (W);

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде: Q D = f (P, I, Р s , Р с, Z, N, W, B).

Функция спроса (demand function ) – количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами).

Если все факторы спроса, кроме цены, принять неизменными для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены:

где Q D - величина спроса на товар i;

P i - цена анализируемого товара i.

Обратная зависимость цены от величины спроса называется, соответственно, обратной функцией спроса и имеет вид: P i = f(Q D).

Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены осуществляется с помощью кривой спроса.Кривая спроса – представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос. На кривой спроса по вертикали отображаются Р – возможные цены, а по горизонтали Q – количества покупаемого товара. Зависимость спроса от цены может быть линейной (рис.4.1.1, а) или нелинейной (рис.4.1.1, б).

Рис. 4.1.1. Кривая спроса

Кривая спроса имеет отрицательный наклон и графически отображает действие закона спроса.Закон спроса – чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.

Изменение цены на товар порождает два эффекта: эффект замещения (замены) и эффект дохода.Эффект замещения (substitution effect) – изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими. Суть эффекта замещения состоит в том, что потребитель будет покупать больше продукта, цена которого снизилась, замещая им продукт, цена которого повысилась. Эффект дохода (income effect) – воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое он приобретает, приняв в расчёт эффект замещения. Суть эффекта дохода заключается в том, что при снижении цены на товар у покупателя высвобождается определённая часть доходов, которую он теперь может направить на покупку либо большего количества данного товара, либо какого-то другого товара. Даже небольшое понижение цен делает покупателей (потребителей) относительно богаче, косвенно увеличивая их реальный доход.

При изменении цены блага величина спроса движется в обратном направлении вдоль линии спроса (рис. 4.1.2, а). Если же изменяются неценовые факторы спроса, то это приводит к сдвигу самой кривой спроса (рис. 4.1.2, б) вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).

Рис. 4.1.2. Изменение объёма спроса и сдвиг кривой спроса

Необходимо отметить, что с точки зрения зависимости величины спроса от уровня доходов в экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары.Нормальный товар – товар, спрос на который растёт при росте доходов потребителя. То есть в отношении нормальных товаров наблюдается прямая зависимость величины спроса от величины доходов потребителей.Аномальный товар – товар, спрос на который снижается по мере роста доходов потребителя. На аномальные товары спрос возрастает при падении доходов потребителей. К аномальным товарам относятся, например, маргарин, дешёвые макаронные изделия, которые по мере роста доходов покупатели замещают более качественными товарами: маслом, овощами, фруктами.

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция .

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Между объемом спроса (Q D) и ценой спроса (Р) существует определенная зависимость, которую выражает закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, если цена на него снижается, и, наоборот, объем спроса на товар снижается, если цена на товар повышается. На рис. 8.1 дана кривая спроса (D) - графическое выражение зависимости между объемом спроса и ценой.

Таким образом, закон спроса показывает, что между ценой спроса и объемом спроса существует обратная зависимость.

Если изменяется цена на товар, то точка движется по кривой спроса, если же изменяются другие факторы на рынке (неценовые), то происходит изменение кривой спроса (закона спроса) (кривая спроса смещается).

Наиболее существенными неценовыми факторами спроса (детерминантами) являются:

  • цены на товары-заменители (субституты);
  • цены на дополняющие товары (комплементарные);
  • доходы потребителей;
  • налоги на доходы потребителей;
  • реклама;
  • мода, вкусы и предпочтения потребителей;
  • сезонные изменения в спросе;
  • ожидания потребителей.

Различают индивидуальный спрос и рыночный.

Индивидуальный спрос - это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем (покупателем). Так как на спрос отдельного потребителя влияет множество индивидуальных факторов, то функции индивидуального спроса на один и тот же товар различных потребителей будут отличаться друг от друга.

Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Функция рыночного спроса на товар получается путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке при разных уровнях цен.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Характеристиками предложения являются объем предложения и цена предложения.

Объем предложения - это то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон предложения : при прочих равных условиях объем предложения (Q S) увеличивается, если цена на товар (Р) повышается, и, наоборот, объем предложения товара снижается, если цена на него падает. На рис. 8.2 дана кривая предложения (S) - графическое выражение зависимости между ценой предложения товара и количеством этого товара.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.

Таким образом, закон предложения показывает, что между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость.

Если изменяется цена на товар, то точка движется по кривой предложения, если же изменяются другие факторы на рынке (неценовые), то происходит изменение кривой предложения (кривая предложения смещается).

Неценовые факторы предложения (детерминанты):

  • изменение цен на факторы производства;
  • технический прогресс;
  • сезонные изменения;
  • налоги;
  • субсидии и дотации;
  • увеличение спроса на другие товары;
  • ожидание производителей;
  • цены на товары, которые производятся совместно с данными товарами;
  • степень монополизации рынка.

Различают индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение - это предложение товара отдельным производителем (продавцом) на рынке.

Рыночное предложение - это предложение товара всеми производителями (продавцами), действующими на рынке. Рыночное предложение можно получить путем суммирования индивидуальных объемов предложения всех продавцов на рынке товара.

Если совместить нисходящую кривую спроса (D) и восходящую кривую предложения (S) на одном графике, то точка пересечения кривых (Е) показывает, что здесь спрос равен предложению и достигнуто равновесие рынка. Координатами точки Е являются равновесная цена Р Е и равновесный объем товара Q E (рис. 8.3).

Эластичность - это мера реакции изменения одной величины на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.

Выделяют два метода расчета эластичности:

  • точечная - это мера чувствительности величины спроса или предложения в данной точке кривой;
  • дуговая - это мера чувствительности величины спроса или предложения между двумя точками кривой.

Выделяют:

  • эластичность спроса: по цене; по доходу; перекрестную;
  • эластичность предложения: по цене; перекрестную.

Эластичность спроса по цене (E D/P) показывает, насколько изменится величина спроса на товар при изменении цены на данный товар:

  • наличие товаров субститутов;
  • доля дохода потребителя, которую составляет це на данного товара;
  • длительность периода времени, в течение которого продавец изменяет цены;
  • привычность, значимость товара для потребителя;
  • степень срочности покупки.

Эластичность спроса по доходу (E D/I) показывает, насколько изменится объем спроса на данный товар при изменении дохода потребителей:

В зависимости от значений эластичности спроса по цене выделяют следующие группы товаров:

  • E D/I 0 E D/I = 1 - товары второй необходимости;
  • E D/I > 1 - товары роскоши.

Перекрестная эластичность спроса (E Dab) показывает, насколько изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В. Рассчитывается данный показатель только для товаров субститутов (E Dab > 0) и комплементарных товаров (E Dab Эластичность предложения по цене (E S/P) показывает, насколько изменится объем товаров, предлагаемых к продаже в ответ на изменении цены на данные товары:

Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене:

  • период времени;
  • типы предлагаемых к продаже товаров и услуг;
  • наличие свободных производственных мощностей;
  • возможность длительного хранения продукции;
  • ситуация, складывающаяся на рынке товара в данный момент.

Перекрестная эластичность предложения (E Sab) показывает, насколько изменится объем предложения товара А при изменении цены на товар В. Для товаров субститутов (E Sab 0).

Основные понятия темы

Механизм функционирования рынка. Цена, функции цен, система цен. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса по цене. Коэффициент ценовой эластичности. Эластичность спроса по доходу. Эластичный спрос. Неэластичный спрос. Перекрестная эластичность спроса. Предложение. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Кривая предложения. Факторы предложения. Изменения в предложении. Изменения величины предложения. Эластичность предложения. Эластичность предложения по цене. Эластичное предложение. Неэластичное предложение. Перекрестная эластичность предложения. Конкуренция. Конкуренция покупателей и продавцов. Внутриотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция. Ценовые методы конкуренции. Неценовые методы конкуренции. Рыночное равновесие. Цена равновесия. Равновесный объем продаж. Излишек потребителя. Излишек производителя. Выигрыш общества .

Контрольные вопросы

  1. Какая существует зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него?
  2. Какие причины лежат в основе закона спроса?
  3. Какие неценовые факторы изменяют спрос и как это изменение отражается на положении кривой спроса?
  4. В каких случаях закон спроса не действует?
  5. Что случится с кривой спроса на говядину при повышении цены на свинину?
  6. Как изменится спрос на кофеварки при повышении цены на кофе?
  7. Высокой или низкой является эластичность спроса по доходу на предметы роскоши?
  8. Какую взаимосвязь отражает закон предложения?
  9. Как повлияет повышение цены на магнитофоны на предложение кассет?
  10. Что случится с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?
  11. Как и почему изменяется эластичность спроса и предложения по мере увеличения временного периода?
  12. Каким образом спрос и предложение на единичном рынке «частично» обеспечивают решение проблем: что, как, для кого?
  13. Что понимается под ценой товара и какие существуют концепции по определению ее сущности?
  14. Какие функции выполняет цена товара?
  15. В чем различие между фиксированными и регулируемыми ценами?
  16. Почему товар не может быть продан ниже цены предложения?
  17. Что определяет «цена равновесия»?
  18. Что имел в виду А. Смит под «невидимой рукой»?
  19. Какие методы конкурентной борьбы используются в рыночной экономике ?
  20. Как вы понимаете механизм взаимодействия закона спроса, закона предложения и закона конкуренции?

Экономическая наука предполагает множество терминов, правил, законов, формул, гипотез, а также идей. Ни одно утверждение не может быть абсолютно правильным или неправильным. Мысль каждого экономиста поддаётся критике. Ведь, в отличие от математики, точных правил, таких, как дважды два будет четыре, просто нет.

Связано это со многими факторами. Главный из них скрывается в самом объекте исследований, который выбран этой наукой в качестве ключевого - отношения между субъектами рыночных отношений.

Как это понимать? То, что хорошо одному, не всегда также хорошо и другому. У каждого участника рыночных отношений существует своя предельная полезность того или иного товара, продукта, услуги. Кто-то производит, а кто-то потребляет.

В этой статье подробно освещается рыночный факторы, влияющие на его уровень.

Виды спроса

Изучение такой науки, как экономика, всегда начинается с разъяснения понятий спроса и предложения. Они являются тем инструментом, зная которые, можно начинать изучать экономические связи и отношения между участниками рынка.

Итак, спрос - это заявленная потребность в каком-либо благе субъекта рыночных отношений. К примеру, если у вас есть деньги на определённый товар, который вам нужен, то вы уже создаёте спрос на это благо.

Кроме этого, спрос зависит от эластичности рынка, которая описывает взаимосвязь спроса и предложения через уровень цены на необходимые блага.

При этом выделяют индивидуальный, рыночный и совокупный спросы. Отличаются они только количеством участников и масштабом рынка.

Так, индивидуальный спрос - это потребность в товаре, которая существует у определённого покупателя. К примеру, если конкретно вам нужен аквариум, это ваш индивидуальный спрос.

Рыночный спрос - это общая экономическая величина, которая объединяет несколько индивидуальных спросов. Через такой определяется потребность в партии товара определенной категории потребителей. То есть, в сравнении с первым видом, это более масштабное понятие, зависящее не от одного субъекта рыночных отношений, а от целой группы.

Совокупный спрос - это сумма всех локальных спросов, которые существуют на определённом рынке. Можно сказать, что он характеризует потребность всех субъектов экономических отношений на различные товары, но в плоскости одного рынка, то есть объединенный рыночный спрос.

Кривая спроса. Закон спроса

Экономисты для характеристики каждого понятия используют законы, выводят формулы и составляют графики. Таким же образом описан и сам спрос.

Под законом спроса предполагают гипотезу о том, что чем ниже цена на товар, тем больше его единиц удастся продать при прочих равных условиях. Предположение выглядит абсолютно правдоподобным только лишь на первый взгляд, но именно оно позволяет делать первые шаги в экономическом анализе значений спроса на рынке.

Если учитывать такое понятие, как эластичность спроса, то закон становится не полностью правильным, но об этот расскажем попозже.

Какие инструменты можно применить, чтобы проанализировать рыночный спрос? Кривая спроса используется для визуализации результатов, полученных при сборе данных о спросе на товары и услуги. Она представляет собой график, который составляется на основании собранных данных об уровне спроса в зависимости от изменений цены на продукцию.

К примеру, имеем следующие данные:

Представим, что приведенная выше таблица характеризует определённый рыночный спрос. Кривая спроса будет выглядеть следующим образом:

Как видно, спрос не имеет прямую зависимость от цены товара, а представлен кривой линией. Таким же образом можно графически изобразить любой рыночный спрос. Кривая спроса всегда наглядно показывает ценовую зависимость потребностей

Уравнение спроса

Видно, что каждой цене соответствует свой уровень спроса. В экономике любое явление ученые способны описать с помощью конкретной формулы. Как применить это для нашего объекта исследований?

Кривая рыночного спроса, график которой приведён выше, может быть описана с помощью специальной формулы. Используя её, можно запросто и в любое время узнать, насколько же сильно будет колебаться спрос при конкретных изменениях цены.

Это очень полезная информация для директоров (менеджеров) по продажам, коммерческих управляющих любых предприятий, фирм, компаний, которые занимаются реализацией какой-либо продукции. Ведь на большинстве рынков существует конкуренция, и в погоне за прибылью не стоит забывать, что спрос может изменяться.

Уравнение рыночной кривой спроса можно представить в следующем виде:

Р = x - y*q, где:

x, y - параметры, которые получают, анализируя состояние рынка. “x“ - это тот уровень цены, при котором спрос будет равен 0. В то же время “y” отвечает за степень наклона кривой относительно оси. Это означает, что вторая переменная определяет, с какой интенсивностью изменяется спрос в зависимости от единицы изменения цены.

График можно использовать на практике

Применяя это уравнение на практике, становится очевидным, что кривая рыночного спроса показывает, как будет снижаться объём продаж продукции при повышении её цены. Конечно, нужно искать ту ситуацию, когда происходит взаимодействие максимально возможной цены с наибольшими объёмами продаж товара. Только в таком случае можно будет говорить, что предприятие получает максимальный доход от своей деятельности.

Итак, основной принцип закона спроса сохраняется: чем ниже цена Р, тем больше могут купить товара. Но это только в этом конкретном случае. Что же может повлиять на ситуацию?

Эластичность - фактор, влияющий на спрос

Эластичностью спроса называют показатель, позволяющий определить степень зависимости потребительской активности от цены или уровня доходов покупателей на обретаемые товары или услуги.

Виды эластичности

В зависимости от модели и типа экономической модели построения рыночных отношений можно выделить следующие типы спроса:

    Совершенно эластичный.

    Эластичный.

    Частично эластичный.

    Неэластичный.

    Абсолютно неэластичный.

Первый тип показателя означает, что для покупателя товар является не стратегическим, имеет множество товаров-заменителей или аналогов, а значит, и спрос будет резко реагировать на изменение цены. Можно также сказать, что существует только одна приемлемая цена на товар, при которой будет спрос на него.

Второй тип говорит о том, что колебания цены меньше изменений уровня спроса. Так зачастую бывает, когда товар является близким к предметам роскоши.

При частичной эластичности кривая рыночного спроса показывает, что изменение спроса происходит пропорционально цене. То есть, на графике можно было бы наблюдать прямую линию, которая пересекала бы обе оси на одинаковом расстоянии от их начала.

Не всегда спрос зависит только от цены

Далее, неэластичный спрос. Обычно его можно наблюдать на рынке товаров, которые люди используют ежедневно. Это может быть мыло, туалетная бумага, лезвия для бритвы, и тому подобное. То есть, те группы товаров, которые действительно необходимы потребителям, и они готовы за них немного переплатить.

Также это может быть продукция, которая представлена на рынке достаточно в узком ассортименте, и на неё существует малое количество товаров-заменителей.

Последним рассмотрим абсолютно неэластичный спрос. В этом случае, кривая рыночного спроса показывает такую ситуацию, когда спрос на товар никак не зависит от его цены. На графике это можно увидеть в виде линии, параллельной оси с ценой.

Так бывает, когда исследуется рынок товаров первой необходимости. Ими могут выступать: лекарства, медицинские средства, определённые группы пищевых товаров (хлеб, вода и пр.), коммунальные услуги (свет, вода, газ) и т.п.

Что ещё влияет на спрос?

Кривые индивидуального и рыночного спроса помогают провести анализ покупательской активности, а также найти наилучшее соотношение цена/объём продукции.

График, приведённый выше, показывает зависимость уровня спроса от цены товара. Но стоит отметить и другие факторы, влияющие на спрос. Ниже приведён полный перечень:

    Колебание цены на интересующий товар.

    Изменение стоимости товаров-заменителей или комплектующих.

    Потребителей (доходы).

    Тенденции моды.

    Времена года.

    Прогнозные изменения на рынке (к примеру, слухи о кризисе, инфляции и т.п.).

Как себя будет вести кривая спроса в этих случаях?

Кривая совокупного рыночного спроса будет сдвигаться вправо по оси абсцисс в таких ситуациях:

    рост стоимости товаров-заменителей;

    комплектующие становятся дешевле;

    приходит сезон активного использования товара;

    слухи о подорожании товара.

Обратная ситуация будет наблюдаться, если:

    товары-заменители становятся дешевле;

    комплектующие становятся дороже;

    снижаются доходы покупателей;

    товар больше не считается модным, современным.

Действительно, факторов влияющих на уровень спроса достаточно много, и можно легко его рассчитать, используя соответствующую формулу и график.

При осуществлении анализа важно понимать то, что рынок не стоит на месте и постоянно развивается, так что использовать кривую спроса, а также проводить исследования лучше всего в динамике.

Обычно на рынке присутствует большое количество индивидуальных потребителей. Их суммарный спрос называется рыночным спросом.

Исследованию рыночного спроса посвящен особый раздел экономики, который называют “Теория поведения потребителя” или “Теория выбора потребителя”. В этой области экономисты изучают поведение на рынке индивидуальных потребителей, выявляют общую для них логику принятия решений о покупках и таким образом создают модель потребителя, которая затем используется для изучения рынка. Приведем основные характеристики потребителя.

  • 1. Потребитель способен делать выбор. Он способен принимать решения о том, какие покупки будет делать. Например, выбрать один из трех вариантов: купить билеты в кино, приобрести книгу или провести вечер в кафе. Он также способен определять варианты покупок, которые для него равноценны. Скажем, 1 кг персиков может быть равноценен 1 кг абрикосов, и потребитель может без всякого ущерба для себя обменивать один продукт на другой.
  • 2. Потребитель рассуждает логично. Например, если он отдает предпочтение винограду при сравнении его с яблоками и отдает предпочтение яблокам при сравнении их с грушами, он должен отдавать предпочтение винограду при сравнении его с грушами
  • 3. Потребитель всегда отдает предпочтение большему количеству продукта при сравнении большего и меньшего.

Базируясь на этих характеристиках потребителя и зная его предпочтения, можно прогнозировать, каким будет рыночный спрос на новый продукт и как изменится спрос при изменении условий, в которых ведется торговля.

Конечно, рыночный спрос диктуется в первую очередь желанием людей купить продукт (V), а это желание зависит от того, какую пользу ожидают от него получить. Вопрос о связи полезности и спроса будет рассмотрен в следующем параграфе. Кроме желания, рыночный спрос, так же как и индивидуальный спрос, зависит от цены продукта, от цен продуктов-заменителей и дополняющих продуктов, от рекламы, от дохода потребителей и других факторов.

Поскольку мы рассматриваем рыночный спрос, мы должны иметь в виду всех потенциальных потребителей страны, т. е. все население. В качестве дохода одного потребителя следует принять средний доход жителей страны. Этот показатель называют доходом на душу населения. Его определяют как частное от деления национального дохода на численность населения. Подробно национальный доход будет рассмотрен во второй части книги. Сейчас скажем только, что это суммарный доход всех жителей страны. Учитывая то, что национальный доход обычно меняется быстрее, чем численность населения, во многих экономических исследованиях изучают зависимость спроса не от дохода на душу населения, а от национального дохода.

Формально рыночный спрос на продукт X (D x) можно записать в таком виде:

где V - желание купить продукт X;

Р х - цена продукта X;

Р г - цены продуктов, связанных с продуктом X;

Е - ожидаемое изменение цены продукта X;

Y - национальный доход;

Z -другие факторы.

Как правило, самое большое влияние на спрос оказывает цена продукта. Если все факторы кроме цены остаются постоянными, D x = /(Р х). Естественно предположить, что падение цены на товар будет вызывать рост спроса на него. Зависимость между ценой и рыночным спросом можно ожидать примерно такой, как изображено на рис. 3.2. При падении цены от Р х до Р 2 количество, востребованное рынком, возрастает с до Q 2 . Если цена снова возрастет до Р р то рыночный спрос опять упадет до Q r Обратную зависимость между ценой и спросом называют законом спроса. Он может быть сформулирован следующим образом: рост цены на продукт приводит к сокращению общего объема спроса; падение цены на продукт приводит к росту общего объема спроса.


Рис. 3.2.

Кривая, изображенная на рис. 3.2, называется линией рыночного спроса. Отметим три особенности этой линии. Первая заключается в том, что она имеет отрицательный наклон. Это следует из закона спроса. Вторая особенность состоит в том, что эта линия отражает спрос за какой-то определенный период времени. Скажем, спрос на молоко относится к его количеству, которое может быть продано на рынке в течение суток. И третьей важной особенностью является то, что объем спроса, указанный на графике, актуален только для того периода, в которое проводились измерения. С течением времени линия может менять свое положение.

Посмотрим, какое воздействие на эту линию оказывают другие факторы, от которых зависит спрос. Начнем с желания купить продукт. У потребителей могут измениться вкусы. Может, например, выйти из моды одежда определенного фасона. В этом случае спрос на нее упадет при любой цене. Линия рыночного спроса переместится влево. Может повыситься интерес к туристическим поездкам. В такой ситуации спрос на туры возрастет при любой цене. Линия спроса переместится вправо (см. рис. 3.3).


Рис. 3.3.

Как уже отмечалось, на спрос рассматриваемого продукта могут влиять цены на другие товары и услуги. Такая зависимость возникает, если у товара или услуги есть заменители. Скажем, в питании птица может служить заменителем мяса. Если цена мяса возрастает, увеличивается спрос на птицу. В городских услугах экскурсия по городу может заменить посещение музея. С ростом цены входных билетов в музеи может увеличиться число желающих совершить экскурсию. Кроме того, для полноценного использования некоторых товаров требуется совершать дополнительные покупки. Например, владельцу автомобиля нужно покупать бензин. Известно, что рост цены на бензин приводит к увеличению спроса на малолитражные автомобили и к снижению спроса на автомобили с двигателями повышенной мощности.

Причиной изменения спроса может быть изменение доходов потребителей. Очевидно, чем больше человек зарабатывает, тем больше у него возможностей совершать покупки. Выше говорилось, что средний доход всех жителей страны находится в прямой зависимости от национального дохода. Для большинства товаров и услуг рост среднего дохода приводит к увеличению спроса при всех уровнях цен, что означает смещение линии спроса вправо.

Следует заметить, что, несмотря на очевидную прямую зависимость, количественно соотношения между ростом дохода и ростом спроса для разных продуктов оказываются разные. Впервые на это обратил внимание германский экономист XIX в. Эрнст Энгел (Энгель). Он изучал фактические расходы рабочих семей и обнаружил, что с ростом доходов меняется структура трат. Относительные расходы на питание снижаются, а относительные расходы на удовлетворение культурных потребностей растут. Впоследствии эту закономерность стали называть законом Энгела.

В таблице 3.2 приведен пример ускоренного роста спроса на товар X по отношению к росту дохода. На рисунке 3.4 показана соответствующая линия спроса - линия Энгела.




Top