Инструмент для резьбы по дереву. Инструменты для резьбы по дереву — что нужно начинающему

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву. Постигнуть азы этого мастерства под силу каждому. Совсем немного времени понадобится для того, чтобы освоить это благородное мастерство и начать создавать восхитительные творения. Такие изделия долговечны, красивы и практичны, соответственно, им найдется место в любом доме.

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву

Перед тем, как начать работу с деревом, необходимо запастись всеми необходимыми инструментами. Ведь если мастеру чего-то не будет хватать, вырезка будет проблематичной. Да и удовольствия от такого творческого процесса получить вряд ли удастся.

Какие нужны приборы и инструменты:

  • пила;
  • коловорот или ручная дрель;
  • рубанок;
  • полукруглые и плоские стамески;
  • набор ножей;
  • топор небольшого размера;
  • бормашина.

В магазинах можно увидеть даже специальные наборы инструментов, предназначенных для резьбы. Подойдут они скорее всего для новичков, так как опытные резчики слишком щепетильно подходят к выбору каждого отдельного инструмента.

Галерея: резьба по дереву (25 фото)



















Урок резьбы по дереву для начинающих (видео)

Как научиться выполнять геометрическую резьбу своими руками: азы

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры . Эта разновидность творчества зачастую используется с целью преображения различной домашней утвари и даже мебели. Самой же простой техникой, которая под силу даже новичкам, является трехгранно-выемчатая резьба, за счет минимального количества инструментов.

  • мягкая древесина;
  • нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры

Ход работы:

  1. Начертить пару параллельных линий с высотой строчки ровно в сантиметр.
  2. Сделать в шахматном порядке отметки через каждый сантиметр.
  3. В форме треугольников нарисовать зубья и по самому центру их отметить.
  4. Центр треугольника соединить с углами.
  5. Носочек резца углубить в центре на глубину около пяти миллиметров.
  6. Пяточку резца наклонить поочередно ко всем углам треугольника.
  7. Наклонив резец вправо, вырезать одну из сторон треугольника.
  8. После этого на 90 градусов повернуть заготовку, вырезать вторую сторону.
  9. Тоже самое проделать и с третьей стороной.
  10. Вырезать и другие треугольники, в результате чего получается узор под названием «Одиночные треугольники».
  11. Отметить центральные части находящихся вверху треугольников и соединить их с углами.
  12. По аналогии с предыдущим этапом, вырезать эти детали.
  13. Вновь начертить строчку и нанести аналогичный рисунок.
  14. Вырезать находящиеся вверху треугольники и сразу же отметить нижние, тоже их вырезать.

Все неаккуратные участки обработать с помощью наждачной бумаги.

Резьба по дереву для детей

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети. Естественно, что речь не идет о трехлетних малышах, а вот в возрасте десяти лет ребята уже могут попробовать свои силы в этом мастерстве. Лучше, начать вырезать простые элементы, например, цветочный орнамент.

Необходимые инструменты и материалы:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш;
  • калька;
  • стамеска-уголок;
  • полукруглая узкая и широкая стамески.

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети

Вырезание поэтапно:

  1. Перенести схему сначала на кальку, а потом не дерево.
  2. Сделать подрезку сначала контура центрального круга, после чего сделать срез от внешнего круга, используя для этого полукруглую стамеску.
  3. Разметить лепестки цветков.
  4. Стамеской-уголком прорезать по контуру лепестки.
  5. Между лепестками удалить излишки древесины, используя этот же инструмент.
  6. Полукруглой стамеской вырезать внешний контур лепестков.
  7. С помощью большой полукруглой стамески сделать пару надрезов к контуру от центра цветочка.
  8. С целью увеличения площади надреза, необходимо произвести эти же манипуляции еще разок.
  9. Закруглить центр цветка развернув для этого стамеску.

Стамеской-уголком в центре цветка сделать несколько надрезов.

Как вырезать узор на дереве

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку, но простой узор сделать на деревянной доске им проблем не составит. Тем более, что для этого не нужно много инструментов. Достаточно лишь простого канцелярского ножа и несколько других мелочей.

Ход работы:

  1. Необходимо выбрать орнамент, либо же самостоятельно его придумать.
  2. Приложить орнамент к картону и обвести с помощью стилуса.
  3. На доске обвести внешние контуры трафарета.
  4. Сразу же вырезать и внутренние, поставив нож под углом.
  5. Вырезать и все остальные детали.
  6. Прорезать ножом все контуры еще раз.
  7. Доработать все детали.
  8. Обработать поверхность, создавая тем самым иллюзию объема.
  9. Контуры закруглить, срезать все имеющиеся острые углы.
  10. Проработать каждую деталь, придать ей объем.

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку

Обработать поверхность наждачной бумагой и покрыть лаком.

Как сделать декоративную тарелку из дерева: мастер-класс

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству. Для этого требуются определенные навыки. Пугаться же этого не нужно, сделав несколько простых работ можно смело приступать к изготовлению декоративной тарелки. Все непременно получится.

Необходимые материалы и инструменты:

  • липовая доска;
  • лобзик;
  • резцы для работы по дереву;
  • наждачная бумага.

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству

Ход работы:

  1. Плавно, без малейших рывков произвести распил доски, придать ей нужную форму.
  2. Обработать сразу же дерево наждачной бумагой.
  3. В технике геометрической резьбы вырезать треугольники.
  4. Полукруглым резцом вырезать углубление по периметру овала.
  5. Глубину постепенно прибавлять.
  6. Сгладить образовавшиеся канавки и обработать их наждачной бумагой.
  7. Пропитать изделие льняным маслом или же просто пропитать крепким чаем.

Сухую тарелку отшлифовать с помощью наждачной бумаги.

Далеко не каждое сырье подходит для резки, ведь именно от его выбора зависит конечный результат. Существуют как твердые, так и мягкие сорта. Каждый сорт имеет свои преимущества и недостатки, предполагается особая технология обработки.

Среди мягких пород можно выделить следующие:

  • сосна;
  • осина;
  • липа;
  • можжевельник;
  • береза.

Преимущество мягкого материала в простоте обработки. При этом мягкую древесину и испортить намного проще, достаточно лишь одного неверного движения.

Твердые сорта, которые используются в процессе творчества:

  • самшит;
  • красное дерево.

Цена на древесину твердых сортов достаточно высокая. Несмотря же на это, резчики предпочитают использовать именно их, так как изделия из них получаются не только красивые, но и долговечные.

Помимо твердости материала, следует также учитывать и его цвет. Светлая древесина вскоре может потемнеть в местах среза. Поэтому при вырезании больших орнаментов рекомендуется использовать сырье хвойных пород.

Геометрическая резьба по дереву для начинающих (видео)

Многих пугает такой вид творчества, как резка по дереву. Работа кажется сложной и изнуряющей. На самом же деле справиться с несложными задачами сможет даже ребенок. Спустя время любой новичок может получить необходимые навыки, чтобы в дальнейшем изготавливать настоящие шедевры.

Трудно точно сказать, когда появились первые изделия, которые были выполнены из дерева. Но можно с уверенностью заявить, что первыми предметами из дерева были символы-идолы. Они представляли собой изображение зверей и небесных светил. Такие изделия довольно часто были талисманами. На сегодняшний день это ремесло сохранилось и на рынке можно встретить множество сувениров из дерева.

Полка своими руками из дерева служит не только элементом декора, но также используются в домашнем хозяйстве.

Из дерева делают самые различные поделки, даже такие, которые можно сравнить с кружевным предметом. Достаточно часто из данного материала изготавливают предметы обихода и декора, резную мебель.

Немного истории

Глубочайшие корни принадлежат и художественной резьбе, ее главному скульптурному течению. Все мы слышали рассказы, в которых упоминались корабли с резными фигурами на носу. Они являлись талисманами для мореплавателей. И неудивительно, что скульптурная техника резьбы имеет «морское» происхождение, лишь потом она появилась и на «суше».

В конце XIX-начале XX веков главным направлением стал такой вид деятельности, как прорезная резьба. Она применялась для оформления фасада дома. Имела выразительные черты и «воздушность».

Материал для изделий

От того, насколько правильно выбрана порода дерева, зависит художественная ценность готового изделия.

Вот список самых популярных пород древесины:

  1. Липа. Довольно легко обрабатывается режущими инструментами, так как она мягкая. Ее используют для выполнения орнаментов, небольшой пластики и различных скульптур.
  2. Осина. По своим характеристикам схожа с липой.
  3. Береза. Отлично подается полированию и морению. Ее применяют при изготовлении мебели.
  4. Сосна. Изделия смотрятся очень красиво, если расположить годичные кольца симметрично.
  5. Дуб, ясень. Древесина выглядит очень выразительно в больших изделиях. Особенно ценна та, которая пролежала долгое время в воде, ее еще называют мореным дубом.
  6. Ольха. Древесина имеет приятный розоватый оттенок. Отлично подойдет для небольшой пластики с подробными деталями.
  7. Яблоня, груша. Сложно высушивать без образования трещин. Полируется до блеска.
  8. Клен. Трудно резать, так как древесина очень плотная. Ее используют для изготовления музыкальных инструментов.
  9. Рябина. Применяется в токарном деле, в небольшой пластике и полировке.
  10. Лиственница. Красивая в обработке древесина. Из нее отлично смотрятся изделия, не имеющие мелкие детали и хорошо полированные.
  11. Кедр. Используется в создании декоративного искусства.
  12. Тис. Хорошо поддается полировке. Его ценят в производстве мебели за красоту.
  13. Можжевельник. Срезы стволов используют в мозаичных работах. Из него получаются красивые украшения.

Техника безопасности по вырезанию из дерева

  1. Необходимо приобрести фартук или халат из достаточно плотного материала. При работе рукава надо засучить до локтя, а лучше всего подобрать одежду без рукавов.
  2. Если длинные волосы, то их надо собрать в пучок или спрятать под головной убор, чтобы они случайно не попали во вращающуюся часть инструмента.
  3. Приобретите очки с обычными стеклами. Они помогут защитить ваши глаза от попадания в них пыли и частичек древесины.
  4. Не вырезайте на коленях. Приобретите струбцины или упор.
  5. Все необходимые инструменты для работы должны лежать справа от вас.
  6. Все режущие инструменты надо хранить в специальных защитных наконечниках. Если таких нет, их можно сделать самостоятельно из резины или пенопласта.
  7. При обжиге деревянных изделий следите, чтобы рядом не было легко воспламеняющих веществ, таких как бензин, скипидар, лак и другие. В помещении должен иметься огнетушитель.
  8. Недалеко должен лежать набор медикаментов, ведь у начинающих мастеров иногда могут возникать различной степени травмы.

Инструменты для вырезания по дереву

  1. Богородский ножик. Используется для создания скульптурной техники.
  2. Ножик-косяк (имеет заточку 20°). Используется при плоскорельефном, плосковыемчатом, ажурном, рельефном выполнении.
  3. Ножик-резак. Дополнительный предмет. Требуется для выполнения многих видов техники.
  4. Прямая стамеска (имеет заточку 18-20°). Считается дополнительным предметом при выполнении разных технологий.
  5. Стамеска полукруглой формы. Один из главных приборов, который нужен для выполнения любого вида деятельности. Существуют стамески отлогого, среднего и крутого вида.
  6. Стамеска-клюкарза. Этот инструмент имеет лезвие изогнутой формы. Благодаря такому изгибу рукоятка при работе не будет задевать рабочую поверхность.
  7. Стамеска-церазик. Походит на крутой инструмент полукруглой формы. Имеет ширину детали 2-3 мм. Используется для вырезания тоненьких прожилок. Разрез будет иметь размер в соответствии с габаритами инструментов.
  8. Уголки или гейсмус (имеет угол заточки 50-70°). Применяют для создания V- образного выреза и для выполнения разных элементов контурной техники.
  9. Штихель. Данный инструмент имеет угловой загиб 15°. Рукоятка выглядит довольно часто, как гриб. Используется для выборки разнообразных прожилок при выполнении гравюр.
  10. Клепики. Они имеют разные габариты, но вид затачивания у них всегда только один из трех: меч, лист и ноготь. Первые два вида имеют названия: клепики-листы и клепики-мечи. Используются в плоскорельефном и объемном исполнении для убирания фона в труднодоступных местах.
  11. Стамеска-ноготок. Имеет отличие от обычных клепиков только видом затачивания. Она у них выглядит в форме ногтя. Его назначение — выполнение работ в трудных местах и создание деталей скобчатой техники.
  12. Ложечники. Хороший вид данного инструмента — это ложечный ножик, у которого заточено кольцо с приделанным прутом. Такой предмет применяется для убирания больших мест в глубине и для обрабатывания внутренних поверхностей при создании посуды.
  13. Пуансонки и чеканки — это стальные стерженьки, который имеют на рабочем окончании орнамент. Требуются для чеканки фона в плоскорельефном и рельефном исполнении.

Основные техники вырезания из дерева своими руками

Контурная резьба — это рисование резцом на древесном материале. Выполнять ее можно при помощи ножичка, косяка, уголочка, церазика, полукруглой стамески. Шкурить лицевую основу перед выполнением работы не надо, так как мельчайшие частички пыли забьют все отверстия в древесине и лезвие инструмента довольно быстро затупится.

Чтобы сгладить поверхность, можно применить рубанок, напильник с большой, а потом с маленькой насечкой.

Имеются небольшие отличия в вырезании рисунка на фанере и доске:

  1. Контурная резьба на фанере. Начинают тренировки с вырезания сплошного фона, а далее переходят уже к более сложным элементам.Очень эффектно смотрится контурная резьба, если ее выполнить на тонированной поверхности. Для этого подбирается рисунок и отрезается необходимый кусок фанеры. Торцы зачищаются шкуркой. После этого лицевую сторону надо покрыть черным нитролаком. Вместо него можно взять тушь, гуашь или морилку.
  2. Контурная резьба на доске. При помощи ножа делают прямые и закругленные линии, которые могут иметь различные направления в зависимости от слоя древесины. После надреза доска поворачивается на 180° и такие же линии выполняются с другой стороны. Главное — следить, чтобы длина и глубина были одинаковыми.

Геометрическая резьба. Данный вид резьбы очень просто выполнить. Для него не потребуется сложного инструмента.

Для работы потребуются мягкие нетекстурные породы: осина, липа, ольха. Не выбирайте тополь. Он слишком мягок. Если у вас уже имеется опыт, то вы легко справитесь с березой и красным деревом. Очень красивый орнамент получается на дубе, но резьба потребует больших физических усилий.

При выполнении данной техники соблюдайте следующие правила:

  • срез рекомендуется выполнять одним движением, кроме тех элементов рисунка, которые имеют большие размеры;
  • при выполнении работы надо соблюдать один угол наклона, если смена наклона не предусмотрена в самом рисунке;
  • постарайтесь избегать подрезания против слоя, так как может возникнуть скол;
  • для работы воспользуйтесь прочным, но не толстым косяком, что позволит меньше разводить слои.

Геометрическая резьба имеет широкое разнообразие элементов: линия, треугольник, квадрат, ромб, глазки и чешуйки. Все эти виды позволяют создать любую композицию.

Кудринский орнамент

Данная техника представляет собой вырезание элементов растений, которые состоят из стилизованных листочков, бутончиков, цветочков. Порой могут добавляться образы птичек, животных и различных героев из былин.

Такой орнамент обычно вырезают на ольховых, липовых, осиновых заготовках, еще используются твердые основы из красного дерева, ясеня, дуба. У последних материалов получается блестящий срез, но при работе с ними потребуются немалые усилия и частая заточка инструмента.

Обычно для получения кудринского рельефа пользуются стамесками отлогой и полукруглой. Но если таких инструментов у вас нет, можно использовать ножик с узким усиком.

Рельефная резьба в плоскостном исполнении

Самый сложный вид исполнения. Выглядит достаточно эффектно.

На подготовленную плоскость переносим эскиз планируемого орнамента. Все пустоты снимаем подходящим инструментом под углом 45°. Если присутствуют большие промежутки между частями орнамента, то вырезаем из дерева плоский фон.

Для этого используется ручной фрезер, имеющий упор ограничения, или клюкарза, имеющая плоское лезвие.

При желании поверхность изделия морится. Чтобы отбелить поверхность узора, необходимо просто протереть ее влажной тряпкой. Осветлить орнамент можно еще при помощи шкурки. Делается это только после полного высушивания изделия.

Прорезная резьба в плоскостном исполнении

При срезании всего фона рельефа, т. е. убирании насквозь всей толщины материала, получается вид резьбы, который получил название прорезной. Ее выполнение возможно, если необходимые детали рисунка скреплены друг с другом, иначе они просто упадут.

При выполнении сквозной резьбы подготовленную деталь с нанесенным орнаментом необходимо положить на ровную поверхность. Это необходимо, чтобы с обратной стороны не образовывались сколы. Коловоротом или крутыми стамесками прорезаются отверстия в фоне. Рекомендуется выполнять эту работу стоя, аккуратно врезая инструмент в деревянную поверхность. При помощи стамески, подходящей по радиусу, или лобзика обрезаются полностью по контуру рисунка детали орнамента. Для создания углов используются ножи и уголки. Как только фон будет снят, можно приступать к самому орнаменту. Обработка поверхности и покрытие делаются на усмотрение мастера.

Мозаика из дерева

Данный метод применяется уже давно. При помощи него делали украшения для мебели, выполняли настенные панно, выстилали полы, создавали художественные изделия. По своей технике исполнения мозаика имеет следующие разновидности:

  1. Инкрустация — маленькие вставочки из костей, перламутра, различной древесины в другой материал. В главном материале, который считается основой для изделия, выполняют углубления. Именно в них и будут размещены и закреплены различные вставные элементы. Данным методом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, фигуры.
  2. Блочная мозаика — включает в себя соединение отдельных брусочков или различных пластиночек, которые могут быть выполнены из разных оттенков пород. После этого материал подвергается распиловке. Получаются детали с одинаковыми элементами узора. Эти материалы используются для получения разных композиций или отдельных отрывков украшения.
  3. Интарсия — в подготовленное деревянное основание вставляются пластины из различной древесины.
  4. Маркетри — в данной технике вставочным элементом служит строганый шпон — фанера, имеющая один слой и выполненная из различной древесины. Приклеивают шпон к деревянной основе, стараясь плотно подогнать друг другу различные детали, которые нужны по эскизу.

При грамотном использовании цветового разнообразия древесины и при большом его количестве мозаика дает хорошую возможность создавать сложные узоры и живописные сценки.

Основные изделия для новичков

Каждый новичок, который решил заняться резьбой по дереву, обязательно попробует сначала выполнить нетрудные изделия. Именно они становятся первой пробой и дадут приобрести необходимые навыки.

  1. Ложки. При выполнении этого предмета осваиваются азы самых распространенных видов резьбы.
  2. Кухонная утварь. В основном начинают с разделочной доски. Именно на ней можно поучиться выполнять различные техники выполнения.
  3. Украшения из дерева. Позволят вам приобрести навыки более сложных технологий.

Основные шаги при работе

Работа с деревом требует полной отдачи, хотя для некоторых это только хобби.

  1. Первым шагом при работе является подготовка необходимого инструмента. Обязательно проверьте инструменты и, если необходимо, поточите их. Ведь только острым предметом можно создать аккуратную работу. Даже если планируется простая работа, то все равно надо подготовить несколько видов резаков с различными лезвиями.
  2. Далее подготавливается сама деревянная заготовка. Выбирается рисунок. Если вы начинающий любитель резьбы, то выбирайте только мягкие породы.
  3. Чтобы не пришлось откладывать работу на потом, сразу изучите материал по тому изделию, которое планируется выполнить. Если есть возможность, попросите мастера вам помочь. Ведь именно специалист в своем деле подскажет тот или иной разрез. Данное ремесло довольно сложно изучать по написанным материалам.
  4. После этого подготовьте рабочее место. Нанесите узор на заготовку и начинайте вырезать.
  5. Как только все элементы будут вырезаны, необходимо ошкурить готовую деталь. При необходимости покрыть лаком.

Подводим итоги

Резьба по дереву — довольно сложное ремесло. Для новичка будет не просто выполнить даже простые элементы. Потребуется запастись терпением и приложить максимальные усилия.

Уже давно человек занимается обрабатыванием деревянных полотен и прекрасно знает все ее качественные характеристики. Резьба по дереву считается достаточно древним искусством.

Сегодня можно найти достаточно много специальных школ, которые занимаются обучением резьбе по дереву. Данный вид деятельности никак не относится к обычным ремонтным работам. Хотя данное ремесло иногда применяется при такой деятельности. Например, оно позволит без труда скрыть образовавшиеся изъяны древесины (царапины, сучки), легко и красиво украсить непривлекательные двери, мебель и т.п.

Все начинающие резчики спрашивают: «Какие инструменты необходимы мне в первую оче­редь?» Сначала нам понадобится небольшое чис­ло инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, при­обретайте инструменты по мере необходимо­сти. Обычно при покупке набора вы не экономи­те ни копейки, зато всегда остаются вещи, кото­рые вам почти не понадобятся. Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты из высокоуглеродистой стали прослужат вам долго и сэкономят деньги.

Ножи

Вам понадобится хороший нож — тот, которым будет удобно работать. Существует три вида но­жей — со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наибо­лее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали.

Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC — оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стати. Для отделки и создания формы я исполь­зую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вме­сто заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том. что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.

Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кри­визна, тем цифра больше. Так, стамеска с номе­ром 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древеси­ны, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, харак­теризуется широким диапазоном — от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стаме­ски с углом от 60 до 70 градусов.

При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам посто­янно придётся чинить лезвие.

Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески разме­ром с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.

Пилы

Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применя­ется лучковая пила («змейка»).

Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.

Специальные инструменты

Скобель применяется для снятия коры и для бы­строго грубого удаления лишней древесины, как, например, в работе над мебелью. Ложечный нож имеет обоюдоострое круглое лезвие, иде­альное при изготовлении ложек, чашек или ма­сок.

Абразивы

Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты пло­ской, полукруглой или круглой формы всегда ис­пользуйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообраз­ную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких ще­пок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.

Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилин­дры в составе ручной дрели или пресса незаме­нимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхно­сти и характером материала, отвечая самым раз­ным запросам. Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструмен­ты быстро затупятся.

Электрические инструменты

Когда вы начнете мастерить заготовки самосто­ятельно, вам будет необходима ленточная пила. Огромный выбор лезвий позволит с легкостью выполнить самые трудные надрезы, далеко пре­восходя всё, что можно сделать при помощи луч­ковой пилы. Ажурная пила поможет обработать внутреннюю поверхность, но ей по зубам не вся­кое дерево. Ленточные и дисковые шлифоваль­ные инструменты хороши как при отделке, так и при удалении коры. Многие резчики используют вращательные инструменты с широким диапазо­ном головок для обработки деталей, например, перьев. Существуют ручные шлифовальные ап­параты и маленькие высокоскоростные резчиц­кие станки. Также есть но крайней мере четыре типа электрических стамесок с возвратно-посту­пательным движением, позволяющим получать удовольствие от резьбы страдающим артритом и людям с «теннисным локтем».

Укрепляющие приспособления

Если вы держите заготовку в тисках, подберите такой инструмент, чтобы он не оставлял следы на изделии (или вставьте какой-либо материал в промежуток между изделием и тисками). Для прикрепления заготовки к верстаку я часто ис­пользую шестимиллиметровый глухарь и крыльчатую гайку. Если вы новичок, можно надеть перчатку из стальной проволоки, чтобы защи­тить руку.

У меня есть один старый друг, тоже резчик, который надевает тяжелый кожаный фартук, когда работает в направлении к груди. При отделке или окрашивании изделия можно использовать шило или красящую палочку.

ОПОРА

Чтобы заготовка лучше держалась, когда вы ре­жете дерево пилой-«змейкой», советую исполь­зовать опору — обычную доску, поддерживаю­щую древесину во время выпиливания. Просто прикрепите ее к верстаку или столу и держите пилу вертикально в V-образной части, когда об­рабатываете заготовку.

ВЕРСТАЧНЫЕ ТИСКИ

Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстач­ные тиски. Одна клемма удержи­вает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке вы­скользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.

Дополнительные приспособления

Электрические инструменты для выжигания мо­гут быть использованы при окрашивании изде­лия, придании фактуры, а также для подписи ра­боты. При этом вам понадобятся маска от пыли и пылесос. Также необходимы инструменты ху­дожника и различные щеточки, если вы хотите покрыть изделие краской или лаком. Для перене­сения узора на заготовку советую использовать кальку или копировку. При выполнении тонкой обработки деталей необходим хороший источ­ник света и увеличительное устройство.

Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инст­рументы, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, по­траченное на заточку.

ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанав­ливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему прав­ки; каждый нашел свою процедуру, удобную лич­но для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспо­собления.

Первым делом следует заточить лезвие при по­мощи мелкозернистого абразива, например ал­мазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхно­сти, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лез­вием и деревом.

Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если оста­нется ровный след, то лезвие острое. Если во­локна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Режущие инструменты

Нож (желательно с фиксированным лезвием)

Четыре прямые стамески (достаточно размером с ладонь)

№ 3 отлогая стамеска шириной 1/2 (1,3 см)

№ 7 полукруглая стамеска шириной 1/2 (1,3 см) № 11 крутая стамеска шириной 1/4 (6 мм)

№ 12 стамеска-уголок шириной 1/4 (6 мм)

Чертежные принадлежности и инструменты для нанесения узора

Копировальный аппарат (МФУ)

Лучковая пила («змейка»)

Опора (см. выше)

Чертежные принадлежности

Карандаш

Копировальная бумага

Как стать резчиком.
Обучение начинается с Вашего желания познать ремесло резчика. Как только Вы начали искать себе учителя, Вы сделали первый и главный шаг. Когда Вы переступили порог мастерской, Вы сделали второй важный шаг. Дальше нужно лишь не сбиться с выбранного пути. Чтобы начать резать, Вам нужно одно - решимость это сделать.

Где идут уроки резьбы
Занятия проходят у меня дома в небольшом помещении. Поэтому максимальное количество, одновременно занимающихся учеников, всего 5 человек.

Начинаем
Наша резьба начинается с «трехгранно-выемчатой геометрической» . Тут постигаются азы и происходит первичная постановка реза. Я показываю базовые элементы. На занятии ученик прорабатывает материал, понимает принцип движений ножом. А дома идет отработка и «набивка» руки.

О том какие бывают орнаменты и как их создавать я стараюсь рассказывать в интернете,на сайте http://struzhki.ru и в «Живом Журнале» http://rezchikdereva.livejournal.com/ . По той же схеме изучаем рельефы, посуду, скульптуру. Но программа занятий не ограничена жесткими рамками. Если ученик пришел с какими-то знаниями(не с «нуля»), я не буду второй раз знакомить его с тем, что ему и так известно. И желающие вырезать что-то отличное от программы будут поддержаны и словом и делом.

Терпение и последовательность
А вот «перепрыгивание» через запланированные этапы я не приветствую. В обучении работает принцип колеса. Каждый новый вид, как спица в колесе. И прежде, чем добраться до самой дальней, придется коснуться всех остальных. Если все делать по порядку, знания лучше усваиваются. Приведу пример.

Пропустив «геометрию» , Вы сразу попадаете на стадию рельефов, где вместо одного ножа, приходится работать набором инструментов. И не имея уверенности движений, Вы получаете задание, где нужно сосредоточиться на глубине резьбы, чистоте реза, плавности линий. А какая может быть аккуратность, когда руки еще неуверенно дрожат, и над каждым инструментом приходиться раздумывать.

Пропустив рельефы , Вы попадаете в еще более неприятную ситуацию. Посуда: ложки, миски,подносы режутся довольно просто. Но Вы не знаете как резать этим инструментом, и видите его впервые, как следствие, резьба будет утомительно долгой. И вырезав, наконец-то, свою ложку, Вы поймете, что украсить ее резьбой не сможете, ведь не проходили рельефы или «геометрию».

И совсем неудачный вариант, начать со скульптуры. На рельефах изучается инструмент, на посуде первичное понимание объема. Без этих знаний, будет сложно подступиться к
скульптуре.

Эти утверждения пришли не из моей головы, а из практики. Я всё пробовала применять, и сейчас считаю, что программа идет по наилучшему пути.

Как мы приобретаем инструмент .
Еще на заре создания своих курсов для начинающих резчиков, мне пришлось изучить инструментальный рынок Москвы.
Первым предметом поиска был, конечно же, нож-косяк . Я не буду называть фирмы и людей, производящих плохой инструмент. Лучше озвучу все то хорошее, что удалось найти или создать. Мои требования к ножу не были завышены, интересовала только долговечность заточки. Потому что я точу весь ученический инструмент, пока люди сами не освоят заточку. Процесс идет ручной, без электрического точила. Для меня это лучший и любимый способ создания хорошей плоскости фаски и острого жала у резца. Естественно, мне не хотелось круглыми сутками точить, поломавшееся или затупившееся железо. Где-то 1,5 года шла «выбраковка» товаров из магазинов и с рынков.

Выяснилось, такого ножа просто нет. Были поиски мастера для изготовления самодельных ножей. И однажды я вспомнила, что когда-то, во времена моей учебы, мне делал инструмент брат. К моей радости, Александр согласился помочь. Полгода он делал, а я испытывала в работе разные косячки, ища наиболее удобный угол острия, лучший угол заточки, даже длина ручки менялась несколько раз. В итоге, был найден универсальный вариант ножа. Кстати, на форуме Резное Александр выложил МК по изготовлению именно этого ножа.

Проблема с ножом была решена. Но тут пришла пора покупать стамески…

На сегодняшний день дело обстоит так. Любой ученик имеет право придти со своим инструментом. Если инструмент недостаточно качественный, первое что мы пройдем на уроке будет заточка. Я предоставляю возможность купить на месте, изготовленный братом, недорогой и качественный инструмент. При покупке резцов и стамесок, я даю советы по всем маркам, которые знаю, но выбор все равно остается за учеником.

Сейчас наш инструментарий таков: Инструменты от Александра, это резцы которые либо дороги в магазине, либо, вообще проблема найти. Ножи-косяки с разными углами, богородский нож, прямые стамески обычные, и японского типа с длинной ручкой, клюкарзы прямые для выравнивания выбранного фона.

У Виктора Кузнецова мы покупаем «крутые» полукруглые стамески и полукруглые клюкарзы.

Отлогие стамески приходится набирать из фирменных Петров и сын, Киршен, Пфайл. А вот большие скульптурные берем дешевые кованные Белорусские.

Стараюсь быть в курсе всех новинок рынка и исследовать, когда получается, новые инструменты.

Обойдемся без ранений
Большое внимание уделяю техники безопасности на уроках. С первого занятия ученик узнает, как резать без травм. В достатке имеются струбцины и тиски, чтобы не приходилось одной рукой придерживать работу, а другой резать. На каждом рабочем месте есть упоры безопасности. На коленях мы НЕ режем. Только стол, зажимы, и тиски.

А если я не художник
Можно вообще не уметь рисовать, но быть резчиком. Странно, но это так. Начинающие резчики сталкиваются с копированием орнаментов чаще, чем с художественным рисованием.

При современных возможностях компьютеров, ни для кого не составит труда увеличить или уменьшить эскиз. А интернет сейчас кладезь орнаментов и рисунков для резьбы. Рисование понадобится тому, кто захочет придумывать и воплощать свои идеи в дереве. Это в большей степени касается орнаментов и плоских рельефов(панно). Для скульптуры нужен другой опыт - лепка.

Учимся лепить из пластилина . Пролепка дает возможность увидеть недостатки скульптурных форм и исправить их на стадии модели. Те кто лепил хоть раз, оценили какую помощь в резьбе оказывает…пластилин.

Острый ум и инструмент

Заточке обучаю в обязательном порядке. Вам потребуются: наждачная бумага, хозяйственный брусок, и паста гои на ремне. Никаких дорогостоящих материалов мы не используем.

Соратники, конкуренты или друзья

Мы много общаемся и на занятиях и в интернете, и стараемся чаще встречаться в неучебное время. Порой люди в группах так сдруживаются, что одной встречи в неделю, им становится мало. Именно поэтому у нас появились встречи в кафешках, на шашлыках и даже в поход однажды сходили. Здесь же заложены истоки конкурсов. Конкурс хоть и несет в себе дух конкуренции, ну дух это дружеский и положительный. Участвуют только желающие. Зато присоединится к мероприятию могут все, и просто приятно провести время с единомышленниками.

В статье использованы фотографии работ: Евгении Попковой, Егора Сидоренко, Павла Латышева, Ольги Качаловой,Страхини.

Резьба по дереву для начинающих – интересное и увлекательное занятие, не представляющее особой сложности. Не обязательно обладать художественными навыками для создания орнаментов и узоров. Сейчас на помощь новичку приходят готовые эскизы и видео-уроки.


Большинство даже состоявшихся мастеров вдохновляются работами других людей, поэтому обязательно внимательно просматривайте трафареты, схемы и рисунки других любителей.

Разновидности техник

Скульптурная резьба — самая сложная, требующая определенных навыков. Есть очень много книг по данной технике.

Прорезную резьбу отличает полностью обработанный фон и красивый орнамент. Она выполняется лобзиком, ножом, а финишная обработка может производиться бензопилой.

Обучиться технике поможет геометрическая резьба.

Для того чтобы выполнить художественную резьбу, легче скопировать готовый эскиз, нежели чем создать свой собственный.

Но большинство готовых узоров отличаются определенной замысловатостью, поэтому начинающий мастер может попробовать себя в создании собственного простого эскиза.

Создание эскиза

При проектировании эскиза необходимо выполнить следующую последовательность шагов:

  1. Выбирается заготовка для работы;
  2. На эскизе обозначаются основные элементы и места, где резьба будет наноситься;

  1. При помощи чертежных принадлежностей картинка перерисовывается на миллиметровку или кальку с масштабной разметкой;
  2. Если какие-либо элементы повторяются, то достаточно создание единичного трафарета.

При навыках работы в простейших графических редакторах (например, Paint) можно создать эскиз там, а затем просто распечатать на бумаге в необходимом масштабе.

Трафареты обычно используются многократно, поэтому желательно сделать их из относительно плотного материала (картона, фанеры).

Вот некоторые подробности переноса рисунка с шаблона на дерево:

  1. Образец фрезером закрепляется прямо на основе, резка производится прямо по его контуру;
  2. Контуры трафареты переносятся на дерево простым карандашом;
  3. Перенести эскиз с бумаги на доску можно, положив под нее кальку. После прорисовывания контура эскиза на дереве останется след от копировательной бумаге;

  1. Самые простые узоры можно перенести с помощью выкалывания (иглой, ножом или шилом).

Этапы работы

Когда эскиз перенесен на основу, начинается самый интересный процесс – непосредственной обработки дерева.

Если вы работаете в технике сквозной резьбы, первым делом необходимо нанести стартовые отверстия в каждом элементе. Выполняется это, как правило, при помощи электрической дрели. После в отверстия вставляется пила, и часть дерева выпиливается. Далее края выравниваются и начинается художественное оформление.

Плоскорельефная и объемная резьба выполняются немного иначе.

В начале ножом проделываются контуры будущих узоров. Далее резаком выполняется прорезка самой глубокой центральной части. От нее формируются все остальные углубления.

Мелкие детали выполняются при помощи стамески.

Иногда могут потребоваться дополнительные инструменты (например, киянка, для более твердых пород древесины).

Глубокий рельеф проделывается стамеской с изогнутым лезвием. По завершении работы все края обрабатываются с целью устранения шероховатостей и сколов.





Top