Интересные факты о рахманинове детям. Сергей васильевич рахманинов - биография и интересные факты из жизни

Великий русский композитор Рахманинов. Что о нем известно его поклонникам.

Вот некоторые интересные факты о Рахманинове.

1. Первым учителем для Сергея Рахманинова стала мама, которая уже с 4 лет начала учить его музыке.

2. Гениальный пианист мог легко одной рукой охватить все 12 белых клавиш.

3. Во время исполнения произведений композитор не любил посторонние звуки, особенно это касалось кашля и посторонних разговоров. Конечно, он не выражал свое недовольство зрителям, однако при исполнении новых Вариаций мог пропустить некоторые моменты, если в аудитории было шумно.

4. Композитор и пианист покинул Россию в 1917 году. Сначала он вместе с женой и двумя детьми уехал в Стокгольм, затем в Нью-Йорк. Именно там и настиг его творческий кризис – долгие десять лет Рахманинов не написал ни одного произведения. Вообще за границей Рахманинов написал всего лишь 6 произведений, но именно их принято считать вершиной его творчества.

5. Несмотря на то, что пианист был эмигрантом, он всегда любил свою Родину и искренне переживал за нее. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, композитор собрал в Нью-Йорке благотворительный концерт, а все полученные средства передал в Россию. На его деньги был построен самолет для нужд Красной Армии. Вообще Рахманинов довольно часто проводил благотворительные концерты.

6. Композитор постоянно курил. Его внук, основатель фонда Рахманинова, считает, что именно по этой причине Сергея Васильевича настигла болезнь – меланома.

7. До последних дней своей жизни композитор выступал на сцене, последний его концерт состоялся в 1943 году. Незадолго до смерти он хотел посетить свою Родину, но его не пустили.

8. Свое последнее произведение Рахманинов написал в 1941 году. Оно называлось «Симфонические танцы».

Это произведение довольно часто сравнивают с «Мастером и Маргаритой». Что интересно, Булгаков закончил работу над своим произведением в это же время.

Другие интересные факты о Рахманинове Вы можете найти на Web страницах сети Интернет.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Род Рахманиновых, согласно семейным преданиям, ведёт своё начало от молдавского господаря Стефана III Великого (ок.1433 - 1504). Его внук боярин Рахманин, служивший уже московским государям, получил своё прозвище по названию мифического народа в средневековых русских сказаниях - рахманов (блаженных, от инд. «брахман»; впрочем, «рахманом» на Руси называли лентяя). Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в родовой усадьбе Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии. Его музыкальный гений развивался поистине моцартовскими темпами. Интерес к музыке пробудился у мальчика в четыре года, а в девять лет Сережа поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. 13-летним отроком был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. В возрасте 19-ти лет Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью (по композиции), получил место преподавателя фортепиано в московском Мариинском женском училище; в 24 - стал дирижером русской частной оперы Саввы Мамонтова.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

1. Aу, где я?! Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы "поймать" партнера. - Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач. - В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов. 2. Шутка с миноносцем Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная новость была напечатана в газете. Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в которой значилось: "Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не заряжены?"

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

3. "Самое главное" Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве? Рахманинов пожал плечами и ответил: - Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного... 4. Увы мне... Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета: - Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл. Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист развел руками: - Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал...

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

5. Или кашлять - или играть Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили: - Отчего вы так не любите собственные вариации? - Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают от моих пальцев, предпочитая не звучать... 6. Сувенир на память Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: "...Когда в "Карнеги-холл" я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял вторую спичку в качестве сувенира". Пунктуальный Рахманинов ответил: "Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку".

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

7. Назидательная история Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, где были такие строки: "Мой дорогой Премьер! Под "Премьером" я разумею: первый из пианистов..." Рахманинов тут же отозвался: "Дорогой Гофман, существует такой рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: "Лучший портной в Париже". Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: "Лучший портной на всем свете". Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно: "Лучший портной на этой улице". Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: "Вы лучший на этой улице"". Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта... - А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его. - Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

8. Сапожник Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались часто не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно. Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова: - Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!.. 9. Ходячая пианола Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес: - Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил: - Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

10. Зачем? Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил: - Почему маэстро так скромно одевается? - Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов. Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек. И тот же критик через несколько лет снова спрашивает: - Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали. - Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов. 11. Ох, уж эти папарацци!.. Как-то раз, приехав на концерт в один американский город, чтобы избежать встречи с корреспондентами, Рахманинов вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине. Рахманинов не любил назойливых папарацци, преследовавших его во время концертных выступлений в Америке, Европе, дома, и сколько возможно старался их избегать. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошел в гостиницу, не дав возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Заслонив лицо ладонями, Сергей Васильевич сказал не без раздражения: - Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься... Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица правда не было видно, одни руки... Надпись под этим снимком гласила: "Руки, которые стоят миллион!"

1. Aу, где я?!

Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы "поймать" партнера.
- Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач.
- В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов.


2. Вы не возражаете?..

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...
Рахманинов так и сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.

Молодой Рахманинов

3. Шутка с миноносцем
Однажды Федор Иванович Шаляпин решил подшутить над газетным репортером и сказал, что намерен приобрести старый миноносец. Пушки же, снятые с корабля, уже привезены и поставлены в саду его московского дома. Репортер шутку воспринял всерьез, и эта сенсационная новость была напечатана в газете.
Вскоре к Шаляпину явился посыльный от Рахманинова с запиской, в которой значилось:
"Возможно ли посетить господина капитана завтра? Пушки еще не заряжены?"

Со своей любимой собакой Левко

4. "Самое главное"
Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве?
Рахманинов пожал плечами и ответил:
- Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного...


5. Увы мне...
Рахманинов был человеком весьма бесстрашным, никогда не боялся сказать правду, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета:
- Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл.
Всемирно знаменитый композитор и выдающийся концертирующий пианист развел руками:
- Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал...

6. Или кашлять - или играть
Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили:
- Отчего вы так не любите собственные вариации?
- Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...

7. Сувенир на память
Однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: "...Когда в "Карнеги-холл" я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и взял вторую спичку в качестве сувенира". Пунктуальный Рахманинов ответил: "Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку".


8. Назидательная история
Известный пианист Иосиф Гофман написал Рахманинову восторженное письмо, где были такие строки: "Мой дорогой Премьер! Под "Премьером" я разумею: первый из пианистов..."
Рахманинов тут же отозвался: "Дорогой Гофман, существует такой рассказ: Некогда в Париже жило много портных. Когда одному из них удалось снять лавку на улице, где не было ни одного портного, он написал на своей вывеске: "Лучший портной в Париже". Другой портной, открывший лавку на той же самой улице, уже вынужден был написать на вывеске: "Лучший портной на всем свете". Но что оставалось делать третьему портному, арендовавшему лавку между двумя первыми? Он написал скромно:"Лучший портной на этой улице". Ваша скромность дает вам полное право на этот титул: "Вы лучший на этой улице"".

9. Дополнение
Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта...
- А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его.
- Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

Рахманинов с внучкой, 1927 г.

10. Сапожник
Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались часто не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно.
Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова:
- Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!..

11. Ходячая пианола
Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес:
- Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил:
- Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так - хорошая пианола, - и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.

12. Самые большие руки
Рахманинов обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой Рахманинов свободно брал аккорд: до ми-бемоль соль до соль! Руки его были действительно большими, но изумительно красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.
В конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а именно ботинки на кнопках он любил носить), застегивала только жена, чтобы перед концертом, не дай бог, не был поврежден ноготь на пальце...

13. Зачем?
Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил:
- Почему маэстро так скромно одевается?
- Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов.
Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.
И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:
- Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали.
- Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.

14. Ох, уж эти папарацци!..
Как-то раз, приехав на концерт в один американский город, чтобы избежать встречи с корреспондентами, Рахманинов вышел последним из опустевшего вагона и окольным путем прошел прямо к ожидавшей его машине.
Рахманинов не любил назойливых папарацци, преследовавших его во время концертных выступлений в Америке, Европе, дома, и сколько возможно старался их избегать. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошел в гостиницу, не дав возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Заслонив лицо ладонями, Сергей Васильевич сказал не без раздражения:
- Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...
Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица правда не было видно, одни руки... Надпись под этим снимком гласила: "Руки, которые стоят миллион!"


15. Сенар

Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, возвращаясь осенью в Нью-Йорк. В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" (СЕргей и НАталия Рахманиновы).


Композитор с женой

16. Верю в победу
В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

17.
Мелодия популярной песни «All by myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Celine Dion, была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.

Среди всех композиторов России и СССР особенно ярко горит звезда Сергея Рахманинова, автора множества великолепных музыкальных произведений. Впрочем, он преуспел не только в качестве сочинителя музыки, но и в качестве её исполнителя, хотя история запомнила его, в первую очередь, как одного из самых выдающихся композиторов XX века.

Факты из биографии Рахманинова

  • Предки великого музыканта были дворянами из Новгородской губернии.
  • Уже в раннем детстве Сергей Васильевич демонстрировал явный интерес к музыке, и это не прошло незамеченным. Ему тогда было всего 4 года.
  • Первым учителем музыки в его жизни была мать.Впоследствии родители наняли ему профессиональную учительницу музыки.
  • Когда ему было всего 9 лет, Рахманинов поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Правда, он часто прогуливал занятия, поэтому вскоре родители забрали его оттуда и переправили в Москву, где будущий композитор продолжил обучение.
  • Обязательным элементом обучения, которое проходил Рахманинов в музыкальном пансионе в Москве, было посещение оперных спектаклей и игра на пианино. Вероятно, именно это и раскрыло его талант пианиста.
  • Когда ему было всего 13 лет, он познакомился с другим великим композитором - Чайковским.
  • В 17 лет Сергей Рахманинов рассорился с преподавателями и ушёл из пансиона. Он остался бы на улице, но его приютили московские родственники.
  • Всего через 2 года после этих событий он закончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью.
  • Благодаря длинным, гибким и ловким пальцам Рахманинов при игре на пианино охватывал 12 белых клавиш. Это настоящий рекорд.
  • Он был не только великолепным композитором, но и умелым дирижёром.
  • Согласно воспоминаниям современников, Сергей Рахманинов терпеть не мог, когда в зале во время выступления кто-то кашлял или разговаривал. Это проявлялось в том, что в таких случаях он иногда специально пропускал какие-то части выступления.
  • В 1941 году, после нападения Германии на СССР, он дал в Нью-Йорке благотворительный концерт, всю выручку с которого направил на помощь родной стране.
  • Композитор обладал великолепной памятью. Услышав один раз какое-нибудь новое для него музыкальное произведение, Рахманинов потом мог по памяти сыграть его без ошибок.
  • Уже в 7 лет он аккомпанировал матери, играющей на пианино произведения Шуберта ().
  • Первая написанная Рахманиновым симфония провалилась, и публика отнеслась к ней холодно. Это так ударило по состоянию композитора, что он потом около 3 лет был не в состоянии сочинять музыку.
  • На выпускном экзамене из консерватории Чайковский, пришедший в восторг от работы Сергея Рахманинова, поставил ему 5 с четырьмя плюсами.
  • Композитор положил на музыку «Евгения Онегина» Пушкина и много других знаковых произведений ().
  • С разрешения властей СССР Рахманинов покинул страну, осев сперва в Дании, затем в Швеции, а затем и в США.
  • Будучи приглашённым на свадьбу Шаляпина, на следующее утро после неё Рахманинов собрал людей и разбудил молодожёнов, устроив им под окнами «концерт» на кастрюлях, сковородках и прочей утвари. Сам Шаляпин назвал это «чёртовым хором».
  • Одно время композитор занимал почётную должность дирижёра Большого театра.
  • На протяжении всей жизни он практиковался в игре на рояле или пианино по 2-3 часа ежедневно.
  • После эмиграции лето Сергей Рахманинов обычно проводил в Швейцарии. Там он купил участок земли возле озера, где и выстроил своё поместье ().
  • Существует миф, согласно которому композитор, который покоится на кладбище в Нью-Йорке, хотел быть похороненным в России. Однако, в своём завещании он указал, что желает покоиться именно в Нью-Йорке, рядом со своей женой.

Род Рахманиновых, согласнно семейным преданим, ведёт своё начало от молдавского господаря Стефана III Великого (ок.1433 — 1504). Его внук боярин Рахманин, служивший уже московским государям, получил своё прозвище по названию мифического народа в средневековых русских сказаниях — рахманов (блаженных, от инд. «брахман»; впрочем, «рахманом» на Руси называли и лентяя).

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в родовой усадьбе Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии.

Его музыкальный гений развивался поистине моцартовскими темпами. Интерес к музыке пробудился у мальчика в четыре года, а в девять лет Сережа поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. 13-летним отроком был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. В возрасте 19-ти лет Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью (по композиции), получил место преподавателя фортепиано в московском Мариинском женском училище; в 24 — стал дирижером русской частной оперы Саввы Мамонтова.

Но затем наступил срыв. Его новаторские Первая симфония и Первый концерт на премьерах прошли неудачно, что послужило причиной серьезной нервной болезни. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра помогла ему выйти из болезненного состояния.

В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт. Успешная премьера восстановила веру музыканта в свои силы, и он принял приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Европе и Америке. Это турне принесло ему мировую славу.

Вскоре после революции 1917 года Рахманинов покинул Россию. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан как один из величайших пианистов своей эпохи. Последние двадцать пять лет жизни он ничего не сочинял, а лишь выступал с концертами и записывал пластинки.

В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

До Победы он, увы, не дожил. Великий русский музыкант умер в Беверли-хилз (штат Калифорния) 28 марта 1943 года.

***
Рахманинов обладал невероятно большим размахом пальцев — мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! А левой рукой Рахманинов свободно брал аккорд до ми-бемоль соль до соль!

Кисти его рук были просто огромными, но при этом изумительно красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.

В конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а он любил именно ботинки на кнопках), застегивала только жена, чтобы перед концертом, не дай бог, не был поврежден ноготь на пальце...

С Шаляпиным

***
Когда молодой Рахманинов вместе со своим другом Шаляпиным впервые появился у Л.Н. Толстого, у юноши от волнения дрожали колени. Шаляпин спел рахманиновскую песню «Судьба», затем композитор исполнил несколько своих произведений. Все слушатели были восхищены, грянули восторженные аплодисменты. Вдруг, словно по команде, все замерли, повернув головы в сторону Толстого, который выглядел мрачным и недовольным. Толстой не аплодировал. Перешли к чаю. Через какое-то время Толстой подходит к Рахманинову и возбужденно говорит:
— Я все-таки должен вам сказать, как мне все это не нравится! Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!
Стоявшая рядом Софья Андреевна дотронулась до плеча композитора и прошептала:
— Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Левочка не должен волноваться, это ему очень вредно.
Через какое-то время Толстой снова подходит к Рахманинову:
— Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас.
— Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена? — вздохнул Рахманинов, и с той поры ноги его не было у Толстого.

***
На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:

— Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?

Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.

— Но если вы против... — начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
— Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, — подсказал кто-то.

Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.

— Но я так и не понял, — засмеялся Чайковский, — против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...
Рахманинов так и сделал.
— Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, — совсем развеселился Петр Ильич.

***
— Маэстро, — спросила как-то начинающая пианистка у Рахманинова, — правда ли, что пианистом нужно родиться?
— Сущая правда, сударыня, — улыбнулся Рахманинов — не родившись, невозможно играть на рояле.

Ноктюрн Шопена в исполнении Рахманинова

***
Однажды в «Карнеги-холл» Рахманинов исполнял сонату Франка вместе с выдающимся скрипачом Крейслером. Тот по своему обыкновению играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подвинулся к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы «поймать» партнера.
— Где мы находимся?! Где мы находимся?! — отчаянно зашептал скрипач.
— В «Карнеги-холл», — невозмутимо отозвался Рахманинов.

***
Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу «умный» вопрос: что самое главное в искусстве?
Рахманинов пожал плечами и ответил:
— Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве — это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного...

***
Какой-то французской пианистке очень хотелось, чтобы ее прослушал Рахманинов. Наконец ей это удалось, и, явившись в его парижскую квартиру, она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов внимательно выслушал исполнительницу, затем недовольно поднялся из кресла и произнес:
— Ради Бога, хотя бы одну ошибку! Когда пианистка ушла, он пояснил:
— Это нечеловеческое исполнение, это же пианола какая-то, надо бы хотя бы раз ошибиться... было бы о чем поговорить. А так — хорошая пианола, — и, вздохнув, он безнадежно махнул рукой.

***
Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил:
— Почему маэстро так скромно одевается?
— Меня все равно здесь никто не знает, — ответил Рахманинов.
Со временем композитор разбогател, но ничуть не изменил своих привычек. И когда тот же критик вновь задал ему вопрос: почему, несмотря на успех, маэстро не изменил своих пристрастий в одежде, Рахманинов пожал плечами:
— Зачем, ведь меня и так все знают.

***
Периоды творческих сомнений у Рахманинова случались обычно не после провалов, а наоборот, после особенно удачных концертов, и переживал он их мучительно.
Однажды, закончив выступление под бурный восторг публики, Рахманинов заперся в гримерке и долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова:
— Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!..

***
Рахманинов не боялся резать правду-матку, даже в ущерб самому себе. Как-то в Швейцарии пианист Иосиф Левин пришел к нему и попросил совета:

— Сергей Васильевич, подскажите, как мне играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл.
Но всемирно знаменитый композитор и пианист только развел руками:
— Какой совет я могу вам дать?... Вы его никогда не играли, а я его никогда слыхом не слыхивал...

***
Рахманинов всегда прислушивался к аудитории в зале, и больше всего не любил, когда в зале кашляли. Известен случай, когда во время исполнения своих новых Вариаций на тему Корелли, Рахманинов зорко следил за тем, как часто в зале кашляли. Если кашель усиливался, то следующую вариацию он просто пропускал, если же было тихо, то играл по порядку.

***
В книге Николая Слонимского «Музыкальные анекдоты» есть фрагмент, где он изображает впечатление Рахманинова от прослушивания «Жар-птицы» Стравинского:

«Я помню, что когда мы слушали торжественный, триумфальный финал Жар-птицы, в глазах Рахманинова я увидел слезы. Он воскликнул: "Боже, какое гениальное произведение. В нем настоящая Русь". А когда ему рассказали, что Стравинский любит мед, он купил большую банку меда и сам отвез её Стравинскому домой».

***
Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта...
— А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его.
— Ну, видите ли, я еще немножко и человек...

***

Мелодия популярной песни «All by myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Celine Dion, была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова (вторая его часть). Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.

А мелодия знаменитой песни Full Moon And Empty Arms (1945) Бадди Кэя и Теда Моссмана продолжает тему из 3-й части Второго концерта (на видео с 5.22). (Тед Моссман подгонял, по словам коллег, под бродвейские песни полонезы Шопена, шедевры Сен-Санса, Римского-Корсакова, трудился над Бахом, Бетховеном и Шуманом и не обошел вниманием и вагнеровского «Тристана с Изольдой».)

Самая известная запись песни была сделана в 1945 году Фрэнком Синатрой (есть еще кавер Боба Дилана, кому интересно, вбейте сами в поиск на Ютубе).




Top