Интересные факты о считалочках. Творческая работа "история возникновения считалок" Считалки происхождение жанра


Бюджетное образовательное учреждение

среднего образовательного учреждение

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

Контрольная работа

по предмету: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Тема: «Литературные считалки»

Выполнила:

Екимовская Галина Васильевна

Введение

1. История появления считалки

2. Значение считалок

3. Классификация считалок

Заключение

Список литературы

Введение

Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он,Кто не верит - выйди вон.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят они не знают себе равных.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки - чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Считалки - это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Соревнование в сказании считалок развивает у детей память, обучает детскому артистизму, а само произведение в хорошем исполнении, а в атмосфере детской романтической увлечённости игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе.

Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемое впечатление.

Но сначала давайте узнаем, что такое считалки, и какую роль они занимают в жизни детей.

1. История появления считалки

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

считалка речь воспитание художественный

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

2. Значение считалок

Ребенок с момента своего рождения развивается не просто быстро, а очень быстро. Но развитие это должно идти с помощью родителей. Именно родительская поддержка важна в процессе закладки фундамента будущей личности.

Поэтому издревле в ходе многовековой практики были выработаны различные вспомогательные методики по развитию речи, моторики, внимания и координации (хотя тогда таких и слов то не знали). Многие методики были забыты, а некоторые с успехом пользуются современные мамы и папы.

Одним из таких вспомогательных средств развития мышления и речи, являются обыкновенные считалки для детей. Они только на первый взгляд взрослого человека кажутся очень простыми и примитивными, но для маленьких это чрезвычайно эффективный и, главное доступный, способ развивать мышление. Ребенок не только начнет делать первые шаги в освоении счета и начнет учить цифры, но и сможет узнать, что окружающий его мир -- не монолит, огромный и целый, а имеет более сложное устройство и состоит из множества отдельных самостоятельных частей. Считалки позволяют сделать первый шаг в увлекательной игровой форме к формированию аналитических способностей в познании окружающего его большого мира.

Именно считалочки можно уверенно отнести к лучшим играм, развивающих мышление маленьких малышей.

Используя довольно ограниченный словарный запас ребенка, на основе базовых слов и образов, родитель начинает формировать и развивать мышление своего чада, позволяя ему все более уверенно ориентироваться в окружающей ребенка обстановке и более понятно для окружающих доносить свои желания и потребности. Кроме того, происходит обогащение словарного запаса маленького человека, что положительно влияет на общение с родителями и родственниками. Даже совсем немного, но регулярно, позанимавшись, вы сможете увидеть положительные сдвиги в поведении своего малыша. Считалочки имеют рифмованную структуру, которая наиболее хорошо подходит для запоминания, тем самым развивая память у ребенка. Увеличивая арсенал считалок, можно довольно быстро и успешно продвинуться в обучении.

Считалки часто сопровождаются различными манипуляциями и действиями (использование подручных предметов, игрушек, картинок, пальчики ребенка и т.п.), что и показывает комплексный процесс обучения. Ребенок начинает понимать связь слов с предметами, действиями и последствиями действий. Именно эти конструкции, пусть и вызывающие улыбку и насмешливый взгляд у взрослого человека, позволят успешно выстраивать ребенку свое поведение в окружающем пространстве, наращивая и усложняя с каждым занятием мыслительные образы и конструкции.

3. Классификация считалок

Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г.С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки - числовки, заумные считалки и считалки - заменки.

К считалкам - числовкам относят произведения, содержащие счетные слова, заумные счетные слова и эквиваленты числительных. Например:

Первый, другой,

Под дугой;

Три, четыре,

Перескочили;

Пять, шесть,

Бьют шерсть;

Семь, восемь,

Сено возим;

Девять, десять,

Деньги весить;

Одиннадцать, двенадцать,

На улице бранятся.

К заумным относятся произведения, целиком или частично сотканные из зауми. Например:

Эны-бэны,

Рики-факи,

Торба-орба,

Дэус-дэус,

Касматэус,

К считалкам - заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Например:

Иван, Подай стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон.

Любопытна классификация считалок, данная М.Н. Мельниковым. По признаку единства элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены заумные считалки, сюжетные и кумулятивные. В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сюжетных -- повествовательное или драматическое развитие сюжета; кумулятивные считалки -- это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости.

Например, считалки заумные:

Авень-пвусень,

Шинь, пень,

Ширварвень.

Авсень-паусень

Сюжетные считалки:

Зайчик-белянчик

Ходил в лес грибы есть,

Сорвал травку,

Положил на лавку,

Кто ее поднимет,

Тот вон выйдет.

Кумулятивные считалки:

Шишел, мышел,

Этот вышел.

Папа, мама,

Жаба -- цап!

Дети подставляют под ладонь ведущего указательный палец одной руки. На последнем слове ведущий быстро сжимает руку в кулак, чей палец он захватил, тот и водит, ну а дети должны быстро свои пальцы убрать.

В жизни ребенка разные типы считалок взаимодействуют друг с другом. Его радует заумь как игра звуков, но в то же время дети с удовольствием воспринимают и сюжет считалки. Например:

Эники-бэники

Ели вареники,

Эники-бэники-клопс.

Вышел на палубу

Быстрый матрос.

4. Значение считалок в детских играх

Народные игры всегда отличались большим количеством веселья, и разноплановых движений. Но на самом деле, народные игры имеют и достаточно строгий порядок, который заключается в согласованных, совместных действиях, причем на заранее оговоренном и принятом условии. Значимой частью народной игры также были и считалки. Что же такое считалка? Это самая простая форма счета, которая выражается в особом по ритму стишке. Зачем они возникли?

Прежде всего, при помощи счета было легче решить, кому в игре следует водить. Потому как среди детей всегда возникало много споров на тему, кому водить. А считалки упростили это действие. В любом современном дворе, существуют свои считалки, которые знакомы с самого детства каждому малышу.

Считалки могут быть не только абсолютно бессмысленными, но и нести в себе более конкретный смысл сказанного. Этот вид народного творчества и фольклорного жанра постоянно подлежал различным исследованиям. Эксперты в этой области сделали окончательные выводы, что считалки, прежде всего, были связаны с некоторыми языческими обычаями, а также верованиями наших предков в различные природные явления. Как известно, каждый народ древности имел свои запреты. Таким образом, и образовался особый язык, то есть тайный, например, как система счета.

В те далекие и древние времена считалка не была конкретной игрой. Она создавалась людьми, которые верили в силу счета и цифр, и применяли это в любой области жизни. Каждая считалка, которая дожила до современности, отличается своим достаточно четким ритмом, и выразительными словами. Кроме того, считалка способна очень быстро подхватываться детьми, и запоминаться. Если раньше народная детская игра была самостоятельной забавой, а считалка была только ее приложением, то в настоящее время, даже отдельная считалочка может стать особым центром детского внимания, просто очередной игрой, приносящей веселье и удовольствие.

Знание считалки способствует и возникновению определенного сюжета новой игры. Например, дети могут взять некоторых персонажей из считалки, и применить их роли к себе. Детский фольклор в проявлении в считалочках, представляет собой самое живое и богатое явление, которое когда-либо принадлежало русской современной культуре. Здесь одновременно могут существовать и старинные формы, которые были придуманы народом много веков назад, и совершенно новые, рожденные уже в наши дни.

5. Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная

Цель: учить слушать и запоминать малые фольклорные произведения, развивать внимание, память, слуховое восприятие; формировать речевые навыки, развивать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес и любовь к художественному слову.

Материалы и оборудование: волшебная палочка, бубен, сундучок, маска или ободок «кот».

Ход и руководство:

Воспитатель:

Я вижу, ребята, что у вас у всех сегодня хорошее настроение.

Предлагаю вам поиграть. Для игры нам нужно выбрать ведущего. Вижу, что всем хочется быть ведущим. Как же нам выбрать ведущего? Думаю, что выбрать ведущего нам поможет считалка.

Вызнаете считалки? Кто хочет рассказать свою считалку? Все хотят? У меня есть волшебная палочка. Будете палочку передавать друг другу. Пока играет бубен палочка гуляет. К кому она попадет, тот считалку прочтет.

Молодцы, какие интересные считалки вызнаете.

Я тоже знаю считалку. Хотите послушать?

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять.

Выходи тебе искать.

Про кого считалка? (про кота)

Как его ласково мы называем? (коток)

Где он шел? (шел коток по лавочке)

Что он раздавал? (раздавал булавочки)

Где еще он шел? (шел он по скамеечки)

Что раздавал? (раздавал копеечки)

Сколько копеечек? (кому десять, кому пять)

Что коток сказал? (выходи тебе искать)

Веселая считалка? Хотите ее выучить?

Я еще раз расскажу, а вы старайтесь запомнить.

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять.

Выходи тебе искать.

А сейчас давайте немного поиграем со считалкой. Игра называется «Оркестр». Инструменты наши с собой? Что мы сначала будем делать? Хорошо, будем повторять первые строчки их лопать.

Шел коток по лавочки, (хлопаем в ладоши)

Шел по скамеечки, (хлопаем по коленям).

Раздавал копеечки:

Что теперь будем делать? Давайте потопаем.

Кому десять, кому пять.

Выходи, тебе искать (топаем). Молодцы.

Теперь давайте сядем на ковер и поиграем в игру «Тихо-- громко». Когда ладошки будут раскрыты, выбудете говорить считалку громко-- громко; а когда сожму ладошку в кулачок, выбудете говорить тихо-тихо.

Молодцы, давайте похлопаем себе (игра проводится 2раза). Устали сидеть? Хотите побегать? Сейчас мальчики встанут вокруг девочек, когда я ударю в бубен, мальчики будут бегать, а девочки громко рассказывать считалку: когда ударю опять, побегут девочки вокруг мальчиков, а мальчики громко будут продолжать считать в кругу. Начали! (задание выполняется 2раза).

А теперь встанем в 2 круга: мальчики и девочки. Мальчики будут рассказывать считалку низким голосом, как медведи, а девочки -- тоненьким голоском, как зайчишки и мишки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все в большом кругу опять.

Запомнили считалочку? Давайте проверим. Сейчас считать мы будем по фразам.

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки (дети).

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки (дети).

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать (дети).

Молодцы! Кто расскажет считалку от начала и до конца?

Молодцы ребята очень много знаете считалок.

Таким образом, современный педагог отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становятся тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.

Кто не помнит считалок своего детства: «Заяц белый, куда бегал?» «Эники, беники, ели вареники….» - и т.д. Сама возможность играть словами привлекательна для детей. Это жанр, в котором они наиболее активны как творцы, нередко привносят в готовые считалки новые элементы.

В произведения этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. И сегодня можно услышать от играющих детей очень старые, лишь чуть современные тексты.

Г.С. Виноградов называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением с читалочной поэзии. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший. Способы рифмовки тут самые разнообразные: парные, перекрестные, кольцевые. Но главным организующим началом считалки выступает ритмика. Стишок - считалка нередко напоминает бессвязную речь взволнованного, обиженного или пораженного чем - то ребенка, так что кажущаяся бессвязность или бессмысленность считалок психологически объяснима. Таким образом, считалка и по форме, и по содержанию отражает психологические особенности возраста.

Считалки имеют в основном игровую функцию, т.е. в данном случае распределение ролей. Так же они играют роль в коммуникативной деятельности детей (считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Следовательно, она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества.). Поскольку считалка это рифмованное произведение, то оно имеет психо -физиологическое воздействие на ребенка, развивает память и чувство ритма.

В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.

Список литературы

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 78-81.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М., 2007

3. Кузнецова. Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детская писатели. Справочник для учителей и родителей. - М., 1995

4. Литература и фантазия. Сост. Л. Стрельцова. - М., 1992


Подобные документы

    Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.

    презентация , добавлен 14.02.2014

    Характеристика интереса, трагизма, насыщенности и деталей человеческой жизни как особенностей творчества и произведений И.А. Бунина. Анализ специфики раскрытия темы любви в рассказах Ивана Алексеевича Бунина как постоянной и главной темы творчества.

    презентация , добавлен 16.09.2011

    Древнерусское житие. Литературные особенности житийного жанра. Историческая и литературная ценность произведений агриографии. Составляющие канонов житийного жанра. Каноны изложения житийных историй. Каноническая структура житийного жанра.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2006

    Значимость хлеба в жизни человека на протяжении тысячелетий. Виды хлеба разных народов, традиции народа. Образ хлеба в произведениях устного народного творчества. Значимость его в годы Великой Отечественной войны. Отношение современников к хлебу.

    презентация , добавлен 27.05.2014

    Тема любви - центральная тема в творчестве С.А. Есенина. Отзывы о Есенине писателей, критиков, современников. Ранняя лирика поэта, юношеская влюбленность, истории любви к женщинам. Значение любовной лирики для формирования чувства любви в наше время.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    Изучение роли устного народного творчества в культурной жизни кыргызов. Воплощение талантливого народа в героическом эпосе "Манас". Существование эпических традиций в поэтическом творчестве кыргызского народа. Отражение в эпосе исторических событий.

    статья , добавлен 13.04.2015

    Изучение литературного творчества русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Характеристика сказочной поэмы "Руслан и Людмила" как поэтического воплощения свободолюбия. Исследование темы романтической любви в поэмах "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане".

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Значение и особенности устного народного творчества; русский, славянский и латышский фольклор, происхождение его персонажей. Образы нечистой силы: Баба Яга, латышская ведьма, их характеристика. Исследование популярности героев национального фольклора.

    реферат , добавлен 10.01.2013

    М.Ю. Лермонтов – сложное явление в истории литературной жизни России, особенности его творчества: поэтическая традиция, отражение пушкинской лирики. Любовная тема в стихотворениях поэта, роль идеала и памяти в понимании любви; стихотворения к Н.Ф.И.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Жанрообразующие черты литературного путешествия, история появления жанра в зарубежной литературе. Функционирование жанра литературного и фантастического путешествия. Развитие жанра путешествия в американской литературе на примере произведений Марка Твена.

контрольная работа

1. История появления считалки

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

считалка речь воспитание художественный

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

Вопрос судьбы и случая в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать роман...

Кроме повести-притчи "Скотный двор" и её идейного продолжения - "1984", названного "книгой века", он написал 4 романа, 4 автобиографического эссе, сборник стихов и 4 тома публицистики и писем...

Джордж Оруэлл: история жизни и творчества

"Скотный двор" считается единственным не автобиографическим произведением Оруэлла просто потому, что его персонажи - животные. Но и эта книга, стремительно вывалившаяся "прямо на машинку" (ноябрь 1943 - февраль 1944), выросла из воспоминания...

Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика

Традиционно рождение мифологемы искусственного разума относят к средним векам. «Наконец осуществилась мечта средневековых оккультистов - создан механический разум» - указывает современный автор
На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…


Top