Интересные факты о швеции для детей. Великие личности швеции

«Птицы - наши друзья»

(внеклассное мероприятие )

Подготовила:

Малыхина Ирина Анатольевна

Учитель химии и биологии

Яблоневского филиала

МБОУ СОШ п.Агроном

Контактный телефон: 47 – 5- 33

2015 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися старших классов.

Цели данного мероприятия:

Экологическое воспитание обучающихся;

Расширение кругозора;

Проверка знаний эрудиции;

Видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

Развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

Развивать наблюдательность детей.


Слово учителя: Всемирный День птиц начал свою историю 1 апреля 1906 года, когда была принята Международная конвенция по охране птиц. С тех пор этот день стал праздником не только для тех, кто изучает и охраняет природу, но и для тех, кто попросту неравнодушен к пернатым друзьям. В России, как правило, в течение первой декады апреля проходят самые разнообразные мероприятия, связанные с весенней встречей птиц. На основе Международной конвенции об охране птиц, которая была подписана в 1906 году, каждый год 1 апреля отмечается Международный день птиц. Также Союз охраны птиц России в 1996 году выступил с инициативой проводить в апреле "Весенний день птиц". Это одна из лучших возможностей привлечь внимание россиян к птицам, к их безграничному разнообразию и красоте, а также к необходимости помогать миру пернатых, вынужденному существовать с более сильным, но не всегда более разумным человеком на одной планете Земля.

Дети читают стихотворения.

1.Нам природа – дом 2. Нор звериных, птичьего гнезда

И мы с тобою в нем: Разорять не будем никогда!

И ты, и я, Пусть птенцам и маленьким зверятам

А значит в нем душа Хорошо живется с нами рядом!

«твоя – моя»

3.Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель . Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

1-й ученик . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

2-й ученик . Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

Метил в тетерю, угодил в сук.

Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.

Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица)

Музыкальная пауза – песня «Синяя птица» (группа Машина времени) – ученики 8 класса.

Учитель: Сегодня мы с вами выявим лучшего знатока птиц среди учеников нашей школы. Для этого надо быть лишь активным участником нашего мероприятия. 9 самых активных ученика будут участниками игры «Поле чудес» (Ответы хором не зачитываются, а самые быстрые, сообразительные будут получать жетон, которые потом подсчитываются и выбираются игроки).

Итак, разминка!

  1. Назовите сказки, в которых птицы являются главными героями . (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Серая Шейка, Журавль и Цапля, Кукушка, Лиса и Тетерев и др.)
  2. Пословицы о птицах: Я начинаю, а вы заканчиваете –

Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

Гусь свинье (не товарищ).

Старого воробья (на мякине не проведешь).

На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

Всяк кулик, (свое болото хвалит).

3. Песни, посвященные птицам:(Малиновка, Журавли, Соловьи, Дрозды, Соловьиная роща, Журавленок, Птица счастья, Синяя птица, Скворушка, Ласточка, Лебединая верность…).

Музыкальная пауза «Ласточка» Муз. Е. Крылатова

(исполняют учащиеся начальных классов)

Викторина.

Учитель. Внимание! А теперь викторина! 9 победителей данной викторины участвуют в игре «Поле чудес»

Вопросы викторины:

  1. Кто такой лесной петух? (Глухарь)

А вы знаете, что глухарь, подсчитано, за весь год (!)

глохнет всего на час или два, когда токует, а всю жизнь зовут глухарем.

  1. Какая птица может ходить под водой? (Оляпка)

а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь.

  1. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

Это самые маленькие птицы, которых известно около 400 видов – самые маленькие – размером со шмеля, а сердце у колибри сокращается более 1000 раз в минуту.

  1. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
  2. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Кстати, зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Ищет добычу

Внимание, дополнительный вопрос: Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

- череп сверхкрепкий

Голова на амортизаторах

Крохотный мозг

  1. Страус в случае опасности прячет голову в песок? (Наблюдения натуралистов за примерно 200 тыс. страусов на протяжении 80 лет не выявили не одного такого случая. )
  2. Домовой воробей переваривает зерно за 3-4 ч, жука за 1 ч, гусеницу за 15 мин? (Верно)
  3. Вселение благородного оленя в Новой Зеландии привело к уничтожению подлеска и, как следствие, к падению численности нелетающего совиного попугая Какапо? (Верно)
  4. Полевой жаворонок, обитающий в степных зонах и на полях, строит свои гнезда в норах сусликов. (Гнездо – небольшое углубление в почве с рыхлой выстилкой из травы.)
  5. Коростель, птица обширных сырых лугов почти нелетающая в гнездовой период, приходит весной с юга пешком. (Неверно)
  6. Снегири летом улетают на север. (Неверно. Снегири летом не улетают на север. Весной они лишь перемещаются из города в хвойные леса на гнездование, а осенью многие из них снова стремятся ближе к человеку, где им, вероятно, легче найти пищу.)
  7. Ворон может прожить в среднем 300 лет. (Неверно. Он живет 50 лет .)
  8. Стриж больше всего времени проводит в воздухе. На лету он ест, пьет и даже спит. (Верно)
  9. На груди и на спине у цапель растет особый пух, который по мере роста превращается в порошок, покрывающий перья, как тальковая присыпка. (Верно )
  10. Самой тяжеловесной в мире птицей, способной летать, является кондор. (Верно )

Музыкальная пауза «Журавли» - исполняют ученики 9 класса

Поле чудес

Игроки выбраны – 3 тройки.

Начинаем игру.

Первый тур.

Задание – Это, шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью», а иногда «тцит» либо более протяжные «тци-ит», из-за которых их когда-то прозывали « ямщиками ». Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)

Второй тур

Задание –Маленькие, размером 10-15 см, певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Эта птица прилетает в середине апреля, она мельче воробья. Сама синевато-серая, с черной окологлазничной полосой. Лоб белый, горлышко черное, а хвост и нижняя сторона тела красно-оранжевые. Самки обычно более бурого цвета. Птичка характерно подёргивает ярким хвостом, после чего ненадолго замирает. (ГОРИХВОСТКА)

Третий тур

Задание - Длина тела около 12 см; вес 20 г. Эту птицу природа одарила ярким оперением. Передняя часть головы ярко-красного цвета, темя и затылок чёрные, щёки белые, крылья желтоватые, с чёрными и белыми крапинками по заднему краю. Хвост чёрный с белыми пятнами на конце, грудь и брюшко с красновато-буроватым оттенком, надхвостье белое. Клюв красновато-беловатого цвета с чёрным концом, у основания которого, по обеим сторонам чёрные усики. Лапки желтовато-бурые. Самки внешне почти не отличаются от самца , они также нарядны и красивы. Одним из отличий является ширина красной полоски под основанием клюва. У самцов её ширина составляет 8-10 мм, у самок - 4-6 мм. Питается семенами различных растений. (ЩЕГОЛ)

Финал

Задание – Есть много разновидностей синиц. Есть большие синицы, есть и маленькие. Раньше 12 ноября отмечали праздник – День синиц. Хохлатая синица. Узнают ее по вздернутому хохолку на голове. Она не только тлей и мелких паучков уничтожает, но и семена шишек достает, это специалист по хвойным деревьям. Как ее еще называют? (ГРЕНАДЕРКА)

Суперигра

Задание – В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

(ГОЛУБЬ) - отрыть две буквы.

Дополнительное задание.

С первыми морозами и снегом прилетают к нам с севера гости. Эта птица прилетает с самого Северного Ледовитого океана, маленькая и беленькая, только кончики крыльев и полоска вдоль хвоста черные. Любит вдоль дорог бегать – корм искать. Недаром ее еще называют снежным подорожником. (ПУНОЧКА)

Подведение итогов. Награждение участников игры.


Цель: Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Программные задачи:

Образовательные : Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Развивающие: Развивать речевую активность, фонематический слух, умение вычленять звук из слова, определять его позицию в слове, развивать зрительное восприятие, мышления, познавательную активность.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать других; навыки сотрудничества, доброжелательности; бережное, эмоциональное отношение к птицам; желание помогать и заботиться о них.

Ход образовательной деятельности:

Приветствие
Работа с корректурной таблицей «Перелетные и зимующие птицы»


Игра «Кто куда летит» (Какие птицы прилетят к водоёму, к кормушке, к гнезду)

Игра «Чем угостим птиц»
(Кого угостим ягодами рябины, хлебными крошками, кусочками сала, насекомыми, зерном)

Игра «Перелетные и зимующие птицы» (Перелетных птиц соедините с картинкой, где изображена весна; зимующих - с картинкой, где изображена зима)

Игра «Определите место звука «Г» в названиях птиц»

Чтение слов и предложений

Задание «Выложите птицу» (по образцу)


«Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.




Top