Интересные традиции и обычаи народа якутии. Традиции и обычаи якутов Обычаи и обряды якутов

Жить в гармонии с природой, верой и собой, чтить традиции, но не бояться перемен, - все это о якутах, одном из самых многочисленных северных народов России.

Якуты (самоназвание саха или сахалар) как народ появились в результате смешения тюрков с народностями, жившими у среднего течения Лены . Считается, что как этническая общность якуты сформировались к XIV-XVвв. Тем не менее, даже тогда полностью процесс не был завершён: в результате кочевого образа жизни этот народ постоянно перемещался, по пути вливая в нацию новую кровь, например, эвенкийскую.

Якуты относятся к североазиатскому типу монголоидной расы. Во многом их культура и традиции схожи с обычаями центральноазиатских тюркских народов, но всё же есть и некоторые различия. Язык якутов входит в алтайскую семью и относится к тюркским наречиям.

Терпение, упорство и высокая работоспособность – национальные черты якутов: несмотря на крайне суровый климат и тяжелые условия жизни, саха испокон веков удавалось пасти скот и вспахивать стылые неблагодарные земли. Климат также оказал большое влияние на национальный костюм: даже на свадьбу якутские девушки надевают шубы.

К основным промыслам якутов относятся коневодство, охота и рыбалка. В наше время подобными занятиями прокормиться проблематично, поэтому многие якуты задействованы в горнодобывающей промышленности, ведь их регион богат алмазами.

Якуты – традиционно кочевой народ, поэтому в качестве жилища они используют легко разбираемую юрту.

Но не спешите представлять себе войлочный дом, похожий на те, что строят монголы: якутская юрта сделана из дерева и имеет стланую кровлю, по форме напоминающую конус.

В юрте много окон, под каждым из которых устраивают спальные места. Лежаки отделены перегородками, отгораживающими друг от друга небольшие "комнаты", сердце юрты – мазаный очаг. В жаркое время года строят недолговечные берестяные юрты, которые называют урасами . Не всем якутам комфортно в юртах, поэтому, начиная с XX века многие предпочитают избы.

Традиционные верования и праздники

Для якутских верований характерно обращение к природе как к матери, любовь и уважение к ней. При этом есть в отношениях с окружающей средой и некая "несемейная" отстраненность: природу воспринимают как потустороннюю силу, с которой нельзя полностью совладать. У всего сущего по мнению саха есть душа и силы. А обряды якутов призваны наладить отношения между многочисленными духами и человечеством.

Есть у саха свое, довольно любопытное, объяснение происхождения природных катаклизмов: они возникают, чтобы очистить пораженные злыми духами места.

Таким образом, расколотое или обожжённое молнией дерево чисто от любой скверны и даже может исцелять.

Большое значение имеет богиня Аан, покровительница всего живого, помогающая людям, растениям и животным расти и плодиться. Ритуал с подношениями для Аан проходит весной.

Один из самых важных духов в якутской традиции – хозяин дороги. Его пытаются задобрить небольшими подношениями: на перекрестки кладут конские волосы, монетки, кусочки ткани и пуговицы.

Не менее важен хозяин воды, дары которому принято подносить дважды в год: осенью и весной. Они состоят из берестяной лодочки, на которой вырезано изображение человека, и привязанных к ней кусочков ткани, лент и т.д. В воду нельзя ронять ножи, иглы и другие острые предметы: это может обидеть и оскорбить хозяина воды.

Хозяин огня стар и седовлас, его предназначение – изгнание злых духов. Огонь, как символ света и тепла, саха всегда почитали. Его опасались тушить и переносили на новое место в горшках, поскольку пока теплится пламя – семья и домашний очаг находятся под защитой.

Баай Байянай – дух леса – помощник во всем, что касается охоты. Некоторых животных якуты ещё в древности выбрали как священных, наиболее близких к Баай, а потому поставили табу на их убийство и употребление в пищу. К таким животным относились гусь, лебедь, горностай. Царем птиц считался орел. Главным среди зверей и самым почитаемым среди якутов был медведь. И в наше время многие верят в чудодейственную силу оберегов из его когтей или зубов.

Корни якутских праздников уходят в древние обряды, среди которых важнейшим считается Ысыах, отмечаемый в начале лета. В ходе праздника вокруг молодых берёз на поляне делают коновязь. В наше время подобное действие ассоциируют с дружбой всех народов, проживающих на территории Якутии, ранее же оно символизировало Мировое дерево. Ысыах – день семейный и празднуется людьми всех возрастов.

Важная часть праздника – окропление огня кумысом, а затем обращение к Божествам с просьбой о ниспослании таких благ, как удача, мир и т.д. Якуты надевают традиционный костюм, готовят национальные блюда, пьют кумыс. В ходе трапезы надо обязательно сидеть за одним столом со всей семьей, родственниками ближними или дальними. Ысыах – веселый праздник с плясками, хороводами, состязаниями в борьбе, перетягивании палки, стрельбе из лука.

Семейные обряды и традиции

Современная якутская семья мало отличается от среднестатистической российской. А ведь вплоть до 19 века у саха было распространено многоженство. Согласно якутской традиционной модели семьи, каждая из жен жила отдельно, соблюдая собственный уклад жизни, быт, хозяйство. Связать себя узами брака якуты предпочитали в 16-25 лет. Когда семья жениха шла свататься к родителям невесты, за девушку принято было уплачивать калым. В случае, если жених слишком беден, он мог украсть невесту, а деньги "отработать" позже.

Для защиты дома и скота от порчи, сглаза, злых духов и до сих пор в некоторых улусах принимается целый ряд мер. Для удачного заговора имеют значения такие, казалось бы, мелочи, как орнамент на одежде, "правильные" украшения, особенная утварь. Одних заговоров недостаточно, также необходимо проведение специальных обрядов, при помощи которых саха надеются получить хороший урожай, увеличить поголовье скота, родить здоровых детей и т.д.

Большое значение имеют старые обычаи и традиции. Женщинам нельзя смотреть на волшебный камень Сат, который находят в желудках или печени животных и птиц, иначе он утратит свою силу. Сат заворачивают в бересту и конский волос, берегут как зеницу ока, ведь с его помощью можно призвать дождь, ветер, снег. Первое особенно важно в случае засушливой погоды, ведь плодородие почвы во многом зависит от своевременного полива.

Интересные факты о якутах и Якутии

Самая известная составляющая якутского фольклора – эпос олонхо, считающийся видом поэзии, но по звучанию скорее напоминающий оперу. Благодаря древнему искусству олонхо до нашего времени дошло множество народных якутских сказаний. Вклад олонхо в фольклор народов мира так велик, что в 2005 году его включили в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Одно из популярных якутских блюд – строганина: тонко нарезанная замороженная рыба.

Площадь Якутии больше площади Аргентины.

Примерно четверть от мировой добычи алмазов приходится на Якутию.

Более сорока процентов территории Якутии находится за Северным Полярным кругом.

Когда саха едят мясо медведя, перед началом трапезы они подражают вороньему крику. Таким образом они защищаются от духа медведя, выдавая себя за птиц.

Якутские лошади пасутся сами по себе, за ними не присматривает пастух.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Архитектуры и строительства

Кафедра Городское строительство и хозяйство

РЕФЕРАТ

Якуты : т радиция , б ыт , к ультура

Выполнил: студент группы ЭУНбз-12 П.Н. Свешников

Принял: преподаватель В.Г. Житов

Нормоконтроль В.Г. Житов

Иркутск 2014 г.

Введение

1.3 Культура

а) религия

б) искусство

1.4 Традиции

а) ремёсла

б) жилище

в) одежда

г) Национальная кухня

Заключение

Список литературы

Введение

Об этом надо помнить всегда. Со времени вхождения Якутии в состав Российского государства прошло почти четыре столетия. Весь пройденный за это время якутами и другими северными народами путь, те исторические события и явления, которые произошли в их истории за этот период, традиционная дружба якутского и русского народов неопровержимо свидетельствуют о том, что вхождение Якутии в состав России было событием огромного прогрессивного значения.

Якуты это народ, чьи традиции и культура, мало известны другим народам. Поэтому я и заинтересовался этой темой.

Дружба народов, согласие и мир между народами -- очень хрупкая и деликатная вещь. Поэтому в наше время очень остро стоит национальный вопрос, часто возникают межнациональные конфликты. Одни народы считают себя выше по значимости и позволяют себе унижать и уничтожать другие народы.

Цели: Изучить особенности якутов, как народа, узнать об их традициях, культуре, быте, языке, одежде, национальной кухне и вере.

Для достижения цели я работал с литературой в библиотеках города и школы, я использовал энциклопедии: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Энциклопедия народов России, теоретические материалы учебников 8 и 9 классов по географии России (

Я считаю, что содержание моей работы, можно использовать на уроках географии, истории, во внеклассной работе и на элективных курсах.

I. Якуты. Традиция. Быт. Культура

1.1 Общая характеристика Якутии

Самоназвание Саха сахаурянгхай. Якуты имеют свою автономию, Республика Якутия (Саха). ЯКУТИЯ (Республика Саха), республика в Российской Федерации. Площадь 3103,2 тыс км2 (включая Новосибирские острова). Население 973,8 тыс человек (2001), городское 66%; якуты, русские, украинцы, эвенки, эвены, чукчи. 33 района, 13 городов. Столица -- Якутск. Якутия (Республика Саха) привольно раскинулась на северо-востоке страны. Это самая большая из российских республик: её площадь составляет около 3 млн. км2, т.е. пятую часть всей территории Российской Федерации. О том, как далеко находится Якутия от европейской части России, можно судить уже потому, что местное время на шесть часов опережает московское.

Якутия расположена на севере Восточной Сибири, включает Новосибирские острова. Более 1/3 территории находится за Северным полярным кругом. Большую часть занимают обширные горные системы, нагорья и плоскогорья. На западе -- Среднесибирское плоскогорье, ограниченное с востока Центральноякутской низменностью. На востоке -- хребты Верхоянский, Черского (высота до 3147 м) и расположенное между ними Яно-Оймяконское нагорье. На юге -- Алданское нагорье и пограничный Становой хребет. В северной части -- Северо-Сибирская, Яно-Индигирская и Колымская низменности. На северо-востоке -- Юкагирское плоскогорье.

Омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским. Крупные реки -- Лена (с притоками Олекма, Алдан и Вилюй), Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Алазея, Колыма. Вилюйское водохранилище. Свыше 700 озер: Моготоево, Нерпичье, Неджели и др.

Большая часть территории Якутии расположена в зоне средней тайги, которая к северу сменяется зонами лесотундры и тундры. Почвы преимущественно мерзлотно-таежные, дерново-лесные, аллювиально-луговые, горно-лесные и тундрово-глеевые.

Якутия - плато, плоскогорий и гор. На северо-востоке гигантской дугой изогнулся Верхоянский хребет. Вершины его взметнулись на высоту более двух километров. Цепи гор, разделяющие бассейны рек Яна, Индигирка и Колыма, вытянуты в основном в северном и северо-западном направлениях. Прорываясь к океану, некоторые реки создают в горных хребтах узкие долины. Наиболее яркий пример - так называемая Ленская труба шириной 2 - 4 км. Низменности - Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская - тянутся на крайнем севере. Наиболее высокая точка края - гора Победа (3147 м) в хребте Улахан-Чистай. По геологическому возрасту Якутия - древняя земля, за многие миллионы лет накопившая в своих недрах неисчислимые богатства и пережившая разнообразные события. На её территории найден даже след от удара огромного метеоритного тела - так называемый Попигайский кратер. Только в 20 веке начали открывать сокровища этого края; их разведка и разработка потребовали огромных материальных затрат, а прежде всего мужества и отваги первопроходцев.

Большая часть равнин и плато покрыта лесами, в которых преобладает даурская лиственница(по-якутски "тит-мас"). Широкое распространение этого дерева объясняется его приспособленностью к суровым условиям. Сосняки встречаются на песчаных террасах крупных рек - Лены, Алдана, Вилюя, Олёкмы. Летний пейзаж в якутской тайге очень красив: солнечные блики ложатся на ковёр из мха и брусники. Подлеска почти нет - только молодняк лиственницы с ещё более нежной окраской хвои. Осенью лес становится золотистым; в пасмурные сентябрьские дни он как бы освещается изнутри. Благодаря безветренной погоде тайга стоит в золотом уборе до самых снегопадов.

Нередко встречаются чараны - участки, на которых растительность сочетается с голыми почвами. Из деревьев на таких проплешинах растут берёзы, из трав - ковыль и другие представители степей. Парадокс, однако южные растения весьма близко подходят к полярному кругу. Причина кроется в особенностях климата(летом он в Якутии схож со степным),а также в характере почв, которые хорошо увлажняются при таянии верхнего мерзлотного слоя.

В результате вытаивания льда образуются аласы - неглубокие (до 6 - 10 м) понижения разной площади (от сотен до десятков тысяч квадратных метров). Дно аласа плоское,в центре его иногда виднеется зарастающее озерцо. Обычно аласы безлесны, лишь изредка на них растут берёзы - поодиночке или группами, а в основном господствует густая трава. Почва якутских аласов сильно засолённая, часто солона и вода в недолговечных озёрах. Поэтому прежде, чем заварить чай - по-якутски густой, - путешественнику стоит попробовать озёрную воду на вкус. Аласы привлекают к себе сохатых, изюбрей, косуль, которые приходят полакомиться сочной травой и выступившей солью.

На возвышенностях тайга постепенно редеет, переходит в тонкоствольный лес; затем появляются болота с кочками и зарослями голубики. Ещё выше начинается пояс кустарника или кедрового стланика, передвижение по которому напоминает хождение по батуту: стелющиеся ветви пружинят и подбрасывают путника вверх. Самые высокие вершины представляют собой гольцы, покрытые курумами, языками "каменных рек" спускающихся в лесную зону. Под нагромождением камней, на глубине полутора метров, можно увидеть лёд; в таких естественных морозильниках охотники сохраняют мясо впрок.

На севере Якутии тайга сменяется лесотундрой, а на побережье Ледовитого океана простирается широкой каймой лишайниковая тундра. Есть даже полоса арктической тундры (на северо-западе). На плоских заболоченных междуречьях растут крошечные стелющиеся берёзки. Промёрзшая земля покрыта трещинами, которые летом заполняются водой. В долинах крупных рек пейзаж оживляется: появляются луга и низкорослые лиственницы, согнутые ветрами. Пожалуй, если выбирать символ Республики Саха, то самым подходящим оказалась бы лиственница.

Природные условия определяют и характер животного мира. В прошлом главным богатством Якутии считался соболь. Столетия хищнического истребления привели к тому, что этот зверёк лишь иногда встречается в малодоступных районах. Теперь основные промысловые животные - белка, песец, заяц-беляк, лиса, горностай, колонок.

Часто попадается маленький пушистый бурундук. Если, встретившись с ним, остановиться на некоторое время и замереть, он обязательно постарается получше разглядеть незнакомца. В тундре обитает и другой зверёк - лемминг. Он покрыт густым мехом, который спасает от стужи. Якуты знают: много леммингов - основной пищи песцов - охотничий сезон будет удачным.

Из крупных копытных в тайге водится лось, встречается изюбрь, кабарга, косуля. В прошлом охотились на дикого оленя, но теперь это животное редкость; его место занял олень домашний, которого используют как тягловое животное.

Под охраной находится крупный снежный баран, встречающийся в горах. В юго-восточные районы Якутии из уссурийских лесов изредка может забрести уссурийский тигр. В музее Якутска выставлено чучело тигра, убитого в 1905г. около селения Усть-Мая на Алдане. Хищник тогда задрал несколько табунных лошадей и был обнаружен по огромным следам.

С юга на север территории Якутии пересекаются многочисленные водные артерии. Лена, Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма и другие реки несут свои воды в Северный Ледовитый океан. Наиболее тёплые из рек «обогревают» днища долин, в результате чего оттаивают участки грунта в мёрзлых породах. Лена (свыше 4400 км) входит в первую десятку крупнейших рек мира. Всего в Якутии насчитывается свыше 700 тыс. рек и речек и примерно столько же озёр. На вопрос о количестве озёр в крае местные жители отвечают, что их столько же, "сколько звёзд на небе".

Главная транспортная магистраль Якутии - река Лена. С конца мая - начала июня по ней непрерывным потоком движутся суда с оборудованием, топливом, продуктами и прочими грузами. Навигация - горячая пора; только четыре месяца в центре республики и два-три на севере отпущены для переправы всего необходимого самым дешёвым водным путём. Крупные суда, поднимающие на борт две-три тысячи тонн, снуют вверх и вниз по Лене, Алдану и Вилюю, а также по крупным притокам. Даже "моряки" - морские суда водоизмещением в 5 тыс. тонн - по большой воде идут за грузами для всей Якутии в порт Осетрово.

В городе Алдан стоит примечательный памятник - на постамент водружён старенький грузовик. Такие машины доставляли грузы из посёлка Невер, через который проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, на алданские золотые прииски. После того как Транссиб продлили до Якутска, значительно улучшилась связь со многими населёнными пунктами. Проложена автодорога от порта Ленск до города Мирный (центр алмазодобывающей промышленности).

Байкало-Амурская магистраль соединила Чульмановские месторождения коксующихся углей с промышленными центрами. В будущем предполагается продолжить рельсы БАМа до городов Алдан и Томмот, а в 21веке, возможно, дойдёт очередь и до Якутска.

Самолёты появились в Якутии в начале 30-х гг. и сразу завоевали популярность, поскольку связали отдалённые уголки с центром. Население Якутии - "самое летающее" в России, а может быть и в мире. В аэропорту небольшого посёлка можно встретить якутку, которая спешит на самолёт, чтобы навестить внучку, живущую за 500 км.

Экономика края в основном базируется на природном богатстве якутских недр. В республике насчитывается свыше 40 тыс. месторождений полезных ископаемых. За время существования горнодобывающей промышленности Якутии только золота добыто 1,5 тыс. тонн. Регион дал стране многие миллионы тонн каменного угля, миллионы кубометров природного газа. Однако, по мнению многих учёных, главные богатства ещё ждут разработки. Край, возможно, заявит о них по-настоящему в 21 веке.

В реках и озёрах водится до 40 видов рыбы: среди них таймень, чир, окунь, щука, омуль, нельма, муксун, ряпушка, пелядь, карась. В Лене ловят сибирскую царь-рыбу - осетра-хатыса. В горных речках живёт красавец хариус. Рыбы могло бы быть значительно больше, если бы она не гибла из-за нехватки корма и недостатка кислорода в промерзающих водоёмах.

Подобно кровеносной системе, реки Якутии несут жизнь во все отдалённые части края. главные артерии - Лена и её разветвлённые притоки. Другие крупные реки - Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма - непосредственно не сообщаются с Леной и друг с другом, однако всех их объединяет Северный Ледовитый океан, куда они впадают.Большую часть своих вод Лена с притоками собирает южнее Якутии, в горах Южной Сибири. Бассейн этой реки исключительно велик по площади, что также объясняет её полноводность.

С глубокой древности реки были путями, по которым проходило переселение народов. Летом передвигались на лодках, зимой - по льду. Жильё тоже строили по берегам.

Современное название республики образовано от этнических наименований коренного населения: саха -- самоназвание и якут -- русское название, заимствованное в 17 в. у эвенов. Якутск, основанный в 1632г., с самого начала развивался как административный и торговый центр Восточной Сибири. В 19 веке он приобрёл печальную известность как место политических преступников.

В начале 20-го столетия в городе было примерно 6 тыс. жителей. Наряду с домами ещё встречались юрты; однако работали 16 учебных заведений, в том числе духовная семинария, действовали музей, типография, две библиотеки.

В годы советской власти облик Якутска стал быстро меняться. На месте мастерских и небольших предприятий возникла многоотраслевая промышленность. Работает мощный судоремонтный завод, добывающий уголь горняки Кангаласского угольного разреза, действуют современные электростанции - ГРЭС и ТЭЦ. Население Якутска превысило 200 тыс. человек. Столица Республики Саха многонациональная; значительную часть жителей составляют Якуты.

В городе есть университет и сельскохозяйственный институт, три театра, несколько десятков музеев; Научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук объединяет около 30 исследовательских центров. У входа в единственный в России Институт мерзлотоведения стоит скульптура мамонта. Шергинскую шахту - колодец глубиной 116,6м, вырытый в середине 19 века, - до сих пор используют для изучения вечной мерзлоты.

1.2 Особенности якутского языка

Якутский язык, один из тюркских языков; образует якутскую подгруппу уйгуро-огузской (по классификации Н.А.Баскакова) группы или же относится к условно выделяемой «северо-восточной» группе Распространен в Республике Саха (Якутия), где наряду с русским является государственным (и, согласно Конституции республики, называется языком саха - по самоназванию якутов), в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе и некоторых других районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Число говорящих около 390 тыс. человек, причем на якутском говорят не только этнические якуты, но и представители ряда других народов. Ранее якутский язык выполнял роль регионального языка межнационального общения на Северо-Востоке Сибири. Свободно владеют русским 65% якутов; распространено также русско-якутско-эвенское, русско-якутско-эвенкийское, русско-якутско-юкагирское и некоторые другие виды многоязычия.

Выделяются три группы диалектов: западная (левобережье Лены: вилюйские и северо-западные говоры), восточная (правобережье Лены: центральные и северо-восточные говоры) и долганский диалект (Таймыр и Анабарский район Республики Саха), на котором говорит малочисленный народ долган и который иногда рассматривают как отдельный язык.

Подобно чувашскому языку, якутский находится на географической периферии тюркоязычного мира и сильно (по меркам тюркской семьи) отличается от других входящих в нее языков. В фонетике для якутского языка характерно сохранение первичных долгих гласных и дифтонгов, исчезнувших в большинстве тюркских языков; в грамматике -- неизменяемые личные местоимения 1 и 2 лица, богатая система падежей (при отсутствии общетюркских родительного и местного - уникальная особенность якутского языка), многообразие способов выражения прямого дополнения и некоторые другие особенности. Синтаксис остается типично тюркским. Весьма значительна специфика якутского языка в области лексики, что связано с многочисленностью заимствований из монгольского, эвенкийского и русского языков; особенно большое влияние со стороны эвенкийского испытал долганский диалект. В активной лексике якутского языка имеется около 2,5 тыс. слов монгольского происхождения; что касается русских заимствований, то их уже в дореволюционный период насчитывалось более 3 тыс., причем в некоторых заимствованиях сохранились слова, вышедшие из активного употребления в самом русском языке, например араспааннья "фамилия" от русского прозвание или солкуобай "рубль" от русского целковый. В языке прессы удельный вес русских заимствований доходит до 42%.

Литературный якутский язык сформировался под влиянием языка фольклора в конце 19 - начале 20 вв. на основе центральных говоров; переводная миссионерская литература публиковалась с 19 в. (первая книга была издана в 1812). Использовалось несколько систем письменности (все на кириллической основе): миссионерская, на которой публиковалась в основном литература церковного содержания; бётлингковская, на которой выходили научные публикации и первые периодические издания; и письменность на русском гражданском алфавите. В 1922 был введен алфавит С.А.Новгородова, созданный на основе международной фонетической транскрипции; в 1930-1940 годах существовала письменность на латинской основе, с 1940 - на основе русской графики с некоторыми дополнительными буквами. На якутском языке ведется преподавание, в том числе в высшей школе (якутская и тюркская филология и культура), издается периодическая печать, разнообразная литература, ведется радио- и телевещание.

Якутский язык является одним из наиболее хорошо изученных тюркских языков.

якутия культура быт традиции

1.3 Культура

Этап формирования культуры якутов связан с прибайкальскими курыканами, в составе которых присутствовала не только тюркская основа, но и монгольский, а также тунгусский компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разно-этнических культурных традиций, заложивших основу якутскому полуоседлому скотоводству, ряда элементов материальной культуры, антропологическим особенностям якутов. В Х-ХI вв. курыканы испытали сильное влияние монголо -язычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якутского языка. Монголы повлияли и на последующее переселение предков якутов вниз по Лене. К этому же вpемени относится вхождение в состав пpедков якутов кыпчакского компонента (этнонимика, язык, обpядность), что позволяет выделять в культуре якутов два тюркских культурно-хронологических слоя; древнетюркский, имеющий соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев и кыпчакский - отдельные группы западно-сибирских татар, северных алтайцев, качинцев и кызыльцев.

Олонхо- общее название произведений якутского героического эпоса. Произведения эпоса называются по имени их героев («Нюргунт Боотур», «Эбэхтэй Бэргэн», «Мюлдью Сильный» и т.д.). Все произведения олонхо более или менее сходны только по стилю, но и по композиции; их сближают также традиционные для всех Олонхо образы (герои -богатыри, героини, родоначальники, мудрец Сээркээн,Сэсэн, рабыня Ссимэхсин, людоеды «абасасы!, злая дьэгэ-бааба и т.д.). Основное содержание эпоса отражает периодразложения рядового чтроя у якутов, межплеменные и межродовые отношения. Разиеры Олонхо достигают 10-15 тыс. и более стихотворных строк. В основе сюжетов Олонхо лежит борьба богатырей племени «айыы айманга» с мифическими чудовищами племени»абаасы», которые убивают людей, разоряют страну, похищают женщин. Герои Олонхо защищают от чудовищ мирную счастливую жизнь своего племени и обычно выходят победителями. При этом им чужды захватнические цели. Утверждение мирной жизни со справедливыми отношениями людей является главной идеей Олонхо. Для стиля Олонхо характерны приёмы сказочной фантастики, контрастность и гиперболизация образов, сложные эпитеты и сравнения. В обширных описаниях, содержащихся в эпосе, подробно говориться о природе страны, жилищах,одежде, орудиях труда. Эти описания, часто повторяясь, в целом занимают не менее половины эпоса. Олонхо-ценнейший памятник культуры якутского народа.

Олонхуст- сказатель, исполнитель якутского героического эпоса-Олонхо. Исполнение Олонхо не сопровождается музыкальным аккомпанентом. Речи героев и других персонажей олонхо поются, вся остальная - повествовательная - часть сказывается речитативом. Имена выдающихся Олонхустов популярны в народе. Это (Д.М. Говоров, Т.В. Захаров и др.)

Последующее формирование собственно якутской культуры, основу которой составило полуоседлое скотоводство высоких широт, происходило в бассейне Средней Лены. Здесь предки якутов появляются в конце ХIII - начале ХIV вв. Археология этого региона иллюстрирует последующую эволюцию якутской культуры вплоть до ХVII-XVIII вв.Именно здесь складывается особая модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота), материальная культура, адаптированная суровому климату Восточной Сибири, отличающие якутов от их южных соседей скотоводов, при сохранении многих субстратных чертобщетюркской культурной традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык).

а) религия

Православие распространилось в 18-19 веках. Христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего - Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем - коров. Главный праздник - весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаманские бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским.

б) искусство

В фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа; исторические предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, игровые танцы и др.

1.4 Традиции

а) ремёсла

Основные традиционные занятия - коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались ""конными людьми"") и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин ""рыболов"" - балыксыт - употребляется в значении ""бедняк""), на нём специализировались также некоторые племена - так называемые ""пешие Якуты"" - осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство - сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, - коврики, из заячьего меха - одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века - резьба по мамонтовой кости. Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее - сани типа русских дровен), запряжённые обычно в быков, на севере - оленьи прямокопыльные нарты; типы лодок общие с эвенками - берестяная (тыы) или плоскодонная из досок.

б) жилище

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна - в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) - труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, - для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере - дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

в) одежда

Традиционная мужская и женская одежда - короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой - меховой, летом - из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых - из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых - с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь - зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин - с аппликацией, длинные меховые чулки.

г) Национальная кухня

Основная пища - молочная, особенно летом: из кобыльего молока - кумыс, из коровьего - простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Заключение

На примере якутского народа я хотел доказать, что нужно благосклонно относится к другим народам, и надеюсь у меня это получилось. У каждого народа есть свои плюсы и минусы их образа жизни, существующих традиций. Якутский народ сформировался на Лене в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племён. В хозяйстве и материальной культуре якутов преобладают черты сходные с культурой скотоводов Центральной Азии, но имеются также и северные таёжные элементы. Основным занятием якутов со времени вхождения в Русское государство (17 в.) вплоть до середины 19 в. Было полукочевое скотоводство. Разводили рогатый скот и лошадей. В 17в отдельные хозяйства якутов стали переходить к земледелию, но массовый переход совершился в 2-й половине 19 в. За исключением отдельных районов, охота и рыболовство играли подсобную роль, однако для бедняков рыболовство являлось важной отраслью хозяйства. Из ремёсел известное развитие получило кузнечество. Якуты умели выплавлять из руды железо. Как и многие народы России якуты имеют богатое устное народное творчество: героический эпос олонхо. Распростронена резьба по по кости и дереву, традиционная вышивка на торбазах, рукавицах, черепах.

Я считаю, что другим народам, в том числе и русскому, есть чему поучиться у якутов. Нужно гордиться тем, что такие народы как якуты входят в состав нашей страны. Необходимо учитывать то, что Якутия занимает огромные территории России. Якутский народ обладает своими уникальными чертами в быте, традициях и культуре. В наше время происходит много межнациональных конфликтов и я надеюсь, что вскоре люди одумаются, и их не будет. Русским людям нужно всегда помнить, что Россия - многонациональная страна, в этом наша сила, многогранность идей и крепость духа.

Список литературы

1. Алексеев А.И. и др. География России: Хозяйство и географические районы: Учебн. для 8-9кл.общеобр.учрежд..- М.: Дрофа, 2005.- С. 153-160.

2. Большая Российская энциклопедия / Председатель науч.- ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т..- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.- С. 420-451.

3. Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. Введенский Б.А. Т. 49 .- М: Большая Советская энциклопедия.-С 49-60

4. Энциклопедия для детей. Страны народы Цивилизации/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова - М.: Аванта+, 2001..- С 457-466

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционная материальная и духовная культура норвежцев. Специфичность типов поселения народов Швеции, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии: их жилища, пищи и одежды. Неповторимость общественного и семейного быта, их фольклора и всей духовной культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Изучение показателей социально-экономического развития республики Ангола - государства в юго-западной Африке. Характеристика государственного устройства, темпов развития промышленности, внешней торговли, туризма. Обзор национальных традиций и культуры.

    реферат , добавлен 09.05.2010

    Колумбия как государство, его законодательный орган. Периоды колонизации и независимости в истории страны. Направление развития промышленности, экономики и сельского хозяйства. Особенности культурных традиций, природные ресурсы и сокровища изумрудов.

    реферат , добавлен 21.01.2010

    Географическое положение, столица Финляндии и ее достопримечательности. Самая высокая точка. Национальные символ, блюдо, птица, цветок, женская и мужская одежда. Количество саун в стране. Количество потребления кофе. Великолепная природа севера.

    презентация , добавлен 19.03.2014

    Значение сферы обслуживания и коммуникационной системы в инфраструктурном комплексе Ставропольского края. Характеристика транспортной системы и системы связи в регионе. Мероприятия по оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения края.

    реферат , добавлен 01.02.2012

    Государственные символы и политическое устройство Хорватии, ее географическое положение и история Загреба. Современное состояние транспортной системы и экономики. Структура населения и традиции страны, ее национальная кухня и достопримечательности.

    реферат , добавлен 23.10.2012

    История и первая культура на территории Греции. Географические данные и греческий ландшафт, особенности климата. Характеристика рек, озер, островов и полезных ископаемых. Преимущества и слабые стороны экономики Греции, развитие и формирование культуры.

    презентация , добавлен 23.02.2012

    Китай как крупнейшее по численности населения государство мира, и третье по территории. Темпы и направления урбанизации, оценка современного состояния городов. Архитектура и достопримечательности страны, религия и традиции. Особенности организации быта.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Общая схема циркуляции атмосферы в субарктических и умеренных широтах Евразии. Географическое положение Восточно-Европейской, Западно-Сибирской, Центрально-Якутской равнин, сходства и различия их климатических условий и факторы их обуславливающие.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Географическое расположение и общая характеристика Гонконга. Особенности климата региона. Численность населения и уровень использования путунхуа - официального наречия материкового Китая. Уровень развития экономики и транспортной системы Гонконга.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало организацию верующих в традиционный пантеон богов Якутии - "Религию Аар Айыы". Тем самым в России официально признана древняя религия якутского народа, которая была широко распространена в регионе до конца XVII века, когда народ Якутии начали массово обращать в православие. Сегодня последователи айыы говорят о восстановлении традиций своей веры, северной ветви - культа обожествленного неба, сообщает портал SmartNews .

По словам руководителя организации "Религия Аар Айыы" Августины Яковлевой, окончательная регистрация состоялась в мае этого года. "Сколько людей сейчас верит в айыы, нам неизвестно. Наша религия очень древняя, но с приходом в Якутию христианства она потеряла многих верующих, однако в народе всегда были последователи айыы. Раньше у нас не было письменности, и всю информацию люди передавали из уст в уста. А к тому времени, как в Якутии появилось письмо, сюда - в середине XVII века - пришло православие", - рассказала она порталу.

2011 году в Якутии были зарегистрированы три религиозные группы - в Якутске, селах Сунтар и Хатын-Сысы. В 2014 году они объединились и стали учредителями централизованной религиозной организации Республики Саха Аар Айыы.

"Особенность нашей религии в том, что мы признаем высшие силы, и самый главный Бог, творец мира - Юрюнг Айыы тойон. У него двенадцать помощников-богов. У каждого из них своя функция. Во время молитвы мы отдаем почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Мы обращаемся ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия - холодный регион, и мы не смогли бы прожить без огня. Наиважнейший добрый дух земли - огонь. Затем идут духи всех вод и озер, тайги, дух Якутии и другие. Считается, что наша вера - северная ветвь тенгрианства. Но полностью наша религия не соответствует ни одной другой. Мы молимся высшим силам под открытым небом, у нас нет храмов", - сообщила помощник руководителя новой религиозной организации Тамара Тимофеева.

Мир в представлении последователей айыы разделен на три части: подземный мир - Аллараа Дойду, где живут злые духи, серединный мир - Орто Дойду, где обитают люди, и верхний мир - Юхээ Дойду, место пребывания богов. Такое мироздание воплощается в Великом древе. Его крона - верхний мир, ствол - серединный, а корни, соответственно, нижний мир. Считается, что боги айыы не принимают жертвоприношений, и им даруют молочные продукты и растения.

Верховный бог - Юрюнг Айыы тойон, создатель мира, людей и демонов, населяющих нижний мир, животных и растений, воплощает собой небо. Джёсёгей тойон - это бог - покровитель лошадей, его образ тесно связан с солнцем. Сюгэ тойон - бог, преследующий злые силы на небе и земле, хозяин грома и молнии. Айысыт - богиня, которая покровительствует деторождению и беременным женщинам. Иэйиэхсит - богиня - покровительница счастливых людей, посредник между богами и людьми. Билгэ Хаан - бог знаний. Чынгыс Хаан - бог судьбы. Улу тойон - бог смерти. Существуют также второстепенные боги и духи - силы низшего порядка.

"Создание сайта связано с религией народа саха, который не только сохранил традиционные обряды, но и язык. Мы рассчитываем, что в будущем сайт станет визитной карточкой культуры коренных народов Якутии, которые сохраняют духовную связь со своими предками", - заявил тогда представитель республиканского министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости, инициировавшего создание сайта.

Тенгрианство - система религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри - обожествленному небу. Тенгрианство возникло на основании народного мировоззрения, воплотившего ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим миром, природой.

"Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное", - отметил представитель ведомства.

По его словам, некоторые ученые, исследовавшие тенгрианство, пришли к выводу, что к XII-XIII векам это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы).

"Тенгрианство настолько отличалось от буддизма, ислама и христианства, что духовные контакты между представителями этих религий не могли быть возможными. В нем причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, поклонение духам предков, пантеизм (поклонение духам природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Единственная религия, с которой тенгрианство имело много общего, - это японская национальная религия - синтоизм", - заключил представитель республиканского министерства.

Обичаи и религия якутов

Первичной ячейкой общественного строя якутов давно уже сделалась отдельная семья (кэргэп или ыал), состоящая из мужа, жены и детей, однако часто со включением и других родственников, живущих вместе. Женатые сыновья обычно выделялись в особое хозяйство. Семья была моногамная, но еще не так давно, в начале XIX в., среди зажиточной части населения су­ществовала и полигамия, хотя количество жен не превышало обычно двух-трех. Жены в таких случаях жили часто врозь, ведя каждая свое хозяйство; якуты объясняли этот обычай удобством ухода за скотом, рас­пределенным между несколькими женами.

Заключению брака предшествовало, иногда задолго, сватовство. Сохранились остатки экзогамии (известной еще по документам XVII в.): до новейшего времени старались брать жену в чужом роде, а богатые, не ограничиваясь этим, искали невест по возможности в чужом наслеге и даже улусе. Высмотрев невесту, жених, или его родители, посылали своих родственников сватами. Последние, с особыми церемониями и условным языком, уговаривались с родителями невесты о их согласии и о размерах калыма (халыым, или сулуу). Согласия самой невесты в старину вовсе не спрашивали. Калым состоял из скота, но размеры его сильно колебались: от1-2 до многих десятков голов; в состав калыма всегда входило и мясо битого скота. В конце XIX в. усилилось стремление переводить калым на деньги. Часть калыма (курум) предназначалась для угощения во время свадебного пира (в документах XVII в. слово «курум» означает иногда вообще калым). Уплата калыма считалась обязательной, выйти замуж без него девушка считала для себя бесчестьем. В добывании калыма жениху помогала родня, иногда даже отдаленные сородичи: в этом проявлялся старинный взгляд на свадьбу как на общеродовое дело. В распределении полученного калыма тоже участвовала родня невесты. Со своей стороны жених получал за невестой приданое (эннъэ) - отчасти тоже скотом и мясом, но больше предметами одежды и утвари; ценность приданого составляла в среднем половину ценности калыма.

В самих свадебных обрядах тоже большую роль играл род. В старин­ных свадьбах участвовало много гостей, родня жениха и невесты, соседи и др. Торжества длились по нескольку дней и состояли из обильных угощений, разных обрядов, развлечений - игр и плясок молодежи и пр. Ни жених, ни невеста не только не занимали центрального места во всех этих празднествах, но почти и не участвовали в них.

Подобно свадебным обрядам терминология родства тоже сохранила в себе следы более ранних форм брака. Название сына - уол - значит собственно «мальчик», «юноша»; дочери - кыыс - «девочка», «девушка»; отец - ада (буквально «старший»); жена - ойох, но в некоторых местах жену зовут просто дъахтар («женщина»), эмээхсин («старуха») и т. п.; муж - эр; старший брат - убай (баи), младший - ини\ старшая се­стра - эдьий (агас), младшая - балыс. Последние 4 термина служат и для обозначения некоторых дядей и теток, племянников и племянниц и других родственников. В общем якутская система родства близка к системам обозначения родства ряда тюркских народов.

Положение женщин и в семье и в общественной жизни было прини­женным. Муж - глава семьи - пользовался деспотической властью, и жепа не могла даже жаловаться на дурное обращение, которое бывало довольно частым явлением, если не со стороны мужа, то со стороны его роднит. Бесправная и беззащитная женщяна-чужеродка, попавшая в но­вую семью, обременялась тяжелой работой.

Тяжелым было также положение стариков, одряхлевших и утратив­ших трудоспособность. О них мало заботились, плохо кормили и одевали, иногда даже доводили до нищенства.

Положение детей, несмотря на отмечавшуюся многими наблюдателями любовь якутов к детям, было тоже незавидным. Рождаемость у якутов была очень высока; в большинстве семей рождалось от 5 до 10 детей, нередко до 20 и даже выше. Однако вследствие тяжелых условий жизни, плохого питания и ухода была очень высокой и детская смертность. Кроме родных детей, во многих, особенно малодетных, семьях были часто приемные дети, которых нередко попросту покупали у бедняков.

Новорожденных обмывали у огня камелька и натирали сливками; последняя операция производилась и позже довольно часто. Мать кормила ребенка грудью долго, иногда до 4-5 лет, но наряду с этим ребенок получал и рожок с коровьим молоком. Якутская колыбель представляет собой продолговатый ящик из тонких гнутых дощечек, куда завернутого ребенка укладывали, привязывая ремнями, и оставляли так на долгое время, не вынимая; колыбелька снабжена желобом для стока мочи.

Подрастающие дети ползали обычно на земляном полу вместе с живот­ными, полуголые или совсем голые, предоставленные самим себе, причем уход за ними нередко ограничивался привязыванием на длинный ремень к столбу, чтобы ребенок не попал в огонь. Уже с раннего возраста дети бедноты приучались исподволь к труду, исполняя посильные для них работы: сбор хвороста в лесу, уход за мелким скотом и пр.: девочек при­учали к рукоделью и домашним занятиям. Дети тойонов получали лучший уход, их баловали и нежили.

Игрушек у детей было мало. Это были обычно самодельные, сделанные родителями, а иногда и самими детьми деревянные фигурки живот­ных, маленькие луки и стрелы, маленькие домики и разная утварь, у дево­чек - куклы и их маленькие костюмчики, одеяла, подушки и пр. Игры якутских детей несложны и довольно однообразны. Харак­терно отсутствие шумных массовых игр; вообще дети якутской бедноты росли обычно тихими, малоподвижными.

Религия

Еще во второй половине XVIII в. большая часть якутов была крещена, а в X]X в. все якуты уже числи­лись православными. Хотя переход в православие вызывался большей ча­стью материальными мотивами (разные льготы и подачки крещаемым), но постепенно новая религия входила в быт. В юрте, в красном углу, висели иконы, якуты носили кресты (любопытны большие серебряные нагрудные кресты-украшения у женщин), ходили в церковь, многие из них, особенно тойоны, были ревностными христианами. Это и понятно, так как христианство гораздо лучше, чем шаманизм, было приспособлено для удовлетворения классовых интересов богачей. При всем том, однако, старая, дохристианская религия вовсе не исчезла: старые верования, хотя и несколько видоизмененные влиянием христианских идей, продол­жали упорно держаться, шаманы - служители старого культа - по- прежнему пользовались авторитетом, хотя и вынуждены были более или менее скрывать свою деятельность от царской администрации и духовенства. Шаманство и связанные с ним анимистические верования оказались, пожалуй, наиболее устойчивой частью старой якутской ре­лигии.

Шаманство якутов всего ближе стояло к тунгусскому типу. Якутский шаманский бубен (широкоободный, овальный) ничем не отличался от тунгусского, костюм был тоже тунгусского типа, за исключением того, что якутские шаманы камлали с непокрытой головой. Сходство касается не только этой внешней стороны, а и более существенных особенностей шаманских верований и обрядов.

Якутский шаман (ойуун) считался профессиональным служителем духов. По якутским представлениям, шаманом мог сделаться всякий, кого духи изберут на служение себе; но обычно шаманы происходили из одних и тех же фамилий: «в роду, где раз объявился шаман, он уже не переводится», - говорили якуты. Кроме мужчин-шаманов, были и жен­щины-шаманки (удадан), считавшиеся даже более могущественными. Признаком готовности к шаманской профессии обычно являлось нерв­ное заболевание, которое и считалось свидетельством «избрания» человека духами; за этим следовал период обучения под руководством старого шамана и, наконец, обряд публичного посвящения.

Считалось, что избравший шамана дух становился его духом-покрови- телем (эмэгэт). Верили, что это душа одного из умерших великих шама­нов. Изображение его в виде медной плоской человеческой фигуры наши­валось в числе других подвесок на груди шаманского костюма; это изо­бражение тоже называлось эмэгэт. Дух-покровитель давал шаману силу и знание: «Шаман видит и слышит только посредством своего эмэ­гэт». Кроме этого последнего, каждый шаман имел своего звериного двойника (ыйэ-кыыл - «мать-зверь») в образе невидимого орла, жеребца, быка, медведя и т. п. Наконец, помимо этих личных духов, каждый шаман во время камлания вступал в общение с целым рядом других духов в зве­рином или человеческом образе. Разные категории этих духов, так или иначе связанных с деятельностью шамана, имели определенные наиме­нования.

Самая важная и многочисленная группа духов были абааНы (или абаасы), духи-пожиратели, действию которых и приписывали разные болезни. Лечение шаманом больного в представлении верующих якутов в том и заключалось, чтобы выяснить, какие именно абаасы причинили болезнь, вступить в борьбу с ними, либо принести им жертву, изгнать их из больного. Абаасы живут, по шаманским представлениям, своими пле­менами и родами, со своим хозяйством, частью в «верхнем», частью в «нижнем» мире, а также в «среднем» мире, на земле.

Живущим в «верхнем» мире приносили в жертву лошадей, в «ниж­нем» - рогатый скот. К абаасы были близки также увр - злые духи, по большей части мелкие, представлявшие собой души умерших прежде­временной и насильственной смертью людей, а также души умерших шаманов и шаманок, колдунов и пр. Этим юёр тоже приписывалась спо­собность причинять людям болезни; но живут они в «среднем» мире (на земле и около нее). Представления об юёр очень близки к русским старин­ным поверьям о «нечистых» или «заложных» покойниках. Помощниками шамана во время камлания, помогавшими ему делать разные фокусы, считались мелкие духи кэлэны.

Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могу­чий и грозный Улуу-Тойон, глава духов верхнего мира, покровитель шаманов. «Он создал шамана и научил его бороться со всеми этими бедами; он подарил людям огонь». Живя в верхнем мире (на западной стороне третьего неба), Улуу-Тойон может также спускаться на землю, воплощаясь в крупных зверей: медведя, лося, быка, черного жеребца. Ниже Улуу- Тойона располагаются другие более или менее могучие божества шаман­ского пантеона, каждое из которых имело свое имя и эпитет, свое место­пребывание и свою специальность: таковы Ала Буурай Тойон (Арсан Дуолай, или Аллара-Огоньор - «подземный старик») - глава подземных абаасы, создатель всего вредного и неприятного, Аан Арбатыы Тойон (или Архах-Тойон) - вызывающий чахотку и др.

Наличие образов великих божеств в шаманском пантеоне якутов от­личает якутское шаманство от тунгусского (у тунгусов не была развита вера в великих богов) и ставит его близко к шаманизму алтайско-саянских народов: вообще это-черта более поздней стадии развития шаманизма.

Главные функции шаманов состояли в «лечении» больных людей и животных, а также в «предотвращении» всяких несчастий. При­емы их деятельности сводились к камланию (с пением, пляской, ударами в бубен и пр.), обычно ночному, во время которого шаман дово­дил себя до исступления и, по поверью якутов, душа его летала к духам или эти последние входили в тело шамана; путем камлания шаман по­беждал и изгонял враждебных духов, узнавал от духов о необходимых жертвах и приносил их и т. д. Попутно во время камлания шаман высту­пал в качестве гадателя, отвечая на разные вопросы присутствующих, а также проделывал разные фокусы, которые должны были повысить авторитет шамана и страх перед ним.

За свои услуги шаман получал, особенно в случае успеха камлания, определенную плату: величина ее колебалась от 1 р. до 25 р. и больше; сверх того, шаман всегда получал угощение и ел жертвенное мясо, а иногда брал часть его домой. Хотя шаманы обычно имели свое собствен­ное хозяйство, иногда и немалое, плата за камлание составляла для них значительную доходную статью. Особенно же тяжелым для населения было требование шаманов приносить кровавые жертвы.

Почти с таким же суеверным страхом, как к шаманам, относились иногда и к кузнецам, особенно к наследственным, которым приписывались разные таинственные способности. Кузнец считался отчасти родней ша­ману: «кузнец и шаман из одного гнезда». Кузнецы могли лечить, давать советы и даже предсказывать. Кузнец ковал железные подвески для шаманского костюма, и уже одно это внушало страх перед ним. Кузнец имел особую силу над духами, ибо, по поверью якутов, духи боятся стука железа и шума кузнечных мехов.

Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ: промысловый. Главное божество этого культа - Бай-Баянай, лесной дух и покрови­тель охотничьего и рыбиого промысла. По некоторым представлениям, существовало 11 братьев Баянаев. Они давали удачу на промысле, и поэтому охотник перед промыслом обращался к ним с призыванием, а после удачного промысла жертвовал им часть добычи, бросая кусочки жира в костер или обмазывая кровью деревянные затесипы - изобра­жения Баяная.

С промысловым хозяйством, повидимому, было связано представле­ние об иччи - «хозяевах» разных предметов. Якуты верили, что все живот­ные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же как и некото­рые домашние предметы, например нож, топор. Эти иччи сами по себе не добры и не злы. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утесов, реки, леса и пр., якуты в опасных местах, на перевалах, переправах и пр. приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи, а также лоскутов материи и т. п. К этому же культу примыкало почитание некоторых животных. Особенным суеверным почитанием пользовался медведь, которого избегали называть по имени, боялись убивать и считали колдуном-оборотпем. Почитали также орла, которого звали тойон кыыл («господин зверь»), ворона, сокола и некоторых других птиц и животных.

Все эти верования восходят к древнему промысловому хозяйству якутов. Скотоводческое же хозяйство также породило свой круг пред­ставлений и обрядов. Это - культ божеств плодородия, слабее других верований сохранившийся до новейшего времени и потому менее извест­ный. Именно к этому кругу представлений относились, очевидно, вера в айыы-благодетельные существа, божества - податели разных благ. Ме­стожительство айыы предполагалось па востоке.

Первое место среди этих светлых духов принадлежало Урун-Айыы- Тойону («белый создатель господин»), обитал он на восьмом небе, был добр и не вмешивался в дела людей, поэтому и культа его, кажется, не суще­ствовало. Образ Айыы-Тойона, впрочем, сильно перемешался с чертами христианского бога. По некоторым верованиям, еще выше Айыы-Тойона стоял Аар-Тойон, обитатель девятого неба. Ниже их следовало большое количество других светлых божеств, более или менее деятельных и при­носящих разные блага. Наиболее важной фигурой из них считалось женское божество Айыыкыт (Айыысыт), подательница плодородия, покровитель­ница рожениц, дававшая детей матерям. В честь Айыысыт приносили жертву во время родов, и так как считалось, что после родов богиня 3 дня гостит в доме, то по истечении трех дней устраивался особый женский обряд (мужчины на него не допускались) проводов Айыысыт.

Главным чествованием светлых божеств - покровителей плодородия был встарину кумысный праздник - ыкыах. Такие праздники устраивались весной и в половине лета, когда молока было много; устраивались они на открытом воздухе, на лугу, при большом стечении народа; главным моментом ысыаха были торжественное возлияние кумыса в честь светлых божеств, моления этим божествам, торжественное питье кумыса из осо­бых больших деревянных кубков (чороон). После этого устраивалось пир­шество, затем разные игры , борьба и пр. Главную роль на этих празд­никах в прошлом играли служители светлых божеств, так называемые айыы-ойууна (по-русски «белые шаманы»), которые, впрочем, давно уже перевелись среди якутов в связи с упадком всего этого культа. В конце XIX в. о белых шаманах сохранились только предания.

В этих культах как благодетельных, так и грозных божеств играла роль некогда военная аристократия - тойоны; последние были обычно устроителями и ысыахов. В своих легендарных генеалогиях тойоны не­редко выводили свои фамилии от того или иного из великих и могучих божеств.

Древние ысыахи содержали в себе и элементы родового культа: по преданию, они встарину устраивались по родам. У якутов сохранились и другие пережитки родового культа, но тоже лишь в виде слабых сле­дов. Так, у них сохранились элементы тотемизма, отмеченные ёще в ли­тературе XVIII в. (Страленберг). Каждый род имел когда-то своего покро­вителя в виде животного; такими тотемами родов были ворон, лебедь, сокол, орел, белка, горностай, белогубый жеребец и др. Своего покрови­теля члены данного рода не только не убивали и не употребляли в пищу, но даже не называли по имени.

С остатками родового культа связано и сохранившееся среди якутов почитание огня. Огонь, по поверьям якутов, чистейший элемент, и его запрещалось осквернять и оскорблять. Перед началом всякой еды вста­рину бросали кусочки пищи в огонь, брызгали в него молоком, кумысом и пр. Все это считалось жертвой хозяину огня (Уот-иччитэ). Последний представлялся иногда не в единственном числе, а в виде 7 братьев. Изображений их не делали. Культ предков у якутов был представлен слабо. Из умерших особенно почитались шаманы и разные выдающиеся люди, духов которых (юёр) почему-либо боялись.

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.




Top