Интервью с оксаной фандерой. Оксана Фандера: интересные факты из интервью Фандера интервью obozrevatel

Я застегнула душу на все пуговицы

Оксана Фандера получила известность в 80-х годах, когда стала призером первого в СССР конкурса красоты «Московская красавица». Возможно, благодаря этому она удачно вышла замуж - за Филиппа Янковского, актера, режиссера, сына знаменитого Олега Янковского.

Оксана много снималась в фильмах супруга («В движении», «Статский советник», «Каменная башка»), а недавно российские зрители смогли посмотреть картину «Про любоff», где партнером Фандеры стал Федор Бондарчук.

С любовницей мужа спорить не буду

- Оксана, в новом фильме «Про любоff» вы сыграли гламурную женщину, которая несчастна в браке с миллионером-депутатом. Вам самой гламур не надоел?

Я согласилась на эту роль только потому, что захотелось «протащить» через гламурную историю, через внешнюю оболочку настоящую любовную драму. Мне кажется, нет большой разницы, где развивается эта драма - в Вероне, Лос-Анджелесе или Одессе. Нет разницы, сколько у вас денег. Если у вас их много, вы же не любите как-то иначе, не выясняете отношения каким-то более благородным образом…

- Богатые и нищие бьют морды друг другу одинаково, вы это хотите сказать?

Если убрать внешнюю атрибутику и оставить только содержание, эти ссоры ничем не отличаются. Не имеет значения, откуда вы, где выросли, сколько вам лет, есть ли у вас дети или нет… Если вы любите человека, а он не отвечает взаимностью, морочит вам голову, обиженные барышни всегда и везде реагируют одинаково, потому что им очень больно. Моя героиня обижена мужем, и для нее это важнее любых бриллиантов…

- Если бы вам, как в фильме «Про любоff», изменил муж Филипп Янковский, вы бы как поступили?

В моей семейной жизни - другие отношения, и я бы, конечно, поступила иначе, чем моя героиня Лада. Во мне нет такой смелости, дикости. Я не могу разбивать бокалы и вряд ли вступила бы в дискуссию с любовницей своего мужа. Мне проще было бы - в силу моего цыганского происхождения - развернуться и уйти, вообще ничего не объясняя.

- А вы согласны с тем, что все мужчины по своей природе таковы, что готовы изменять женам при первом удобном случае?

Как вам сказать… Многие женщины сталкивались с тем, что мужчины в большинстве полигамны. Есть мудрые женщины, которые говорят: это личное дело каждого. Есть те, кто категорически не принимает измену. Подобное происходило с нами, с нашими подругами, которые висели на телефоне и на протяжении двух часов рыдали: «Я не могу поверить, что он действительно переспал с моей подругой и со своей секретаршей!» Мое мнение, что, чем человек чище, духовнее, тем правильнее его отношение к изменам. Это не значит, что женщина должна все прощать, закрывать глаза, делать вид, что ничего не замечает. Но если каждый человек, мужчина или женщина, попытается найти причину в себе, ну просто хотя бы начать с этого, то есть шанс избежать поспешных решений, сохранить семью.

Порой бросаю вызов обществу

- В своей семье вы воспитываете двоих детей - сына Ивана, который учится в ГИТИСе, и 15-летнюю дочь Лизу…

Да, Ваня в этом году перешел на второй курс, учится на режиссерско-актерском факультете. Я видела одну из его режиссерских театральных работ и была приятно удивлена. Он способный, я им довольна. Лиза постигает мир. Я учу ее ценить, любить и понимать не только саму себя, но еще и людей вокруг. Причем не только близкий круг, а любого человека… Был случай, когда Лиза никак не могла принять одного из своих педагогов. Назревал конфликт, но его удалось снять, так как дочь сумела после наших долгих бесед посмотреть на педагога с другой стороны, как-то оправдать его поступки.

- Вы родом из Одессы. Чем, на ваш взгляд, одесситы кардинально отличаются от москвичей?

Когда я приехала в Москву, мне казалось, что попала на другую планету. Сама же я выглядела странной со своим одесским темпераментом, открытостью и желанием общаться. В Москве пришлось застегнуть душу на все пуговицы и усмирить свой южный пыл. У нас же было свободное, дворово-уличное одесское детство… В хорошем смысле слова. Была огромная компания, мы лазили по виноградникам, ранним утром убегали на море втайне от родителей. Все дружные и веселые. Южные люди отличаются от столичных. Может, потому, что они ближе к морю, к природе. Вообще мне очень не хватает моря в Москве. Очень уютно чувствую себя в Одессе, стараюсь бывать там каждый год, и море там мне кажется самым лучшим.

- Оксана, вы и сейчас отличаетесь от многих наших актрис именно своей искренностью и открытостью!

Да, наверное, я порой бросаю своим видом и поведением «вызов обществу». Свойственные мне легкость, общительность, открытость не всегда адекватно оцениваются со стороны. Может, поэтому мне и приписывались разные любовные романы. Но если человек мне интересен, я меньше всего думаю, как надо держаться на публике… Вообще я рисковая по жизни, а многие часто включают ограничители. Например, говорят: «Нет, я этого не смогу!» А ты попробуй! И у тебя обязательно получится. Но увы… Меня это очень мучает, потому что интересны люди, которые развиваются, а не стоят на месте, у которых я могу чему-то поучиться. Я не дружу просто так, чтобы было с кем посидеть, потрепаться или помолчать. Часто в общении с человеком наступает момент, когда всё отдано и всё получено. Тогда можно развернуться и уйти. Но на самом деле я быстро прихожу на помощь. И еще получаю удовольствие от того, что человеку хорошо рядом со мной. Это распространяется на всех, с кем я общаюсь. Самый близкий мне по духу литературный персонаж знаете кто? Маугли. И я определяю людей именно по принципу - моей он крови или нет!

Oксана Фандера не производит впечатления актрисы, для которой карьера превыше всего. И не производит впечатления жены и мамы, для которой, кроме семьи, ничего нет. Она вообще не производит впечатления - это не ее занятие.

Работа на фотокамеру не приносит ей особого удовольствия, и она честно об этом говорит: “Фотография неподвижна, а у меня природа другая. Меня нужно ловить, я не люблю “держать” эмоцию на лице. Застывшая улыбка - это же гримаса”. На лице Оксаны Фандеры и правда ничего не застывает, эмоции несутся наперегонки, сбивая друг друга с ног. И ни одна не таится: по этому лицу можно читать - там не тайнопись, а вполне прозрачный текст. В том числе, подозреваю, попадаются и неприятные для тебя слова и выражения, но я, к счастью, ничего такого не вычитал. “Я вообще человек процесса, а не результата. Мне результат с самого начала как-то не очень важен. Если поделить всех людей на коммерческих и нет, то я - из числа вторых”.

Это понятно. Достаточно взглянуть на ее фильмографию - была бы коммерческой, там пестрело бы от названий, те же сериалы толпились бы шумною толпой. А у Фандеры работ - всего ничего. Из последних, и, пожалуй, самая значительная - Игла в “Статском советнике”. Филипп Янковский, ее муж и режиссер этого фильма, поначалу жену-актрису в роли Иглы не видел. Но она настояла, убедила и доказала, что сумеет сыграть свою полную противоположность - человека результата, даже фанатика результата, террористку с сухим взглядом и бескровными губами. Грим занимал шесть минут. “Рекорд для книги Гиннеса, - гордится Оксана. - Мы по часам засекали. Просто смывали лицо и забирали волосы в пучок. И все”.

Игла исполнена ею так, что банальный вопрос - отчего все же так обидно короток список названий в фильмографии актрисы Фандеры? - возникает сам собой. Но это вопрос к тем, кто предлагает. Она избирательна: берется только за то, что ее зажигает. Да еще - это опять о коммерции - в договоре со своим актерским агентом настояла на пункте: в учебных фильмах молодых режиссеров из ВГИКа или с Высших курсов снимается бесплатно. “Интересно, что вы услышали от агента?” - “Она посмотрела на меня тяжелым взглядом и спросила: ты сумасшедшая? Но я выдержала этот взгляд и повторила: я так хочу”. - “Я могу ее понять. От вашего гонорара зависит ее процент”. - “Ну, у нее ведь много других, здравомыслящих актрис, так что она вряд ли внакладе... В какой-то момент она поняла меня. Или приняла. Не надо понимать - ты просто прими и скажи: ладно, пусть будет одна такая, странная”. И Оксана хохочет.

С ней, одной-такой-странной, столько всего уже успело в жизни произойти, что другим, не таким и не странным, на три века хватит. Повороты были лихие - покруче, чем переезд из любимой Одессы в неродную Москву, с которой ее примиряют только семья и друзья. Занять призовое место в первом конкурсе “Московская красавица”, а через несколько лет оказаться в ученицах у режиссера Анатолия Васильева - схимника, затворника, лабораторного театрального ученого. Это даже не поворот. Это вираж такой повышенной лихости, что искры из-под колес. Кстати, именно уроки Васильева - я предположил, а Оксана кивнула - утвердили ее в том, что результат заведомо ничтожнее процесса. Именно из его закрытой театральной школы выходят с такими убеждениями: “Мне во всем этом интересна я сама. Куда я двигаюсь и как. Я занимаюсь исследованием исключительно самой себя”. Кстати, а как быть с мнением других о ней? Оно хоть сколько-нибудь важно? Нет, нисколько. “Я даже не могу себе представить, что вообще обо мне думают и говорят. Вот ей-богу”.

Так было, однако, не всегда. Так стало после “Московской красавицы”, которая для Оксаны обернулась не только победой, но и ударом. “Я не была готова к такому повышенному вниманию, и не просто вниманию, а с прозрачными полунамеками. К такому количеству сплетен о себе. Оказалось, вся Москва меня знает, причем близко. Ну, вы понимаете, о чем я. Все друг другу рассказывали, с кем я и когда. Была бы я тогда взрослой - с улыбкой бы все это выслушала, но когда тебе восемнадцать... Дошло до того, что я в какой-то момент была готова выбежать на Красную площадь и прокричать, что я не такая, что у меня совершенно другая жизнь, все другое”. - “Что вас удержало?” - “Поймав себя на этой мысли, я сказала: стоп. Остановись. Не обращай внимания, не замечай - иначе всю жизнь будешь зависеть от представлений о тебе. Вот, послал мне бог эту мудрость. Я же тогда умных книжек не читала - просто увидела, почувствовала, поняла. Поняла, что жить, постоянно думая о том, как правильно и как должно быть, не хочу и не буду. Чтобы в одной компании вести себя так, в другой - эдак, на переговорах - еще как-то... Моя хулиганская природа с детства против этого бунтовала. А когда я все про себя поняла, то выдохнула: хватит. Я - другая”. “Ну, хотя бы минимальные нормы все же учитываете?” - осторожно осведомляюсь я для порядка. “Что вы имеете в виду? Не хожу ли я посреди улицы в туалет?” - и Оксана, только что тихая и серьезная, опять весело хохочет. Одна такая, странная.

Она замужем, у нее двое детей, и родители мужа так и значатся в ее записной книжке как родители. Своих папы с мамой уже нет на свете. А когда погибла сестра - никого не осталось. “На мне заканчивается мой род, - говорит она. - Я одна Фандера. Больше нет”. - “Вообще нет?” - “Вообще. Приятели, умеющие искать по сети, искали, но не нашли. Это грустно. Такая красивая фамилия, неизвестно что означает, и ее уже не будет”. Тут можно было бы завести речь об ответственности перед родом и фамилией, но Оксана этих разговоров и этих мыслей не любит. Считает, что они загоняют в комплекс, а это совсем не тот угол, где чувствуешь себя свободно. “Я и детям никогда не втолковывала, что они должны нести свою фамилию с гордостью, что обязаны хорошо учиться, чтобы не уронить ее честь, и так далее. Потому что это, с одной стороны, возвышает ребенка над остальными, а с другой - он начинает бояться, что не сумеет соответствовать”. У ее детей, Вани и Лизы, само собой, папина фамилия - они Янковские. По отчеству они Филипповичи, а их папа, соответственно, Олегович. Как-то раз Оксане рассказали, что Ваня, тогда еще маленький, выступил перед друзьями на тему “А вот мой дедушка...” Она поговорила с сыном тет-а-тет, спокойно и жестко. Больше не повторялось.

Оксана вообще строгая мама. “Не просто строгая, а очень, - уточняет она. - И при этом воспитатель из меня никакой, правда-правда. Бывают асоциальные люди, а я - апедагогичная. Как только дети стали немного понимать, что к чему, я им сказала: воспитывать вас не умею. Могу с вами дружить”. - “Но дружба, как я понял, не исключает принятия мер в случае чего?” - “Конечно. Представляю, как это сложно для них. Друг, который наказывает, да? Так и есть, так и есть...” От детей она не стала скрывать, что в школе у нее по физике-математике были “тройки”. “Зачем я буду врать, что это не так, если по мне все видно? Ваня сказал бы: мама, не валяй дурака. Или попросил бы извлечь какой-нибудь корень - и тут же меня поймал бы”. Наверное, и про свой вечный “неуд” по поведению тоже рассказала. “Я никогда не отличалась особенным хамством, не старалась унизить учителей кнопками на стуле или хлопушками за спиной. Но усидеть на месте не могла”. - “И смотать с уроков - тоже запросто?” - “О чем вы, это минимум. Мне ничего не стоило весь класс на это дело подбить. Уходили все”. Тогда в одесских школах урок украинского языка в школе не был обязательным. Если родители писали заявление о том, что они в силу незнания украинского не способны помочь своему ребенку им овладевать, то ребенка от занятий освобождали. С Оксаной все было иначе. Учительница подошла к ней сама и, чеканя каждое слово, произнесла: “Прошу тебя. Пусть твоя мама напишет заявление. Что не может тебе помогать по моему предмету. Чтобы ты на мои уроки не ходила. Очень тебя прошу. Пожалуйста”. Мама вошла в положение учительницы, просьбу выполнила, и Оксана получила возможность лишний час гонять по школьным коридорам, пока друзья корпели над украинской мовой. Она и первую роль в кино получила за неугомонность - в фильме “Приключения Электроника”, без которого у нас уже четверть века ни одно детство не обходится. Будете пересматривать - заметите вредную девочку, которая издевается над рыжим Чижиковым: “Ну что, Рыжиков, опять не приняли тебя в хор?” Сначала их с сестрой просто отобрали в класс Электроника-Сыроежкина, но потом Оксана сделалa так, что режиссер Бромберг просто не мог оставить ее без роли, хотя бы маленькой. “Я подошла к нему и говорю: вы не против, если мы поднимем вас на пальцах? Он удивился, растерянно сказал: ну, давайте. Я сколотила компанию из четырех человек, включая себя. Мы усадили его на стул... Честно, я до сих пор не знаю, как работает этот метод. Но он работает. Сначала надо сосредоточиться. Для этого восемь рук в полной тишине делают над головой объекта специальные пассы. Потом двое просовывают пальцы под мышки, двое - под колени. И поднимают. Мы подняли Бромберга над головой. Он - мужчина не маленький, мы - дети легкой весовой категории. Но мы подняли”.

В боевой Оксане бушуют три крови: украинская, цыганская и еврейская. “Папа был хохол и цыган, но я еврейка, потому что по маме”. - “Ну да, по еврейским законам. А я как раз по маме получаюсь русский, хотя она сама только половинка”. - “Считайте, что вы еврей. Неважно, папа-мама. Это где-то глубоко внутри. Знаете, как можно узнать? Вот я сейчас перестану улыбаться, и вы тоже. Просто не будем улыбаться, выдержим паузу. У евреев особый взгляд. В этом взгляде есть печаль. Всегда. Поэтому у меня два состояния, без переходных. Я либо смеюсь, либо умолкаю - и тогда мeня спрашивают: у тебя что-то случилось? ты себя плохо чувствуешь? Нет, говорю, я просто замолчала”.

В конце сентября в прокат вышел фильм «Про любоff» по роману Оксаны Робски. С главными героинями картины — Оксаной Фандерой и Ольгой Сутуловой — встретилась наш постоянный автор Ксения Собчак. Разговор получился непростым и очень женским: о мужчинах, гламуре, одиночестве и, конечно, о любви

В солнечный осенний день в ресторане на причале меня ждали две невероятно красивые женщины. Красивые не только внешне. Их внутренняя зрелость, актерский талант, мудрость создавали вокруг них ауру настоящей женской ослепительной красоты, которую не способна передать ни одна фотография. Но хочу сказать, что никогда еще герои моих интервью не закрывались от меня наглухо, когда я начинала задавать вопросы о личной жизни. Здесь же мне пришлось столкнуться с двумя очаровательными, но непробиваемыми героинями, женщинами-загадками. Я попыталась проникнуть в тайные уголки их душ, а получилось ли это, решать вам. В новом фильме «Про любоff» Оксана Фандера играет светскую львицу, жену бизнесмена Влада (в исполнении Федора Бондарчука), а Ольга - провинциальную учительницу, которая влюбляется во Влада и через призму своих эмоций начинает узнавать, чего на самом деле стоит весь этот блестящий гламурный мир.

Оля, расскажи, кого ты играешь и чем тебя заинтересовал этот образ? Как проходили пробы?
Ольга Сутулова: Пробы как пробы. В 30 лет приятно сыграть 25-летнюю барышню, наивную провинциалку, приехавшую из другого города. И сценарий оказался хороший. Все было складно и ладно.
А как вы обе относитесь к творчеству Оксаны Робски?
Ольга: Я, к сожалению, не знакома с ее творчеством.
Оксана Фандера: А я читала другие ее книги, эту не успела. Потом поняла, что к лучшему. Потому что, возможно, мне захотелось бы внести в сценарий дополнительные эпизоды.
Это, конечно, не высокоинтеллектуальное чтиво, но написано неплохо. «Про любоff/on» я прочитала на одном дыхании, и впечатления от книги остались самые приятные, хотя, я знаю, многие относятся к творчеству Робски с предубеждением.
Оксана : Несколько лет назад, когда я была на съемках в Киеве, до меня донеслось эхо иронического негатива, который высказывают в адрес книг Робски. Да и подруга с легким снобизмом заметила: «Робски не читаю!» А потом мне позвонил режиссер Александр Хван, который ничего из отечественной современной литературы не читает в принципе, слушает только классическую музыку, поет зонги (пародийные баллады. - Прим. ОК! ), вообще весь такой рафинированный, и попросил: «Ты не могла бы почитать рассказы Робски, особенно про поросенка? Если бы кто-то написал по этой истории сценарий, я бы снял фильм». Иначе говоря, если абстрагироваться от общественного мнения, которое, как правило, очень навязчиво, можно найти искренность и иронию в том, что называют банальным и бездарным.
Оля, твоя героиня увлечена человеком, который живет в мире богатых. А ты хотела бы стать частью этого мира в реальной жизни?
Ольга : Все зависит от того человека, которым я увлечена. От того, как он строит свою жизнь в мире богатых людей.
А как ты думаешь, можно жить на Рублевке и не быть частью этого пресловутого рублевского гламура?
Ольга: Я надеюсь, что можно. Я таких людей уважаю. Давеча была в Монако…
Впервые?
Ольга: Да. Работать там не принято и даже считается стыдным. А проводить время так, как проводят его все эти люди, сплетничая о соседях, посещая концерты каких-то сумасшедших певцов - просто потому что больше сходить некуда… Мне это скучно.
История, рассказанная в фильме, могла произойти не на Рублевке или в Монако, а, скажем, в деревне? И не с олигархом, а с трактористом?
Оксана: Да. Я считаю, что если мужчина и женщина действительно хотят выяснить отношения, расставить точки над i, то они способны сделать это где угодно: хоть на борту роскошной яхты, хоть в хрущевке в Медведково. А вот то, как именно они эти отношения выяснят, зависит от образования, воспитания.
Оля, твоя героиня такая наивная, трогательная… Тебе ее история близка?
Ольга: Что именно ты хочешь спросить? Хотела ли я когда-нибудь выйти замуж за олигарха? А что в этом плохого, если женщина любит? Но если любви нет, жить с человеком исключительно ради комфорта я не смогу.
Но твоя героиня влюбляется в том числе в деньги и статус…
Ольга: Безусловно. Но в этом нет ничего удивительного: образ богатого красивого мужчины в дорогом костюме привлекает юную барышню гораздо сильнее, чем неумытый…
…больной дурак? Да, но все не так просто. Вот если говорить о героине Оксаны Фандеры - она сложная, переживает мучительные, странные отношения в семье. Что держит ее рядом с мужчиной столько времени? Я не могу представить, как можно вытерпеть одного человека дольше трех лет… Я завидую людям, которые на это способны.
Оксана: Женщины делятся на «марафонцев» и «спринтеров». «Спринтеры» совершают забег на короткие дистанции - например, на три года. (Смеется .) А «марафонцы»… Я замужем 20 лет, но не считаю эти годы мукой. Я их так не ощущаю.
Оксана, ты роковая красотка. И наверняка были ситуации, когда ты увлекалась, очаровывалась другим человеком… Что тебя удерживало рядом с мужем (Филиппом Янковским - прим. ОК! ) в тот момент? Как ты вообще понимаешь, что вы с ним одно целое?
Оксана: Я могу ответить, но только через отрицание. Людей держат вместе уж точно не договоренности, не обязательства, не дети. И других увлечений у меня, к слову, не было.
А любовь важна?
Оксана: М-м-м… Это что-то на химическом уровне. В паре всегда есть два ключа. Иногда один человек теряет ключ и просит другого: «Откройся мне».
Ты всегда открываешься?
Оксана: Конечно нет. Я глубоко убеждена, что все это игра: дети играют в мячик, а взрослые в отношения. Этого не надо стыдиться. Надо это осознать и начать получать удовольствие. Вообще, любые отношения между людьми - это игра.
Ты рассуждаешь как истинная актриса. Получается, что ты никогда не бываешь искренней до конца?
Оксана: Как раз в этом и заключается искренность. Когда дети прячутся друг от друга, играя в прятки, разве они врут?
Я приведу тебе пример. Однажды я разговаривала с женщиной-психологом, которая утверждала, что мужская психология достаточно примитивна: надо всего лишь льстить им, говорить, какие они хорошие и замечательные, - и отношения наладятся. Но одно дело, когда ты кого-то на что-то разводишь, и совсем другое - когда хочешь искренне похвалить. Ты считаешь, женщина всегда должна хвалить мужчину?
Оксана: Отвечу коротко: нет. (Смеется .)
Оля, у тебя в жизни сложная, но в общем-то стандартная история: отношения с женатым человеком, который ради тебя оставил семью, детей. (Речь идет об актере Евгении Стычкине - прим. ОК! ) Как ты вообще попала в эту ситуацию? Ведь каждая девушка дает себе зарок не связываться с женатыми мужчинами.
Ольга : Так получилось, что все мои зароки забылись. Не быстро, но забылись.
Ты могла бы быть любовницей женатого мужчины?
Ольга: Да, я могла бы.

ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОК!

Оксана Фандера практически не играет в театре, а в кино предпочитает неизвестных режиссеров коммерческим предложениям. О новом фильме актрисы, выборе лент и игре на сцене - в интервью Оксаны для Buro 24/7 Украина.

Buro 24/7: В каких проектах вы заняты сейчаc?

Оксана Фандера: Сейчас я заканчиваю сниматься в фильме Наны Джорджадзе. Это новогодняя история с Маратом Башаровым, Чонишвили, Ходченковой. Надеюсь, получится хорошая романтическая комедия.

B: По какому принципу вы выбираете фильмы, в которых снимаетесь?

О.Ф.: По принципу биения сердца: если оно начинает биться чаще, я говорю: "Это мое".

B: Чем вас привлекли два ваших последних фильма "Соловей-разбойник" и "Городские шпионы"?

О.Ф.: С "Городскими шпионами" вышла занятная история. С Димой Черкасовым, который собрался снимать этот 12-серийный телевизионный фильм, мы работали над картиной "Долина роз" и очень подружились. Я пыталась объяснить ему, что не хочу выходить замуж за телевидение. Я сомнительно отношусь к телевизионным проектам, так как не уверена, что там будут работать перфекционисты. В кино это встречается чаще, а мне очень важно, чтобы люди верили в то, что они делают, и горели этим, а не просто ходили на работу. Но Дима меня переубедил и оказался прав, потому что съемочная группа, в которую я попала, была просто восхитительна, и работать с ними было наслаждением. Хотя и немного страшно, честно говоря, ведь это мой первый многосерийный фильм и у моей героини совершенно другой характер. Мне кажется, что зрители обычно ждут меня в качестве страдающей богатой особы или влюбленной несчастной женщины - так или иначе какая-то печаль жертвы на мне обязательно присутствует. В данном случае я отхожу от ожиданий и играю наглую барышню с пистолетом, и мне страшно интересно, как люди это оценят.

B: Вы согласитесь еще сниматься в сериале?

О.Ф.: Мне очень сложно на этот вопрос ответить. Должно быть триединство: режиссер с горящими глазами, сценарий, который меня увлечет, и предложение нового образа, с которым я не была бы знакома. Чтобы не использовалось то амплуа, к которому привыкли люди, потому что мне становится элементарно скучно постоянно страдать.

B: Почему вы редко играете в театре? Не любите сцену?

О.Ф.: Мы с Кириллом Серебренниковым выпустили в конце мая спектакль "Идиот", который идет с удивительным для меня успехом. Я не ожидала такого результата, так как это был чистой воды эксперимент. Кажется, для меня это своего рода послушание, ведь я достаточно дикий человек. К тому же я не люблю академический театр: у меня очень специфическая школа Анатолия Васильева, которая предполагает разбор, поиск смысла и работу с философскими текстами. И Серебренников знал об этом. Но сама фигура режиссера и то, что он купил сценарий "Идиота" Ларса фон Триера и поставил его на сцене, заставило меня передумать. Мне сложно на сцене, потому что это догма, это невозможно играть. И даже если возможно, вы не имеете на это право, потом что условия существования в данном спектакле обязывают вас проживать всю ту историю, в которую вы попадаете. Но для меня это непросто из-за того, что я играю Карину, (Кэрон - главную героиню у Триера) с не самой счастливой судьбой, которую тяжело провести на сцене.


B: Назовите своих любимых режиссеров.

О.Ф.: У меня три любимых режиссера, двух я пока не могу назвать, а третий - это как раз Кирилл Серебренников. Он был профессиональным открытием для меня несколько лет назад, а с прошлого года он еще и человеческое открытие как удивительной доброты мужчина. Я играю с его студентами, которые выпустились из МХАТа, и не знаю, подбирал ли он их по образу и подобию или сделал из них таких людей за четыре года, но эти дети очень сильно отличаются от всех остальных студентов. В них нет ни грамма налета актерства, понтов, бешеного глаза, желания сниматься, чтобы зарабатывать, - они совершенно другие. И та компания, в которую я попала, на чаше весов с лихвой перевешивает мою сложность пребывания на сцене.


B: Вы родом из Украины, из Одессы, трудно было входить в роль одесситки, да еще и хозяйки борделя в фильме "Огни притона"?

О.Ф.: Мне было несложно, эта роль была подарком. Я попросила у режиссера Саши Гордона возможность приехать в Одессу за неделю до начала съемок фильма и все это время общалась с настоящими коренными одесситами, которые разговаривают так, как уже не разговаривают в Одессе - у них другая мелодика языка, смысловые и интонационные акценты. Через неделю я полностью была готова к тому, чтобы разогнать свой полудетский одесский речевой аппарат и прожить жизни мамы Любы.


B: В детстве вы слышали вокруг себя именно ту настоящую одесскую речь?

О.Ф.: В моем детстве этой речи было больше, чем сейчас - люди говорили не "шо", а "что", не "гэкали", а произносили твердое г, и таким образом сразу же делились на центровых, одесскую интеллигенцию и на людей с Пересыпи или Молдаванки. Это такие нюансы, которые знаю я, Саша Гордон, его папа Гарри Борисович, который написал повесть, ставшую сценарием к фильму. Сейчас очень мало людей, которые так разговаривают в Одессе, что я оборачиваюсь. Но чувство юмора осталось неизменным, даже несмотря на то, что люди выживают. Такой вот город контрастов.

B: Как вам работается со своим мужем Филиппом Янковским?

О.Ф.: Работать с Филиппом нелегко, нужно же удивлять, а это достаточно сложно. Мы знаем друг друга очень хорошо, и мне важно соответствовать его ожиданиям. Филипп не приглашал меня в свои фильмы; во все три картины: "В движении", "Каменная башка" и "Статский советник" я была предложена продюсером, и в результате прошла пробы и была утверждена наравне со всеми. В случае со "Статским советником" доходили слухи, что мне, возможно, предложат роль Жюли, которую блестяще сыграла Маша Миронова, но мне это было неинтересно - я не хочу играть кокотку. В то же время я знала, какая должна быть Игла, и получила эту роль, несмотря на то, что Филипп видел совершенно другую, очень известную актрису, у которой оказались какие-то несовпадения в паре с Костей Хабенским.


B: У вас не было идеи снять семейное кино с детьми Лизой и Иваном?

О.Ф.: Семейное кино - нет. Хотя дети пошли по родительским стопам: Ваня закончил ГИТИС, мастерскую Женовача, и уже репетирует Булгакова на сцене, а Лиза учится на втором курсе МХАТа.

Она соглашается на роли, только если не знает, как их играть; считает, что лишена амбиций, и радуется, когда ее не узнают на улицах. Одна из самых ярких российских кинозвезд живет, руководствуясь собственной жизненной философией.

Извините, чуть-чуть опоздала...» Оксана Фандера усаживается за столик, выкладывая на него предметы первой необходимости: ключи от машины, телефон, пачку сигарет. «Я только что со съемок, дадите мне пару минут, ладно?» Она прячет лицо в ладонях, безжалостно ероша волосы пальцами. И становится вдруг почти миниатюрной: мне всегда казалось, что она как-то больше и, уж во всяком случае – выше ростом. Пока я с присущей мужчинам сообразительностью дохожу до мысли, что в жизни раньше видел Фандеру только на каблуках, а кино и телеэкран всегда работают как увеличительные стекла, она выпрямляется и отнимает руки от лица. Тонкого, безупречно очерченного, почти сухого и почти слишком правильного – если бы не живые и смешливые карие глаза. Потом уютно устраивается на ресторанном диванчике с ногами (подтверждая мою гениальную догадку насчет каблуков, то есть их отсутствия!) и улыбается: «Ну вот, я готова».

Psychologies: Вас очень редко можно встретить на многолюдных светских мероприятиях. Оксана, вы вообще любите людей?

Оксана Фандера: Хм... Да, люблю. Они могут иногда мешать или раздражать, но ведь за каждым из них стоит... любовь. Каждого человека кто-то любит, понимаете? Мужчина, женщина, дети, родители. Надо только уметь разглядеть эту любовь за каждым человеком.

Фильм, в котором вы сейчас снимаетесь, не о любви случайно?

О. Ф.: О нет! (Смеется.) Я снимаюсь в фильме про шпионов. Это первый у меня такой опыт. 12 серий, но есть надежда, что получится качественное кино. Не сериал, а именно многосерийный телевизионный художественный фильм. Мне нравится режиссер Дмитрий Черкасов, я с ним уже работала в фильме «Долина роз». Он хорошо реагирует на мои предложения.

Для вас это важно? Говорят, многие режиссеры этого не любят.

О. Ф.: Не знаю, мне кажется, что на месте режиссеров я бы этому радовалась. Ведь творчество лучше исполнительства. Этим мне и нравится моя профессия. Мне нравится оживлять бумажные истории, делать из плоского 3D. Как в детстве – когда читаешь книжку и оживляешь в воображении ее персонажей.

Но, согласитесь, при этом экранизации редко бывают удачными.

О. Ф.: Соглашусь. Каждый представляет героев по-своему. Но я же не про экранизации говорю, я про кино вообще. Есть придуманный персонаж в сценарии. И моя задача – сделать его живым. А экранизации я, кстати, все равно люблю – как раз потому, что знаю, как это трудно. Мне всегда интересно, как режиссер и актеры справятся, что они придумают. И иногда ведь получается! Мне, например, очень нравится английский сериал «Шерлок Холмс» с Бенедиктом Камбербэтчем. Я считаю, это просто выдающаяся экранизация. Конечно, лучше Ливанова Шерлока Холмса быть не может, но этот свежий взгляд, это умение так безупречно внедрить истории столетней и даже больше давности в наше время – это потрясающая работа. И прекрасные актеры, конечно.

А из экранизаций с вашим участием какая вам нравится? Наверное, «Огни притона»?

О. Ф.: Да, у меня особые отношения с этим фильмом, я очень его люблю. И не только сам фильм, а все, что с ним связано. Хотя интересно: когда режиссеру Александру Гордону впервые предложили попробовать меня на роль, он, уже два года пытавшийся найти актрису, замахал руками: «Нет-нет, она же очень гламурная!» Но вообще, если честно, я до сих пор не видела фильм целиком, до конца. И не только его – так происходит почти со всеми моими фильмами.

«ТВОРЧЕСТВО ВСЕГДА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, ЭТИМ МНЕ И НРАВИТСЯ МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Почему?

О. Ф.: Может быть, боюсь. Актер ведь никогда не знает, что получится в результате. Он знает сюжет, знает историю, он может в ходе съемок поймать какую-то свою ноту. Но совершенно не факт, что она сохранится в монтаже, что на этой ноте будет играть режиссер. Но на самом деле даже не это главное. Просто я – человек процесса, а не результата, мне важно то, что происходит сейчас. Остальное уже неинтересно.

Вы хорошо себя знаете?

О. Ф.: Пожалуй... Но мне было бы любопытно узнать о себе что-то со стороны: от кого-то, кто внимательно бы за мной наблюдал, слушал, что я говорю, следил за жестами – а потом рассказал, какая я есть и почему.

А вы никогда не думали с этой целью обратиться, например, к психоанализу?

О. Ф.: Обязательно бы обратилась, вот только не считаю это свое отношение к жизни проблемой. Наоборот, мне нравится. Постойте, кажется, я нашла ключевое слово! Как все-таки здорово давать интервью психологическому журналу: узнаешь что-то новое о себе самой! (Смеется.) Так вот, ключевое слово – «амбиции». Кажется, у меня их вообще нет, я не понимаю, что это такое. А было бы интересно узнать: как с ними живут люди? Что они чувствуют? Наверное, я смогла бы в этом разобраться, если бы мне предложили роль карьеристки. Вот тогда, погрузившись в эту роль с головой, я бы все узнала. Но пока мне такой роли не предложили. И я не понимаю, к чему, по большому-то счету, надо стремиться. Много денег, много славы? И что? Ну вот мы с вами сидим в хорошем ресторане. И можем, если захотим, заказать все блюда, какие есть в меню. И наверное, если постараемся, сможем съесть хотя бы часть, хотя бы самые вкусные. А остальные – попробуем. Но потом-то мы все равно встанем и уйдем! Вы понимаете, о чем я?

Кажется, да. Будь вы амбициозны, снимались бы во много раз больше, не сходили бы с телеэкрана и страниц светских хроник…

О. Ф.: Насчет светских хроник: дело не в амбициях. Мне просто скучно на всех этих мероприятиях. Мы с Филиппом (Янковским, мужем актрисы. – Прим. ред.) и на премьеры не ходим именно поэтому. Ну, если только очень близкие друзья и очень просят поддержать. Но обычно если мы ждем какого-то фильма, то идем на следующий после премьеры день.

То есть у вас нет внутренней потребности показаться в новом платье или принять перед объективами удачную позу...

О. Ф.: Нет! Только поймите правильно: я признаю за другими право чувствовать и вести себя иначе. Моя ирония – именно по отношению ко мне самой, к тому, как я все это воспринимаю. А насчет съемок вы правы. Я уже говорила об этом в разных интервью, хотя и не думала про амбиции. Есть несколько пунктов, по которым я проверяю себя. Если я пугаюсь, если не знаю, как сыграть роль, если героиня очень далека от меня настоящей – то у такого проекта очень много шансов услышать мое «да». И чаще это как раз оказываются авторские, не очень коммерческие проекты. Мне так интереснее.

Вы – красивая, успешная женщина, у вас прекрасная семья, вы живете в достатке. Возможно, у многих появится соблазн предположить, что вы просто можете себе это позволить – делать лишь то, что хочется, играть лишь те роли, которые интересны…

О. Ф.: А знаете что я отвечу? Что я живу так, как вы описали, именно потому, что воспринимаю жизнь так, как описала я. Если человек вынужден вечно бороться и пробиваться, то он, возможно, занят не своим делом? Или страдает от тех самых слишком больших амбиций? Я верю, что каждый из нас наделен своим талантом – это мое просто железобетонное убеждение. И талант нужно реализовать. Открыть в себе возможность творить, чем бы мы ни занимались: творчество в любом деле возможно. Иначе и денег не будет, и счастливыми мы не станем. Так я это вижу, в это я верю. Ведь если нет денег – то их же нет по какой-то причине? И возможно, это просто испытание, знак того, что пора перестать метаться и биться в закрытую дверь, а вместо этого присесть перед открытым окном и подумать: чего я на самом-то деле хочу? И еще одно: если человек сердится, если ему кажется, что он один такой несчастный, а все вокруг счастливые, то лучше не станет. Так он только притягивает негатив.

А были в вашей жизни какие-то ситуации, когда все же приходилось бороться, стиснув зубы, что-то преодолевать?

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВСЕ ВРЕМЯ ВЫНУЖДЕН БОРОТЬСЯ, ВОЗМОЖНО, ОН ПРОСТО ЗАНЯТ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ?»

О. Ф.: Странное дело, не помню. Может быть, память у меня такая услужливая, что стирает эти моменты, как ластиком… Но мне кажется, что нет. Наверное, я просто не из тех, кто сдвигает валуны с пути, а из тех, кто их обтекает, как поток. Я не поступила на актерский в свое время. И сказала себе: значит, и не надо. Будет нужно – придет. И профессия действительно пришла сама. Сначала – съемками, а потом и предложением от режиссера Анатолия Васильева, который позвал меня на свой курс в ГИТИС. И удачно выйти замуж я никогда не мечтала. Полюбила Филиппа – и вышла. Как-то так получается, что моя доморощенная философия работает.

К этой философии вы пришли самостоятельно или в ней есть и вклад ваших родителей?

О. Ф.: Знаете, отца я в последний раз видела, когда мне было 14 лет, а до этого, кажется, в три года. Так что его вклад – скорее гены. А мама… Мама мне доверяла. Может быть, потому что я так вела себя, что она чувствовала: мне можно доверять. Но она никогда не контролировала меня. Довела до определенного возраста, убедилась, что я умею пользоваться вилкой и ножом, знаю, как себя нужно вести, прочла какое-то количество книг – и… Безусловно, она понимала, что есть и какие-то черты характера, которые могут мне в жизни мешать, но она была очень деликатна. Она предоставила мне свободу, и я решала сама. Сама устроилась на работу секретарем в Дом моды Зайцева в 16 лет, соврав, что мне уже 17, сама надумала участвовать в конкурсе красоты. Сама поступала на актерский – и не поступила. Свой путь, все нормально.

Ваши дети получили ту же степень свободы? Стать актерами – их решение?

О. Ф.: Да, Иван несколько лет назад поступил в РАТИ, а Лиза в этом году – в Школу-студию МХАТ. Конечно, это их решение. Просто понятно, что в актерской семье больше шансов на то, что и ребенок станет актером – хотя бы попробует стать. Разве в семье врачей или журналистов иначе? Дети растут в этой атмосфере. И если считают, что им это годится, значит, должны попробовать. Единственное, что я говорила сначала Ване, а потом и Лизе: я не мешаю. Но и не помогаю. Лиза прошла по конкурсу во все театральные вузы, куда подала документы. Выбрала МХАТ. Ну что же, теперь я посмотрю, как у нее все получится.

Когда ваш сын поступал, вы были готовы, что в случае неудачи он пойдет в армию, – вы говорили об этом в одном из интервью?

О. Ф.: Да, говорила и могу подтвердить. Это ведь тоже свой путь. Хотел поступить и знал, что будет, если не поступит. Зачем же вмешиваться? Если совсем начистоту, наверное, мне было бы трудно. И если бы так все и вышло, но в этот момент шла война где-нибудь в Афганистане или Чечне, я бы обзвонила всех друзей-знакомых и сделала все, чтобы его не отправили именно туда. Но просто пойти служить – нет, этому я бы не препятствовала. Возможно, это детство во мне до сих пор играет, но мне кажется: если ты чувствуешь себя открытым и уверенным, вряд ли что-то очень плохое может с тобой произойти. Можете считать это моей дурацкой наивностью, но мне кажется, то, чего мы боимся, с нами и происходит. Страх – такой же магнит, как и ненависть, как и зависть.

Не все же чего-то вы сами боитесь?

О. Ф.: Я боюсь летать на самолетах. И вы не представляете, как я от этого страдаю. Но интересно: когда летят мои дети, я абсолютно спокойна. Эта моя программа страха распространяется только на меня. Я давно поняла: если чего-то боишься, самое худшее – переносить свой страх на другого человека. И еще: при всем моем страхе, если что-то, не дай бог, случается у кого-то из друзей, если кому-то срочно нужно помочь – я сажусь и лечу не задумываясь.

«НАДО РАЗВИВАТЬСЯ, НЕ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ! ПО-МОЕМУ, ЭТО ГЛАВНОЕ»

А за что детям от вас достается?

О. Ф.: Достается, если чувствую, что они впустую и с удовольствием тратят время. Вот тогда… Я не вижу себя со стороны, но, видимо, у меня появляется очень характерный взгляд. Потому что сразу следует реакция: «Так, спокойно, что мне сделать? Книжку пойти почитать, да?» Да, почитать, послушать, подумать – что угодно, только не «тупить»! Нельзя останавливаться в развитии. Не надо бояться оступиться, свернуть не туда. Стоять на месте – вот самое страшное. Ну, и раньше иногда доставалось по денежным поводам, я с этим очень воевала. Сейчас уже победила, надеюсь, но сражения были. Помню, Ваня с папой однажды вернулись домой. В очень дорогом магазине они купили Ване кучу одежды. А Ване было лет, наверное, двенадцать. Я посмотрела на вещи, посмотрела на ценники. И спросила: «Чек сохранился?» – «Да». – «Вот и хорошо, а теперь езжайте и отвезите все обратно». Это же важно, очень важно понимать, тем более подростку: ты выделяешься и заслуживаешь уважения не одеждой.

И как к этому отнесся ваш муж?

О. Ф.: Филипп? Он усмехнулся и сказал Ване: «О! А я что тебе говорил? Поехали».




Top