Интервью с виктором иванович темновым композитор. –Как сложилась Ваша композиторская судьба

Темнов Виктор Иванович (2 декабря 1934 - 27 марта 2014 (79 лет)) - советский и российский композитор, танцор, баянист и куплетист. Народный артист России. С 1959 по 1989 годы работал в ансамбле «Берёзка» в качестве заведующего музыкальной частью, хореографа, дирижера и баяниста.
Наибольшую известность получил в конце 1970-х годов как автор «блатных» куплетов, описывающих жизнь в различных странах мира, куда автору доводилось ездить в качестве хореографа и баяниста «Берёзки».

Получил неофициальную известность благодаря своим куплетам про ансамбль «Березка».

«Кадриль моя, сердечная» – наверняка, многие думают, что она, эта песня, действительно народная. На самом же деле написал ее композитор Виктор Темнов.

Темнов Виктор Иванович - композитор, баянист-виртуоз, народный артист России, автор и исполнитель, проживает в Москве. С 1959 по 1989 работал в хореографическом ансамбле "Березка" под руководством Н.С. Надежденой. Был баянистом, баянистом-танцором, хормейстер, дирижер, зав. музыкальной частью ансамбля. С ансамблем "Березка" выезжал на гастроли в страны Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. Создатель и 1989-91 музыкальный руководитель ансамбля "Гжель". А в 1991 участник ансамбля Людмилы Николаевой "Русская душа".

Сочинения: оперетты, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыкальные и хореографические постановки ансамбля “Березка” (более 30 номеров), театр-шоу “Гжель”(12), эстрадно-цирковому ансамблю “Любава”(17). Концертная пьеса для баяна с оркестром.
Автор музыки к более 100 песням: "Кадриль", "Я, деревенская”, “А он ничей”, "Америка-Россия", "Вербы", "Кнопочки баянные", “Ох, балалайка”, “Грибы-грибочки” и многие другие. Много гастролировал по стране и за рубежом, исполнял песни, как собственного сочинения, так и частушки, жанровые. Получил неофициальную известность благодаря свои куплетам про ансамбль "Березка".

Песни В.И. Темнова исполняют Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, Валентина Толкунова, Людмила Рюмина, Людмила Николаева, Надежда Крыгина, Татьяна Острягина.

Людмила Зыкина считает себя первооткрывательницей Темнова. Людмила Зыкина, народная артистка СССР: “О песнях композитора, народного артиста России, Виктора Ивановича Темнова мне говорить легко и приятно, потому что его творческая жизнь проходила на моих глазах, я сама когда-то попросила Виктора показывать мне каждую новую песню. Я была первой исполнительницей двадцати его песен. Это больше, чем любого другого композитора. В.И. Темнов относится к песне, как жанру очень профессионально, любовно и бережно. Своим песням он - самый взыскательный рецензент и строгий худсовет. В жизни человек мягкий и даже застенчивый, Виктор Иванович работая с исполнителями, может быть очень требовательным. Композитор хорошо знает песню. Народную и великую советскую. Умеет многие песни в любой тональности играть и петь, меняя в каждом куплете сопровождение, а еще помнит “родителей” любой песни и когда, где, при каких обстоятельствах создавалась.”

С 2003 года Виктор Иванович Темнов проводит цикл вечеров "Песни, которые мы теряем". Вечера проводятся в Центральном доме работников искусств, рассказывается о композиторах русской и советской песни, истории песни, приглашаются исполнители. При каждой встрече Большой зал ЦДРИ переполнен – приходят единомышленники, знающие и любящие советскую песенную классику, в которой и душа народа, и его история.(Адрес ЦДРИ Москва, ул. Пушечная, 9/6, стр.1 Станции метро: "Кузнецкий Мост", "Лубянка")

Народный артист России Виктор Иванович Темнов продолжает сочинять песни, которые из авторских постепенно становятся русскими народными. Их знают и поют миллионы людей по всей необъятной территории бывшего СССР и далеко за ее пределами.

"Берёзка" , Государственный хореографический ансамбль "Берёзка", хореографический ансамбль русского танца. Организован в 1948. Организатор и руководитель ансамбля народная артистка СССР Надежда Сергеевна Надеждина. Название ансамбля взято от первой постановки русского девичьего хоровода "Берёзка" (1948) на музыку русской народной хороводной песни "Во поле берёзонька стояла...". Признание и слава пришли к коллективу сразу. Чуть позже Н. С. Надеждина скажет: "В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска - поэтический образ русской девушки... Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля". Тридцать лет она являлась художественным руководителем коллектива и от своих слов не отступалась никогда. Наверно, это тоже в какой-то мере объясняет феномен "Березки", которая очень быстро стала одним из своеобразных и прекрасных символов нашей страны.

«Кадриль моя, сердечная» – наверняка, многие думают, что она, эта песня, действительно народная. На самом же деле написал ее композитор Виктор Темнов.

Темнов Виктор Иванович - композитор, баянист-виртуоз, народный артист России, автор и исполнитель, проживает в Москве. С 1959 по 1989 работал в хореографическом ансамбле "Березка" под руководством Н.С. Надеждиной. Был баянистом, баянистом-танцором, хормейстер, дирижер, заведующим музыкальной частью ансамбля. С ансамблем "Березка" выезжал на гастроли в страны Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. Создатель и 1989-91 музыкальный руководитель ансамбля "Гжель". А в 1991 участник ансамбля Людмилы Николаевой "Русская душа".

Сочинения: концертная пьеса для баяна с оркестром, оперетты, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыкальные и хореографические постановки для ансамбля “Березка”, театра-шоу “Гжель”, эстрадно-циркового ансамбля “Любава”.

Автор музыки более 100 песен: "Кадриль", "Я, деревенская”, “А он ничей”, "Америка-Россия", "Вербы", "Кнопочки баянные", “Ох, балалайка”, “Грибы-грибочки” и многие другие. Много гастролировал по стране и за рубежом, исполнял песни, как собственного сочинения, так и частушки, жанровые. Получил неофициальную известность благодаря свои куплетам про ансамбль "Березка".

Песни В.И. Темнова звучат в исполнении Людмилы Зыкиной, Александры Стрельченко, Валентины Толкуновой, Людмилы Рюминой, Людмилы Николаевой, Надежды Крыгиной, Татьяны Острягиной, Ксении Захаровой.

Людмила Зыкина, народная артистка СССР, считала себя первооткрывательницей Темнова: «О песнях композитора, народного артиста России, Виктора Ивановича Темнова мне говорить легко и приятно, потому что его творческая жизнь проходила на моих глазах, я сама когда-то попросила Виктора показывать мне каждую новую песню. Я была первой исполнительницей двадцати его песен. Это больше, чем любого другого композитора. В.И. Темнов относится к песне, как жанру очень профессионально, любовно и бережно. Своим песням он - самый взыскательный рецензент и строгий худсовет. В жизни человек мягкий и даже застенчивый, Виктор Иванович работая с исполнителями, может быть очень требовательным. Композитор хорошо знает песню. Народную и великую советскую. Умеет многие песни в любой тональности играть и петь, меняя в каждом куплете сопровождение, а еще помнит “родителей” любой песни и когда, где, при каких обстоятельствах создавалась».

С 2003 года Виктор Иванович Темнов проводит цикл вечеров «Песни, которые мы теряем». Вечера проводятся в Центральном доме работников искусств, где рассказывается о композиторах русской и советской песни, истории песни, приглашаются исполнители. При каждой встрече Большой зал ЦДРИ переполнен – приходят единомышленники, знающие и любящие советскую песенную классику, в которой и душа народа, и его история.

Народный артист России Виктор Иванович Темнов продолжает сочинять песни, которые из авторских постепенно становятся русскими народными. Их знают и поют миллионы людей по всей необъятной территории бывшего СССР и далеко за ее пределами.

«Кадриль моя, сердечная» – наверняка, многие думают, что она, эта песня, действительно народная. На самом же деле написал ее композитор Виктор Темнов.

Темнов Виктор Иванович - композитор, баянист-виртуоз, народный артист России, автор и исполнитель, проживает в Москве. С 1959 по 1989 работал в хореографическом ансамбле "Березка" под руководством Н.С. Надежденой. Был баянистом, баянистом-танцором, хормейстер, дирижер, зав. музыкальной частью ансамбля.С ансамблем "Березка" выезжал на гастроли в страны Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. Создатель и 1989-91 музыкальный руководитель ансамбля "Гжель". А в 1991 участник ансамбля Людмилы Николаевой "Русская душа".

Сочинения: оперетты, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыкальные и хореографические постановки ансамбля “Березка” (более 30 номеров), театр-шоу “Гжель”(12), эстрадно-цирковому ансамблю “Любава”(17). Концертная пьеса для баяна с оркестром.
Автор музыки к более 100 песням: "Кадриль", "Я, деревенская”, “А он ничей”, "Америка-Россия", "Вербы", "Кнопочки баянные", “Ох, балалайка”, “Грибы-грибочки” и многие другие. Много гастролировал по стране и за рубежом, исполнял песни, как собственного сочинения, так и частушки, жанровые. Получил неофициальную известность благодаря свои куплетам про ансамбль "Березка".

Песни В.И. Темнова исполняют Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, Валентина Толкунова, Людмила Рюмина, Людмила Николаева, Надежда Крыгина, Татьяна Острягина.

Людмила Зыкина считает себя первооткрывательницей Темнова. Людмила Зыкина, народная артистка СССР: “О песнях композитора, народного артиста России, Виктора Ивановича Темнова мне говорить легко и приятно, потому что его творческая жизнь проходила на моих глазах, я сама когда-то попросила Виктора показывать мне каждую новую песню. Я была первой исполнительницей двадцати его песен. Это больше, чем любого другого композитора. В.И. Темнов относится к песне, как жанру очень профессионально, любовно и бережно. Своим песням он - самый взыскательный рецензент и строгий худсовет. В жизни человек мягкий и даже застенчивый, Виктор Иванович работая с исполнителями, может быть очень требовательным. Композитор хорошо знает песню. Народную и великую советскую. Умеет многие песни в любой тональности играть и петь, меняя в каждом куплете сопровождение, а еще помнит “родителей” любой песни и когда, где, при каких обстоятельствах создавалась.”

С 2003 года Виктор Иванович Темнов проводит цикл вечеров "Песни, которые мы теряем". Вечера проводятся в Центральном доме работников искусств, рассказывается о композиторах русской и советской песни, истории песни, приглашаются исполнители. При каждой встрече Большой зал ЦДРИ переполнен – приходят единомышленники, знающие и любящие советскую песенную классику, в которой и душа народа, и его история.(Адрес ЦДРИ Москва, ул. Пушечная, 9/6, стр.1 Cтанции метро: "Кузнецкий Мост", "Лубянка")

Народный артист России Виктор Иванович Темнов продолжает сочинять песни, которые из авторских постепенно становятся русскими народными. Их знают и поют миллионы людей по всей необъятной территории бывшего СССР и далеко за ее пределами.

27 марта на 80-м году жизни ушёл из жизни советский и российский композитор Виктор Иванович Темнов (1934-2014). Народный артист Российской Федерации, кавалер ордена Почёта. С 1959 по 1989 годы работал в ансамбле «Берёзка» в качестве заведующего музыкальной частью, хореографа, дирижера и баяниста. Наибольшую известность получил в конце 1970-х годов как автор куплетов, описывающих жизнь в различных странах мира, куда автору доводилось ездить в качестве хореографа и баяниста «Берёзки».
Прощание с композитором состоялось в Центральном доме работников искусств. Похоронили Виктора Ивановича Темнова на Троекуровском кладбище.

Предлагаем вашему вниманию одно из последних интервью с композитором , записанное нашим постоянным автором Владимиром Хомяковым в июне 2013 года.

«РАВНЕНИЕ НА ПЕСНЮ!»

Постоянным участником Аверкинского фестиваля являлся народный артист России, кавалер ордена Почёта Виктор Темнов. Известный композитор, он создал немало ставших популярными песен. Среди них и всенародно любимые: «Ох, балалайка, балалайка!», «Кнопочки баянные», «Кадриль». Виктор Иванович стоял у истоков создания фестиваля, вместе с певицей Людмилой Зыкиной и поэтом Виктором Боковым возглавлял оргкомитет по проведению этого песенного праздника.
Вот что рассказывал В.И. Темнов о своей многолетней дружбе с Александром Петровичем Аверкиным, начало которой уходит ещё в послевоенные годы:

– Будущий знаменитый композитор родился 10 февраля 1935 года в деревне Шафторка Сасовского района. Вырос Саша Аверкин в крестьянской семье, где любили народные песни. Во время войны его отец, Пётр Егорович, погиб, защищая столицу от фашистских захватчиков. Детские и отроческие годы Саши Аверкина прошли на родине, у бабушки Варвары. Здесь он освоил азы игры на гармони, познал первую известность. Сашино задорное исполнение народных песен и популярных произведений отечественных композиторов собирало на вечёрки местную молодёжь.
После войны Александр вместе с матерью оказался в Москве. Анна Алексеевна работала на заводе «Компрессор». Жили Аверкины в крохотной комнатке барачного типа, площадью в шесть квадратных метров. Александр окончил ремесленное училище, работал слесарем-жестянщиком на ВДНХ. Но любовь к музыке не оставляла юношу. Он лихо играл на гармони, его исполнение отличалось самобытностью.
Тогда мы и познакомились. Я в то время учился в музыкальном училище на Ордынке (ныне высшее учебное заведение имени Альфреда Шнитке). Наша семья тоже жила в бараке, неподалёку от завода «Компрессор». Просыпались мы по заводскому гудку. Я работал баянистом, аккомпанировал клубному хореографическому коллективу, который на смотрах художественной самодеятельности постоянно занимал первые места. Под стать ему был и наш ансамбль баянистов. И как-то я встретил его руководителя, который шёл по коридору нашего учреждения культуры вместе с высоким блондинистым парнем. Им оказался Александр Аверкин. Нам обоим было тогда по 16 лет. Саша хотел играть в ансамбле, но баян ещё и в руках не держал. Не знал в то время Аверкин и нотной грамоты. Я отвёл Сашу к Нине Александровне Пироговой, директору детской музыкальной школы Калининского (ныне Перовского) района Москвы. Здесь когда-то я и сам учился. Аверкин за два года постиг азы исполнительского умения, осваивая его буквально семимильными шагами. Он получил свой дар от Бога и смог развить эти недюжинные способности, ведь затем он окончил музыкальное училище имени Гнесиных и отделение оркестровых дирижёров Московского государственного института культуры. Очень жёстко относился Саша к себе, был напористым, смелым в творчестве. Мы в годы нашей юности часто встречались с Аверкиным в его «шестиметровке». Бывали здесь в ту пору тогда ещё малоизвестные Виктор Боков и Людмила Зыкина.

–Расскажите, как начиналось ваше песенное творчество?

– Это было ещё до нашей армейской службы, в первой половине 50-х годов прошлого века. У Саши родилась песня, посвящённая освоению целинных земель: «Ой, подружка, зря ты пишешь мне, что живу я в дальней стороне. Здесь совсем не дальние края – приезжай, любимая моя!» Вскоре, в 1954 году, меня и Аверкина призвали в Вооружённые Силы. Я служил в танковом полку, а Саша – в Таманской дивизии, где и создал большой творческий коллектив, который исполнял песни советских композиторов и аверкинские произведения: « В выходной, у проходной», «Наш сержант», «Полки гвардейские, полки Таманские». В 1956 году, когда мы были уже старослужащими, нас с Александром пригласили принять участие во Всеармейском творческом конкурсе. Каждый из конкурсантов представлял по две песни. Жюри возглавлял выдающийся композитор, автор «Смуглянки» и «Эх, дороги!» Анатолий Новиков. Мы с Сашей были удостоены дипломов этого творческого состязания, наши песни опубликовали в периодических изданиях. Прозвучали мы и по радио.

–Александр Аверкин сыграл заметную роль и в творческой судьбе Людмилы Зыкиной.

–Людмила Георгиевна к тому времени заканчивала свои выступления в составе хора Гостелерадио под руководством Николая Кутузова и мечтала о сольной карьере. С Александром Аверкиным они вместе нередко выступали в воинских частях. Саша за очень короткий период написал три поистине великих песни: «На побывку едет молодой моряк» на стихи Виктора Бокова, «Жду я тебя» в содружестве с Иваном Дрёмовым, «Милая мама» в соавторстве с поэтом Игорем Лашковым. Богатейший голос Людмилы Зыкиной окрылил эти произведения. Они в её исполнении звучали на многих концертах, были записаны на Всесоюзном радио. Людмила Зыкина благодаря именно аверкинским произведениям обрела первую настоящую известность. Творческая дружба этих мастеров продолжилась и в последующие десятилетия. Достаточно вспомнить хотя бы такие произведения на стихи Виктора Бокова как «Учись людей любить» и «Падают листья» – песню, ставшую, по сути, духовным завещанием Александра Аверкина.

–Как сложилась Ваша композиторская судьба?

–В 2012 году я отметил 50-летие одной из своих песен «Ох, балалайка, балалайка!», получившей в своё время достаточную известность. В 1968 году мной были написаны «Кнопочки баянные», а в 1972-м посчастливилось создать «Кадриль». Она и поныне входит в репертуар многих солистов и творческих коллективов. Совместно с Александром Аверкиным мы создали оперетту «Приз господина Арно».
Уже в последнее время я написал песню, где есть такие слова: «Родимая околица ещё родней становится, когда поёт она – Людмила Зыкина!» Рад, что гимном торжества русского искусства в Сасове стала песня «На фестиваль к Аверкину Россия собралась!» Это произведение звучит в исполнении Рязанского народного хора на всех заключительных концертах нашего творческого праздника, который мы начинали на сасовской земле в 1997 году. Очень надеюсь, что более молодые поколения не предадут забвению наши добрые деяния и продолжат равнение на русскую народную песню!




Top