Иоганн штраус отец и сын. Иоганн штраус-сын

Не все, наверное, знают, что каждый вальс Иоганна Штрауса – это на самом деле обычно пять вальсов, вальсовая сюита. Вот и мы построим рассказ о нем как сюиту, где вступление будет посвящено, собственно, не «королю вальса», а его родному городу, который Штраус воспел и остался его кумиром по сей день.
Итак, сначала несколько слов о Вене, – прежней и нынешней.

Город музыки

Те из наших соотечественников и современников, кто побывали в Вене, сравнивают ее с Петербургом. Не только из-за обилия достопримечательностей, а и из-за того еще, что сами жители города воспринимают себя как некую историческую достопримечательность. Вот уже скоро век пройдет, как Вена потеряла свою императорскую корону и стала столицей небольшой «альпийской республики». Однако имперский дух в венцах живет и поныне. Причем не в виде милитаристских, а именно в виде великосветских замашек. Только здесь дамы до сих пор прогуливаются в меховых манто, не рискуя подвергнуться нападенью «зеленых» с баллончиками несмываемой краски. Только здесь можно увидеть лакеев в ливреях и париках. Лишь здесь не только аристократы, но и простые буржуа считают СВОИМ ДОЛГОМ посещать оперу, а не матч по регби или футболу. Только здесь устраиваются знаменитые новогодние балы, билет на которые стоит примерно столько, сколько последняя модель «мерседеса». И на этих балах царит не президент республики, а представители одной из древнейших династий Европы – Габсбурги, а вместе с ними бесконечное число принцев, герцогов и прочих громко и длинно титулованных особ с немецкими, венгерскими, польскими, итальянскими, чешскими, французскими фамилиями, которые словно явились сюда со сцены опереточного театра.
Наконец, только здесь, войдя в кафе, вы рискуете полчаса прождать, прежде чем официант подойдет к вам, а потом еще полчаса – прежде чем он выполнит ваш заказ. Вальяжность, патриархальность и аристократизм – главные черты характера веселой старушки Вены.
И все же венцы гордятся не только былым имперским величием. Бесспорно, что в течение столетия (с середины 18 века) Вена была столицей европейской музыки. От Гайдна до Малера, от Моцарта до композиторов «новой венской школы» (Веберн, Берг, Шонберг, – и это уже 20-й век!)… А также Шуберт, Бетховен, Брамс, Брукнер, Сальери, Зуппе, Кальман, Легар. И, естественно, наверно, самый любимый из них ВСЕМИ венцами – Иоганн Штраус-сын.
Музыка пронизывала жизнь и быт венцев до такой степени, что ноты новых произведений подчас раскупались, как газеты, ведь многие умели читать их с листа. Во время одной из войн с Наполеоном начальник австрийского генерального штаба обратился к главнокомандующему императору Францу с вопросом, где провести военный совет. В маленьком замке, где они остановились, был только один поместительный зал. «Ничего страшного, совещайтесь в нем, господа! Старина Гайдн прислал нам на этот раз квартет. Мы отлично порепетируем и в малой гостиной», – ответствовал император.

Революция… в ритме вальса

«Новые времена – новые песни». И новые танцы, добавим мы. Вальс возник задолго до Великой французской революции на основе немецкого танца лендлера и считался крайне непристойным. Революция реабилитировала его. Правда, в России при императоре Павле он был запрещен строжайше. И поделом: вальс был не просто новомодным танцем, он отражал совершенно новое отношение людей друг к другу. Если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу два пальца, а в гавоте и полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе люди были максимально раскованы. Это шокировало стариков, увлекало молодых и вообще было чем-то вроде бит-, рок- или панк-революции, только гораздо глубже и с несоизмеримо более выдающимися последствиями в плане музыки.
Вальсы писал еще Моцарт. Но танцевать их публично в массовом порядке стали в Вене лишь в начале 19 века. Тогда же открылись первые танцевальные залы. Если раньше балы устраивались в частных домах и дворцах знати, то теперь появилась возможность смешивать разные слои общества. Для сравнения: подобное танцевально-музыкальное смешение сословий у нас в России учредилось только лет тридцать спустя, в 30-е годы 19 века. (Это были публичные маскарады в доме Энгельгардта в Петербурге, – их нравы стали основой интриги лермонтовского «Маскарада»).
Демократическая публика и танцев жаждала современных, демократических. Конечно, прежде всего, тогда это был вальс.
Великолепные образцы вальса оставил Ф. Шуберт. Однако теми, кто писал именно вальсы для танцзалов, были в то время Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец.

Иоганн Штраус-младший — первый сын знаменитого Иоганна Батиста Штрауса. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижёра в казино, в пригороде Вены. А с 1852 года его оркестр играл при дворе нового императора.

Иоганн Штраус-младший (Johann Strauß (Sohn)) родился 25.10.1825 г. Он был первым сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны.

Отец мальчика в то время уже был известным деятелем искусств. Оркестр, в котором Штраус-старший выступал в роли дирижёра-солиста, собирал полные залы. Под его польки и вальсы танцевала вся Вена.

Дети в семье Штраусов рождались один за другим. Отец не хотел, чтобы дети повторяли его путь, и запрещал им брать в руки скрипку (играть на фортепиано не возбранялось). Маленький Иоганн при содействии матери тайно брал уроки скрипки.

В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях. Свой заработок он отдавал за обучение мастерству игры на скрипке, втайне мечтая превзойти отца. Штраус-старший к тому времени завёл вторую семью. От любовницы Эмилии у него тоже рождались дети.

Иоганн-младший в 19 лет собрал собственную капеллу и решил стать дирижёром. Он подал прошение в венский магистрат. Узнав о его решении, разгневанный отец окончательно оставил семью. Мать подала на развод.

15.10.1844 года состоялся дебют молодого дирижёра. Штраус-сын со своим оркестром выступил в казино, в пригороде Вены. Публика высоко оценила его мастерство. Иоганну-старшему было тогда всего сорок лет. Отец был талантлив и полон сил, имел связи при дворе. Между музыкантами началась борьба. Отец играл при дворе и на светских балах — на долю сына оставались казино и кафе.

Во время революции 1848 года политические убеждения сына и отца разошлись. Старший Штраус поддерживал Габсбургов — сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Отец вдруг утратил симпатии публики. Поклонники отвернулись от него, залы начали пустовать. Это подорвало его здоровье. Штраус-старший умер в 1849 г. В жизни сына начались перемены.

Прославленный отцовский оркестр перешёл к сыну. С 1852 года оркестр молодого Штрауса играл при дворе нового императора, Франца-Иосифа I.

Летом 1854 г. представители железнодорожной компании из России явились к Штраусу. Маэстро предложили контракт на выступления в Павловском парке. Иоганн согласился, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и для членов императорской семьи. В Вене его заменил младший брат – Йозеф , который к тому времени тоже стал дирижёром.

В России Штраус провёл пять сезонов. Он серьёзно увлекся русской девушкой, Ольгой Смирнитской. Сразу после разрыва с ней композитор женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него женой, секретарём и советчиком. В конце 60-х начале 70-х годов Иоганн создал лучшие вальсы: «Прощание с Петербургом», «Сказки Венского леса», «На голубом Дунае». Летом 1869 года в России выступали оба брата – Иоганн и Йозеф. К сожалению, Йозеф был уже болен и вскоре умер.

После смерти брата Иоганн продолжил работу с удвоенной энергией. Он больше не хотел быть «придворным дирижёром» (это место занял младший брат – Эдуард ). Амбициозная Етти посоветовала мужу начать серьёзную работу. Иоганн стал работать над опереттой. Первый музыкальный спектакль состоялся весной 1874 г. (он назывался «Индиго и сорок разбойников» ). Публика была в восторге. Третьим крупным произведением стала «Летучая мышь» . Штраус преодолел новую ступень славы, но в душе он боялся, что когда-нибудь талант и муза покинут его.

Штраус успешно гастролировал, собирал полные залы в столицах России, Англии, Франции и Америки. Он жил в роскоши, входил в высшее общество Вены.

Умерла Йетти Трефц. На какое-то время это выбило Иоганна из колеи. (Позже он женится второй и третий раз.)

К своему шестидесятилетнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон» . Она была поставлена во всех крупных австрийских и немецких театрах. А Иоганн решил обратиться к опере — возраст и опыт требовали серьёзной музыки. Его друг Иоганнес Брамс отговорил композитора от этой идеи – не без труда! Брамс был отчасти прав – это могло закончиться для Штрауса провалом. Однако крушение мечты подорвало веру композитора в собственный талант. Новая оперетта — «Венская кровь» — оказалась неудачной.

Штраус перестал выступать, мало появлялся на публике. Его уговорили дирижировать оркестром по случаю 25-летнего юбилея «Летучей мыши». Это было последнее выступление маэстро. Во время спектакля он простудился, началась пневмония. 30.06.1899 г. Иоганн Штраус умер.

Хоронила великого Маэстро вся Вена. Всё состояние Штраус завещал Венскому музыкальному обществу.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе - офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.


На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.


Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более - императорского дворца.


После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».


Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» - символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна - это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Личная жизнь

Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».


После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.


После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.


Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.

После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.

Смерть

В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.


Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и .

Произведения

  • 1867 - «На прекрасном голубом Дунае»
  • 1868 - «Сказки Венского леса»
  • 1869 - «Вино, женщины и песни»
  • 1874 - «Летучая мышь»
  • 1877 - «Прекрасный май»
  • 1881 - «Поцелуй»
  • 1883 - «Весенние голоса»
  • 1885 - «Цыганский барон»
  • 1888 - «Императорский вальс»
  • 1892 - «Рыцарь Пасман»
  • 1897 - «Богиня Разума»

В свое время гениального композитора и музыканта Иоганна Батиста Штрауса называли не иначе как «Моцартом вальсов». Он умер, когда ему было всего лишь 45. Он был родоначальником известной музыкальной династии. Но обо всем по порядку.

Тяжелое детство

Иоганн Батист Штраус, композитор, краткая биография которого будет представлена вашему вниманию в статье, появился на свет весной 1804-го в семействе собственника одной из венских гостиниц.

Когда Иоганну было семь, скончалась его мама. Причиной смерти стала лихорадка. А через несколько лет не стало и его отца. Он утонул в Дунае. По неподтвержденным источникам, коммерческое дело папы будущего композитора рухнуло буквально в одночасье. Он был должен многим кредиторам колоссальную сумму и, поняв, что не в состоянии вернуть деньги, решил покончить свою жизнь самоубийством.

Воспитывать юного Иоганна взялся опекун. Именно он отправил несчастного ребенка учиться настоящему и денежному ремеслу. А наставником стал переплетчик книг. Как ученик Иоганн оказался неважным. Он ненавидел это мастерство и вскоре бросил своего мастера. С этого момента он начал брать уроки игры на скрипке.

Новый Паганини

Дело в том, что с ранних лет юный Штраус был невероятно музыкальным. Друг семейства и первый педагог Иоганна рассказывал, как он, будучи совсем маленьким мальчиком, вылезал из-под стола, который находился в трактире отца, и хватал скрипку. Самое главное - ему удавалось безошибочно повторять на этом инструменте мелодию, которая только что была сыграна кабацкими музыкантами.

Немудрено, что при первой же возможности Штраус, биография которого поначалу была весьма непростой, начал пытаться самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. И это ему более чем удавалось. Он играл во многих трактирах столицы Австрии. По словам его современников, юное дарование играло виртуозно, в сумасшедшем темпе и с соответствующим темпераментом. Вскоре посетители венских питейных заведений уже начали сравнивать его с гениальным Паганини.

Женитьба

Логичным завершением карьеры Штрауса как непрофессионального музыканта стало его трудоустройство в известный профессиональный оркестр Йозефа Ланнера. Ему было двадцать лет, и он стал помощником этого дирижера.

В это же время, на этих танцевальных вечерах, он познакомился с некой девушкой Анной. На поверку ее отец оказался владельцем одним из многочисленных кабачков музыкальной Вены. В результате в 1824-м Иоганн и Анна стали мужем и женой. А всего лишь через год у них появился первенец, которого чета нарекла также Иоганном. Впоследствии супруга Штрауса подарила мужу еще четырех наследников. Впрочем, об этом - чуть позже.

Скандал

Тем временем окрыленный счастливым браком Штраус продолжал музицировать с именитым дирижером Йозефом Ланнером. Тандем был более чем успешным и на протяжении четырех лет музыканты дружно и плодотворно трудились на радость искушенной венской публике.

Однако разрыв между этими музыкантами был, скорее всего, предопределен. Дело в том, что талантливый скрипач сочинил свой первый вальс. Но вот на сцене он прозвучал как сочинение Ланнера. Говорят, именно этот факт стал причиной разрыва их отношений. По словам современников, это был настоящий публичный скандал в этом маленьком, но музыкальном государстве.

После этого Иоганн Штраус, биография и творчество которого стали предметом нашего обзора, решил пойти своим путем. Очевидный триумф этого вальса придал ему веру в собственные силы. Он довольно быстро смог собрать свой оркестр. И с упоением начал активно писать - польки, галопы, вальсы…

Апогей противостояния

Несмотря на то что ценители настоящей музыки признавали несомненный талант молодого Штрауса, они не собирались отказываться и от прежнего музыкального гуру - Ланнера. Соответственно, поклонники постоянно сравнивали этих музыкантов. А результатом этого недальновидного и непонятного многим противостояния стало то, что танцующая и поющая Вена раскололась на два противоборствующих лагеря. Речь идет о т.н. «штраусианцах» и «ланнерианцах».

Так, австрийский император Франц I принял сторону знаменитого дирижера. В результате он назначил Ланнера «управляющим придворными балами».

Тем временем талантливый Иоганн Штраус, краткая биография которого интересна многим его поклонникам, тоже не стал сидеть сложа руки. Именно он начал получать больше всего приглашений не только на праздничные мероприятия в Австрии, но и на выступления в других государствах.

Вагнер

Штраус начал играть буквально везде. В 1832-м, когда в стране была страшная эпидемия холеры, ценители классического искусства продолжали ходить на его выступления. Современники отмечали, что в этот тяжелый период для страны Штраус, в действительности, собирал аншлаги. По большому счету, свою славу он снискал непревзойденным стилем игры. Он успевал все - он музицировал и на своей любимой скрипке, и управлял целым оркестром.

Среди очевидцев тех концертов был и великий Рихард Вагнер. Он рассказывал, что каждая пьеса Штрауса стала для него поистине незабываемой. Игра музыканта, когда он дирижировал со своей любимой скрипкой в руках, повергала его в настоящий экстаз. Штраус, по его воспоминаниям, был истинным олицетворением музыкального народного духа Вены.

Триумфальное турне

В середине 30-х гг. XIX столетия Иоганн Штраус, биография которого знала и взлеты, и падения, предпринял большой концертный вояж по европейским странам. Поклонники принимали его с неподдельным восторгом. Газетчики сообщали, что продолжается триумфальное шествие великого композитора, скрипача и дирижера. В результате он давал концерты в таких городах, как Будапешт, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Лондон. Также он выступал и в Бельгии, и в Голландии.

Как итог, акулы пера из западных изданий его начали называть не иначе как «Бетховеном котильонов» или «Моцартом вальсов».

А в 1838-м в столице Туманного Альбиона он был приглашен на коронацию королевы Виктории.

По сути, он стал пионером танцевальной музыки. Дело в том, что такие композиции в те времена вовсе не считались искусством. А Штраусу удалось окончательно сломать эти стереотипы, господствующие в публике.

Особенной популярностью тогда пользовались такие его вальсы, как «Плач Лорелеи» и «Висячие мосты». А его самым знаменитым творением считалось и считается «Марш Радецкого». Кстати, это произведение стало одним из самых известных и популярных сочинений.

Кстати, когда композитор Штраус, биография которого полна интересных фактов, давал концерты и находился в полнейшей эйфории от своего триумфа, он познакомился с некой Эмилией Трамбуш. В ее собственности была мельница. В результате эта женщина подарила Штраусу семь детей.

Любвеобильный отец

Была просто огромной семья Штраусов. Биография нам рассказывает, что у талантливого музыканта было двенадцать детей. Пять отпрысков, среди которых гениальный сын Иоганн Штраус-младший, было от первого брака, и семь - от брака с мельничихой. Честно говоря, отношения у него с детьми, мягко говоря, не сложились. Глава семейства оказался на волне успеха, и больше всего на свете он боялся, что кто-то превзойдет его в мастерстве. Соответственно, он запрещал своим наследникам заниматься музыкой вообще. Правда, у него было одно исключение. Он обязывал своих детей учиться играть исключительно на фортепиано. Он считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей той эпохи.

Результат оказался более чем плачевным. Поскольку известный музыкант категорически запретил своим детям упражняться на скрипке, младший Иоганн в отместку начал учить игре своих братьев. Потом глава семейства отдал его в коммерческое училище, а тот получил разрешение на руководство настоящим оркестром. В ответ старший Штраус на концерты сына начал постоянно подсылать подкупленную публику с целью их сорвать. Также он пытался запретить агентствам заключать любые контракты с ним. Несмотря ни на что, Иоганн Штраус-сын, краткая биография которого свидетельствует о его таланте, впоследствии состоялся как композитор и музыкант. Он создал порядка 500 произведений. Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.

После этих семейных склок первая супруга подала на развод, а сам Штраус-старший сразу же отписал все наследство отпрыскам Эмилии.

Крах

Тем временем Йозеф Ланнер скончался. Это был 1843-й. Австрийский император назначил старшего Штрауса на освободившуюся придворную должность. Он стал ведущим виртуозом столицы Австрии.

А через пять лет в Европе разразилась революция, где старший сын и отец оказались по разным сторонам баррикад. Младший Штраус поддерживал повстанцев, а отец - Габсбургов. Как итог, концерты последнего начали игнорировать. Он находился в полнейшей депрессии. В результате глава семейства слег со скарлатиной, а вторая жена, которая испугалась инфекции, покинула дом вместе с детьми.

Анна же с младшим Штраусом, зная о состоянии бывшего мужа, тут же прибыла к нему. К сожалению, они не успели застать его в живых.

Вместо заключения

Иоганн Штраус скончался в 1849-м. Его похороны были поистине грандиозными. По словам современников, присутствовало порядка тридцать тысяч человек. На могиле старший сын Иоганн исполнил реквием Моцарта. Хотя отец и лишил его наследства, он после кончины Штрауса-старшего на собственные деньги смог издать полное собрание музыкальных творений своего гениального отца.

Ежегодно в европейских странах проходит знаменитый музыкальный фестиваль, который называется «Штраус-фестивале». Мероприятие посвящено всему этому творческому семейству.

Иога нн Штра ус (сын) (Johann Strauß Jr., 1825–1899) - австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын Иоганна Штрауса (отца). В 1844 организовал собственный концертный ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Штраусу-дирижёру и композитору. После смерти отца Штраус объединил оркестр отца и свой и совершил концертные поездки по европейским городам; в 1856–65 и 1869 бывал в России, руководил летними концертными сезонами в Павловске, где исполнял произведения западноевропейских, русских композиторов и собственную музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863–70 дирижёр венских придворных балов. Штраус - крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), которую поднял на высокий художественный уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта , К. М. Вебера, И. Ланнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба - 1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество Оскара Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Рихарда Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили И. Брамс , Н. А. Римский-Корсаков , П. И. Чайковский и др. Его братья: Йозеф Штраус (1827–70) - автор популярных оркестровых пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европейским городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Штраус (1835–1916) - автор танцевальных сочинений; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Штрауса на посту дирижёра венских придворных балов.

Сочинения: Комическая опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан Й. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) - Римский карнавал (1873), Летучая мышь (1874), Весёлая война (1881; все - Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин), Цыганский барон (1885, Вена) и др.; для оркестра - вальсы (около 160), польки (117), кадрили (свыше 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.




Top