Искусство взаимоотношений: учимся быть хорошей. А что же "Дух отношений"

Современные художники все чаще обращаются к теме сосуществования людей. В их работах много внимания уделяется человеку и его взаимодействия с внешним миром. Новое направление в живописи нашло свое определение недавно. Впервые термин «искусство взаимоотношений» был употреблен в работе «Эстетика взаимоотношений» Николя Буррио. Он определяет его как комплекс художественных практик с отправной точкой в виде отношений между людьми.

В работах художников этого направления присутствуют такие понятия как урбанизм, сообщества, социальные связи и личностные отношения. Они являются неизменной формой существования в современном обществе. Эти художественные практики не могут проявить себя без активного участия зрителя. Суть созданных произведений заключается в совместной работе созерцателя и художника; полотна не навязываются зрителю.

Данное художественное направление известный режиссер и писатель Льюис Бен соотносит с кубизмом, экспрессионизмом и импрессионизмом. Он предлагает обратить внимание на сходство в начальных фазах, моментах зарождения жанров. Этот стиль живописи необходимо отделить от общего понятия искусства, так как, прежде всего, она исходит от эстетика, которая в свою очередь предшествует форме.

Николя Буррио, давший определение новому направлению в изобразительном искусстве, организовал выставку в Сан-францисском художественном институте в 2002 году. Под общим названием «Искусство взаимоотношений от 90-х годов до наших дней. Прикосновение» были выставлены работы Джиллиан Верина, Андреа Циттеля, Филиппа Паррено, Ангелы Булок, Лиама Гилика, Йенса Хаанинга, Феликс Гонзалес- Торреса.



    Художник: Родчев В.Я Жанр: жанровая сцена Награды: диплом Участие в выставках: республиканская выставка Количество работ: 97 Город: Гай К...



    Художник: Семирадский Г.И. Жанр: фантастическая живопись Награды: почетный орден Участие в выставках: международная выставка Количество...



    Художник: Малевич К.С. Жанр: анималистика Награды: золотая медаль Участие в выставках: республиканская выставка Количество...



    Художник: Попова Л.С. Жанр: пейзаж Награды: диплом Участие в выставках: республиканская выставка Количество...

Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Ренессанс Культура Архитектура Военное дело Изобразительное искусство Литература Музыка Наука Танец Технологии Философия … Википедия

Музей Робера Татена Ар брют (фр. Art Brut, здесь необработанное, неограненное искусство) термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для обозначения искусства чуждых профессиональным художественным кругам авторов, которые… … Википедия

Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Искусство любить (фильм). «Искусство любить» (англ. «The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love») изданная в 1956 работа психоаналитика и философа фрейдомарксиста Эриха… … Википедия

ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ - (от лат religio набожность, святыня, предмет культа) формы общественного сознания, исторически возникшие и долго развивавшиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Их различие подметил еще Л. Фейербах: «...искусство не выдает свои создания за… … Эстетика: Словарь

ИСКУССТВО И НАУКА - два спо соба освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории культуры. И. и н. сближаются тем, что отражают действительность и познают ее, различаются же они по истокам и по своему предмету,… … Эстетика: Словарь

Статуя Давида, Микеланджело Западное искусство, западноевропейское искусство искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка). Содержание … Википедия

Работа Роберта Смитсона Лэнд арт (от англ. land art земляное искусство), направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд… … Википедия

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Искусство обмана. Популярная энциклопедия , Юрий Щербатых , Издана в 1999 году. Сохранность очень хорошая. Где происходит граница между правдой и ложью? Может ли ложь быть во благо, а правда во вред? Вся история цивилизации свидетельствует о том, что… Категория: Букинистика Издатель: Эксмо-Пресс ,
  • Искусство взаимоотношений. На основе семинаров , Таргакова Марина , Опыт любви есть у нас у всех, когда мы становимся окрыленными, добрыми, открытыми, радостными, прощающими и даже не обижаемся, когда мы буквально летаем по земле. И нам так хочется, чтобы это… Категория: Популярная психология Издатель:
Relational Aesthetics ). С точки зрения Николя Буррио, «искусство взаимоотношений» - «набор художественных практик, отправной точкой которых является сфера человеческих взаимоотношений».

Художники, творчество которых можно отнести к этому направлению, так или иначе работают с такими понятиями, как «социальные связи», «сообщества», «частные взаимоотношения» или «урбанизм», который является статической формой сосуществования. Это открытые художественные практики, приглашающие зрителя к соучастию. Смысл произведения искусства является результатом сотрудничества со зрителем, а не навязывается ему. По словам Буррио: «Художник больше не является демиургом ,… он становится „семионавтом“, прокладывающим маршруты между всеми существующими знаками. Сфера его деятельности сместилась от production к postproduction».

Художники

  • Энджела Баллок (англ. )
  • Генри Бонд (англ. )
  • Йес Бринч (Jes Brinch)
  • Ксавье Вейан (англ. )
  • Доминик Гонзалес-Ферстер [убрать шаблон ]
  • Симон Греннан (Simon Grennan)
  • Андреа Клавадетчер (Andrea Clavadetscher)
  • Питер Лэнд (Peter Land)
  • Милтос Манетас (англ. )
  • Оноре д’О (Honore d"O)
  • Джейсон Роудс (англ. )
  • Кристофер Сперандио (англ. )
  • Джиллиан Уэринг (англ. )
  • Йенс Хаанинг (англ. )
  • Лотар Хемпель (англ. )
  • Кристин Хилл (Christine Hill)
  • Норитоси Хиракава (англ. )
  • Эрик Шумахер (Eric Schumacher)
  • Хенрик Плендж Якобсен (англ. )
  • Кенджи Янобе (англ. )
  • Йоко Оно

Источники

Напишите отзыв о статье "Искусство взаимоотношений"

Ссылки

  • : Интервью // «Коммерсантъ », № 10/П (3094), 24.01.2005.

Отрывок, характеризующий Искусство взаимоотношений

Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».

Не осознавая, что является важным для представителей противоположного пола, мужчина и женщина не понимают, чем и до какой степени могут обидеть своего партнера. Мы уже видели, что зачастую эффект от общения двоих бывает диаметрально противоположным ожидаемому и даже способен оттолкнуть их друг от друга.
Обиды легче всего возникают там, где не удовлетворены первоочередные потребности партнеров. Женщина обычно не понимает, что ее манера взаимоотношений не только не заряжена поддержкой, но и ранит его мужское «я». Она может попытаться быть чуткой к чувствам мужчины, но, поскольку они имеют различные приоритеты, ее женский инстинкт не позволяет угадать, что нужно партнеру.
Понимая же первоочередные потребности мужчины, женщина легко разберется и почувствует, где кроется источник его недовольства. Далее приводится список наиболее частых ошибок, которые совершают женщины по отношению к указанным мужским потребностям.
Обычные ошибки женщин
Почему мужчина чувствует себя нелюбимым
1 . Она пытается улучшить его поведение или помочь непрошеным советом.
1. Он чувствует себя нелюбимым потому, что она перестала доверять ему.
2. Она пытается изменять или контролировать его поведение, делясь своими переживаниями или отрицательными чувствами. (Нет никакого криминала в том, чтобы «поплакаться в жилетку», но только не тогда, когда за этим кроется попытка манипулировать мужчиной или наказать его.)
2. Он чувствует себя нелюбимым потому, что она не принимает его таким, какой он есть.
3. Она не признает того, что он реально делает для нее, и лишь жалуется по поводу того, чего он не делает или не сделал.
3. Он чувствует, что его не любят, потому что она не ценит того, что он делает.
4. Она корректирует его поведение и указывает, что ему делать и как поступать, словно малому ребенку.
4. Он чувствует себя нелюбимым оттого, что она не восхищается им.
5. Она выражает свой укор не прямо, а в форме риторических вопросов типа: «Как ты мог? »
5. Он чувствует себя нелюбимым потому, что она взяла назад все одобрительные слова, которые некогда говорила ему. Он больше не чувствует себя отличным парнем.
6. Когда он принимает решение или проявляет инициативу, она поправляет или критикует его.
6. Он чувствует себя нелюбимым потому, что она не поощряет его делать что-то самому.
Точно так же, как впадают в заблуждения женщины, не понимающие первоочередных потребностей мужчин, совершают ошибки и сами мужчины. Они обычно не признают, что их манера общения с женщинами неуважительна и не свидетельствует о поддержке. Мужчина даже может осознавать, что его партнерша несчастлива с ним, но, не понимая, почему она чувствует себя нелюбимой и что ей нужно, не знает, как изменить это положение.
Поняв главные запросы женщины, мужчина может стать более чутким и проявлять больше уважения к ее нуждам. Ниже приводится список традиционных ошибок, совершаемых мужчинами по отношению к указанным женским запросам.
Обычные ошибки мужчин
Почему женщина чувствует себя нелюбимой
1 . Он не слушает ее, легко отвлекается, не задает вопросов, которые свидетельствовали бы о его сопереживании.
1 . Она чувствует себя нелюбимой потому, что он не проявляет к ней внимания и заботы.
2. Он воспринимает выражение ее чувств буквально и начинает поучать ее. Он думает, что она просит его решить ее проблему, поэтому принимается давать советы.
2. Она чувствует себя нелюбимой потому, что он не понимает ее.
3. Он слушает ее, но сердится и упрекает за то, что она испортила ему настроение или унизила его.
3. Она чувствует себя нелюбимой потому, что он не уважает ее чувств.
4. Он выражает свое пренебрежительное отношение к ее чувствам и нуждам, подчеркивая, что дети или работа гораздо важнее.
4. Она чувствует себя нелюбимой потому, что он не предан ей и не ставит ее в особое положение.
5. Когда она расстроена, он принимается объяснять ей, почему прав он, а не она, и почему ей не стоит переживать.
5. Она чувствует себя нелюбимой потому, что он не признает ее чувств, а, напротив, внушает ей, что все это блажь, и отказывает ей в поддержке.
6. Выслушав ее, он ничего не говорит или просто уходит.
6. Она чувствует себя нелюбимой потому, что он не подкрепляет ее уверенности, столь необходимой женщине.

Направления в современном искусстве → Искусство взаимоотношений (Relational Art)

Искусство взаимоотношений или эстетика взаимоотношений (англ. Relational Art или Relational Aesthetics) — определение, данное художественным критиком Николя Буррио (Nicolas Bourriaud) в книге «Эстетика взаимоотношений» (англ. Relational Aesthetics). С точки зрения Николя Буррио, «Искусство взаимоотношений» — «набор художественных практик, отправной точкой которых является сфера человеческих взаимоотношений».

Художники, творчество которых можно отнести к этому направлению, так или иначе работают с такими понятиями, как «социальные связи», «сообщества», «частные взаимоотношения» или «урбанизм», который является статической формой сосуществования. Это открытые художественные практики, приглашающие зрителя к соучастию. Смысл произведения искусства является результатом сотрудничества со зрителем, а не навязывается ему. По словам Буррио, «Художник больше не является демиургом,... он становится „семионавтом“, прокладывающим маршруты между всеми существующими знаками. Сфера его деятельности сместилась от production к postproduction».

Бен Льюис, писатель и режиссер, предлагает, чтобы направление было «измом», аналогично всем раннее появившимся «измам», а именно, — экспрессионизм, кубизм и импрессионизм. Льюис обращает внимание на сходства в начальных фазах становления этого нового и более ранних «измов». Эта младшая из форм снова и снова отказывается называться искусством, так как она восстанавливает понятие эстетического, как предшествующей формы. Клэр Бишоп (Claire Bishop) в своей книге 2004 года «Антагонизм и реляционная эстетика» («Antagonism and Relational Aesthetic») пишет, что эстетически Пале де Токио (Palais de Tokyo) был «лабораторией », созданной в 1990-х «модус операнди» эстетических произведений. Бишоп видит книгу Буррио, как важную начальную ступень в классификации тенденций современных произведений в визуальных масс-медиа. Однако, далее в своей книге Бишоп пытается выяснить, какие типы отношений создаются этим новым стилем, для кого они, и что может быть причиной таких отношений.

В 2002 году в Художественном институте Сан-Франциско Буррио организовал выставку, «Прикосновение: Искусство взаимоотношений от 1990-х до наших дней» (Touch: Touch: Relational Art from the 1990s to Now). Участниками были Феликс Гонзалес-Торрес (Felix Gonzalez-Torres), Йенс Хаанинг (Jens Haaning), Ангела Булок (Angela Bulloch), Лиам Gillick (Liam Gillick), Андреа Циттель (Andrea Zittel), Филипп Паррено (Philippe Parreno) и Джиллиан Верин (Gillian Wearing).




Top