Исследовательский проект образ бабушки в русской литературе. Образ бабушки в русской культуре

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Манеры русской литературы – писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать в литературных салонах из ничего, из многажды отражённого света эпатажные, «постмодернистские» сюжеты.

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства» и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетно-композиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении.

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться.

Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний поклон» является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен.

Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница, Екатерина Петровна, крутая, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма

В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку (случай с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние.

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

С целью лучше узнать осведомлённость обучающихся нашей школы по вопросу ассоциаций, связанных со словом «бабушка», мы провели опрос. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка - доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки.

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники»

Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»).

Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ.

В. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны - в эпизоде, органично перекликающемся с главой - вступлением, где открыто, сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь - в главе «Бабушкин праздник» - о том же, но пропущенном через бабушкину душу:

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

«У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей».

Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Екатерина

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

10 срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод»

За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти.

Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Н. Карамзин

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.

Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете, за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» .

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник», в печати автор к нему вернулся – нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами.

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже.

Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком, дух хлебный – пахарь будет, пахарь!», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы»

(ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»).

Съездив на фестиваль «Астафьевская весна – 2008, 2009, 2010», мы опросили работников библиотеки - музея В. П. Астафьева в Овсянке, жителей самого села о роли народных речений как художественно-выразительных средств, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Все они едины в своих мнениях о том, что образ бабушки – ведущий образ в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Побывав в доме-музее бабушки Екатерины Петровны и побеседовав с двоюродной сестрой писателя Краснобровкиной Г. Н. , мы будто почувствовали присутствие хозяйки дома с её наказами, заветами, так захотелось увидеть своих бабушек с их прибаутками, поучениями, на которые мы иногда обижаемся без всякого повода. Жалко, что моей бабушки уже нет, но, читая рассказы В. П. Астафьева, я представляю её глаза, смешинки в уголках рта при чтении сказок мне перед сном.

Заключение

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

В произведениях писателя «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов;

Своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин».

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.

Транскрипт

1 «Межрегиональная филологическая школа «Родники России» для учителей и детей из сельских школ» Конкурс научно-исследовательских работ по русскому языку «Язык семьи память поколений» Тема научно-исследовательской работы по литературе Образ русской бабушки и ассоциации детства (на материале рассказов В.П.Астафьева «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой») исследовательская работа Работу выполнила: Сиденко Юлия, 10 класс МБОУ «Кулундинская СОШ 3» Кулундинский район, Алтайского края Научный руководитель: Чернодарова Елена Николаевна учитель русского языка и литературы Кулунда

2 Оглавление Введение Глава 1. Бабушка художественно- убедительный тип русской жизни.6-10 Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» Заключение Список литературы 16 2

3 Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. Н. Карамзин Введение Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Вити Потылицына точной копией одного характера самого писателя, его создавшего. Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя. Манеры русской литературы писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать из ничего сюжеты. Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в 3

4 последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению. Тема данной исследовательской работы: «Образ русской бабушки и ассоциации детства» (на материале рассказов В.П.Астафьева «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»). Гипотеза: если образ бабушки в рассказах В. П. Астафьева вызывает ассоциации, связанные с детством, то возникают неповторимые словесные фигуры, составляющие образ бабушки, в результате чего появляется рациональное зерно истинно народного характера русской женщины. Цель данной исследовательской работы: изучение образа бабушки в прозе В. П. Астафьева (на материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»). Задачи: 1. Исследовать образ бабушки в рассказах В. П. Астафьева «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» и ассоциации, возникающие при упоминании слова «бабушка»; 2. Определить художественно-убедительный тип русской жизни в рассказах писателя; 3. Определить значение диалектных, общеупотребительных слов, своеобразных народных оборотов, примет, присловий, как художественно-выразительных средств, составляющих образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Объект данной исследовательской работы: 4

5 Бабушка, приметы детства в прозе В. П. Астафьева.(на материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»). Предмет данной исследовательской работы: Рассказы В. П. Астафьева «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Методы данной исследовательской работы: дедукция, теоретический анализ научно-популярной литературы о значении образа бабушки в произведениях В. П. Астафьева «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Глава 1. Бабушка художественно-убедительный тип русской жизни В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства», и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетнокомпозиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении. В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться (10, С. 18). Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний 5

6 поклон», является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен. Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница. Екатерина Петровна, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма. (случай В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамлённый и обиженный внук чувствует раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой» (2 С. 69). Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Потомуто: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника того дивного коня с розовой гривой». 6

7 С детством связано воспоминание о самом добром, самом любимом и самом мудром человеке в нашей жизни- бабушке. С целью узнать, какие ассоциации возникают при упоминании слова «бабушка», мы провели опрос среди учащихся нашей школы. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка детство, доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки. Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение). Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники» (2, С. 183). Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»). Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ. 7

8 В. П. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны - в эпизоде, органично перекликающемся с главой - вступлением, где открыто сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь - в рассказе «Бабушкин праздник» - о том же, но пропущенном через бабушкину душу: «Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет (14, С. 161). Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике. Воспринимаемые песни настолько физически ощутимы ребёнком, что говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде: «У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах» (14, С. 163). Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала 8

9 тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей» (7, С. 8). Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Екатерина Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово Генерал). И бьётся, мучается она за внуков, срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод» За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти. 9

10 Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, фактов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов двадцатого столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкиваться сибирскому крестьянину в те годы. Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете за земные муки. А главное неистребимая деятельная любовь к сироте внуку. Почти всё в книге родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» (13 С. 352). Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева. Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, 10

11 который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям. Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник» в печати автор к нему вернулся нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным. Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами (14, С. 165). Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже. Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки «на лес глянет лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком», «дух хлебный пахарь будет, пахарь!», «муж да жена одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»). 11

12 Изучив материал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Заключение по творчеству В. П. Астафьева, исследовав образ бабушки в рассказах писателя, следует отметить, что: - в произведениях «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов; - своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири. Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героинь своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин». Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом. 12

13 *** Данный материал может быть использован на уроках литературы, посвящённых В.П. Астафьеву, на внеклассных мероприятиях и классных часах. 13

14 Список литературы 1. Астафьев В. П. Повести. Рассказы. М Астафьев В. П. Последний поклон. Повесть. М. «Современник» Астафьев В. П. Кража. Последний поклон. М Кожевникова З. А. С любовью о добром и вечном Рассказ В. П Астафьева «Конь с розовой гривой»// Литература в школе Курбатов В. Я. Миг и вечность. Красноярск Мешалкин А. Н. Заветная книга В. П. Астафьева. Мир детства, добра и красоты в повести «Последний поклон» // Литература в школе Попок В. «Наш земляк Виктор Астафьев» // Кузбасс (круг чтения) Река жизни Виктора Астафьева (по страницам публикаций) / Сост. В. Г. Швецова. Красноярск: ИПЦ «КАСС» Холомьёв Н. Г. Розовый конь детства. Рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в контексте повести «Последний поклон» // Литература в школе Н. Яновский. Виктор Астафьев. М. «Советский писатель»


Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

НАД СТРАНИЦАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИКТОРА ПЕТРОВИЧА АСТАФЬЕВА СТРАНИЦЫ ИЗ ЖИЗНИ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА Виктор Петрович Астафьев один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

К 90-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева (01.05.1924 29.11.2001) Астафьев Виктор Петрович, советский и российский писатель, родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос Валентин в деревне Аталанка. Пошел в школу в

Организация проектной деятельности при работе над созданием сочинений-рассуждений З.В.Береснева, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ 70 г.кирова В статье представлен материал по организации проектной

«Чтение души движение» Рассказ В. Осеевой «Бабка» 11.03.2015 Библиотека МАОУ лицея 23 г. Калининграда Галина Козловская «Чтение души движение» О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке,

Пусть Вам солнышко светит, Пусть не старят морщины, Пусть Вас радуют дети, Пусть Вас любят мужчины! Не расточая лишних слов, Я вам дарю букет цветов. Желаю быть прекрасной даме Ещё прекраснее с цветами!

Тема проекта: «Мама» Актуальность: Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и

Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабричнозаводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга.

Фролова Вика 6 класс Кержаева Евгения Николаевна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» О МАМЕ Мать Возле печки

Эпитафии маме -601- Ты нас покинула, родная, Настал разлуки скорбный час, Но всё по-прежнему живая, Ты в нашем сердце среди нас -602- Вы, листочки, не шумите, нашу маму не будите. -603- Безвременно ушла

Праздник «День любимых мам» Савина Л.А. Цели: формировать в детях чувство уважения к мамам. Оборудование: фотовыставка, выставка рисунков, диски с фонограммами, шары для украшения зала, подарки мамам и

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Урок литературы в 8 классе Тема: В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. Краткий рассказ о писателе. Отражение военного времени. Мечты и реальность

Тема урока (слайд 1) Жизненные уроки героя в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» Цель урока: помочь учащимся разобраться в идейно нравственном содержании рассказа; 1. Оргмомент. 2. Вступительное

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «Мамины глаза» учитель начальных классов МБОУСОШ 8 г. Белореченска Свердлова Е.А. Цель: воспитывать чувство уважение к матери. Оборудование: кораблики с фотографиями

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Лепехинка Ответственный уч-ся 9 класса Кл. руководитель: Айтуганова Л.А. 2014-2015 учебный год. Сценарий мероприятия, посвященного

«Пусть подвиги наших солдат навсегда останутся в сердцах поколений!» Старший воспитатель МБДОУ детского сада 61 Калинина Татьяна Васильевна. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Классный час на тему Моя малая Родина! /Николаева Г.Н./

В каждом враче живет обычный человек... Первокурсник ЧМК БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» Поздравляю! 3(3) В этом номере Мамочка! В этот прекрасный весенний день, согретый солнцем и моей любовью

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

Открытый урок литературы в 5 классе «Почувствуйте вкус слова «доброта» по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» Эфендиева Наида Джумаевна, учитель русского языка и литературы Дата проведения: 14 декабря

Сценарий ко Дню матери «Мама, мамочка моя!» Входят два ангела это мальчик и девочка. 1 ангел: Мама, мама, мамочка. 2 ангел: Мамочка? Ты веришь в маму? 1 ангел: Она везде, вокруг нас. Голос: Ангелы в лице

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ МАТЕРИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА АНТИПИНА Цель: сохрaнeниe сeмeйныx трaдиций, цeннoстeй, чeрeз сoвместнyю твoрчeскую дeятeльнoсть дeтeй и рoдитeлeй. Задачи: -

Воспитываем гражданина Полетаева И.В., воспитатель МБДОУ детский сад 33 «Снежанка» Аннотация: Статья Полетаевой И.В. «Воспитываем гражданина» написана на основе многолетнего опыта работы и наблюдения за

УРАЛЬСКИХ ГОР СКАЗОЧНИК 27 января - 140 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова На Урале, что ни слово, Что ни речь то целый клад! Сказы дедушки Бажова Знает нынче стар и млад! Имя этого писателя прочно

Сценарий концертной программы на митинге 9 мая. Здравствуйте, воины! Здравствуйте зрители, Дедушки, бабушки, гости, родители! А ветеранам особый поклон! Славному празднику день посвящен! 2Ведущий: Вся

Шумейко Даша, 7 лет Иванов Никита 10 лет СТИХИ ДЛЯ МАМЫ Я маму свою очень сильно люблю, Скучать, уж поверьте, я ей не даю. Она мне поможет советом всегда, Когда мама рядом, беда не беда. А если я грустный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида 15» Родительское собрание на тему: «Основы нравственно - патриотического воспитания в семье» Подготовила: Воспитатель

Развлечение ко «Дню Матери» «Ай, да мамы!» Развлечение ко «Дню Матери» для группы общеразвивающей направленности 4-5 лет 2 23 ноября 2017 года. «Ай, да мамы!» Цель: Воспитание коммуникативных, социально-нравственных

Село Спасское Лутовиново. Тут писатель узнал природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц «Записки охотника» «Автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него ещё никто не заходил» В.Г.Белинский

Никто не знает всё, как мать, Никто, как мать, не понимает, Никто не может так ласкать, Никто, как мать, не сострадает. Никто, как мать, не может дать, Никто, как мать, прощать не может. И так любить и

Речевые клише по русскому языку к сочинению ЕГЭ. Клише для сочинения ЕГЭ. Клише, которые можно использовать для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку. Элементы сочинения Для вступления Языковые средства

Методическая разработка по воспитательной работе, предназначенная для обучающихся начальной школы. Автор: Сафонова О.И -учитель начальных классов ГБОУ Школы 121 Пусть всегда будет мама!!! 1. Говорил нерожденный

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 113 Конспект занятия по развитию речи «Моя семья» Воспитатель Селитухина Антонина Петровна 2017-2018 уч. год Цели: воспитывать любовь и уважение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 14 «Березка» Сценарий праздника «Мамочке любимой» Волжск 2013 Выполнила: музыкальный руководитель Отмахова О.Л. Ведущая:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ТЕМА: ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР». ЛАХОДАНОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ 12 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

Отчёт о проведении мероприятий, посвященных Дню Матери в ГБС(К) ОУ школе-интернате ст-цы Шкуринской С 24 по 30 ноября в нашей школе проходила неделя, посвященная самому дорогому человеку на свете- маме!

Творческая мастерская письма. Цель творческой мастерской расширить и обогатить словарный запас учеников и дать возможность по творчески подойти к изучению школьной программы. Тема урока: «Доброта это солнце,

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ К СЕРДЦАМ. (КЛАССНЫЙ ЧАС.) АЛЕКСИНА НИНА НИКОЛАЕВНА,2002. КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ К СЕРДЦАМ». ПЕД. ИДЕЯ: 1. Формировать нравственные знания; 2. Развивать у детей чувство товарищества,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Совместная партнёрская культурно - досуговая деятельность взрослых и детей по теме:

Программное содержание: Развитие речи в старшей группе Конспект занятия на тему «День Матери» Продолжать знакомить с общественным праздником «День Матери». Отвечать на вопросы, правильно строить предложения

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей! Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. Г. Адамс ею. Профессию можно выбирать, любить, гордиться или тяготиться

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ 3» г. Находка Классный час на тему: Семья. Семейные ценности. (День знаний) Классный руководитель: Яшинскас В.А. Класс: 5 «А» Находка 2012 День

Сценарий праздника «Самая милая, родная, любимая!» Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к Женщине Матери, чувство уважения, любви к родителям, старшим. Создать теплый нравственный климат между

Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арлюкская средняя общеобразовательная школа» Классный час, посвящённый году семьи. 7 класс Составила: Иванова Г. В., классный руководитель 2012 год

Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Но внутри героини Грозы есть прочные нравственные устои, стержень, ее создание

ПРОЕКТ ГРАБОВСКОГО К. НА ТЕМУ: Ю. ЯКОВЛЕВ. СЛОВА О МАТЕРИ г. Тюмень 2013г. Школа 40 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Вступление (краткая биография Яковлева) 4. Цель и задачи проекта 5. Актуальность

Имя моего Ангела Мама. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Урок разработал: Чернобай И.И. Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет» «Память моя, память,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заречная средняя общеобразовательная школа» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ НА ТЕМУ: «ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ» Подготовила и провела классный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида Октябрьского района г.барнаула Проект «День Матери» для детей старшего дошкольного возраста

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Невозможно поспорить с тем, что этот праздник праздник вечности. Из поколения в поколе Праздник День матери постепенно входит в российские

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа д. Согом» Сценарий к дню матери «Пусть всегда будет мама!» Подготовила: учитель начальных

Нет на сеете праздника ш н щ * I» чем прекрасный Л праздник матерт. Л Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат 12» Сценарий линейки-открытия

Праздник «День матери»в старшей подготовительной группе «Земной поклон примите, мамы, за то, что вы на свете есть!» Абдулаева Наталья Александровна первая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ 5

В рамках проекта «Дорога к дому» 23 мая 2018 года в школе прошло общешкольное родительское собрание и праздничный концерт, посвящѐнный ДНЮ СЕМЬИ: «Её величество СемьЯ!» или «Всё начинается с семьи!» Проект

День Матери это международный праздник. В России День Матери был утверждѐн в 1998г. указом Президента Российской Федерации и отмечается в последнее воскресенье ноября. Родиться стоит поздно или рано, Хотя

Литературно - музыкальный вечер многодетной семьи «Семья Я» Подготовила воспитатель I мл. группы Раева Т.В. Музыкальный руководитель Дронова О.Н. Цель: Закрепление детско-родительских отношений; развитие

Свою ставшую знаменитой книгу «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев начал писать еще в школе, положив в ее основу некоторые эпизоды своего детства и воспоминания о жизни с бабушкой и дедушкой. Но это книга - не документ и не мемуары, а настоящее художественное произведение, герои ее полноценные художественные образы, литературные типы. Именно поэтому повесть «похороните меня за плинтусом» так быстро перестала быть только книгой, и с успехом реализовалась в различных медиальных средах (фильм режиссера С. Снежкина, театральная постановка режиссера И. Коняева, а также целый ряд провинциальных постановок). И каждая из этих реализаций вызвала, в свою очередь, шквал отзывов и рецензий, хвалебных и негодующих, но всегда очень эмоциональных. Знакомясь с массой подобных статей (в основном, в сети Интернет), мы заметили, что большинство авторов размышляет о фигуре бабушки, о ее судьбе, ее поведении, влиянии на мальчика Сашу. Именно поэтому мы в первую очередь сфокусировали свое внимание на сложном, противоречивом образе бабушки Нины Антоновны.

Последнее время отмечено повышенным интересом современного читателя и зрителя к творчеству талантливого писателя и режиссера Павла Санаева; вместе с этим серьезных литературоведческих работ, посвященных его произведению, пока не существует. Вместе с этим в повести «Похороните меня за плинтусом» Санаев ставит проблемы вечные, востребованные во все времена, - проблему любви, прощения, одиночества, человеческих взаимоотношений, то есть - вечных человеческих ценностей.

Для проведения целостного анализа образа бабушки нам было важно провести типологические связи с персонажами русской литературы XVIII - XX веков. Классики, изображая в своих произведениях мир семьи, нередко обращаются к этому образу. Чаще всего бабушка появляется рядом с теми героями, которые лишены материнской ласки и заботы. В таких случаях бабушка призвана заменить герою мать, стать залогом его духовного развития (например, бабушка Бережкова в романе И. Гончарова «Обрыв», бабушка Акулина Ивановна в повести М. Горького «Детство», бабушка Катерина Петровна в книге В. Астафьева «Последний поклон»). Но, естественно, так бывает не всегда - некоторые авторы отказывают бабушке в роли второй матери (графиня-бабушка Хрюмина в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»). Образ бабушки Нины Антоновны в повести С. Санаева двойственен: внешне она действительно воспитывает внука Сашу, заменяя ему мать, на самом же деле жизнь мальчика в ее доме подобна кошмару.

Проводя целостный анализ образа бабушки Нины Антоновны, мы рассмотрели несколько ключевых приемов и художественных средств, которые использовал автор для его создания. Так, нами были выделены следующие приемы: портрет героини; предметный мир, окружающий её; поведение и поступки бабушки, ее речь, мимика и пантомимика; взаимоотношения со своими близкими (влияние на них), а также отношение к любви. Нами было установлено, что для создания одного из своих центральных персонажей П. Санаев использовал те же приемы, которые были наработаны русской литературой XVIII - XIX веков для характеристики отрицательных героев.

Нами был выявлен еще один типологический ряд персонажей русской литературы, к которому близок образ бабушки. Этот ряд представлен образами помещицы Простаковой и купчихи Кабановой, героинями-женщинами, полновластными хозяйками в своих домах, которые, внешне ведя благопристойный образ жизни, тиранят своих близких.

Несмотря на желание автора «оправдать бабушку», желаемое воплотилось не до конца. Мы пришли к заключению, что образ бабушки в повести П. Санаева сложный, двойственный. Двойственность это обеспечивает сочетание светлых и мрачных элементов в композиции произведения и в облике самой бабушки.

Итак, портрет бабушки Нины Антоновны дан в повести очень скудно. Про бабушку Саши известно лишь то, что у нее грозный, громкий, командирский голос: «…закричала она, как сирена, повышая голос на каждой гласной», больные гнилые зубы: «… Бабушка показала дедушке зубы, торчавшие в разные стороны редкими полусгнившими пеньками», что ее редкие ласки доставляют Саше отвращение: «… еще неприятнее было, когда бабушка, выражая свою любовь, разворачивала меня спиной и холодными, мокрыми со щекочущими волосками губами прикладывалась к моей шее. От бабушкиных поцелуев внутри у меня все вздрагивало, и, еле сдерживаясь, чтобы не вырваться, я всеми силами ждал, когда мокрый холод перестанет елозить по моей шее» .

Бабушка представлена в повести как человек двуличный, неискренний. При этом двуличие бабушкой прекрасно осознается, она его понимает как единственно возможную норму жизни, превращает в некую философию, даже пытается обучить такому поведению Сашу: «Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово - серебро, а молчание - золото, что есть святая ложь и лучше иногда соврать, что надо быть всегда любезным, даже если не хочется... ».

Любезный тон и вежливость бабушка всегда старается соблюсти на людях, при посторонних. Поэтому она говорит вежливо с врачом Галиной Сергеевной, с медсестрой Тоней, с приятельницей Верой Петровной. Но за закрытыми дверями и при лежащей на рычаге телефонной трубке бабушка не стесняется в выражениях в адрес всех знакомых. Так же она общается и с родственниками. Она постоянно бранится с дочерью, «Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина. Чтоб твои органы собакам выбросили за то, что ты ребенка родить посмела»; с мужем, «Гицель проклятый, татарин ненавистный! <…> Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!»; с внуком, «<…> Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь! <…> Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли печень, мозг, сердце! Что тебя сожрал стафилококк золотистый»; с другом мужа, Лешей: «... Сейчас так пошлю этого Лешу, что дорогу забудет…», а часто и безадресно: «… короткое «тыц-пиздыц», употреблявшееся как ответ на любую просьбу, в которой следовало отказать»; «… Поставили порог, сволочи, чтоб им всю жизнь спотыкаться!..».

Бабушка Нина Антоновна теснейшим образом связана с бытом, окружена огромным количеством вещей, которые группируются по трем крупным семантическим гнездам: еда, материальные ценности (вещи) и деньги. Так, бабушка относится серьезно к процессу готовки, кормит Сашу, занимается хозяйством и приходит в страшное волнение из-за денег: «Все деньги, которые приносил дедушка, бабушка распихивала по одной ей ведомым тайникам и часто потом забывала, сколько и куда положила <…>. Иногда тайники пропадали. Тогда бабушка говорила, что в доме были воры. Кроме мамы, она подозревала в воровстве всех врачей, включая Галину Сергеевну, всех изредка бывавших знакомых, а больше всего - слесаря из бойлерной Рудика…».

Мир бабушки насыщен вещами, предметами, Кухня в ее квартире напоминает комнату в доме гоголевского героя Плюшкина. Примечательно, что в квартире бабушки много книг, но их практически никто не читает, в них только прячут деньги: «Повсюду были нагромождены какие-то предметы, назначения которых никто не знал, коробки, которые неведомо кто принес, и пакеты, в которых неизвестно что лежало. Кухонный стол сплошь был уставлен лекарствами и какими-то баночками <…> На шкафах лежали выложенные в ряд дозревать яблоки, бананы или хурма - в зависимости от сезона». И далее: «В книгах были какие-то облигации, поэтому бабушка запрещала их трогать, а если я просил почитать, то сперва перетряхивала книжку, проверяя, не завалялось ли что».

Многие сцены, в которых участвует бабушка, дополняются весьма выразительными мимикой, жестами, интонациями, позами. Бабушка Саши очень редко говорит тихо и спокойно, двигается медленно и плавно, чаще всего ее движения резки и порывисты, фразы, которые она произносит, - грубые, оскорбляющие. Да и нет говорит бабушка, а в основном кричит, Приведем несколько примеров: «Мама открыла дверь и с громким плачем бросилась вниз по лестнице. Бабушка распахнула балкон, схватила стоявшую под столом кастрюлю и с криком: «На, Оленька, ты есть просила!» вылила ее содержимое вниз»; «- Я тебя сейчас выскребу! - крикнула бабушка и помахала бритвой у меня под носом <…> - А-а! - зарыдала вдруг бабушка и, выронив ножницы, схватилась руками за лицо <…> и, продолжая кричать, начала карябать лицо руками… »; «… бабушка, потрясая тяжелым деревянным фокстерьером с дедушкиного буфета, бегает за мамой вокруг стола и кричит…» и так далее.

Бабушка имеет странное влияние на своих близких - на мужа: «Самому на себя руки наложить сил нет, так вот курить опять начал <…> Не могу больше, задыхаюсь! Тяну эту жизнь, как дождь пережидаю. Не могу! Не хочу!..»; на дочь: «А я боюсь ее! Я только сейчас поняла, как боюсь!».

На внука влияние самое сильное. Она играет на его чувствах, настраивает против матери, шантажирует: «Ты же не хочешь, чтобы мы ругались опять? Если она снова станет врать, что я тебя не отдаю, что я отобрала тебя, встань и скажи твердо: «Это неправда!» Будь мужчиной, не будь тряпкой слабовольной. Скажи: «Я сам хочу с бабой жить, мне с ней лучше, чем с тобой!» Не смей предавать меня! Не смей Бога гневить! Скажешь, как надо, не будешь предателем?..».

Совершенно особое отношение бабушки к любви. С одной стороны бабушка о любви говорит постоянно и говорит о ней в значении, знакомом каждому. Так, например, она расплакалась от умиления, когда Саша в короткой фразе сумел выразить смысл взрослого фильма. Однажды она скажет о своей влюбленности в дедушку, о любви к внуку бабушка говорит много и часто.

Однако временами упоминание о любви сопровождается комментарием грубоватым, излишне физиологичным, иногда даже парадоксальным по отношению к самому понятию «любовь»: «Я скорее сама землю есть буду, чем тебе несвежее дам»; «Я его <…> выкупаю, потом воду менять нет сил, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще, чем раз в две недели, нельзя купать а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду!». Говоря о любви, бабушка сама сравнивает это чувство с каким-то болезненным состоянием, буквально пограничным между жизнью и смертью: «… лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная…»; «сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей радостной»; «Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви…»; «Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая! Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить…»

Но чаще всего ее действия противоречат тому, что она произносит. Так, она на глазах ребенка съела мороженое, выбросила в мусоропровод мамин подарок - смешную игру «Блошки», сильно напугала внука разыгранной истерикой.

Даже одно из ее проклятий тоже будет связано с любовью - с чувством, которое должно возрождать и возвышать: «Чтоб вам вся любовь, которая в мире есть, досталась, и чтоб вы потеряли ее, как у меня отняли!».

Мы вправе задаться вопросом: есть ли что-нибудь светлое в бабушке? Обратимся к эпизоду воспоминаний бабушки о ее молодости, где она рассказывает о своем умершем в войну сыночке Алешеньке, о своем «заключении» в психиатрическую клинику, о тяжелом полуголодном детстве дочери Оли. В этот момент словно приоткрывается дверца бабушкиной души, и мы на мгновение видим трагедию человека, который прожил трудную, временами страшную жизнь. Но эта жизнь человека сломала, изуродовала. Нина Антоновна не смогла сохранить человека в себе. И она мстит тем, кто делит эту жизнь с ней, вымещает свою боль и обиду не своих близких.

Сам П. Санаев однажды (в интервью ведущим «Школы злословия») сказал, что своим произведением хотел реабилитировать бабушку, найти и утвердить ее светлые стороны и что, по его мнению, это у него получилось . На наш взгляд, писатель несколько лукавит. Возможно, такой замысел был у него действительно, но он не смог воплотиться в жизнь. Ведь как только автор изображает какую-либо светлую сцену из жизни бабушки, тут же следует другая - еще более мрачная и тягостная. Апогеем этого приема контраста является финальный бабушкин монолог перед закрытой дверью: бабушка мгновенно переходит от мольбы к проклятьям, от слов о прощении к угрозам и брани: «-… Открой дверь, сволочь, или прокляну проклятием страшным. Локти до кости сгрызешь потом за свое упрямство. <…> Открой, Оля, <…> Не буду зла на тебя держать, заберу назад все слова свои, пусть у тебя живет. <…> Давай по-хорошему. Будешь человеком, буду тебе помогать, пока ноги ходят. А будешь курвой, сама с ним будешь барахтаться. А чтоб ты и захлебнулась, раз такая сволочь!.. <…> Ну прости меня. <…> Простишь, буду знать, что недостойна голос на тебя повысить. Ноги тебе целовать буду за такое прощение! Грязная дверь у тебя какая… Слезами своими умою ее. Весь порог оботру губами своими, если буду знать, что тут доченька живет, которая матери своей грехи простила. <…> Открой, сволочь, не убивай! Будь ты проклята!.. »

Итак, художественная правда оказалась сильнее простого человеческого желания. Бабушка Нина Антоновна - действительно образ сложный и противоречивый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

санаев бабушка повесть образ

  • 1. Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIIIв.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.
  • 2. Гайдукова Е. Б. Вопросы структурно-типологического и мотивного анализа: Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2008.
  • 3. Здесь и далее ссылки по: Санаев П. В. «Похороните меня за плинтусом». М., 2006.
  • 4. Толстая Т., Смирнова А. «Школа злословия». Беседа с Павлом Санаевым от 9 мая 2008г. (выпуск 140): [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www/lovi/tv/video/play.php?Code=fnnzkhrxbu

Бабушки, бабушки, литературные и наши!

«До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», - прочитала я однажды слова М.Горького в его автобиографической трилогии и удивилась. Какие прекрасные слова! Мне показалось, что сказаны они именно о моей бабушке Никитиной Валентине Ивановне. Я тоже поздно познала её, потому что родилась и жила в другой деревне, расположенной довольно-таки далеко от бабушкиной деревни. Вернуться к ней нам пришлось после трагической смерти моего папы. Далее поподробнее.

До 5 класса мы с братом обучались в другой школе, жили с папиными родителями в одном доме. Семья наша была большая: папа, мама, я, братик, бабушка и дедушка. Жили, как и все нормальные люди, душа в душу. Взрослые ходили на работу, мы – в школу. Но в один прекрасный день погиб наш папа, через некоторое время родился мой второй братик. Тут и всё пошло кувырком. Бабушка ни с того ни с сего стала сердиться на нас, кричала иногда, ворчала. Особенно раздражал её мой маленький братик. Мы, конечно, ничего не понимали, но мама часто плакала по ночам. Я старалась её успокаивать, но зачем ей детский лепет. Скоро переехали мы вчетвером в деревню, где родилась и выросла моя мама. Стали жить вместе с дедушкой и бабушкой по маминой линии. Вот тут и познала я настоящее бабушкино тепло. На всё была готова ради нас эта худенькая, невысокая ростом, трудолюбивая, нежная, милая бабушка Валентина Ивановна.

Чего только не делала она с нами! Работала на ферме ночным скотником. А днем дома ни минуту не сидела без дела: вязала, шила, еду готовила, за скотиной ухаживала, во дворе убиралась, в огороде трудилась, успевала и с малышом посидеть. Всему этому учила и нас. Я очень благодарна ей за это. Когда мы купили небольшой дом и стали жить отдельно, бабушка успевала работать целых на два дома. Я не знаю человека, добрее и милее нашей бабушки. Может быть, поэтому с большим удовольствием перечитываю книги, в которых изображаются бабушки. Люблю сравнивать литературные образы с жизненными. Иногда кажется, что некоторые писатели описывают именно мою бабушку.

Ведь как похожи на неё Акулина Ивановна (М. Горький «Детство»), Катерина Петровна (В.Астафьев «Последний поклон»), Варвара Ионовна (Е.Носов «Лоскутное одеяло»), Татьяна Марковна Бережкова (И. Гончаров “Обрыв”). Это простые женщины – труженицы. Их лица и руки в морщинках. Они в постоянной заботе о хозяйстве, о внуках. В то же время они разные, каждая по-своему интересна, каждая по-своему верит в Бога, молится за родных и близких, обращается к царице небесной за помощью. Все они, как и моя бабушка, уважаемые люди. Каждая талантлива: мастерица - Акулина Ивановна (кружевница), Варвара Ионовна (лоскутное одеяло и одежду шила); Катерина Петровна знает травы, заговоры, лечит людей и животных. Здесь мы видим и бережливость, и сноровку, и терпение, и художественный вкус. Все с утра до вечера в работе, хлопочут по хозяйству, все домашние дела на их плечах. Они хранительницы домашнего очага. Писатели поступками своих героинь подчеркивают, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Тяжелые материальные и жизненные испытания не сломили их, они не озлобились на мир и людей, выстояли, рассказывая своим внукам о прошлой жизни, преподносят нравственный урок поколению: урок доброты и милосердия, любви и терпимости. Ну чем не моя бабушка? В каждой из них я познаю свою родную душу.

В рассказах В.Астафьева и Е.Носова перед нами предстают образы женщин из деревни, у М.Горького из города Нижнего. Это образы настоящих тружениц, чтящих традиции и не мыслящих своей жизни без помощи другим людям, без любви и заботы по отношению к своим родным. Это представительницы середины ХХ века, но написаны писателями в разное время. Они так трогательно говорят о своих родных, так откровенны перед нами, им не стыдно открыться всем читателям. Они пробуждают в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом. Этих бабушек с моей объединяет доброта, любовь к своим близким, забота о них. Они хранительницы народной мудрости, семьи, защитницы детей и внуков.

Как хорошо, что есть такие бабушки в мире! Есть литературные и обычные. Все они нам очень важны и нужны. Они всегда будут в наших сердцах. Мы должны помнить о них, беречь их. Не зря и писатели, и художники, и скульпторы в своих произведениях стараются привлечь особое внимание к данной теме, теме, очень актуальной в наше время – время дефицита добра, милосердия, взаимопонимания, прощения, чтобы не опоздали мы сказать своим бабушкам добрые слова, отблагодарить их за всё великое, что сделали и делают они за нас.

В нашем языке, полном мудрости и противоречий для описания образа «пожилой женщины» чаще всего используют два слова – старуха и бабушка. Причем первое слово несет в себе отпечаток старости и немощности, а второе – всегда наполнено теплом и уютом. Образ бабушки для русского человека – это образ няни, заботящейся, оберегающей. Это образец абсолютной любви и самопожертвования. Зачастую прожив долгую и трудную жизнь они навсегда остаются добрыми, готовыми выслушать и понять. Как часто именно бабушка бывает тем человеком, кто поддерживает и подбадривает ребенка, делающего первые шаги в жизни. В традиционной русской семье молодые женщины с утра уходили в поле, а дома оставалась бабушка – хранительница домашнего очага – она и пироги напечет, и дом выметет и внукам сказки расскажет. Все житейские примудрости и тайны переходили от бабушки к внучке в виде наказов и советов. Ах, сколько этих мудрых советов выслушали мы от своих бабушек! Многих уже и в живых нет, а повзрослевшие внучки только сейчас осознают, что прожить жизнь – не поле перейти, и как важно, что в этой жизни кто-то когда-то о тебе думал и заботился.

Другая ипостась русской бабушки – хранительница семейных историй, она как мост между прошлым и настоящим. Именно она хранит и передаёт память поколений. Бабушка – всегда свидетель времён и событий далёких и загадочных. В её рассказах и воспоминаниях мы видим другой мир, где люди были добрее, а мечты и желания проще. Бабушка – рассказчица, сказочница, песенница. Слушая первые русские сказки от своих бабушек, мы слышим голоса далёких деревенских «баушек», неграмотных, но всегда открытых миру. Это генетическая память, традиции и основа нашей культуры.

Бабушка — патриарх, авторитет, кладезь мудрости, опора семьи, хранительница домашнего очага. Очень часто именно бабушки берут на себя функции мужчин, когда те отступают перед жизненными неудачами и оставляют свои семьи. Мама многим вспоминается уставшей, вечно бегущей куда-то, но еще молодой и поэтому живущей своей жизнью женщиной. А бабушка всегда дома, готовая понять и выслушать маленькие, но важные проблемы внуков. Она всё простит и всё поймёт, ей некуда торопится.

Интересно отметить, что среди немногих русизмов известных на западе (таких как bistro, perestroika, sputnik и так далее) слово babushka стоит отдельно. Остальные слова так или иначе связаны с бурной русской историей и несут на себе отпечаток тех или иных событий. Слово же babushka ассоциируется с куклой матрёшкой, символом семейственности и уюта для русских людей. Ведь, если присмотреться, наши бабушки как куклы матрёшки – жизненный опыт одной, вкладывается и передаётся из поколения в поколение другой, ведь сегодняшняя внучка – это бабушка послезавтра.




Top