Историческое изменение понятия культура в разные периоды. Понятие культура и историческое развитие этого понятия

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе.

Ограничения на государственной гражданской службе. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;

9) непредставления установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе" сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Располагая значительными властными полномочиями, государственный гражданский служащий имеет немалые возможности для использования их несоответствующим и даже противозаконным образом: в политических целях, в интересах третьих лиц, в целях личного обогащения и т.п. Для того чтобы свести возможности таких злоупотреблений к минимуму, законодатель предусмотрел институт специальных запретов для государственных гражданских служащих (в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" они именовались правоограничениями).

Запреты, связанные с государственной гражданской службой, изложены в ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, которые стали ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, которые стали ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Ограничения, связанные с гражданской службой

Под ограничениями, связанными с гражданской службой, понимаются установленные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами условия и правила, ставящие гражданского служащего в определенные правовые рамки, выхолить за которые запрещено. Они обусловлены особым правовым режимом гражданского служащего и предназначены для обеспечения его эффективной профессиональной деятельности, установления препятствий для возможного злоупотребления своими полномочиями, соблюдения служащим прав и свобод граждан, создания условий для независимой служебной деятельности.

Федеральный закон № 79-ФЗ устанавливает девять ограничений, определяя, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в следующих случаях.

Признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу . Этот пункт означает, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданин (гражданский служащий) по решению суда может быть признан недееспособным, если вследствие психического заболевания он не в состоянии понимать значения своих действий. Он может быть по решению суда признан ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или употребления наркотических средств. Дело о признании гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным может быть инициировано по заявлению руководителя государственного органа, членов семьи, прокуратуры и т.д.

Осуждение служащего к наказанию , исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившего в законную силу, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости. Это положение означает, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа в приеме на гражданскую службу или увольнения с нее. По истечении этого срока гражданин может быть принят на гражданскую службу на общих основаниях. То же касается граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну . Данное требование может служить основанием для отказа в приеме на гражданскую службу только в том случае, если исполнение служебных обязанностей по должностному регламенту связано с работой со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну. Если этого нет, то допуск служащему не оформляется.

Наличие заболевания , препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Это является основанием лишь в том случае, если заболевание подтверждено медицинским заключением. Перечень заболеваний, препятствующих пребыванию на гражданской службе, и форма медицинского заключения устанавливаются Правительством РФ.

Наличие близкого родства или свойства с другими государственными служащими. Данный пункт, во-первых, четко определяет степень родства, которая ограничивает возможность совместной службы родственников, - если они являются родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов; во-вторых, оговаривает, что совместная служба невозможна если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. За рамками данных ограничений совместная служба родственников в одном государственном органе вполне возможна.

Выход из гражданства Российская Федерации или приобретение гражданства другого государства.

Наличие гражданства другого государства (других государств). Этот пункт действителен в том случае, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Пункты 6-7 регулируют вопрос поступления и нахождения лиц на гражданской службе РФ в случае, если они выходят из гражданства России или получают двойное гражданство.

Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Перечень документов, которые гражданин должен представить в кадровую службу, изложен в ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

Все представленные документы и сведения подлежат проверке на достоверность и полноту. Механизм этой проверки находится в стадии разработки. По результатам запросов кадровая служба государственного органа составляет заключение о достоверности и полноте представленных документов и сведений.

Непредставление установленных законом сведений или предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера . Если гражданин не желает раскрыть о себе сведения имущественного характера, он не может находиться на гражданской службе. Доход гражданского служащего должен быть прозрачным для руководства государственного органа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера. Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах и имуществе других служащих или в использовании их в иных целях, несет ответственность.

Документ, представляющий сведения об имущественном положении служащего, - справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установленной формы. Это личное заявление служащего, представляемое ежегодно не позднее 30 апреля по итогам предыдущего года под свою ответственность о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Справка должна включать три раздела:

  • сведения о доходах (заработная плата; денежные средства находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях; ценные бумаги - акции, облигации, векселя);
  • сведения об имуществе - недвижимом (квартиры, дома, дачи, гаражи) и движимом (автомобили, катера, яхты и т.д.);
  • сведения об обязательствах имущественного характера.

Данные сведения подлежат проверке, но ее механизм пока не отработан. Сведения о расходах гражданского служащего контролю и огласке не подлежат.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

Комментируемая статья содержит перечень ограничений в сфере гражданской службы, причем этот перечень не является исчерпывающим. Как указывается в ч. 2 статьи, иные ограничения могут быть установлены, но только федеральными законами.

1. Первое ограничение, установленное комментируемой статьей, - признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.

В соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Как общее правило, дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Недопустимость лишения и ограничения дееспособности гражданина означает, что никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Такие случаи и, соответственно, указание на "порядок" установлены ст. 29 и 30 ГК РФ:

гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;

гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

2. Осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившему в законную силу, а также наличие неснятой или непогашенной судимости является еще одним ограничением.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Судимость представляет собой ограничение правового положения гражданина, которое вызвано фактом его осуждения по приговору суда к определенной мере уголовно-правового характера, и предусматривает неблагоприятные для него социальные и уголовно-правовые последствия. Одним из таких неблагоприятных последствий является и ограничение по приему (нахождению) на гражданской службе.

Состояние судимости может быть прекращено двумя способами: погашено автоматически или снято судом.

Погашение судимости означает автоматическое, по истечении установленных в законе сроков, исчисляемых после отбытия наказания, прекращение последствий судимости, что не требует какого-либо "официального" подтверждения.

Снятие судимости означает аннулирование уголовно-правовых последствий судимости до истечения установленных законом сроков ее погашения, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно. В этом случае суд решает вопрос о досрочном снятии судимости по ходатайству осужденного или контролирующего его поведение государственного органа. Судимость может быть снята досрочно и на основании актов амнистии и помилования.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

3. В отдельных случаях исполнение должностных обязанностей связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что требует допуска к таким сведениям. Отказ от прохождения соответствующей процедуры оформления допуска к указанным сведениям законодатель рассматривает в качестве ограничения, связанного с приемом и (или) нахождением на государственной службе.

Действующий Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 1 декабря 2007 г.) устанавливает, что государственную тайну составляют (ст. 5) определенные:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает, в частности:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласия на частичные, временные ограничения их прав, например права выезда за границу на оговоренный срок, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне, осуществляемых с письменного согласия гражданина полномочными органами;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных указанным Законом.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются такие социальные гарантии, как:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

В соответствии с Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 (с изменениями от 22, 27 мая 2008 г.), лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР", допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации.

4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, связано с утверждением их перечня, формы заключения медицинского учреждения, а также установлением порядка прохождения диспансеризации, которые до настоящего времени отсутствуют.

5. Близкое родство или свойство гражданских служащих является ограничением только в непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из гражданских служащих другому.

6. Взаимосвязаны такие ограничения, как выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства; наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2009 г.) устанавливает (ст. 3), что гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ при наличии определенных Федеральным законом условий;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ.

Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства РФ на основании добровольного волеизъявления такого лица и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что гражданин РФ может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ, т.е. двойное гражданство признается за гражданином только в том случае, если с иностранным государством, гражданином которого он является, заключен соответствующий международный договор. Следует отметить, что статья 6 Федерального закона о гражданстве прямо указывает - гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

7. Установление в качестве одного из ограничений такого действия, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу, вполне обоснованно и понятно. Как минимум решение о приеме на государственную службу должно быть принято на основании объективных данных, которые не могли быть получены из подложных документов или заведомо ложных сведений.

8. Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.

Указанный Федеральный закон определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения ряда мер, например:

предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

При этом основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ;

2) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

3) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

4) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

5) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

6) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих.

Отдельно указанный Федеральный закон регламентирует обязанность государственных (и муниципальных) служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом указано, что непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу. Невыполнение государственным или муниципальным служащим указанной выше обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Целесообразно обратить внимание на такую обязанность государственных (и муниципальных) служащих, как обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, что является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Невыполнение такой должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что ограничения налагаются на "будущую" деятельность государственного служащего, что является фактически запретом (см. комментарий к ст. 17). Так, гражданин, замещавший должности государственной (или муниципальной службы), перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной (или муниципальной) службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. Гражданин, замещавший должности государственной (или муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

  • Акционерные общества
  • Общественные организации
  • 2.4. Какие учреждения культуры сохранили свою организационно-правовую форму в условиях рынка?
  • 2.6. Откуда берутся финансовые средства на развитие культуры?
  • 3.1. В специальной литературе встречаются понятия «социальная сфера» и «социально-культурная сфера»? Как они между собой взаимосвязаны?
  • 3.2. Что такое социально-культурная деятельность? Каковы ее характер и содержание?
  • 3.3. Когда и как возникла социально-культурная деятельность?
  • 3.4. Что такое функции социально-культурной деятельности.?Как они реализуются в различных по типу учреждениях культуры?
  • 3.5. Какое влияние оказывают на развитие социально-культурной деятельности экономические и общественно-политические факторы?
  • 3.6 Какие тенденции характерны сегодня для развивающейся социально-культурной деятельности?
  • 3.7 Какие учреждения культуры непосредственно занимаются социально-культурной деятельностью?
  • 2. Образовательно-воспитательные учреждения:
  • 4. Культура и досуг. Культурно-досуговая деятельность
  • 4.1. Рядом с понятием «культура» часто соседствует «досуг».
  • 4.2. В чем сущность культурно-досуговой деятельности? Каковы ее природа, характер и содержание?
  • 4.3. Правомерно ли считать культурно-досуговую деятельность педагогической? в чем это проявляется?
  • 4.4. Известно множество форм культурно-досуговой деятельности. Можно ли их как-то упорядочить, классифицировать?
  • 4.5. Какие формы культурно-досуговой деятельности наиболее популярны в наше время?
  • 4.6. Как видоизменяются характер и содержание культурно-досуговой деятельности в связи с развитием Интернет?
  • 5.3 Каковы характер и содержание труда менеджера? Какие роли ему приходится «играть»?
  • 5.4. Как выглядит работа менеджера на операциональном уровне?
  • 5.5. Менеджмент и руководство – это одно и то же?
  • 5.6. Учебная литература пестрит примерами из американского и японского менеджмента. А российский опыт представляет интерес?
  • 5.7. Каковы функции и принципы современного менеджмента?
  • 5.8. Какие особенности характерны для социально-культурного менеджмента?
  • 5.9. Какие механизмы лежат в основе социокультурного
  • I. Мероприятия политического характера
  • II. Мероприятия экономического, финансового характера
  • III. Работа с кадрами отрасли
  • IV. Развитие социально-культурной деятельности
  • 6.3 Имеются ли необходимые предпосылки для внедрения маркетинговых технологий в сфере культуры?
  • 6.4. В чем отличие маркетинговой концепции деятельности от традиционной, т.Е. Производственно-сбытовой?
  • 6.5. В сфере культуры есть, по меньшей мере, два сектора: коммерческий и некоммерческий. В каком из них применим маркетинг?
  • 7.1. Сегодняшний специалист социально-культурной деятельности вырастает в высокопрофессионального профессионала. А какие требования предъявлялись к работнику культуры в советское время?
  • 7.2. Какова роль специалиста культуры в современной политической, экономической и социально-культурной ситуации?
  • 7.3. Коль скоро социально-культурная, в частности, культурно-досуговая деятельность является по своему характеру и содержанию педагогической, то и работник культуры должен быть Педагогом?
  • 7.4. В повседневный обиход вошло словосочетание «педагогический менеджмент». Кто такой менеджер-педагог? Какие требования предъявляются к нему?
  • 7.5. Готов ли к выполнению роли менеджера сегодняшний практик?
  • 7.6. Какой должна быть оптимальная система профессионального становления и совершенствования менеджера культуры?
  • 8. Социально-культурное образование:
  • 8.2. Что следует понимать под профессиональным мастерством специалиста культуры?
  • 8.3. Где можно получить высшее профессиональное образование по специальности «Социально-культурная деятельность»?
  • I. Государственные классические университеты:
  • II. Государственные университеты культуры и искусств:
  • III. Негосударственные университеты культуры и искусств:
  • IV. Государственные академии культуры и искусств:
  • VI. Филиалы учебных заведений:
  • 8.4. Что собой представляет вступительный экзамен по социально-культурной деятельности?
  • 8.5. Какие учебные дисциплины изучаются в период обучения в вузе культуры и искусств?
  • 7. Социально-культурная деятельность столь широка и необъятна, что управлять всеми процессами менеджеру практически невозможно. Существуют ли какие-то специализации?
  • 8.8. Кем и как определяется качественный уровень профессиональной подготовки специалиста в вузах культуры и искусств.
  • Общие требования к образованности специалиста
  • Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
  • 8.9. Где и в качестве кого могут работать выпускники вузов (факультетов) культуры и искусств?
  • 9. Кафедра социально-культурной деятельности
  • 9.1. Какая кафедра непосредственно занимается подготовкой менеджеров культуры?
  • 10.2. Что такое жизненный цикл личности?
  • 10.3. Кто и как может помочь молодому человеку в выборе «своей» профессии?
  • 10.4. Что такое система ценностей? Как она влияет на профессиональную карьеру специалиста?
  • 10. 5. Как познать и адекватно оценить себя? Ведь от этого зависят наши взаимоотношения с окружающими.
  • 10.7. Какую роль играет в профессиональном становлении специалиста культуры самовоспитание?
  • 10.8. Что такое самоменеджмент специалиста и как им заниматься?
  • 1.1. Что такое культура, как она возникает и развивается?

    Первоисточник культуры – жизнь. Из неё культура черпает всё: материал, коллизии, идеи и реалии. И отдает жизни, её стремительному движению свою духовную красоту, интеллектуальное богатство, обогащает духовную среду обитания человека, предлагает ему нелицеприятный портрет своего времени.

    На современной фазе развития культуры особенно важно, чтобы общество создало необходимые условия развития для плодотворного духовного развития человека. Мера развитости культуры определяется не только ее содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером её связей с человеком, способом распределения и интернализации духовных ценностей, степенью проникновения культуры в духовный мир человека, который и определяет степень культурного прогресса общества в целом.

    Возьмём нашу отечественную культуру. Она шла и идёт тернистым историческим путем, извилистыми тропами, на которых искали истину многие поколения людей. И сейчас она – залог спасения от грозящих нам катастроф, надежда на лучшее будущее. Осмысливая грядущее, мы видим его истоки именно в культуре. Поэтому современная «нить Ариадны» – культура – способна помочь человечеству выйти из плена кризиса и решить магистральные проблемы социального прогресса. Примечательная черта нового времени в том, что культура постоянно и динамично включается во все сферы жизнедеятельности общества. При этом обнаруживается, что чем меньше культуры в цивилизованном пространстве, тем полнее осознается её значимость.

    Культура украшает мир человека богатейшей палитрой красок, привносит в него современное понимание добра и зла, представляет собой неисчерпаемый арсенал ценностей. Эволюция культуры осуществляется через свободу мысли и информации. Культура скрепляет общество, выдвигая современные духовные нормативы. Рождение качественно новых культурных реалий может оказаться показателем современного прогресса человечества.

    К началу ХХI века культура для человека становится не менее важной сферой жизни, чем природа и общество. Именно она придает осознанную реальность человеческому бытию, задает перспективы человеческому существованию. Культура никогда не будет завершенной, закрытой книгой. С одной стороны, она сохраняет традицию, благо – приобретенное. С другой – она всегда в движении; колесо её постоянно крутится, преодолевая постоянно возникающие препятствия. Энергия опережения – вот что движет культурой. Сложная культурная динамика всегда обнаруживает себя как духовно-нравственный ответ на те социальные проблемы, которые переживает общество.

    Важная характеристика культуры – синергия, взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии. В молодой науке – синергетике – исследуются законы и механизмы саморазвития и самоорганизации сложных систем. Для культуры как сложной самоорганизующейся информационной системы характерно, с одной стороны, саморазвитие, а с другой – образование новых культурных структур (или подкультур). И в том, и в другом случаях обнаруживает себя внутренний источник самоконструирования, самосозидания, импульс, заложенный в самой культуре.

    Направленная на осмысление актуальных вопросов реальности, культура, как внутренне дифференцированная целостность, способна успешно развиваться только тогда, когда она находится в неразрывном единстве с индивидуальной и общественной жизнью, когда она духовно обогащает индивида и систему общественных отношений, духовный облик человека и общества, ибо её идейно-смысловое ядро образует основные социокультурные ценности (3; с. 41-43).

        Культура материальная и культура духовная, культура поведения и культура управления… Как во всем этом разобраться?

    Первое и ближайшее к каждому из нас – бытовое употребление понятия: культура речи, культура пения, поведения, чтения, культура производства, культура быта, культура управления и так далее. Здесь мы вкладываем в слово свою оценку чего-либо как хорошего или совершенного в своем роде, как мерило качества в сочетании со шкалой оценки: высокая, низкая, недостаточная и т.п. Все бы ладно, да вот беда: слишком велик разброс представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Другое значение понятия – ведомственное. Оно в ходу в государственных документах, ведомственных бумагах, в журналистике. Здесь под культурой понимают область ведения Министерства культуры – учреждения искусства, культурно-просветительную сферу, деятельность других творческих организаций. Ведомственные связи и зависимости выражены в таких, например, сочетаниях, как экономика и культура, наука и культура и т.д. За строкой бюджета «Культура» все однозначно понимают, что речь идет об учреждениях искусства и культурно-досуговых учреждениях.

    Третья ипостась хождения понятия культура – в различных науках. Во многих человеческих науках это есть один из специальных терминов. У историков культура предстает в ведомственном значении, составляя последний раздел характеристики эпохи. Для этнологов культура понимается как очень широкий пласт характеристики этноса в дополнение к хозяйственной (язык, одежда, обычаи, мораль, художественная деятельность и т.п.). Для искусствоведов культура есть область духовной жизни и деятельности, в составе которой наиважнейшей является художественно-творческая. Для представителей точных наук культура профессионально не нужна и она видится как неопределенная и нестрогая сфера душевных и умственных упражнений гуманитариев. Своё понимание культуры в антропологии, социологии, лингвистике, психологии и т. д.

    Итак, культура есть созданная и создаваемая человеком в процессе общественно-политической практики искусственная среда, необходимая для существования человека и развертывания его творческих сил, выраженная в совокупности предметных, знаковых, организационных формах и уровне освоения их человеком.

    В операционном плане в качестве аналитического инструмента для познания содержания культуры мы обратимся к понятию духовная культура как к продукту деятельности преимущественно умственной, а пока посмотрим слагаемые понятия культура, содержащиеся в определении.

    Первый класс явлений – предметный мир культуры: тепловозы и космические корабли, дома с мебелью и техникой, скульптура, картины и т.д. Поскольку он включает в себя и материальные носители творений духа, получается всё богатство культуры за вычетом человека-творца и продукта культуры. Потому предметную форму существования культуры можно считать одним из классификационных подходов.

    Другой класс явлений – знаковые формы существования культуры и связанный с ними феноменологический подход к понятию.

    Самым мощным и основным пластом в этой группе явлений есть язык в многообразных его формах. Первоначально – это звуковое обозначение предметов и явлений окружающего мира человека. Тысячи языков и наречий различаются, главным образом, фонетически и составом слов, обусловленным средой обитания, характером деятельности. Например, современный городской европеец, не говоря уже об африканцах, с трудом назовет полдюжины состояний снега в качестве прилагательных, а для чукчи, живущего в мире снега, каждое состояние обозначено своим словом. Позднее возник язык письменный. Древнейшие его виды – клинопись, иероглифы – одним знаком обозначали весь фонетический эквивалент слова. Или к общему знаку птицы, например, добавляли штрих, обозначающий вид птиц (голубь, павлин). Привычные нам письменные языки и алфавиты являются вариантами финикийско-арамейского, созданного в начале I тысячелетия до н.э. Чудесное изобретение – буквенное (знаковое) изображение звука. Как на базе семи нот творится бесконечное разнообразие музыки, так и на базе нескольких десятков букв – бесконечное богатство языка. Язык ближайшим образом свидетельствует о богатстве и уровне культуры.

    К естественному языку примыкают специальные, например, устная речь для глухонемых и письменный язык слепых. Образовался пласт из искусственных языков: азбука Морзе, математические формулы, язык дороги. К знаковым формам относятся мимика и жесты. Если мимика, выражающая преимущественно эмоциональное состояние, более-менее однозначна для представителей разных культур, то жесты нередко в разных культурах имеют различное значение. Знаковый характер имела и одежда. Она имела формы или компоненты, указывающие на социальную или профессиональную принадлежность, на возраст и семейное положение. Русская крестьянка от отрочества до старости раз пять меняла характер одежд. Известны в истории такие одежды-символы как фригийский колпак освобожденных рабов в Риме, короткие штаны дворян во Франции, цилиндр, картуз. Хотя всякий знак есть символ чего-то, но есть в зна­ковой форме культуры и специальный символический блок, в котором значение реальных предметов и явлений можно понять только в рамках данной культу­ры. Несовпадение сущности и явления. Например, священный для христиан крест обладает, якобы, мистической силой и защитит от всякой нечисти, дья­вольщины. Знамя - кусок порой разноцветной ткани, а для кого-то он есть знак Отечества и как крайний позор и поражение воспринимается захват его врагом. Гимн - обычная музыка, пока какое-то сообщество не признает ее символом страны. Или вот обряд (эти действия имеют, как правило, символический и не­понятный для представителя иной культуры смысл): молодых после венчания встречают у входа в родительский дом, по сторонам - друзья, родичи; они по­сыпают молодых мелкими деньгами, пшеном, хмелем. В этом - пожелание жизни безбедной, сытой и веселой. Знаковая форма культуры, охватывая почти весь спектр культуры, не может быть арифметическим слагаемым в понимании содержания культуры. Она есть одновременно другая классификационная грань или способ анализа культуры, который мы ранее назвали феноменологической концепцией культуры.

    Третьей составляющей понятия являются организационные формы культуры. Это внебиологические ответы на потребности человеческой деятель­ности, это система социальных институтов, предназначенных упорядочить су­ществование и организовать совместную деятельность членов общества. На за­ре человечества были вожди, которые определяли жизнь и деятельность рода, племени, дирижировали ею. Они мало отличались от вожака стада, которым становился самым сильный. По мере усложнения человеческой деятельности были востребованы не только сила вожака, но опыт и знания уже немощных стариков. Образуются советы старейшин. Итак, по мере укрупнения и услож­нения сообществ и содержания их деятельности, усложняется и их обществен­ная организация. От вожаков стада мы пришли к разнообразным и разветвлен­ным формам государственного устройства, при котором законодательно опре­делены назначение и функции социальных институтов (управление, экономика, право, банки, коммуникации, здравоохранение и т.д.) в организации жизнедея­тельности общества.

    Элементы разделения труда и организации жизни наблюдаемы и в животных сообществах (бобры, пчелы, муравьи), но там они константы и биологически детерминированы. Некоторые ученые, позицию которых можно бы на­звать социологическим взглядом на культуру, исследуя организационные фор­мы культуры, структуру общества склонны считать их. эти формы, сущностью и содержанием культуры. В соотношении «структура общества - структура культуры» есть уязвимые моменты: в основе общества есть очень высокой со­противляемости природный компонент - сам человек; не вполне поддаются со­циологической классификации и семиотико-семантические элементы культур разных сообществ. А посему будем рассматривать организационные формы культуры как один из необходимых, но не универсальных способов классифи­кации содержания и понятия культуры.

    Наконец, о заявленной в определении личностной форме культуры. Археологи наших дней открыли исчезнувшие культуры и по безмолвным их осколкам пытаются реставрировать, воссоздать целостное о них представление. Это мертвые культуры. Культура живет, пока живет ее носитель – этнос, состоящий из индивидов, личностей. Живет и развивается в той мере, в какой эти индивиды освоили предметный и знаковый мир культуры, ее оргформы.

    Личностную форму бытия культуры, ее развития, ее закономерности ис­следует такая составная часть теоретико-культурной науки как культурология, именуемая в некоторых западных книгах как культурная антропология. Выше уже был высказан взгляд па теорию культуры как философию человека. В этом контексте культурология занимается преимущественно историческим и содер­жательным аспектом философии человека, тесно дружит с историей, психоло­гией, социологией, археологией, этнологией, искусствоведением, науковедени­ем и т.п.

    Проблема освоения человеком предшествующего культурного опыта сообщества в его выше названных формах обнажается в связи с понятием «актуальная культура».

    Актуальная культура. Это понятие тесно связано с личностной формой бытия культуры, ибо обозначает тот пласт культурной совокупности, культурного массива и опыта общества, который освоен людьми и используется ими в их деятельности, который жизненно необходим для формирования определен­ного типа личности. Это освоенный массив культуры, за пределами которого, в запасниках остается значительная масса культурных явлений, не востребованных обществом сегодня.

    Объем культурного опыта таков, что на протяжении жизни отдельного конкретного человека не может быть освоен. Поэтому каждый человек или со­циальная группа осваивают только очень узкую специализированную часть всего спектра культурного опыта. Только такими совокупными усилиями удается в какой-то мере осваивать основные параметры исторического культурно­го опыта.

    Хотя общая масса культурной информации, освоенной людьми, возрастает, есть серьезные беспокойства теоретиков культуры но поводу уменьшения веса актуальной культуры в отношении ко всему культурному массиву (14; с.23-28).

        Что такое функции культуры и как их понимать?

    Первая функция – освоение и преобразование мира – связана с цен­тральным положением человека во Вселенной как мыслящею, творческого су­щества, призванного овладевать силами природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Овладение си­лами природы оправдано постольку, поскольку ведет к духовному совершен­ствованию.

    Вторая функция- коммуникативная - связана с социальностью челове­ка. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в со­временных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации.

    Третья функция культуры – сигнификативная - обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстиктивно - приспособительных форм поведения, а с другой космичностью, всемирностью человечества. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков, данностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития явлений. Желая понять поведение людей, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются. Важно, к примеру, глубоко понимать, как трактуются людьми такие понятия, как совесть, честь, достоинство, милосердие, любовь, надежда, вера, профессиональный дои.

    Четвертая функция культуры – накопление и хранение информации. Информационные процессы воздействуют на идеологические процессы, спо­собствуя их стабилизации или разложению. В недавнем прошлом администра­тивно-командная система, получив контроль над органами печати, радио, теле­видением, не только не смогла установить тотальную диктатуру идеологии, но и сумела произвести настоящее опустошение в культуре. Уродливые идеологи­ческие структуры стремились ниспровергнуть общечеловеческие ценности, в них грубо фальсифицировалась история. Весь процесс хранения и передачи информации подчинялся сиюминутным политическим интересам, что оберну­лось разрушением культурного наследия. Работа с информацией становится се­годня важнейшей функцией общества. Необходимы усилия по сбору, обработке информации, изучению информационных потребностей различных социальных групп населения. Многое здесь могут сделать и организации, функционирую­щие в сфере культуры и искусства.

    Пятая функция культуры - нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержании равновесия. Норма есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек может или должен действовать. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности. В условиях развития рыночных отношений, влияние учреждений культуры на сознание включенных в экономические от­ношения людей трудно переоценить. Роль норм в общественной жизни поисти­не многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать по­ступки, указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы дея­тельности.

    Шестая функция культуры состоит в психологической разрядке. Отвле­чение значительной части жизненной энергии в сферу деловой, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Нали­чие неудовлетворенных потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву. Движение и спорт, ритуальные действия, праздники и массовые гуля­ния, общение с искусством, коллекционирование, разнообразные игры - все это в той или иной мере служит уравновешивающим фактором в повседневном самочувствии и поведении человека. Большими позитивными возможностями об­ладают в реализации жизненно важной функции психологической разрядки все те же учреждения культуры и искусства, досуга и спорта.

    Седьмая – защитно-адаптивная - функция культуры обеспечивает под­держание равновесия между человеком и окружающей средой, поскольку куль­тура способна служить сама по себе надежным средством защиты. Использова­ние огня, одежды, строительство жилищ, а в наше время защита от излучения, химикатов, низких температур и перегрузок - вес это средства и способы «при­выкания» человека к условиям природы. Они тем надежнее и разнообразнее, чем активнее развивается научно-технический прогресс. Учреждения культуры активно пропагандируют знания из области экологии, медицины и этим помогают делу.

    Кроме перечисленных здесь функций культурологи выделяют и другие: гоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация и др.

    Гоминизация связана с обучением и воспитанием человека, передачей ему совокупного человеческого, общественного опыта.

    Социализация - это усвоение формирующейся личностью определенно­го «минимума» культуры, усвоение основных ролей, овладение языком, вхождение человека в ту или иную социальную группу.

    Инкультурация – это приобщение к культуре на глубинном, избирательном уровне, с учетом способностей и особенностей конкретной личности. Индивидуализация же – способствование развитию способностей, талантов, качеств личности, предопределенных природными задатками. Потребность в индивидуальной самореализации важна сегодня, как никогда прежде: само вре­мя требует от каждого члена общества максимального раскрытия его дарований, способностей, в том числе в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности.

    Иногда выделяют и такие функции культуры как рекреативная , связан­ная с отдыхом и развлечениями, физической культурой, восстановлением сил и энергетических запасов организма, и гедонистическая , предполагающая глубокое удовлетворение или даже удовольствие, наслаждение, испытываемое че­ловеком от общения с искусством, миром прекрасного.

    Не все названные функции реализуются с одинаковой полнотой во всех без исключения культурных организациях, однако, в той или иной мере они свойственны каждой из них (20; с.16-19).

        Культура отдельного человека и культура всего общества,

    как они между собой взаимосвязаны?

    Рассматривая культуру как многогранный социальный феномен, следует учитывать ее значение как внутреннего духовного богатства человека, связанного с его постоян­ным совершенствованием, способностью создавать духовные ценности. Ведь именно с помощью культуры человек становится личностью, преодолевает ограниченность сво­его биологического жизненного существования, утверждает силу разума и свое единство с миром. А с совершенство­ванием человека преображается общество.

    Современным человеком культура воспринимается как синоним духовного и интеллектуального, нравственного и эмоционального обогащения в процессе его творческой жизнедеятельности. В этом контексте культуру можно рас­сматривать как новое, второе рождение человека, его восхождение к одухотворенной человечности. Ведь культурные реалии отнюдь не заложены в человеке изначально. Они складываются в процессе его жизнедеятельности. Известно, что природный человек, т. е. человек, выпавший из общества, десоциализируется, утрачивает способность жить в культуре. Значимость и оценка культуры начинается с того, какое место на своем жизненном пути занима­ет в ней человек, как он ощущает себя в ней. История его жизни – это летопись его развития в культуре и в то же время это путь постепенного накопления, концентрации культуры в личности. Культура оказывается не только моделью свободной творческой деятельности, но и неукоснительной силой духовного развития личности, идеальным средством ее самовыражения. Истинное богатство че­ловека начинается с культуры, возвышающей его. Имен­но в высокой культурности заложены его человеческие преимущества, через нее достигаются результаты его активности. Она служит для него универсальным механизмом адаптации к жизни, обществу, цивилизации.

    В современной культуре активно противостоят друг другу две полярные святыни – ценность социума и цен­ность личности. Патриотически ориентированные «славянофилъские» круги, «державники» настаивают на приори­тете социума. Их антагонисты славят свободную, соци­ально активную, творческую личность, воспитанную в идеалах индивидуализма. В той же мере противоборствуют ценности равенства и рынка. Благодаря культуре многие осознают, что идеал лавочника отнюдь не вершина и не итог развития человечества. В среде современной молоде­жи уже рождается противостояние культу «золотого тельца», желание активизировать арсенал духовных ценностей. Но вместе с тем в современном обществе рождается от­вержение традиционных установок на уравнение, нивели­ровку людей. Возникает тяготение к инициативе, предприимчивости. Когда человек безоружен перед окружающим миром, не способен постичь и разрешить жизненные коллизии, культура подсказывает, как преодолеть эти трудности. В сущности, культура – это процесс становления и обогащения человеческого разума. Именно творческий разум – перводвигатель творчества и деятельности челове­ка, его активности. Вместе с тем огромна роль человече­ской воли, чувств и чаяний людей.

    Культура со времен своего возникновения очень мно­гое дала человеку, но и многое из своих возможностей не реализовала. Насколько удалось ей выразить самое себя? Наступило время трезвого анализа возможностей культуры: что она в силах дать человеку и чего не может, что человек способен для нее сделать и что ему мешает в этом? Культуру можно рассматривать как пространственно-временной вектор, истоки которого в самом человеке. Поэтому, как нам кажется, решение духовно-нравственных проблем, с которыми сталкивается Россия, лежит не только в границах социально-экономических коллизий, но и в глубинах сознания и души каждого россиянина (3; с.45-46).



    
    Top