Истории и культуры народов российской. Русский народ: культура, традиции и обычаи

Русские люди всегда гордились и гордятся своей культурой, являющейся поистине уникальной.
Когда культурология оформилась в самостоятельную науку, тогда и было обосновано учение о русской национальной культуре, как самобытной и уникальной, не похожей на все другие культуры.
Русская национальная культура начала проявлять себя еще в XI веке, когда началось становление русского независимого государства. Восточные славяне начали отделяться в самостоятельную культурно-этническую общность. Претерпевали изменение все сферы жизнедеятельности – от политического строя. Он только начал формироваться, до языка, быта, традиций. Начался необратимый процесс.
Эра язычества, как одной из религий, заканчивалась, славяне начали постепенно приобщаться к православию, пришедшему с Византии при известных обстоятельствах.
Оказавшись в положении между Востоком и Западом, русская культура начала впитывать в себя элементы обеих культур. Поэтому Древнерусская культура постепенно синтезировала в себе и европейские цивилизационные ценности, и византийские мистические представления, и азиатский принцип взаимного общежития. Однако не все черты брались за основу в русской жизни. Это были лишь элементы.
Геополитическая ситуация Руси складывалась таким образом, что постепенно страна подразделилась на части в соответствии со сторонами света. Так сформировались особые субкультуры.
Представители южной субкультуры проживали в южной части Руси, в степях. Это были бывшие тюркские кочевники, остатки печенежских войск, подчинившихся русскому князю.
Жители Новгорода и его окрестностей представляли собой северную и северо-восточную культуру. Это были так называемые торговые зоны с Европой. Соответственно новгородские земли имели несколько европезированный стиль жизни.
Когда произошло объединение русских земель вокруг Москвы Новгород постепенно стал утрачивать свое самобытное европейское своеобразие, которое ему удавалось поддерживать в эпоху татаро-монгольского ига, господствовавшего на Руси долгое время.
Русская национальная культура на современном этапе имеет специфические черты.
Прочное засилье православной веры качественно отличает русскую культуру от других типов культур. Мощным средством формирования ее стало массовое строительство православных храмов. Русское образование всегда начиналось с церкви, прихожане постигали искусство, литературу, историю по церковным книгам и записям. По мнению славянофила А. Хомякова XIX века, русская культура вняла всем веяниям – и восточной, и западной культур, но осталась не похожей на другие. Русское православие переросло установленные догматы классического православия. Так, бывшие восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) имеют несколько отличные верования от южных и западных славянских народов.
Кроме религии русские приобрели особый русский национальный характер. Так сформировалась русская идея об удалом мужике, свято верующим в своего бога, любящим свое Отечество и почитающим Царя. За русскими закрепилась слава необычных людей.
Русский этнос – особая нация, с сильным и мощным культурным архетипом, основанном на коллективном общежитии, характеризующимся неосознанностью и устойчивостью. Таким образом, уникальный генетический код передается из поколения в поколение: формируются одни и те же привычки, моральные установки и специфические нормы поведения.
Русский менталитет также является особенным. Это совокупность определенных символов, формирующихся в рамках определенной эпохи и передаются потом своим потомкам. Также важно такое понятие, как национальная идентичность – способность наделять какие-либо явления, реалии, понятия одинаковым значением.
Наиболее сложным понятием представляется национальный характер, включающий в себя все вышеперечисленное – национальную идентичность, менталитет, этнос и добавляющий определенный генофонд всей нации. Так получается, что все русские люди похожи своими характерами на своих предков даже на протяжении нескольких веков.
Национальные культурные архетипы – это своеобразные элементы символической природы, включают в себя ценностные, моральные, смысловые ориентации. Постижение происходит через область символического.
Конечно русская национальная культура никогда не испытывала застоя в своем развитии. Развивается она и сейчас, причем активно, копируя элементы других культур. Так возникает «диалог культур», который всегда принимает положительный для русской культуры, будь то участие в кровопролитной войне, или дипломатические отношения с представителями других культур. При этом русский человек никогда не уронит себя, не опозорит свою Родину.

История, культура и традиции неразрывно связаны между собой. Каждое из этих понятий вытекает из другого, они формируются, находясь под взаимным влиянием. Но, помимо истории, на то, как складываются культура и традиции народов, огромное влияние оказывает и географический фактор.

Невозможно даже представить ситуацию, при которой папуасы Новой Гвинеи или же жители Аравийской пустыни, к примеру, лепят снеговиков. Невероятна и обратная ситуация, при которой жители крайнего Севера, например, устраивают жилища на деревьях. Становление обычаев, формирование культуры народа, как и быта, определяется условиями, в которых проживают люди, тем, что они наблюдают вокруг себя.

Что значит слово «культура»?

Само слово «культура» имеет латинское происхождение. В латинском языке оно звучит так - cultura. Значений у этого термина достаточно много. Его применяют не только для характеристики определенных социумов, но и для обозначения разновидностей выращиваемых злаков или иных растений. Используется он и по отношению к иным понятиям, например «археологическая культура» - термин обозначает совокупность находок историков, относящихся к определенному периоду.

Существуют и своего рода подпонятия, то есть, например, «информационная культура». Этим словосочетанием обозначается взаимодействие между различными этническими или же национальными культурами, обмен информацией.

Что это такое?

Традиции и культура - две неразрывные характеристики людской жизнедеятельности. Под термином «культура» понимается вся совокупность накопленного людьми жизненного опыта, проявляющаяся:

  • в быту;
  • в кулинарии;
  • в одежде;
  • в религиозных верованиях;
  • в искусстве;
  • в ремеслах;
  • в философии, то есть самовыражении и познании себя;
  • в особенностях лингвистики.

Данный перечень можно продолжить, поскольку понятие «культура» включает в себя абсолютно все проявления деятельности человека как личности, а также объективные навыки и умения социума в целом.

Как развивается культура?

Традиции национальных культур - своего рода набор, перечень сложившихся с течением времени условностей людской жизнедеятельности, характерных для отдельно взятого социума. Развитие культурных навыков происходит эволюционно, как и человечества в целом.

То есть, культуру отдельного социума или же человечества в целом можно представить в качестве некоего абстрактного набора правил или кодов, которые изначально просты. По мере усложнения жизни, которое является неизбежным условием развития социума, каждое последующее поколение имеет больший объем накопленного опыта и знаний в сравнении с предыдущим, набор «культурных кодов» разрастается.

Традиции и культура каждого последующего поколения наряду с сохранением первичного, унаследованного от предков опыта обретают и собственные способы самовыражения. То есть, культурные пласты отличаются друг от друга в каждый временной срез. К примеру, культура жителей России в X столетии, в позднем Средневековье и сейчас имеет что-то общее, но и разительно отличается.

Что такое культурное наследие?

Наследуемая часть культурных навыков - это своего рода стержень, основа, направление развития социума, она величина неизменная. Остальные же составляющие культуру народа элементы могут изменяться, развиваться, отмирать, забываться. То есть, культура каждого социума характеризуется двумя величинами - неизменной, стержневой и подвижной, живой частями. Их совокупность и есть развитие культуры, источник ее постоянного самовоспроизведения с сопутствующим развитием, впитываемым новым опытом и навыками. При отсутствии какой-либо из характеризующих величин культура затухает, прекращает свое существование, а вместе с этим исчезает и социум, ее породивший. Примеров этому явлению в истории человечества масса: Древний Египет, Римская империя, Вавилон, викинги.

Что такое традиции?

Тема «народная культура и традиции» вечна - это понятия неразрывные. Само слово «традиция» тоже имеет латинское происхождение. По-римски понятие звучит так - traditio. От этого слова происходит и глагол tradere, в буквальном переводе означающий «передавать».

Под традициями понимается совокупность привычек, сложившихся с течением времени приемов, применяемых в общественной или иной форме жизни. По сути своей традиции являются регуляторами, ограничителями общественной деятельности и проявлений характера, поведения людей. Они диктуют принятые нормы в общественной жизнедеятельности и представление каждого конкретного человека о допустимом и неприемлемом в рамках отдельного социума.

Традиция - особенность культуры, которая относится к ее стержневым величинам, постоянным явлениям.

Что такое обычаи?

Обычаем называют стереотип поведения, характерный для какого-либо события. К примеру, подача каравая хлеба с солью при встрече важной персоны - обычай. Культура и традиции России, как и других стран, состоят из сочетания множества обычаев.

Обычаи пронзают все грани жизнедеятельности - от быта до торжеств, они же являются и основой так называемых примет. К примеру, существует примета, запрещающая мыть полы в том случае, если кто-то из домочадцев ненадолго уехал. Примета гласит, что таким образом человек «выметается» из дома. Привычка ей следовать - уже обычай. Это же относится и к переходу дороги черной кошкой и ко множеству иных условностей.

Обычаем является порядок произношения тостов на торжествах и перечень подаваемых блюд. Фейерверк в новогоднюю ночь - тоже обычай. Соответственно, под обычаями следует понимать совокупность привычных действий, совершаемых на протяжении долгого времени или же унаследованных от предков.

В чем разница между обычаями и традициями?

Традиции, обычаи, культура - понятия неразрывные, но это вовсе не означает, что они аналогичны.

Обычаи могут изменяться под влиянием каких-либо факторов, а традиции - величина постоянная. К примеру, в традиции аборигенов островов Полинезии и ряда других племен заложен каннибализм, а в России такой традиции нет. Это неизменное представление, что бы ни произошло, традиционным каннибализм для россиян не станет точно так же, как выпекание хлеба и занятие земледелием - для этнических групп, проживающих в экваториальных лесах или же в заболоченных джунглях.

Обычаи же могут меняться даже в течение жизни одного поколения. К примеру, обычай празднования годовщины революции перестал существовать вместе с Советским Союзом. Также обычаи могут перениматься у других этносов. Например, распространившийся в последние десятилетия в нашей стране обычай празднования Дня святого Валентина перенят из западной культуры.

Соответственно, традиции относятся к постоянным, незыблемым культурным составляющим, а обычаи - живые, изменяемые ее компоненты.

Как история влияет на культуру?

Исторические особенности развития этноса оказывают такое же определяющее влияние на культуру народа, как и географические условия. Например, русская культура и традиции во многом сложились под влиянием многочисленных оборонительных войн, пережитых нашей страной.

Опыт поколений накладывает отпечаток на приоритеты в общественной жизнедеятельности социума. В России всегда в приоритете распределения бюджета была армия и военные нужды. Так было при царском режиме, во времена социализма, это характерно и для сегодняшних дней. Какой бы ни была власть или государственное устройство в нашей стране, русская культура и традиции неизменно возведут в приоритет армейские нужды. Иначе и быть не может в стране, пережившей монголо-татарскую оккупацию, нашествие войск Наполеона, борьбу с фашизмом.

Соответственно, культура народа впитывает исторические события и реагирует на них возникновением определенных традиций и обычаев. Это относится ко всем областям людской жизнедеятельности, от общегосударственных до бытовых, повседневных. К примеру, после того как при правлении царевны Софьи в русских землях появилось достаточно много европейцев, особенно немцев, какая-то часть иностранных слов вошла в лингвистический набор славян. Язык, а именно разговорная речь, тоже являющаяся частью культуры, наиболее быстро реагирует на исторические особенности.

Достаточно яркий пример - слово «сарай». Это слово плотно используется всеми славянами от Крайнего Севера до Крыма, от Балтики и до Дальнего востока. А вошло в речь оно исключительно из-за войны с монголо-татарами и оккупации славянских земель. В языке оккупантов оно означало «город, дворец, резиденция».

История развития нации оказывает прямое воздействие на особенности культуры на всех уровнях. То есть, историческое влияние - это не только войны, но и абсолютно любые события, происходящие в жизни общества.

Какой может быть культура?

Культура, как и любое иное понятие, состоит из нескольких главных составляющих, то есть ее можно разделить на своеобразные категории или же направления. Это неудивительно, поскольку традиции и культура охватывают все области жизнедеятельности как отдельного человека, индивидуальности, так и общества в целом.

Культура, как и ее традиции, может быть:

  • материальной;
  • духовной.

Если подходить к пониманию этого деления упрощенно, то материальная составляющая включает в себя все, к чему можно прикоснуться, потрогать. Духовная же часть - это совокупность нематериальных ценностей и представлений, к примеру, знания, религиозные убеждения, способы празднований и скорби, представление о приемлемом или невозможном поведении, даже стиль и приемы речи и жестикуляции.

Что такое материальная культура?

Материальная составляющая любой культуры - это в первую очередь:

  • технологии;
  • производство и условия труда;
  • вещественные результаты человеческой деятельности;
  • бытовые привычки и многое другое.

Например, приготовление обеда - часть материальной культуры. Помимо этого, материальная часть культурных ценностей - это еще и все, что касается воспроизведения человеческого рода, воспитания потомков, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. То есть, например, свадебные обычаи - это часть материальной культуры общества так же, как и способы празднования дня рождения, юбилеев или чего-то другого.

Что такое духовная культура?

Духовные традиции и культура - это совокупность проявлений жизнедеятельности как отдельных людей или их поколений, так и общества в целом. Они включают в себя накопление и передачу знаний, нравственных устоев, философию и религию, а также многое другое.

Особенность духовной культуры заключается в том, что она нуждается в посредничестве материальных составляющих, то есть книг, картин, фильмов, записанной в нотах музыки, свода законов и правовых актов, иных вариантах закрепления и передачи мысли.

Таким образом, духовная и материальная составляющие каждой культуры неразрывно связаны. Более того, они взаимно «подталкивают» одна другую, обеспечивая равномерное развитие, прогресс человеческого общества.

Как складывается история культуры?

История культуры аналогична любой другой, то есть каждая временная эпоха имеет собственные особенности, характерные черты и прочие признаки. Как и общая история, культурная складывается из последовательности человеческих действий.

Деятельность людей, которая, подобно постройке дома, является кирпичиками в культурной истории, может быть:

  • созидательной;
  • разрушительной;
  • практической;
  • нематериальной.

Каждый человек, что-либо создающий или, наоборот, разрушающий, вносит вклад в общую культуру. Именно из множества таких вкладов и вырастает культура общества в целом, а значит, и ее история. Человеческая деятельность же, влияющая на историю культуры, это совокупность социальных форм активности, последствием которых становится преобразование действительности или привнесение в нее чего-то нового.

От чего зависят культурные особенности?

Быт, культура, традиции народа и их отличительные черты, то есть особенности, зависят от многих факторов. Главные нюансы, влияющие на то, какой становится культура народа, это:

  • географические и климатические условия проживания;
  • изолированность или же близость с другими этносами;
  • размеры занимаемой территории.

То есть, чем больше места у определенного этноса, тем больше в его культуре будет присутствовать моментов, связанных с дорогами, преодолением расстояний. Это могут быть пословицы или поговорки, способ запряжения лошадей, форма карет, темы живописных полотен и прочее. К примеру, неотъемлемая часть русской культуры - катание на тройках. Это уникальная особенность русского этноса, данного элемента нет ни в одной культуре, кроме славянской. Обусловлено возникновение данной особенности большой территорией и необходимостью быстро преодолевать значительные расстояния, имея при этом возможность отбиться от хищников. Например, волки не атакуют тройки лошадей, а вот на повозки, в которые запряжена одна кобылка, нападают.

Удаленность от других этносов становится причиной особенного формирования языка, традиций и иных культурных нюансов. Народ, не подверженный тесному и постоянному контакту с другими этносами, имеет уникальные традиции, обычаи и менталитет. Самым ярким примером такой страны является Япония.

Климат и ландшафт также оказывают прямое действие на культурные особенности. Наиболее заметно это влияние в национальных костюмах и повседневной одежде, в традиционных занятиях, архитектуре и иных видимых проявлениях культуры народов.

Доброе время суток, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Сегодня представляю Вашему вниманию новую статью про современную российскую культуру. Данная тема входит в перечень тем из кодификатора ЕГЭ по истории. А стало быть, может проверяться в тестах. Сразу скажу что статья написана нашим новым автором. Так, что это, так сказать, проба пера. 🙂

Итак, поехали!

Как все мы знаем, 90-е годы XX века были ознаменованы распадом СССР, и соответственно, единая культура, которая существовала в Советском Союзе, также распалась на более мелкие – субкультуры. А поскольку культур стало больше, то между ними стало нарастать напряжение, так как все они по своей сути были разными и уже не могли сосуществовать вместе в едином социокультурном пространстве.

Новое же государство, которое сформировалось после распада Советского Союза оказалось в совершенно новых условиях – как экономических так и политических. В новой среде оказалась и современная культура России. С одной стороны, она больше не подвергалась влияние цензуры. С другой — культура потеряла важного для себя заказчика – государство.

Вследствие этого (ведь нормы и правила больше никто не диктовал!) культуру следовало заново формировать самому народу, в том числе и создавать новый стержень. Естественно, все это явилось причиной многих разногласий. В итоге мнения разделились на два лагеря: одни считали, что отсутствие общей идеи у культуры – это кризис, другие же говорили обратное – это естественное явление.

Таким образом устранение идеологических барьеров создало благоприятную почву для создания духовной культуры. Но тяжелый экономический кризис и тяжелый переход к рыночной экономике способствовали ее коммерциализации. Духовная культура переживала в 90-е острый кризис, поскольку объективно нуждалась в поддержке государства. А этой поддержки из-за кризиса не было.

Одновременно резкое разделение происходило между элитарной и массовой современной российской культурой, а также между старшим поколением и младшим. Вместе с этим доступ к материальным и культурным благам рос неравномерно, что делало формирование новой культуры еще более тяжелым процессом. Так что же все-таки представляет собой современная культура России?

Музыка

В современном мире музыка всегда – средство самовыражения, почти всегда – отличительный признак и редко – потакание моде. Если говорить о современной российской музыке и культуре, то остались в прошлом массово бурные встречи новых альбомов. Люди в ожидании чаще переключаются на новых для себя исполнителей, выискивая новых и новых фаворитов; новому альбому радуются, но без фанатизма, как, например, во времена битломании. Слушателей вообще можно разделить на две категории: ценители и любители.

Ценители покупают альбомы, слушают их часами, разбираются в биографиях певцов и к акту прослушивания музыки относятся как к священнодействию. Они все знают о жанрах и текстах, и непременно укажут Вам на неправильно произнесенное название песни. Любители же могут перечислить названия групп, возможно, вспомнят имена популярных солистов, но назвать себя приверженцами какого-либо жанра или группы не смогут.

По-сути это меломаны, слушающие все подряд. Некоторые же вообще десятилетиями слушают одно и то же, что-нибудь двадцатилетней и более давности, напоминающее об их молодости. Это могут быть Юрий Визбор, Михаил Круг и Шопен одновременно – потому что Визбора пели в школьные годы, Круга в студенческие, а Шуберта в детстве играл отец.
Здесь-то и заходит речь о самовыражении. Неизменно переслушивать песни одной или нескольких групп всю жизнь или всегда слушать классику невозможно, все равно когда-то и рок «ложится на душу», и попса…

Можно сказать о музыке как об имидже: традиционно люди среднего возраста должны любить бардов и классику, пенсионеры – классику и что-нибудь «напевное, мелодичное». 40-летний рокер и 65-летняя любительница диско хотя и встречаются все чаще и чаще, все равно остаются в глазах молодежи исключениями из правил.

Ностальгия по Советскому Союзу охватывает значительную часть населения, плюс в последнее время часто можно увидеть националистов. Все они отличаются большой любовью к советской эстраде – русскому року (вроде Арии и Наутилуса) или бардам (Цой, Высоцкий). Из них те, кто помладше, часто слушают рэп или современный русский рок (Сплин, ГрОб).

Архитектура

В архитектуре же в современной российской культуре набирает популярность стиль «лофт» — интерьер жилья в бывшем фабричном здании. Детали в стиле лофт очень важны – внутренние помещения оформлены в лучших традициях фабричного прошлого – лестницы, заводские приспособления, различные трубы и т.д. – все это становится предметом интерьера. Снаружи же здание практически ничем не отличается от обычной фабрики и чаще всего для жилья берут именно те фабричные здания, которые уже готовы стать историческим памятником. Однако в России старое здание сносят и на его месте строят подобное, более крепкое.

Живопись

Живопись современной российской культуры характеризуется несколько мрачноватыми течениями. На смену характерному для «перестроечных» лет трагическому отражению событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Стали популярны образы людей с печатью нравственной, физической и духовной деградации (Василий Шульженко), образы человеко-зверей (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко), иногда художники изображают распад и разрушения (В. Брайнин), или просто мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин).

Картина Василия Шульженко

Однако все же нельзя выбрать какие-то несколько стилей, преобладающие над остальными. В изобразительном искусстве современной России по большому счету представлены все жанры и направления – от классических пейзажей до постимпрессионизма. Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл художник И. С. Глазунов, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества.

Картина «Возвращение». Художник Татьяна Назаренко

Довольно распространено мнение о том, что в 90-е был кризис культуры. И действительно, какие ассоциации возникают у людей? Зачастую вспоминают о резком сокращении государственного финансирования в культурные сферы, низких доходах ученых и оттоке высококвалифицированных специалистов из ВУЗов. Однако мало кто вспоминает о плюсах.

К примеру, благодаря падению СССР искусство получило свободу, не стало цензуры, а университеты и прочие высшие учебные заведения смогли обучать студентов по своим программам, а также, наконец, появилась свобода исследований для ученых. Но наряду с этим, по воспоминаниям многих, отмечается негативное влияние Запада (фильмы, книги).

Вместе с этим происходит снос памятников, возведенных при Советском Союзе. Ещё из негативных оценок можно обратить внимание еще на то, что многие отмечают низкое качество перевода западных книг и фильмов, пришедших в Россию вместе с перестройкой.

Кино

Что касается фильмов 90-х, то, как мы могли увидеть выше, мнения разделись на два лагеря. Но что можно сказать о российском кино сейчас? За последнее время в Москве открылось множество кинозалов с современной техникой и новейшим оборудованием. Кроме того, в России благодаря появлению новых режиссеров стало сниматься кино, которое, возможно едва ли уступает западному.

Ежегодно в Сочи проводится российский кинофестиваль «Кинотавр», и кинофестиваль стран СНГ и Балтии в Анапе – «Киношок». Несколько российских фильмов получили международные премии – фильм «Изображая жертву» получил в 2006 году главный приз Римского кинофестиваля, а картина «Возвращение» Андрея Звягинцева удостоилась двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Фильм режиссера Никиты Михалкова «12» также получил «Золотого льва» в Венеции и кроме того был выдвинут на получение «Оскара» в 2008 году.

Несмотря на процветание поп-культуры в музыке и ее ориентирование на потребности масс в Россию начали приезжать всемирно известные музыканты и исполнители. В 2012 и 2013 г.г. Россию посетил английский рок музыкант Стинг, в это же время приезжал и другой английский музыкант – Элтон Джон. В 2009 году важным событием для российской музыки стало проведение Евровидения в Москве.

Помимо значительного толчка в области кино и музыки архитектурный образ столицы России и других городов постепенно меняется. С 1992—2006 гг. установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому и открыты мемориалы жертвам политических репрессий.

Из этого можно заключить, что российская культура отошла от привычных советскому обывателю стандартов и по-новому отображает действительность.

Кирипова Алина студентка

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

Научный руководитель: Асархинова Е.Б.

ДОКЛАД «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тысяч километров, в меридианом - от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: "Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты". Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многоконфессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.

Культурная самобытность России особенно ярко проявляется в таком сложном и противоречивом феномене, как определенные несоответствия между её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью - экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. И, если в этом она еще отстает от развитых стран Запада, то в культурном отношении, во многом их превосходит. А это позволяет рассматривать нашу традиционную многонациональную российскую культуру, как важнейший и уникальный ресурс опережающего социально-экономического развития России.

Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны - это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

Это также - поистине неиссякаемый родник современного народного творчества. Мы помним, какой популярностью пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей, которые имелись практически во всех регионах. Среди них были и аутентичные, или собственно народные ансамбли, участниками которых являются носители фольклорной традиции, и, так называемые, стилизаторские ансамбли, исполняющие произведения фольклора в обработках профессиональных композиторов, и экспериментальные ансамбли, воспроизводящие репертуар и региональные стили народного искусства. Отрадно, что после смутного периода 90 г.г., на волне усиления государственно-патриотических акцентов в нашей внутренней и внешней политике, интерес к народной песне и танцу вновь возвращается.

Сохраняется и яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа - народный костюм. И хотя из повседневной жизни он практически ушел, тем не менее, костюм продолжает оставаться своеобразной визитной карточкой человека определенной национальности. А, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях и, конечно, в музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня.

Но, пожалуй, наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, Центральный регион, сколько здесь уникальных народных промыслов. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Столь же уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов. Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья - нанайцев, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды. Широко в мире известно искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Можно назвать село Кубачи в Дагестане - один из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни, который славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками.

Отрадно, что наряду с традиционными промыслами, творческая энергия нашего народа создает и новые художественные технологии, промыслы и ремесла. В качестве примера можно назвать принципиально новую, не имеющую аналогов мире, художественную технологию "Филигранная береста", которая создана уральской художницей Верой Леонтьевой. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня.

Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, что все это богатство не замкнуто в пределах одного этноса, а становится доступным другим народам, что оно оплодотворяет и обогащает единую российскую общенациональную культуру. И наша задача всемерно поддерживать эти процессы.
Национальная культура народов России была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее "все человечностью". А это и позволило сформировать на основе национальных культур великую общенациональную российскую культуру.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.
Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык...

То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.

Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского супер этноса, межнациональный мир и согласие.

При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества. Нет, каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно, - главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране.
И мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы национальные культуры народов России не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались, по образному выражению М.М. Бахтина, "на основе диалога культурных атомов". Только тогда Россия сохранит в общем потоке глобального цивилизационного процесса свою культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность и сможет решать масштабные национальные задачи.

Национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваться, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры.

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.

Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.

Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.
Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности ресурсов, блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России.

Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.

При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п.

Литература

    Грушевицкая Т.Г. учебник для вузов «Основы межкультурной коммуникации». Москва: ЮНИТИ 2008 г.

    Садокин А.П. теория и практики межкультурной каммуникации. Учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ – ДАНА 2004 г.

    Садокин А.П. Межкультурная коммуникация теория и практика. Москва: ЮНИТИ 2009 г.

    Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс 2008 г.

Культу́ра Росси́и - культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествовавших современной Российской Федерации; совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.) в России.

Для культуры Древней Руси характерны следующие черты:

Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
Патриотизм, культ сильного и храброго воина-богатыря.
Очень глубокие нравственные устои.
Сильное влияние религии.
Господство в идеологии религиозного мировоззрения.

Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.

Культура России XIII-XVII веков

Ростовский кремль

Ключевые особенности культурного развития в тот период:

Необходимость самоидентификации русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами и формирование общерусской культуры.
Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Прекращение двоеверия.
Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и откатолических стран.

Российская империя

Памятник «Тысячелетие России»

Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.

Культура России является кумулятивной культурой стран и народностей, проживающей на территории Советского Союза.

Интенсивно развивалось театральное искусство, кинематограф, изобразительное искусство. В отдельные периоды поощрялось развитие культур этнических меньшинств, национальных культур.

Современная история

Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран. Проводится много тематических фестивалей, выставок и мероприятий. С тем, что в городах достаточно учреждений культуры (театры, кинотеатры, галереи, библиотеки), в 2012 г. были полностью или в основном согласны 77 % жителей российских городов.

Как отмечает в 2007 году британская профессор социологии Хилари Пилкингтон: "наблюдается тенденция считать Россию уникальным обществом, которое состоит из разных культурных традиций, являясь не "гибридом", а уникальной сущностью, которая создалась на основе многих и разных культурных влияний"

Язык

Самым распространённым языком в России является русский язык. Он также является государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации. Однако, число носителей ещё восьми языков в РФ превышает один миллион человек.

Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки и, как правило, пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике помимо русского статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

Несмотря на предпринимаемые во многих регионах усилия по сохранению и развитию местных языков, в России сохраняется наметившаяся ещё в советское время тенденция к языковому сдвигу, когда фактически родным языком нерусских граждан становится русский язык, в то время как поверхностное знание материнского языка (языка своего этноса) становится не более чем маркером этничности.

Кириллица - система письменности и алфавит для какого-либо языка, основанные на старославянской кириллице (говорят о русской, сербской и т. п. кириллицах; называть же «кириллическим алфавитом» формальное объединение нескольких или всех национальных кириллиц некорректно). Старославянская кириллица (алфавит и система письменности), в свою очередь, основана на греческом алфавите.

На основе кириллицы построены алфавиты 11 из 28 славянских языков, а также 101 неславянских языков, которые ранее не имели письменности либо имели другие системы письменности и были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов (см.: список языков с алфавитами на основе кириллицы).

Русский язык - один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, в том числе самый распространённый из славянских языков. Русский язык произошёл из древнерусского, вместе сукраинским и белорусским языками [источник не указан 1

Русская литература

Русская литература отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России.

Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало. Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера - «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.

Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода - «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать религиозным произведением, так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого).

В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них - поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин,Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.

Поэзия

А. С. Пушкин

Среди наиболее известных поэтов России:

Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Александр Александрович Блок
Сергей Есенин
Анна Ахматова
Владимир Маяковский
и многие другие.

Проза

Ф. М. Достоевский

Среди наиболее известных писателей России:

Фёдор Михайлович Достоевский
Лев Николаевич Толстой
Иван Алексеевич Бунин
Владимир Владимирович Набоков
Иван Сергеевич Тургенев
Антон Павлович Чехов
и многие другие.

Современная литература

Искусство России

Изобразительное искусство

Русская иконопись унаследовала традиции византийских мастеров. В то же время наРуси зародились свои традиции. Самое всеобъемлющее собрание икон находится вТретьяковской галерее.

Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастера как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.

Живопись

В. М. Васнецов. «Богатыри». Масло. 1881-1898.

И. Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Масло. 1880-1891.

М. А. Врубель. «Демон сидящий». Масло. 1890.

Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине - конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, какЛевицкий и Боровиковский.

Русская живопись с того времени следовала общемировым тенденциям. Выдающиеся художники первой половины XIX века: Кипренский, Брюллов,Иванов («Явление Христа народу»).

Во второй половине XIX века произошёл расцвет реалистической живописи. Было основано творческое объединение российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники»), в которое входили такие великие художники, какВаснецов, Крамской, Шишкин, Куинджи, Суриков, Репин, Саврасов.

На рубеже XIX-XX веков действовало объединение «Мир искусства». Его членами или близкими к движению художниками были Михаил Александрович Врубель, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Николай Константинович Рерих, Исаак Ильич Левитан.

Соцреализм

Социалистический реализм - основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза, начиная с 1930-х годов; он разрешался, рекомендовался либо навязывался (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, а поэтому был тесно связан с идеологией и пропагандой. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР. Представители соцреализма - В. И. Мухина, А. А. Дейнека, И. И. Бродский, Е. П. Антипова, Б. Е. Ефимов. Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX-XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы:

Описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
согласовывать своё художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
Основная статья: Русский авангард
В конце XIX - начале XX века Россия становится одним из центровавангардного искусства.

Яркие представители авангарда: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов. Общим для русского авангарда был отказ от старых форм искусства в пользу нового, более соответствующего текущему моменту реальности. Аналогичное направление развитие мысли художников также существовало и во всех остальных странах Европы, в то время как искусство Америки отставало в своем развитии. В те годы впервые со времен Петра I наметилась определенная связь между изобразительным искусством России и изобразительным искусством европейских стран. В 30е годы, с усилением влияния стиля социалистического реализма, эта связь была нарушена. Многие исследователи связывают истоки русского авангарда не столько с революцией, сколько с промышленным скачком того времени.

Абстракционизм

В 1950-е – 1960-е годы некоторые художники обращаются к традиции абстракции. В этом направлении наиболее активно работала студия Элия Белютина «Новая реальность». В 1962 году, после разгрома их выставки в Манеже, «Новая реальность» становится одним из центров неофициального искусства в СССР. Объединение просуществовало до 2000 года . Целью «Новой реальности» стояло создания именно актуального искусства, а как итог своей деятельности - организация Новой Академии.

Основные художники группы «Новая реальность»: Элий Белютин, Владислав Зубарев, Люциан Грибков,Вера Преображенская, Анатолий Сафохин, Тамара Тер-Гевондян.

В 1960-е годы, в годы «Оттепели», на территории бывшего Советского Союза возникает круг художников-концептуалистов, многие из которых получили ныне международное признание. Их искусство является полноправным в мировой истории искусств и, в частности, в истории международного концептуального искусства. Такие художники как Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваровзнакомы не только в современной России, но и в Европе и Америке.

Художественные музеи

В России существует множество художественных музеев и галерей. Среди самых известных:Государственная Третьяковская галерея в Москве и Государственный Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге.

Музыка

Пётр Ильич Чайковский

Русская классическая музыка содержит творческое наследие таких великих композиторов как Пётр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, содружество композиторов «Могучая кучка», Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Фёдорович Стравинский. Среди советских композиторов одними из самых значимых являются: Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Альфред Шнитке.

В русской музыке существует множество всемирно известных классических произведений, среди которых знаменитыесимфонии, концерты, балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная»),оперы («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин»), сюиты («Картинки с выставки»)

Популярная музыка

В первой половине XX века были популярны такие исполнители, как Александр Вертинский и Леонид Утёсов. В советское время была распространена т. н. «эстрадная» популярная музыка (Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Иосиф Кобзон).

Поп-музыка развивалась в СССР и России со второй половины XX века по западному прообразу. Она популярна в первую очередь среди русскоязычного населения мира. В западных странах российские поп-музыканты редко достигают большого коммерческого успеха (это удалось, например, группе Тату).

Русский рок

Концерт рок-группы Наутилус Помпилиус

Русский рок - собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами. Наиболее известные группы: «Ария» «Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Звуки Му», «Чайф», «Сплин»,«Би-2»,«Агата Кристи»

На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня (Владимир Высоцкий, Булат Окуджава), исполняемая обычно под акустическую гитару.

Первый в СССР джазовый концерт состоялся в Москве 1 октября 1922 года в час дня на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже - ГИТИС) в Малом Кисловском переулке.Это был концерт «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра джаз-банд Валентина Парнаха».

Электронная музыка

Известные коллективы и персоны: ППК, Parasense, Quarantine, KDD, Radiotrance, Transdriver, Psykovsky, Kindzadza, Enichkin. В советский период в этом жанре работали Эдуард Артёмьев, Ночной Проспект,Иван Соколовский.

Архитектура

Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем вДревнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась воВладимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русского царства,Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.

Религиозные постройки

Гражданская архитектура

Гражданская архитектура России за свою историю прошла несколько этапов. До революции развитие архитектуры соответствовало тенденциям других стран: строились постройки в стиле классицизма, барокко и прочие.

Эпохи гражданской архитектуры СССР получили названия от фамилий правителей страны: сталинские дома, брежневские, хрущёвки. С приходом советской власти стиль построек изменился - они стали более монументальными. Однако, впоследствии, при решении задач улучшения жилищных условий граждан СССР, была сделана ставка на массовость застройки. В результате чего архитектура позднего СССР лишилась различных декоративных архитектурных элементов, таких как лепнина, колонны, арки и прочие. Появились так называемые обдирные дома. В ответ на типовую застройку городов России на телеэкраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В настоящее время наряду с типовыми проектами для строительства массового жилья применяются и индивидуальные проекты жилых домов.

Российское театральное искусство является одним из наиболее перспективных в мире. В России работают театры, имеющие мировую славу, такие как Мариинский театр, Большой и Малый театры.

В России развито и популярно цирковое искусство. Среди известных артистов цирка: клоуны Юрий Никулин, «Карандаш», Олег Попов; фокусники (иллюзионисты) Эмиль Кио и Игорь Кио, дрессировщикиВладимир Дуров, братья Эдгард и Аскольд Запашные.

Кинематограф

Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты. 4 (16) мая 1896 года состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» - публике были показаны несколько о фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Александром Ханжонковыми Василием Гончаровым.

В 1913 году на волне общего подъёма российской экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы - в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (вышел в 1918 году) Якова Протазанова. На времяПервой мировой войны приходится этап расцвета художественного российского кинематографа. В этот период снимает свои главные фильмы выдающийся киностилист Евгений Бауэр, активно работаютВладимир Гардин и Вячеслав Висковский.

После распада СССР кинематограф в России переживает кризис: многие киностудии испытывают финансовые трудности. На кинопродукцию, производимую в России, оказывает сильное воздействие американских фильмов. В 1990-х годах количество высокобюджетных фильмов не велико (появляются такие картины, как Сибирский цирюльник и Русский бунт). В эпоху 2000-х на фоне экономического роста происходит качественный и количественный рост в киноиндустрии.

Фильмы, произведённые в России и странах-предшественницах, являются лауреатами крупнейших международных кинофестивалей, таких как Берлинский, Каннский, Венецианский, Московский.

Ежегодно в России проводятся десятки кинофестивалей, среди которых крупнейшими являются Московский кинофестиваль (аккредитация Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров) и Кинотавр.

Мультипликация

Советская мультипликация известна во всём мире, отличается использованием пастельных тонов, духовностью, добротой содержания, наличием сильной учебной составляющей. На самых известных студиях СССР и России (Союзмультфильм, Центрнаучфильм, Киевнаучфильм) сняты тысячи мультфильмов.

Первый российский мультфильм «Пьеро - художники» киноведы датируют 1906 годом, снятый балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым.

Мультфильм «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна в 2003 году в Токио был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

Деревянная церковь в Кижах

Язычество

До крещения Руси (988) на Русской равнине господствовалиязыческие культы, для которых был характерен политеизм,анимизм, культ предков, духов и сил природы. Многие реликты язычества сохраняются в народной религии русских вплоть до наших дней, особенно в сельской местности (прежде всего - элементы похоронного и поминального обряда). Многие неславянские народы России сохраняли свои этнические религии, в частности шаманизм, вплоть до XIX-XX веков.

Христианство

Православие

Православное христианство - наиболее распространённое вероисповедание в современной России. Пришло на Русь из Византии.

Католицизм

Традиционно, католицизм (не включая грекокатоликов в западной Украине и Белоруссии) в России (Российской империи) исповедовался российскими подданными польского, немецкого, литовского и латышского происхождения.

С конца 1980-х наблюдается некоторый рост количества приверженцев среди людей, не имеющих исторических и семейных связей с католицизмом.

Протестантизм

Протестантизм был завезён купцами, военными и другими приезжими профессионалами из Германиивскоре после Реформации. Первая лютеранская церковь появилась в Москве уже в 1576 году. Иммиграция протестантов из Европы сохранялась и в дальнейшем. Кроме того, протестантизм был исторически распространен на северо-западе страны среди местного населения на территориях, отвоёванных у Швеции в результате Северной и Русско-Шведской войн. Ограничения («золотая клетка») со стороны властей, в частности, строгий запрет на проповедь по-русски, приводили к замыканию традиционных протестантских общин по национальному признаку и гонениям на распространителей новых учений, таких, как штунда, а затем и баптизм.

С возрождением церквей после распада СССР, традиционные протестантские общины, ранее бывшие этническими (немецкими, эстонскими, шведскими, финскими и т. п.), часто пополняются людьми с совершенно иными корнями, в частности - русскими, что вызвано, с одной стороны, сильной убылью этнических немцев и финнов из-за репрессий и массовой эмиграции, с другой - привлекательностью вероучения и благоприятным климатом в приходах. Заметна деятельность и новых течений, в частности, американских, таких, как пятидесятники.

Численность протестантов в России не удается определить точно. Сами себя к протестантами относят, по разным данным от 2 % до 4 % населения, при этом активно участвуют в религиозной жизни от 0,6 % до 1,5 %. Это означает, что, по грубой оценке, каждый сотый житель страны - сознательный протестант. Наиболее распространены баптисты, численность общин которых оценивается не менее чем в 100.000 человек.

В качестве заметного вклада протестантов в культуру России можно отметить обычай ставить новогоднюю ёлку.

По данным экспертов (во время последней переписи вопрос о религиозной принадлежности не задавался) в России насчитывается до 14,5 млн мусульман, если считать по общей численности народов, исторически ассоциируемых с исламом. По данным Духовного управления мусульман европейской части РФ мусульман в России проживает около 20 миллионов. Однако социолог Роман Силантьев считает эти данные явно завышенными и оценивает реальную численность мусульман в 11-12 млн человек, что является не правдоподобным, учитывая то, что только выходцев с Кавказа в России проживает 16,2 млн человек.[неавторитетный источник? 256 дней]

В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, вМоскве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири. В России действует более 6000 мечетей (в 1991 году их было около ста).

Буддизм традиционен для трёх регионов России: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн человек.

В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, японский и корейскийдзэн, несколько направлений Махаяны и практически все существующие в мире школы тибетского буддизма.

Самый северный в мире буддистский Дацан, построенный ещё до Революции в Петрограде (Дацан Гунзэчойнэй), сейчас служит туристическим и культовым центром русской буддистской культуры.Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя русских буддистов в совместной практике на благо всех разумных существ России и мира.

Число иудеев - около 1,5 млн. Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге - около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.

Кухня России

Кухня России, как и культура России, представляет собой двухсоставную сущность. Первая, и наиболее существенная, её часть - русская кухня, основанная на славянских традициях Руси с внесёнными заимствованиями от других народов, со временем вошедшими в состав единого Российского государства. Кроме того, знать, интеллигенция и другие люди, имеющие возможность бывать заграницей, а также иностранцы, привнесли много элементов зарубежной кухни в современную массовую российскую кухню.

Второе направление российской кухни относится к национальным традициям народов и народностей, проживающих в России. Кухня каждого народа имеет свои уникальные блюда и способы их приготовления, основанные на продуктах, культивируемых и собираемых издревле на данной территории, изготавливаемые с помощью самобытной кухонной утвари. В сочетании с местными обычаями, религиозными обрядами и возможностью взаимодействия с современной цивилизацией, кухни народов России вносят неоценимый вклад в её культурное наследие.

Среди наиболее известных блюд кухни России можно отметить борщи, винегреты, пирожки, блины, ватрушки, щи, квасы, морсы и прочие.

Культура потребления спиртных напитков

В России потребление спиртных напитков является острой социальной проблемой, стоит отметить, что потребление крепкого, и не только, алкоголя в больших количествах началось после открытия питейных заведений во времена правления Петра I. До этого потребление алкоголя было крайне незначительным.

Потребление спиртосодержащих напитков дало России серьёзные социальные проблемы, связанные с алкоголизмом и пьянством.

Тем не менее, по уровню потребления алкоголя на душу населения Россия находится на 18-м месте, уступая таким странам, как Люксембург, Чехия, Эстония и Германия. При этом существенно различен рацион - так, в Европе преобладают сухие красные вина, а в России - водка и пиво.

Спорт России

Традиционно в Российской культуре выделяют два направления развития спорта: спорт больших достижений и физкультуру.

Оба направления в России активно развиваются. Многие спортивные школы являются ведущими в мире, что доказывает высокие достижения на самых престижных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. В стране пропагандируется физкультура и здоровый образ жизни. Так например проводятся массовые спортивные соревнования, такие как «Кросс наций» и «Лыжня России».

А также в России развиты традиции сопереживания участникам спортивных соревнований. Наиболее популярными среди болельщиков являются командные зимние и летние виды спорта, такие как футбол,хоккей, баскетбол и другие. Популярны также и индивидуальные летние и зимние виды спорта, такие какбиатлон, теннис, бокс и прочие.

Культура народов России

Россия является многонациональным государством. В Российской Федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает ещё около 180 других народов. Наиболее заметное влияние оказала культура, основанная на русском языке, однако культурное достояние других народов также играет роль в развитии общероссийской культуры.

Государственная политика Российской Федерации в области культуры

24 декабря 2014 года, впервые в истории Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 808 утверждены «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» (ОГКП РФ), подготовленные Министерством культуры Российской Федерации.

Во введении данного документа (ОГКП РФ) говорится:

«Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад. Исторический путь России определил её культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом естественным образом веками строилась российская государственность.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам,буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России...

Культура России - такое же её достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.»

В разделе «Ценности традиционные и нетрадиционные» документа (ОГКП РФ) затронута тема сохранения единого культурного пространства в России, требующего отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые ценности:

«... Те, чья деятельность противоречит культурным нормам, не имеют оснований претендовать на государственное финансирование - какими бы гениальными они себя ни считали. Идеология «мультикультурализма», чьё губительное воздействие уже испытала на себеЗападная Европа, не для России.»

- «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» (утвержденыУказом Президента Российской Федерации В. Путина № 808 от 24 декабря 2014 года).

19 сентября 2013 года на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Многообразие России для современного мира» Владимир Путин рассуждал, в частности, о мультикультурализме:

«... Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьёз говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как то по другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника - нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убеждён, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису...»

Владимир Путин, Президент Российской Федерации.

О России как цивилизации в документе (ОГКП РФ), в частности, сказано:

«... Человечество представляет собой совокупность больших общностей, отличающихся друг от друга своим отношением к окружающему миру, своими системами ценностей и, соответственно, своей культурой. Для обозначения этих общностей разными авторами применяются термины «суперэтнос», «культура», «цивилизация».

В качестве примеров можно привести современный Запад, или исламский мир, или Китай - различия между ними достаточно очевидны.

Россия в рамках такого подхода рассматривается как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу», ни к «Востоку». Ни к «Евразии», понимаемой как некий мостик между соседями «слева» и «справа»...»

- «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» (утвержденыУказом Президента Российской Федерации В. Путина № 808 от 24 декабря 2014 года).

19 апреля 2014 года, ещё на стадии обсуждения проекта «Основ государственной культурной политики Российской Федерации» (ОГКП РФ), в иностранных средствах массовой информации не обошлось без критики проекта, где главным тезисом документа объявлено выражение «Россия - не Европа», якобы подтверждаемое всей историей страны и народа, а также многочисленными культурно-цивилизационными различиями между представителями русской (российской) культуры и иных общностей




Top