История фокусов и иллюзий. Иллюзионисты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОКУСОВ

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

Особенности математических фокусов.

Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки.

Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось развитие личности. Наши предки знали шахматы и шашки, ребусы и загадки.

Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на свойствах чисел, действий, математических законах. Математических фокусов достаточно много, их можно найти в отдельных книгах для внеклассной работы по математике, можно придумать самостоятельно.

Основной темой арифметических фокусов являются угадывание задуманных чисел или результатов действий над ними. Весь секрет фокусов в том, что "отгадчик" знает и умеет использовать особые свойства чисел, а задумывающий этих свойств не знает.

Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы.

Подобно многим другим предметам, находящимся на стыке двух дисциплин, математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые склонны рассматривать их как пустую забаву, вторые пренебрегают ими как слишком скучным делом. Математические фокусы, скажем прямо, не принадлежат к той категории фокусов, которая может держать зачарованной аудиторию из неискушенных в математике зрителей; такие фокусы обычно отнимают много времени, и они не слишком эффектны; с другой стороны, вряд ли найдется человек, собирающийся черпать глубокие математические истины из их созерцания.

И все-таки математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В шахматах объединено изящество математических построений с удовольствием, которое может доставить игра. В математических же фокусах изящество математических построений соединяется с занимательностью. Неудивительно поэтому, что наибольшее наслаждение они приносят тому, кто одновременно знаком с обеими этими областями. фокус математический иллюзия

Математические фокусы - самое любимое развлечение 17-18вв. Способность отгадывать задуманное число, результат арифметических действий считалось в те времена чуть ли не колдовством. Многие не знали, что эти отгадывания основаны на очень простых свойствах некоторых чисел и математических действий. Однако и теперь математические фокусы являются великолепным развлечением, они вызывают искреннее изумление и общий интерес, а самое главное - способствуют формированию логического мышления школьников, прививают им любовь к математике, показывают чудесные возможности этой науки.

В настоящее время имеется огромное количество самых разнообразных математических фокусов, в основе которых лежат различные математические теории, а также свойства задействованных предметов (игральных кубиков, карт, домино, календарей и др.).

Угадывание числа карт, снятых с колоды

Показывающий просит кого-нибудь из зрителей снять небольшую пачку карт сверху колоды, после чего сам тоже снимает пачку, но с несколько большим количеством карт. Затем он пересчитывает свои карты.

Допустим, их двадцать. Тогда он заявляет: «У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати». Зритель считает свои карты. Допустим, их одиннадцать. Тогда показывающий выкладывает свои карты по одной на стол.

Считая при этом до одиннадцати. Затем в соответствии со сделанным им утверждением откладывает четыре карты в сторону и продолжает класть карты, считая далее; 12, 13, 14, 15, 16. Шестнадцатая карта будет последней, как он и предсказывал.

Фокус можно повторять снова и снова, причем число откладываемых в сторону карт нужно все время менять, например одни раз их может быть три, другой -- пять и т.д. При этом кажется непонятным, как показывающий может угадать разницу в числе карт, не зная числа карт, взятых зрителем.

Объяснение. В этом тоже несложном фокусе показывающему совсем не нужно знать числа карт, имеющихся на руках у зрителя, но он должен быть уверенным, что взял карт больше, чем зритель. Показывающий считает свои карты; в нашем примере их двадцать. Затем произвольно берет какое-нибудь небольшое число, скажем четыре, и отнимает его от 20; получается 16. Затем показывающий говорит: «У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати». Карты пересчитываются, как это объяснялось выше, и утверждение оказывается справедливым ).

Использование числовых значений карт

Фокус с четырьмя картами

Колода карт тасуется зрителем. Показывающий кладет ее в карман и просит кого-либо из присутствующих назвать вслух любую карту. Предположим, что будет названа дама пик. Тогда он опускает руку в карман и достает какую-то карту пиковой масти; это, поясняет он, указывает масть названной карты. Затем он вытаскивает четверку и восьмерку, что дает в сумме 12 -- числовое значение дамы.

Объяснение. Перед демонстрацией этого фокуса показывающий вынимает из колоды трефового туза, двойку черв, четверку пик и восьмерку бубен. Затем прячет эти карты в карман, запоминая их порядок.

Перетасованная зрителем колода тоже опускается в карман, причем так, чтобы отобранные четыре карты оказались сверху колоды. Присутствующие и не подозревают о том, что при тасовании колоды четыре карты уже были в кармане показывающего.

Числовые значения отложенных четырех карт образуют ряд чисел (1, 2, 4, 8), каждое из которых вдвое больше предыдущего, а в этом случае, как известно, можно, комбинируя их различными способами, получить в сумме любое целое число от 1 до 15.

Карта требуемой масти вытаскивается первой. Если она должна участвовать в комбинации карт, дающих в сумме нужное число, тогда ее включают в общий счет вместе с одной или несколькими картами, которые вытаскиваются из кармана дополнительно. В противном случае первая карта откладывается в сторону, а из кармана вынимается одна или несколько карт, необходимых для получения нужного числа.

При показе нашего фокуса случайно может быть названа и одна из четырех отобранных карт. В этом случае показывающий вытаскивает из кармана сразу ее -- настоящее «волшебство»!

Встреченный нами в этом фокусе ряд чисел, из которых каждое последующее вдвое больше предыдущего, применяется и во многих других математических фокусах.

Удивительное предсказание

Кто-нибудь из зрителей тасует колоду карт и кладет ее на стол. Показывающий пишет название карты на листке бумаги и, не показывая никому написанного, переворачивает листок надписью вниз.

После этого на столе раскладываются 12 карт лицевой стороной вниз. Кого-нибудь из присутствующих просят указать четыре из них. Эти карты тут же открываются, а оставшиеся восемь карт собираются и кладутся под колоду.

Предположим, что были открыты тройка, шестерка, десятка и король. Показывающий говорит, что на каждую из этих четырех карт он будет укладывать карты из колоды до тех пор, пока не досчитает до десяти, начиная с числа, следующего за числовым значением данной карты. Так, например, на тройку придется положить семь карт, произнося при этом: «4, 5, 6, 7, 8, 9, 10»; на шестерку нужно будет уложить четыре карты; на десятку класть ничего не придется; фигурной карте в этом фокусе также приписывается числовое значение 10.

Затем числовые значения карт складываются:

3 + 6 + 10 + 10 = 29

Остаток колоды передается зрителю, и его просят отсчитать 29 карт. Последняя из них открывается. Листок с предсказанной заранее картой переворачивается, и написанное читается вслух. Конечно, там будет название только что открытой карты!

Объяснение. После того как колода будет перетасована, показывающий должен незаметно посмотреть, какая карта лежит внизу колоды. Именно эту карту он и предсказывает. Все остальное выходит само собой. После того как восемь из двенадцати карт будут собраны и положены под колоду, замеченная карта окажется по порядку сороковой. Если все операции, о которых говорилось выше, были выполнены правильно, мы неизменно будем приходить к этой карте). То обстоятельство, что колода вначале тасуется, делает этот фокус особенно эффектным.

Интересно заметить, что в описанном фокусе, как и в других, основанных на том же принципе, показывающий может разрешить зрителю приписывать любые числовые значения валетам, дамам и королям.

Фокус, собственно, требует только одного: чтобы в колоде были 52 карты; какие это будут карты, не играет ни малейшей роли. Если все они будут двойками, фокус тоже получится. Это означает, что зритель может приписать любой карте новое значение, какое ему вздумается, причем это не повлияет на успех фокуса.

Фокусы, основанные на различии цветов и мастей

Фокус с королями и дамами

Из колоды выбирают королей и дам и раскладывают их в две кучки: короли отдельно, дамы отдельно.

Кучки переворачивают лицевой стороной вниз и укладывают одну на другую. Зрители просят «снять» нашу колоду из восьми карт один или несколько раз.

Показывающий убирает кучку за спину и тут же открывает перед зрителями две карты. Оказывается, что это король и дама одной масти. С остальными тремя парами можно продемонстрировать то же самое.

Объяснение . Показывающему следует позаботиться лишь о том, чтобы в двух первоначальных кучках последовательность мастей была одинаковой.

«Снятие» этой последовательности не нарушит. За спиной показывающий только разделяет кучку строго пополам и получает нужные пары, беря в каждой половине верхнюю карту. В этой паре всегда окажутся король и дама одинаковой масти).

Использование лицевой и обратной сторон карт

Сопоставление числа карт черной и красной масти

Из колоды выбирают десять карт: пять красных и пять черных. Карты какого-нибудь одного цвета переворачиваются, и все десять карт тщательно тасуются зрителем. На мгновение показывающий убирает карты за спину. Затем он протягивает руки вперед, держит в каждой из них по пяти карт, которые тут же раскладываются на столе. Число открытых карт в каждой пятерке оказывается одинаковым, и эти карты будут различного цвета. Например, если в одной пятерке окажутся три красные карты, то в другой пятерке будут открытыми три черные карты. Фокус можно повторять сколько угодно раз, и он будет всегда удаваться.

Объяснение. Нетрудно сообразить, что среди карт одной пятерки будет открытых карт (а они одного цвета, например черного) столько же, сколько закрытых (красных) в другой пятерке.

За спиной следует просто разделить пачку пополам и, прежде чем показать карты зрителям, перевернуть одну из половин. Таким образом, благодаря тому, что карты перевернуты, число открытых карт в каждой пятерке будет одинаковым и эти карты будут разного цвета. В этом фокусе, конечно, можно пользоваться любым четным числом карт, нужно только, чтобы половина их была красной, а половина -- черной.

«Манхеттенские чудеса»

Зрителя просят снять колоду примерно посередине, взяв себе любую половину и пересчитать в ней карты.

Допустим, их 24. Два плюс четыре дает шесть. Зритель замечает в своей полуколоде шестую карту снизу, кладет эту полуколоду на другую и, подравняв карты, вручает их показывающему. Последний начинает сдавать карты по одной на стол, произнося при этом по-буквенно фразу «М-а-н-х-е-т-т-е-н-с-к-и-е ч-у-д-е-с-а» («The Magic of Manhattan»), причем так, чтобы на каждую положенную карту приходилось по одной букве. Вместе с последней буквой появится замеченная карта.

Объяснение. В результате описанной процедуры выбранная карта всегда оказывается на девятнадцатом месте сверху. Поэтому любая девятнадцатибуквенная фраза, например «П-о-р-а-з-и-т-е-л-ь-н-ы-е ф-о-к-у-с-ы», приводит к нужной карте).

Игральные кости

Игральные кости так же стары, как и игральный карты, а история зарождения этой игры так же неясна. И все же с удивлением приходится отметить, что самые ранние из известных игральных костей древней Греции, Египта и Востока имеют точно такой же вид, как и современные, т. е. кубик с цифрами от единицы до шестерки, нанесенными на грани кубика и расположенными таким образом, что сумма их на противоположных гранях равна семи. Однако кубическая форма игральной кости объясняется тем, что только правильный многогранник обеспечивает полное равноправие всех граней, а из пяти существующих в природе правильных многогранников куб обладает, явным преимуществом как атрибут игры: его легче всего изготовить, и, кроме того, он единственный из них, который перекатывается легко, но не слишком (тетраэдр перекатывать труднее, а октаэдр, икосаэдр и додекаэдр настолько близки по своей форме к шару, что быстро укатываются). Поскольку куб имеет шесть граней, то нанесение на них шести первых целых чисел напрашивается само собой, а расположение их с суммой -- семеркой -- представляется наиболее простым и симметричным. И это является между прочим единственным способом такого их попарно противоположного расположения, чтобы суммы всех пар были одинаковы.

Именно этот «принцип семерки» лежит в основе большинства математических фокусов с игральными костями. В лучших из таких фокусов упомянутый принцип применяется настолько тонко, что о нем никто и не подозревает. В качестве примера рассмотрим один очень старый фокус.

Угадывание суммы

Показывающий поворачивается спиной к зрителям, а в это время кто-нибудь из них бросает на стол три кости. Затем зрителя просят сложить три выпавших числа, взять любую кость и прибавить число на нижней ее грани к только что полученной сумме.

Потом снова бросить эту же кость и выпавшее число опять прибавить к сумме. Показывающий обращает внимание зрителей на то, что ему никоим образом не может быть известно, какую из трех костей бросали дважды, затем собирает кости, встряхивает их в руке и тут же правильно называет конечную сумму.

Объяснение. Прежде чем собрать кости, показывающий складывает числа, обращенные кверху. Добавив к полученной сумме семерку, он находит конечную сумму.

Вот еще один остроумный фокус, основанный на принципе семерки. Показывающий, повернувшись спиной к зрителям, просит нх составить столбиком три игральные кости, затем сложить числа на двух соприкасающихся гранях верхней и средней костей, потом прибавить к полученному результату сумму чисел на соприкасающихся гранях средней и нижней костей, наконец, прибавить к последней сумме еще число на нижней грани нижней кости. В заключение столбик накрывается платком.

Теперь показывающий поворачивается к зрителям и вынимает из кармана горсть спичек, количество которых оказывается равным сумме, найденной зрителем при сложении пяти чисел на гранях кубиков.

Объяснение. Как только зритель сложит свои числа, показывающий на мгновение поворачивает голову через плечо якобы для того, чтобы попросить зрителя накрыть столбик платком. В самом же деле он в это время успевает заметить цифру на верхней грани верхнего кубика. Допустим, это шестерка.

В кармане всегда должна быть 21 спичка. Захватив все свои спички, показывающий, вынимая руку из кармана, роняет шесть из них обратно. Иными словами, он вытаскивает все спички без стольких, какова цифра наверху столбика. Это число спичек и даст сумму цифр на пяти гранях.

То обстоятельство, что зритель складывает числа на соприкасающихся гранях соседних кубиков, а не взаимно противоположные числа одного и того же кубика, служит хорошей маскировкой применения принципа семерки.

Этот фокус можно демонстрировать и без использования принципа семерки. Следует лишь заметить цифры на любых двух гранях каждого из кубиков. Дело в том, что существуют, только два различных способа нумерации костей, причем один из них является зеркальным отображением другого и, более того, все современные игральные кости нумеруются одинаково: если держать кубик так, чтобы была видна тройка 1, 2 и 3, то цифры в ней будут расположены в порядке, обратном движению часовой стрелки (рис. 1).

Рисуя себе мысленно взаимное расположение цифр 1, 2, 3 и вспоминая принцип семерки, чтобы представить себе местонахождение цифр 4, 5, 6, можно, глядя сбоку на столбик (верхнюю грань верхнего кубика предварительно накрывают монетой), правильно назвать число на верхней грани любого кубика. При хорошем пространственном воображении и небольшой практике этот фокус можно показывать с поразительной быстротой.

Календари

Существует много интересных фокусов с использованием табель-календаря. Вот некоторые наиболее интересные из них.

Таинственные квадраты

Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям, а один из них выбирает на помесячном табель-календаре любой месяц и отмечает на нем какой-нибудь квадрат, содержащий 9 чисел. Теперь достаточно зрителю назвать наименьшее из них, чтобы показывающий тут же, после быстрого подсчета, объявил сумму этих девяти чисел.

Объяснение. Показывающему нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9).

Спички

Существует много математических фокусов, в которых мелкие предметы используются просто как счетные единицы. Сейчас мы опишем несколько фокусов, для которых особенно удобны спички, хотя годятся и другие мелкие предметы, например монеты, камешки или листочки бумаги.

Сколько спичек зажато в кулаке?

На аналогичном принципе основан следующий фокус, для показа которого необходим коробок с 20 спичками. Показывающий, повернувшись спиной к зрителю, просит его вытянуть из коробка несколько спичек (не больше десяти) и положить в карман. Затем зритель пересчитывает оставшиеся в коробке спички. Допустим, их 14. Это число он «выписывает» на столе следующим образом: единица изображается одной спичкой, положенной слева, а четверка -- четырьмя спичками, положенными несколько правее. Эти пять спичек берутся из числа оставшихся в коробке.

После этого спички, изображавшие число 14, также кладутся в карман. В заключение зритель вынимает из коробка еще несколько спичек и зажимает их в кулаке.

Показывающий поворачивается лицом к зрителям, высыпает спички из коробки на стол и сразу называет число спичек, зажатых в кулаке.

Объяснение. Чтобы получить ответ, нужно вычесть из девятки число спичек, рассыпанных на столе ).

Кто что взял?

Еще один старинный фокус можно показать на 24 спичках, которые складываются кучкой рядом с тремя небольшими предметами, скажем, монетой, кольцом и ключиком. В фокусе просят принять участие трех зрителей (будем называть их условно 1, 2, 3).

Первый зритель получает одну спичку, второй -- две, третий -- три. Вы поворачиваетесь к ним спиной и просите каждого взять по вещице из лежащих на столе (обозначим их А , Б и В ).

Предложите теперь зрителю, держащему предмет А , взять ровно столько спичек из числа оставшихся в кучке, сколько у него на руках. Зритель, взявши Б , пусть возьмет дважды столько спичек, сколько у него на руках. Последнему зрителю, взявшему предмет В , предложите взять четырежды столько спичек, сколько у него на руках. После этого пусть все три зрителя положат свои предметы и спички в карманы.

Обернувшись к зрителям и взглянув на оставшиеся спички, вы сразу же говорите каждому зрителю, какой предмет он взял.

Объяснение. Если остается одна спичка, то зрители 1, 2 и 3 взяли соответственно предметы А , Б и В (именно в таком порядке).

Если осталось 2 спички, то порядок предметов будетБ , А , В .

Если осталось 3 спички, то А , В , Б .

Если 4 спички, то кто-то ошибся, так как подобный остаток невозможен.

Если 5, то порядок предметов будет Б , В ,А .

Если 6, то В ,А ,Б .

Если 7, то В ,Б , А ).

Удобным мнемоническим средством будет список слов, согласные буквы которых (в порядке их написания) соответствуют начальным буквам названий трех выбранных предметов. Так, например, если показывать фокус с ложкой, вилкой и ножом, то можно предложить следующий список слов:

1. Л и В е Н ь.

2. Л е Н и В е ц.

3. В о Л а Н.

5. В а Н и Л ь.

6. Н е В о Л я.

7. Н а Л и В к а.

Здесь буква «Л» должна обозначать ложку, «В» -- вилку, «Н» -- нож. Буквы расположены в словах в порядке, соответствующем порядку предметов. Числа, стоящие перед словами, обозначают число оставшихся спичек.

Монеты

Монеты обладают тремя свойствами, которые делают их удобными для демонстрации математических фокусов. Их можно использовать как счетные единицы, они обладают определенным числовым значением и, наконец, у них есть лицевая и обратная стороны.

В каждом из следующих трех фокусов демонстрируется какое-нибудь одно из этих трех свойств.

Таинственная девятка

Дюжина (или больше) монет размещается на столе в форме девятки (рис. 2).

Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям. Кто-нибудь из присутствующих задумывает число, большее числа монет в «ножке» девятки, и начинает отсчитывать монеты снизу вверх по ножке и, далее, по колечку против часовой стрелки, пока не дойдет до задуманного числа. Затем он снова считает от единицы до задуманного числа, начав с монеты, на которой остановился, но на этот раз по часовой стрелке и только вокруг колечка.

Под монету, на которой закончился счет, прячется маленький кусочек бумажки. Показывающий поворачивается к столу и сразу же поднимает эту монету. Объяснение. Независимо от того, какое число было задумано, счет заканчивается всегда на одной и той же монете. Сначала сами проделайте все это в уме с любым числом, чтобы узнать, какая это будет монета. При повторении фокуса добавьте к ножке несколько монет, тогда счет закончится уже в другом месте.

В какой руке монета?

Вот старинный фокус, в котором используется числовое значение монеты. Попросите кого-нибудь взять в один кулак гривенник, а в другой -- копейку. Затем предложите умножить числовое значение монеты, лежащей в правом кулаке, на восемь (или любое другое четное число), а числовое значение другой монеты на пять (или любое нечетное число, какое вам захочется). Сложив эти два числа, зритель должен сказать вам, четное или нечетное число получилось. После этого вы говорите ему, какая монета у него в какой руке.

Объяснение. Если сумма четная, то в правой руке -- копейка; если нечетная -- гривенник. Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Игра царя Ура: понятие, история появления. Игры в чет и нечет в Древнем мире. Го как одна из пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр. Нарды как древняя восточная игра. Средневековые игры: шахматы, игральные карты. История азартных игр.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Причины возникновения искусства, его связь с традициями и ритуалами, история развития. Классификация искусства пo paзным кpитepиям, их жaнpoвaя диффepeнциaция. Видные теоретики искусства. Функции и цели искусства, диcкуccии o знaчимocти пpoизвeдeний.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Виды театрального жанра. Особенности жанров искусства, связанных с театром и музыкой. Опера как вид музыкально-театрального искусства. Истоки оперетты, ее родство с другими видами искусства. Моноопера и монодрама в театре. История возникновения трагедии.

    реферат , добавлен 04.11.2015

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Знакомство с архитектурными объектами, относящимися к чудесам света. История постройки Мавзолея, уцелевшие рельефы. Висячие сады Семирамиды как самое тёмное из всех чудес света. Характеристика Храма Артемиды в Эфесе, Статуи Зевса, Великой пирамиды в Гизе.

    презентация , добавлен 22.01.2013

    История возникновения балета. Зарождение основ балетной техники в Парижской опере в 1681 г. Упразднение балета в Туркменистане в 2001 году. Балеты известных композиторов. Выдающиеся мастера балетного искусства России. Классическая балетная школа.

    презентация , добавлен 16.01.2013

    Деятельность модернистского журнала "Мир искусства", предпосылки возникновения и роль Дягилева в его создании, а также концепция, принципы издания, анализ роли и значения в культурной жизни России. История создания объединения художников "Мир искусства".

    курсовая работа , добавлен 24.11.2009

    Зарождение искусства батика; история его возникновения России. Основные виды художественной росписи ткани. Основы композиции в батике, колорирование. Методы обучения росписи в системе дополнительного образования; организация кружков младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2011

    Развитие промыслов резьбы по кости, определяемое условиями ее получения. Хотьковская резьба по кости как один из самых молодых промыслов, находящийся в городе Хотькове Сергиево-Посадского района Московской области. Материалы и инструменты для резьбы.

    реферат , добавлен 11.12.2016

    Исследование истории возникновения искусства бумагокручения. Изучение технологии изготовления бахромчатых цветов, букетов, животных в технике квиллинг. Описания материалов, инструментов и приспособлений. Основные этапы изготовления открытки с цветами.

Кто такие иллюзионисты- артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях.

Цель:

Изучить работу иллюзионистов, разработать и демонстрировать собственный фокус,на основой иллюзий.

Раскрыть тайны фокусов. Что такое фокусы? Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести исследование

Гипотеза:

С помощью физики можно придумать и продемонстрировать интересные фокусы.

Задачи:

1.История возникновения фокусов.

2.Главный принципы работы, основные правила фокусника.

3.Физические основания фокусов.

4.Научиться показывать несложные фокусы.

Ход работы: :

1.Используя различные источники,изучить историю возникновения фокусов.

2.Выделяем главный принцип работы фокусника.

3.Объясняем физические основания фокусов.

3.Учимся показать фокусы.

1.История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать.

В XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозваного «волшебника», называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним «Фокус Покус» (Hocus Pocus) — путанное словосочетание, произносимое им во время базарного «колдовства» (полностью оно звучало, как «фокус покус, тонус талонус, вадэцелеритерюбео») для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное «заклятье» было тут же подхвачено другими представителями данного ремесла и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов и трюкачей.

Следующим этапом в развитии искусства иллюзий был XVIII век. В то время, как большинство иллюзионистов промышляли мелким уличным трюкачеством, итальянский фокусник Джузеппе Пинетти смог сделать огромный шаг вперед, перенеся свою «магию» на подмостки театра. Представления Пинетти отличались утонченным и пышным антуражем, выводившем их на совершенно новый зрительский уровень.
Конец XVIII — начало XIX века — время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стали особенно модными «научные» фокусы, когда исполнители, называвшие себя «докторами» и «профессорами», описывали сценические действа языком «науки». Например, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией свойствами некоего газообразного вещества — эфира, якобы пронизывающего всю Вселенную. Робер-Удэн превратился в легендарную фигуру — сейчас его иногда называют «отцом современного фокуса», т.к. он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизита, которые впоследствии получили повсеместное распространение.
В 1845 году Европа узнала имя молодого часовщика из Франции, вложившего все свои деньги в аренду парижской «Галереи Валуа» для показа абсолютно феноменальных фокусов. Его звали Жан Роберт-Гудин, однако сейчас он также известен как еще один «отец современных фокусов».

Двадцатый век стал кульминационной точкой в истории развития искусства сценического волшебства, обогатив его целой плеядой имен — англичанин Дэвид Девант (левитация, чтение мыслей), американцы Тюрстон и Даунс, а также Сервале Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и конечно же Гарри Гудини- эмигрант из Венгрии, обладавший уникальным талантом эскейписта. Казалось, что не существует ни одной веревки, цепи, наручников, решеток или сундуков, способных удержать его.

а

2.Главный п ринципы работы фокусника

Владимир Даль, знакомый с фокусами и трюками балаганных фокусников и с салонной магией, указал на главный принцип в работе фокусников – « отвод глаз », т.е. отвлечение внимания. В современном мире иллюзионизм – это демонстрация фокусов с применением различной аппаратуры, неожиданное появление и исчезновение крупных предметов, людей и др. Манипулирование – фокусы с мелкими предметами: шариками, платками, картами.

Главный принцип фокусника таков — говори обратное тому, что делаешь . Это правило придумано еще древними магами и фокусниками. Человек не в силах уследить за двумя действиями одновременно. Из чего следует, что фокусник должен уметь делать одновременно несколько нескоординированных раздельных движений. Многие говорят о « неуловимых движениях » фокусника. Это не так. Все движения фокусника должны быть видны зрителям, просто они направляют внимание публики в другую сторону.

Сейчас в мире живет много фокусников. Иллюзионные шоу будят воображение зрителя, заставляют его мечтать и верить в чудеса. Каждая встреча с магией фокусов приносит человеку восторг и удивление.

Основные правила настоящего фокусника

    Никогда не раскрывайте секрет фокуса. Пожалуй, самое главное правило, поскольку зритель сразу потеряет интерес к вам как к фокуснику. Зритель может давать свои догадки, предположения или сказать конкретно, в чем секрет, но вы не должны вступать в спор со зрителем, а показать, что это всего лишь его мнение.

    Каждый фокус тщательно репетируйте, пока он не будет получаться десять из десяти раз. Также очень хорошим помощником станет для вас зеркало, попробуйте несколько раз показать себе, продумайте слов речь и жесты, с которыми вы будете преподносить всё действие.

    Никогда не говорите, что произойдет в следующий момент. Зритель может догадаться, куда надо смотреть и за чем следить. И по той же причине ни в коем случае не повторяйте один и тот же фокус дважды, даже если вас очень сильно просят.

3.Фокусы, основанные на законах физики

«Стакан, который не наполнишь»

Стакан доверху наполняем водой. Спрашиваем у зрителей много ли монет можно опустить в этот стакан так, чтобы не пролить ни капли воды. Опускаем в стакан десять (пятнадцать) монет. Вода вздувается над краями стакана, но не проливается. Секрет фокуса – в поверхностном слое жидкости существуют силы натяжения.

    « Стакан и бумажка »

Наливаем в стакан воды и закрываем листом бумаги, поддерживая лист рукой, переворачиваем стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода не выльется. Бумага останется как бы приклеенной к краю стакана.

Бумажка приклеилась к стакану из-за того, что давление снаружи сильнее давления внутри стакана. Когда перевернули стакан, прикрытый бумажкой, вверх дном, тогда между днищем стакана и водой осталось разряжённое пространство. Если же сделать маленькую дырочку в бумажке, или приоткрыть её, то вся вода в момент выльется.

    « Электромагнит »

Берем толстый гвоздь, оборачиваем его несколькими слоями бумаги, а поверх бумаги наматываем около 100 витков тонкой медной проволоки. Концы проволоки зачищаем мелкой наждачной бумагой и присоединяем к клеммам батарейки. Что получилось? « Электромагнит », способный

удержать мелкие металлические предметы.

    « Появление монеты »

Показываем зрителям стакан, наливаем в него воду из графина и снова показываем зрителям — в стакане ничего нет. Предлагаем зрителю накрыть стакан на некоторое время. После этого опускаем стакан вниз и все видят, что в стакане появилась монета. Секрет фокуса в оптическом обмане. Если смотреть на стакан сбоку, создается впечатление, что в стакане ничего нет. Монета заранее приклеивается снаружи к дну стакана. Если теперь зритель посмотрит в стакан сверху, то, естественно, увидит на дне монету, которой прежде не было.

    Фокус с шариком и иголкой

Что будет если уколоть воздушный шарик иголкой? Он лопнет. А вот и нет! Демонстрируем зрителям целый надутый воздушный шарик. Держа воздушный шарик в одной руке, берем большую металлическую иголку и прокалываем шарик. Шарик не сдувается. Вынимаем иглу из шарика, и воздушный шарик остается надутым, как будто с ним ничего не произошло. В качестве кульминации фокуса можно еще раз уколоть шарик иголкой и шарик лопается, как и должно быть в этом случае.

Основным секретом фокуса является капелька растительного масла, которым предварительно смазывается игла перед прокалыванием шарика. 4.Научиться показывать несложные фокусы. « Танцующая фольга »

Нарезаем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проводим расческой по своим волосам, а затем подносим ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к человеку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

« Чудесные спички »

Понадобится 5 спичек. Надламываем их посредине, сгибаем под прямым углом и кладем на блюдце. Капаем несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдаем. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Как достать монету из воды, не замочив рук?

Кладем монету на дно тарелки и заливаем ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Слаживаем в комок небольшой клочок газеты, поджигаем его, бросаем в пол-литровую банку и сразу же ставим ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук. 10. « Задуй свечу »

Предлагаем задуть свечу через широкую воронку, дуя в нее через узкий конец. Если свеча стоит перед серединой трубки, задуть ее не удается. Происходит это оттого, что струи воздуха, выходящего изо рта, проходят через узкую часть воронки и рассеиваются в широкой ее части, потом идут уже по стенкам воронки и минует пламя свечи.

« Поднимитесь со стула »

Это веселый фокус. Предлагаем любому из зрителей сесть на стул и встать из положения сидя. Сидеть нужно прямо, немного касаясь спинки, ноги также должны стоять прямо, под сиденье их задвигать нельзя, нагибаться тоже нельзя. Все увидят, что это у ассистента не получится. Секрет простого фокуса. Встать из такого положения можно только в том случае, если нагнуться вперед или пододвинуть ноги под сиденье.

Математические фокусы

« Неразлучные двойки »

1. Пусть ваш друг напишет в ряд три разные цифры от 1 до 9. Например: 6, 3 и 1.

2. Ниже нужно записать двузначные числа, которые получаются из этих цифр. Таких чисел может быть только шесть. 13, 31, 16, 61, 36, 63

3. Теперь предложите ему сложить задуманные числа: 6+3+1=10

4. Затем нужно сложить все двузначные числа: 13+31+16+61+36+63=220

5. И, наконец, попросите друга разделить вторую сумму на

первую 220:10=22

6. К удивлению товарища, вы называете ему правильный ответ – 22. Причём, какие цифры не возьми, ответ всегда один и тот же – 22!

Вот вам и неразлучные двойки.

Фокусы, основанные на ловкости рук

« Чудо-картофелина »

Просим у кого-нибудь из зрителей одолжить ненадолго денежную купюру небольшого достоинства. Прежде чем взять деньги, просим зрителя записать номер купюры и год выпуска, чтобы не было недоразумений.

Берем купюру, складываем ее два раза пополам и свертывает в плоскую трубочку. После чего надеваем на трубочку резинку, чтобы она не развернулась. Держа трубочку одной рукой, другой достаем из кармана платочек. В середину помещаем деньги, свернутые в трубочку, закручиваем жгутиком середину платочка вместе с денежной купюрой и просим кого-нибудь из зрителей подержать.

Пока помощник держит платочек, подходим к столику и берем там картофелину. Показываем публике, просим зрителя, держащего платочек, пощупать, в платке ли трубочка. Зритель уверенно прощупывает ее через платочек. Тогда, взявшись за уголок платочка, просим помощника опустить его. Взмахнув платочком, в котором не оказалось денег, кладем его в карман. Берем нож и разрезаем картофелину, которую до сих пор держали в руках. Сняв верхнюю половину, предлагаем помощнику взять нижнюю, из которой торчит трубочка, загадочно исчезнувшая из платочка. Помощник извлекает купюру и возвращает деньги их владельцу.

Секрет фокуса в картофелине и платочке. На одном из концов картофелины, примерно на три четверти длины вглубь, надо пробурить отверстие, в которое свободно войдет свернутая трубочка, свернутая из денежной купюры. В один из углов платочка вшивается кусочек бумаги, сложенный в трубочку (по длине эта трубочка должна соответствовать сложенной купюре).

Взяв деньги у зрителя, вместо настоящей купюры закручиваем в платочке бумажную трубочку, а настоящая купюра остается в руках. Держа ее, подходим к столику, незаметно заталкиваем внутрь купюру, а отверстие картофелины прикрываем большим пальцем.

« Таинственный лимон »

На тарелке лежат лимоны. Зритель, приглашенный из зала, тщательно осматривает их, не находит в лимонах ничего необычного. Спрашиваем зрителя, какой из лимонов разрезать. Выбор сделан. Лимон крепкий, хороший, без малейшего изъяна.

Затем разрезаем его на две части и даем обе половины зрителю. Тот с удивлением смотрит на лимон – внутри его оказалась монета. Секрет фокуса в ноже, к которому заранее тонким слоем пластилина приклеена монета. Монета попадает в лимон с помощью ножа, когда разрезаем лимон, большим пальцем сталкиваем ее в разрез. Вытаскивая нож, зажимаем лезвие двумя половинками лимона.

« Волшебная вода »

Зрителям показываем обыкновенные закрытые крышками баночки из-под майонеза с прозрачной водой. Их накрываем тканью, делаем магические пассы, трясем, снимаем ткань – и вода окрашивается в другой цвет. На крышки банок предварительно нанесена цветная гуашь.

Фокус с платком

Показываем зрителям коробку со всех сторон, открываем и кладем в нее платок красного цвета. Затем вновь показываем коробку и произносим волшебные слова: « Красный платок изменись, в синий превратись! » Затаив дыхание, открываем коробку и демонстрируем синий платок.

Секрет в коробке, открывающейся по принципу спичечного коробка. В той части, которая выдвигается, нужно сделать перегородку, поделив ее поперек на две одинаковые половины. Коробку нужно красиво оформить и с одной стороны сделать какой-либо условный знак, но такой лишь бы не бросился зрителям в глаза, а был заметен фокуснику.

Опрос

Заключение : Проведенное исследование открыло для меня много нового: Я узнал, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет. Понял, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника использовать законы физики и уметь показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю. Освоил основные правила фокусника и научился показывать несложные фокусы. Таким образом, я сумел достичь цели нашего исследования и смог раскрыть тайну фокусов. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла мне привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Источники :

1. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач/ Сост. И. Прусаков; худож. Б. Школьник. – М.: Дет. лит., 1989. – 142 с.: ил. – (Знай и умей).

2. Карташкин А.С. Искусство фокусов: Занимательная энциклопедия. – М.: – Бамбук, 2000. – 317с.

В XV в. девочку казнили за колдовство. Это было в Германии. Ее вина состояла лишь в том, что оиа выполняла фокус с носовым платком: рвали его на части, а потом соединяла их. превращая в целый платок. Передаваемые из поколения в поколение фокусы несколько сотен лет служили не только для развлечения, но и делали бедных богатыми, богатых-- бедными, а также приносили радость одному и означали крах для другого.

Одновременно с развитием фокусного творчества происходило активное развитие обманных уловок, что не совсем украшает фокусное дело. Однако истинный талант и мастерство «правильных» фокусников способны свести все нечестные уловки на нет. Первые упоминания о фокусниках дошли до нас из далекого XVII в. На жителей Германии и Голландии неизгладимое впечатление произвел ¦ волшебник» Охес Вохес (это имя фокусник позаимствовал у таинственного мага-демона ил норвежских легенд).

Во время своих магических сеансов волшебник приговаривал: «Фокус покус. тонус талонус, вадэ целеритер юбео*. Зрители же разбирали из всего этого бормотания только таинственное «фокус покус». Поэтому волшебник и получил одноименное прозвище. Эти волшебные слона показались другим представителям профессии забавными, они подхватили их, и вскоре вcе иллюзионисты и трюкачи стали называть свои представления фокусами.

В конце XVIII - начале XIX в. с развитием машиностроения появляются механические иллюзионные игрушки-автоматы. Три такие механические куклы, которые изображали человеческие фигуры, изобрел директор физико-математического кабинета Венского императорского дворца Фридрих фон Клаус. Его фигуры умели писать на бумаге.

Конструктор Жак де Во-канюн сделал действующие механические фигуры флейтиста и барабанщика в полный человеческий рост и утку, которая умела крякать, клевать корм и хлопать крыльями. Венгр Вольфганг фон Кемпелен изобрел фигуру «шахматиста»,.с которым можно было сыграть партию в шахматы. Но на самом деле механической была только рука куклы, двигающей шахматные фигуры на доске, управлял же ею шахматист - человек, сидевший внутри.

В XVIII в. представления фокусников усовершенствовал итальянец Джузеппе Пинетти. Именно он первым стал показывать фокусы не на базарных площадях, а на настоящей театральной сцене. Он сделал это искусством для утонченной публики, обставил фокусы пышными декорациями, замысловатыми сюжетами. В английских газетах того времени сохранились заметки о его выступлениях в Лондоне в 1784 г. Пинетти удивлял зрителей своими возможностями: читал тексты с закрытыми глазами, различал предметы в закрытых коробках.

Фокусник привлек внимание даже монарха Англии Георга III, который пригласил Пинетти для выступлений перед членами королевской семьи в Виндзорском замке. Фокусник не ударил в грязь лицом, он привез с собой огромное количество ассистентов, экзотических животных, сложных механизмов, больших зеркал.

Иллюзия, как искусство появилось во времена Древнего Египта. Об этом свидетельствует множество фактов и доказательств. Первая В«рецензияВ» о сеансе иллюзиониста написана на папирусе, на котором описывается выступление Чатча-Эм-Анка перед королем Ху-Фу.

Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей, а потом приращивали головы обратно, также с помощью этих В«силВ» в толпе у народа пропадало множество вещей и оказывалось в наличии у фокусника, при этом он все время был на виду. Таким образом, по В«воле боговВ» распахивались огромные ворота, из-под земли вылезали огромные статуи этих богов, эти статуи могли протянуть руки к народу (благословляя народ), статуя могла даже заплакать. Также и в Древней Греции народ испытывал дикий восторг и восхищение от разных трюков, особенно от В«глобальныхВ» иллюзий в которых использовались большие и мощные механизмы. Даже фокус со стаканами и шариками, который многие профессиональные иллюзионисты до сих пор включают в свой репертуар, описан римлянином Сенекой еще в I веке нашей эры.
Но, как известно истории, тогда такие демонстрации и выступления, зачастую, считались как божественной силой или даром, так и сговором с силами тьмы и те, кто их демонстрировали, чаще всего, являлись жрецами, колдунами или пророками. Таким образом, искусство иллюзии, в те времена, чаще всего, использовалось для манипулирования народом. Самым страшным их них был индусский трюк. Фокусник забрасывал высоко в воздух конец каната, который терялся в вышине. Мальчик, помогавший ему, взбирался по канату наверх и тут же исчезал из виду. Колдун звал мальчика, но ответа не было. Тогда он сам, беря нож, лез наверх и тоже пропадал. Затем зрители слышали шум борьбы, и видели как на землю падали куски тела разрезанного мальчика... Через какое то время колдун спокойно спускался вниз с окровавленным ножом. Потом он складывал куски туловища мальчика, и тело оживало!
Ремесло фокусника также могло караться смертью — в средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью, но даже при таких обстоятельствах находились умельцы, которые быстро подчиняли своему влиянию богобоязненных людей.
Книга В«Открытие колдовстваВ» (The Disco-verie of Witchcraft) от автора по имени Реджинальд Скотт, по мнению многих, считается первой книгой по разоблачению, в которой раскрывались секреты многих фокусов, которые исполнялись с помощью ловкости, а не с помощью темных сил. Книга раскрывала секреты многих известных фокусов связанных с монетами, картами или веревками. Однако книга стала не первым разоблачающим пособием, а, как раз наоборот, первым учебником для фокусников!
В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. В то время широкую известность и знаменитость имел иллюзионист , заслужив её, выполняя трюки прямо на глазах у всех – в ярмарочных балаганах и на званых вечерах.

Так к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, В«научныеВ» фокусы, те фокусы, которые исполнитель (представлявший себя доктором или профессором) объяснял с научной точки зрения. Например, Жан-Эжен Робер-Удэн свой трюк с левитацией объяснял как свойства газа (эфира). На самом деле газ не имеет к трюку никакого отношения, но в то время народ был вполне уверен, что дело только в этом газе. И позже называют В«отцом современного фокусаВ», но самое интересное в его биографии то, что профессионалом он стал только в 60 лет. Робер Удэн являлся также прекрасным изобретателем, усовершенствовавшим как технику многих трюков, так и реквизит для них использующийся. Удэн стал легендарной фигурой и профессия иллюзиониста своей популярностью, во многом, обязана ему.
Так к началу 19 века в США и в Европе появляется множество групп фокусников и иллюзионистов, которые очень часто гастролировали, давая выступления в самых разных театрах. И в 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.
20 век в истории развития искусства фокусов и иллюзий становится самым В«плодоноснымВ», поскольку в мире появляются такие великие иллюзионисты как , который успешно прославился в трюках с левитацией и чтением мыслей, американцы и , прославившиеся в карточных фокусах, а также , Вальтер Хинс, Перси Шелбит и, конечно же, (настоящее имя Эрик Вейсс), являющийся одним из самых талантливых людей мира.

Но в середине 20 века у фокусников и В«волшебниковВ» появляется очень сильный соперник – телевидение, которое довольно сильно забилось в ряд любимых удовольствий человека. Но В«реальныйВ» контакт артиста зрителя так же остается довольно популярным, что заставляет людей не забывать про театры и цирки, куда стекается очень много фокусников и иллюзионистов.
К концу 20 началу 21 века в мире появляются такие великие звезды

Поделиться с друзьями: Известно: достаточно лишь зацепиться за интригу развивающегося действа, чтобы оказаться вовлеченным в хоровод новизны. Особенно если сюжет подразумевает некую парадоксальность. Свидетельствует английский писатель Сомерсет Моэм:
«- Любите карточные фокусы? - спросил мистер Макс Келада.
- Ненавижу, - ответил я.
- Я все же покажу вам один.
Он показал три».

Скорострельность текста не должна смущать - все изложено верно. Поистине дьявольская привлекательность карточных фокусов способна затянуть праздного зрителя на куда большее количество трюков.
В самом деле:
- колода игральных карт непостижимым образом меняет свой цвет в руках лауреата международного конкурса иллюзионистов Сергея Волкова;
- тузы, разложенные по столу, подчиняясь четким и уверенным движениям рук Александра Жабина, вдруг неожиданно оказываются собравшимися в одной пачке;
- карта, задуманная зрителями и затасованная ими в колоду, почти тотчас же обнаруживается внутри конверта, запечатанного сургучными печатями, - это демонстрирует Василий Руденко;
- шестилетняя Катенька Савицкая, дочь иллюзиониста, буквально из ничего молниеносно выстраивает огромный карточный дом.
И так далее. И тому подобное.
Какой магией пропитаны эти чудеса? Люди ли мастерски владеют картами, как рядовым сценическим реквизитом? Или карты столь очаровали людей, что притягивают их как магнит?
Напомню о коротком и островыразительном номере «Игрок» (постановка Михаила Харитонова). Исполнитель - народный артист России Владимир Данилин, удостоенный в 1991 году высшей мировой премии иллюзионизма - Гран-при международной Федерации магических обществ (ФИСМ).
На сцене появляется уверенный в себе маг. Невозмутимо и сосредоточенно он работает с колодой карт. Быстрые, но мягкие развороты. Безошибочные перебросы с легким налетом небрежности. Извлечения карт и вееров из воздуха. Графически четкая пластика. И зрители видят: да, перед ними мастер высшего класса. А тревожная музыка продолжает свой разбег, ритмы нагнетаются, и вдруг в движениях маэстро проступает смятенность. Если прежде он виртуозно управлял картами, то теперь уже они являют свое самостоятельное бытие, и магу поневоле приходится следовать тому, что диктует ему их стихия. А они затевают дьявольский хоровод, возникают в самых неожиданных местах, следуя своему собственному разумению. Одна из них, словно бесовское наваждение, даже вьется над головой изнемогающего повелителя. Итог трагичен - мастер погибает, не выдержав опустошающей динамики навязанного ему инобытия. Два невесть откуда извергающихся карточных потока завершают эту зрелищную притчу, и зал погружается в темноту...
Эту сценическую трактовку можно принять как вариант, а можно и отбросить. Но факт остается - простая колода карт обладает удивительной притягательностью. Почему?
Нам неизвестно доподлинно, когда и где они возникли. Лишь две легенды могут служить путеводными нитями в глубокую древность. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 года нашей эры. Другая же утверждает, будто карты появились в Китае примерно в 1120 году нашей эры - ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц. Зато исследователи зафиксировали момент появления игральных карт в Европе - 1376 год, Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов. Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды - Нейрис.

Трюк "Появление карточного домика". Исполняет Сергей Волков


Василий Руденко угадывает задуманные зрителями карты

«Обратите внимание, что игральны карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, - писал в 1956 году американский исследователь Джесси Мюллер. - Любовь олицетворяется червовой мастью, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть». Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.
Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 году, в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три:
- швейцарская - с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами;
- немецкая - с желудями, листьями, сердцами и колоколами;
- французская - с трефами, пиками, червами и бубнами.
Наиболее устойчивыми оказались французские изображения мастей, которые после Тридцатилетней войны практически вытеснили остальную символику и теперь в ходу почти всюду. Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие. Мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе. Я уж не говорю, что четыре масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму - в 12, короля - в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Чем не кодированный календарь?
Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось - Рикко де ла Молиньер. И год - 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды волшебников развлекательного жанра. Конечно, использованное де ла Молиньером фальшивое снятие карт или наколки на их оборотной стороне входят в секретный арсенал тогдашних и нынешних фокусников. Однако мастера увеселений резко отделяют себя от карточных жуликов, всегда подчеркивая, что они всерьез чтут Уголовный кодекс.
«Фи, карты! Как это низко!» - говорили одни. И обосновывали: мол, неизвестно, какое сочетание карт складывается в лежащей на столе неразвернутои колоде, а потому исчезают преимущества глубокого стратегического мышления, остается упование на везение, риск, мгновенную тактическую перекрутку первоначального замысла. Оттого и становится возможным надувательство, ловкие выверты. Не то, что в шахматах, где позиции фигур открыты изначально, и величавость игры вызывает почтение. «Но ведь подлинная жизнь - это и есть риск, удачливость или банкротство!» - возражали другие. Что ж, понятно и это, людям часто приходится иметь дело с неизвестным. Карточная игра - не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?
Обрисованные мною две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Отсюда - качание карточного «маятника». Например, английский король Генрих VIII в 1526 году объявил карты «дьявольской игрои» и поставил их вне закона, а в 1541 году этот запрет был снят. Так или иначе, но карты живы и по сей день, невзирая на некий присущий им оттенок сатанизма.
Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелищных аккордов, то каковы внутренние пружины этой захватывающей чертовщины? Первый, самый невысокий, уровень - использование особых, заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием. Ну что толку, если вся колода состоит, скажем, из семерки червей? Иное дело - фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австриискии чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что «любой фокус требует от начала до конца всего фокусника», даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.
Гофцинзер - легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более пяти тысяч карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных трюковых идей, остальное же - всего лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук.

Один из немногих сохранившихся портретов Йоханна-Непомука Гофцинзера. Он похож на поэта или музыканта, не правда ли?

Вот пример. Заранее, еще до демонстрации трюка, сверху колоды кладутся четыре туза, а сама колода помещается на стол лицевой стороной вниз. Фокусник предлагает любому из зрителей поднять вверх около половины колоды (пачку А) и положить ее на стол рядом с оставшейся половиной - также лицом вниз. Далее следует снять верхнюю карту с А и не подсматривая ее, положить сверху оставшейся половины. Затем другой зритель должен проделать примерно то же самое с полу колодой А: снять с А верхнюю половину (это будет пачка Б) и положить ее на стол лицом вниз, после чего вернуть верхнюю карту, не подсматривая ее, с Б на А. Третий зритель обязан выполнить сходный прием с пачкой Б: верхнюю ее половину (пачку В) положить на стол лицом вниз, после чего вернуть, не подглядывая, верхнюю карту с В на Б. Фокус окончен. Когда же четвертый зритель переворачивает верхние карты каждой из четырех кучек, это оказываются тузы. Проделываемый в сравнительно быстром темпе фокус выглядит чрезвычайно эффектно, хотя почти не требует предварительного тренажа.
Наиболее распространено третье направление карточного волшебства - фокусы, включающие в себя предварительные раскладки и требующие известной ловкости рук. Именно в этом классе Гофцинзер явил свое величие, в нем чаще всего орудуют и шулера, и современные карточные чародеи.

Фрагмент выступления карточных фокусников в одном из скандинавских варьете

«Без некоторой ловкости pук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители - без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, - писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. - Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки - всего лишь декоративная составляющая». Весьма точное и грамотное наблюдение, ибо, когда я побывал в одном из недавно открывшихся московских казино, где меня попросили продемонстрировать несколько фокусов с картами, один из руководителей шепнул: «Если можно - с ловкостью рук». Да, скрытая механика пальцев оттого и ценится специалистами, что ведет к захватывающим эффектам. Все незаметные подмешивания, особые укрывания карт в кистях, неуловимые подмены - вот арсенал такого рода трюков. А также известные многим фокусные сказки: «Шли четыре дамы, встретили четырех валетов, потом появились четыре туза...»
Через два десятилетия после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем. Но 18 фокусов карточного маэстро так и останутся загадкой. Например: из колоды вытаскиваются восемь любых карт, которые кладутся лицевой стороной на стол; зритель называет любую из мастей, и все восемь выбранных карт оказываются картами именно этой масти. Или: два туза кладутся на стол; из колоды достается одна карта, запоминается, снова вкладывается в колоду и затасовывается; один из тузов, лежащих на столе, вскрывается - оказывается, это вовсе не туз, а та самая извлеченная карта; потом в нее превращается и второй туз...
Наконец, последний, высший класс карточной магии - фокусы, основанные исключительно на ловкости рук.
По свидетельству иллюзиониста Э. Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо «был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами карт, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты «вытаскивались» из «носа», «уха», «рта» зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами - и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами».

Павел Соколов-Пассо во время демонстрации трюка "Появление карточных вееров в обеих руках"

«Кто я? Откуда пришел? Куда иду?» - такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и-Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце прошлого века он выступал в Мекке игорного бизнеса, знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов. Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды карты, только что выбранные зрителями, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на его представления и придирчиво изучали бесподобную технику «человека в маске».

По внешнему виду Хосе Антенора Гаго-и-Завалы никогда не скажешь, что перед нами легендарный карточный фокусник "Человек в маске"

Но то было давно. А сейчас?
Макао - небольшое местечко вблизи Гонконга. Здесь, в казино, с наступлением темноты разворачивается игорный ад. Около полуночи набирает силу, раскручивается яростная, безжалостная игра. Огромные ставки, пачки нераспечатанных банкнот, ястребиное напряжение. «Главное лицо тут, видимо, молодая, очень молодая красивая китаянка, - рассказывает болгарский журналист Крум Босев. - Она тасует и раздает карты. Какое умение, какое изящество, какая красота! Когда она успела научиться этому искусству? Она берет нежными, тонкими пальцами, длинными, как у скрипачей-виртуозов, колоду карт, едва касается их, и они как будто сами двигаются, играют в ее руках, прилипают к ее пальцам. Она с молниеносной быстротой группирует их в идеальный полукруг, и так же молниеносно карты начинают вылетать из ее рук, как маленькие ракеты. Карты делают красивый правильный круг в воздухе и равномерно и точно падают в руки или перед руками игроков. И все это делается с необычайной элегантностью».
Хищность игры и изысканность пластики, денежная подоплека и свободная линия полета, презренные карты и чистые мелодии рук... На память приходит выступление Александра Попова, лауреата Всесоюзного конкурса иллюзионистов. Он продемонстрировал подлинную фантастику. Разделил колоду пополам - по половинке на каждую руку, началось наваждение. Карты на его ладонях поднимались вертикально, молниеносно смещались в стороны, выпуская снизу другие части колоды. Те, в свою очередь, раскрывались, подобно книге, и тотчас же захлопывались, пропуская внутрь себя новые пачки карт. При этом полуколоды вращались, разворачивались, перепадали и переносились то вверх, то вниз, так что глаз не успевал улавливать детали этого неимоверного быстродействия. Такое феерическое буйство длилось около 30-40 секунд - гигантское время для престидижитатора привыкшего мерить манипуляции долями секунды.
Когда же меня спрашивают о самом таинственном фокуснике, я всегда отвечаю: Шарлье! Он объявился тихо и неожиданно - в Лондоне. Замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Когда? «Около 1874 года», - указывают отечественные историки иллюзионизма А. Вадимов и М. Тривас. «Около 1870 года», - отмечает немецкий исследователь Йохен Цмек. Старик этот поселился на окраине Лондона в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье. Было ли имя настоящим? Это неизвестно и поныне. Откуда он взялся? И это по сей день остается загадкой.
Шарлье оказался карточным фокусником. Он не признавал никакого иного реквизита. «Величайший мастер в карточных манипуляциях», - отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие чародеи того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам работы с картами. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю карточного волшебства под названием «вольт Шарлье». Используя компьютерную терминологию, можно сказать, что он изобрел несколько пластических пальцевых программ для демонстрации своего рода супервозможностей. В частности, он разработал особую систему расположения карт в колоде - после перемешивания ее зрителями фокусник мог угадать, какую карту задумала аудитория. О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, делая гравировальные надписи на часах и портсигарах...
В 1882 году Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них. Видному иллюзионисту, посетившему Шарлье, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить ее на табурет лицом вниз, что тот и сделал. Из небольшого ящичка Шарлье извлек игральную карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то «невероятно организованные жесты» над лежащей картой. Затем его руки замерли в пространстве, и на белой стороне карты проступило изображение той карты, что находилась на табурете! Потом Шарлье произвел несколько «разряжающих» пассов, и карта в его руках опять стала белой. И доныне этот трюк не разгадан. Иногда у меня закрадывается странная мысль: не тот ли принцип переноса карточного изображения использовал и Гофцинзер? А может, здесь не обошлось без парапсихологических эффектов?


Английские игральные карты с изображением театральных сцен (конец XVIII века)

В мае 1992 года в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти. Назвали? Хорошо. Хассини щелкал по колоде, и карты, о которых вы упомянули, оказывались лежащими рядом - либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Мы проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как говорил маг.
Этот трюк практически не дает сбоев автоматически - можете проверить сами. Почему так получается, я не знаю. Тут проступает какая-то совершенно непонятная карточная мелодия. И авторы американских книг по искусству карточных фокусов тоже не знают. Может быть, вы сумеете разгадать загадку? Попробуйте...




Top