История фольклора. История собирания и изучения русского фольклора

Сонорные : л, р, м, н, j шумные : остальные, они - глухие или звонкие

по месту образования :

губные: губно-губные: п, б, м, губно-зубные: в, ф

язычные: среднеязычные : j, заднеяз. г, к, х переднеязыч - остальные

по способу образования:

смычные: взрывные: п, б, д, т, к, г, слитные: ц, ч’; дрожащие (вибранты) : р, носовые : м, н,

щелевые (фрикативные) : ф, в, с, з, ж, ш, х, j, боковые : л

(у всех парных по мягк. мягкий вариант там же, где они)

Акустические харак .(по звучанию) высота, сила, тембр

1) вокальные (образуемые тоном или при его значительном участии тона): все гласны е и все сонорные, невокальные (образуемые шумом или при подавляющей доле шума): все шумные согласные;

2) консонантные (от лат. consonans - согласный звук) характеризуются небольшой силой, а следовательно, небольшой слышимостью): все согласные. Неконсонантные: все гласные ;

3) высокие: гласные переднего ряда , переднеязычные согласные и среднеязычный согласный, низкие: гласные среднего и заднего ряда , губные согласные и заднеязычные согласные;

4) диезные (от гр. diesis - полутон; диез - музыкальный знак, обозначающий повышение звука на полтона): гласные между мягкими согласными, недиезные - между твердыми. Мягкие согл.-диезные, твердые -недиез.

5) бемольные (понижение на полтона): огубленные гласные [о], [у] и согласные, стоящ. перед ними, небемольные: неогубленные гласные и согласные, стоящие перед ними;

6) резкие (звуки, характеризующиеся неоднородностью расхода энергии на протяжении звука): аффрикаты, дрожащие, нерезкие : все остальные

7) звонкие (в их образовании участвует голос): все гласные и согласные [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з], глухие (в их образовании не участвует голос): [с], [т ], [х ], [ч], [ш], [ц], [ф ].

10. Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

Слог не имеет фонологической природы, не связан со смыслоразличен., с морфемой. Слог - фонетическая единица, состоящая из звуков .

Экспираторная теория - теория выдоха: слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Возникнула уже в античности. Проверка: говорить перед свечой: сколько раз качнётся пламя - столько слогов. Однако эта теория признана неверной, т. к. имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий . В слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слогоделения: Р. И. Аванесов . Хар-ка слога - волна сонорности (звучности). Наиболее звучный образует звук, остальные неслоговые. Макс. звучностью обладают гласные. В некоторых словах сонорные могут быть слогообразующ.: жи-зн ь, р вы, смысл, казн ь, театр . В одном слоге может быть два гласных звука (диалекты) - ле[ие]с, м[уо]локо.

4 уровень звучности: гласные, i". 3 ур - сонорные л, м, н, р. 2 ур .- шумные звонкие, 1 ур -шумные глухие. 0 ур . - пауза.

Основной закон слогораздела - закон восходящ. звучности. Граница слогораздела на стыке наиболее звучных с наименее звучн. звуками.

t - любой глухой и звонкий согласный, l - любой сонорный, a - любой гласный: a | tta , a | lla , a | tla , al | ta исключение! - вол|ки, тай|на - слабый йот

2 подряд глухих отходят к послед. слогу. Если сонорн. + шумн., то слогораздел между ними (лам-па, по-дар-ки, кон-троль). Иногда влияет словообразов. (по-дпи-сать/под-пи-сать). Слогодел. нужно проводить в транскрипц..

Открытый слог кончается на слогообразующий звук, закрытый -нет. Прикрытый начинаеся с согласной, неприкрытый - с гласной.

Описание презентации ФОНЕТИКА Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. по слайдам

Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. Фонетика как наука. Аспекты фонетики. 2. Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат. 3. Гласные звуки русского языка. Классификация гласных звуков. 4. Согласные звуки русского языка. Классификация согласных звуков.

1. Фонетика – наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. 2. Фонетика – сама звуковая система языка. Фонетика изучает материальную сторону языка, звуковые единицы, лишенные самостоятельного значения. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Звуковые единицы языка Линейные – следуют в речевом потоке один за другим (звуки, слоги). Нелинейные – накладываются на линейные единицы и не могут быть произнесены и выделены отдельно от последних (ударение, интонация).

Функции звуковых единиц: 1. Образующая функция – звуки являются строительным материалом для других языковых единиц. 2. Опознавательная – позволяют определять единицы, обладающие смыслом (слова). 3. Различительная – позволяют различать близкие по звучанию единицы. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Фонетика как наука. Аспекты фонетики. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук языка как физическое явление, волновые колебания. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФОНЕТИКА – изучает звук языка с точки зрения восприятия его слушающим. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук с точки зрения порождения его органами речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Артикуляция (от лат. «членораздельно выговаривать) – движения и положение органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука. Артикуляция строится на согласованной работе всех частей речевого аппарата. Данные акустической фонетики помогают различать звуки речи и очень полезны при диагностике и лечении нарушений речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Положите ладонь на область гортани и произнесите звук А, затем звук К. Обратите внимание на работу голосовых связок. Положите кончики пальцев на спинку носа, произнесите звук Н, затем Л. Обратите внимание на работу носового резонатора. Произнесите звуки А и С. Обратите внимание на положение ротовой полости. Произнесите звук У, затем П, затем В. Обратите внимание на участие губ.

Звуки русской речи Гласные звуки — это тоновые звуки, которые образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань. Гласные называют рторазмыкателями. Согласные звуки – это звуки, которые характеризуются наличием шума. Шум – это звук, который возникает в результате преодоления воздухом различных препятствий. Согласные называют ртосмыкателями.

Ряд подъем передний средний Средне-задни й Задний Верхний и ы у Верхне-средн ий и э ь ы э Средний э ъ о Средне-нижни й ^ Нижний а По участию губ нелабиализованные лабиализован ные. Классификация гласных звуков

Классификация согласных звуков По уровню шума: 1) сонорные (преобладает голос, уровень шума незначительный) – [л], [м], [н], [р], [й]; 2) Шумные (значительный уровень шума). Шумные делятся на звонкие (сочетание шума и голоса) – [в], [д], [з] и др. и глухие (только шум) – [ф], [т], [с] и др. ) По твердости: 1. Твердые — [л], [д], [с], [ж], [ц], [ш] и др. 2. Мягкие — [л ´], [д ´], [с ´], [ш´], [ч´], [й] и др.

По месту образования: 1. Губные – образуются с участием губ: а) губно-губные: смыкаются две губы [п], [м]; б) губно-зубные: смыкается губа и зубы [в], [ф]. 2. Переднеязычные – образуются в передней области нёба: а) зубные: язык прижимается к задней стенке зубов [т], [л]; б) нёбные: язык прижимается к альвеолам [р], [ж]; 3. Среднеязычные – спинка языка прижимается к средней части нёба [й]. 4. Заднеязычные – задняя стенка языка поднимается к задней части нёба [г], [к], [х]. Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков По способу образования: 1. Щелевые: образуются в результате прохождения воздушной струи через узкую щель, образуемую в ротовой полости [с], [ж]. 2. Взрывные: сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом резкий прорыв [т], [б]. 3. Смычно-проходные: а) носовые: полностью закрывается ротовая полость, и воздушная струя проходит через носовую полость [м], [н]; б) боковые: воздух протекает по бокам ротовой полости [л]. 4. Аффрикаты – сначала органы речи смыкаются, как у взрывных, а потом приоткрываются, как у щелевых [ч], [ц]. 5. Вибрант – образуется путем вибрации кончика языка в воздушной струе [р].

Классификация согласных звуков Место образования Способ образования губные язычные Губно-губн ые Губно-зубн ые Переднеязычные Средне-я зычные Задне-яз ычные Зубные Передне-нё бные Взрывные б б´ п п ´ д д ´ т т´ г г ´к к´ Щелевые в в ´ ф ф´ з з ´ с с´ ж ш ш ´ j х х ´ ϒ Аффрикаты дз ц дж ч ´ Смычно- проход-н ые носовые м м ´ н н ´ боковые л л ´ Вибранты р р ´

Задание Запишите в виде транскрипции слово и дайте характеристику каждому его звуку: звук, шерсть, добрый.

Лекция 2. Позиционная мена звуков 1. Общие правила произношения, отражающие действие фонетических законов. 2. Редукция гласных звуков. 3. Аккомодация гласных звуков. 4. Позиционная мена согласных звуков.

Общие правила произношения В потоке речи звуки существуют не изолированно. На их произношение влияют соседние звуки, а также позиция, которую занимает звук в фонетическом слове и фразе. Особенности этого влияния составляют основу фонетических законов русского языка. Сравните произнесение первого согласного звука в словах «суп» и «сад» . Сравните произнесение первого главного звука в словах «лес» и «лесной» .

1. По закону редукции русские гласные утрачивают отчетливое звучание в безударных позициях: вода, летать. 2. В соответствии с законом перехода И в Ы после твердого согласного перед твердым согласным на стыке слов и после приставки на твердый согласный: в избу, разыскать. 3. В отношении согласных звуков действуют несколько законов: а) оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным: дуб, стружка, б) озвончение глухих согласных перед звонким согласным: просьба, в) уподобление по мягкости перед мягким согласным: везти. Общие правила произношения

Редукция гласных звуков Редукция – это ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания в безударной позиции. Качественная редукция — ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге. Количественная редукция — уменьшение долготы и силы звучания. А О Э И Ы У

Качественная редукция Под ударе нием 1 степень редукции 2 степень редукции 1 предударный слог Все остальные безударные слоги после твердых согласных и в абсолютном начале слова после мягких согласных После твердых шипящих и Ц после твердых согласных после мягких согласных А ^ и э ^ Ъ Ь О ^ и э ^ Ъ Ь Э и э ы э Ь

Задание Учитывая правила редукции, запишите в виде транскрипции слова: синий, водовоз, темнота, шептать.

Аккомодация гласных звуков Аккомодация (от лат. «приспособление») один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляции смежных согласного и гласного. В русском языке гласный звук, стоящий под ударением, испытывает влияние соседнего мягкого согласного. Артикуляция таких гласных становится более передней с точки зрения ряда и более высокой с точки зрения подъема.

Аккомодация ударных гласных ФОНЕМЫ ПОЗИЦИИ а α˙t´ t´˙αt tα˙t´ t´˙α˙t´о у э и α˙t´ t´αt t´α˙t´

Аккомодация гласных звуков В руссом языке аккомодации могут подвергаться не только гласные, но и согласные звуки. Так, например, согласные, стоящие перед лабиализованными гласными, подвергаются частичной лабиализации: мир – мох – мух.

Позиционная мена согласных звуков В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие (зуб). Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие (овца). Глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (сделать). Перед а, о, у согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Перед э, и согласные, как правило, смягчаются (синий). Внутри слова перед звуком й все согласные, кроме ж, ш, ц, смягчаются (вьюга). Согласные з, с, д, т, н могут смягчаться перед некоторыми мягкими губными и зубными согласными (песни).

Слогораздел русского языка Основной закон, которому подчиняется структура слога русского языка, — это закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком. Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся слитностью своих компонентов.

Выделяют 4 степени звучности: 1 – шумные глухие согласные 2 – шумные звонкие согласные 3 – сонорные согласные 4 – гласные звуки. Слогораздел русского языка Слогораздел происходит на основе возрастания звучности. Падение звучности – граница слога.

Слогораздел русского языка Закономерности в слогоделении: 1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу: [кá / скъ]; 14 114 2. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу: [тý / фл’и] 14 13 4 3. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему слогу: [кá / рмъ]. 14 334 Закон возрастающей звучности нарушается в ряде случаев: 1) в конце слова нет гласного [стрáс’т’]; 113411 2) звук [j] после гласного перед согласным присоединяется к предыдущему слогу: [мáj / къ]; 343 14 3) сонорный стоит в конце слога перед шумным: [пáр / тъ];

Задание Запишите транскрипцию выделенных слов и разделите слово на слоги. Выполните полный фонетический разбор одного слова: Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.

Образец фонетического разбора Забота [з^/бо ´/тъ] – 6 букв, 6 звуков 24 24 14 [з] – согл. , шумн. , звонк. , тверд. , щелевой, переднеяз. зубной. [^] – гласн. , безуд. , нелаб. , среднезадн. ряд, среднениж. подъем. [б] — согл. , шумн. , звонк. , тверд. , взрывн. , губно-губной. [о´] – гласн. , ударн. , лабиал. , задн. ряд, средний подъем. [т] — согл. , шумн. , глух. , взрывн. , переднеяз. зубной. [ъ] — гласн. , безуд. , нелаб. , средний ряд. , средний подъем.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат. articulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль – они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны – они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Произносительный аппарат:

1 – твердое нёбо; 2 – альвеолы; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – надгортанник; 12 – голосовая щель; 13 – щитовидный хрящ; 14 – перстневидный хрящ; 15 – носоглотка; 16 – мягкое нёбо; 17 – язычок; 18 – гортань; 19 – черпаловидный хрящ; 20 – пищевод; 21 – трахея

МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

·участию губ

·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губ

Неогубленные

Сгубленные

Ряд

Передний

Средний

Задний

Подъем

Верхний

Средний

Нижний

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Звук и буква П

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук П"


Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Б

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Б"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква М

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук М"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
относительно передних зубов (резцов).

Звук и буква С

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук С"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква З

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук З"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ц

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Т

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук Т"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Д

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Д"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Н

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Н"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Л

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Л"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

Звук и буква Р

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Р"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

Звук и буква Ш

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Ж

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ч

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Щ

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

Звук и буква К




Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук К"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Г



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Г"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Х



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Х"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Й



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

Зачем нам чистоговорки?

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

произношения.

3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

активно работать губами и языком. А затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции .

Чистоговорки со звуками Р, Р’

Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

Чистоговорки со звуками Л, Л’

Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

Чистоговорки со звуками С, С’

Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

Со-со-со- --- дали Соне колесо.

.Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

Чистоговорки со звуками З, З’

За-за-за --- у Захара коза.

Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

Чистоговорки со звуком Ш

Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

Чистоговорки со звуком Ж

Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.




Top