История группы браво. История группы продолжается! Биография, история жизни группы "Браво"


Другие
проекты
«Микки Маус и стилеты» (Евгений Хавтан),
«Море » (Александр Степаненко),
«Браво, Жанна » (Павел Кузин)

Группа записала множество альбомов, первый из которых увидел свет в 1983 году. Стиль группы тяготеет к рок-н-роллу , биту и рокабилли -60-х , с элементами сёрф-рока , ска , свингa , новой волны и др.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Группа была основана осенью 1983 года гитаристом Евгением Хавтаном и ударником Павлом Кузиным , покинувшими группу «Постскриптум» из-за стилевых разногласий. Вокалисткой нового коллектива стала Жанна Агузарова , известная под псевдонимом Ивонна Андерс. К группе присоединились саксофонист Александр Степаненко и басист Андрей Конусов. В таком составе зимой 1983 года был записан первый магнитоальбом, распространявшийся через знакомых.

    Дебютный концерт «Браво» состоялся в декабре 1983 года на дискотеке в Крылатском. «Браво» исполняло самую актуальную для того времени музыку: «новую волну», неорокабилли и рэгги. Второй концерт группы состоялся 28 января 1984 года в школе № 30 г. Москвы. Вместе с «Браво» в концерте принимали участие: «Звуки Му » (дебют группы), Виктор Цой , Сергей Рыженко , экспериментальный дуэт «Рацкевич & Шумов ». Концерт 18 марта 1984 года в доме культуры Мосэнерготехпром закончился скандалом. Организаторов и участников нелегального концерта задержала милиция и заставила писать объяснительные, так как проведение неофициальных концертов за деньги являлось незаконным предпринимательством . Жанна Агузарова несколько месяцев провела под следствием за подделку документов (её паспорт был выписан на имя «Ивонна Андерс», под которым она выступала) и была вынуждена покинуть Москву из-за отсутствия прописки . В её отсутствие в группе значительно поменялся состав, а обязанности вокалиста исполнял Сергей Рыженко .

    В 1985 году с возвращением Жанны группе удалось добиться легального статуса и вступить в Московскую Рок-лабораторию . Благодаря знакомству с Аллой Пугачёвой «Браво» пригласили в ленинградскую телепередачу «Музыкальный ринг ». В начале мая 1986 года группа приняла участие в фестивале «Рок-панорама-86 », где получили приз зрительских симпатий, а через 2 недели - в фестивале «Литуаника-86» . 30 мая музыканты выступили на одной сцене с Аллой Пугачёвой, Александром Градским , группами «Автограф » и «Круиз » в концерте «Счет №904», сбор от которого пошёл в фонд помощи Чернобылю . В 1987 году фирма «Мелодия » выпустила первый в СССР официальный релиз «Браво» - записанный в 1986 году одноименный группе альбом Ансамбль «Браво» (С60-26201 004 ), разошедшийся тиражом около 5 миллионов копий.

    Переходный период (1988-1990)

    К этому времени у музыкантов испортились отношения с Агузаровой, предпочитавшей оставаться в андеграунде . Скандалы закончились уходом вокалистки. На её место пришла Анна Салмина, спевшая шлягер «Король Оранжевое лето», на которую был снят видеоклип , показанный по Центральному телевидению в программе «В субботу вечером». Песня по опросу «Звуковой дорожки» «МК» стала самой популярной композицией 1986 года . После Салминой в группе недолго проработала Татьяна Рузаева, а потом Жанна Агузарова решила вернуться в «Браво», однако в 1988 году она ушла, чтобы заняться сольной карьерой. «Браво» устроило прослушивание новых вокалистов, в числе которых были Роберт Ленц и Евгений Осин , который приходил на каждую репетицию, умоляя взять его кем угодно, - хоть барабанщиком, хоть гитаристом. В 1989 году он был взят в группу, коллектив записал с ним альбом Скажем мы друг другу «Браво!» , который распространялся только на бобинах. Несмотря на это, песни «Мне грустно и легко» и «Добрый вечер, Москва!» стали всенародно известными. В начале 1990 года в группу пришла Ирина Епифанова , которая записала с ней две песни: «Джамайку» (на итальянском языке) и «Красный свет» . Этот период был запечатлён в одном из выпусков телепередачи «Брэйн-ринг », а именно на съёмках полуфинала первого сезона, где группа исполнила две эти песни. Вскоре однако Ирина покинула состав ради сольной карьеры и уже в августе приняла участие в музыкальном фестивале «Ялта-90», где заняла III место .

    Период Сюткина (1990-1995)

    После долгих исканий в 1990 году «Браво» наконец нашла постоянного вокалиста - им стал Валерий Сюткин , ранее игравший в составе групп «Телефон », «Зодчие » и «Фэн-о-мэн». Поначалу в группе возникли разногласия по поводу его причёски. У Сюткина была внушительная шевелюра, которая не вписывалась в имидж стиляг. После продолжительных прений Валерий все же согласился скорректировать свою прическу и подогнал её под стандарты рок-н-ролла. Оригинальную прическу В. Сюткина можно увидеть при просмотре самого первого клипа обновленного состава «Браво» на песню «Вася» , снятого специально для советской телепередачи «Утренняя почта », в которой должна была состояться презентация нового состава и нового материала. 25 августа 1990 дебютировал новый состав группы: Е. Хавтан - гитара, В. Сюткин - вокал, И. Данилкин - ударные, С. Лапин - бас, А. Иванов - саксофон, С. Бушкевич - труба. В таком составе группа записала свои наиболее известные альбомы: Стиляги из Москвы , Московский бит и Дорога в облака .

    Песня «Вася» стала первым совместным произведением Хавтана и Сюткина и дала старт очередному витку популярности «Браво». Началось с того, что Хавтан наиграл Сюткину музыкальную заготовку и попросил того сочинить какой-нибудь текст про стилягу. Певец тут же придумал сюжет о неком мачо, который известен всей Москве своей крутизной и неотразимостью. Загвоздка возникла только, когда персонажу надо было выбрать имя. Поначалу Хавтан настаивал, что имя должно быть вычурным (стиляги очень это любили) - например, Эдик. Но Сюткин, напротив, посчитал, что гораздо прикольнее сыграть на контрасте - пусть супер-пупер-мэн именуется предельно просто. Тут басист Сергей Лапин и ляпнул: «А что если - Вася?». «Только не это!» - взмолился Хавтан, но его таки убедили .

    Материал первого альбома был комбинированным: часть песен («Вася», «Держись, пижон!», «Девчонка 16-ти лет») была написана в новом творческом соавторстве В. Сюткина и Е. Хавтана. Вместе с собой В. Сюткин также принёс в коллектив композицию собственного сочинения «Я то, что надо». Трек был включен в альбом наряду с инструментальной композицией «На танцплощадке» (Е. Хавтан). Остальной материал альбома был записан ранее и исполнялся предыдущими вокалистами. На альбоме по-новому зазвучали песни «Король Оранжевое лето», «Мне грустно и легко», записанные в соавторстве Е. Хавтана и лидера группы «Бахыт-Компот» В. Степанцова . Также на альбоме присутствуют песни на стихи Евгения Осина «Добрый вечер, Москва!» и «Звездный шейк», а также А. Олейника «Скорый поезд», музыку к которым написал Хавтан. Помимо этого, в сборник была включена кавер-версия знаменитого советского шлягера 1960-х «Чёрный кот», спетая Валерием Сюткиным. Новая фонограмма к старым трекам не переписывалась, было произведено наложение вокальных партий Сюткина на уже готовый материал. Сборник вышел в 1990 году.

    В октябре 1992 года вышел первый полноценный альбом группы, явившийся результатом двухлетней работы. Все композиции на нём были написаны в тандеме композитора Евгения Хавтана и автора текстов Валерия Сюткина. 10 музыкальных треков звучат около 30 минут. Концепция звучания новых альбомов несколько отличалась от предыдущих работ. Если до этого часто использовались мелодичные гитарные проигрыши и эксперименты с синтезатором вкупе с красивым и мелодичным женским вокалом, то новый звук изменился в сторону классического рок-н-ролла, образцами для которого служил преимущественно классический американский рок-н-ролльный саунд 1950-1960-х годов. Особенно ярким примером служит альбом Московский бит , состоящий с одной стороны из легких и изящных композиций, («Лунатик», «Как жаль», «Вот и все»), а с другой - из зажигательных танцевальных мелодий («Заполярный твист», «Космический рок-н-ролл»), что, в свою очередь, полностью отвечало как духу, так и звуку классических шейка , буги и фокстрота .

    После того, как место у микрофона занял Валерий Сюткин, у группы начинается второй виток популярности. Если первая волна успеха была связана преимущественно с романтическими андеграундными символами и эстетикой, то новый имидж был сосредоточен полностью на атрибутике стиляг . Ключевым фетишем сюткинского периода становится галстук . Поклонники на концертах заваливают ими участников группы. Сотни галстуков той поры до сих пор хранятся в коллекциях Сюткина и Хавтана (в интервью Хавтан говорил, что все галстуки давно раздал ). Появляется отдельная песня - «Стильный оранжевый галстук». Помимо галстука, стиляга должен был носить просторные пиджак и брюки, в которых было бы удобно танцевать, а также носить тёмные очки и разноцветные значки. В целом этот образ был заимствован из ставшего к тому времени уже классикой стереотипа внешнего вида стиляги, предусматривавшего все вышеперечисленные детали.

    Обновленное «Браво» объезжает с гастролями большую часть СНГ . Пик популярности «Браво» пришёлся на 1990-1994 годы. На телевидении появляются клипы группы, занимающие первые места в хит-парадах. Кульминацией второго витка популярности группы становятся юбилейные концерты, посвященные десятилетию группы, проходившие в Москве в 1994 году. В них после долгого перерыва принимала участие Жанна Агузарова . Таким образом группы «Браво» 1983 и 1993 годов выступили на одной сцене. Завершились концерты совместным исполнением Агузаровой и Сюткиным песни «Ленинградский рок-н-ролл».

    В 1994 году бывшие музыканты «Браво» Денис Мажуков (клавишные), Игорь Данилкин и Дмитрий Гайдуков создают бит-группу «Off Beat» . 12 августа 1994 года состоялся дебют коллектива в московском клубе «Алябьев».

    Период Ленца (с 1995 года)

    В 1995 году Сюткин покидает «Браво» и начинает успешную сольную карьеру во главе ансамбля «Сюткин и Ко ». Тогда же в группу вернулись один из её основателей - ударник Павел Кузин и первый саксофонист и клавишник Александр Степаненко. Имя нового вокалиста скрывалось до окончания записи альбома На перекрёстках весны и было оглашено только в 1996 году. Им оказался Роберт Ленц (он же остаётся в этой позиции и до сих пор), уже принимавший участие в 1989 году в кастинге на это место. В последние годы и сам Евгений Хавтан также стал исполнять песни в качестве вокалиста.

    В 1998 году группа праздновала 15-летие концертным туром «Бравомания», в котором приняли участие также Сюткин и Агузарова. Тур имел большой успех, однако завершающие концерты были отменены из-за неучастия Жанны. В 2004 году группа, отмечая своё 20-летие, снова пригласила своих бывших вокалистов, а также друзей: Гарика Сукачёва , Максима Леонидова , Земфиру , Светлану Сурганову .

    В 2008 году в рамках празднования своего 25-летия группа дала серию концертов: 31 октября в Санкт-Петербурге (специальным гостем была Жанна Агузарова), а 12 ноября в Москве, кроме Жанны Агузаровой, был приглашён Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы», с которым «Браво» подготовили специальную программу .

    Параллельно с работой в Браво Хавтан выпустил несколько альбомов сайд-проектов (рабочее название проекта - «Микки Маус и стилеты»). Его песня «36,6», написанная в соавторстве с Дмитрием «Сидом» Спириным из группы «Тараканы! », возглавляла хит-парад «Чартова Дюжина ».

    19 сентября 2011 состоялся релиз нового альбома Мода (названный в честь одноимённого хита), который критики назвали одной из лучших работ группы.

    В ноябре 2013 года в московском клубе Stadium Live прошёл юбилейный концерт, приуроченный в 30-летию группы , который также был воспринят положительно.

    16 октября 2015 года, в день рождения Евгения Хавтана, состоялся релиз альбома Навсегда , ранее планируемого к юбилею группы. Особенностью альбома было то, что Евгений Хавтан в этот раз выступал в качестве основного вокалиста, сместив Роберта Ленца на второй план.

    В 2018 году группе Браво исполнится 35 лет. К юбилею коллектив планирует выпустить новый альбом. Об этом в интервью "Нашему радио" рассказал лидер Браво Евгений Хавтан: "У нас грядут большие даты, прямо страшные. Если мы успеем записать пластинку к этой большой дате, это будет лучший подарок. То есть, не будет каких-то "похоронных венков", ну, как это принято, когда все выходят и выносят эти "венки", цветы, все говорят, какой юбиляр хороший, вроде он уже из ума выжил, а он стоит, улыбается, и не понимает, в чем дело. Мне хочется этого избежать и выпустить пластинку к этой дате". После концерта 2 декабря в московском "Главclub Green Concert" группа пообещала взять длительную паузу, в которую, видимо, и будет проходить активная работа над новым альбомом.


    16 октября свое 56-летие празднует Евгений Хавтан – бессменный лидер группы «Браво» , которая в этом году отметила 33 года с момента своего основания. Хотя за это время в группе сменилось несколько солистов, она не только не распалась, но и продолжает успешно гастролировать, завоевывая новых поклонников. Немногие из них знают о криминальном прошлом «Браво» и о том, что главными героями официального дня рождения группы в 1984 году стали сотрудники правоохранительных органов, арестовавшие Жанну Агузарову прямо во время концерта.





    Осенью 1983 г. студент-первокурсник Московского института инженеров железнодорожного транспорта Женя Хавтан пришел на прослушивание к музыкантам группы «Постскриптум», лидером которой был Гарик Сукачев. Вместе они проработали недолго, так как по-разному себе представляли музыкальное будущее группы. Вместе с ударником Павлом Кузиным они решили уйти из коллектива и создать собственную группу. Первой солисткой группы стала Ивонна Андерс (Жанна Агузарова), а название «Браво» придумала ее подруга (среди других вариантов были «Шейк» и «Твист»).





    Хотя музыканты начали работать вместе еще в 1983 г., своим официальным днем рождения группа считает 18 марта 1984 г., когда в ДК «Мосэнерготехпром» состоялся тот злополучный концерт, после которого у музыкантов начались серьезные неприятности. Евгений Хавтан вспоминал: «В этот самый момент Ивонна запела «Белый день» – «Он пропоет мне новую песню о главном. Он не пройдет, нет, цветущий, зовущий, славный, мой чудный мир!» При словах «чудный мир» из-за кулис выскочили люди в милицейской форме, и с ними один в штатском с рупором – «Всем оставаться на местах!» Вокруг клуба стягивалась милицейская цепь – пригнали оперативный полк. Потрясенный народ с балконов окрестных домов наблюдал происходящее. К дверям ДК подъезжали автобусы, «газики», спецмедслужбы, какие-то «запорожцы». В них бравые стражи порядка швыряли всех, кто находился в ДК, без различия пола и возраста ».



    На музыкантов завели уголовное дело – за то, что концерты группы «Браво» проходили нелегально. Дело в том, что коллектив был приписан к ДК «Мосэнерготехпром» и должен был выступать только на праздниках для сотрудников этого предприятия, где они исполняли песни советской и итальянской эстрады. А они начали организовывать свои концерты, где играли музыку собственного сочинения.





    Евгений Хавтан рассказывал: «Нами занимались два ведомства – Петровка, 38 и Лубянка, тогда площадь Дзержинского. Причем Лубянка приезжала на Петровку – так было удобнее. Кабинеты были напротив, и я ходил на допрос сначала к милиционерам, потом к чекистам. Петровка занималась хозяйственными преступлениями, КГБ – идеологией. Хозяйственные усмотрели в частном предпринимательстве, неразрешенных – так называемых незалитованных концертах. Мы действительно ни у кого не брали разрешений, не носили песни на утверждение. О возможных последствиях мы, конечно, даже не думали. А идеология… Почему ребята выходят в черных костюмах, узких галстуках, белых рубашках и остроносых ботинках? Что они этим хотят сказать, какова подоплека? ». Никакой подоплеки, разумеется, не было. Но их пример должен был стать острасткой для остальных рок-групп.





    В отделении милиции им пришлось давать объяснения по поводу того, кто организовывал их концерты и распространял билеты. Впрочем, ничего вразумительного ни от них, ни от зрителей добиться не удалось, поэтому дело вскоре закрыли за отсутствием состава преступления. Больше всего тогда досталось Жанне Агузаровой – у нее были проблемы с московской пропиской и паспортом, в котором она собственноручно вывела что-то вроде «Ивонна Андрес, датско-подданная». Певицу арестовали и несколько месяцев продержали в следственном изоляторе и психдиспансере. А после этого отправили ее на исправительные работы в леспромхоз Тюмени. Евгения Хавтана отчислили из института, а «Браво» добавили в черный список запрещенных групп, где уже были «Алиса», «ДДТ» и «Аквариум».





    Когда Жанну арестовали, группа продолжала репетиции, но некоторые музыканты все же решили уйти из коллектива. На их место пришли другие, и в обновленном составе «Браво» пригласили в творческую лабораторию рок-музыки, созданную для того, чтобы КГБ было удобнее контролировать музыкальный андеграунд. Ансамбль получил статус любительского коллектива. Вскоре на них обратила внимание Алла Пугачева и пригласила участвовать в концерте, посвященном ликвидаторам аварии на АЭС в Чернобыле. Телетрансляция концерта открыла им дорогу на ТВ, и после этого «Браво» часто появлялось на телевидении и радио, и популярность группы стала набирать обороты. С тех пор они успешно гастролируют, и хотя сменили несколько солистов, продолжают выступать и по сей день.




    Когда из группы ушла солистка, ходило много слухов.

    История группы Браво берет отсчет с осени 1983 года , когда студент 1-го курса Московского Института Инженеров Железнодорожного Транспорта приехал на прослушивание к музыкантам группы Постскриптум , возглавляемой тогда . Музыканты "Постскриптума" не произвели на Хавтана никакого впечатления, так же как и он на них. Единственным, кто понравился ему тогда, был барабанщик Павел Кузин , который уже тогда стучал "достаточно резво и технично ".

    Но "союз" все-таки состоялся, и, как выяснилось позже, не последнюю роль в этом сыграли "фирменные" примочки и гитара Хавтана. Евгений попытался увести команду от избранного ей музыкального стиля, который представлял собой смесь арт-рока и хард-рока , в сторону чего-то, на его взгляд, более прогрессивного. Кроме того, новому гитаристу не понравился басист , и в скором времени Сергея Бритченкова (автора текста композиции ) сменил приведенный Хавтаном бас-гитарист Карен Саркисов .

    Некоторое время обновленный коллектив:

    Гарик Сукачев
    Евгений Хавтан
    Павел Кузин
    Карен Саркисов

    играл музыку в стиле new wave, песни из репертуара группы Secret Service, Police и композиции Гарика. Но поскольку выступления проходили на танцах в клубе завода "Мосэнерготехпром", где у музыкантов была база, приходилось разбавлять программу песнями итальянской эстрады. Такая ситуация не устраивала никого, и после одного из концертов, сидя на кухне Кузина, Павел и Евгений решили, что с Сукачевым им не по пути. В то же время Гарик пришел к аналогичному выводу, поэтому по обоюдному согласию музыканты расстались.

    Процесс создания новой команды начался с поисков саксофониста, потому что играть new wave без саксофона, по мнению Хавтана, было нельзя. В подмосковном Желсзнодорожном был найден Александр Степаненко , игравший в местном банкетном зале. Потом появилась : однажды в Жениной квартире раздался ночной звонок, и девушка на другом конце провода заявила, что она хочет петь и ищет ансамбль. "До этого про нее мне рассказывали такие альтернативщики, как "Мухоморы", которых КГБ уже пытался посадить в тюрьму, и они чудом еще не сели к тому времени. Они мне сказали, что есть девушка такая, и я уже был готов к этому звонку. Она приехала и покорила всех нас ", - вспоминает лидер группы "Браво", которая начинала в следующем составе:

    Евгений Хавтан - руководитель, гитарист, композитор
    Иванна Андерс она же Жанна Агузарова - вокал
    Андрей Конусов - бас-гитара
    Павел Кузин - ударные
    Александр Степаненко - саксофон

    Кстати, название группы придумала подруга Жанны. После одного из посещений Большого театра девушка подумала, что традиционные театральные крики "Браво" - неплохое имя для коллектива. Музыканты согласились, что ее предложение лучше придуманных ими вариантов - "Твист", "Шейк" или "КВН".

    Первой песней ансамбля стала композиция , которую Женя наиграл Жанне на гитаре, а спустя несколько дней вокалистка принесла для нее стихотворение Уильяма Дж. Смита. По признанию Евгения тогда Жанна обладала редким даром находить очень удачные стихи для песен. Принесенная ею поэзия и музыка Хавтана составили основу первой 20-минутной записи, которая появилась на кассетах в 1984 году.

    "Мы играли концерты, и я уже чувствовал, что за нами следят , - рассказывает Евгений Хавтан. - Чтобы увековечить наше творчество, еще не зная, что с нами произойдет, мы на нашей репетиционной базе с помощью первых распространителей магнитоальбомов Виктора Алисова и Юрия Севостьянова сделали эту запись, которая на сегодняшний день является для меня эталонной по энергетике, по настроению, по количеству искренности и по количеству лажи - там все соответствует представлению о том, какой должна быть первая запись у группы ". Эта сессия знаменита тем, что бас-гитарист Андреи Конусов, которому во время домашней ссоры супруга прищемила палец, играл на своем инструменте фактически тремя пальцами.

    Через несколько недель после записи, 18 марта 1984 года (эту дату "Браво" считает своим официальным днем рождения ), в ДК "Мосэнерготехпром" состоялся печально известный концерт группы, главными действующими лицами которого стали сотрудники правоохранительных органов, а финальная кода прозвучала в местном отделении милиции, где музыканты писали объяснительные записки по поводу того, кто организовывал их выступление и как и где распространялись билеты. Посадить всех участников ансамбля не смогли, поскольку отсутствовал состав преступления. Больше всех досталось Жанне Агузаровой, у которой были проблемы с московской пропиской и паспортом, - ее арестовали и несколько месяцев она провела в следственном изоляторе, а "Браво" попало в известный "черный список" запрещенных команд, в котором занимало третью или четвертую строчку - после с .

    Тем не менее, в период отсутствия Жанны группа продолжала репетиции. Однако, не веря в возможность дальнейшей работы "Браво", музыканты стали покидать команду. Бас-гитарист Андрей Конусов ушел в , где тоже играл неделю и потом навсегда покончил с карьерой бас-гитариста. Вместо него в "Браво" пришел Тимур Муртазаев , игравший на контрабасе . Заканчивавшего Гнесинку Александра Степаненко, которому была просто необходима концертная практика, пригласил в . Ушедшего саксофониста сменил Игорь Андреев . В "переходный" период вместо Агузаровой, писавшей письма с просьбами ее дождаться, пел Сергей Рыженко ("Футбол", "Последний шанс", ). Дебют ансамбля в новом составе состоялся на дне рождения у , который отмечался на его даче и где в числе гостей присутствовали музыканты групп , и . Все они приняли участие в праздничном концерте, через два дня после которого Евгений Хавтан был отчислен из МИИТа.

    Чтобы КГБ удобнее было контролировать творчество молодежи, в 1985 году в Москве была создана творческая лаборатория рок-музыки, куда пригласили и "Браво". Вернулась Жанна Агузарова, ансамбль получил статус любительского коллектива, им заинтересовалась Алла Пугачева, пригласившая ребят принять участие в концерте "Счет 904" который состоялся в 1986 году после трагедии в Чернобыле. После телетрансляции этого концерта, в котором прозвучала песня "Верю я", "Браво" открылась дорога на телевидение. Та же Пугачева представила артистов в программе "Музыкальный ринг". По рекомендации Жанны в группу пришел ксилофонист и клавишник Павел Марказьян . Тогда же "Браво" пригласили на "Рок-панораму-86", которая прошла в Центральном Доме Туриста. Признанные мэтры рок-музыки - , и - были против участия в фестивале непрофессиональной команды. Однако ребята так отчаянно и лихо отыграли свои песни, что получили сразу две награды - приз зрительских симпатий и приз за лучшую шоу-программу.

    Тогдашние акулы зарождавшегося отечественного шоу-бизнеса не могли остаться безучастными к судьбе молодого коллектива. Валерий Гольденберг пригласил "Браво" на работу в Московскую областную филармонию, и уже в статусе филармонических тружеников музыканты приняли участие в фестивале "Литуаника-86", где их программа также была признана лучшей. Считающая, что "Браво" ещё рано быть профессионалами, Жанна Агузарова после очередного скандала покинула группу. Место у микрофона заняла Анна Салмина, спевшая суперхит "Король Оранжевое лето", ставший по опросу "Звуковой дорожки" "МК" самой популярной композицией 1986 года. После Салминой в группе недолго проработала Татьяна Рузаева, а потом Жанна Агузарова решила вернуться в "Браво". В 1987 году фирма "Мелодия" выпустила пластинку "Браво", которая была продана в количестве 5 млн. копий - именно за такой тираж Евгению Хавтан был перечислен гонорар в 260 рублей. Выступление коллектива на "Рок-панораме-87" не было таким успешным, как годом раньше, потому что громко заявила о себе , а из Свердловска покорять Москву приехал .

    В 1988 году Жанна Агузарова вновь ушла из группы, чтобы заняться сольной карьерой. "Браво" устроило прослушивание новых вокалистов, в числе которых были и Роберт Ленц с Евгением Осиным . Последний приходил на каждую репетицию, умоляя взять его кем угодно, - хоть барабанщиком, хоть гитаристом. В конце концов, его настойчивость победила - в 1989 году он был взят в группу в качестве солиста. Вместе с Осиным коллектив записал несколько вещей, которые никогда и нигде не были изданы, однако, две песни - "Мне грустно и легко" и "Добрый вечер, Москва" - обрели всесоюзную известность. Годом позже в "Браво" вместо ушедшего Евгения Осина пела Ирина Епифанова. По иронии судьбы о ее работе в "Браво" также напоминают две композиции - "Джамайка" и "Красный свет". В том же 1990 году Евгений Хавтан пригласил в коллектив Валерия Сюткина . Одним из главных условий его работы в группе была смена прически - Хавтан уговорил Валерия постричь длинные волосы. Одним из первых совместных произведений стала , которая дала старт очередному витку популярности "Браво" - это был второй ренессанс ансамбля, считает его руководитель. Первый концерт с фронтменом Сюткиным состоялся 25 августа 1990 в городе Сумы в составе:

    Е. Хавтан - гитара
    В. Сюткин - вокал
    И. Данилкин - ударные
    С. Лапин - бас
    А. Иванов - саксофон
    С. Бушкевич - труба

    История группы "Браво" продолжается...

    Другие новости

    Бессменный руководитель группы, гитарист и автор исполняемых группой песен - Евгений Хавтан.

    Группа записала множество альбомов, первый из которых увидел свет в 1983 году. Стиль группы тяготеет к рок-н-роллу, биту и рокабилли 50-60-х, с элементами сёрф-рока, ска, свингa, новой волны и др.

    История

    Период Агузаровой (1983-1988)

    Группа была основана осенью 1983 года гитаристом Евгением Хавтаном и ударником Павлом Кузиным, покинувшими группу «Постскриптум» из-за стилевых разногласий. Вокалисткой нового коллектива стала Жанна Агузарова, известная под псевдонимом Ивонна Андерс. К группе присоединились саксофонист Александр Степаненко и басист Андрей Конусов. В таком составе зимой 1984 года был записан первый магнитоальбом, распространявшийся через знакомых.

    Дебютный концерт «Браво» состоялся в декабре 1983 года на дискотеке в Крылатском. «Браво» исполняло самую актуальную для того времени музыку: «новую волну», неорокабилли и рэгги. Второй концерт группы состоялся 28 января 1984 года в школе № 30 г. Москвы. Вместе с «Браво» в концерте принимали участие: «Звуки Му» (дебют группы), Виктор Цой, Сергей Рыженко, экспериментальный дуэт «Рацкевич & Шумов». Концерт 18 марта 1984 года в доме культуры Мосэнерготехпром закончился скандалом. Организаторов и участников нелегального концерта задержала милиция и заставила писать обьяснительные, так как проведение подпольных концертов за деньги рассматривалось как незаконное предпринимательство. Жанна Агузарова несколько месяцев провела под следствием за подделку документов (её паспорт был выписан на имя «Ивонна Андерс», под которым она выступала) и была вынуждена покинуть Москву из-за отсутствия прописки. В её отсутствие в группе значительно поменялся состав, а обязанности вокалиста исполнял Сергей Рыженко.

    В 1985 году с возвращением Жанны группе удалось добиться легального статуса и вступить в Московскую Рок-лабораторию. Благодаря знакомству с Аллой Пугачёвой «Браво» пригласили в телепередачу «Музыкальный ринг». На следующий год группа приняла участие в фестивале «Рок-панорама-86», где получили приз зрительских симпатий, а позднее в фестивале «Литуаника-86». Группа начала набирать популярность и профессионализм. В 1987 состоялся первый официальный релиз «Браво» на государственной фирме грамзаписи «Мелодия» - одноименная группе пластинка Bravo, разошедшаяся тиражом около 5 миллионов копий.

    Переходный период (1988-1990)

    К этому времени у музыкантов испортились отношения с Агузаровой, предпочитавшей оставаться в андеграунде. Скандалы закончились уходом вокалистки. На её место пришла Анна Салмина, спевшая суперхит «Король Оранжевое лето», ставший по опросу «Звуковой дорожки» «МК» самой популярной композицией 1986 года. После Салминой в группе недолго проработала Татьяна Рузаева, а потом Жанна Агузарова решила вернуться в «Браво», однако в 1988 году она ушла, чтобы заняться сольной карьерой. «Браво» устроило прослушивание новых вокалистов, в числе которых были Роберт Ленц и Евгений Осин, который приходил на каждую репетицию, умоляя взять его кем угодно, - хоть барабанщиком, хоть гитаристом. В 1989 году он был взят в группу, коллектив записал с ним альбом Скажем мы друг другу «Браво!», который распространялся только на бобинах. Несмотря на это, песни «Мне грустно и легко» и «Добрый вечер, Москва!» стали всенародно известными. В начале 1990 года в группу пришла Ирина Епифанова, которая записала с ней две песни: «Джамайку» (на итальянском языке) и «Красный свет». Этот период был запечатлён в одном из выпусков телепередачи «Брэйн-ринг», а именно на съёмках полуфинала первого сезона, где группа исполнила две эти песни. Вскоре однако Ирина покинула состав ради сольной карьеры и уже в августе приняла участие в музыкальном фестивале «Ялта-90», где заняла III место.

    Период Сюткина (1990-1995)

    После долгих исканий в 1990 году «Браво» наконец нашла постоянного вокалиста - им стал Валерий Сюткин, ранее игравший в составе групп «Телефон», «Зодчие» и «Фэн-о-мэн». Поначалу в группе возникли разногласия по поводу его причёски. У Сюткина была внушительная шевелюра, которая не вписывалась в имидж стиляг. После продолжительных прений Валерий все же согласился скорректировать свою прическу и подогнал её под стандарты рок-н-ролла. Оригинальную прическу В. Сюткина можно увидеть при просмотре самого первого клипа обновленного состава «Браво» на песню «Вася», снятого специально для советской телепередачи «Утренняя почта», в которой должна была состояться презентация нового состава и нового материала. 25 августа 1990 дебютировал новый состав группы: Е. Хавтан - гитара, В. Сюткин - вокал, И. Данилкин - ударные, С. Лапин - бас, А. Иванов - саксофон, С. Бушкевич - труба. В таком составе группа записала свои наиболее известные альбомы: Стиляги из Москвы, Московский бит и Дорога в облака.

    Материал первого альбома был комбинированным: часть песен («Вася», «Держись, пижон!», «Девчонка 16-ти лет») была написана в новом творческом соавторстве В. Сюткина и Е. Хавтана. Вместе с собой В. Сюткин также принёс в коллектив композицию собственного сочинения «Я то, что надо». Трек был включен в альбом наряду с инструментальной композицией «На танцплощадке» (Е. Хавтан). Остальной материал альбома был записан ранее и исполнялся предыдущими вокалистами. На альбоме по-новому зазвучали песни «Король Оранжевое лето», «Мне грустно и легко», записанные в соавторстве Е. Хавтана и лидера группы «Бахыт-Компот» В. Степанцова. Также на альбоме присутствуют песни на стихи Евгения Осина «Добрый вечер, Москва!» и «Звездный шейк», а также А. Олейника «Скорый поезд», музыку к которым написал Хавтан. Помимо этого, в сборник была включена кавер-версия знаменитого советского шлягера 1960-х «Чёрный кот», спетая Валерием Сюткиным. Новая фонограмма к старым трекам не переписывалась, было произведено наложение вокальных партий Сюткина на уже готовый материал. Сборник вышел в 1990 году.

    В октябре 1992 года вышел первый полноценный альбом группы, явившийся результатом двухлетней работы. Все композиции на нём были написаны в тандеме композитора Евгения Хавтана и автора текстов Валерия Сюткина. 10 музыкальных треков звучат около 30 минут. Концепция звучания новых альбомов несколько отличалась от предыдущих работ. Если до этого часто использовались мелодичные гитарные проигрыши и эксперименты с синтезатором вкупе с красивым и мелодичным женским вокалом, то новый звук изменился в сторону классического рок-н-ролла, образцами для которого служил преимущественно классический американский рок-н-ролльный саунд 1950-1960-х годов. Особенно ярким примером служит альбом Московский бит, состоящий с одной стороны из легких и изящных композиций, («Лунатик», «Как жаль», «Вот и все») а с другой из зажигательный танцевальных мелодий («Заполярный твист», «Космический рок-н-ролл»), что, в свою очередь, полностью отвечало как духу, так и звуку классических шейка, буги и фокстрота.

    После того, как место у микрофона занял Валерий Сюткин, у группы начинается второй виток популярности. Если первая волна успеха была связана преимущественно с романтическими андеграундными символами и эстетикой, то новый имидж был сосредоточен полностью на атрибутике стиляг. Ключевым фетишем сюткинского периода становится галстук. Поклонники на концертах заваливают ими участников группы. Сотни галстуков той поры до сих пор хранятся в коллекциях Сюткина и Хавтана. Появляется отдельная песня - «Стильный оранжевый галстук». Помимо галстука стиляга должен был носить просторные пиджак и брюки, в которых было бы удобно танцевать, а также носить тёмные очки и разноцветные значки. В целом этот образ был заимствован из ставшего к тому времени уже классикой стереотипа внешнего вида стиляги, предусматривавшего все вышеперечисленные детали.

    Обновленное «Браво» объезжает с гастролями большую часть СНГ. Пик популярности «Браво» пришёлся на 1990-1994 годы. На телевидении появляются клипы группы, занимающие первые места в хит-парадах. Кульминацией второго витка популярности группы становятся юбилейные концерты, посвященные десятилетию группы, проходившие в Москве в 1994 году. В них после долгого перерыва принимала участие Жанна Агузарова. Таким образом группы «Браво» 1983 и 1993 годов выступили на одной сцене. Завершились концерты совместным исполнением Агузаровой и Сюткиным песни «Ленинградский рок-н-рол».

    Период Ленца (с 1996 года)

    В 1995 году Сюткин покидает «Браво» и начинает успешную сольную карьеру во главе ансамбля «Сюткин и Ко». Тогда же в группу вернулись один из её основателей - ударник Павел Кузин и первый саксофонист и клавишник Александр Степаненко. Имя нового вокалиста скрывалось до окончания записи альбома На перекрёстках весны и было оглашено только в 1996 году. Им оказался Роберт Ленц (он же остаётся в этой позиции и до сих пор), уже принимавший участие в 1989 году в кастинге на это место. В последние годы и сам Евгений Хавтан также стал исполнять песни в качестве вокалиста.

    В 1998 году группа праздновала 15-летие концертным туром «Бравомания», в котором приняли участие также Сюткин и Агузарова. Тур имел большой успех, однако завершающие концерты были отменены из-за неучастия Жанны. В 2004 году группа, отмечая своё 20-летие, снова пригласила своих бывших вокалистов, а также друзей: Гарика Сукачёва, Максима Леонидова, Земфиру, Светлану Сурганову.

    В 2008 году в рамках празднования своего 25-летия группа дала серию концертов: 31 октября в Санкт-Петербурге (специальным гостем была Жанна Агузарова), а 12 ноября в Москве, кроме Жанны Агузаровой был приглашён Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы», с которым «Браво» подготовили специальную программу.

    Параллельно с работой в Браво Хавтан выпустил несколько альбомов сайд-проектов (рабочее название проекта - «Микки Маус и стилеты»). Его песня «36,6», написанная в соавторстве с Дмитрием «Сидом» Спириным из группы «Тараканы!», возглавляла хит-парад «Чартова Дюжина».

    19 сентября 2011 состоялся релиз нового альбома Мода (названный в честь одноимённого хита), который критики назвали одной из лучших работ группы.

    В ноябре 2013 года в московском клубе Stadium Live прошёл юбилейный концерт, приуроченный в 30-летию группы, который также был воспринят положительно.



    Состав группы

    • Евгений Хавтан - уникальные и стандартные гитары, вокал, фронтмен, музыкальные темы и тексты песен (1983-наши дни)
    • Александр Степаненко - клавишные, саксофон, флейта, гитара (lap steel), аккордеон, бубен (1983-1985, 1994-наши дни)
    • Павел Кузин - ударные, перкуссия (1983-1985, 1995-наши дни)
    • Роберт Ленц - акустическая гитара, электрогитара, вокал (1995-наши дни)
    • Михаил Грачёв - бас-гитара, контрабас (2011-наши дни)
    • Дмитрий Ашман - бас-гитара (1994-2011)

    А давайте посмотрим на женщин группы "Браво". Кроме Жанны Агузаровой, о которой мы говорить не будем, ибо её все и так знают, в группе "Браво" пели ещё три девушки. Кто же они?

    Процитирую фрагмент из книги Алексея Певчева "БРАВО. Авторизованная биография группы":

    "Первой заменой Агузаровой стала певица Анна Салмина, приглашённая с подачи лидера группы "Диалог" Кима Брейтбурга. С Анной была записана песня "Король Оранжевое лето" на стихи московского поэта Вадима Степанцова, ставшая, согласно опросу "Звуковой дорожки" "МК", самой популярной композицией 1986 года.

    Песня планировалась для "Утренней почты". Попасть в одну из самых популярных ТВ-программ, идущую на всю страну, молодой, начинающей, пускай и очень талантливой группе было непросто. Для начала нужна была бумага для студии, где эту песню нужно было записать.Редактор Ольга Борисовна Мочанова (позже работавшая в программе "Шире круг") сообщила, что это возможно только в случае изменения текста песни. Посовещавшись, текст изменили. Песню должна была записывать Жанна в первом тон-ателье Останкино, но она опоздала на запись на несколько часов. Понимая, что запись отменяется, Хавтан позвонил Анне Салминой.

    Анна Салмина


    До "Браво" Анна работала в группах "Синяя птица" и "Девчата". Хит "Король Оранжевое лето" крутили активно,информация о замене вокалистки не обнародовалась, так что многие полагали, что "Король Король Оранжевое лето" порёт Жанна Агузарова. Впрочем, Салмина в "Браво" не задержалась.

    Евгений Хавтан: "Аня выполнила очень важную задачу, и не оценить это невозможно. Первый большой хит после периода так называемого андерграунда был записан именно с ней. Кроме того, согласно нашему договору с филармонией, мы должны были отыграть не менее девяноста концертов в течение трёх месяцев для того, чтобы сдать программу худсовету и поехать по стране. Все эти три месяца Аня героически моталась по Подмосковью вместе с группой. А это почти каждый день сто километров переездов туда и обратно, плюс саундчеки и сам концерт. Это не каждый выдержит!..."

    Группа "Браво" и Анна Салмина - "Король Оранжевое лето"

    Некоторое время место вокалистки занимала красавица Татьяна Рузаева, но в группе она проработала рекордно короткий период. Сохранившиеся концертные, не очень качественные записи "Браво" с Рузаевой можно отнести скорее к небольшому творческому эксперименту, чем к попытке серьёзного сотрудничества.

    Татьяна Рузаева в составе группы "Браво"

    Евгений Хавтан: "В какой-то момент я понял, что все попытки найти замену Жанне бесполезны. Заменить её кем-то было просто невозможно".

    Последняя попытка поработать с девушкой-вокалисткой была предпринята Хавтаном после того, как он услышал восемнадцатилетнюю певицу Ирину Епифанову. Она обладала сильным голосом, весёлым нравом и очен подходила группе, ассоциирующейся с девчонкой у микрофона. Епифанцева до этого пела в уличной арбатской группе "Линкор Кибадади". Две новые её песни - "Джамайка" (кавер на старый хит Робертино Лоретти) и "Красный свет" - в 1990 году звучали на всех радиостанциях. На двух сохранившихся треках, записанных в студии "Орион", задействована духовая секция Сергея Бушкевича (труба) и Алексея Иванова (саксофон), на клавишных играет лидер "Квартала" Артур Пилявин.

    Ирина Епифанова

    Ирина Епифанова: "Мне позвонил Женя Хавтан, мы встретились в начле 90-го. Агузарова уже собиралась ехать в Америку, ушла из группы, и в "Браво" уже почти год работал Женя Осин. С группой "Линкор Кибадади" пришлось попрощаться, они всё правильно поняли, и я начала работать с Хавтаном.

    Группа "Браво" и Ирина Епифанова - "Джамайка"

    Когда группу "Браво" пригласили в Донецк 2 июня на фестиваль "МузЭко-90", туда съехались все немыслимые популярные наши рок-группы. Московские уехали сразу после окончания мероприятия, а вот Питер остался пить, и группа "Браво" тоже. Нас поселили в гостиницу "Донецк", а окна выходили прямо на стадион, где стояла сцена. Ещё перед концертом, часов в девять утраЮ как только приехали, мы с саксофонистом и барабанщиком из "Браво" подошли к сцене и только стали выставлять инструменты на сцену, как увидели человека в светлой куртке, это был Георгий Гурьянов, ударник из группы "Кино". Он подошёл и задал вопрос Фёдору (нашему саксофонисту): "У вас, говорят, девочка появилась, солистка?" А Федя показывает на меня: "Вот она!". Гурянов спрашивает: "А какие девушка цветы любит?", отвечаю: "Любые белые!" "Розы подойдут?" "Подойдут!" Спрашиваю Фёдора: "А мне что, Цой розы подарит, что ли?" Он засмеялся в ответ. Стала пытать, и он признался: "Песню исполнят в твою честь три раза - "Белые розы" в ресторане, ты же на банкет остаёшься!" В ресторане играла местная донецкая группа, и Гурьянов в тёмных очках, когда появился Цой, подошёл к музыкантам и что-то сказал. И они три раза подряд играли "Белые розы". Доконали всех. За столами с белыми, как розы из песни, скатертями и оливье сидели рядами ребята-рокеры, все в чёрных-пречёрных кожаных косухах.

    Группа "Браво" и Ирина Епифанова - "Красный свет"

    После "Роз" вышел Цой, встал на выступающий край сцены и сказал в микрофон: "В нашем полку прибыло, надо поздравить группу "Браво" с новой солисткой!" Все были пьяные абсолютно, я одна была трезвая. Помню, сидел Лапин Сергей (бас в "Браво"), сидел Бушкевич, Игорь Данилкин и Чацкий, наш техник, и они мне хором талдычили: "Мы тебя поздравляем, теперь ты навсегда останешься с нами!" Я говорю: "Да не может такого быть!" Они мне: "Нет, Ира, это твой приговор, ты в роке останешься на всю жизнь".

    Планов у Ирины было громадьё, но, как оказалось, они шли вразрез с планами группы "Браво". Дороги разошлись. Вместе с Ириной группу покинул саксофонист Фёдор Пономарёв, с которым у неё был служебный роман".

    ВНИМАНИЕ!!! СКОРО!!! В сообществе




Top