История марионеток. Куклы марионетки История марионетки читать

“Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей”. (Советский Энциклопедический Словарь)

С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример – управляющий и управляемый.

Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека.

Издавна замечена способность человека к фантазии, возбуждаемой поразительным свойством театра кукол – чудом оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета. Наверное, именно поэтому на смену неподвижным изображениям богов (которые были в древние времена в каждом доме) пришли движущиеся фигурки, которые человек наделял особым отношением. Это-то и стало началом театра кукол.

Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

I. Возникновение театра марионеток

Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.

Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки).

Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название “педжент”). Роли богов в таком театре исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. Исполнение роли бога человек взять на себя не мог.

В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.

Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.

Кроме того, в каждом доме – и в Древней Греции, и в античном Риме – обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.

На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть вифлеемским ящиком. Этот “театр” впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании – в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. Стержнями, продетыми в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять – так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получился театр.

Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка.

Самой “кукольной” страной Европы считается Италия. История итальянских кукольных представлений более-менее отчетливо вырисовывается с XVI века. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения “бель канто”, балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах. Марионетки копировали представления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII веку марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.

Среди свидетельств, относящихся к XVII веку, встречаются лишь названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка венецианского театра Гроппо “Общие сведения о театрах Венеции”, изданной в 1766 году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик, воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая всю знать Венеции.

Великолепное описание марионеточных театров Италии составил Стендаль. В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневники и, вернувшись, опубликовал их под названием “Рим. Неаполь. Флоренция”. В каждом из этих городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у него восхищение.

На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга, высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток “Филандо”. Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять все фиоритуры танцовщиц знаменитого театра Ла Скала.

Описания XIX века обнаруживают характерную черту итальянского марионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных и драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде “своих” марионеточных пьес со “своими” героями.

И еще одна особенность театра итальянских (и европейских вообще) марионеток: в их спектаклях существовало обязательное разделение на актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта черта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под запись музыки и актерских голосов.

Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они также были очень популярны и даже соперничали в XVII-XVIII веках с театрами живых актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Кроме того, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французских аристократических гостиницах.

Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской городской семьи, спектакли начинают показывать любители.

Театр марионеток получил большое распространение во многих европейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаря английским кукольникам – и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует до тысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах и кочующих.

В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к началу царствования Анны Иоанновны (1730-1740), когда немецкие “показыватели” неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих кукол называли “выпускными”. Но во второй половине XVIII века в русский язык окончательно входит слово “марионетка”.

Однако, до середины XIX века марионеточные спектакли дают только иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в XVIII веке, в основном, из разговорных пьес. Они снимают для своих выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен специальный “комедиантский амбар” для марионеточных представлений. Однако, существовало одно неудобство: далеко не вся публика понимала иностранные языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах. Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических номеров - трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых можно легко обойтись без текста.

Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно, поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им второстепенные роли и обучая кукловождению.

Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра, научившись управлять маленькими артистами с помощью нитей, расставались со своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно.

К концу XIX века представления марионеточного театра можно было увидеть уже на народных гуляньях, на любой ярмарке не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах России.

Разговорные пьесы практически полностью исчезли из репертуара русских марионеток. Но, постоянно выступая, народные кукольники великолепно овладели сложной техникой марионеточного театра. Постоянных помещений у них не было, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие сооружения можно было застать еще в начале 20-х годов в московских садах и парках.

Кроме того, в России, как и зарубежом, большое распространение получили домашние кукольные театры. Именно из них в начале XX века стали одна за другой появляться любительские студии. Однако, довести работу до конца, показать спектакль широкой публике долгое время никому не удавалось.

Ближе всех к созданию профессионального театра кукол подошли Ю.Слонимская и Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась в феврале 1916 года. Однако, жизнь театра оказалась недолгой: Ю.Слонимская и некоторые студийцы эмигрировали из России, и театр распался.

После революции марионетки почти совсем ушли из практики русских кукольников – они предпочитали играть с перчаточными и тростевыми куклами. Однако, теперь интерес к марионетке вновь возрождается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой чудесной куклой.

II. Строение кукол

Куклы марионеточного театра делаются из дерева с подвижными конечностями, к которым привязаны нитки, сходящиеся в особом коромысле, так называемой ваге. Вага состоит из стержня, подвижного коромысла, прикрепленного к стержню на оси в определенной точке, и неподвижной планки. Колебания коромысла натягивают нити, прикрепленные к краям коромысла - на кукле они соответствуют коленным нитям. Поднимание одной из сторон коромысла соответствует подниманию ноги куклы. Основными нитями являются также височные, спинная, ручные. Эти нити в состоянии приводить куклу только в самую элементарную подвижность. Она может ходить, становиться на колено, поднимать ту или иную руку, поворачивать голову, наклоняться. Если же кукле нужно сделать какое-либо специальное движение, то для каждого такого движения необходимо подвязать специальные нити. Их может быть до двадцати и даже больше.

Основной недостаток, свойственный марионетке, - ощущение плоскости пола. Марионеточник (невроспаст) нередко теряет это ощущение, особенно если марионетка массивная. Актер наблюдает куклу в очень неудобных ракурсах, поэтому научиться вот этому ощущению плоскости пола – задача довольно трудная. И поначалу он либо сажает ее на согнутые ноги, либо поднимает слишком высоко, и тогда кукла просто повисает в воздухе.

Законы движения марионетки:

Движение должны быть точны, определенны и ритмически увязаны с произносимым за нее текстом.

Движения эти должны быть схематичны, образны и не должны копировать движений живых существ, а лишь синтезировать их.

Движения куклы должны чередоваться с покойным ее состоянием.

Движения должны быть скупы, но предельно насыщены. Следует избегать приводить в одновременное движение все сочленения куклы.

Невроспаст должен развить в себе чувство “глубины”, постоянно ощущая прикосновение куклы к сценической площадке.

Марионетка должна быть тщательно выверена в техническом отношении и изучена со стороны выразительных возможностей, присущих именно данной кукле.

III. Основные сюжеты и герои

Театр кукол выжил и оказался бессмертным. И это обусловлено не только любовью к нему зрителей. Дело в том, что кукольники придумали таких героев, которые стали – как пословица или поговорка – всенародно нарицательными. Их самих, а также их шутки, колкие словечки знали и любили все.

В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы, которые жили столетиями. Наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные “популярные фигуры”, “портретные” куклы.

Во время раскопок в средние века ученые часто находили фигурку: с головой неправильной формы, крючковатым носом, горбом на спине и огромным животом. Это был древнеримский персонаж, кукольный герой народной античной комедии Маккус.

Именно с него итальянцы в начале XVI века “срисовали” своего народного героя – Пульчинеллу. Этот “петушок” так понравился зрителям, что скоро он стал участником всех народных празднеств, карнавалов и балаганов. А когда появился знаменитый итальянский театр масок Комедия дель арте, среди прочих героев туда попал и Пульчинелла.

Комедия дель арте стал одним из прародителей профессионального драматического европейского театра. Отсюда же на марионеточную сцену вышли и многие известные герои: глупый жадный купец Панталоне, болтун Доктор, слуги Бригелла, Арлекин, Коломбина, назойливый Тарталья и другие. Они кочевали из спектакля в спектакль, независимо от исполняемой пьесы, и даже если это была очень известная пьеса, они находили себе место в ее действии.

Кукольники любили путешествовать. Они бродили со своими представлениями по разным деревням, городам и странам. И Пульчинелла со временем так полюбился самым разным народам, что спустя несколько поколений во многих странах уже были свои всенародные любимцы – братья итальянского героя. Во Франции это Полишинель, в Англии – Панч, в России - всем нам знакомый с детства Петрушка (или Петр Петрович Уксусов).

Еще один знаменитый французский кукольный герой – Ляфлер. А также его младший брат Гиньоль. В память о нем любое представление с куклами в этой стране до сих пор называется “Гиньолем”.

В Германии тоже был свой образ национального кукольного героя. Его звали по-разному: Касперле, Гансвурстом, Пиккельхерингом. У кукольников Германии, так же, как и у всех их собратьев по ремеслу, был определенный текст одной или нескольких пьес, сцен, которые они играли по выбору, в зависимости от обстоятельств.

Чешский брат Гиньоля и Касперле – Кашпарек. В Праге даже есть памятник из белого мрамора ему и его создателю Матею Капецкому. Не менее популярны в Чехословакии еще два персонажа: недалекий мещанин и зануда папаша Спейбл и его сынок – веселый, жизнерадостный Гурвинек. Их создатель Йосеф Скупа ставил со своими любимыми куклами большие спектакли, и театр “Спейбл и Гурвинек” стал одним из самых популярных в мире.

Счастье придумать всенародно любимого героя выпало и на долю английских кукольников – Энн Хоггарт и Джона Басла. Это ослик Маффин. Вскоре у Маффина появилось много друзей (Страус, Жираф, Пес, Пингвин) – они вместе совершали всякие путешествия. И стали любимцами не только английских детей.

Надо сказать, что некоторые из вышеназванных кукол считаются традиционно перчаточными, но все же и они, как правило, побывали марионетками.

Что же касается репертуара марионеточного театра, то с древних времен он весьма разнообразен. Ученные Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений “Король Лир”, “Ромео и Джульетта”, “Фауст”, как и многие другие, ставшие гордостью мировой литературы, были известны задолго до Шекспира и Гете не только в устном творчестве, но и в представлениях кукольников. Считается, что решающее впечатление от легенды о “Фаусте” произвел на Гете именно спектакль марионеток.

Конечно, в разные времена, в разных странах кукольниками обыгрывались сюжеты из древнегреческой мифологии, сказок, басен, литературных произведений самых серьезных писателей. Это “Красная шапочка”, “Красавица и чудовище”, “Золушка”, “Мальчик-с-пальчик”, “Конек-горбунок”, “Кукольный город”, “Гулливер в стране лилипутов”, “Петя и волк”, “Маленький принц”, “Коломбина”, “Русалочка” и даже “Граф Монте-Кристо”, “Двадцать тысяч лье под водой” и много, многое другое.

Но самые известные, самые любимые зрелища – это, наверное, те, в которых участвуют потомки Маккуса – четыре братца: Пульчинелла, Полишинель, Панч, Петрушка. Они – народные герои, и веселые, бесшабашные, находчивые и всегда побеждают, оставляя всех в дураках. Известно множество сцен с участием Петрушки. В одних он встречается с невестой, в других – покупает лошадь, обучается солдатскому делу, сражается с Чертом и даже дает пинка Смерти.

Триста с лишним лет существует комедия о Петрушке без сколько - нибудь значительных изменений. Артисты из народа нашли реальный способ доказать: идея борьбы за справедливость – бессмертна, она сильнее, выше, могущественнее самой смерти. И Петрушка, как и его кукольные собратья, из других стран, олицетворяет именно эту идею.

…Об авторе этой книги ходят легенды. Согласно одной, автором «Истории марионеток», скрывшим свое имя за псевдонимом «Йорик», был Гордон Крэг - великий английский режиссер, автор кукольных пьес и статей о театре кукол, обладатель уникальной коллекции кукол разных стран. Другая утверждает, что «Йорик» - это большой авторский коллектив ученых-искусствоведов. Третья настаивает на том, что под псевдонимом кроется некий любитель, весьма неточно, вольно законспектировавший книгу видного французского ученого Шарля Маньена «История марионеток в Европе с древнейших времен до наших дней», издававшуюся в Париже в 1852-1862 гг.

Ни одна из этих версий не достоверна. Автором книги, которую вы держите в руках, был блистательный итальянский театральный критик Пьетро Ферриньи (Pietro Coccoluto-Ferrigni, 1836-1895) – человек удивительной судьбы, друг Дж. Гарибальди, участник восстания в Сицилии, адвокат по образованию, историк и теоретик театра по призванию, писавший под псевдонимом «Йорик».

Его книга о театре кукол впервые была опубликована в 1874 г. в журнале «Nazione», затем вышла в двух изданиях во Флоренции в 1884 г. и в 1902 г. и называлась «История театральных кукол» («Storia dei Burattini»). С 1912 по 1914 гг. она отдельными главами печатается на английском языке в журнале «The Mask» издававшемся во Флоренции Гордоном Крэгом (вполне вероятно, что ему принадлежит и перевод книги). Публикация «A Histori of puppets» стала событием в театральном мире, и в 1913 г. книга Йорика начинает печататься в бесплатном приложении к журналу «Театр и искусство» - «Библиотеке Театра и искусства». В русском переводе книга стала называться «История марионеток», что не совсем точно. Марионетка - лишь один из многих видов театральных кукол.

Переводчик с английского также счел нужным скрыть свое имя, поставив вместо него инициалы - М.П. Есть предположение, что это М. А. Потапенко, активно сотрудничавший в то время с «Театром и искусством». Начиная с книги № 5 «Библиотеки Театра и искусства» у «Истории марионеток» появляется второй переводчик, соавтор М. П., обозначивший себя инициалами В. Т. (Под этим кратким псевдонимом в то время печатался выдающийся русский ученый В. Н. Перетц). Позднее В. Т. становится основным переводчиком книги Йорика.

Итак, перед вами репринтное воспроизведение книги, которая ни разу не публиковалась в России полностью, а выходила лишь в журнальном варианте. Книги, написанной на итальянском языке, отредактированной и переведенной с английского для публикации в России. Книги, написанной под псевдонимом, под псевдонимом изданной и под псевдонимом переведенной. Книги поразительной по эрудиции и глубине понимания сути театра кукол, по литературному мастерству, темпераменту и любви к этому старинному, вечно юному искусству.

Я завидую тем читателям, которые открыли ее впервые…

История марионеток.

Античные марионетки в храмах.

Для подробного описания истории марионеток не хватило бы и целой библиотеки; поэтому мы удовольствуемся лишь небольшой экскурсией в античную область, заглянув мимоходом в величественные храмы, в которых некогда обитали боги, покинувшие их, в священные рощи, где жрецы древних верований, исчезнувших теперь с лица земли, совершали таинственные ритуалы, где происходили торжественные празднества, жертвоприношения, процессии и обряды, порою непристойные или жестокие, но всегда исполненные поэзии.

Вместе с Гомером бросим беглый взгляд за пределы видимого мира, в сияющие, вечные чертоги Вулкана, куда среброногая богиня Фемида приходила за чудодейственным оружием, обещанным ею Ахиллесу. Войдя в мастерскую бессмертного хромого она:

„Бога, покрытого потом находит в трудах пред

Быстро вращавшегося; двадцать треножников вдруг

он работал

В утварь поставить к стене своего благолепного

Он под подножием их золотые колеса устроил,

Сами б собою они приближалися к сонму бессмертных,

Сами б собою и в дом возвращалися, взорам

на диво». 1 *)

Несомненно, что это большое чудо! Но так как Гомер не был сам очевидцем, то и свидетельство его недостаточно убедительно для нас. Он лишь указывает на то, что и в самые отдаленные времена у людей существовало представление о неподвижном материале, которому искусные мастера могли придавать различные формы, устраивая их таким образом, чтобы можно было подражать движениям и действиям живых существ.

Спускаясь затем поспешно с Олимпа на землю, мы наблюдаем ежегодное торжественное шествие, которым знаменовался в Египте великий праздник в честь Озириса. Здесь, согласно Геродоту, среди великих скопищ народа, вдоль дороги, окаймленной бесконечными рядами чудовищных гранитных сфинксов, толпою шли жрецы, неся на плечах изображение божества, голова которого непрерывно двигалась с права на лево, бросая по сторонам искрометные взгляды огненных глаз.

По свидетельству «Анонима», написавшего трактат „De Syria Dea» (ошибочно приписываемый некоторыми Лукиану), перед храмом, в Иераполисе, спиною к стенам стояли громадные фигуры, вырезанные из дерева и покрытые позолотой, двигавшие головами с милостивым или угрожающим выражением, внушая ужас или надежду верующим.

Статуя Юпитера Аммона, по описанию Диодора Сицилийского, никогда не произносила своих предсказаний прежде чем ее не проносили торжественно в громадной золоченой лодке, которую держали на плечах восемьдесят жрецов. Движением головы она указывала им путь, по которому она желала следовать и точное место остановки.

Аполлон в храме Гелиополийском, сооруженный из громадных листов золота и двигавший всеми частями тела, перед тем, как изрекать ответы, вращал глазами и покрывался испариной, когда первосвященник слишком долго задерживал вопросы.

В сочинении Атенсо читаем чрезвычайно интересное описание роскошных празднеств, устраивавшихся в честь Вакха и Александра Птоломеем Филадельфом, на которых среди других удивительнейших зрелищ, появилась четырехколесная колесница, которую тащили шестьдесят

человек; на колеснице было водворено изображение города Ниссы в мантии шафранового цвета, сверкавшей золотом, и короткой тунике, какую носили в Лаконии.

При помощи искусно устроенного механизма, фигура эта вставала и, свершив возлияние молока в знак жертвоприношения, снова садилась на место

Относительно статуй Дедала древние авторы отзывались различно, соглашаясь, впрочем, что все они напоминали живых людей. Венера Дедала, удивительная по грации и красоте форм, была исполнена смелым художником совершенно иначе, чем остальные священные фигуры (по традиции они должны были изображаться в виде закутанных мумий и состоять из целого куска, кроме головы): она стояла на алтаре нагая, с руками и ногами, свободно двигавшимися посредством внутреннего механизма.

Божества Крита и Родоса, «Фортуны» Анциума, все идолы Лациума и Этрурии, группа Юпитера и Юноны в виде детей в Престене, римские Диоскуры отличались подвижностью, достигавшейся с помощью механизма, скрытого в полой груди статуй.

Овидий в шестой книге Фаст с ужасом и с поразительной яркостью описывает чудо, свершившееся в храме, когда во время торжественного жертвоприношения статуя Сервия Туллия гневным жестом руки закрыла себе глаза, чтобы не видеть своей преступной дочери.

Тит Ливий, описывая чудеса, происходившие в Риме во время празднеств в 573 г., упоминает о пиршестве, устроенном на общественной площади в честь богов, возлежавших на пурпуровых ложах, перед накрытыми столами: «Земля содрогнулась: посреди форума, где стояли ложи, боги, покоившиеся на них, отвернули свои головы, отказываясь от пищи!» Чудо это поразило граждан всех сословий; но никаких мер к выяснению этого не было принято, и только пир был начат вторично.

На этот раз боги выразили свое согласие.

Очевидно, жрецы успели проголодаться.

Можно было бы привести еще множество таких примеров, вспомнить об обычае у Римлян, когда в дни, предшествовавшие торжественным играм в цирке, в процессиях, проносили различные небольшие движущиеся

фигурки из дерева, слоновой кости и металла, изображавшие богов, чудовищ или животных, имевших отношение к религиозным таинствам и ритуалам. Но это было бы излишним, так как задача наша состоит в отыскании фактов, относящихся, главным образом, к театральным марионеткам, - к которым, впрочем, мы не можем перейти, не остановившись сначала на другом виде общественных и домашних марионеток, память о которых так заботливо древние авторы сохранили для нас.

Античные марионетки в домах.

Прежде всего, мы, конечно, начнем с бесчисленного семейства марионеток, ближе всего напоминающих только что описанные, так как они до известной степени тоже связаны с религиозным суеверием.

Существует описание Геродота, относящееся к странному египетскому обычаю передавать во время какого-нибудь пиршества из рук в руки небольшую статуэтку из слоновой кости или дерева, изображавшую мертвеца, лежащего в гробу. Было ли это просто шуткой дурного тона, или великодушным напоминанием не предаваться излишеству в пище, или же благочестивым приглашением не забывать о бренности всего земного и неизбежности смерти в ту самую минуту, когда были приняты меры для поддержания и охранения жизни? Затрудняемся дать объяснение, но факт остается несомненным.

Теперь остается только доказать, обладали ли эти фигурки мертвецов или скелетов, как их называет Плутарх, подвижными сочленениями. Ученый египтолог, Вилькинсон, описывает две женские статуэтки, найденные в одном из древних саркофагов, при чем у одной руки были отделены от туловища, а у другой не доставало головы, а на шее были явные следы скрепления. Две подобные же фигурки были описаны в сочинении Присса. «Нравы и обычаи древних Египтян»; одна из них находится в Луврском музее, другая в коллекции д-ра Лбота. Шарль Маньен придерживается мнения, что эти четыре «куклы» не имели назначения фигурировать на пиру, а

изображали просто детские игрушки. Я лично присоединяюсь вполне к мнению Вилькинсона.

Принести за стол и предложить гостям «труп», более или менее искусно сделанный, может показаться мрачной, но правдоподобной эксцентричностью, и я не вижу большой разницы между неподвижным мертвым телом и мумией, состоящей из нескольких частей. Но что мне представляется более невероятным, это фантазия давать ребенку изображение мертвеца с целью утешить или позабавить его.

Обычаи египтян в этот отдаленный период несомненно отличались от современных нам, но нельзя себе представить, чтобы в Мемфисе или Фивах дети находили удовольствие играть такими кладбищенскими «фанмами». Кроме того, мне непонятно, какой был смысл искусственно приделывать головы, руки или ноги к фигуре, специально предназначенной для изображения безжизненного тела. Гораздо логичнее принять мнение Вилькинсона и причислить изображение мертвых кукол к статуэткам, предназначавшимся для забавы взрослых от шестнадцати до восьмидесяти пятилетнего возраста, принимавших участие в неумеренных пиршествах. Тем более что обычай приносить в середине или в конце обеда всевозможные движущиеся фигурки в различных позах был свойствен не одним лишь египтянам, а большинству древних народов.

В Греции не было дома или семейства, у которого не имелось бы небольшой коллекции «кукол» в виде убранства комнат или украшения стола, Наиболее искусные мастера Афин, Мегары и Эфеса состязались в пластическом искусстве и чудесах механики, выделывая небольшие статуэтки, отличавшиеся изяществом стиля и вкусом, присущим этим художникам древних времен.

В то время это было обычным явлением, по крайней мере во времена Ксенофонта, который, описывая пир у Каллия, упоминает о Сиракузском фокуснике, расставлявшем свои марионетки на пурпуровом холсте и заставлявшем их изображать грациозный «балет» или забавную пантомиму.

Подобный же обычай существовал я в Риме. Приводим

в доказательство слова Тита Петрония Арбитра, рассказывающего о роскошном пире, устроенном Тримальционом: «В то время, когда мы пили и наслаждались великолепием, окружавшим нас, слуга принес серебряную статуэтку, устроенную таким образом, что каждая часть ее могла повертываться и двигаться». Тримальцион продекламировал громким голосом: «Увы, несчастны мы! Человек есть лишь призрак, ничто... Быстро опадает и исчезает весна нашей жизни. Такими станем мы все, когда неумолимая Смерть похитит нас. Будем же жить, будем жить до тех пор, пока можем веселиться здесь». Стихи и, как видно, довольно посредственные, но марионетки были, по-видимому, одним из художественных произведений Дедала.

Этим объясняется таинственное значение мрачных марионеток, фигурировавших на пирах, для наглядной пропаганды эпикуреизма, и поощрения к свободной жизни, освежающим напиткам и торопливому наслаждению в мире, который без этих утех ложа и стола был бы слишком тосклив и мучителен.

Покончив с увеселениями «взрослых», мы остановимся также на забавах «маленьких детей», которые в самые отдаленные времена получали подарки в виде марионеток и кукол так же, как это делается и в наши дни.

В гробницах Мемфиса и Фив, недавно исследованных, обнаружены среди громадного количества игрушек, находившихся в пещерах и детских гробах, множество изображений людей и животных, с конечностями, отделенными от туловища и снабженных кольцами, скреплениями и отверстиями, очевидно предназначенными для продевания веревки, посредством которой «фантоши» могли подражать жестам и движениям живых существ. В музее Лувра находится несколько таких кукол, изображающих людей, с ремесленными орудиями в руках, устроенных таким образом, что они могли двигаться посредством различных крючков и скреплений. В Лейденском музее находится деревянная фигура, несомненно очень древнего египетского происхождения, изображающая человека, согнувшегося над работой, с сочленениями на руках и ногах; она могла подражать движениям человека,

склонившегося над квашней или лоханью для стирки белья. Там находится также изображение крокодила с нижней челюстью, движущейся посредством штифта и ногами, прикрепленными на крючках. Шарль Ленорман нашел еще подобную же марионетку в Фивах в 1829 г.; она была сделана целиком из слоновой кости и изображала молодую женщину с подвижными конечностями и головой, прикрепленными металлической проволокой.

Дон Игнацио Патерно Кастелло, член академии «Crusca» в своей ученой диссертации с громадной эрудицией доказывал, что матери и няньки в самые отдаленные времена имели обыкновение навешивать на шею своим детям различные амулеты, свистки, так как дети забавляются всем, что производит шум, а также дарили им, когда они становились старше, небольшие фигурки с подвижными частями тела. Детские куклы, найденные в большом количестве в Греции, чрезвычайно красивы. Их можно видеть во всех музеях, в частных коллекциях и городских галереях. Многие, основываясь на словах Платона, утверждают, что даже сам Архимед не гнушался производством этих удивительных фантошей снабжая их сложным, но таким совершенным механизмом, что они давали впечатление произвольного движения.

В Корнето, в древности Тарквинии, в склепе было обнаружено шесть детских гробов; в каждом из них было найдено множество небольших римских марионеток тончайшей работы. Обычай хоронить детей вместе с игрушками и куклами, служившими для развлечения их в раннем детстве, не только сохранился в последние годы язычества, но неизменно продолжался и в первые века христианской эпохи. Куклы пережили век богов. Большинство подвижных фигурок, находящихся в настоящее время в музеях и частных коллекциях, происходят из христианских катакомб в Риме, где нередко можно встретить камень на гробнице какого-нибудь ребенка, на котором вырезаны группы марионеток или кукол, изображенных с изящной и трогательной наивностью.

В подтверждение сказанного приводим также свидетельство Филиппо Буанаротти, который описывает виденные

им в музее Карненья изображения детей из слоновой и простой кости, найденные на кладбищах св. Калликста и св. Присциллы; руки и ноги у них были прикреплены к туловищу посредством тонкой железной проволоки. Монсиньор Болдетти в своих иллюстрированных таблицах, составляющих часть его труда «Усыпальницы святых мучеников» говорит: «Фигурки из слоновой кости, указанные в этих таблицах и найденные в детских гробницах, имеют шесть или больше дюймов в вышину и состоят из туловища, рук и ног, сгибавшихся в сочленениях, причем в них имеются отверстия, в которые можно было пропустить железную или медную проволоку таким образом, чтобы вся фигура могла быть подвижной во всех частях. Дети имели обыкновение забавляться этими маленькими фигурками, переставляя их или заставляя двигаться на подобие театральных марионеток.

Теперь мы постараемся проследить историю этой любопытной формы драматического искусства, которая, несмотря на некоторую заброшенность в наше время, все еще продолжает существовать, и, вопреки всяким превратностям судьбы, пользовалась в продолжение многих веков такой славой и успехом.

Жила одна семья на окраине города.Жили они в закоулке где уровень преступности был высок.В семье был только сын и мама.Маму звали Мери(Сью)а сына Марти(Сью).И вот однажды у Марти было день рождение.Мама долго искала место где они бы могли отпраздновать его в то время как Марти приглашал всех на своё день рождение.И вот она наткнулась в интернете на вывеску что гласила:"Пиццерия Фредди Фазбер Дайнер".Мери начала осматривать пиццерию и в итоге сказала-"Ну выглядит не страшно пожалуй там отпразднуем!"Когда её сын вернулся из школы она спросила его-"Эй сынок не хочешь ли отпраздновать в пиццерии Фредди Фазбер Дайнер?"Марти конечно же согласился.И вот наступило 13 февраля(пятница).Они собрались все вместе и пошли в пиццерию.С Марти вместе шёл его лучший друг Майк и подруга Нэнси.Вот они уже подошли к месту.Они вбежали в пиццерию и увидели администратора.Он поприветствовал их и пригласил в главный зал.Ребята все вместе пошли дружно и начали разглядывать пиццерию. Им всё нравилось всё-всё!Но вот наконец и главный зал.Дети уселись за большой стол и захлопали в ладоши.Занавес открылся и они увидели Бонни играющего на гитаре Фокси играющего на синтезаторе.После песне Фредди приказал Чике(которая стояла за кулисами)раздать кексы.Чика раздала кексы и ребята начали их уплетать.Вскоре она пошли исследовать пиццерию и пропали.Как только Мери заметила что дети исчезли она тут же подошла к золотому Фредди и спросила-"Извините,Но вы мне не подскажите где мои дети?"После чего сзади её что-то оглушило.Очнулась Мери в большой коробке(достаточно большой чтобы поместить взрослого человека).Мери было тяжело шевелить руками но все-таки она смогла делать это.Она решила выбраться оттуда и стала выбивать крышку головой.После долгих как ей показалось 5 минут ей всё же удалось сделать это.Она выбралась и стала смотреть на себя.На свету она увидела что у неё стали очень худые руки,ноги и тело.Затем она заметила что к её рукам пришиты какие-то верёвки ведущие к деревянному кресту.И наконец она обнаружила что её волосы пропали.Она поняла что с ней случилась но боялась признать это.Затем она стала разглядывать комнату.В ней по углам лежали кучи трупов детей облитые кровью.Так комната не чем не отличалась от остальных ну кроме трупов и освещения.Через несколько минут Мери услышала шаги.Сначала она подумала что это полиция и она спасена,потом она подумала что это тот самый Фредди,Затем она подумала что это её сын.Но в комнату вошёл золотой Фредди подошел к ней.Он засмеялся но потом достал шприц и завёл коробку(которая оказалась музыкальной)Он вколол ей шприц и сунул в коробку.Так продолжались года, а он ей всё вкалывал и вкалывал.наконец у неё выработался рефлекс.Когда она слушает музыку она идёт и садится в коробку.Однажды Фредди вынул её из коробки и потащил к трупам(на этот раз это был обычный Фредди).Он отдал ей маски и приказал одевать их на на трупы,а сам он ушёл.Она начала одевать эти трупы и в самом конце у неё осталась одна маска.Она посмотрела на труп и не могла поверить глазам!Это был её сын...Она подняла его и легонько надела маску.Она взяла его и потащила в коробку севши туда вместе с ним она закрыла крышку и начала петь:Я совершила ошибку, На миг один отвлеклась, Теперь обречена страдать веками. Вина как зверь жестоко гложет, За спиною тенью крадётся. Когда придёт конец этим диким страданьям? Ищу ли я отмщенья, А, может, лишь палача ищу? Безумный парадокс в угол загоняет. Возможно, я должна бежать, искать, Пока не стало поздно, Ведь скоро стану их марионеткой. Chorus: О, как давно Мой сын попал в объятия чудовищ, К существу, что сеет хаос. И с той поры Эту глупую мелодию пою я. Твоя мать уже безумна... Verse #2 Жить настоящим не смею, Ведь в прошлом столь грешна, Но как будто бы змей грядущее поманит. Наивную улыбку, добрый взгляд Я не забуду. Воспоминания смешались разом... Я подтверждаю - убита, Но убийство не подтверждено. Да что произошло с моим сыночком? И кругом голова, но нет ответов на вопросы. Прости, малыш, должна была быть рядом. Chorus: О, как давно Мой сын попал в объятия чудовищ, К существу, что сеет хаос. И с той поры Эту глупую мелодию пою я. Твоя мать уже безумна... Она пела и пела эту песню пока ресторан не закрыли.Но она ещё жива...

Интересно, а когда все-таки появилась первая кукла, как я? - спросила меня сегодня Веселина, не по обыкновению неспешно появившаяся в мастерской.

Хм, ну привет, это, во-первых, - сказал я, - а, во-вторых, что значит «как ты»? Умница и красавица?

Ну, не без этого, конечно, - от скромности не умрет наша девица,- но я спрашиваю о куклах, у которых все двигается, как у вас, у людей, и ими можно управлять ниточками или палочками, - пояснила она.

А, так ты про марионетки, - сообразил я, - а с чего это вдруг у тебя такой интерес?

Да так, заезжие купцы рассказывали про таких кукол, а я вот ничего о них не знаю. Вот и пришла к тебе, - уже уселась в кресло и стала выжидательно смотреть, ожидая моего рассказа.

Ну что же, слушай, что знаю — расскажу.

Как появились куклы марионетки

Впервые фигура с подвижными частями тела появилась в обозримом прошлом в роли участника религиозных действий. Это были статуи богов, в честь которых совершались ритуальные действия, процессии, обряды и подобные мероприятия. Вначале у этих фигур или статуй поворачивалась только голова — земное воплощение бога как бы обозревало собравшуюся паству и оценивало степень раболепия и подобострастия. Для того, чтобы у людей при этом возникали разные чувства, выражения лиц у таких статуй было также различным — от улыбающихся до разгневанных.

Подобное происходило в Древнем Египте во время ежегодного празднования в честь Озириса — жрецы носили с собой во время религиозных шествий статуи с вращающимися головами. Все они изображали бога, которому и было посвящено это действие. У стен храма древнейшего Иераполиса возле входа устанавливали статуи, у которых также поворачивалась голова, внимательно осматривая входящих людей. Это делали для создания соответствующей атмосферы и поддержания непререкаемого авторитета религиозных деятелей. В Древнем Риме фигура Юпитера головой указывала направление, куда ее нужно было нести, а кивком обозначала место остановки, где и осуществлялось предсказание божества.

Нужно уточнить, что такие фигуры и статуи назывались совсем не марионетками, откуда произошло это название расскажем позже, да и куклами их тоже назвать можно было с большой натяжкой. Скорее, они послужили прообразом для марионеток и примерами для их создания. А произошло это тогда, когда ремесленники стали изготавливать уменьшенные копии божественных статуй и других фигур, способных имитировать человеческие движения.

Маленькие фигурки мастера награждали большими возможностями — у них двигалась не только голова, но и руки, и ноги, и даже глаза с нижней челюстью были подвижными. Придумывались все более сложные механизмы управления куклами, схемы соединения подвижных частей и в результате марионетки могли садиться, вставать, ходить, танцевать, совершать сложные движения, выполнять всем понятные жесты. Такие куклы стали постоянными участниками на всех праздниках, в том числе на пирах и застольях.

Что же это, взрослые люди во время еды игрались с куклами? - сомневаясь спросила Веселина.

Да, представь себе, и с большим удовольствием, - отвечаю я ей, хотя сам с трудом могу представить подвыпивших египтян или римлян, раскладывающих на столе марионеток. Но, тем не менее, так оно и было.

Прошло немного времени и марионетки полностью ушли в народ. Везде, где были люди, появлялись и марионетки. Они присутствовали на всех праздниках, участвовали во всех религиозных мероприятиях и жили практически в каждом доме. Таким куклам уделяли свое внимание все выдающиеся изобретатели, ученые, мыслители и философы, писатели и поэты. Статуя Венеры, изготовленная Дедалом, удивляла не только своим реалистичным сходством с живой женщиной, но больше поражала зрителей возможностью совершать как будто самостоятельно произвольные движения. Дедал также, как и Архимед, Архит или Эвдоксий, придумывал и усовершенствовал сложные механизмы, которые находились внутри куклы и при использовании создавали иллюзию движения живого организма. Сократ очень часто в своих сочинениях приводил свойства марионеток для сравнения с человеческими качествами. Его постоянно замечали на улицах, наблюдающим за движениями кукол.

Массовое использование кукол для проведения религиозных праздников привело к тому, что им в компанию стали изготавливать не только статуи богов, во время шествий можно было увидеть многочисленные фигуры чудовищ, существующих и несуществующих животных, у которых двигались головы, лапы и хвосты.

А из чего же делали таких кукол? - слышу я очередной вопрос Веселины, которая всецело погрузилась в атмосферу древних цивилизаций.

Такие куклы с двигающимися частями изготавливали из твердых материалов — дерева, металла, слоновой кости. Естественно, что большие фигуры весили много и для их передвижения привлекали иногда до нескольких десятков человек. Небольшие марионетки, которые уже переходили в разряд игровых кукол делали из тех же материалов, соединяя между собой части тела проволокой с помощью колец и крючков.

Марионетка - театральная кукла

Популярность марионеток возрастала, и уже в Древнем Риме в каждом знатном доме была коллекция своих, домашних кукол. Их одевали в модные наряды и расставляли в разных позах, имитируя фрагменты современных театральных постановок. Чаще всего в богатых домах такой кукольный театр располагался в фойе для того, чтобы все гости могли видеть достаток хозяев, их предпочтения и вкус.

В это же время начался бум бродячих артистов с марионетками, которые на улицах показывали представления с участием одной или двух кукол. Во время таких выступлений артисты играли на музыкальных инструментах, а куклы помощью хитроумных приспособлений подтанцовывали в такт музыке, потом кланялись и обращались к публике за вознаграждением. Как правило, это были безобидные развлечения, которые воспринимались весьма благосклонно всеми социальными слоями населения Древней Греции и Древнего Рима.

В некоторых случаях наиболее успешные бродячие артисты увеличивали свой театральный арсенал — марионеток становилось больше, они усложнялись, приходилось нанимать других артистов для управления ими. Так появились первые кукольные театры с марионетками, которые и определили основное назначение куклы с подвижными частями тела, сделав сцену ее призванием.

Вот бы узнать, какие же роли предпочитали исполнять кукольные артисты? - Веселина всерьез увлеклась этой темой.

Чаще всего на театральных подмостках разыгрывались сатирические сценки и пантомимы. При этом нередко высмеивались социальные проблемы, недостатки представителей власти и даже пороки правителей. Получилось так, что театральная марионетка стала глашатаем народного мнения по наиболее значимым вопросам общественной жизни. Это, конечно, не нравилось и пугало людей, облеченных властью, но предпринять они особо ничего не могли - популярность кукольных театров в народе была слишком высока.


Клоун-марионетка

В первые столетия новой эры кукольные театры были самым распространенным развлечением Европы. Создавались целые династии кукольников, которые изготавливали марионеток и выводили их на сцену. Писатели и поэты специально для них писали свои сочинения, это было весьма престижным и доходным делом — самые известные театры процветали во всех смыслах.

Сейчас в это трудно поверить, но несколько тысяч лет назад кукольные марионетки были настолько популярным увлечением, что им уделяли внимание не только простыe люди, средний класс, светская знать, но и высшие правители государств. Например, сирийский царь Антиох (какой именно история скромно умалчивает) не только всячески приветствовал марионеток, но и сам с удовольствием и большой искусностью управлял ими, принимая участие в театральных постановках. Более того, весь царский двор был во власти этих фигурок, они были повсюду и пользовались особой благосклонностью царя и его приближенных.

Вот здорово! Я бы в таком царстве надолго поселилась бы! - замечталась Веселина, представив себя в окружении нескольких сотен разных марионеток.

Уличные артисты, забавлявшие публику своими представлениями с участием кукол несколько веков назад никуда не делись. Их, конечно, стало гораздо меньше, но тем не менее и наши дни можно при желании увидеть вот такую картину:


Слон марионетка. Фрагмент шествия гигантских марионеток во Франции. Вес этого слона составлял более 40 тонн, а высота фигуры равнялась высоте трехэтажного здания. Шагающий слон сам по себе вызывал бурный восторг зрителей, но когда он внезапно окатывал их водой из хобота - радости и изумлению не было предела.

Марионетка — детская игрушка

А что, разве дети не игрались такими куклами? - озабоченно задает Веселина следующий вопрос.

Конечно игрались, я просто забыл об это упомянуть.

В детские руки марионетка попала в период появления домашних кукольных театров. Вначале было так - не очень удачные экземпляры театральных кукол не выбрасывали, а отдавали детям для игр. Позже стали делать игрушки малышам специально — это были, так скажем, упрощенные варианты кукол, без всяких механизмов, а иногда и вообще без систем управления. Это были простые фигурки, у которых голова, руки и ноги свободно болтались на крючках. Дети с удовольствием играли с такими куклами, подражая взрослым играм и уличным театрам.

Куклы были любимыми детскими игрушками, а раньше, как известно, после смерти человека хоронили вместе с теми вещами и предметами, что при жизни были особенно дороги. Так исследователи обнаружили в детских египетских гробница помимо изображений кукол с раздельными частями тела и сами марионетки с двигающимися элементами. Древние греки и римляне часто на детские гробницы наносили изображения отдельных кукол, а иногда и групп марионеток, имитирующих какую-либо сценку.

Происхождение названия марионетка

Мне кажется, - сомневаясь начала Веселина, - что не всегда таких кукол называли марионетками. Откуда появилось такое название?

Да, в самом деле слово «марионетка» итальянского происхождения и возникло оно в кукольной жизни довольно поздно — в середине девятого века нашей эры.

Вообще нужно сказать, что в настоящее время марионетка ассоциируется именно с театральными куклами и это справедливо, так как именно на сцене эта кукла прожила уже несколько тысячелетий, пользуясь заслуженной популярностью. Самыми искусными мастерами по изготовлению кукол были итальянцы, как наследники римских бродячих артистов они обладали наибольшим опытом работы с куклой.

Поэтому Италия справедливо считается родоначальником театральных марионеток и именно в этой стране появилось название этих кукол. Произошло это следующим образом. Раньше в Венеции был ежегодный обычай выдавать нескольких невест одновременно замуж. Двенадцать девушек в свадебных платьях в определенный час выходили из своих домов в направлении церкви, где их уже ждали женихи. Мероприятие было публичным и имело общегородское значение, поэтому каждая семья хотела похвастаться своим богатством и наряды невест украшали драгоценностями и золотом.

Все было хорошо и прекрасно, пока в 944 году внезапно высадившиеся на берег пираты не похитили всех девушек и не увезли их на свои корабли. Спохватившиеся женихи бросились в погоню, догнали разбойников и жестоко отомстили им за грабеж и поруганную честь своих невест. По возвращении Венеция целую неделю праздновала освобождение девушек и геройство юношей. Так возник ежегодный праздник Марии (может быть так звали одну из невест?).

Первые годы традиция соблюдалась в точности, но потом стали возникать сложности. То не могли найти 12 невест, то эти невесты не хотели выходить замуж именно в этот день, да и городская казна терпела существенные убытки, ведь богатство нарядов невест обеспечивалось за казенный счет. Поэтому было решено изготовить больших кукол, которых вели к собору, будто настоящих невест. В этом случае и ритуал был соблюден — можно было по-прежнему всю неделю праздновать на законных основаниях, и бюджет не страдал — наряды кукол не менялись из года в год.

Интересное дело получается, вот как куклы тысячу лет назад спасали невест и городскую казну! - восхищенно произнесла Веселина, - Что бы люди без кукол делали? Только я не поняла — марионетки то откуда взялись?

Вот торопыга, на последнем слове перебиваешь!

Те куклы, которые выполняли роль невест были немного выше человеческого роста, поэтому в праздник Марии их стали называть большими Мариями или Марионами. А поскольку в этом празднике принимал участи весь город, то сообразительные ремесленники стали изготавливать небольшие копии Марион с двигающимися головой, руками и ногами. Соответственно маленькие Марии стали называться Марионетками. Вот так появилось название этих кукол, которое сразу прижилось и распространилось потом на весь мир.

Вот здорово, а что ты еще знаешь про марионеток? - спрашивает Веселина.

Видишь ли, о куклах, в том числе и о марионетках можно говорить очень долго. Но давай на сегодня прервемся, а то уже мы с тобой заболтались — время позднее, а в Kuklastadte наверняка есть незаконченные дела. А продолжим об этом говорить в другой раз, хорошо?

Ладно, так и быть, давай отложим на потом, только не забудь про марионеток! - и умчалась в город.

Что же, на этом и я буду прощаться. Напишите в комментариях свои впечатления по теме статьи. Может быть, что-то нужно добавить или, наоборот - убрать. Если вас заинтересовала статья - ставьте ссылки на нее в своих аккаунтах в социальных сетях. Спасибо вам за внимание, всем удачи, пока.

Если вас увлекла история возникновения куклы, а конкретно история возникновения и развития театральной марионетки, то я рекомендую почитать вам вот эту книгу: «Йорик. История марионетки. М., 1990. Репринт.», материал которой в числе прочего я использовал для написания этой статьи.

Все иллюстрации к статье выполнены Анжелиной Дегтяревой. Если у вас возникли вопросы к автору или предложения — отправляйте их в письме со страницы «Контакты».




Top