История написания картины поленова заросший пруд. Заросший пруд

И седьмая по расстоянию от планеты. Тритон был обнаружен в 1846 году Уильямом Ласселлом. Это произошло всего через несколько недель после открытия самого Нептуна. В 1989 году окрестности Нептуна посетил космический аппарат «Вояджер-2». Данные, которые он передал, составляют большинство наших знаний о Тритоне на сегодняшний день.

Странная орбита Тритона

Единственный среди больших спутников, Тритон имеет ретроградную орбиту. Эту особенность он разделяет только с гораздо меньшими спутниками, такими как Ананке и Феба . Установлено, что Тритон не мог образоваться там, где он находится сейчас. Его обратное движение говорит о том, что он родился в поясе Койпера. А затем был захвачен Нептуном (если это так, то это был бы самый известный объект пояса Койпера). Сценарий захвата также может объяснить необычную орбиту другого спутника Нептуна – Нереиды. А также объяснить энергию, расплавившую когда – то поверхность Тритона.

Из-за ретроградной орбиты приливные взаимодействия между Нептуном и Тритоном истощают энергию последнего, вызывая его распад. В отдаленном будущем Тритон либо разрушится (возможно, образуя кольцо), либо упадет на планету.

Боковое вращение Тритона

Ось вращения Тритона также необычна. Она наклонена на 157 ° относительно оси Нептуна (которая, в свою очередь, наклонена на 30 ° от плоскости орбиты планеты). Это делает ориентацию Тритона относительно такой же как у Урана, с полярными и экваториальными областями, поочередно обращенными на Солнце.

Атмосфера Тритона

Тритон имеет очень слабую атмосферу, подобную атмосфере Плутона с поверхностным давлением около 0,01 миллибар. Она состоит в основном из азота с небольшим количеством метана. Тонкая дымка простирается на 5-10 километров. Температура на поверхности такая же низкая, как и у Плутона. Это следствие высокой отражающей способности поверхности Тритона. Она отбрасывает большинство поступающих солнечных лучей обратно в космос. В 1997 году затмение звезды Тритоном свидетельствовало о том, что Тритон стал немного теплее со времени пролета Вояджера.

Состав Тритона

Тритон немного плотнее ледяных лун Сатурна. Предполагается, что он, вероятно, состоит на 25% из водяного льда, а в остальным из каменистого материала.

Особенности поверхности Тритона

На снимках, полученных от Вояджера, видны несколько кратеров. Это свидетельствует об относительно молодой поверхности Тритона. Почти все южное полушарие покрыто ледяной шапкой из замороженного азота и метана А уникальные сложные узоры, которые есть на большей части поверхности, вероятно, являются результатом циклов замораживания/оттаивания. Поверхность здесь похожа на кожуру дыни, которая состоит из примерно одинаковых углублений. Они имеют размеры от 5 до 25 км в поперечнике и разделены рядами перекрывающихся гребней. Одна из гипотез их возникновения заключается в том, что ямочки являются результатом внутренних взрывов. Другая объясняет их таянием и обрушением ледяной поверхности.

Ледяные вулканы Тритона

Наиболее интересными и совершенно неожиданными чертами Тритона являются его ледяные вулканы. Одно из изображений Вояджера показывает фантастический шлейф. Он поднимается на 8 км над поверхностью и простирается на 140 километров по ветру. Тритон, и Венера – единственные тела , помимо Земли, которые являются вулканически активными в настоящее время (хотя и относился к ним в прошлом).

Интересно также отметить, что во внешней Солнечной системе происходят самые разные вулканические процессы. Извержения на Земле и Венере извергают скалистый материал и происходят от внутреннего тепла. Извержения на Ио представляют собой соединения серы и обусловлены приливным взаимодействием с Юпитером. В то время как извержения Тритона это очень летучие соединения, такие как азот или метан, обусловленные сезонным нагревом от Солнца.

На Тритоне, по-видимому, есть по крайней мере три вида ледяного вулканизма.

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет - это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

Василий Поленов. Заросший пруд.
1879. Холст, масло. 77 x 121,8. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Настоящий пейзаж Поленова является одной из трех картин, которые представляют собой лирико-философскую трилогию, созданную в 1878-79 годах, в которую входят следующие картины: Бабушкин сад, Московский дворик и Заросший пруд.

Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом. Здесь был написан этюд, который стал основой картины.

Этюд пролежал до осени 1878 года. В это время Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Хамовники, с красотой старого сада, поразили воображение художника. Эти впечатления были отображены на картине.

Старые мостки с вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда ностальгическое звучание. Моделью для фигуры женщины послужила сестра художника, В. Д. Хрущева.

Академическая традиция дает о себе знать в композиционном построении картины. В соответствии с этой традицией художник выстраивает два плана - задний, написанный довольно «приблизительно», и подробный передний.

В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение. Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива становится более явственной благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу.

Один из критиков Московских ведомостей писал о картине: «Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде. Так и в картине “Заросший пруд” это не есть пруд вообще... У этого пруда есть своя история... В картине этой опять сказался романтик. Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова... Картина Поленова — это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего настроение и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».

В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. Ярко-зеленая, с подробно выписанными ромашками на первом плане, солнечная лужайка соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев. Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается голубизна неба с белыми облаками, выступающая контрастом темным деревьям парка. Близкое к стилистике ландшафтов начала XIX века разнообразие пейзажа, его романтическая таинственность, неожиданность сочетаний светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи, разработанную художником еще в этюде «Пруд в парке». (1876).

Кувшинки, равно как и детали берега, прописаны очень тщательно; эти будничные образы контрастно дополняют торжественный образ парка, теряющегося за пределами картины. В основе картины - виртуозно обыгранные художником градации одного и того же зеленого цвета. В тончайшей его нюансировке Поленов вновь выступает непревзойденным мастером-колористом.

Картина была показана в 1879 году на 17 передвижной выставке, зрители были в восторге. Ученик Поленова Исаак Левитан написал подобную картину, назвав ее так же.

http://www.tanais.info/art/polenov8more.html

Заросший пруд. 1880

Поленов В.Д.
Холст, масло
44 x 64,5

Русский музей

Аннотация

В картине "Заросший пруд" художник поэтически трактует уголок старого усадебного парка, одинокая фигура женщины в его глубине (изображена сестра художника Вера Дмитриевна Хрущева; 1844–1881) усиливает романтическое настроение. Это произведение - один из лучших пейзажей в творчестве Поленова на рубеже 1870–1880-х годов. Картина представляет собой уменьшенное повторение-вариант одноименной работы 1879 года, находящейся в Государственной Третьяковской галерее.

Биография автора

Поленов В.Д.

Поленов Василий Дмитриевич (1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.)
Живописец. Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. Занимался иллюстрацией.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Народный художник РСФСР (1924).
Родился в Петербурге. Брал уроки у П.П. Чистякова и Ф.И. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П.В. Басина, Ф.А. Бруни, Т.А. Неффа (1863-1871). Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878). Действительный член Академии художеств (с 1893). Вышел из состава Императорской Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895). С 1917 жил в усадьбе "Борок" (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба).




Top