История обучения иконописи. Обучение иконописи

Иконописная студия (школа) существует при храме Богоявления б. Богоявленского монастыря с 1991 г. Обучение в студии вечернее, три раза в неделю. Срок обучения – 3-4 года.
Обучение в студии основано на московских традициях иконописания, творениях преподобного Андрея Рублева, Дионисия и мастеров их круга. За 21 год существования школы в ней получило образование 7 выпусков учащихся, сохраняющих, вместе с преподавателями, единое преемство традиции и опыта. Учителя и выпускники студии принимают участие в оформлении иконостаса и написании икон для храма Богоявления и других православных храмов.
Учащиеся занимаются иконописанием, изучением иконографии и истории иконописи, Священной истории, катехизиса, церковно-славянского языка, основ нравственности и художества. В качестве дипломной выпускной работы учащиеся пишут аналойную или праздничную икону. По окончании обучения выпускникам выдается свидетельство.
За двадцать с лишним лет существования состоялось семь выпусков иконописной студии – около шестидесяти человек. Среди учителей и выпускников Иконописной студии такие состоявшиеся иконописцы, как А.М. Кошевой, И.Ю. Афанасьева, Л.В. Сергунькина, В.В. Косицына, Г.И. Кривапуск и другие, участвовавшие в оформлении иконостаса и написании икон для храма Богоявления и других православных храмов. Их работу высоко оценили московские иконописцы и искусствоведы.

Обучение в иконописной студии

Обучение в студии основано на московских традициях иконописания, творениях преподобного Андрея Рублева, Дионисия и мастеров их круга.
Обучение в студии вечернее, три раза в неделю. Срок обучения – 3-4 года.
Учащиеся занимаются иконописанием, изучением иконографии и истории иконописи, Священной истории, катехизиса, церковно-славянского языка, основ нравственности и художества.

По технике иконописи изучаются: обработка доски, левкашение, золочение, анализ композиции иконы, работа в технике яичной темперы, олифление, изучение и написание многофигурных композиций. Используются многочисленные наглядные пособия, разработанные нашими преподавателями.
В качестве дипломной выпускной работы учащиеся пишут аналойную или праздничную икону. По окончании обучения выпускникам выдается свидетельство.

Примеры учебных пособий первого года обучения





Галерея работ учащихся









Информация о поступлении

В студию принимаются лица православного вероисповедания в возрасте от 17 лет, обладающие художественными способностями, знаниями, умениями и навыками. Для поступления требуется благословение духовника. Поступающие проходят собеседование с администрацией студии и сдают вступительные экзамены, в том числе проводятся просмотр художественных работ и экзамен по специальности.

  1. На собеседовании от поступающих требуется знание наизусть Символа веры и основных молитв (Трисвятое по Отче наш, «Богородице Дево, радуйся», тропарь своему Святому).
  1. Просмотр иконописных работ: прориси, иконы, эскизы к иконам, копии икон (если имеются).

Просмотр живописных и графических работ (портреты, пейзажи, композиции, натюрморты). Работы должны быть оформлены в паспарту.

  1. Специальный экзамен - копирование иконы, который состоит в следующем: за 6 часов необходимо выполнить в цвете на бумаге (20х30см) акварелью, гуашью или темперой (по выбору) с белилами образец или фрагмент иконы. В задачу входит грамотное расположение на листе бумаги (компоновка), передача характера и пропорций изображения, соблюдение цветовых и тональных отношений.

Поступающие необходимыми материалами на экзамен не обеспечиваются.

Необходимые документы при поступлении:

Памятные фотографии




Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее . При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.

Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.

Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.

Что все эти материалы имеют глубочайший мистический смысл и что использование в иконописи синтетических современных материалов – это страшная ересь. Все это было круто замешено на параблагочестивых сказках. При этом ни слова не было сказано о композиции, линии, ритме, цвете.

Практические же занятия сводились к раскрашиванию весьма кривых репродукций прорисей русских икон XVI-XVII веков. Самостоятельное рисование на курсах не приветствовалось: согласно мнению преподавателей, писать иконы можно, лишь слепо копируя некие «древние образцы».

Результат такого преподавательского подхода я и имел счастье только что лицезреть воочию.

Самым важным для меня в этом случае явилось то, что с подобными просьбами о помощи со стороны тех, кто окончил подобные курсы и оказался один на один с собственной несостоятельностью, я сталкиваюсь не впервые. Несмотря ни на что, разумеется, существуют и серьезные школы, качественно преподающие иконопись. Но мы описываем явление совершенно иного порядка.

По всему миру, где только есть православные общины – в Москве, в Сибири, в Киеве, в США – где угодно можно встретить группы, преподающие иконопись в три захода с одними и теми же методами и, как следствие, результатами. Сотни организаций занимаются торговлей иллюзиями и выпускают сотни сотен богомазов, не умеющих рисовать, однако же пребывающих в уверенности, что они настоящие иконописцы, ещё и с «дипломом»!

Решить такую проблему довольно непросто, и у нас нет готовых рецептов. Но выявить корень проблемы мы все же можем.

Так почему же появляется такое количество дилетантских организаций, занятых выпуском дилетантов? Первое, что приходит на ум, довольно банально: спрос рождает предложение. Но для возникновения спроса необходима почва. И на этом моменте стоит остановиться отдельно. «Гумус», удобряющий эту почву, состоит из многих компонентов. Но основные неизменны – узкий кругозор и стереотипы.

Самые расхожие и ложные стереотипы касаются вопроса, что такое икона вообще. Обычно считается, что икона – это священное изображение, писанное желтковой темперой на деревянной доске, покрытой меловым грунтом (левкасом). Причем писанное в определенном художественном стиле, который условно именуются «византийским».

С легкой руки некоторых искусствоведов и религиозных философов, труды которых устарели ещё в прошлом веке, под «византийским стилем» понимается некий средневековый стиль изображения, чуждый всякому реализму. Реализм же представляется чем-то недуховным, плотским и искусительным.

Также к этому стоит добавить довольно известное заблуждение, что «икона – это не искусство». Или: «икона прекрасна внутренней красотой» (этот тезис обычно читается наоборот – чем безобразнее, тем «духовнее»).

Как это влияет на восприятие? Человек, вооруженный этими «откровениями» отныне видит всю иконопись через кривые очки. Для него теперь творение деревенского богомаза неотличимо от творчества . Все искажения пропорций и цвета, которые происходят от неумелости средневековых шабашников, наделяются неким глубоким смыслом.

Но ведь можно шагнуть дальше: ведь если сельский примитив равен Рублеву, а я смогу так же, то почему бы и мне не попробовать? Возникает соблазн доступности. И это неудивительно: еще со времен СССР иконопись фактически сводится к народному промыслу наравне с матрёшками, глиняными свистульками и лубочными картинками. И это характерно не только для России.

В Украине (особенно в западных областях) также имеет место тяга к народной примитивной иконе и находится масса подражателей таковой. Причем, в отличие от искренности народного примитива, мы получаем на выходе претенциозную вульгарную поделку.

Конечно, нельзя хулить народную икону как таковую. Но всегда нужно иметь в виду, что примитив не есть продукт осознанного выбора. Абсолютно очевидно, что в деревнях писали так, как умели, используя те образцы, какие попадались. Получить систематическое художественное образование сельский богомаз нигде не мог, увидеть мозаики Мортораны, великолепную синайскую коллекцию икон, афонские рукописи, росписи Панселиноса и т.д. он также не мог.

Если же говорить об исключительно русских провинциальных изографах, то даже если бы им удалось хоть раз в жизни выбраться в некий культурный центр, будь то Новгород или Москва, они бы не увидели оригиналов того же Рублева, иконы которого довольно быстро потемнели от некачественной олифы и были искажены последующими «поновлениями».

Кстати, именно этим объясняется наличие темных ликов на большинстве русских икон XVI – XVII веков. Всё это вполне понятно и объяснимо. Так почему же теперь, в эпоху интернета, когда репродукции лучших образцов иконописи за всю полуторатысячелетнюю историю можно найти в свободном доступе, новоявленные иконники упорно выбирают «лубочный» стиль? Очевидно срабатывает описанная выше установка.

И беда в том, что таким видением заражена довольно немалая часть церковного общества, которая считает, что икона – это не искусство, что для того, чтобы стать иконописцем, достаточно только молиться, поститься и вычитывать определенные молитвословия.

Помнится, на одном форуме иконописцев было такое сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мне предстоит написать праздничный ряд иконостаса. Опыта в иконописи практически никакого. Очень надеюсь на Божию Помощь и вашу! Хочу начать с прориси. Пожалуйста, если у кого есть в хорошем разрешении фото – буду очень благодарна!».

Писала некая девица, причем писала чудовищно неграмотно (я, как мог, исправил приведенную здесь цитату). Как оказалось, некий батюшка благословил эту девицу писать иконостас, несмотря на полное отсутствие умения.

Но что еще хотеть, если и сейчас многие известные искусствоведы продолжают повторять заклинание о некой «внутренней красоте» иконы и ставить на одну доску высочайшие шедевры Византии и грубую мазню кустарей от иконы. Более того, эта мазня популяризируется (особенно, если связана с русским зарубежьем). В результате, имеем то, что имеем.

Ну и уж совсем неудивительно, что в такой атмосфере появляются ушлые дельцы, готовые заработать на наивных мечтателях, мнящих себя новыми Рублевыми и Феофанами.

Есть, например, организация, базирующаяся в США и имеющая отделения по всему миру: в Канаде, Великобритании, Эстонии, а теперь и России. Организация проводит лекции, семинары, практические курсы. На этих мероприятиях за определенную плату слушателей потчуют высокими словесами и глубокими смыслами, оглушают красивой, но бессодержательной терминологией. Практической пользы от подобных тренингов никакой, но народ клюет на красивую обертку и несет свои деньги (об этой организации, если получится, я хотел бы позднее поговорить отдельно).

И таких организаций очень и очень много. Так, например, в Хабаровске берутся обучить иконописи любого желающего за 7 дней. Главное требование к ученикам – совершенное отсутствие навыков рисования. От теории к практике переходят за час. Преподает бывший экскаваторщик и матрос, сам обучавшийся иконописи в неком монастыре под Костромой.

Красноречивее всего о данной школе, говорится в репортаже местных новостей: «Один курс у иконописцев длится всего неделю, достаточно, чтобы научиться нехитрому мастерству даже тем, кто кисть с красками держал только в школе».

Непонятно, чего здесь больше: простоты, глупости или холодного расчета. На сам факт того, что святое искусство иконописания оказывается «нехитрым мастерством», которому можно обучить кого угодно за неделю, вызывает мое совершеннейшее недоумение. Ведь на местах, по епархиям такие «учителя», как и упомянутый экскаваторщик, очень часто имеет благословение от местного духовенства.

Неужели никто не видит в этом кощунственного отношения к иконе? За что лилась мученическая кровь в иконоборческое гонение? Неужто за «нехитрое мастерство»?

Можно сказать, конечно, что я преувеличиваю. Однако, не так давно стал широко известен факт, что одна из кощунниц из организации – из той, что спиливают кресты, – как раз закончила подобного рода «иконописные курсы» и даже пишет иконы на продажу…

Возвращаясь же к тому, с чего я начал, отмечу, что придя в себя от увиденного, я не стал советовать девушке выбрасывать кисти (в конце концов, она ведь осознала собственную немощь, а не закоснела в уверенности, что раз курсы пройдены, ей можно свободно заниматься производством шедевров). Я всего лишь порекомендовал ей начать учиться рисовать. Ответа не последовало. Может, девушка уже берет уроки рисования?

Заочное отделение предусматривает обучение только по специальности «иконопись»; «стенопись» и «проектирование иконостасов и росписи храмов» — факультативно на 3 и 4 курсах. Возрастных ограничений на заочном отделении нет.

Желающие обучаться заочно присылают по электронной почте фото своих работ и все необходимые документы (список на странице Правила поступления ). Решение о зачислении принимает руководитель школы на основании просмотра работ и документов без экзаменов.

Документы для поступления на заочное отделение принимаются ежегодно с 01 июня до 25 сентября. Начало обучения — с 01 октября.

Срок обучения на заочном отделении – 5 лет (9 учебных семестров и дипломная практика). Учебный год делится на два семестра, в конце которых проводятся сессии: зимняя – после Рождества в январе, летняя – во второй половине июня. На время сессии учащимся предоставляется общежитие.

По окончании школы выпускникам выдается диплом.

Стоимость обучения в 2017-18 учебном году составляет 3700 рублей в месяц на 1 курсе и 2800 рублей в месяц на всех последующих курсах.

На заочном отделении Школы преподаются следующие предметы:

– Иконопись
– Иконорафический рисунок

– Шрифты и орнаменты

– История христианского искусства

– Иконография

– Иконоведение

– Церковно-славянский язык

– Катехизис

После прохождения курса по теоретическим предметам учащиеся сдают экзамены.

Обучение иконописи

Есть возможность сдать экзамены досрочно, после чего учащиеся освобождаются от занятий по этим предметам. В случае неуспеваемости по специальности и теории, учащиеся могут быть оставлены на второй год.

Обучение осуществляется индивидуально, дистанционно – через Интернет. Учащиеся получают задания и выполняют их в соответствии с программой данного предмета. Выполненные задания отправляют непосредственно преподавателю. Работы по иконописи, шрифтам и орнаментам сканируют или снимают на цифровой фотоаппарат и в электронном виде присылают на рецензию преподавателю.

За месяц до сессии (в декабре и в мае) студенты-заочники получают приглашение на сессию и расписание занятий и экзаменов. Во время сессии под руководством преподавателей студенты исправляют и заканчивают работы по иконописи, шрифтам и орнаментам; посещают консультации по теоретическим предметам, участвуют в просмотре, сдают экзамены. После каждой сессии необходимо планировать время для посещения музеев в Москве.

Во время сессий проживание учащихся в общежитии бесплатное, однако, необходимо привозить с собой постельное белье (либо сдавать средства на его приобретение).

По просьбе учащихся Школа высылает официальный вызов на сессию для предоставления по месту работы.

Все необходимые для обучения материалы, включая минеральные пигменты, иконные доски и сусальное золото, можно приобрести в Школе. Кроме того, учащиеся обеспечиваются образцами прорисей и икон в виде репродукций и в электронном виде. Есть возможность приобрести электронную библиотеку образцов икон, мозаик, фресок, миниатюр и прикладного церковного искусства.

Начинающим иконописцам

Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись - это не просто искусство, это искусство церковное.

Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

Необходимо также возыметь уважение к тем людям, которые на протяжении прошлых веков потрудились в этом деле, сумели выработать язык иконы, создали ее высокий, подлинно церковный стиль. Среди них мы знаем прежде всего святого апостола и евангелиста Луку, и после него было бесчисленное множество иконописцев среди святых мужей и отцов Церкви.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение - содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу. Природа - одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ - наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).

В иконе образно выражена единая, незыблемая, обще-церковная истина, и ее важно сохранить незамутненной. Искажения привносятся в икону от неумелости, невежества или дерзостного самочиния иконописца, не боящегося отступать от иконного предания и вносить в церковный образ «мудрование свое, мудрование плоти».

Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением».

Собор не оставил без внимания и грамотность иконописцев в их деле, и должное отношение к своему труду. Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Если же кто-либо из учеников начнет «жити не по правилам завещания, в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, тех от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся реченного: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Поселянам же и невеждам, которые по сие время писали иконы, не учася, самовольством и самочинием, нe по образу, строго наказать, чтобы учились у добрых мастеров; и которым Бог даст эту премудрость, тот бы писал, а кому не даст, тот должен в конец от таковаго дела престати», чтобы имя Божие ради плохого письма не хулилось, ибо «не знают, что делают, и греха себе того не ставят». Таково завещание Московского Собора (1551) всем иконописцам.

Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Древняя икона соприкасается с миром иным, нами не видимым, божественным. Постигать его, и постигать правильно, далеко не всякий может, тем более давать ему соответствующую художественную форму. Однако были (возможно, есть и теперь) люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию.

Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.

Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой, художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное.

При подборе иконы для копирования надо иметь в виду, что наряду с иконами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов», которые вышли из бывших сельских ремесленных мастерских. Они не могут служить образцами для изучающих иконопись. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди икон различных веков и школ не каждая может быть образцом для начинающего.

Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветления на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, - это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования древних икон.

В работе над иконой можно впасть в ошибки и незаметно сбиться с пути. Это случается и вначале, и в дальнейшей работе. Тот, кто хорошо знает светское искусство, природу и анатомию, долго не может привыкнуть к особенностям рисунка иконы, невольно находит множество «неправильностей», «искажения», стремится чуть-чуть тут или там что-то исправить; ему кажется, что «так не может быть». Следовать своим знаниям и чувствам нельзя, так как в иконе важно внутреннее видение, а у художника-ученика - внешнее видение. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и малоприемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.

В дальнейшем, когда своеобразие иконописного образа будет внутренне принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа иконы, может возникнуть соблазн проявить свою творческую импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях. Если встать на этот путь, не имея к тому внутренних данных, то постепенно в иконный образ можно привнести много нелепостей, тогда как в подлинной иконе нет ничего случайного.

Церковь приемлет творчество, но в том случае, если в нем сохранена общецерковная истина, а это возможно тогда, когда художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного.

Иконописная студия

В заключение скажем, что «вера, смирение, чистота были естественными качествами иконника. Постоянным молитвенным подвигом он умножал в себе эти качества, что приводило его к все большему просветлению и, наконец, к святости. Свой талант он считал не своим, а полученным от Бога (даром), и для Бога нужно было возделать его, принести плод Господину и смиренно возвратить Подателю жизни, ничего не оставив себе (даже подписи на образе), чтобы не получить похвал, которые только вредны и отвлекают от прославления Единого и Вечного. Смирение - это не уничтожение личности, а ее обогащение, воспитание, собирание и возращение. Христианское смирение - это радость, обновление и соучастие в подвиге Христовом, а подвиг христианский - легкое иго Христово - радостен и светел» (протоиерей Алексий Останов).

«Руководство для начинающих иконописцев» ТРУД ИКОНОПИСЦА. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова).Авторы: А. Е. Алдошина, Н. Е. Алдошина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998.

Обучение на курсах иконописи в Москве

Дорогие друзья, приглашаем Вас на курс «Иконопись»! Этот курс ориентирован на тех, кто гуляя по музеям замирает в зале иконописи, любуясь работами великих мастеров. Пусть даже Вы не очень уверены в своих художественных способностях. Желание по-настоящему прикоснуться к церковному искусству делает чудеса.

Иконописные «курсы»: простота или шарлатанство?

А также для художников-любителей, открывших для себя красоту древней иконы, которые мучительно экспериментируют, пытаясь разобраться в непривычной технике. Для тех, кого интерес и любовь к древней иконе заставляет изучать, искать и даже делать зарисовки. Звоните и записывайтесь, мы с радостью приглашаем на занятия всех желающих!

Уроки ведет выпускница иконописного отделения при Московской Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры - Пирогова Нина Александровна. Подход к каждому ученику индивидуальный. Занятия включают в себя изучение рисунка древних икон, изучение тональных и цветовых отношений. Предварительная гризайль, зарисовки, прориси. Основываясь на опыт древних иконописцев, работа ведётся натуральными пигментами.

Пирогова Нина Александровна . Закончила Пензенский Лицей, отделение «Художественная резьба по дереву». Пензенское Художественное Училище, факультет темперной и масляной реставрации. В последствии, окончила иконописную школу при Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. После выпуска работала в Центре Храмового Искусства имени Андрея Рублёва.

Иконопись – искусство, которое базируется на знание философии, теологии, истории искусств и на общей академической подготовке. Поэтому мы советуем брать этот курс только после освоения рисунка и живописи. В программу включено изучение разных школ и техник иконописи: как подготовить доску к работе, что такое левкас, паволока, яичная темпера, теория цветов, состав красок, в том числе и химический, золочение, олифа. Также в курс входит изучение связанных с иконописью истории искусств, истории Руси, русской средневековой эстетики.

Искусство иконописи пришло из Византии вместе с крещением Руси.

Само Византийское искусство базировалось на наследии античной культуры, воспринятом римлянами. В Древней Руси, имевшей уже значительное культурное наследие языческой эпохи, оно нашло благодатную почву и пришло в виде сформированного церковного канона, утвердив принципы и формы искусства иконописи. Первыми иконописцами на Руси были греки. Их работы отличал веками отработанный образ и техника исполнения — монументальность, тяжелая глубина колоритов, темные сумрачные краски и выраженный аскетизм. Иконопись в России еще долго, в течение всего до монгольского периода находилось в непосредственной зависимости от Византии.

В дальнейшем она пошла по своему пути развития. Это относилось и к технике, но самое существенное – стал меняться образ, получивший иную трактовку. Акцент стал ставиться не на тяжести подвига, а на его плодах, делая образ скорее радостным, чем суровым. В некоторых образцах этого периода уже присутствует большая динамика, меньшая зависимость от античных образцов, более плоскостное решение композиции.

То же касалось и колорита. Икон монгольского периода сохранилось очень мало. Преимущественно это образцы, принадлежавшие к Новгородской школе. Для них характерна лаконичность композиций, ковровость изображения в сочетании с четкостью рисунка и чистыми яркими красками.

Расцвет русской иконописи начался с начала XIV- ХVв. Это был период расцвета святости, который дал самое большое количество русских святых. Особенно хочется выделить Московскую иконописную школу, к которой принадлежат величайшие мастера — Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, которые создали настоящие шедевры, поразительные по своей глубине и красоте.

Обучение иконописи

Основной задачей наших курсов иконописи в Москве мы считаем изучение и возрождение иконописных традиций. Весь курс теоретических и практических занятий дает возможность приобщиться к духовному миру иконы, развивать свои душевные качества и художественные дарования. За период обучения иконописи Вы познакомитесь с множеством стилей и школ, особенностями иконописных традиций различных стран, получите необходимые практические навыки для прикосновения к древнему искусству и самостоятельного выполнения образов святых. По мере изучения наши преподаватели предложат Вам несколько этапов приобретения таинственных знаний:

  • Изучение основ написания икон для начинающих;
  • Личное написание иконы.

В программу обучения будут включены такие занятия:

  • Материалы и приспособления для написания икон. Техники исполнения;
  • Золочение;
  • Обучение основам иконописи. Подготовительный курс – написание пейзажа, церковной архитектуры, одежды, других предметов и животных, которые изображаются на иконах;
  • Написание личной иконы с соблюдением всех законов и традиций.

Сам процесс работы над иконой мы начинаем с выбора доски, которую заливают специальной грунтовкой – левкасом. Далее начинается сам творческий этап – иконописец самостоятельно приготавливает материалы для выполнения работы: растирает краски и полудрагоценные материалы в пыль, смешивает их со специальным яичным раствором до нужной консистенции и приступает к работе. Сначала выполняет эскиз изображения, который потом расписывается красками, согласно традициям и законам иконографии. Продолжительность работы зависит не только от замысла автора, но и от избранной техники.

Курсы иконописи

На наших курсах иконописи в Москве Вы научитесь писать иконописные образы на картоне и на доске с применением древних технологий иконографии, а также познакомитесь с современными подходами и методиками в этом ответственном деле. По завершении курса Вы будете владеть такими знаниями и умениями:

  • Основы иконографии и монументальной росписи храмов и церквей;
  • Основы и каноны христианского искусства;
  • Законы и правила росписи православных храмов;
  • Технику иконописи;
  • Навыки самостоятельного создания иконы.

Мы считаем, что основная цель и задача наших курсов – научить наших студентов грамотно, ответственно и благоговейно писать святые иконы, а значит жить полноценной духовной жизнью в ладу с собой, с миром и с Богом.

Стоимость занятий

Советы начинающим

Введение
Иконография и канон Подготовка доски к написанию иконы Грунты, их состав и свойства Способы нанесения рисунка на левкас Нанесение красочного слоя Написание голов и ликов Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотом Приготовление олифы и красок

Деталь иконы «Рождество Христово». Дерево, яичная темпера. Первая четверть XV века. Третьяковская галерея.

Введение

Русская икона постоянно привлекала и привлекает до сих пор самое пристальное внимание искусствоведов, художников и просто любителей живописи своей необычностью и загадочностью. Это связано с тем, что древнерусская иконопись своеобразное, неповторимое явление. Она обладает большой эстетической и духовной ценностью.

Курсы иконописи при храме

И, хотя в настоящее время издается масса специальной литературы, неподготовленному зрителю расшифровать закодированный смысл иконы весьма затруднительно. Чтобы это сделать, необходима определенная подготовка.
К сожалению, даже профессиональные художники не всегда понимают красоту и своеобразие древней иконы. Задачей данной работы является знакомство с основами техники исполнения иконописи.
Конечно, грамотно выполнить иконную живопись может лишь профессиональный художник, знающий в, совершенстве все секреты иконописного ремесла и следующий канонам Жития святых, что характерно для старых мастеров. Они очень остро чувствовали гармонию и красоту иконы. При тщательном изучении можно обнаружить их попытку осмыслить икону в математическом отношении. Например, они брали размер ширины иконы и откладывали ее на вертикаль бокового поля, определяя тем самым высоту средника (центральное изображение иконы), а треть ширины иконы составляла высоту верхнего ряда клейм. Соотношение высоты и ширины иконы чаще всего в пропорциях составляло как 4:3. Ширина средника составляла размер в две диагонали боковых клейм. Фигура средника равнялась 2,5 диагонали клейм. Высота фигуры вместе с нимбом в среднике равнялась 9 радиусам нимба и т.д. Эти математически выверенные выкладки придавали геометрическую четкость композиции, позволяли мастеру строить ритмический ряд и акцентировать взгляд зрителя на главных образах иконы.
В ряду религиозной литературы особняком стоят «мастеровики», то есть собрания рецептов, в которых указывалось, как составлять и наносить левкас (грунт), растирать и смешивать пигменты со связующим веществом, изготавливать связующее, варить олифу и многое другое.
В старые времена ремеслу учили методом «подсадничества», когда к старому, опытному иконописцу подсаживали юношу для перенимания опыта.
Выработанные с годами традиции и секреты передавались из рода в род, из поколения в поколение, и так вплоть до наших дней. Без этих знаний и без соответствующих ремесленных навыков трудно рассчитывать на успех. Изучение канонов Жития святых, их священных облачений, церковных текстов и подлинников иконописи византийской и русской церкви – обширная тема. Поэтому для прояснения этих вопросов мы вправе отослать нашего уважаемого читателя к более фундаментальным трудам и источникам.
Наша задача гораздо скромнее – дать читателю общие понятия о технической, ремесленной стороне выполнения иконописных работ. Мы расскажем об устройстве иконы, материалах, применяемых в иконописи, также о приемах нанесения красочного слоя на деревянную основу.

Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

Иконопись - это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией. В данной статье основное внимание я уделяю эстетико-ремесленному началу в иконописи. Для создания совершенного образа, по возможности, нужно овладевать и совершенной формой. Кроме овладения ремесленными навыками необходимо воспитывать художественный вкус, почаще созерцать шедевры русской и мировой иконописи, находящихся в музеях, что, к сожалению, доступно не всем. Часто репродукции икон грешат искажением цвета, сами иконы бывают в плачевном состоянии. Для обучения необходимы, конечно, хорошие альбомы, репродукции, лучше фотографии фрагментов, сделанные в музеях, которыми обладают серьёзные иконописные школы.

После элементарных упражнений, описанных в предыдущей статье - горки, архитектура, вода, деревья, можно приступить к письму античных одеяний святых, поизучать систему пробело́в на складках. Основные приёмы создания иконописной оптической системы: роскрышь, притенение, высветление, опись, лессировка. Часто учащиеся вместо постоянных упражнений желают узнать какие-то «секреты» или «особые технологии», которых не существует. Лучше хорошо выполнить простую задачу, например, многократно написать рукав, или другой фрагмент одеяний, чтобы он выглядел убедительно. Упражнения можно делать на залевкашенной натянутой бумаге или оргалите, неудавшиеся моменты надо научиться счищать скальпелем. Роскрышь, т. е. пятно цвета на одеждах, набирается плотнее, чем горки, но с некоторой долей прозрачности. Пробела́ имеют ступенчатый характер, достигая в некоторых древнерусских иконах до пяти ступеней. Они должны чётко отделяться друг от друга, иметь свою логику построения объёма. Начинаются пробела́ не чистыми белилами, в них может подмешиваться цвет роскрыши или другой пигмент. На сиреневом цвете часто делаются холодно-синие пробела́, такой цвет дают смесь белил и чёрного. Пробела́ в последних фазах достигают полной плотности, в средних - более прозрачно, сквозь них может просвечивать цвет одежд. С теневой стороны объём моделируется «притенениями» - тонкими, прозрачными, лессировочными слоями краски, цвета немного темнее роскрыши. Завершается построение формы описями и белильными тонкими мазками. Описи создают теневую «глубину», они имеют разную интенсивность, с теневой стороны - темнее. Необходимо научиться в поисках выразительности спокойно «мять» материал, менять пропорции, цвета, двигать какие-то детали, что-то счищать частично или полностью. Исправления рисунка видны на древних иконах, никакой «графьёй» старые мастера не пользовались. Процарапывание контура делается при золочении, чтобы при нахлёстывании золота не потерять силуэт. Техника построения объёма в иконе многослойная, слои подсушиваются, работа «по сырому» не ведётся.

При написании многоцветных праздников важно гармонично подобрать цвета, постепенно уточняя их, всегда лучше начинать бледно, чем потом счищать слои скальпелем. В искусстве иконописи многое зависит от внутренней культуры человека, его эстетических принципов и ремесленно-художественных навыков, умение выбирать из всего огромного материала самое выразительное. Все цвета на иконе поддерживают друг друга, сам по себе цвет вообще не существует, какой нибудь охристый цвет рядом с синим выглядит ярко-оранжевым, а грязно-зелёный рядом с красным становится весьма ярким. Можно делать колеровку на бумаге, приставляя кусочек колерованной бумаги к другим цветам. Важно не задерживаться на каком-то одном этапе, а попробовать проработать чётко наиболее понятный элемент иконы. Начать писать описи, пробела́, затем опять перейти к уточнению цвета, тогда станет виден дальнейший путь работы. Конечно, мастерство достигается большим трудом и практикой. Чётко определённой последовательности написания иконы я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Иногда начинаю с проработки лика, иногда - одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку - это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Последняя стадия создания иконы - нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество - чесночный сок, винилик - синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком “goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.

Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3-4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.

Процесс написания иконы

Икона «Воскресение Христово»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8

Икона «Спаситель»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
Икона «свт. »
Процесс написания
1
2
3
4
5
Икона «Свт. »
Процесс написания
1

Рисунок карандашом на залевкашенной доске

2

Процарапывание контура

3

Нанесение полимента

4

Продавливание узора

5

Нанесение золота на нимб

6

Частичная располировка

7

Позолота основного фона на полимент без располировки

8

Нанесение основных цветов

9
10

Моделировка лика

11

Моделировка лика

12

Моделировка лика

13

Моделировка лика

14

Моделировка лика

15

Моделировка лика

16

Моделировка лика




Top