История похищения «Бассейна в гареме. Украденное из эрмитажа полотно подбросили геннадию зюганову

Картина Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876) имеет очень несчастливую судьбу. Украденная из самого Эрмитажа нашими современниками, изуродованная, она проходила долгую процедуру восстановления с лучшими специалистами реставрационного дела.

Французский живописец именуется «этнографическим художником». Из своих путешествий по мусульманскому Востоку он привозил массу впечатлений и зарисовок, которые впоследствии превращались в картины.

Академический стиль рисунка, большое внимание к климату, рисункам на ткани, этнографическим типажам, архитектуре — все это сделало художника знаменитым. На картине «Бассейн в гареме» изображена турецкая общественная баня, на переднем плане двум обнаженным белым женщинам темнокожая служанка, закутанная в национальный наряд, предлагает, видимо, кальян. И здесь Жером остался верен себе, не поскупившись потратить время на отрисовку расписных изразцов, деталей интерьера, и как всегда много внимания обратил на свет, льющийся из проемов в потолке.

В 1875 году будущий император Александр III посетил мастерскую уже получившего признание Жерома в Париже и сделал заказ на эту картину для своей личной коллекции. В Эрмитаж она была передана после в 1918 года из Аничкова дворца, где и экспонировалась на выставке французской живописи XIX века на третьем этаже Зимнего дворца.

22 марта 2001 года «Бассейн в гареме» безжалостно вырезали из рамы. После обнаружения пропажи Эрмитаж был перекрыт, посетителей внутри тщательно досматривали, но было уже поздно... Потом выяснилось, что зал был закрыт для посещения из-за отсутствия необходимого числа смотрителей, но вор легко обошел преграждающий шнурок, а съемка на камерах наблюдения оказалась слишком плохого качества, чтобы помочь следствию. Так или иначе, но вору удалось вынести большое полотно размером 73,5x62 см из здания. Зато однозначно установлено, что похититель явно обладал нужными навыками и твердой рукой, поскольку вырезал полотно очень аккуратно.

По всем телеканалам прошли сюжеты о краже, демонстрировали картину. Еще бы! Ведь ее страховая стоимость на 1995 год составляла ни много ни мало 1 млн $! Увы, но даже такая шумиха в прессе ничем не смогла помочь, следствие тоже явно буксовало...

По одной из версий картину украл психически нездоровой человек. Ведь полотно слишком известно, чтобы его продать случайному покупателю, но и не самое лучшее в творчестве Жерома, чтобы кто-то специально делал заказ на его похищение.

История возвращения картины удивительна не менее истории похищения. В конце 2006 года в приемную КПРФ позвонил неизвестный, сообщив что верит только коммунистам и хочет передать нечто ценное. В целлофановом пакете обнаружился «Бассейн в гареме», сложенный и с прорывами на потертостях! Шокированные эксперты Росохранкультуры провели несколько экспертиз и установили, что куски полотна являются подлинниками. Кстати, в том же 2006 году нашлась еще одна пропажа — «Сальера» великого Челлини.

29 января 2007 года глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Борис Боярсков возвратил картину Жерома Эрмитажу.

Специалисты и реставраторы много трудились над восстановлением холста, осыпавшейся краски и деформациями. Ниточки в местах прорыва буквально сплетались заново под микроскопом, за рабочий день удавалось состыковать не более 1 см! Сплетались заново и остатки картины в раме с вырезанным полотном. Потерю живописи восполняли максимально аккуратно.

И, наконец, 7 декабря 2009 года публике был продемонстрирован «Бассейн в гареме» после реставрации. Все очень надеются, что несчастья подобного рода будут случаться в музейной жизни гораздо реже.

Вора ищут до сих пор.

Жан-Леон Жером "Бассейн в гареме".

7 декабря 2009 г. в рамках программы Дни Эрмитажа состоялось представление после реставрации картины Жана-Леона Жерома "Бассейн в гареме".

"Бассейн в гареме" поступил в Эрмитаж в 1918 г. из Аничкова дворца в Петрограде.

Картина оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.

22 марта 2001 г. полотно "Бассейн в гареме" было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа

(пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем картины).

29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину "Бассейн в гареме" именно КПРФ. Звонивший находился рядом со зданием нижней палаты парламента на Охотном Ряду, к нему спустился сотрудник аппарата партии, которому и было передано полотно.

Картина была в аварийном состоянии. Холст был сложен вдвое, хрупкие нити основы перетерлись и лопнули; по линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре отдельные части, соединенные между собой лишь отдельными нитями. По всей поверхности прослеживались крупные деформации, заломы, многочисленные утраты живописи, а на отдельных участках связь красочного слоя с основой была настолько слабой, что возникала угроза новых осыпей.

Комплекс и методику предполагаемых консервационных мероприятий, а также прохождение полного технико-технического исследования в Отделе научной технической экспертизы (зав. А. И. Косолапов) утвердила Реставрационная комиссия Лаборатории научной реставрации станковой живописи (председатель А. Г. Костеневич).

Для укрепления структуры памятника потребовался ряд сложных длительных поэтапных операций.

Отдельные части основного полотна были совмещены, ориентируясь на совпадающие линии рисунка. Стыковка хрупких тонких нитей основы проводилась с лицевой стороны, с предельной внимательностью и аккуратностью. Учитывая мелкозернистость, тонкость и хрупкость холста для достижения наилучшего результата все работы по стыковке проводились под микроскопом с пятикратным увеличением. Сохранившиеся нити размещались на прежние места, утраченные восполнялись новыми, взятыми с кромок, в соответствии с системой плетения. В зависимости от сложности и конфигурации прорыва за день удавалось состыковать в среднем около 1см.

Таким же методом по периметру пристыковали срезанные авторские кромки с фрагментами оригинальной живописи.

В местах утрат красочного слоя был подведен и выровнен под микроскопом новый реставрационный грунт. Живопись восполнена строго в пределах утрат с максимальным приближением к манере авторской живописи (руководитель реставрации картины "Бассейн в гареме" Жерома - реставратор высшей категории Т. П. Алешина. Исполнитель - реставратор I категории М. В. Шулепова).

Жан-Леон Жером (1824-1904) французский живописец и скульптор салонно-академического направления, ученик Поля Делароша. Писал картины на темы из истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, - "в восточном вкусе с мавританской экзотикой". Видный представитель "неогреческого" стиля, основывающегося на наследии Энгра.

Неослабевающий интерес Жерома к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию "этнографического художника", которой он гордился.

После демонстрации "Бассейна в гареме" в Салоне 1876 г. репродукции с картины, изготовленные издательским домом "Гупиль", приобрели широкую популярность

В октябре 1885 г., император Александр III приобрел еще одну работу Жана-Леона Жерома на сходный с "Бассейном в гареме" сюжет - картину "Большой бассейн в Бруссе", который имел успех в Салоне 1885 г. Картина находилась в Эрмитаже, но была продана в 1930 г. ("Большой бассейн в Бруссе" фигурировал на аукционе "Сотбис" в Лондоне 15 июня 2004 г.).

Жан - Леон Жером.Большой бассейн в Бруссе.1885 год.

Картина Жерома Жан -Леона написана в 1875 году по заказу великого князя Александра Александровича, будущего российского императора Александра III, который был известен как страстный коллекционер произведений искусства.

Картина пронизана атмосферой Востока. Интерьер помещения турецкой бани, изображенной на картине, инструктирован изящной мозаикой. В глубине зала – несколько фигур обнаженных наложниц, окутанных легкой банной дымкой. В центре – на покрытом ковром зеркально-гладком мраморном полу возлежат две белые женщины, которым темнокожая служанка предлагает кальян.

В 1876 году работа выставлялась на Парижском салоне под названием «Турецкие женщины в бане»

Имперская коллекция картин в 1918 году была национализирована, эта картина из Аничкова дворца поступила в коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В 2001 году, неизвестный преступник, воспользовавшись отсутствием сигнализации, улучив момент, когда зал был пуст от других посетителей, вырезал холст из подрамника и похитил картину.

По предположениям директора музея, она была похищена «маньяком, потому что на картине изображены обнаженные женщины» Так или иначе, местонахождение картины оставалось неизвестным в течение пяти лет безрезультатных поисков.

В 2006 году в приёмную председателя Коммунистической партии Российской Федерации Геннадия Зюганова позвонил неизвестный, по его словам, верящий только коммунистам, и заявивший, что хочет передать Зюганову в руки очень ценную вещь, которую он «не украдет и не перепродаст, а вернет стране и народу».

Этой вещью оказалась похищенная в 2001 году картина. Эксперты подтвердили ее подлинность.

В течение четырех лет проходила сложная реставрация полотна в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа, где удалось восстановить крестообразный сквозной прорыв по линиям сгибов, разделивший работу на четыре части. В настоящее время картина находится под стеклом в зале французской живописи XIX века в Эрмитаже.

По истории кражи и нахождения картины, но с изрядной долей придуманных сюжетных ходов, писателем Натальей Александровой была написана книга под названием «Бассейн в гареме», выдержавшая пять изданий.

Похищение картины Жерома стоит в одном ряду с другими самыми крупными кражами произведений искусства из музеев России, так и оставшись нераскрытым преступлением.

Купить репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Бассейн в гареме художника Жан-Леона Жером на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Жан-Леона Жером Бассейн в гареме: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Жан-Леона Жером на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин художника Жана-Леона Жерома на натуральном холсте.

Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Художественные наклонности проявились во время обучения в местной гимназии, куда он поступил в 9-летнем возрасте. Технике рисунка он учился у Клода Карьяжа, старавшегося передать своим подопечным основы академической живописи. В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа.Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж. В 1841 году, имея рекомендательное письмо от своего учителя, Жером отправился совершенствовать свои навыки во французскую столицу. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Но успехи начинающего художника были столь заметны, что его отец в конце концов одобрил его занятия и стал ежегодно посылать 1000 франков содержания, что позволяло Жерому заниматься только живописью.

В 1843 году он вместе со своим наставником Деларошем отправляется в годичную командировку в Рим, где Жером преимущественно изучал натуру. Он зарисовывал памятники, пейзажи, людей, животных, по его собственным словам, он «работал в единении с природой»

Новый горизонт в его творчестве открыли доспехи гладиаторов, найденные на раскопках в Помпеях и помещенные в Неаполитанском музее. Увидев их, он вдохновился гладиаторскими боями и стал усердно изучать древние источники и музейные коллекции, содержащие античные изображения поединков, что впоследствии сказалось на выбор тематики его произведений. Интерес к жанровым сценам в античной обстановке он также перенял у Шарля Глейра, под начало которого передал своих учеников Деларош, закрывший свою мастерскую.

Работа была прервана по причине болезни тифом: в 1844 году в Риме была эпидемия – Жером вряд ли бы выжил, если бы не ухаживание матери, специально приехавшей из Везуля.

Первая большая картина «Молодые греки забавляются петушиным боем» была выполнена Жеромом в 1846 году. Через год она принимала участие в выставке Салона. Известный авторитетеный критик Теофиль Готье высоко отозвался о ней: «Фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Были и нелестные отзывы, но большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе.Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.

Выставленная в Салоне 1848 года картина «Анакреон, Вакх и Амур» была удостоена медали второго достоинства.

В Салоне 1849 года Жером представил всего один пейзаж.

В 1850 – три картины. На одной из них под названием «Греческий интерьер» художником был изображен лупанар: соответственно, девушки в томных позах ожидали клиентов во внутреннем дворике публичного дома. Критики сочли картину непристойной, но в разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника.

Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В подобных работах Жерома проявилось, по мнению критика Сомова, его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»

На рубеже 1840-1850-х годов Жером экспериментировал также с портретной живописью. Сам он заявлял, что писать портреты противоречило его натуре, поскольку это сковывало фантазию; кроме того, в соответствии с канонами академизма он идеализировал свои модели, а это зачастую не нравилось заказчикам.

За картину «Век Августа», написанную к Всемирной выставке 1855 года в Париже художник удостоился звания кавалера Почетного легиона.

В 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет.

Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года.

Среди картин этого периода тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Оригинал купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.

В 1858-1859 годах Жером был приглашён в числе других художников для оформления резиденции принца Наполеона Жозефа Бонапарта на улице Монтень. Жером писал аллегорические фигуры по сюжету «Илиады» и «Одиссеи». Параллельно он получил весьма престижный заказ - оформление личного вагона-салона Папы Римского Пия IX

На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы. Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил.

В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».

В конце 1861 года Жером окончил полотно «Пленник», которое принесло ему репутацию «реалиста от академизма». Под «реализмом» подразумевалась документальная точность передаваемых сцен, костюма с реквизитом.

В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Возможно, причиной была женщина. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине.

Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль, дочери торговца картинами. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей Сын Жан проявлял художественные наклонности, но рано умер - в 1891 году в возрасте 27 лет - от чахотки.

15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор. Группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».

В том же году императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому.

В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие; для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Начав работать, он обнаружил, что ему придётся изобразить около 80 реальных людей, что далось ему нелегко из-за нелюбви к портретному жанру. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.

Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)

К всемирной выставке 1867 года, которая организовывалась для «хотя бы искусственного оживления французской промышленности и торговли», когда серьёзных достижений в области изобразительного искусства не ожидалось, Жером представил 12 своих полотен для французского павильона. Среди них выделялась картина «Смерть Цезаря», в очередной раз вызвавшая неумеренные восхваления Готье: «Если бы фотография существовала во времена Цезаря, можно было бы полагать, что картина написана по фотографии того места и момента, где произошла трагедия»

В начале1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей - восьми художников и писателей. В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона - «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея».

В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала. По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока - арнаутах, арабах, башибузуках. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.

На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари», изображающая уличных музыкантов в Лондоне.

В июне 1871 года он вернулся в Париж. Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла, и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств.

Он продолжал активно путешествовать.

В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. Итогом стала картина Pollice Verso (с лат. - «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора?»); она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.

Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.

В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Это вызвало возмущение парижских критиков, заявивших, что жанристам не должны были присуждаться медали. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Однако жюри тоже пошло на принцип, отказалось её принимать, и Жерому пришлось передать медаль Школе изящных искусств.

Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах, изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году - в Египте, в 1881 - в Греции, в 1888 году - в Англии, а в 1889 году - в Италии. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения.

После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше, и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) - египетские танцовщицы. На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время.

В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников - леопардов, львов и тигров. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре - «Два величества»

На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов», изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело», изобразив знаменитого скульптора за работой. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.

В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.

1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин - Альбер Гупиль - и его отец Адольф. Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Наконец, в 1889-1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник.

Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться. Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет..

В 1895 году Жерому предложили участвовать в иллюстрированном издании Библии. Жером выполнил 8 совершенно традиционных по стилю и сюжету иллюстраций. Вершиной академической карьеры художника стало возведение его в звание великого офицера ордена Почётного легиона.

Начало 1900-х годов ознаменовалось для Жерома решительным разрывом с магистральными направлениями в искусстве.

Новый скандал разразился через десять лет. Художник оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Он продолжал писать картины на традиционные для него темы - охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами.

Утром 10 января 1904 года Жана-Леона Жерома нашли мёртвым в собственной мастерской, лежащим у портрета Рембрандта. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.

В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов.

Поскольку при жизни Жером был популярен в США, и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны. Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине - в Везуле впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям художника Жана-Леона Жерома не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Pool in a Harem
1875

A Duel after the Masquerade
1857

Napoleon in Egypt (General Bonaparte with His Military Staff in Egypt). Sketch
1863

Slave Market at Rome
1884

A Duel after the Masquerade
1869

Bacchante
Model of 1897

Applaud, Citizens
Model of 1898

On November 1st, 2011 at the State Hermitage Museum, an exhibition dedicated to the return of Jean Leon Gerome’s painting Pool in a Harem to the Museum was opened.

Pool in a Harem was painted in 1875 by order of the great prince Alexander Alexandrovich (the future emperor Alexander III) and was on display at the 1876 Salon under the name Turkish Women at Bath; later, it was one of the works of art that made up a continuous exhibition of French painting of the 19th century. On March 22nd, 2001, the painting was barbarically ripped from its frame and stolen from the halls of the State Hermitage Museum. In December 2006, it was found in Moscow, and on January 29th, 2007, it was returned to the Hermitage.

The condition of the painting when it was returned was characterized as disastrous. The canvas was crumpled, the fragile fibers of the thin base layer had frayed and suffered friction damage. A cross-shaped perforation had formed along the fold lines, which separated the painting into four parts that were held together by only a few threads.

From 2007 to 2009, this work by the French master underwent a complex process of restoration in the State Hermitage Museum’s Laboratory for Scientific Restoration of Easel Oil Paintings (T.P. Alyoshina, artist-restorer of the highest category, M.V. Shulepova, artist-restorer of the first category).

In addition to Pool in a Harem , other works by this author which are being preserved in the Hermitage will be presented. The following paintings will be on display: Duel after a Masquerade Ball (1867), General Bonaparte with His Military Staff in Egypt (sketch, 1863), Slave Auction (1884), an engraving from the picture Duel after a Masquerade Ball (1869), presented the first version of the theme of Duel after a Masquerade Ball , (Musee Conde in Chantilly, and two works of sculpture Bacchante (1897), and Plaudite, Cives! , (1898), depicting a gladiator beside a lion he has killed in the arena.

Jean-Leon Gerome (1824-1904) studied in Paris under Paul Delaroche, with whom he travelled to Italy. Within six months after returning to Paris, Gerome visited Charles Gleyre’s workshop. It is probably he who imparted a love of the Orient to his student. Other sources for Gerome’s work were the Pompeian frescos and Ingres’ paintings on classical themes. Those works by Gerome that are now in the Hermitage address the main themes of this master’s work – ancient history and mythology, the history of Napoleon’s campaigns, Oriental motifs, a contemporary plot shown in theatrical form – and make it possible to characterize his artistic achievements in general.

A full colour illustrated catalogue has been prepared for this exhibit (State Hermitage Museum Publishing, 2011), including an introductory article on the artist’s work and an article on the restoration of J.L. Gerome’s painting Pool in a Harem .

The curator of the exhibit and the author of the introductory article for the catalogue is Alexander Alexeyevich Babin, the Head Research Associate of the Department of Western European Fine Art at the State Hermitage Museum and the holder of a Ph.D. in Art History.

Судьбы похищенных из Государственного Эрмитажа экспонатов неисповедимы: еще не завершилось следствие по делу о большой краже из ювелирного фонда, как из ниоткуда возникла пропавшая пять лет назад картина Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Неведомые доброжелатели доставили ее в приемную лидера компартии Геннадия Зюганова.

Царское дело

Картина "Бассейн в гареме" - хрестоматийная работа салонного ориенталиста Жерома. В собрание Эрмитажа она попала после национализации императорских коллекций в 1918 году. До того полотно висело в Аничковом дворце. В Россию оно попало благодаря великому князю Александру Александровичу, впоследствии императору Александру III. Цесаревич, как известно, "собственного влечения" к живописи не имел, но собирал ее энергично и бессистемно.

"Бассейн в гареме" великий князь приобрел еще до вступления на престол - в 1876 году. В 1885-ом, уже будучи императором, Александр Александрович купил еще одно полотно Жерома - "Большой бассейн". По какой-то причине именно на эту картину пал выбор людей, отбиравших в 1930-х эрмитажную живопись для продажи на Запад. В 2004 году она была выставлена на лондонские торги Sotheby"s двумя европейскими коллекционерами и продана за 1,9 миллиона фунтов стерлингов. Для живописи Жерома эта сумма стала рекордной. Впрочем, он весьма популярен среди собирателей - в 1980-х - 1990-х его восточные ню продавались в пределах полутора-двух миллионов долларов.

Бороться и искать

Живописец и скульптор Жан Леон Жером (1824-1904) учился у Поля Делароша, много путешествовал по Италии, Турции, Египту. В 1847 году получил медаль в парижском Салоне. Прославился полотнами с изображениями восточных красавиц, жанровыми картинами с колоритными башибузуками, портретами исторических деятелей. Среди его многочисленных учеников был и наш знаменитый соотечественник Василий Верещагин.

В оставленном на охране бумажном пакете оказался свернутый вчетверо холст, сильно потертый и порванный. Пресс-секретарь фракции КПРФ в Думе Екатерина Кибис довольно быстро отыскала репродукцию полотна в интернете: это оказался "Бассейн в гареме" кисти французского салонного художника второй половины XIX века Жана Леона Жерома.

Картина была похищена среди бела дня 22 марта 2001 года из 330-го зала Эрмитажа. Ее искали, но не нашли, и дело было приостановлено за "неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Местонахождение полотна также осталось неизвестным.

Сразу после кражи в 2001 году директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предположил, что за ней стоял одиночка, не рассчитывавший продать ее: полотно слишком известно, не слишком модно. "Возможно, - высказал тогда предположение директор, - мы имеем дело с маньяком, потому что на картине изображены обнаженные женщины". Правда, тут же Пиотровский отметил, что полотно было выкрадено кем-то опытным - резавшим холст из подрамника аккуратно и уверенно. Кто бы ни был этот решительный эротоман, след его простыл бесследно.

Поиски картины все эти пять лет не прекращались. Более того, они обросли удивительными слухами: так, в июне 2006 года в петербургских СМИ появилась информация о том, что "Бассейн в гареме" возвращен в Эрмитаж. Сообщалось, что "сотрудники службы безопасности Эрмитажа во главе с бывшим заместителем начальника 12-го "антикварного" отдела ГУВД Петербурга и Ленинградской области Александром Хожеиновым вышли на заказчика похищения и уговорили его вернуть картину музею за выкуп в 200 тысяч долларов из личных средств директора музея Михаила Пиотровского". Впрочем, все поименованные лица слухи решительно опровергли.

Вновь обретенному "Бассейну в гареме" предстоит долгая реставрация и возвращение в зал Эрмитажа. Приятный финал трудного года для главного российского музея.




Top