История про вавилонскую башню. Вавилонская башня

Город Вавилон, что означает «Врата Бога», был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Он являлся одним из крупнейших городов Древнего мира и был столицей Вавилонии — просуществовавшего полтора тысячелетия царства на юге Междуречья (территория современного Ирака).

Основу архитектуры Междуречья составляли светские здания — дворцы и религиозные монументальные сооружения — зиккураты. Мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat — святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.


Jan il Vecchio Bruegel

Согласно библейскому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


Jan Collaert, 1579

Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле Вавилонской.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всего Вавилонского царства. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине.

…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (метров) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (метров). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего, город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 метров), а высотой в 200 (106,56 метров).


Pieter Bruegel the Elder, 1563

Если Вавилонская башня существовала, то как она выглядела и для чего служила? Что это было – мистический путь на небеса в обитель богов? А может быть, храм или астрономическая обсерватория? Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество стали щедро финансировать раскопки древнего города.


26 марта 1899 года Роберт Кольдевей торжественно начал раскопки. Но только в 1913 году, благодаря тому, что уровень грунтовых вод снизился, археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из кирпича и несколько ступеней лестницы.


Marten Van Valckenborch I

С тех самых пор и по сей день продолжается непримиримая борьба между сторонниками различных гипотез, по-разному представляющих форму этой постройки и ее высоту. Больше всего споров вызывает расположение лестниц: одни исследователи уверены, что ступени были снаружи, другие — настаивают на размещении лестниц внутри башни.

Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, каждый ярус которой имел строго определенный цвет. Каждая сторона квадратного основания равнялась 90 метрам.


Marten van Valckenborch, 1595

Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука был высотой в 15 метров. По нынешним меркам сооружение достигало высоты 25-этажного дома.

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения Вавилонской башни было использовано около 85 миллионов сырцовых кирпичей из смеси глины, песка и соломы, так как в Междуречье мало деревьев и камня. Для соединения кирпичей применялся битум (горная смола).


Marten van Valckenborch, 1600

Роберту Кольдевею удалось раскопать в Вавилоне и знаменитые висячие сады Семирамиды, которые были возведены не этой легендарной царицей, а были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены Амитис - индийcкой царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам своей родины. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойном городе были поистине чудом света.


В 1962 году экспедиция под руководством архитектора Ханса-Георга Шмидта продолжила исследования развалин башни. Профессор Шмидт создал новую модель постройки: две боковые лестницы вели к широкой террасе, расположенной на высоте 31 метров от земли, монументальная центральная лестница заканчивалась на втором ярусе на высоте 48 метров. Оттуда вели вверх еще четыре лестничных марша, а на вершине башни стоял храм — святилище бога Мардука, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами — символ плодородия. Внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Профессор Шмидт сопоставил свои вычисления с данными, на маленькой глиняной табличке, обнаруженной археологами. Этот уникальный документ содержит описание многоярусной башни в Вавилонском царстве – знаменитого храма верховного божества Мардука. Башня называлась Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до нашей эры). Сейчас на месте «храма-небоскреба» раскинулось поросшее тростником болото.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата — маленькой Вавилонской башни.

За свою трёхтысячелетнюю историю Вавилон трижды был разрушен до основания и каждый раз вновь восставал из пепла, пока полностью не пришёл в упадок под властью персов и македонцев в VI- V веках до нашей эры. Персидский царь Ксеркс оставил от Вавилонской башни только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Он намеревался построить ее снова. «Но, - как пишет Страбон, - этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


Вавилонская башня, которая в те времена была просто чудом техники, принесла славу своему городу. Этот зиккурат был самым высоким и самым поздним сооружением такого типа, но отнюдь не единственным высотным храмом в Месопотамии. Вдоль двух могучих рек – Тигра и Евфрата длинной чередой стояли колоссальные святыни.

Традиция постройки башен родилась у шумеров на юге Междуречья. Уже семь тысяч лет назад в Эриду построили первый ступенчатый храм с террасой высотой всего один метр. Со временем зодчие научились проектировать более высокие здания и разработали технологию строительных работ, позволяющую добиваться устойчивости и прочности стен.

Кто не слышал миф про легендарную Вавилонскую башню? Об этом недостроенном сооружении до небес узнают еще в глубоком детстве. Это название стало нарицательным. Но не каждый знает, что Вавилонская башня реально существует. Об этом свидетельствуют записи древних и современные археологические исследования.

Вавилонская башня: реальная история

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города - Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, и Дорога процессий.

Но это лишь край айсберга - на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание про Зиккурат Этеменанки в городе.

Эта Вавилонская башня , которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название - Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

Вавилонская башня: особенности архитектуры

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Сама Вавилонская башня появилась при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат Этеменанки был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.


На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона - Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.


У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. Вавилонская башня построена из 85 миллионов кирпичей. Вавилонская башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города - Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Вавилонская башня не была отстроена. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

Вавилонская башня: легенда и реальная история

Вавилонская башня — древнее чудо света, украшавшее собой. Согласно преданиям Вавилонская башня достигала неба. Однако Боги прогневались за намерение добраться до небес и наказали людей, наделив их разными языками. В результате строительство башни не было завершено.


Легенду лучше прочитать в библейском оригинале:

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

7 чудес света. Вавилонская башня.


Вавилонская башня.

Вавилонская башня (ивр. מִגְדָּל בָּלַל‎ Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах»(стихах 11:1-11:9) книги Бытие.

Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Однако она — одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка.


Jan Collaert 1579г.

Согласно древней библейской легенде, после Всемирного потопа, более четырех тысяч лет тому назад все люди жили в Месопотамии (с востока люди пришли на землю Сеннаар) , то есть в бассейне рек Тигра и Евфрата, и все говорили на одном языке. Так как земля этих мест была очень плодородна,то люди жили богато. Они решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


Marten Van Valckenborch I (1535-1612)

Для сооружения монументального строения люди использовали не камень, а необожженный кирпич-сырец, для соединения кирпичей применялся вместо извести битум (горная смола). Башня все росла и росла в высоту.


Theodosius Rihel 1574-1578г.

Наконец Бог разгневался на неразумных и тщеславных людей и наказал их: он заставил строителей говорить на разных языках. От этого глупые гордецы перестали понимать друг друга и, побросав свои орудия, прекратили строительство башни, а потом разошлись в разные стороны Земли. Так башня оказалась недостроенной, а город, где происходило строительство и смешались все языки, назвали Вавилоном. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.


Фреска 1100г.

Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.).

Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов.

При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до, эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 м., первый ярус имел высоту 33 м., второй - 18, третий и пятый - по 6 м., седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 м. По нынешним меркам сооружение достигало в высоту 30-этажного небоскреба.

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как - «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.


Tobias Verhaecht, The Tower Of Babel.

Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, обложенную снаружи обожженным кирпичом. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет. На вершине зиккурата находилось святилище, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами {символ плодородия). Оно считалось местом обитания бога Мардука - покровителя города. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. На ярусы вели лестницы; по ним поднимались религиозные процессии. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Верхние площадки зиккуратов использовались не только в культовых, но и в практических целях: для обзора воинами-стражниками окружающей местности. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.


Hendrick III van Cleve (1525 - 1589)

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. «Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


Lucas van Valckenborch 1594г.


Lucas van Valckenborch 1595г.

В настоящее время от легендарной Вавилонской башни остались только фундамент и нижняя часть стены. Но благодаря клинописным табличкам имеется описание прославленного зиккурата и даже его изображение.


Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня 1564.

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).


Фреска Вавилонской башни из венецианского собора Сан-Марко.

В Ираке до сих пор существуют башни такого типа- очень высокие, ступенчатой или спиралевидной формы. В самом же Вавилоне о башне почти ничего не напоминает, там сохранились только часть стены и фундамент, а так же прекрасные древние рельефы царского дворца в раскопках.

Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. Девиз Европейского парламента на французском: «Много языков — один голос» искажает смысл библейского текста. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. На самом деле — это завершённое сооружение Европейского парламента, строительство которого было закончено в декабре 2000 года.

В 11 главе мы находим библейское предание, посвящённое строительству Вавилонской башни / Вавилонскому столпотворению.

Библейское предание о Вавилонской башне.

Вавилонская башня. Хендрик III ван Клеве, 1563

После Великого Потопа удалось спастись только и членам его семьи. Соответственно, человечество в годы после Потопа было представлено одним народом, говорящим на одном языке. Человечество расселилось по земле, однако язык у них был общий. Когда Ной и его семья покинули Ковчег, Бог повелел им:

«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Однако потомки Ноя двинулись на восток и решили построить город и башню

«прежде нежели рассеяться по лицу всей Земли».

Потомки Ноя решили построить город Вавилон («врата богов») и башню до небес. Башней до небес эти люди хотели возвысить себя, или, как сказано в Библии, «сделать себе имя». Удивительно, но словосочетания «Вавилонская Башня» и «Вавилонское столпотворение» не упоминаются в Библии. В Библии мы встречаем только «город и башня». Согласно Библии, город Вавилон получил название «Бабель» от еврейского слова бала , то есть перемешивать и путать .

Башня должна была возвышать человека, но не Бога, поэтому Господь разгневался. Бог прервал строительство Вавилонской Башни, создав разные языки для того, чтобы строители не могли общаться. Люди, перестав понимать друг друга, ушли из Вавилона и рассеялись по Земле.

История о Вавилонской башне – библейская версия появления разных языков.

Интересный факт: в 10 главе Бытия рассказывается о потомках Ноя, их упоминается около 70. Интересно, что отдельных языковых групп на Земле тоже около 70.

История о Вавилонской башне в библейских и апокрифических текстах.

История о Вавилонской башне встречается в нескольких текстах:

Книга Бытия. Начало 11 главы:

1 На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Книга Юбилеев. Глава 10.

Дает наиболее подробное описание строительства башни.

“Вот сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел, что они построят себе город и башню в земле Синаар, ибо они переселились от Арарата к востоку в Синаар”. Ибо в его дни они построили город и башню, говоря: “Мы поднимемся по ней на небо”. И они начали строить в четвертую седмину, и обжигали огнем (кирпичи), и кирпичи служили им вместо камня, и цементом, которым они укрепляли промежутки, был асфальт из моря и из водных источников в стране Синаар. И они строили это в продолжение сорока трех лет. И Господь Бог наш сказал нам: “Вот, это один народ, и он начал делать это! И ныне Я не отступлю от них! Вот, мы сойдем и смешаем языки их, чтобы они не понимали друг друга и рассеялись в страны и народы, и да не осуществится никогда их замысел до дня суда!” И Господь сошел, и мы сошли с Ним, видеть город и башню, которую строили сыны человеческие; и Он расторг каждое слово их языка, и никто уже не понимал слово другого. И вот они отказались строить город и башню. Ради сего вся страна Синаар была названа Бабель (Вавилон). Ибо так расторг Бог все языки сынов человеческих; и оттуда они рассеялись в свои города по их языкам и народам. И Бог послал сильный ветер на их башню и поверг ее на землю. И вот она стояла между страной Ассур и Вавилоном в земле Синаар; и нарекли ей имя развалины.

Греческий апокалипсис Варуха. Глава 3.

И вопросил я Ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?»

И сказал он: «Это - те, кто дали совет построить башню.

Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей.

Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи.

И явившись им, Яхве изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя.

И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное».

Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь».

История о строительстве Вавилонской Башни с точки зрения христианской морали.

История о Вавилонской башне подчеркивает резкий контраст между мнением человека о его собственных достижениях и Божьей точкой зрения на эти достижения. Вавилонская Башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, но не стала.

Согласно Библии, для строительства люди использовали кирпич вместо камня и смолу вместо известкового раствора – они использовали «рукотворные» а не природные «данные Богом» материалы. Люди не уповали на Господа в своем строительстве, поэтому и потерпели неудачу. Вавилонская Башня создавалась людьми, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Богу.

Тем не менее, история строительства Вавилонской башни учит нас еще и тому, что в единстве – наша сила. Однако сила эта не всегда на пользу человека. В книге Бытия говорится:

… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Этим Бог указывает, что, когда люди едины в своих целях, они могут выполнить невозможные подвиги, благородные и неблагородные.

Библия учит, что в единстве – сила, однако нужно быть осторожным: единство цели в делах мирских, в конечном счете, может быть разрушительным. Деление и собственная точка зрения в мирских делах порой предпочтительнее, чем великие всеобщие подвиги во славу идолопоклонства и отступничества. По этой причине, Бог иногда вмешивается в человеческие дела, чтобы предотвратить дальнейшее высокомерие людское. Бог расстраивает планы людей, чтобы они не преступали пределов Божьих.

История о Вавилонской Башне интересна еще и в том плане, что здесь господь впервые говорит о себе во множественном лице, ссылаясь на Троицу:

… сойдем же и смешаем там язык их …

История о Вавилонской башне продолжает тему конкуренции человека и Бога, начатую в . Иосиф Флавий объясняет строительство башни, как высокомерное акт неповиновения против Бога самонадеянного тирана Нимрода. В Библии прямо не указывается о том, что Вавилонскую башню приказал построить Нимрод, однако многие другие источники связывают ее строительство с Нимродом.

Некоторые исследователи, историки и библеисты имеют альтернативную точку зрения на значение эпизода строительства Вавилонской Башни. Они усматривают наказание Господне не как наказание за гордыню, но как понимание Бога о необходимости культурных различий. Эти ученые представляют Вавилон как колыбель всех цивилизаций.

Что говорят ученые про Вавилонскую Башню?

Одним из возможных подходов к истории Вавилонского столпотворения – является буквальный подход. Если признать, что Вавилонская Башня является историческим фактом, тогда можно было бы ожидать, что какие-то остатки или развалины Вавилонской башни существуют и будут найдены. Однако, остатки Башни не были найдены археологами.

Однако, возможно у истории все же есть историческая подоплека. Многие ученые, в том числе и библеисты, сравнивают Вавилонскую башню с древними строениями Месопотамии – зиккуратами. Зиккураты служили в том числе и для религиозных обрядов. Еврее, попавшие в Вавилонский плен, были, несомненно, осведомлены о данных строениях.

Кандидатом на звание Вавилонской башни является зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Это был зиккурат, посвященный Мардуку, Богу-покровителю Вавилона, верховному божеству пантеона Вавилонии. Известно, что данный, самый высокий, зиккурат находился именно в Вавилоне. Вероятно, башня была выше 90 метров. Время строительства неизвестно, однако доподлинно известно, что в 18 веке до н.э. башня уже существовала. Башня (зиккурат) была разрушена, а точнее разобрана Александром Македонским с целью ее реконструкции. Однако, замыслам не суждено было сбыться из-за смерти Александра. Руины зиккурата обнаружил немецкий ученый Р. Кольдевей в 1897-1898 г.


Зиккурат Этеменанки в Вавилоне.

Астрономическая версия.

Существует еще одно объяснение (псевдонаучное?) Вавилонского столпотворения, на сей раз с точки зрения астрономических явлений. Известно, что в предполагаемое время строительства Вавилонской башни, возмущения в атмосфере Юпитера повлияло на движение Меркурия, толкая его ближе к Солнцу. На своей новой орбите Меркурий вступил в близкий контакт с Землей. Их магнитосферы коснулись друг друга, что вызвало всплеск электромагнитной энергии в сторону Земли. Возможно, данное явление повлияло на мышление людей на Земле. Эта версия имеет место, так как доказано, что при поражения электрическим током человек может потерять речь и память. Если подобный электромагнитный всплеск наблюдался в Вавилоне, то это могло послужить причиной смешения языков и Вавилонского Столпотворения.

Кто автор истории о строительстве Вавилонской башни?

Традиция приписывать авторство Бытия, да и всего Пятикнижия Моисею; однако, в конце 19 века была выдвинута иная гипотеза (документальная гипотеза ) о существования четырех первоисточников, названных источниками J, Е, Р и D. Согласно этой версии, история о Вавилонской башне пришла к нам из источника J (Яхвист).

Фразеологизм Вавилонская Башня.

Что означает фразеологизм Вавилонская башня?

Определение 1.

Вавилонская башня – высокое здание, строение.

Определение 2.

Вавилонская башня – грандиозный проект, выполнение которого проблематично.

Определение 3.

Вавилонская башня - затея, которая погибнет из-за чрезмерной гордости и высокомерия.

Фразеологизм Вавилонское столпотворение.

Вавилонское столпотворение значение 1.

Слово столпотворение означает строительство столпа (церковнославянское название башни).

Выражение вавилонское столпотворение означает сумятицу, беспорядочную, суетливую, неупорядоченную деятельность, которая не способна привести к положительным результатам.

Вавилонское столпотворение значение 2.

Фразеологизм Вавилонское столпотворение - означает многоголосый шум, суматоху, гам, сумбурное скопление народа.

Сюжеты о Вавилонской Башне в культуре.

Живопись.

История о строительстве Вавилонской Башни отражена во многих картинах. К примеру, Вавилонская Башня является предметом трех картин Питера Брейгеля старшего. Первая картина была создана после посещения Брейгелем Рима и представляла собой миниатюру на слоновой кости. К сожалению, эта картина не дошла до нас. Две другие картины, написанные в 1563 году, сохранились.

Эти полотна носят названия «Вавилонская башня» и «Малая Вавилонская башня»


Малая Вавилонская Башня
Питер Брейгель Старший, 1563 (Роттердам)
Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший, 1563 (Вена)

Изображения Вавилонской башни Брейгеля намеренно походят на Римский Колизей, который долгое время виделся христианам символом гордыни.

Лукас Ван Фалькенборх, современник Брейгеля, также изобразил Вавилонскую башню на своих полотнах.


Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1595
Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1594

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии.


Вавилонская башня в литературе.

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в мировой литературе. К нему обращались Франц Кафка в притче «Герб города», Томас Манн в романе «Иосиф и его братья», Андрей Платонов в повести «Котлован», Рей Брэдберри в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту», Клайв Льюис в романе «Мерзейшая мощь», Виктор Пелевин в романе «Generation P», Нил Стивенсон в романе «Лавина» и пр.

Вавилонская башня в музыке.

Наиболее знаменитыми интерпретациями сюжета о строительстве Вавилонской башни в музыке является оратория А. Рубинштейна «Вавилонская башня». Вавилонская башня часто упоминается в популярной музыке (Элтон Джон, Бобби Макферрин, Bad Religion, «Аквариум», Кипелов и пр.)

После окончания Всемирного потопа люди снова начали плодиться, размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. И вот они решили построить башню, которая должна была возвыситься до неба. Для чего? Чтобы стать равными с Богом и при этом оставаться вместе. Этот символ божественной силы человека, как люди думали, должен был быть построен в долине Страны Шинар.

Бог решил наказать их за высокомерие, повлияв на способность людей понимать друг друга. Поэтому он создал путаницу, внезапно разделив человечество на семьдесят разных народов и племен, каждый из которых имел свой собственный язык (отсюда и название Вавилон, что схоже со словом «путаница»).

Когда это произошло, от строительства Башни пришлось отказаться. Народы стали отделяться друг от друга, расходились в разных направлениях и так поселились по всем краям света.

Толкования этой истории

В классических комментариях на эту тему есть множество увлекательных объяснений. Начнем с Талмуда (Сангедрин 109a), где мы находим три варианта трактования:

В Школе рабби Шела учили, что люди строили башню с намерением пронзить небеса топорами, чтобы слить всю воду, содержащуюся в них, и таким образом сделать невозможным для Бога в случае Его гнева навести на мир еще один потоп. (Наверное, причина этого в том, что они решили, что их понимание науки и инженерного дела настолько велико, что они могут посоревноваться с Богом в управлении миром.)

Рабби Ирмия Бар Элазар учил, что на самом деле люди разделились на три группы, и у каждой были свои собственные планы на башню. Первая группа планировала подняться на нее, чтобы быть в безопасности, если наступит еще один потоп. Вторая хотела использовать башню как место, с которого удобнее всего поклоняться звездам. А третья группа фактически собиралась забраться по башне наверх, ближе к небесам, и оттуда сразиться с Богом.

Рабби Натан объяснял, что все помыслы людей, связанные с башней, были исключительно об идолопоклонстве.

Таргум Йерушалми говорит, что башня должна была быть увенчана статуей человека, держащего в руке меч — это настоящий акт неповиновения Богу, которого люди надеялись побороть.

Интересное мнение приводит Мидраш. Он поясняет, что люди боялись, что небеса будут обрушиваться на землю регулярно с периодичностью 1656 лет, потому что Всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. И люди решили просто построить подобие подмостков, чтобы поддержать небеса в следующий раз.

Объясняет сказанное в Мидраше и учение Школы рабби Шела, говоря, что люди воспринимали потоп как естественное явление, которое произошло в результате движения небесных сфер и их расположения в небе. Целью возведения башни было как-то повлиять на потенциальную угрозу того, что они искренне считали естественным погодным явлением.

(15-16 вв.) учит, что план размещения идола на вершине башни был таким, чтобы строение получило всеобщее признание как самый высокий храм и величайший бог в мире, что превратило бы его в центр поклонения для всего человечества — и тогда правитель башни стал бы управлять всем миром.

(13-14 вв.) так же дает ряд пояснений. На начальном уровне он объясняет, что план состоял в том, чтобы построить некий памятник, который будет видно с очень большого расстояния. Люди хотели поселиться вместе и решили, что все они останутся жить рядом с башней и никогда не отойдут от нее. А любой, кто заблудился и отойдет слишком далеко от поселения, сможет вернуться домой, ориентируясь на башню. Однако это противоречило плану Бога, который создал мир, чтобы мы наполняли его и делали его лучше.

Он также предполагает, что люди, возможно, действительно создали первый молниеотвод. Они знали, что Бог обещал не спускать на мир еще одно наводнение и боялись, что вместо этого Он накажет бунтовщиков с помощью огня. Люди надеялись, что башня сможет спасти их от всех подобных ударов с использованием электричества, который сможет послать Бог. (Обратите внимание, что рабейну Бахья жил за много веков до Бенджамина Франклина.)

(Рабби Нафтали Цви Йеуда Берлин, глава знаменитой Воложинской ешивы 19 века) делится увлекательным и весьма поучительным взглядом на ситуацию. Он объясняет, что люди поколения Вавилонской башни были первыми социальными инженерами, которые надеялись создать утопическое общество, где все жили и мыслили как единый организм. Они боялись, что если отдельные люди образуют свои колонии и города, они будут развивать свою собственную культуру и уникальный образ жизни. А им хотелось, чтобы все жили в одной контролируемой среде, где можно было бы контролировать, чтоб все человечество оставалось культурно однородным. Башня служила базой, вокруг которой могли бы поселиться все люди их планируемой колонии — никто не покидал бы своих ближайших окрестностей. Проблема этого плана заключалась в том, что это был первый шаг к тираническому государственному режиму, в котором не допускалось никаких свободы слова и самовыражения, и именно поэтому Бог разделил всех на отдельные народы.

Некоторые мудрецы объясняли этот эпизод нашей истории следующим образом: люди задумывали построить башню, которая стала бы памятником, вдохновляющим их на общую цель — выживание. Они хотели «сделать себе имя» — обеспечить долгую память о себе на протяжении поколений.

В чем они ошибались?

Именно в том, что они видели выживание как самоцель. Давайте сделаем себе имя, сказали они, давайте сделаем все, чтобы будущие поколения читали о нас в своих книгах по истории. Для этих людей сама по себе жизнь была неким идеалом, а само выживание — добродетелью.

Это стало началом конца. Природа не терпит пустоты, что справедливо и для духовных реальностей: если наша душа или наши намерения не наполнены неким положительным содержанием, в конечном итоге создавшаяся пустота заполнится чем-то негативным. Когда нечто святое лишают его истинного высшего смысла, это неизбежно приводит к созданию Вавилонской башни.




Top