История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

2 слайд

Описание слайда:

Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка изогнутым (в 18-19 веках также овальным) деревянным корпусом. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

3 слайд

Описание слайда:

Заглянем в словари и книги… «...Когда и кем изобретена балалайка – неизвестно…» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона 1891 г.) «Балалайка - мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах». (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.) «Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом». (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

4 слайд

Описание слайда:

Когда и откуда пришла к нам балалайка? Историки и музыковеды до сих пор спорят о происхождении балалайки. Есть ряд предположений: родоначальницей русской балалайки является казахская домбра или русская домра; балалайка – исконно русский инструмент; балалайка-инструмент татарского происхождения.

5 слайд

Описание слайда:

Учёные считают, что своим появлением балалайка обязана владычеству Золотой Орды и представляет собой видоизмененную казахскую домбру (двухструнный щипковый музыкальный инструмент). Заболотский П.Е. Мальчик с балалайкой 1 предположение: домбра и домра – родоначальницы балалайки. Домбра

6 слайд

Описание слайда:

Домра и домбра До́мра - украинский народный трёхструнный или четырёхструнный музыкальный инструмент. Домбра Домра Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига.

7 слайд

Описание слайда:

В период своего младенчества балалайка имела форму домры, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении». Народный исполнитель с балалайкой, имеющей круглый кузов. Начало 19 в.

8 слайд

Описание слайда:

2 предположение: балалайка – исконно русский инструмент Учёные полагают, что балалайку придумали еще в конце 17 века народные умельцы. Изобретение первой балалайки приписывается крепостным крестьянам, которым якобы захотелось как-то скрасить свое бесправное, безрадостное существование в подчинении у помещика. Сцены из русского народного быта начала 19 века

9 слайд

Описание слайда:

Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. Корень слова «балалайка» давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами «балакать», «балагурить», «балабонить», что значит на народном наречии болтать, пустозвонить. Народная балалайка конца 19 века Литография 1820

10 слайд

Описание слайда:

Некоторые учёные приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. Они считают, что слова «балакать», «балагурить», «балабонить», очевидно, произошли от татарских слов бала - ребёнок, балалар - дети. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. 3 предположение: балалайка – инструмент татарского происхождения.

11 слайд

Описание слайда:

Первые упоминания о балалайке Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли…». Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы, кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

12 слайд

Описание слайда:

«Сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». К концу 18 века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Балалаечка играет, слышу – милый мой идёт, А моё сердце замирает - про меня песни поёт.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

К середине 19 века балалайка стала очень популярной во многих местах России. Балалаечка стала главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и народные частушки. Крестьяне аккомпанировали на ней народным плясовым песням. А скоморохи, играя на балалайке, веселили народ на ярмарках и в кабаках. Соколов П.П. У ворот.

15 слайд

Описание слайда:

Народная любимица На популярность балалайки во второй половине 18 века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». На балалайке играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты. Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804) – русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й половины 18 в. Хандошкин славился как импровизатор и исполнитель русских народных песен. В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза.

16 слайд

Описание слайда:

«Голосистые соперницы» В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар. В России распространилась семиструнная гитара и гармошка, которые постепенно её вытеснили. Тульская гармонь В.И.Суриков. С гитарой

17 слайд

Описание слайда:

Второе рождение балалайки Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником. Василий Васильевич Андреев 1861-1918

18 слайд

Описание слайда:

На балалайке Андреев научился играть у сельского виртуоза крепостного крестьянина Антипа Васильева в 1883 году. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом. «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков». Антип Васильев

19 слайд

Описание слайда:

Изучение балалайки Молодой музыкант-энтузиаст знакомится с законами акустики, штудирует русские и иностранные исследования по истории изготовления музыкальных инструментов, собирает и изучает образцы кустарных балалаек из различных губерний России. Его поражает многообразие форм народных балалаек. В особенности заинтересовали Андреева балалайки Вятской губернии. Там, в глуши Вятских лесов, сохранились еще традиции, восходящие чуть ли не к концу 18 века. Вятские балалайки своим круглым, вернее, полушаровидным кузовом очень напоминали Андрееву мандолины. Однако играли на них обычным народным балалаечным приемом - бряцанием.

20 слайд

Описание слайда:

Усовершенствованный инструмент Андреев решил усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему удалось. В 1880-х годах Андреев вместе с мастерами Францем Станиславовичем Пасербским (инструментальный мастер) и Семеном Ивановичем Налимовым (столяр) усовершенствовали балалайку: Изменили форму Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Улучшили резонансные свойства. Струны у балалайки заменили на скрипичные и гитарные. Добавили третью струну. Балалайка вновь распространилась в России и завоевала любовь.

21 слайд

Описание слайда:

Кружок любителей игры на балалайке 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки. Звучание одной балалайки уже не удовлетворяет Андреева. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного исполнения на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 года. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С.Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Балалайка Составила: музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово Егорова Е.Б., 1 квалификационная категория

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети». Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Презентацию «Балалайка» составила Егорова Елена Борисовна. Муз. рук. МБДОУ д/с № 20 «Дюймовочка»г. Павлово /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....

Содержание: 1. Введение 1. Введение 2. История возникновения балалайки. 2. История возникновения балалайки. 3. Упоминание о балалайке в печатных источниках. 3. Упоминание о балалайке в печатных источниках. Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки. Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки. 4. Заключение. 4. Заключение. 5. Список литературы. 5. Список литературы.


Введение История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства.


Балалайка одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом. Балалайка одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.


Тема нашей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент». Тема нашей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент». Мы выбрали эту тему, потому что интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени. Мы выбрали эту тему, потому что интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени.




Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».


Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.


Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам.


Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «судебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «судебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».


Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол). Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол).


К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия. К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.


Упоминание о балалайке в печатных исмточниках Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балалайка» и пели бранящие песни в адрес последних. Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балалайка» и пели бранящие песни в адрес последних.


Следующий исторический источник, в котором упоминается музыкальный инструмент балалайка, есть «Реестр», подписанный самим Петром первым в 1715 году. Для празднования шутовской «Князя- Папы» свадьбы в Санкт-Петербурге, где кроме прочих музыкальных инструментов упоминаются и четыре балалайки, которые должны были нести ряженые участники, весёлого царского празднества, в котором брал участие и сам великий, царь. Следующий исторический источник, в котором упоминается музыкальный инструмент балалайка, есть «Реестр», подписанный самим Петром первым в 1715 году. Для празднования шутовской «Князя- Папы» свадьбы в Санкт-Петербурге, где кроме прочих музыкальных инструментов упоминаются и четыре балалайки, которые должны были нести ряженые участники, весёлого царского празднества, в котором брал участие и сам великий, царь.


Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды, нашли любопытным, что само название инструмента, есть типичное, народное. С созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды, нашли любопытным, что само название инструмента, есть типичное, народное. С созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте


Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить или «бала – лайка». Где в названии балалайка корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться ругаться словно, лает собака. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.. Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить или «бала – лайка». Где в названии балалайка корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться ругаться словно, лает собака. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.Музыкальный инструмент Музыкальный инструмент


Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову. Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову.


Семен Иванович Налимов Семен Иванович Налимов Которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой. Которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой.


По чертежам В.Андреева, мастер Ф. Пасербский сделал, семейство концертных балалаек: контрабас, бас тенор, альт, приму, пикколо. Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки


Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Заключение. Заключение. Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью. Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью. В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю. В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети».

Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого.

В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.

Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.

И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа.

Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить.

Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка,

и, уходя из армии военные забирали инструмент

с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

Существует несколько версий происхождения . Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от . Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.


Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.


Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом . Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь , балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.


В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.


До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.


Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.


Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?


Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.




Top