История союза московских композиторов. Союз советских композиторов

Союз московских композиторов: история и современность

Москва – один из крупнейших центров мировой музыкальной культуры, город, в котором творили Чайковский и Танеев, Рахманинов и Скрябин, Шостакович и Прокофьев, Арам Хачатурян и Мясковский, Свиридов, Шнитке, Денисов, Борис Чайковский, всегда был средоточием ярких, крупных композиторских имен. Здесь рождались шедевры мировой музыки, отсюда распространялись самые неожиданные идеи и новаторские концепции, неизменно вызывающие интерес и восхищение как профессионалов, так и просвещенных любителей музыки. Не одно поколение московских композиторов вносило свой вклад в созидание отечественного культурного генофонда. И современные авторы, объединенные в Союз московских композиторов – самую крупную и многочисленную в России творческую организацию, не только бережно хранят генофонд отечественной музыки, но и пополняют, обогащают его.

Факт общеизвестный: в 1932 году после опубликования постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» вместо отдельных творческих объединений была создана единая творческая организация – Союз советских композиторов, находящийся, как и другие творческие союзы – художников, писателей, в подчинении Наркомпроса РСФСР. В его руководство – правление – вошли авторитетные московские композиторы, исполнители и музыковеды: М.П.Аркадьев, по специальности театровед, – председатель правления (от Наркомпроса), А.Б.Гольденвейзер (товарищ председателя), В.М.Городинский (секретарь, от газеты «Советское искусство»), Я.И.Боярский (от РАБИСа), Н.Я.Мясковский, С.Н.Василенко, Ан.Н.Александров, А.А.Крейн, М.М.Ипполитов-Иванов, В.Я.Шебалин, Б.С.Шехтер, В.А.Белый, Б.С.Пшибышевский, Р.М.Глиэр, А.Ф.Гедике, К.Н.Игумнов. Наркомпрос в специальном постановлении предложил целый комплекс мер по укреплению социального и материального положения композиторов в обществе. Государственной филармонии было предложено включить в свой план регулярные циклы концертов из произведений советских композиторов. Был создан специальный фонд для премирования лучших произведений. Были даны поручения издательству Музгиз по выпуску в свет сочинений советских композиторов, также определены нормы оплаты творческого труда. Активно развивалась практика заключения контрактов с композиторами и выделения средств на подготовительную работу. В 1933 году было принято постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О жилищных правах научных работников», целиком относящееся и к композиторам (в частности, было узаконено право на дополнительную жилплощадь). «Постепенно, как пишет исследователь уникальных документальных источников Е. Власова в своей книге «1948 год в советской музыке», быть членом СК становилось все более почетным и, главное, материально интересным».

В том же 1932 году президиум правления Союза советских композиторов утвердил структуру Московского союза (Московского союза советских композиторов, председателем которого был назначен тот же М.П.Аркадьев). (Кстати, напомним, что в 30-е годы аналогичные композиторские организации возникли в Ленинграде, Харькове, Киеве, а также в Азербайджане, Белоруссии, Армении и Грузии.) Структура Московского союза выглядела следующим образом. Основу составляли 4 отдела – организационный, производственно-творческий, культурно-массовый и финансово-правовой. Сразу же была создана и Комиссия по приему в члены союза в составе: А.Б.Гольденвейзер, Н.Я.Мясковский, Р.М.Глиэр, В.М.Городинский и В.Я.Шебалин. Естественно сама структура союза постоянно обновлялась. В 1934 году была создана комиссия (она тогда называлась группой) по связям с заграницей, куда вошли А.М.Веприк, Н.Я.Мясковский, Ф.Сабо (венгерский композитор, ученик Л.Вейнера и З.Кодая, он с 1932 по 1945 гг. жил в СССР), С.Е.Файнберг и Б.С.Шехтер. Активно работали детская секция (Ан.Н. Александров, В.А. Белый, Д.Б. Кабалевский), оборонная (Н.К.Чемберджи, Л.К.Книппер, А.Г.Новиков), исполнительская (А.Б.Гольденвейзер, Г.М.Коган и Д.А.Рабинович) и музыковедческая (В.М.Городинский, И.Я.Рыжкин и Л.В.Кулаковский).

На смену первого председателя Московского союза М.П. Аркадьева был назначен Н.И.Челяпов. Юрист по образованию, академик, директор Института советского строительства, он, как и его предшественник, к музыкальным проблемам не имел профессионального отношения. (В 1937 году по сфабрикованному политическому делу он был арестован и в 1938-м расстрелян.) По концепции, принадлежащей Челяпову, творческий союз должен был функционировать не как предполагалось в качестве некоего высшего органа, стоящего над разными творческими группировками, а как организация, объединяющая композиторов по секциям, сформированным по жанровым признакам: тогда главной оборонной, колхозной, песенной, симфонической, оперной и другой музыки. После Челяпова до осени 1941 года пост председателя Московского союза занимал В.Я.Шебалин, а его заместителями были С.С.Прокофьев и Н.К.Чемберджи. В годы Великой Отечественной войны, а именно в мае 1942-го, в связи с эвакуацией из Москвы многих деятелей культуры, Московский союз самораспустился. Юридически и фактически (в том же составе) продолжал функционировать созданный в 1939 году Оргкомитет Союза советских композиторов во главе с Р.М.Глиэром и А.И.Хачатуряном. В 1948 году, как известно, на Первом съезде советских композиторов Генеральным секретарем Союза советских композиторов СССР стал Т.Н.Хренников, руководивший Союзом композиторов страны более 40 лет.

Московский союз был вновь организован в 1959 году как юридически самостоятельная организация в составе Союза композиторов СССР, а с 1960 года – РСФСР. Начиная с 1959 года Московским союзом в разные годы руководили В.И.Мурадели, С.С.Туликов, Б.М.Терентьев, Г.П.Дмитриев, В.С.Дашкевич, с декабря 1993 года и по настоящее время – О.Б.Галахов.

С 1960 года после создания Союза композиторов РСФСР, первым председателем которого стал Д.Д.Шостакович, в Москве сложилась трехуровневая система взаимодействия всесоюзной, республиканской и городской (столичной)композиторских организаций. Система, сформированная партийным аппаратом, точно соответствовала партийно-государственной пирамиде управления (по-другому и быть не могло). Эта система была едина и незыблема для всех творческих союзов страны, республик и городов. Она работала мощно, с размахом, под каждодневным контролем партийно-идеологических органов. В эти годы формировались условия и методы работы творческих союзов, их производственные и организационно-хозяйственные структуры, источники финансирования и материальная база. В Москве всё было всесоюзным: Музфонд, Бюро пропаганды, издательство, журналы, Дом композиторов, Дома творчества. Велось жилищное строительство, за союзами закреплялось ведомственное медицинское обслуживание. Щедро оплачивался творческий труд. «В свете партийных постановлений» регулярно и масштабно проводились съезды, пленумы, фестивали, симпозиумы и конференции. По согласованию с партийно-идеологическими органами присуждались сталинские, государственные и ленинские премии, почетные звания, ордена и медали. «Политически грамотные и морально устойчивые» направлялись в загранкомандировки и турпоездки. Что и как сочинять, какая музыка нужна советскому народу – четко прописывалось в партийных документах. Наиболее бескомпромиссные подвергались идеологическому и общественному остракизму с последствиями. Именно в этих условиях «кнута и пряника» создавались великие и невеликие творения, формировался менталитет деятелей искусств нескольких поколений – их судьбы, авторитет и место в обществе. Уникальное наследие советской эпохи, включая и созданную в те годы материальную базу, во многом предопределили дальнейший ход событий в «романтические» годы «Перестройки», а затем «выживания» после распада СССР.

Во все годы – советские и постсоветские – столичные творческие организации оставались самыми крупными творческими объединениями страны, прославленными многими именами композиторов, художников, писателей, кинематографистов, творчество и общественная деятельность которых определяли и определяют высочайший уровень отечественной и мировой культуры в сложнейшие, противоречивые, героические и трагические периоды в истории нашей страны. Периоды, которые должным образом не изучаются и не осмысливаются. А творческое наследие в немалом количестве хранится в запасниках.

Союз московских композиторов сегодня – это более 650 членов организации, композиторов и музыковедов, имеющих высшее профессиональное образование, чьи произведения стали достоянием слушателей, а труды музыковедов опубликованы в разных изданиях. Многие композиторы и музыковеды Москвы заняты как творческим трудом, так и педагогической, просветительской и музыкально-общественной деятельностью – преподают в консерваториях, университетах, институтах, академиях, колледжах и школах; ведут научно-исследовательскую, музыкально-просветительскую, концертно-филармоническую и журналистскую деятельность; возглавляют или принимают участие в работе различных общественных институтов – в советах, коллегиях, ассоциациях, комиссиях, редакциях… Более 70 человек живут и работают за рубежом.

Руководящим органом Союза московских композиторов является Правление во главе с Председателем, избираемые Собранием композиторов и музыковедов. Более 10 творческих секций, комиссий, ассоциаций и объединений знакомятся с новыми сочинениями, инициируют различные творческие акции – концерты, фестивали, конференции, рекомендуют молодых композиторов и музыковедов к приему в члены СМК.

В ведении (собственности) Московского союза находится Московский дом композиторов, располагающий Большим и Малым концертными залами, Студией звукозаписи и фонотекой, Музыкальной библиотекой, Центром подготовки нотных материалов, прокатным фондом роялей и пианино, фортепианной мастерской.

Цели и задачи Московского союза конкретны и ясны: помочь композиторам и музыковедам раскрыть свой талант, создать благоприятные условия для творческой работы и профессионального общения; способствовать внедрению со­временной музыки в концертную практику; осуществлять повседневную влиятельную и плодотворную связь с государственными и муниципальными исполнительными и законодательными органами, Российским Авторским Обществом, органами культуры и образования, концертными коллективами, музыкальными театрами и учебными заведениями, средствами массовой информации, с московскими, российскими и зарубежными общественными институтами; оказывать социально-бытовую и материальную помощь, защищать гражданские права членов СМК.

Время и исторические процессы совершенствуют практические методы и наработки. Меняется художественное сознание. Освобождаются от идеологических нелепостей и предрассудков прошлого и слушатели и музыканты. Закрепляется позитивное и рациональное. «Антинародная» музыка «безродных космополитов», «авангардистов» и «формалистов» становится классикой. Всё новые и новые поколения музыкантов уже и не знают, «как это было». Стремительный технический прорыв в области коммуникаций, как в своих позитивных, так и негативных проявлениях, оказывает мощное влияние на культуру, быт и сознание людей. Композитор сегодня должен быть оснащенным, современным, амбициозным, раскрепощенным – и не забывать о прошлом.

Сою́з компози́торов Росси́и - Всероссийская общественная организация , объединяющая профессиональных композиторов и музыковедов из 48 регионов Российской Федерации.

Союз композиторов России является правопреемником основанного в 1960 году Союза композиторов РСФСР. На Первом Учредительном Съезде, который состоялся в Москве в апреле 1960 года Первым Секретарем Правления единогласно был избран Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

С того времени, Союз композиторов возглавляли:

  • Дмитрий Шостакович (1960-1968)
  • Георгий Свиридов (1968-1973)
  • Родион Щедрин (1973-1990)
  • Владислав Казенин (1990-2014)
  • Рашид Калимуллин (с декабря 2015)

Приоритетными направлениями деятельности организации являются:

Развитие и укрепление композиторских организаций в регионах;

Стимулирование и создание широких возможностей для композиторского творчества;

Продвижение музыкальной культуры и сочинений российских композиторов в России и за рубежом;

Развитие и поддержка молодежного композиторского творчества;

Издание нот и запись дисков, а также распространение музыкальных произведений;

Создание положительного имиджа организации для расширения возможностей и укрепления авторитета на музыкальном пространстве Российской Федерации.

Фестивали Союза композиторов России:«Панорама музыки России», «Композиторы России - детям», «Музыка друзей»,«Солнечный круг».

Членами Союза композиторов России являются 1011 композиторов и музыковедов, многие из которых удостоены государственных наград, премий и званий.

С 2009 года, при организации существует Молодежное отделение композиторов (МолОт), имеет 26 представительств в России и за рубежом.

История Союза композиторов России.

Первый Учредительный Съезд состоялся в Москве, в апреле 1960 года. Первым Секретарем Правления единогласно был избран Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Возглавив Союз композиторов, Дмитрий Дмитриевич сосредоточил свое внимание на укреплении контактов с местными композиторскими организациями. Четко установил общий характер работы: дисциплина, профессионализм и отточенное мастерство. Благодаря усилиям Дмитрия Шостаковича, роль нового Союза возрастала с каждым днем, и, очень скоро, он становится организующим центром современного музыкального искусства. Общественная деятельность не мешала творчеству великого композитора, в это время им были созданы грандиозные симфонические полотна, оперы и балеты, оратории и кантаты, камерные произведения, песни, музыка для театра и кино - все это ценности самой высокой пробы. Обладая проницательностью гениального художника, Д. Шостакович сумел создать честную, беспощадно правдивую летопись своей эпохи. Он умело сформировал теплые человеческие отношения внутри «команды», стараясь и делая людям добро, и только ухудшающееся состояние здоровья заставило его оставить свой пост на Втором Съезде, в 1968 году. В память о нем, Союз композиторов России учредил в 1981 году премию имени Д. Д. Шостаковича.

На Втором Съезде, в 1968 году, Председателем Правления был избран Георгий Васильевич Свиридов.

Ответственным секретарем был назначен Станислав Стемпневский.

Третий Съезд Союза композиторов России состоялся в 1973 году, в Колонном зале Дома Союзов. На съезде было выбрано новое руководство Союза композиторов России. Председателем Правления Союза композиторов стал Родион Константинович Щедрин, который руководил Союзом композиторов РСФСР в течение последующих 17 лет. Первым секретарем были избран Андрей Яковлевич Эшпай. Ответственным секретарем, а затем заместителем председателя Союза композиторов стал Владислав Казенин. Вторым заместителем председателя стал Ян Френкель.

В Секретариат вошли композиторы различных регионов страны: Ф. Васильев (Чувашская АССР), Р. Газизов (Башкирская АССР), В. Красноскулов (Ростов-на-Дону), В. Куприянов (Марийская АССР), А. Новиков (Новосибирск), А. Пузей (Свердловск), М. Симановский (Саратов), М. Таривердиев, В. Агафонников, музыковед Ю. Корев (Москва), Б. Тищенко, В. Успенский (Ленинград), М. Яруллин (Татарская АССР).

Родион Щедрин и Секретариат Союза композиторов России вели огромную работу по сохранению организационно-творческих традиций Д.Д. Шостаковича, проявлявшихся в пропаганде творчества современных композиторов на музыкальных форумах России.

В то время было проведено большое количество крупнейших фестивалей в Омске, Тюменской области, Вильнюсе, Суздале, Владимире, Горьком, городах Северного Кавказа. Зародившиеся в тот период фестивали стали традиционными: «Панорама музыки Сибири» (Новосибирск), «Донская весна», «Фестиваль на Кубани», праздники музыки в Саратове, Уфе, Свердловске, Горьком. Появились новые фестивали, праздники музыки в Астрахани, Красноярске, «Европа - Азия» - в Казани, «Тувинское музыкальное лето» - в Кызыле и других городах Тувы.

Свои традиции имеют фестивали двух последних десятилетий: это «Панорама музыки России», «Композиторы России - детям», «Музыка друзей» - фестиваль, на котором исполняются произведения зарубежных композиторов. «Панорама музыки России» является одним из крупнейших и авторитетнейших фестивалей современной музыки в нашей стране. Этот фестиваль зародился в 1973 году по инициативе Р. Щедрина и с 1995 года ежегодно проводится в различных регионах страны. Фестивальные программы представляют множество композиторских имен современной России, дают возможность составить полное представление о богатстве и национальном многообразии музыкального творчества современной России.

Форма и география фестивалей Союза композиторов необычайно широка. Фестивали проводятся не в одном городе, а сразу в нескольких. В 2008 году, например, детские фестивали состоялись в Смоленске, Твери, Кирове и Саратове, а фестиваль «Панорама музыки России» - в Челябинске, Уфе, Липецке и Воронеже. Тематика этих фестивалей и музыкальных встреч, музыковедческих конференций была многообразной и значительной: «Композитор-исполнитель-слушатель», «Советские композиторы - труженикам села», «Роль фольклора в современном творчестве», «Образ современника в творчестве композиторов России» и многие другие.

С 1990 по 2014 годы пост Председателя Союза композиторов России занимал Владислав Игоревич Казенин.

Почти четверть века, возглавляя Союз в сложные годы распада СССР и перестройки, Владислав Игоревич сумел сохранить стабильность организации и обеспечить ее устойчивое развитие.

Владислав Казенин – известный российский композитор, автор оперетт, мюзиклов, балетов, сочинений для хора, симфонического оркестра, фортепиано, инструментальных концертов, песен и романсов, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным спектаклям.

Благодаря большой организационной работе Секретариата Союза композиторов и личному авторитету Владимира Казенина, были созданы новые творческие отделения, которые сразу становились музыкальными центрами в городах и республиках России. Благодаря им формировались крепкие связи с музыкальной общественностью, концертными организациями, учебными заведениями. Творческие коллективы композиторов появились в Республике Саха (Якутия), Республике Тыва, Мордовии, Красноярске, Челябинске, Перми, Республике Адыгея, Смоленске, Калининграде, Кирове, Республике Коми, Костроме, Ярославле, Вологде, Брянске, Пензе, Белгороде, Чите (Забайкальская организация), Калуге, Абакане (Республика Хакасия), Подмосковье. Начало деятельности всех новых композиторских организаций всегда сопровождалось проведением фестивалей, концертов и творческих встреч.

На Одиннадцатом Съезде, в декабре 2015 года, Председателем Союза композиторов России был избран Рашид Фагимович Калимуллин.

Рашид Калимуллин – один из ведущих российских композиторов, крупный музыкально-общественный деятель, талантливый управленец и организатор. С 1989 года возглавлял Союз композиторов Республики Татарстан, с 1995 по 2010 гг. – секретарь и с 2010г. – заместитель председателя Союза композиторов России. Рашид Калимуллин - автор и руководитель многих крупных международных и российских проектов, в их числе международный фестиваль «Дни японской и татарской музыки», международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия», международный проект симфонических концертов «Жемчужины русской и татарской музыки», всероссийский музыкальный фестиваль «Имена России». Является учредителем и создателем Центра современной музыки Софии Губайдуллиной. Автор большого количества сочинений в разных жанрах: опера, симфония, инструментальный концерт, музыка для оркестра, камерная и вокальная музыка.

С 1986 года Союз композиторов России регулярно проводит фестиваль «Композиторы России – детям». Каждый раз фестиваль проходит с большим успехом в различных городах России и имеет большой резонанс среди молодежи. В рамках фестиваля проходят творческие встречи, концерты детской музыки российских композиторов. Адресатом этих мероприятий являются учащиеся музыкальных и общеобразовательных школ и музыкальных училищ.

Опытом международной работы Союза композиторов стал международный фестиваль «Музыка друзей».

В 2015 году был возрождён Международный фестиваль-конкурс патриотический песни «Красная гвоздика», ведущий свое начало с 1967 года.

Фестивали Союза композиторов проводятся в целях пропаганды произведений профессиональных современных композиторов России, способствуя развитию творческого сотрудничества и приобщения к композиторскому творчеству талантливой молодежи. Одной из главных целей мероприятий Союза композиторов России является широкая экспозиция лучших произведений музыкального искусства и презентация жанрового многообразия музыки.

Планомерная работа проводится в области организации композиторских конкурсов: Международный конкурс по композиции им. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге, председателем которого является Родион Щедрин, конкурс им. А. Петрова «Хрустальный камертон», председатель А. Петров, затем – В. Казенин, «Международный конкурс молодых композиторов им. П.И. Юргенсона», председатель В. Тарнопольский, Губернаторский международный юношеский конкурс им. В. Гаврилина в Вологде, детский конкурс по композиции в Нижнем Новгороде и многие другие.

Огромное внимание Союз композиторов России уделяет воспитанию творческой молодежи. С 2009 года при организации существует Молодежное отделение композиторов (МолОт), которое возглавляет Ярослав Сергеевич Судзиловский. Здесь регулярно проходят концерты молодых композиторов, прослушивание новых сочинений, дискуссии о проблемах композиторского творчества. В настоящее время в различных регионах нашей страны функционирует 26 представительств МолОта: в Москве, Петербурге, Казани, Уфе, Петрозаводске, Калининграде, Саратове, Якутии, Екатеринбурге, Новосибирске, Белоруссии, Франции, Армении и других городах и странах. Ежегодно, начиная с 2012 года, проводится международный фестиваль «МолОт-Трансфест» – масштабный марафон современной музыки, где представлена музыка молодых авторов из разных республик бывшего СССР.

(СК СССР, в 1932-57 - Союз советских композиторов)

общественная творческая организация, объединяющая композиторов и музыковедов СССР. Создан в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». Основные задачи СК СССР - объединение его членов в целях создания высокоидейных и художественно значительных произведений, утверждающих принципы социалистического реализма, развивающих традиции национальных культур народов СССР; воспитание композиторов и музыковедов в духе коммунистической идеологии, содействие их творческому росту и развитию профессионального мастерства. В 1932-40 возникли организации СК СССР в Москве, Ленинграде, столицах союзных и автономных республик, некоторых областных центрах. В 1939 постановлением СНК СССР был создан Оргкомитет СК СССР. В 1948 (19-25 апреля) состоялся 1-й Всесоюзный съезд композиторов, принявший устав и избравший правление СК СССР. Высший руководящий орган СК СССР - Всесоюзный съезд (2-й съезд в1957, 3-й в 1962, 4-й в 1968, 5-й в 1974). Исполнительный орган СК СССР - правление, которое 1-2 раза в год проводит пленумы и избирает из своего состава секретариат, руководящий творческой и практической деятельностью СК СССР в периоды между пленумами. Секретариат включает представителей ведущих организаций СК СССР. Генеральный (впоследствии 1-й) секретарь правления СК СССР с 1948 - Т. Н. Хренников. В СК СССР насчитывается 1936 членов (на 1 января 1976). В ведении СК СССР: издательство «Советский композитор», журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь». При СК СССР работают Всесоюзное бюро пропаганды советской музыки (организует концерты, авторские вечера, фестивали) и Музыкальный фонд СССР (хозяйственная организация, ведающая материально-бытовыми вопросами). Представители СК СССР входят в международные организации, в том числе в Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО, Международное общество по музыкальному воспитанию. Награжден орденом Ленина (1968).

Лит.: Союз композиторов СССР. Между съездами. 1968-1974, М., 1974.

М. М. Яковлев.

  • - СССР - Союз Советских Социалистических Республик Государство, существовавшее в 1922–1991 гг. на территории современных стран: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Грузии,...

    Россия. Лингвострановедческий словарь

  • - , клуб композиторов Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР...
  • - Улица Композиторов проходит от проспекта Луначарского до Суздальского проспекта...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Ленинградская организация, творческое общество, организация деятелей киноискусства Ленинграда...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Ленинградская организация, творческое общество, организация композиторов и музыковедов Ленинграда. Создана в 1932, наряду с Московским, как Ленинградский союз композиторов...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - творческая общественная организация, объединяющая архитекторов. Создан в 1932 на основе постановления ЦК ВКП от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций»...
  • - добровольная творческая общественная организация сов. профессиональных работников периодической печати, телевидения, радиовещания, информационных агентств, издательств...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общественная творческая организация, объединяющая деятелей киноискусства...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общественная творческая организация, объединяющая композиторов и музыковедов СССР. Создан в 1932 постановлением ЦК ВКП от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций»...

    Большая Советская энциклопедия

  • - добровольная общественная организация, цель которой - содействие органам здравоохранения в проведении профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также оказание помощи пострадавшим от...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «.....

    Большая Советская энциклопедия

  • - творческая общественная организация, объединяющая сов. художников и искусствоведов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ВЛКСМ - самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодёжи. Комсомол - активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза...

    Большая Советская энциклопедия

  • - творческий клуб музыкальных деятелей и культурно-просветительское учреждение, с 1963, Москва. Дома композиторов созданы также в Санкт-Петербурге и других городах...
  • - творческая общественная организация профессиональных советских литераторов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"Союз композиторов СССР" в книгах

Татьяна Синецкая, музыковед, член Союза композиторов СССР КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР ВЕККЕР

Из книги Каменный пояс, 1983 автора Егоров Николай Михайлович

Татьяна Синецкая, музыковед, член Союза композиторов СССР КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР ВЕККЕР Нередко бывает так, что одно, быть может и не очень значительное, событие заставляет по-иному взглянуть на привычные вещи, понять истинную ценность того, что принималось как бы

1. Союз с Союзом композиторов

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

1. Союз с Союзом композиторов Союз композиторов считал Фатьянова «своим».Порой создавалось впечатление, что его там ценили больше, нежели братья-писатели. Было выпущено огромное количество клавиров музфондом и издательствами Союза композиторов, клавиров песен на стихи

В СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР 30

Из книги Письма автора Рубцов Николай Михайлович

В СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР 30 Вологда, 20 августа 1968 Уважаемые товарищи!Высылаю учетную карточку члена Союза писателей СССР, которую я заполнил. Высылаю также и фотокарточку: одну - для учетной карточки, другую - для членского билета, третью - на всякий случай.Прошу членский

назад в ссср АНДРОПОВ ХОТЕЛ УНИЧТОЖИТЬ СОЮЗ?

Из книги Журнал «Загадки истории», 2012 № 1 автора Журнал «Загадки истории»

назад в ссср АНДРОПОВ ХОТЕЛ УНИЧТОЖИТЬ СОЮЗ? =================================================================================== Пятнадцать месяцев (ноябрь 1982 г. - февраль 1984 г.), в которые вместилось время правления Юрия Андропова, остались в памяти страны как период довольно противоречивых инициатив. И

СССР. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

СССР. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) ВЛКСМ - самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодёжи. Комсомол - активный

Союз архитекторов СССР

БСЭ

Союз журналистов СССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Союз кинематографистов СССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Союз композиторов СССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Союз писателей СССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Союз художников СССР

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ВНЕ ЗАКОНА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ - ГРАЖДАН СОЮЗА ССР ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПЕРЕБЕЖАВШИХ В ЛАГЕРЬ ВРАГОВ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА И ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ВЕРНУТЬСЯ В СОЮЗ ССР Постановление ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г (СЗ СССР 1929 г. № 76, ст. 732)

Из книги Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г автора Автор неизвестен

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ВНЕ ЗАКОНА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ - ГРАЖДАН СОЮЗА ССР ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПЕРЕБЕЖАВШИХ В ЛАГЕРЬ ВРАГОВ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА И ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ВЕРНУТЬСЯ В СОЮЗ ССР Постановление ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г (СЗ СССР 1929 г. № 76, ст. 732) 1. Отказ гражданина СССР -

7. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР, НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА В СВЯЗИ С НАПАДЕНИЕМ ГЕРМАНИИ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

7. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР, НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА В СВЯЗИ С НАПАДЕНИЕМ ГЕРМАНИИ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 22 июня 1941 г.Граждане и гражданки Советского Союза!Советское правительство и его глава товарищ

Союз композиторов России

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Союз композиторов России Союз композиторов России – общественная организация, объединяющая российских композиторов и музыковедов. Союз композиторов России является правопреемником основанного в 1960 году Союза композиторов РСФСР. Первый – Учредительный – съезд Союза

Из книги История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты автора Трескин Алексей Валерьевич

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) Государство, существовавшее в 1922–1991 гг., располагавшееся на двух континентах (Европа и Азия) и занимавшее шестую часть обитаемой суши земного шара (22,4 млн км2).В олимпийское движение СССР включился в 1951 г.: 23 апреля был

Немого истории

(CK СССР, до 1957 — Союз советских композиторов ) — общественно-творческая организация, объединяющая композиторов и музыковедов СССР, активно участвующих в развитии сов. муз. искусства. Главные задачи Союза Композиторов СССР — способствовать созданию высокоидейных художественно-значит. произв., утверждающих принципы социалистического реализма и развивающих лучшие традиции нац. культур СССР, содействовать творческому росту и развитию проф. мастерства композиторов и музыковедов, участвовать в муз.-эстетическом воспитании народа Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» был создан Моск. CK. Формирование CK СССР проходило в 1932-48. В этот период возникли и развили активную деятельность организации Союза композиторов в Ленинграде, столицах ряда союзных и авт. республик, крупных культурных центрах. В 1939 с целью объединения всех национальных CK учрежден Оргкомитет Союза Композиторов СССР После 1945 значительно активизировалась работа организаций Союза Композиторов в ряде союзных республик, где появились собственные композиторские и музыковедческие кадры. 19-25 апреля 1948 состоялся 1-й Всесоюзный съезд композиторов, принявший устав и избравший руководящие органы CK СССР (последующие съезды состоялись в 1957, 1962, 1968, 1974, 1979). Согласно уставу высшим руководящим органом является Всесоюзный съезд. Исполнит. орган CK — правление, к-рое 1-2 раза в год проводит пленумы. На пленумах обсуждаются важнейшие проблемы творческой жизни Союза Композиторов, актуальные вопросы развития муз. творчества и науки о музыке (они обычно сопровождаются концертами и спектаклями). Съезд избирает секретариат (в составе — виднейшие члены CK, в т.ч. руководители ведущих орг-ций Союза Композиторов), осуществляющий непосредственно руководство повседневной деятельностью CK СССР. С 1948 генеральный (впоследствии — первый) секретарь правления CK СССР — Т. Н. Хренников. Число членов CK постоянно растёт — к моменту 1-го Всесоюзного съезда оно составляло ок. l тыс., а на l янв. 1980 — 2156 композиторов и музыковедов. CK СССР играет важную роль в муз. жизни Сов. Союза, он располагает собственным издательством «Советский композитор «, выпускающим ноты и книги по музыке, а также двумя периодич. журналами — «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь». При нём действует Всесоюзное бюро пропаганды сов. музыки, организующее концерты, авторские вечера, фестивали, встречи композиторов со слушателями. В составе CK СССР — самостоятельных хозяйств, организация Музыкальный фонд СССР, ведающий вопросами улучшения материально-бытовых условий труда композиторов и музыковедов. С 60-х гг. активизируется междунар. деятельность Союза Композиторов СССР, представляющего Сов. Союз в ряде крупных организаций, в т.ч. в Международном музыкальном совете при ЮНЕСКО, Междунар. обществе по музыкальному воспитанию. Союз Композиторов выступает организатором в СССР ряда крупных междунар. форумов — конгрессов, симпозиумов, конференций, а также периодически проводит многосторонние и двусторонние совещания с Союзами Композиторов других социалистических стран.

По материалам dic.academic.ru

Союз советских композиторов (1932-1957), он же Союз композиторов СССР(1957-91) (СК СССР) - единое творческое объединение советских деятелей мира музыки. Возник на основании Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. о перестройке литературно-художественных организаций:
Культурно-идеологическая сила воздействия на сознание народных масс в СССР - художники, писатели, музыканты должны быть под четким контролем, дабы выполнять все возложенные на них партией задачи.
« Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов,…, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и [других видов] искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства [и содействия росту кадров пролетарских писателей и художников]…»
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
«… 2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской [стоящих за политику советской]…, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];…»
После прочитанных строк становится окончательно ясно, что все свободы «мыслия» творческой прослойки СССР окончательно и официально отменены. Лично Сталин принимал участие в разработке этого постановления:«…4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения…».
В 1939 году руководство ССК СССР взял на себя Оргкомитет, и возглавлял это мероприятие до 1948 года. Первый съезд Союза композиторов состоялся 19—25 апреля 1948 года в Москве. Для всех, без исключения, кто имел честь носить гордое имя «советский композитор» теперь действовали такие «заветы»:
«…Сплочение и объединение советских композиторов и музыковедов в целях создания идейных и высокохудожественных музыкальных произведений, отражающих жизнь и идеалы советского народа;
Утверждение в советском музыкальном творчестве принципов социалистического реализма, творческое развитие лучших традиций мировой и, в первую очередь, русской музыкальной классики и народной музыки;
Развитие советского музыковедения на теоретической основе марксизма-ленинизма;
Развитие братских национальных культур советских народов;
Утверждение ведущей прогрессивной роли советской музыки в процессе борьбы против влияния буржуазной идеологии;…»

Все важнейшие сферы творческого функционирования советских композиторов и музыковедов отныне взяты под контроль. Высшим руководящим органом СК СССР был съезд советских композиторов. В перерывах между съездами работой Союза руководило избиравшееся на съезде правление с генеральным секретарем. Данный орган ратовал за «улучшение условий жизни и труда членов СК СССР» и обеспечивал «помощь в охране их авторских прав» . Иными словами, творчество ведущих музыкантов и композиторов «из стола» сразу поступало на цензуру, и лучше «в стол» ничего было не класть. Потому, что «трудящиеся», к тому времени уже постоянно интересовались «творческими замыслами» известных культурных деятелей.
Должность первого, и единственного генерального секретаря СК СССР, с 1948 по 1991 год, занимал Тихон Николаевич Хренников. В правлении СК в разное время побывали: Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и другие известные советские композиторы. Музыкальный фонд СССР осуществлял финансирование и отчитывался перед правлением и секретариатом СК СССР. Главными печатными изданиями СК СССР являлись журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь».
«Членство» в подобных союзах, было не только вопросом престижа в период СССР. «Творческие союзы» в мировой истории возникали с момента проявления тяги человека к взаимодействию в культурной сфере. Но, пожалуй, ни в одной стране мира, за всю его историю «членство в союзах» - «советских» композиторов писателей, архитекторов и т.д. - не было таким явным и единсвенновозможным вариантом заниматься профессиональной деятельностью. Истории исключения из «творческих» союзов времен СССР - стоили многим именитым культурным деятелям карьеры, места жительства, и, даже жизни. Достаточно вспомнить травлю любимейшего многими поколениями советского композитора И.О. Дунаевского. Только благодаря личному влиянию Хренникова, композитору удалось избежать трагедии. В своем письме сестре Дунаевский пишет уже, видимо, с «легким сердцем»: «Дорогая Зиночка. Я разучился молиться. Но если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому Б-гу за русского Тихона. Он спас мне жизнь и честь» « Я защитил Дунаевского, когда во времена космополитизма началась его страшная травля…Я считаю его гениальным композитором, лидером нашей песенной культуры 30-х, 40-х и всех последующих годов..» (из воспоминаний Т.Н.Хренникова)
«Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда.
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города.»

Музыка: И. Дунаевский Слова: В.Лебедев-Кумач
После распада СССР в 1991 году Союз композиторов СССР переформирован в Союз композиторов РФ.




Top