История создания цирка дю солей. Наши люди в цирке дю солей

Cirque du Soleil

Выступление в Вене, 2004 год

Цирк Солнца насчитывает более 4000 человек, работающих в разных группах, что позволяет компании давать представления в нескольких точках мира одновременно. Выступает со зрелищными спектаклями, постановка которых осуществлена на арене под временным шатром (шапито), на постоянной цирковой арене, а также на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

Про цирк Солнца говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство. Наряду с суперзвёздами популярной музыки он развлекал публику во время 74-й церемонии вручения премии «Оскар », 50-й юбилейной церемонии «Грэмми» и матча Супер Боул XLI . Его достижения награждены ведущими премиями циркового мира, а запись одного из их шоу - ещё и телепремией «Эмми ». В 2009 году в Москве этот цирк открывал финал музыкального конкурса «Евровидение ». В 2010 году часть выступления была показана на празднике «Алые паруса» в Санкт-Петербурге . В 2010 году цирк выступал на конференции EC. В 2011 году маленькая часть группы с несколькими номерами выступает в программе акции компании Роснефть и Оргкомитета "Сочи 2014 " - «Роснефть! Экология! Здоровье!» (первое выступление в городе Нефтеюганске). В 2012 году цирк выступил на открытие церемонии FIFA U-17 Women"s World Cup в Азербайджане.

Постановки в хронологическом порядке

Многие названия спектаклей Цирка Солнца являются именами собственными и не нуждаются в переводе.

  • 1984 Le Grand Tour (Большое Путешествие )
  • 1987 Le Cirque Réinventé (Цирк, выдуманный заново )
  • 1990 Nouvelle Expérience (Новый опыт )
  • 1990 Fascination (Очарование )
  • 1992 Saltimbanco (Бродячий акробат ) (первая постановка в шапито)
  • 1993 Mystère (Волшебство )
  • 1994 Alegría (Радость, Веселье )
  • 1996 Quidam (Некто )
  • 1998 «O» (Au, Вода )
  • 1998 La Nouba (Кутить, прожигать жизнь )
  • 1999 Dralion (Драколев )
  • 2002 Varekai ("Где бы то ни было")
  • 2003 Zumanity
  • 2004
  • 2005 Corteo (Кортеж )
  • 2006 Delirium (Бред )
  • 2006 Love (Любовь )
  • 2007 Koozå
  • 2007 Saltimbanco (спектакль восстановлен на постоянной арене)
  • 2007 Wintuk
  • 2008 CRISS ANGEL Believe
  • 2008 Zaia
  • 2008 Zed
  • 2009 Ovo (Яйцо ) - «захватывающее» путешествие в заполненный энергией и постоянным движением мир насекомых
  • 2010 Banana Shpeel
  • 2010 Totem (Тотем )
  • 2010 Viva ELVIS
  • 2011 IRIS
  • 2011 Zarkana
  • 2011 Michael Jackson THE IMMORTAL World Tour
  • 2012 Amaluna

Saltimbanco

Saltimbanco - от итальянского «saltare in banco», что в буквальном переводе означает «запрыгнуть на скамью» - исследует городскую жизнь в мириадах ее проявлений: людей, которые здесь живут, то, что они любят и что ненавидят, семьи и группы, суету улиц и громады небоскребов. Переходя от вихря к затишью и от удальства к поэзии, Saltimbanco совершает вместе со зрителями полную аллегорий и акробатических трюков прогулку по центру города.

Saltimbanco - это фирменное шоу Cirque du Soleil, вдохновленное урбанистической материей мегаполиса и его живописными жителями. Несомненно барочный по оформлению, эклектичный состав действующих лиц уводит зрителей в причудливый, сказочный мир, в придуманный город, где многообразие выступает в качестве оплота надежды.

Mystère

Alegría

Барочная ода энергии, грации и силе молодости Alegría is a mood, a state of mind. The themes of the show, whose name means "jubilation" in Spanish, are many. Power and the handing down of power over time, the evolution from ancient monarchies to modern democracies, old age, youth - it is against this backdrop that the characters of Alegría play out their lives. Kings" fools, minstrels, beggars, old aristocrats and children make up its universe, along with the clowns, who alone are able to resist the passing of time and the social transformations that accompany it.

Quidam

Рассказ о побеге девочки в мир грез и воображения

Zumanity

Varekai

В чаще леса, на вершине вулкана существует необычный мир- мир, где происходят самые удивительные вещи. Мир по имени Варекай. Слово "варекай" на языке цыган- этих бродяг, странствующих по всему миру- означает "где бы то ни было", "где угодно". Эта постановка посвящена духу кочевников, искусству и атмосфере цирка, его традициям, и неугасимой страсти тех, чья доля влечет их по пути, ведущему в Варекай.

Corteo

LOVE

Koozå

CRISS ANGEL Believe

ZAİA

OVO

Погружение в мир нескончаемой энергии насекомых.

TOTEM

Viva ELVIS

Zarkana

Главный герой шоу, волшебник Зарк, переживает исчезновение своей возлюбленной, а вместе с ней и своего магического дара. Он просит высшие силы вернуть ему любовь. Вместе с Зарком зрители переносятся в фантастический и неизведанный мир, населенный загадочными многоликими персонажами; мир, в котором стерты границы между реальностью и воображением.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Cirque du Soleil" в других словарях:

    Cirque du Soleil - Inc. Type Private company Industry Entertainment Founded 1984 Founder(s) … Wikipedia

    Cirque Du Soleil

    Cirque du soleil - Logo de Cirque du Soleil Création 1984 Fondateur(s) Guy Laliberté Daniel Gauthier … Wikipédia en Français

    Cirque du Soleil - Inc. Lema Invoke Provoke Evoke Invocar Provocar Evocar Tipo … Wikipedia Español

    Cirque du Soleil - Cirque de Soleil Logo Dralion in Wien Ci … Deutsch Wikipedia

    Cirque du Soleil - Ne doit pas être confondu avec Théâtre du Soleil. Logo de Cirque du Soleil … Wikipédia en Français

    Cirque du soleil - bisherige Programme 1. Cirque du Soleil 1984 1985 2. La Magie continue 1986 3. We Reinvent The Circus 1987 1990 4. Nouvelle Expérience 1990 1993 5. Fascination … Deutsch Wikipedia

    - … Википедия

    Cirque du Soleil discography - The following discography is a catalogue of the albums and singles released by the Canadian entertainment company Cirque du Soleil. The majority of these musical works are studio recordings of compositions from the original scores of Cirque du… … Wikipedia

    Cirque du Soleil Music - This page is dedicated to the music from the various shows produced by Cirque du Soleil.Saltimbanco*1. Kumbalawe *2. Barock *3. Kaze *4. Amazonia *5. Norweg *6. Urgence *7. Pokinoi *8. Saltimbanco *9. Il Sogno Di Volare *10. Horere Unkunde *11.… … Wikipedia

Цирк Солнца Ги Лалиберте или История о Совершено Особенном Цирке.

Цирк Солнца (Cirque du Soleil) довольно молод. Его история берет свое начало в 1984 году, когда Ги Лалиберте, в то время еще простой циркач, решил создать Совершенно Особенный Цирк. Что значит «совершенно особенный»? О, об этом можно говорить очень долго! Прежде стоит обратиться к личности самого Ги…

Его биография весьма разнообразна и богата на всяческие приключения. Этот человек, являющийся просто кладезем уморительных затей, начал свою карьеру циркового артиста будучи 14-летним мальчиком. Сначала он подрабатывал игрой на аккордеоне, потом ассистировал при подготовке номеров, к семнадцати годам создал свой первый трюк с глотанием огня и стал самостоятельным артистом.

Специального образования мсье Лалиберте не имел. Он постигал цирковое искусство, так сказать, «на производстве» и потому среди его навыков наличествует, за малым исключением, весь перечень профессий, так или иначе, касающихся цирка. Ради зрительских аплодисментов Ги даже бросил школу, чтобы скучные уроки не мешали колесить по свету.

Чем старше становился Ги, тем выше поднималось его мастерство в различных цирковых специальностях и тем дальше он забирался от своего родного Квебека. К 25 годам Лалиберте повидал многое и многое перенял, став отличным специалистом широкого циркового профиля. В этому возрасту у него уже сложилась идея создать свой собственный цирк, идея, которую он обдумывал последние несколько лет.

Даже столь мимолетного знакомства с жизнью Ги Лалиберте достаточно, чтобы стало понятным, какое грандиозное смешение стилей он подразумевает под словами Совершенно Особенный Цирк! Для этого неугомонного циркача, всегда готового к поискам приключений, границы и рамки изначально были чем-то лишним - сковывающим и душащим. Поэтому, представляя свой будущий цирк, Ги вкладывал в него все самое лучшее из зрелищных искусств.

Но не думайте, что в жизни мсье Лалиберте все шло так гладка, что ему не о чем было больше подумать, кроме как о «замках из облаков». Вовсе нет! Он нередко падал, иногда получал травмы, часто сидел без денег, а порой не гнушался тяжелой работы, чтобы приобрести билет в другой город или даже страну. Почти десятилетняя карьера Ги не принесла ему богатств, поэтому его мечта о Совершенно Особенном Цирке могла остаться всего лишь мечтой. Если бы не один знаменательный случай…

В 1984 году мсье Лалиберте был приглашен на открытие ярмарки в небольшом городе Бай-Сен-Поль (Baie-Saint-Paul), где выступал с акробатическими номерами и пантомимой. Ярмарка планировалась организаторами на две недели и все это время Ги должен был развлекать посетителей различными цирковыми номерами, которых он к тому времени, знал превеликое множество.

В общежитии, где он поселился приехав в город, циркач познакомился с тамошним управляющим, которому в разговоре и поведал о своей давней мечте - создании собственного цирка. Молодой человек по имени Даниэль Готье, сразу же заинтересовался рассказом своего талантливого сверстника о его замыслах и предложил Ги помощь в организационных вопросах. Помощь, между прочим, была весьма не лишней, поскольку Лалиберте, не имевший юридического образования, плохо представлял, как можно реализовать свою мечту.

После завершения ярмарки Ги Лалиберте, вместо того, чтобы перебраться в соседний город, где его ждали с номерами, отменил все назначенные выступления, остался в Бай-Сен-Поле и, с помощью Даниэля, подал в мэрию городка прошение о предоставлении земельного участка и денежного займа для организации цирка. Вероятно, артистизм Ги, в лицах рассказывающего о своей мечте, и юридические способности Даниэля, взявшего на себя всю «бумажную» работу, тронули-таки городских чиновников, которые предоставили компаньонам пустырь на окраине и ссудили немного денег.

С этого и начался блистательный путь крупнейшего канадского цирка Du Soleil. Впрочем, это яркое название Ги Лалиберте придумает несколько позже, а пока у него был самый обычный бродячий цирк, который представлял собой подержанное шапито, приобретенный подешевке реквизит и около 70-ти уличных артистов приглашенных со всей провинции Квебек и самолично отобранных Ги. Желающих поучаствовать в новом проекте, кстати, было довольно много, но руководитель (ах, как непривычно для Ги было так себя называть) отобрал только самых интересных и оригинальных, тех, кто смог удивить даже его - многоопытного и видавшего виды.

Конечно, перед первым выступлением было волнение. Кроме того, было целое море сомнений, в которых Ги поначалу тонул, как пушечное ядро. Его творческая натура разрывалась, он бессонными ночами писал сценарии и продумывал номера, рвал написанное и начинал все заново. Ги хотел дать зрителю лучшее и старался подогнать несовершенную реальность под свои представления о Совершенно Особенном Цирке!

Удалось ли ему это? Скорее всего нет, ведь он мечтал о недостижимом на тот момент. Но даже того, что у них с Даниэлем получилось, было вполне достаточно, чтобы вся провинция Квебек уже через месяц начала говорить о новом удивительном цирке, в котором выступают разнообразные и очень интересные артисты. Слава о шапито на окраине Бай-Сен-Поля распространялась со скоростью лавины, поэтому артистам цирка ни единого дня не приходилось сидеть без дела.

Но настоящий успех пришел когда труппа Ги Лалиберте получила грант на организацию празднеств, приуроченных к 450-летию провинции Квебек. Организаторы намеревались показать представления в одиннадцати городах провинции, в каждом из которых артисты должны были задержаться на неделю и продемонстрировать лучшие номера из самых разнообразных областей циркового искусства. Всего на реализацию этого проекта было выделено полтора миллиона долларов.

Да, это был шанс и Ги Лалиберте не преминул им воспользоваться. Он, уже отлично изучивший возможности своих артистов, придумал совершенно немыслимые номера, заказал выразительную музыку, приобрел лучший реквизит и подобрал удивительные костюмы - иными словами сделал шоу Запоминающимся. Естественно, грандиозные представления цирка мсье Лалиберте стали лучшим украшением торжеств и создали Ги устойчивую репутацию творца грез.

После завершения тура по городам провинции для цирка снова настали привычные рабочие будни, но Ги Лалиберте, почувствовавший, что значит Настоящий Праздник, уже не мог остановиться. Он строил еще более грандиозные планы, придумывал номера, рисовал наброски костюмов - неутомимый циркач понял, что его Совершено Особенный Цирк должен выйти за пределы Канады! Но для этого опять не оказалось денег. Дело в том, что Ги все потратил на прошедший Гранд Тур. Он создал умопомрачительную феерию, подарил тысячам канадцев незабываемое цирковое шоу и заявил о себе на всю страну, но совершенно не оставил денег «на черный день»…

Выход из этой ситуации нашел Даниэль. Он предложил еще раз попросить денег у чиновников, но на этот раз рангом повыше - Готье написал письмо правительству Канады и каждый артист поставил под ним свою подпись. Кроме самих циркачей, под прошением подписались все те, кому понравились номера, созданные Ги. И уж поверьте, таких нашлось немало!

И вот, прошение рассмотрено. По нему принято положительное решение. Цирк Ги Лалиберте получает государственную помощь, причем весьма внушительную. Руководитель цирка, преисполненный новыми планами, начинает осваивать средства, снова и снова выдавая смелые, невиданные доселе идеи. Даниэль же советует начать со строительства стационарного здания. Немного поразмыслив, Ги соглашается с тем, что они уже выросли из «коротких штанишек» бродячих циркачей и должны обзавестись собственным зданием. Строительство начинается в самом крупном городе провинции Квебек - Монреале!

В это же время Ги решает кардинальным образом переработать программу выступлений. Отныне, все цирковые номера, к каким бы жанрам и стилям они не относились, объединяются в единое представление, связанное одним сюжетом и не имеющее промежутков между выступлениями. Разрозненные миниатюры упраздняются, вместо них приходит цельное Зрелище!

Большую важность мсье Лалиберте придает музыкальному сопровождению и нанимает целый оркестр для создания звукового оформления шоу. От его внимания не уходит и необходимость профессиональной режиссуры - Ги приглашает талантливых мастеров с телевидения и даже из национального театра! В тоже время в Канаде начинается череда кастингов, которые ставят своей целью отобрать новых интересных артистов. Желающих поработать в цирке у прославленного Лалиберте много, они приезжают даже из-за рубежа!

Впрочем, это уже не цирк Ги, это - Цирк Солнца. Именно такое название дал ему создатель. В девяностых годах Cirque du Soleil уже широко знаменит и неутомимый, постоянно готовый к авантюрам и приключениям странник Ги Лалиберте решает что момент настал - пора покорять мир! Он готовит новое шоу, закупает костюмы, светотехнику, пиротехнические системы, заказывает уникальную музыку и отправляется в Америку.

Фестиваль Искусств в Лос-Анжелесе стал новым этапом развития солнечного цирка. Сказать, что американцы благосклонно отнеслись к шоу Le Cirque Reinvente, это значит не сказать ничего! Цирк Дю Солей наделал немалого шуму среди южных соседей - многие из тех, кто посетил фестиваль, признали потом, что программа канадского цирка оказалась лучшей. После Лос-Анджелеса был ряд других американских городов, посещение которых растянулось на целых пять месяцев.

Торжественное возвращение домой было омрачено неприятным известием: Даниэль Готье сообщил, что у цирка закончились полученные от государства деньги. К сожалению, Ги опять не рассчитал финансы и потратил на подготовку к американскому турне слишком много средств. Того, что осталось, едва хватило на завершение строительства и запуск в эксплуатацию монреальского Цирка Солнца.

Снова идти за помощью Лалиберте не стал. Даниэль нашел другой выход - он предложил акционировать цирк, который к концу девяностых был уже довольно значимой величиной. Инвесторы нашлись быстро, причем наибольшие финансовые вливания цирк получил от американского бизнеса, представители которого, несмотря на врожденную прижимистость, тоже были очарованы детищем мсье Лалиберте.

С 2000 года Cirque du Soleil стабильно развивался не испытывая затруднений с финансами. Ги готовил новые программы, привлекая в помощники и консультанты лучших специалистов Канады и зарубежья, Даниэль занимался финансовой стороной вопроса и не позволял Ги тратить слишком много. Кстати, именно Даниэль настоял на создании собственной мастерской по пошиву костюмов и нескольких тренировочных площадок для отработки цирковых номеров и трюков, многие из которых уникальны и не повторяются больше нигде в мире.

Кроме того у цирка вскоре появилась собственная мастерская обуви, склады для тканей, пиротехники и декораций, а также мастерская по изготовлению реквизита. В дополнение ко всему Даниэль Готье решил открыть филиалы солнечного цирка в Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Сингапуре и Гонконге. Список этот не завершен и по сей день, ведь Cirque du Soleil продолжает развиваться!

Численность сотрудников цирка, за более чем двадцатилетнюю историю, возросла с 70 до 4000 человек. И это далеко не придел. Цирк Солнца постоянно пополняется талантливыми артистами, готовит новые шоу и еще больше набирает популярность, постепенно приходя даже в самые отдаленные уголки планеты. В общем, все как и планировал Ги.

До наших дней Цирк Солнца дошел со значительными достижениями. Он стал одной из знаменитейших зрелищных корпораций, немало нашумевшей своими зажигательными представлениями, преисполненными солнца даже в самые пасмурные дни. Гастроли Cirque du Soleil прошли практически во всех столицах (в некоторых не по одному разу), а имя Ги Лалиберте приобрело мировую известность.

Кстати, изрядную долю известности ему добавило и то, что в 2009 году создатель Цирка Солнца стал космическим туристом и побывал на МКС. Этот шаг нисколько не удивил тех кто знает Ги - его жажда к путешествиям и приключениям не для кого не секрет. Вернувшись на Землю, неутомимый циркач использовал полученные впечатление для того, чтобы создать еще две шоу-программ: Ovo и Totem. Они приобрели популярность сразу же после показа в монреальском зале Cirque du Soleil.

Ги Лалиберте взлетел до своих нынешних высот с самого циркового низа и уже поэтому его можно назвать человеком, который Сам Себя Сделал. Но не это главное, куда важнее то, что он сумел воплотить в жизнь свои яркие фантазии, неизменно поражающие воображение миллионов людей по всему миру.

Современный Цирк Солнца на все 101% представляет собой ожившие фантазии простого бродячего циркача, которые тот создавал, чтобы скрасить неудачные дни. Поначалу Ги Лалиберте не верил, что они когда-нибудь станут явью, но, тем не менее, пронес их через сотни гостиниц и общежитий, через многие города и страны, через длинный ряд серых дней. Пронес в своем сердце для того, чтобы удивить ими всех вокруг!

Цирк дю Солей (Cirque du Soleil , переводится с французского как «Цирк солнца») – компания, создающая яркие цирковые шоу по всему миру.

Основан в 1984 году Ги Лалиберте (Guy Laliberté) и Даниэлем Готье (Daniel Gauthier). Штаб-квартира Цирка дю Солей находится в городе Монреале, Канада, стационарные арены работают в Лас-Вегасе и Нью-Йорке.

Штат Cirque du Soleil насчитывает более 4000 человек. Около 1000 человек - артисты, остальные – технический персонал, администрация, режиссеры, художники, музыканты и повара и другие необходимые специалисты. Несколько гастролирующих составов позволяет Cirque du Soleil давать представления в нескольких точках мира одновременно. Зрелищные спектакли ставятся на арене под временным шатром (шапито), на постоянной цирковой арене, или на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает 600 миллионов долларов.

Руководство

Президент и генеральный директор Cirque du Soleil Inc. - Даниель Ламар.

Арт-директор шоу - Брюно Дарманьяк.

Цирк дю Солей в России

Российские специалисты работают в Цирке дю Солей с 1990 года: Павел Брюн был некогда артистическим директором и художественным руководителем Дивизиона Цирка дю Солей в Лас-Вегасе, ставил для них номера, а артисты его театра «Лицедеи» работали в различных шоу, как и акробаты братья Арнаутовы, Константин Бесчетный и другие артисты, тренеры и постановщики номеров.

Несмотря на долгую историю сотрудничества с российскими артистами, завоевывать российскую публику компания решила только в 2000-х. В 2008 году была основана компания Cirque du Soleil Rus - российское совместное предприятие, которое отвечает за развитие бренда в России и на Украине.

В 2009 году состоялись первые гастроли знаменитого цирка в нашей стране. Зрителям было представлено шоу Varekai, собравшее аншлаги. С тех пор гастролями нас балуют почти каждый год. Шоу Corteo (2010), Saltimbanco (2011), Zarkana (2012), а в 2013 году можно было познакомиться с одним из самых старых шоу - Alegría, придуманным в 1994 году, и с программой «Michael Jackson THE IMMORTAL World Tour».

Кроме того, во время в Казани Cirque du Soleil обещает дать целых 11 выступлений. Концерты будут проходить по вечерам в парке Универсиады, и начнутся с 5 июля.

Контакты

Официальный сайт Cirque du Soleil в России - https://www.cds.ru

Фейсбук - https://www.facebook.com/cds.ru

Мир вращают одержимые. Именно одержимые творят представление на большой сцене, пока все остальные довольствуются ролью сидящих смирно зевак. Ги Лалиберте был одержим достаточно, чтобы весь его опыт «нормальной работы, как у всех» на гидроэлектростанции уместился ровно в три дня, после чего Ги готов был жить на пособие, но отныне заниматься только тем, чем хотелось. Он также был достаточно одержим, чтобы три десятилетия спустя отдать 35 миллионов долларов за единственный полет на Международную космическую станцию, став восьмым в истории космическим туристом. Да, он объяснял свой неземной поступок желанием обратиться ко всему миру с посланием о проблеме чистой пресной воды. Но мы же понимаем, в чем тут дело. Этот человек не привык отказывать себе в сумасбродстве и чудачествах. Напротив, он решительно сделал их профессией и фундаментом для одного из ярчайших бизнес-проектов современности - Cirque du Soleil.

Окончив колледж, Ги устремился в культурную Мекку каждого франкоканадца, французскую Европу. Видимо, время он там проводил, не скучая, раз вернулся в родной Квебек с импозантной профессией глотателя огня и аккордеониста. Тусовка, которая собиралась вокруг юного Лалиберте в конце 70-х в городке Бе-Сен-Поль, была ему под стать: уличные жонглеры, факиры и фокусники, начинающие актеры, музыканты, ходоки на ходулях… В общем, богемные бродяги, которые уже сами по себе напоминали импровизированный цирк. Среди них был один человек, с которым они пройдут весь путь Цирка Солнца со дня его основания до нынешнего зенита славы.

Ныне вице-президент транснациональной компании Cirque du Soleil, Жиль Сен-Круа, в описываемые времена был хиппи и перебивался подработками вроде сезонного сбора яблок. Нет, он честно пытался пожить человеческой жизнью, даже некоторое время проработал в архитектурном бюро. Тем не менее к концу 70-х Жиль собирал яблоки в коммуне города Викторианвилль. Собственно, это занятие и подтолкнуло его к экспериментам с ходулями. Примеренные поначалу в порядке рационализации, вместо постоянной возни с лестницами, ходули вскоре затмили само яблочное дело.

В 1979-м трое друзей, сошедшихся в местечке Бе-Сен-Поль: Лалиберте, Сен-Круа и Даниэль Готье, основали хостел для молодых талантов La Balcon Vert. Прошло совсем немного времени до идеи организовать на основе местной братии постоянную труппу, и вот Жиль Сен-Круа уже вышагивает на своих ходулях по долгой дороге до Квебек-Сити. Он прошел таким способом 90 км, чтобы привлечь внимание к своей идее и добиться финансирования от властей провинции. Грант был получен, причем далеко не последний в ранней истории нового циркового светила. И пускай первый сезон работы «ходулистов из Бе-Сен-Поль» окончился финансовым фиаско, они почувствовали пьянящий дух турне и встретили неплохой прием публики, так что готовы были стоять на своем. Кстати, уже тогда складывался костяк той команды, которая впоследствии скажет новое слово в цирковом искусстве.

Светить без спонсоров

Собственно имя Cirque du Soleil впервые прозвучало во время тура Le Grand Tour du Cirque du Soleil в 1983 году, когда правительство Квебека расщедрилось на 1,5 миллиона долларов по случаю празднования 450-летия со дня открытия Канады Жаком Картье. Это был новый размах. Кочевое шоу прокатилось по 11 городам Квебека за 13 недель и оказалось вполне успешным. Во всем, впрочем, кроме чисто финансовой стороны. Несмотря на то, что турне задумывалось как событие одного года, соблазн продолжить его был велик. Это был критический переходной период, когда аматорская затея, движущаяся на чистом энтузиазме и своевременных грантах, должна была стать чем-то профессиональным и самодостаточным. В это волнующее время закладывались те характерные черты, которые и сделали Cirque du Soleil не только феноменально успешным, но и совершенно особенным явлением в мире циркового искусства.

Цирк Солнца стал рассказывать истории, а не предъявлять набор номеров. Чтобы поведать свои истории зрителю, Цирк создал собственный новый сценический язык, совершенно эклектичный, но завораживающе красивый. Усиленный молодыми европейцами из Национальной цирковой школы, такими, как режиссер Франко Драгоне, коллектив Лалиберте смог впервые добиться прибыльности в 1990 году. На этом пути знаковыми стали представления We Reinvent the Circus («Изобретаем цирк заново», 1987 г.) и Nouvelle experience («Новый опыт», 1990 г.), поставленные Драгоне. Уже в самом их названии читается поворотный момент в эволюции цирка, который дерзнул осуществить Cirque du Soleil.


Принципы успеха Cirque du Soleil

Успех канадской жемчужины по имени Cirque du Soleil основывается на небольшом, в общем-то, количестве базовых принципов, заложенных в гены организации. Ну, и еще на гигантском объеме работы. Упомянутые принципы были просты, но достаточно новаторские, чтобы однажды выстрелить.

Звери - в зоопарке

Лалиберте и Ко определились, что работают только с актерами-людьми, никаких животных и дрессировщиков. Вода, огонь и высота - все что угодно, включая клоунов, однако не животные. Это помогло Цирку отказаться от традиционного ринга с ограждениями, который сковывал представление и затруднял контакт со зрителями.

Вселенная на арене

Теперь аудитория была практически погружена в действие на сцене, которая к тому же оказалась лишена традиционного занавеса. Благодаря масштабным декорациям все персонажи присутствуют и живут на сцене одновременно, в целостном фантастическом мире. Каждый из них глубоко проработан, именно персонажи - основа историй, сюжеты которых обычно лишены прямоты, чтобы позволить зрителю делать собственные интерпретации. Зато герои - глубоко индивидуальны и способны дать фору лучшим архетипам из мирового кино. Такова же и музыка, которую пишут замечательные композиторы, вроде Рене Дюпери.

Музыкальный кодекс

Его великолепный саундтрек к шоу Alegria разошелся далеко за пределы цирковой арены, став обладателем Grammy. Музыка Цирка - гармоничная эклектика, современная фантастическая симфония. Вокальные партии лишены членораздельных слов. Этот особый язык - назовем его cirquesh - лишь набор фонем, перебирающих струны эмоций. Музыка обязана быть живой. Только живое исполнение позволяет учитывать непредвиденное - ведь на сцене реальные люди, которые исполняют сложнейшие трюки. Живой оркестр позволяет адаптировать ритм и эмоциональность музыкального сопровождения к происходящему на сцене прямо сейчас, а при необходимости превратить случайности в яркие импровизации.

Олимпийский резерв

То же требование - артистизм и умение импровизировать - стоит перед актерами цирка. На 65% это профессиональные атлеты, спортсмены, нередко с олимпийским прошлым. Исполнять номера образцово - этого недостаточно для Cirque du Soleil. Да, первозданная красота способностей человеческого тела, преодолевающего страх и физические барьеры, действительно лежит в основе всех шоу Цирка. Но харизма, способность выйти из своей шкуры и стать персонажем, умение удержать на себе зрителя - это не менее важно для рекрутеров из Монреаля.

В их базе уже содержится порядка 20 000 анкет; кроме того, ежегодно проводятся два больших кастинга, а два специальных «охотника за головами» разъезжают по всему миру в поисках особых талантов. Ежегодный бюджет рекрутингового отдела Cirque du Soleil - 45 миллионов долларов. А ведь в 80-х бывали времена, когда актеры шапито Лалиберте не знали, хватит ли у них денег хотя бы на то, чтобы вернуться домой из какого-нибудь турне.

Из всех искусств для нас важнейшим является…

Костюмы и грим актеров - это отдельная гордость Цирка. Они предельно изобретательны, изысканно исполнены и полны такого гротеска, который, вероятно, не встретишь больше нигде. Дизайну одежды актеров и сценических декораций уделяется не меньше времени и средств, чем подготовке артистов. И это один из главных секретов устойчивости Цирка, ответ на вызов со стороны кинематографа и цифровых искусств с их неограниченными возможностями в визуальных эффектах. Цирк сделал решительный шаг на их территорию и доказал, что способен на равных вести борьбу за внимание зрителя, предлагая сногсшибательное живое зрелище вместо компьютерных симуляций.

Цирк не уедет

Итак, приходится признать: идет третье тысячелетие, а цирк еще жив. В свою очередь, Cirque du Soleil живее всех живых. Более пяти тысяч сотрудников, 19 стационарных и гастролирующих шоу, как для всей семьи, так и исключительно для взрослых посетителей казино-отелей Лас-Вегаса.

Компания стоит более миллиарда долларов, расширяется и активно присматривается к новым направлениям бизнеса: курортам, клубам, медиа и дизайну одежды. Эта империя уже совсем не похожа на коммуну хиппи, развлекающую случайных прохожих. И, разумеется, уже стала крупным и удобным объектом для критики.

Кто-то называет нынешнее состояние Cirque du Soleil «болезнью экспансии». Говорят о расширении без способности удержать качество организации. О ностальгии по шатрам, которые больше не следуют за гастролирующими группами. О том, что желание делать по одному новому шоу в год - авантюра, которая только рассредоточит силы и не приведет к появлению таких же ярких творений, как Alegria. К слову, Alegria впервые была поставлена в 1994 году.

Что ж… На это миллионы людей по всему миру ежегодно отвечают забитыми зрительскими рядами в тех городах, которым посчастливилось принимать Cirque du Soleil.

А что до Ги Лалиберте… Ну кто может утверждать, что он окончательно превратился в алчного серьезного бизнесмена, если недавно надевал космонавтам МКС клоунские носы и за последние семь лет официально проиграл в покер 15 миллионов долларов? Просто из любви к искусству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если Голливуд – это «фабрика грёз» в кинематографии, канадский «Cirque du Soleil» - это фабрика грёз в мире цирка. Эта труппа славится фантастическими представлениями, являющими собой невероятное сочетание музыки, света и, конечно, мастерства артистов, которое находится на грани человеческих возможностей.

Нынешняя цирковая империя возникла в начале 80-х. На начальном этапе в компании работало всего 73 сотрудника, а сейчас в организации шоу задействованы 3,5 тысячи человек более чем из 40 стран мира. Труппа неоднократно побеждала на международных фестивалях. Число зрителей, посмотревших представления «Cirque du Soleil» исчисляется десятками миллионов. Все проекты «Цирка Солнца» - это синтез восточных и западных стилей циркового искусства, немыслимая пластика гимнастов, головокружительные трюки, феерические спецэффекты и живая музыка. Сейчас «Cirque du Soleil» демонстрирует 6 «тур-шоу» (Alegria, Corteo, Dralion, KOOZA, Quidam, Varekai), 2 «арена-шоу» (DELIRIUM, Saltimbanco). 7 других «постоянных» шоу идут в Нью-Йорке (Wintuk), Орландо (La Nouba), Лас-Вегасе (LOVE, KA, Mystere, "O", ZUMANITY). Каждое шоу строится вокруг центральной темы, будь то романтическая история или философская сказка.

История начинается в 1982 году, в квебекском городке Baie- Saint-Paul (Канада). Это дивное живописное селение, настоящий творческий рай, привлекает множество артистов, художников, туристов. Группа молодых уличных актеров развлекает толпу жонглированием, танцами на ходулях и изрыганием огня. Вдохновленные явным успехом, они придумывают идею организации зрелищного фестиваля, что затем явилось предтечей возникновения Цирка дю Солей.

Цирк дю Солей Солей основывается с помощью правительства канадской провинции Квебек, в рамках праздничной церемонии, посвященной 450-летней годовщине прибытия Жака Картье в Канаду.
У цирка была абсолютно новаторская концепция: необычайный сплав драматического искусства и уличного представления, смелое экпериментаторство, из ряда вон выходящие костюмы, магическое освещение и оригинальная музыка. При том, что на сцене – ни одного животного, отличительные особенности этого цирка заметны с самого начала. Дебют проходит в маленьком квебекском городке Гаспе и затем еще в 10 городах провинции. Первое желто-синее шапито вмещает 800 зрителей.

После выступления в Монреале, Шербруке и Квебек-сити, Цирк дю Солей покидает свою провинцию и в первый раз привозит свое шоу к соседям в Онтарио. Представления идут в Оттаве, Торонто и у Ниагарского водопада.

Цирк дю Солей показывает новую постановку «Магия продолжается» в восьми городах по всей Канаде, включая Ванкувер, где делает несколько показов в рамках Детского фестиваля и Еxpo’86. Цирк так же создает себе международное имя, так как его представление получает высшие награды на фестивалях и соревнованиях по всему миру. В интересах будущего роста приобретается новое шапито на 1500 мест.

Впервые Цирк дю Солей посещает Америку. Имевшее триумфальный успех в Канаде шоу «Мы переделываем Цирк», показывается на фестивале в Лос Анжелесе, затем едет в Сан Диего и Санта Монику. Вдохновленный теплым приемом калифорнийской публики, Цирк дю Солей празднует успех.

Шоу «Мы переделываем Цирк» продолжает турне по Северной Америке, посещая на короткое время в Калгари, где идет Зимняя Олимпиада. Остановки в Сан Франциско, Нью Йорке и Вашингтоне. Несколько недель в Торонто. В любом месте результат один: все билеты проданы и пресса неистовствует в восторге.

Майами, Чикаго, Феникс добавляются в маршрут по ходу дела.

В Монреале походит премьера представления «Новый опыт», поставленного новым подразделением Цирка, в шапито уже на 2500 мест. Затем спектакль пускается в путь по дорогам Калифорнии. С этим шоу Цирк дю Солей побил все прежние рекорды по продаже билетов. Принимается решение отправиться в первый европейский тур с показом спектакля «Мы переделываем Цирк» в Лондоне и Париже. Начало первой заморской вылазки.

«Новый опыт» продолжает путешествовать по Северной Америке, впервые появляясь в Атланте. К концу тура по Канаде и Америке, продолжавшегося 19 месяцев, число зрителей достигает 1.3 миллиона.

Цирк дю Солей пересекает Тихий Океан и завоевывает успех в стране восходящего солнца с постановкой «Очарование», в которую входят лучшие номера из ранних постановок. Показы начинаются в Токио, затем шоу отправляется в другие города. За четыре мясяца, в общей сложности - 118 представлений. В это время в Европе Цирк дю Солей объединяет свои силы со швейцарским цирком Knie и выступает более, чем в 60 городах по всей стране. «Новый опыт» получает годовой контракт на работу в Лас Вегасе под гостеприимной крышей отеля «Мираж». К своему перечню постановок Цирк дю Солей добавляет еще и монументальное «Saltimbanco». После премьеры в Монреале шоу уезжает в долгий тур по Северной Америке.

Благодаря успеху представления «Новый опыт» в Лас Вегасе, Цирк дю Солей перемещается в новый театр, построенный специально по заказу, при отеле «Остров Сокровищ». Заключается 10-летний контракт с Mirage Resorts на гигантскую постановку «Мистерия», достойную столицы шоу бизнеса. «Saltimbanco» продолжает тур, увеличивая число зрителей до 1.4 миллионов.

«Saltimbanco» отправляется в Токио на 6 месяцев. В этом же году Цирк дю Солей отмечает свою десятилетнюю годовщину новой постановкой «Alegria». По традиции, она едет в друх- летнее турне после премьеры в Монреале. Между тем, «Мистерия» продолжает произоводить фурор в Лас Вегасе, а «Saltimbanco» едет в Монреаль для короткой серии выступлений.

Пока «Alegria» с триумфом гастролирует в США, Цирк дю Солей, отвечая на запрос канадского правительства, ставит шоу специально для встречи глав правительств большой семерки в Галифаксе, Nova Scotia (Канада). «Saltimbanco» едет покорять Европу. Цирк обзаводится впечатляющим белым шапито на 2500 мест. Первая остановка в Амстердаме, затем – Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф и Вена. В Амстердаме организуется европейская штаб-квартира Цирка дю Солей.

В апреле Цирк запускает новое шоу «Quidam». После Монреаля – трехлетние гастроли по США.
«Saltimbanco» продолжает европейское турне с остановками в Лондоне, Гамбурге, Штутгарте, Антверпене, Цюрихе и Франкфурте, пока «Alegria» продляет свои азиатские гастроли еще на несколько месяцев.

«Quidam» завоевывает сердца американских зрителей еще двух городов - Денвера и Хьюстона. По другую сторону Атлантики, в лондонском Королевском Альберт Холле завершается европейское турне «Saltimbanco». Двумя неделями позже «Alegria» начинает свое путешествие по Европе. В этом же году происходит ввод в строй Главного Международного Офиса в Монреале, под названием «Студия», где в дальнейшем будут создаваться все новые спектакли Цирка.

«Quidam» завершает американское турне остановкой в Далласе. В течение этого трехлетнего путешествия под сводами желто- синего шапито было показано почти 1000 представлений, которые увидели более 2.5 миллионов зрителей. Далее, в октябре-98 на сцене Беладжио в Лас Вегасе запускается следующее постоянное шоу Цирка дю Солей: «О!». Это первое для Цирка водное представление. В декабре публике Диснейленда в Орландо (шт.Флорида, США) представляется третье постоянное шоу «La Nouba».
«Saltimbanco» приезжает в Оттаву на несколько недель перед поездкой в техлетнее турне по Азии и Австралии.

«Saltimbanco» начинает трехлетнее турне по Австралии-Азии с Сиднея, а «Quidam» - трехлетний тур по Европе - с Амстердама. В дополнение к этому, новый проект "Dralion" после Монреаля отправляется в тур по Америке. «Alegria» обосновывается на постоянном месте в Beau Rivage, г.Биллокси, Техасс (США). Наконец, Цирк дю Солей выпускает свое первое игровое кино по мотивам спектакля «Alegria», а так же телевизионный фильм "Cirque du Soleil Presents Quidam".

Публика трех континентов продолжает наслаждаться четырьмя постоянными шоу Цирка дю Солей («La Nouba», «Mystиre», «O» and «Alegria») и тремя мобильными шоу («Quidam», «Saltimbanco» and «Dralion»). Около 6 миллионов зрителей по всему миру смотрит эти постановки. Более того, выпущен на экраны стерео-фильм (в формате IMAX) «Путешествие человека». Главная премьера – в Берлине, в январе 2000, затем: одновременный выход в прокат в Монреале, Нью-Йорке и Лос Анжелесе, далее – везде.

Cirque du Soleil

Cirque Du Soleil - Alegría clip

Aerial High Bar Act - ALEGRIA (Cirque du Soleil)

Cyr Wheel Act - CORTEO (Cirque du Soleil)

Let Me Fall Cirque Du Soleil

Aerial Straps - VAREKAI (Cirque du Soleil)

Cirque du Soleil DRALION - Aerial Pas de Deux (high res.)

Cirque du Soleil - La Nouba - Acrobacia

Cirque du Soleil_Dralion (gangorra)




Top