История создания повести дубровский кратко. Дубровский (роман), история создания, сюжет романа, возможное продолжение, критика, экранизации, опера

Дата написания: Дата первой публикации: Издательство: Цикл:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Предыдущее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Следующее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Текст произведения в Викитеке

«Дубро́вский» - наиболее известный разбойничий роман (повесть) на русском языке , необработанное для печати (и, возможно, неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Из записной книжки Анны Ахматовой

Экранизации

  • «Орёл » (англ. The Eagle ) - голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли - Рудольф Валентино .
  • «Дубровский » - фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936).
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский » - фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989). В роли Владимира Дубровского - Михаил Ефремов
  • «Дубровский » - полнометражный фильм и 5-серийная телеверсия. Действие романа перенесено в современную Россию. Режиссёр Александр Вартанов (2014). В роли Владимира Дубровского - Данила Козловский

Опера

  • Дубровский - опера Э. Ф. Направника . Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состоялась в Петербурге, 15 января 1895 года , в Мариинском театре, под управлением автора.
  • Дубровский (фильм-опера) - фильм-опера Виталия Головина (1961) по одноимённой опере Э. Ф. Направника.

Напишите отзыв о статье "Дубровский (роман)"

Примечания

Ссылки

  • Александр Белый , «Новый мир », № 11, 2009. С.160.

Отрывок, характеризующий Дубровский (роман)

Перед нами замерцали, уже хорошо знакомые, вихри серебристых энергий, и как бы «укутавшись» ими в плотный, пушистый «кокон», мы плавно проскользнули «наверх»...
– Ух, как здесь хорошо-о!.. – оказавшись «дома», довольно выдохнула Стелла. – И как же там, «внизу», всё-таки жутко... Бедные люди, как же можно стать лучше, находясь каждодневно в таком кошмаре?!. Что-то в этом неправильно, ты не находишь?
Я засмеялась:
– Ну и что ты предлагаешь, чтобы «исправить»?
– А ты не смейся! Мы должны что-то придумать. Только я пока ещё не знаю – что... Но я подумаю... – совершенно серьёзно заявила малышка.
Я очень любила в ней это не по-детски серьёзное отношение к жизни, и «железное» желание найти положительный выход из любых появившихся проблем. При всём её сверкающем, солнечном характере, Стелла также могла быть невероятно сильным, ни за что не сдающимся и невероятно храбрым человечком, стоящим «горой» за справедливость или за дорогих её сердцу друзей...
– Ну что, давай чуть прогуляемся? А то что-то я никак не могу «отойти» от той жути, в которой мы только что побывали. Даже дышать тяжело, не говоря уже о видениях... – попросила я свою замечательную подружку.
Мы уже снова с большим удовольствием плавно «скользили» в серебристо-«плотной» тишине, полностью расслабившись, наслаждаясь покоем и лаской этого чудесного «этажа», а я всё никак не могла забыть маленькую отважную Марию, поневоле оставленную нами в том жутко безрадостном и опасном мире, только лишь с её страшным мохнатым другом, и с надеждой, что может наконец-то её «слепая», но горячо любимая мама, возьмёт да увидит, как сильно она её любит и как сильно хочет сделать её счастливой на тот промежуток времени, который остался им до их нового воплощения на Земле...
– Ой, ты только посмотри, как красиво!.. – вырвал меня из моих грустных раздумий радостный Стеллин голосок.
Я увидела огромный, мерцающий внутри, весёлый золотистый шар, а в нём красивую девушку, одетую в очень яркое цветастое платье, сидящую на такой же ярко цветущей поляне, и полностью сливавшуюся с буйно пламенеющими всеми цветами радуги невероятными чашечками каких-то совершенно фантастических цветов. Её очень длинные, светлые, как спелая пшеница, волосы тяжёлыми волнами спадали вниз, окутывая её с головы до ног золотым плащом. Глубокие синие глаза приветливо смотрели прямо на нас, как бы приглашая заговорить...
– Здравствуйте! Мы вам не помешаем? – не зная с чего начать и, как всегда, чуть стесняясь, приветствовала незнакомку я.
– И ты здравствуй, Светлая, – улыбнулась девушка.
– Почему вы так меня называете? – очень удивилась я.
– Не знаю, – ласково ответила незнакомка, – просто тебе это подходит!.. Я – Изольда. А как же тебя по правде зовут?
– Светлана, – немного смутившись ответила я.
– Ну вот, видишь – угадала! А что ты здесь делаешь, Светлана? И кто твоя милая подруга?
– Мы просто гуляем... Это Стелла, она мой друг. А вы, какая Изольда – та, у которой был Тристан? – уже расхрабрившись, спросила я.
У девушки глаза стали круглыми от удивления. Она, видимо никак не ожидала, что в этом мире её кто-то знал...
– Откуда ты это знаешь, девочка?.. – тихо прошептала она.
– Я книжку про вас читала, мне она так понравилась!.. – восторженно воскликнула я. – Вы так любили друг друга, а потом вы погибли... Мне было так жаль!.. А где же Тристан? Разве он больше не с вами?
– Нет, милая, он далеко... Я его так долго искала!.. А когда, наконец, нашла, то оказалось, что мы и здесь не можем быть вместе. Я не могу к нему пойти... – печально ответила Изольда.
И мне вдруг пришло простое видение – он был на нижнем астрале, видимо за какие-то свои «грехи». И она, конечно же, могла к нему пойти, просто, вероятнее всего, не знала, как, или не верила что сможет.
– Я могу показать вам, как туда пойти, если вы хотите, конечно же. Вы сможете видеть его, когда только захотите, только должны быть очень осторожны.
– Ты можешь пойти туда? – очень удивилась девушка.
Я кивнула:
– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
– А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...

Урок 16 6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

Прав ли был Дубровский на псарне?

Почему два лучших друга стали врагами?

Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Дубровский

«Дубро́вский» - наиболее известный разбойничий роман на русском языке, необработанное для печати (и, возможно, неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Сюжет романа

Богатый и своенравный русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернером в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина» Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтер Скотта. А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени:

Экранизации

  • «Орёл» (The Eagle ) - голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли - Рудольф Валентино
  • «Дубровский» - фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936)
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский» - фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989).

Опера

  • Дубровский - опера Э. Ф. Направника. Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состоялась в Петербурге, 15 января 1895 года, в Мариинском театре, под управлением автора.
    • Дубровский (фильм-опера) - фильм-опера Виталия Головина (1961) по одноимённой опере Э. Ф. Направника

Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.



Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.



Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, - все это нашло свое место в «Дубровском».

Среди незавершённых произведений светила русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина экстраординарным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Он оригинален за счёт сочетания наболевших в обществе проблем с динамичной сюжетной линией. Работа над произведением длилась чуть более полугода, но опубликована она была лишь восемь лет спустя, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора конец мог бы быть другим, но уже много поколений читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

Восприятие романа

Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается как вполне законченный, хотя и не получил окончательной художественной обработки; остались непроработанными некоторые сюжетные эпизоды, не до конца ясны мотивы поведения героев, а в изображении главных героев нет должной глубины. По сути, они весьма статичны, и читатель вынужден самостоятельно домысливать их человеческие черты. Лишь детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершённости романа и его возможном продолжении.

Процесс написания

Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Возможной причиной охлаждения называют интерес к «Истории Пугачёва» и первым наброскам романа о пугачёвщине. Среди произведений Пушкина это произведение стало одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и шагом к историческому роману «Капитанская дочь». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для его творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик героев с изображением конкретных сцен с их участием.

Появление замысла романа

Весьма сдержанно и лаконично произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы поместного дворянства. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и давая время от времени прямые оценки действиям и отпуская иронические замечания.

Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творениями западноевропейских и русских писателей 18-го-первой трети 19-го века. Многие исследователи творчества Пушкина думают, что толчок к созданию романа дала драма Шиллера «Разбойники», комедия Капниста «Ябеда» и многие обличительные пьесы о продажных служителях российского правосудия. Но на деле писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Суть истории в том, что у помещика незаконно отняли имение, после чего он стал разбойником и попал в острог.

Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. Таким образом, писатель добивался максимальной достоверности и даже документальности романа. Есть свидетельства такой правдивости - во второй главе практически без изменений приведён текст документа судебного решения по делу одного из помещиков, потерявшего своё имение. Лишь имена героев тяжбы заменены на вымышленные - Троекуров и Дубровский.

Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беззакониях, которые давно стали типичным бытовым явлением. В сюжет органично вплелись многие общественные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По словам великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество.

«Дубровский» - кто написал и какие конфликты были положены в основу?

За некоторое время до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого презента от императора Николая I. Это было собрание законов империи в 55-ти томах. Такой знак царской расположенности должен был показать поэту всю мощь законодательства. В романе «Дубровский» (кто написал его, знает каждый) уже нет романтического пафоса, присущего ранним творениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Главная мысль произведения в том, что, по сути, в романе все законы заменены законом силы, богатства и знатности.

Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

Второй конфликт романа - семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация - замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Центральные герои конфликтов

В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, который угнетает и Дубровских, и собственную дочь. Образ русского барина становится истинным воплощением самодурства и самоуправства. Это настоящий деспот, которому безразличны чужое мнение и чужие желания. Он такой не по своей вине, но вследствие социального положения. Он груб, избалован и сластолюбив. Стоит прибавить к этим чертам отсутствие образования, и получается человек «пылкого нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко демонстрируется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Автор, однако, находит в герое и несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживая из-за отнятого у Дубровского имущества, и даже пытается помириться и вернуть отнятое.

Андрей Гаврилович Дубровский располагает к себе читателя, сочувствующего его печальной участи. Но автор отнюдь не идеализирует своего героя, отмечая присутствие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также подверженность минутным эмоциональным перепадам. И зависть ему знакома, да и как управленец он не блещет, ведь поправить состояние ему не удаётся. Главной чертой Дубровского является дворянская гордость, не позволяющая ему принимать покровительство Троекурова. Дубровский оказывается тоже своего рода деспотом и исключает саму возможность свадьбы своего сына и Маши Троекуровой, считая это милостью, недостойной дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба - это демонстрация превосходства беззакония над честностью.

Владимир Дубровский - праведное чувство или кровная месть?

Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и самодурство Троекурова буквально вытолкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как он не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не отечественный Робин Гуд, но человек, который волей случая оказался в подобных обстоятельствах и не может иначе. Неординарность судьбы Дубровского основывается на житейских обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», кто написал художественные портреты романтических злодеев в «Евгении Онегине», отрешился от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест в адрес государства, которое отнимает у него будущее. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский - это плод общественного беззакония, прикрытого законом.

кто он на самом деле?

Не зря отметил Александр Пушкин: Дубровский, благодаря частой смене облика и моделей поведения, становится похож на других героев-самозванцев - Отрепьева и Пугачёва. В романе он появляется то как гвардейский офицер, привыкший к беззаботной жизни, то как любящий сын, то как мститель и атаман шайки разбойников. Он отважен и хладнокровен, когда проникает в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических свиданий.

Описание Дубровского отличается умолчанием и недосказанностью. Читатель между строк может понять, что за качества характеризуют эту личность. До 11-й главы не говорится о подлинной сущности невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Также покрыто дымкой существование Дубровского в шайке разбойников. Есть упоминания о том, что главарь шайки славится умом, отважностью и великодушием. Слухи и толки испуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество умолчаний, даёт больше информации о чувствах разбойника. Он умён и расчетлив, а также хорошо осведомлён обо всех событиях в доме Троекурова, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве к Маше. Под видом учителя француза он поступает к Троекурову на содержание. Дубровский - мститель, но мстить Троекурову он не может, так как влюблён в Машу и не поднимет руку на её семью.

Любовная страсть в герое оказывается выше жажды мщения, и Дубровский прощает Троекурова.

Главной во втором томе становится трагедия несбывшейся любви героя, недоступность для него простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед тем как покинуть дом Троекуровых, он открывается Маше и признаётся в своих чувствах. Маша в растерянности. Она не отвечает взаимным признанием, но даёт обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае нужды.

Главная героиня романа - Маша Троекурова и её переживания

Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и престарелого денди князя Верейского, который к ней сватается. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Её тянет к Дубровскому, который под маской Дефоржа поражает девушку своей смелостью, а под настоящим именем интересует её своей необычностью, но даже брак с ним её страшит, ведь в ней глубоко укоренились нравственные нормы о возможном бракосочетании с человеком её круга, но никак не учителем или разбойником. А вот замужество с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить её, не лишать жизни и прислушаться к ней. Поняв тщетность своих просьб, она пишет письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неотвратимо надвигается. Несмотря на свою молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации она находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждёт помощи до последнего момента, но после того как ею принесена клятва вечной верности, она понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, она отказывается уйти с ним. Это показывает не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, который предоставил ей право выбирать и смирился с её выбором.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

Почему не устаревает роман?

Роман «Дубровский» - повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийного недовольства крестьян, полномасштабной войны, которая полноценно изображена в последующих произведениях автора.

Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о разбойниках его банды? Можно лишь предполагать, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь в конце романа становится очевидно, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, есть те же барски-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются одинаковые песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того как для героя потеряна мысль о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что вряд ли они вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободны и грабежи прекращаются. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу - это и его личное поражение, и поражение всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.




Top