Итальянская живопись в XVII и XVIII векахIII - Художники из "Академии Караччи". Итальянская живопись в XVII и XVIII векахIII - Художники из "Академии Караччи" Гвидо рени произведения

Гвидо Рени «Святой Франциск и ангел» . Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений «Похвала добродетели», «Похвала Богу» и других трудов. С 1207 года подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. Был канонизирован католической церковью в 1228 году, тогда же был написан первый портрет (автор неизвестен) Франциска Ассизского, хранящийся в итальянском монастыре Сакро Спеко в Субиако. Новеллы, стихи и легенды о святом Франциске собраны в анонимном сборнике позднего средневековья «Цветочки святого Франциска Ассизского».


Гвидо Рени «Смерть Екатерины Александрийской». Екатерина (греч. Άεί καθαρίνα - всегда чистая) - христианская великомученица, святая, родом из Александрии. Мученическую смерть Екатерины Александрийской относят к временам императора Максимина, который своими указами жестоко расправлялся с христианами. Максимин (Maximinus) (172-238), римский император с 235 года. Сын крестьянина, дослужившийся до высоких чинов в армии; провозглашен императором солдатами. Орден святой великомученицы Екатерины или орден Освобождения - дамский орден, учрежденный Петром Великим 24 ноября 1714 года, в день тезоименитства царицы Екатерины Алексеевны, в память Прутского похода (1711) против турок. Знак ордена - белый крест в руке святой великомученицы Екатерины, в пурпуровом поле, а в центре другой меньший крест, украшенный лучами. Между спицами креста буквы: D.S.F.R. (Domine salvum fac Regem - Господи, спаси царя). Орден имеет две степени - большого креста и меньшого или кавалерственного. Большой крест, кроме особ царской крови, жалуется только 12 русским дамам, а дам кавалерственного креста (по статуту) - 94. Первой дамой ордена не царской крови была жена князя Меншикова. В восемнадцатом столетии и начале девятнадцатого века, за редкими исключениями, орден жаловался исключительно принцессам. По статуту 1797 года, орден жалуется государем, все великие княжны получают знаки ордена святой великомученицы Екатерины при крещении, а княжны крови императорской - по достижении совершеннолетия. Лента ордена - красная, с серебряною каймой - носится через правое плечо. Девиз ордена: за любовь и отечество. Орденмейстером считается императрица (пожизненно), диаконисой - супруга наследника. Праздник ордена - 24 ноября, в день святой великомученицы Екатерины.


Гвидо Рени «Аталанта и Гиппоменей». Эта картина итальянского художника относится к раннему периоду творчества Гвидо Рени, второй вариант картины был создан в 1622-1625 годах, хранится в национальном музее Каподимонте в Неаполе. Аталанта - виотянка, дочь Схенея, славилась красотою и быстротою бега. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причем он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьем следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от ее руки, пока Гиппоменей, сын Мегара или Арея, перехитрил Аталанту с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые Гиппоменей во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппоменей первым достиг цели. Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая отомстить Гиппоменею, богиня возбудила в нем такую сильную страсть, что Гиппоменей обнял свою невесту в святилище Зевса или Цибелы. Разгневанная Цибела превратила их во львов. Вообще мифы об Аталанте часто смешиваются и находятся в связи с представлениями об Артемиде.

Гвидо Рени «Избиение младенцев». Вифлеемское избиение младенцев - событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме. Это - один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Его не могла не поразить весть, что с далекого Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники - волхвы - и спрашивали, где родился царь иудейский, которому они хотят поклониться и принесть дары. Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Ему было указано древнее пророчество, что местом рождения Мессии должен быть Вифлеем. Чтобы еще более увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Мессию, сообщили ему в точности, где он находится: "чтобы и мне пойти поклониться Ему" - добавил царь. Волхвы, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанною вестью. Зная только одно - что будущий царь иудейский еще грудной младенец (так как на Востоке матери обыкновенно кормят своих детей грудью в течение двух лет), Ирод издал повеление избить в Вифлееме всех младенцев мужеского пола "от двух лет и ниже" (Матфей, II, 16). О том, как производилось это избиение, ничего не известно. По преданию, детей было избито 14000; память их чтится православной церковью 29 декабря. Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Несколько странным кажется, что Иосиф Флавий, подробно описывая царствование Ирода, ничего не говорит об избиении младенцев в Вифлееме; но этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода. Намек на Вифлеемское избиение младенцев некоторые исследователи находят у Макробия, по словам которого "император Август, будучи извещен о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: "лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном". Свидетельство это довольно позднее (Макробий жил около 400 г. по Р. Хр.), но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не ранее V века (мозаичное изображение в церкви Марии Великой в Риме, миниатюра в сирийском евангелии Раввулы и другие образцы искусства).


Гвидо Рени «Самсон-Победитель». Заказчиком этой религиозной композиции на сюжеты ветхого Завета был граф Дзамбеккари из Болоньи. Самсон, знаменитый библейский герой-судия, прославился своими подвигами и битвами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, одного из родов израильского народа, подвергавшегося наиболее жестокому порабощению со стороны филистимлян. Самсон вырос во времена рабского унижения своего народа и с юных лет решил мстить поработителям, чего и достиг в дальнейшем, совершив множество побед над филистимлянами. История жизни Самсона изложена в ХIII-XVI главах Книги Судей. Специальные исследования исторических апокрифов о Самсоне изложены в работах Веселовского и Жданова ("К литературным историям русских былин"), а также Сумцова ("Очерки южно-русских апокрифов").

Гвидо Рени «Фортуна, дарующая любовь». Мифологическая работа Гвидо Рени изображает древнеримскую богиню Фортуну (Fortuna). Культ этой богини является одним из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддается определению. Судя по характеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можно думать, что первоначальное значение богини было земледельческое - обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Фортуна была богиней-покровительницей женщин; на это указывает обычай невест приносить в дар этой Фортуне (Fortuna virginalis) свои девические платья. Имел место и культ Фортуны (Fortuna virilis), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадало с праздником в честь Венеры. Таким образом, Фортуна наряду с качествами богини-покровительницы чистоты и целомудрия являлась богиней, покровительствующую любви и похоти, качествам противоположным женской природе целомудрия. Ввиду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: "по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают Фортуну изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных одна Фортуна занимает и ту, и другую страницу". Фортуне посвящались тысячи алтарей и капелл в Римской империи; ее изображение имелось во всяком домашнем святилище, затем появилось на монетах и на предметах промышленности и домашнего обихода. Изображение Фортуны в настоящее время наряду с Меркурием - таким же богом материальной выгоды и удачи - преобладает на резных камнях, на марках и зтикетках самого разнообразного назначения, на часах, копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Изображается Фортуна обыкновенно в виде женщины, опирающейся одной рукой на руль, а другой держащей рог изобилия или колокольчик. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут - руль.

Гвидо Рени «Портрет Беатриче Ченчи». Датировка создания картины является предположительной. Во всяком случае портрет, написанный художником Гвидо Рени является настолько живым, что трудно поверить в то, что картина была создана после казни красавицы Беатриче Ченчи.
Героиня одного из знаменитейших итальянских уголовных процессов Беатриче Ченчи (Beatrice Cenci) была дочерью знатного римлянина Франческо Ченчи. Родилась в 1577 году. Это было время полнейшей моральной распущенности, несколько уменьшившейся к середине 16 столетия под влиянием суровой католической реакции. Потеря девственности послужила причиной всех несчастий Беатриче: отец стал так жестоко с ней обращаться, что Беатриче Ченчи решила убить его. К этому плану присоединились ее мачеха и брат Беатриче, Джакомо Ченчи. Наемный убийца (браво) зарезал старика Франческо в конце 1598 года. Дело открылось, и под страшнейшими пытками у обвиняемых были вырваны признания. Были пущены в ход просьбы и хлопоты, чтобы спасти красавицу Беатриче, но папа, желавший овладеть имуществом этой богатой семьи, наотрез отказался помиловать обвиненную, ссылаясь на то, что убийства родителей участились в Церковной Области и что нужно показать устрашающий пример. Беатриче Ченчи, Джакомо и их мачеха были казнены осенью 1599 года. Младший их брат был помилован, но имущество их папа все-таки конфисковал. Удивительная красота Беатриче и ее страшная участь сделали ее предметом многочисленных произведений изящной литературы и народных песен. Самый процесс ее является одним из любопытных памятников в истории староитальянского судопроизводства.

Гвидо Рени «Святая Цецилия». Цецилия (Саесiliа), христианская святая католической церкви, жила в первой половине III века. Родилась в римской патрицианской семье; в ранней молодости тайно была обращена в христианство и дала обет девственности. Родители желали выдать ее замуж за язычника Валерия, но она обратила и его в христианство и склонила чтить ее обет. Около 230 года Цецилия потерпела мученическую смерть вместе со своим женихом и его братом, Тибурцием. Легенда передает, что святая Цецилия была помещена в огненно-раскаленную баню, но осталась невредимой; трижды палач безуспешно пытался ее обезглавить, и лишь на третий день она скончалась от ран. Папа Пасхалий I в 821 году положил ее останки в склепе церкви святой Цецилии в Риме (гробница святой Цецилии работы Стефано Мадерны: лежащая статуя святой). Память 22 ноября. Святая Цецилия неоднократно изображалась великими мастерами: Рафаэлем - в болонской пинакотеке (1513), Доменикино (Лувр), Карло Дольчи (дрезденская галерея) и другими художниками. Святая Цецилия считается покровительницей духовной музыки. Палестрина основал в Риме общество для развития духовной музыки под названием братства святой Цецилии. Папа Пий IX преобразовал общество в Академию и учредил орден отличия для членов этой Академии, под названием ордена святой Цецилии. В Италии до сих пор действуют несколько обществ духовной музыки, под именем союзов святой Цецилии.


Гвидо Рени «Лот и его дочери». В 1615-1620-х годах Гвидо Рени написал две картины с библейскими сценами для Палаццо Ланчеллотти, которые затем нашли пристанище в Англии. Картина «Лот и его дочери» написана Гвидо Рени на основе широко известного сюжета из Ветхого Завета (Исход, 19: 30). Лота и его дочерей художник изображает, бегущими из гибнущего города Содома, будучи предупрежденными Богом относительно неминуемого разрушения города за распутство жителей и другие грехи. В конце 18-ого столетия эта картина была расценена как сопутствующая часть к другой картине художника «Сусанна и старцы». Однако, эти картины не являются парными.Моисей и сбор манны небесной1614-1616. Кафедральный собор, Равенна. Юный Бахус1615-1620. Палаццо Питти, Флоренция. Похищение Деяниры1621. Музей Лувр, Париж. Иосиф и младенец Иисус1620-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Притча о Сусанне и старцах1620-1625. Национальная галерея, Лондон. Проказник Бахус1622. Картинная галерея, Дрезден. Смерть Клеопатры1625. Новый дворец, Потсдам. Мария Магдалина и ангелы1633. Галерея античного искусства, Рим. Апостол Матфей и ангел1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим.
Похищение Елены1626-1630. Музей Лувр, Париж. Святой Иероним и ангел1635. Музей истории искусства, Вена. Портрет дамы в образе сивиллы1640. Музей Спенсера, Университет Канзас.
Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано - 18 августа 1642, Болонья), итальянский живописец болонской школы, мастер барокко. Учился у Карраччи и Феррантини.
Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и его учитель, поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600) носят, скорее, ученический характер и демонстрируют большую зависимость от стиля наставника.
После переезда в Рим открывается блестящий период деятельности Рени. Сначала Гвидо Рени помогает Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя в 1609 году, Гвидо Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.
В своих алтарных образах и станковых полотнах, исполненных на заказ, Рени пытается примирить принципы болонцев и нововведения Караваджо. Об этом свидетельствуют, например, большой алтарный образ «Распятие святого Петра» (1604-1605, Рим, Ватиканская пинакотека) и полотна на мифологический сюжет «Давид с головой Голиафа» (1605, Лувр) и «Самсон-Победитель» (1611-1612, Болонья, Национальная пинакотека). В первом Рени почти повторяет композицию Караваджо из римской церкви Санта Мария дель Пополо. В этих работах художник прежде всего акцентирует нравственные принципы, лежащие в основе поступков героев, эффектно подчеркивает характерные детали, использует сильный контраст света и тени. И вместе с тем, спокойная поза, например, Давида, задумчиво стоящего между колонной и пилястрой, далекая от выражения трагической смерти, как у Караваджо, голова Голиафа, переданы в манере болонской школы. Верность увлечению традицией Караваджо проявилась и в известном полотне Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1612, Болонья, Пинакотека).
Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей. Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом. Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию. В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали. Глубокий пиетет Гвидо Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных в Риме болонскими мастерами.
Богатая палитра цвета, динамика, присущи известному полотну Рени - «Аталанта и Гиппоменей» (1622-1625, Неаполь, Национальный музей, галерея Каподимонте, второй вариант - Прадо, Мадрид). Скрещенные и ярко освещенные холодным светом фигуры переданы в резких движениях, эффектно выделяются на коричнево-голубом фоне земли и неба. Развевающиеся края их пеплосов тоже привносят острую динамику в композицию. На протяжении всего творчества Рени будет сохранять верность своей стилистике, основанной на богатой палитре ярких холодных цветов и динамичной композиции. Хотя в этот период живописная манера художника приобретет большую утонченность: краски станут более прозрачными, образы более печальными и нежными. Лучшие свои картины Рени отсылал в церкви Болоньи и другие города, что способствовало распространению влияния его манеры. Кроме того, работы Рени много копировали его многочисленные ученики.
Характерным примером поздней манеры Рени может служить полотно «Похищение Елены» (1631, Музей Лувр, Париж), исполненное для Болоньи. Композиция приобретает в нем большую статику: она обрела строгую выверенность и совершенное равновесие всех элементов - цвета, света, рисунка, что свидетельствует об усилении классицистического начала. Образы наделены благородной красотой и изнеженной грацией. Кажется, что они движутся под звучащую музыку барочных театральных мелодрам.
Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих других. Из картин Гвидо Рени, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Музей Лувр, Париж), «Се человек» (Картинная галерея, Дрезден), «Клеопатра» (Палаццо Питти, Флоренция), собственный портрет (Капитолийский музей, Рим) и женский портрет (Музей Прадо, Мадрид).
В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери». Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи. Он стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в 17-19 веков, как самый верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Искусство Гвидо Рени оказало большое влияние на мастеров академического направления в европейском искусстве.

(1575-11-04 ) Место рождения: Дата смерти: Жанр: Учёба: Стиль: Влияние: Работы на Викискладе

Биография

Девяти лет от роду поступил в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Калверту ; перейдя затем в школу Лодовико Карраччи , из неё перешёл с целью усвоить себе технику фресковой живописи к Феррантини, а в г. отправился в Рим , где занялся основательным изучением произведений Рафаэля .

Ещё до приезда своего в этот город, Рени расписал фасад палаццо Цани в Болонье и исполнил для тамошней церкви Сан-Микеле-ин-боско образ «Св. Бенедикт в пустыне». В Риме им написаны по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие св. Петра» (находится в Ватиканской галерее) и знаменитый плафон «Аврора» в палаццо Роспильози . По возвращении Рени на родину из-под его кисти вышло «Избиение младенцев» (находится в болонской пинакотеке). Вскоре он снова отправился в Рим по вызову папы Павла V, поручившего ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы и заказавшего ему «Поклонение кресту» для церкви С.-Грегорио. Дальнейшие работы Рени: «Рай» для церкви С.-Доменико, «Вознесение» для церкви С.-Амброджио (в Болонье), «Распятие» для капуцинской церкви в Генуе (находится в болонской пинакотеке), «Собирание небесной манны» и др. фрески в равенском соборе. В г. Рени трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе , но вскоре принужден был удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Ланфранко и Риберы. Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант.

В первый период своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени под влияние М.-А. да Караваджо . Натуралистическое стремление Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень схожем с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. К числу произведений Рени в том же роде относится, сверх «Избиения младенцев», о котором упомянуто выше, картина берлинского музея «Св. Антоний и Павел отшельники». В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Роспильози. В последний период своего он изображал типы чисто внешней женской красоты, причём придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным.

Влияние Рени

Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини , Лафранко, Читтадини, Бьянкуччи и многих других. Из его картин, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (находится в луврском музее), «Се человек» (в дрезденской галерее), «Клеопатра» (в палаццо Питти, во Флоренции), собственный портрет (в капитолийском музее) и женский портрет (в мадридском музее). Среди художников, бравших творчество Рени за образец, - Луиджи Муссини .

Рени в Эрмитаже

См. также

Напишите отзыв о статье "Рени, Гвидо"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Рени, Гвидо

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., – дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.



Гвидо Рени родился в Кальвенцано, Эмилия-Романья, 4 ноября 1575. Девяти лет поступил в ученики к фламандскому живописцу Денису Калверту , проживавшему в Италии. З атем Гвидо перешел в школу Лодовико Карраччи, а из неё - к Феррантини , чтобы усвоить технику фресковой живописи. В 1596 году Рени отправился в Рим, там он занялся основательным изучением произведений Рафаэля. Ещё до приезда в Рим, Рени расписал фасад палаццо Цани, в Болонье, и исполнил для тамошней церкви Сан-Микеле-ин-боско образ «Св. Бенедикт в пустыне». Там же им написаны по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие св. Петра» и знаменитый плафон «Аврора» в палаццо Роспильози.

Аврора, 1614

После возвращении на родину из-под кисти Рени вышло «Избиение младенцев». Вскоре он вновь отправился в Рим по вызову папы Павла V, который поручил ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы и заказал «Поклонение кресту» для церкви С.-Грегорио. Дальнейшие работы Гвидо Рени: «Рай» для церкви С.-Доменико, «Вознесение» для церкви С.-Амброджио (Болонья), «Распятие» для церкви капуцинов в Генуе, «Собирание небесной манны». фрески в равенском соборе.

Избиение младенцев

Красавица Беатриче Ченчи родилась в 1577 году. Потеря девственности послужила причиной всех её несчастий: отец - знатный римлянин Франческо Ченчи, так жестоко обращался с Беатриче , что она решила убить его. К этому плану присоединились ее мачеха и брат, Джакомо Ченчи. Наемный убийца (браво) зарезал старика Франческо в конце 1598. Дело открылось, и у обвиняемых под страшнейшими пытками были вырваны признания. Были пущены в ход просьбы и хлопоты для спасти Беатриче, но папа, желавший овладеть имуществом этой богатой семьи, наотрез отказался помиловать обвиняемую, ссылаясь на то, что убийства родителей участились в Церковной Области и нужно показать устрашающий пример. Беатриче Ченчи, Джакомо и их мачеха были казнены осенью 1599. Младший их брат был помилован, но имущество их папа все-таки конфисковал. Удивительная красота Беатриче и ее страшная участь сделали ее предметом многочисленных произведений изящной литературы и народных песен, а судебный процесс явился одним из любопытнейших памятников в истории староитальянского судопроизводства.

Портрет Беатриче Ченчи

Цецилия, христианская святая католической церкви, жила в первой половине III века. Она родилась в римской патрицианской семье; в ранней молодости тайно была обращена в христианство и дала обет девственности. Родители желали выдать ее замуж за язычника Валерия, но она обратила и его в христианство и склонила чтить ее обет. Около 230 года Цецилия потерпела мученическую смерть вместе со своим женихом и его братом, Тибурцием. Легенда передает, что святая Цецилия была помещена в огненно-раскаленную баню, но осталась невредимой; трижды палач безуспешно пытался ее обезглавить, и лишь на третий день она скончалась от ран. Папа Пасхалий I в 821 году положил ее останки в склепе церкви святой Цецилии в Риме. Память 22 ноября. Святая Цецилия неоднократно изображалась великими мастерами: Рафаэлем, Доменикино, Карло Дольчи. Святая Цецилия считается покровительницей духовной музыки.

Святая Цецилия

В 1622 году Рени трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе, но вскоре принужден был бежать оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны живописцев Ланфранко и Риберы, завидовавших ему. Последние годы жизни Гвидо Рени предался игре, эта страсть мало-помалу губила его талант.
На первом этапе своей деятельности Гвидо Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению и подобно другим ученикам Карраччи, попал под влияние Караваджо.



Натуралистическое стремление Гвидо Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень сходном с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. К числу произведений в этом роде относятся картины Рени «Избиение младенцев» и «Св. Антоний и Павел отшельники» . В среднюю пору своей жизни Гвидо Рени старался передавать более теплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Распильози.

Святой Иосиф.

В последний период своего творчества он изображал типы чисто внешней женской красоты, придавая красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в пору упадка его таланта стал тусклым и бледным.

Картина «Лот и его дочери» написана Рени на основе известного сюжета из Ветхого Завета

Гвидо Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини.

Н аиболее известные картины : «Подвиги Геркулеса», «Се человек», «Клеопатра», собственный портрет и женский портрет.

Кентавр Несс, похищающий Деяниру, около 1630

В Эрмитаже имеется 11 картин Гвидо Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Св. Семейство на пути в Египет», «Пётр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Св. Иероним», «Похищение Европы», «Юность Богоматери».

Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с Младенцем», по собственной картине, и «Св. Семейство», с картины Ан. Карраччи.



На выставке в Киеве: "Три шедевра классического искусства из музеев Италии. Рафаэль, Тициан, Гвидо Рени" были представлены три знаковых произведения - картина Гвидо Рени "Иисус Христос", гобелен "Чудесный улов рыбы", созданный на основе композиции Рафаэля Cанти, а также картина Тициана Вечеллио "Венера и Адонис".


Аталанта и Гиппомен

ХУДОЖНИК ГВИДО РЕНИ

РЕНИ ГВИДО (1575–1642)- итальянский живописец эпохи барокко,родился в Кальвенцано близ Болоньи. Учился в болонской Академии братьев Карраччи у Лодовико Карраччи. В начале творчества испытывал влияние братьев Каррачи и Караваджо, но затем в его живописи эффекты светотени отошли на второй план и важную роль приобрела идеализация образов в духе Рафаэля.
"Сусанна и старцы"

После переезда в Рим открывается блестящий период его деятельности. Сначала он помогает А. Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя (1609), Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой классицистической живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.
"Соломия с головой Иоанна Крестителя"

Папа Павел V поручает Рени роспись капеллы в квиринальском дворце и создание картины «Поклонение кресту» для церкви Св.-Грегорио.
Саломея с головой св. Иоанна Крестителя

В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери».
"Папа римский "

Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи.
"Спящий Путто", 1627


Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко,
"Святой Иосиф с младенцем Иисусом."

В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Роспильози. В последний период своего он изображал типы чисто внешней женской красоты, причём придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным.
Давид с головой Голиафа, 1605 г

Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант.Людовико, последний из знаменитого семейства Карраччи, умер в 1619 году, после чего Рени возглавил славную школу болонской живописи. В конце 1620-х годов художник пережил очень тяжелый период. Поговаривали, что он тронулся умом. Мальвазиа пишет о том, что он впал в глубокую депрессию, все дни проводя в оцепенении, а по ночам неприкаянно бродя по улицам. К 1631 году мастер понемногу "пришел в себя".
Апостолы Петр и Павел

В 1622 г. Рени трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе, но вскоре принужден был удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Ланфранко и Риберы.
Бахус и Ариадна

Проигрывая огромные деньги в карты и кости, Рени был совершенно равнодушен к вину. Более того, азартные игры не мешали художнику оставаться глубоко верующим человеком. Он терпеть не мог, когда кто-нибудь клялся именем Божьим или отпускал двусмысленные шутки.
Святая Сесилия, 1606

Мастер часто анонимно жертвовал деньги на церкви, был скромен в одежде и неприхотлив в пище. Мальвазиа утверждает, что он "по всей видимости, был девственником. Даже находясь в своей мастерской наедине с обнаженными юными девушками, он оставался холодным как мрамор
Избиение младенцев

Отметим, наконец, ужас, испытываемый Рени перед ведьмами, и страх быть отравленным, всю жизнь преследовавший его.
Собирание манны небесной, 1614

Несмотря на его необычное поведение, Рени очень любили в Болонье, художественную славу которой он упрочил своими шедеврами. Когда 18 августа 1642 года художник скончался (в возрасте 66 лет) - об этом скорбел весь город. Рени похоронили с почестями, достойными видного государственного деятеля. Местом его упокоения стала одна из главных церквей Болоньи - базилика Сан-Доменико.
Дева Мария передаёт розарий святому Доминику

Ликование Самсона

Аталанта и Гиппоменей


"Юный Бахус",1615

"Похищение Елены",1631


Моисей со скрижалями,1624

Юность Девы Марии


Самосожжение Геракла на горе Эте.

Иосиф и жена Потифара, 1631

Портрет старой женщины, 1611

Святой Иероним,1635

"Вознесение Марии",1642

Откровения ангела апостолу Матфею

"Святая Вероника"

Се человек, 1638-1639

"Брадаманта и Флодеспина".


Распятие апостола Петра

Спор отцов церкви о христианском догмате непорочного зачатия

"Богоматерь с младенцем в кресле" 1624 - 1625.

"Сивилла"

"Христос в терновом венце" 1639-1640.

"Евангелист Иоанн"

"Иисус Христос"

"Поклонение пастухов". Около 1640-го


"Лот и его дочери, покидающие Содом"


"Святой Архангел Михаил"

"Мария Магдалина" , 1600

"Пьющий Бахус"

"Беатриче Ченчи "

"Похищение Европы",1630

Любовь и милосердие

"Мадонна скорбящая"

"Лукреция"

Венера и купидон

"святой Франциско Азисский!

"Крещение Иисуса Христа"

"Благая весть"


"Девушка с розой"

"Пророк"

"Ангелы"





Бегство в Египет

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано - 18 августа 1642, Болонья) — итальянский живописец болонской школы, мастер барокко.

Биография Гвидо Рени

Гвидо Рени родился в 1575 году в Кальвенциано, расположенном недалеко от Болоньи, в семье музыканта Даниэле Рени.

Его первым учителем стал Денис Кальварта. Затем Гвидо оказывается в Болонской Академии, и это событие становится определяющим для его творческой биографии.

Возникшее в Болонье художественное заведение было организованно около 1585 года братьями Карраччи - Аннибале, Агостино и их старшим кузеном Лодовико.

После завершения обучения в Академии у Лодовико Карраччи молодой художник довольно быстро получил известность: для выполнения заказных работ его приглашают в Рим.

Творчество Рени

Одним из первых произведений, написанных в Вечном городе, была картина «Мучения апостола Петра» (1605, музеи Ватикана).

Прием контрастного освещения, который использовал в ней Гвидо Рени, свидетельствует о влиянии на него живописной системы Караваджо. Но, в отличие от него, «выпускник» Болонской Академии смягчает контрасты светотени, стремится к большей композиционной уравновешенности. Воздействие Караваджо, которое просматривается в ряде вещей Рени («Распятие», музеи Ватикана; «Вакх», галерея Питти, Флоренция), не было длительным и доминирующим.

Вскоре Гвидо вырабатывает, не без влияния еще одного «болонца» - Доменикино, с которым вместе работал, свой собственный художественный язык. Значительным произведением этого периода явилось «Избиение младенцев» (1611, Пинакотека, Болонья).

Стиль Рени, характеризующий его как представителя классицизирующего направления в раннем барокко, уже вполне определенно проявился в знаменитой фреске «Аврора» (1613-14), выполненной на одном из плафонов римского Палаццо Паллавичини-Роспильози.

Многочисленные картины и монументальные росписи исполнялись Рени с восхищавшей современников легкостью и артистизмом. Он изображал в них традиционный для раннего барокко круг эпизодов и персонажей из священной истории, мифологии и житий святых с преимущественным интересом к эффектным и ярко зрелищным мотивам, в частности, к сценам апофеозов и мученичеств. При этом художнику не были чужды и более интимные, лиричные трактовки образов. Так, в эрмитажной картине «Юность девы Марии» (1610) он изображает Марию среди занятых шитьем миловидных девушек. Введение живописцем реальных мотивов в общую идеальную природу художественного образа делает лучшие из них более естественными и выразительными.

Рени внимательно изучает произведения Рафаэля, античные памятники, извлекая из них и цитируя в своих работах классические позы, жесты. Осознавая самодостаточную красоту отдельных элементов пластического языка, он стремится подчеркнуть присущее им изящество. Это часто приводило его, особенно в поздних работах, к пластической вычурности и манерности («Самсон-победитель», Пинакотека, Болонья; «Аталанта и Иппомен», ок. 1625, галерея Каподимонте, Неаполь).

С 1519 года, после смерти Лодовико Карраччи, Гвидо Рени становится главой Болонской Академии. А в 1529 избирается руководителем Академии св. Луки. После 1522 года он живет и работает преимущественно в Болонье.

Его поздние мифологические и религиозные композиции приобретают мягкий серебристый тон, в образах усиливаются черты идеализации. К изнеженной и экзальтированной грации добавляется оттенок сентиментального благочестия. Он словно испытывает «ненасытную жажду античной красоты, подчиненной, однако, христианской морали» (Р. Лонги). В многочисленных полуфигурных композициях с Христом, или Мадонной, или святыми он пишет сладкоприятные и жеманно-красивые лица с характерно устремленным к небу экстатично-расслабленным взором.

Еще при жизни Гвидо Рени имел большой успех, но еще более громкую славу он получил впоследствии, когда его ставили на художественном Олимпе рядом с божественным Рафаэлем.

Работы художника

  • Святой Франциск и ангел, 1605-1607, Пинакотека, Болонья
  • Аталанта и Гиппоменей, 1611, Музей Прадо, Мадрид
  • Самсон-Победитель, 1611-1612, Пинакотека, Болонья
  • Фортуна, дарующая любовь, 1622, Картинная галерея, Ватикан
  • Избиение младенцев, 1611, Пинакотека, Болонья
  • Смерть Екатерины Александрийской, 1607, Музей Диочезано, Албенья
  • Похищение Деяниры, 1621
  • Похищение Деяниры, 1621
  • Портрет дамы в образе сивиллы, 1640
  • Апостол Матфей и ангел, 1635



Top