Итальянская живопись в XVII и XVIII векахIII - Художники из "Академии Караччи". Итальянская живопись в XVII и XVIII векахIII - Художники из "Академии Караччи" Гвидо рени произведения

3 - Гвидо Рени

Одна из характерных особенностей Альбани - это его плоские, далеко стелющиеся за фигурами равнины, иногда замененные пеленой моря. В картинах, краски которых не слишком почернели 14 , Альбани умеет передать простор и воздух, - например, в картине Лувра "Аполлон и Дафна" или в двух очаровательных картинах галереи Корсики во Флоренции: "Пляшущие амуры" и "Отдыхающая Венера". Красиво у него бывает и небо, часто довольно близко подходящее к "гениальным" горизонтам Веронезе: ярко-лазурное, подернутое легкими, прозрачными облаками. С особенным мастерством располагает художник свои древесные кулисы, то по сторонам, то - и в этом одна из его особенностей - прямо посреди картины, широким темным букетом. Наконец, встречающиеся в его картинах постройки - опять-таки верх грации и изящества. Иногда кажется, что он вдохновлялся не созданиями древних римлян и не произведениями современников, а претворял в себе впечатления от памятников раннего возрождения, от тех самых примитивов, которых тогда начали считать за смешных "готов". Точно так же элемент примитивизма или какой-то романтики (недаром любимым его поэтом был Тассо) встречается у Альбани и в фигурах. Почему-то, глядя на иные картины болонца, вспоминается нежная эротика Кранаха.

Наиболее популярный из всех мастеров болонской школы Гвидо Рени 15 - баловень двух веков академизма и ныне еще восхищающий недостаточно передовые круги публики; напротив того, люди, познавшие "современные догматы вкуса", считают своим долгом презирать творчество мастера; они его находят скучным, приторным и претенциозным. Ни того, ни другого отношения Гвидо не заслуживает. По своему духовному и культурному складу это характерный декадент. Наибольшая часть творения мастера отдана служению церкви эпохи барокко, искавшей способы заманить и прельстить широкие слои общества посредством чар искусства; он человек с довольно плоскими идеалами, отражающими тот слащаво-сентиментальный суррогат мистицизма, который с дней торжества иезуитизма заменил прежнее религиозное пламенение. При упоминании имени Гвидо непременно восстают в памяти закатившиеся к небу глаза красивого Христа или томной, укутанной в плащ Марии. Или еще приходят на ум картины, ставшие с течением веков типично "поповскими": оранжевые ореолы с роями балетных ангелов, грациозно преклоненные девы и театрально позирующие анахореты. И тем не менее мастером создано несколько картин, которые достойны попасть в "мировую сокровищницу" и в разряд "классических" произведений живописи. При этом нужно признать, что Гвидо обладал совершенно исключительным мастерством техники (картины его из всей болонской школы наименее почернели и кажутся написанными вчера), да и его стиль отличается большой своеобразностью.

Еще одной характерной особенностью Гвидо, отчасти объясняющей пренебрежительное к нему отношение нашего преимущественно "пейзажного" века, является то, что он совершенно не пейзажист. Кусочек ярко-синего залива на фоне алой и желтой зари в "Авроре", пустынная долина позади Самсона (Болонская Пинакотека), Иерусалим среди равнины под грозовым небом в "Распятии" (там же), несколько легких силуэтов деревьев позади шествия св. Андрея, ведомого на мученическую смерть (фреска в S. Gregorio Magno в Риме), морской берег в "Ариадне" (Академия Сан-Лука там же) - вот, пожалуй, и все, что можно назвать из пейзажных фонов в колоссальном творении этого продуктивного художника. В большинстве же случаев Гвидо предпочитает занять всю площадь картины светлыми фигурами, вырисовывающимися то на темном фоне вечерних туч, то на нежно-лазурном небе, на белизне рыхлых облаков, или еще на ярко-желтой глории 16 .

Гвидо Рени. Выезд Аполлона ("Аврора"). Плафон в "Казино Роспильози" в Риме

Искусство Гвидо Рени в этом "равнодушии к природе в целом" с особой ясностью выдает свою чисто академическую основу. Оно все подчинено приемам "натурного класса", оно родилось и воспиталось в стенах мастерской среди моделей, манекенов, драпировок и небольшой коллекции реквизитов. И при этом как далеки мы здесь от того художественного аскетизма и той религиозной строгости, которые так действуют на душу в творении Микель Анджело. Аскетическую воздержанность и благородную возвышенность мысли заменяет нечто близкое к светскому изяществу и даже к приторности. Гвидо красивый и поразительно умелый художник, но он чужд жизни, и потому нашему времени, требующему от искусства главным образом жизненной красоты, а не школьной красивости, он кажется скучным и "ненужным" 17 .

Примечания

14 Странно именно то, что болонцы все переняли от предшественников, кроме главного - чисто технических приемов: картины их более почернели, нежели произведения непосредственных предшественников и даже художников, живших за 200, 300 лет до них. Впрочем, это касается только их станковой живописи; во фресках болонцы еще многое помнили и многое умели. Даже можно сказать, что в XVII и в XVIII в. фресковая техника пошла вперед и достигла предела своего великолепия в творчестве Джордано, Бачиччии и Тиеполо.

15 Guido Reni, сын музыканта Даниеле Рени, родился в Кальваццано, близ Болоньи, 4 ноября 1575 г.; ученик Дениса Кальверта, а затем Академии братьев Караччи, отношения с которыми у Рени, по выступлении его в 1591 г. конкурентом Лодовико на конкурсе по украшению Palazzo Publico (по случаю въезда Климента VIII), испортились, что, впрочем, не помешало Гвидо принять позже участие в росписи дворика S. Michеle in Bosco (1605 г.), порученной Лодовико Караччи. С 1600 по 1604 г. Гвидо жил в Риме, и снова он здесь поселился с 1605 г. Этот период ознаменован кратковременным увлечением Караваджо, а также целым рядом работ, создавших мировую славу мастера: фресками в S. Gregorio ("Поющие ангелы" и "Шествие на мученичество св. Андрея" 1608 г.), тремя фресками в Ватикане и относящейся к тому же 1609 г. знаменитой "Авророй" в "казино Роспильози", фресками в домашней церкви Квиринала (1610 г.) и несколькими фресками в капелле Боргезе в S. Maria Maggiore. Поссорившись из-за денежных расчетов с казначеем папы, Гвидо удалился на время на родину (в этот период им, между прочим, создано "Избиение младенцев", в Пинакотеке), но уже в 1613 г. мастер снова приглашен к папскому двору, где он был встречен самым торжественным образом. К третьему римскому пребыванию относятся работы в S. Cecilia, в S. Carlo ai Catinari, в Trinita del Pellegrini. Призванный в 1622 г. в Неаполь для участия в росписи San Gennaro, Гвидо вынужден был вскоре оставить эти работы, преследуемый партией Рибейры и Ланфранко. Последний период жизни мастер провел в Болонье, исполняя бесчисленные заказы, поступавшие к нему из всех городов Италии. К сожалению, страсть к игре расстроила его дела, и знаменитый Гвидо умер почти в нужде 18 августа 1642 г. Эрмитаж обладает рядом характерных картин мастера; кроме того, в Павловском дворце хранятся две его картины: "Архангел Гавриил" и "Богоматерь".

16 Вообще светлый серебристый колорит Гвидо отличается своеобразным подбором несколько холодных красок. Некоторые его сопоставления желтых, синих и ярко-красных тонов коробят. Другие, особенно сочетания грязно-розовых с серо-синими и серо-зелеными, наоборот, обладают до сих пор большой прелестью.

17 При всем нашем критическом отношении к Гвидо мы не можем обойти без слов восхищения такие совершенные достижения в области живописной пластики, как обе фигуры в картине Неаполитанского музея "Бег Аталанты и Иппомена", как "Св. Иоанн Креститель" в Дульвичской галерее, как фигуры танцующих вокруг колесницы Аполлона Гор в "Авроре" и, наконец, как целый ряд детских фигур, встречающихся на многих произведениях мастера. Укажем еще на портреты Гвидо, среди которых мы находим подлинную жемчужину - нашу эрмитажную "Беатриче Ченчи". Этих произведений мы не имели в виду, указывая выше на то, что из созданного Рени достойно попасть в мировую сокровищницу.



Гвидо Рени родился в Кальвенцано, Эмилия-Романья, 4 ноября 1575. Девяти лет поступил в ученики к фламандскому живописцу Денису Калверту , проживавшему в Италии. З атем Гвидо перешел в школу Лодовико Карраччи, а из неё - к Феррантини , чтобы усвоить технику фресковой живописи. В 1596 году Рени отправился в Рим, там он занялся основательным изучением произведений Рафаэля. Ещё до приезда в Рим, Рени расписал фасад палаццо Цани, в Болонье, и исполнил для тамошней церкви Сан-Микеле-ин-боско образ «Св. Бенедикт в пустыне». Там же им написаны по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие св. Петра» и знаменитый плафон «Аврора» в палаццо Роспильози.

Аврора, 1614

После возвращении на родину из-под кисти Рени вышло «Избиение младенцев». Вскоре он вновь отправился в Рим по вызову папы Павла V, который поручил ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы и заказал «Поклонение кресту» для церкви С.-Грегорио. Дальнейшие работы Гвидо Рени: «Рай» для церкви С.-Доменико, «Вознесение» для церкви С.-Амброджио (Болонья), «Распятие» для церкви капуцинов в Генуе, «Собирание небесной манны». фрески в равенском соборе.

Избиение младенцев

Красавица Беатриче Ченчи родилась в 1577 году. Потеря девственности послужила причиной всех её несчастий: отец - знатный римлянин Франческо Ченчи, так жестоко обращался с Беатриче , что она решила убить его. К этому плану присоединились ее мачеха и брат, Джакомо Ченчи. Наемный убийца (браво) зарезал старика Франческо в конце 1598. Дело открылось, и у обвиняемых под страшнейшими пытками были вырваны признания. Были пущены в ход просьбы и хлопоты для спасти Беатриче, но папа, желавший овладеть имуществом этой богатой семьи, наотрез отказался помиловать обвиняемую, ссылаясь на то, что убийства родителей участились в Церковной Области и нужно показать устрашающий пример. Беатриче Ченчи, Джакомо и их мачеха были казнены осенью 1599. Младший их брат был помилован, но имущество их папа все-таки конфисковал. Удивительная красота Беатриче и ее страшная участь сделали ее предметом многочисленных произведений изящной литературы и народных песен, а судебный процесс явился одним из любопытнейших памятников в истории староитальянского судопроизводства.

Портрет Беатриче Ченчи

Цецилия, христианская святая католической церкви, жила в первой половине III века. Она родилась в римской патрицианской семье; в ранней молодости тайно была обращена в христианство и дала обет девственности. Родители желали выдать ее замуж за язычника Валерия, но она обратила и его в христианство и склонила чтить ее обет. Около 230 года Цецилия потерпела мученическую смерть вместе со своим женихом и его братом, Тибурцием. Легенда передает, что святая Цецилия была помещена в огненно-раскаленную баню, но осталась невредимой; трижды палач безуспешно пытался ее обезглавить, и лишь на третий день она скончалась от ран. Папа Пасхалий I в 821 году положил ее останки в склепе церкви святой Цецилии в Риме. Память 22 ноября. Святая Цецилия неоднократно изображалась великими мастерами: Рафаэлем, Доменикино, Карло Дольчи. Святая Цецилия считается покровительницей духовной музыки.

Святая Цецилия

В 1622 году Рени трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе, но вскоре принужден был бежать оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны живописцев Ланфранко и Риберы, завидовавших ему. Последние годы жизни Гвидо Рени предался игре, эта страсть мало-помалу губила его талант.
На первом этапе своей деятельности Гвидо Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению и подобно другим ученикам Карраччи, попал под влияние Караваджо.



Натуралистическое стремление Гвидо Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень сходном с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. К числу произведений в этом роде относятся картины Рени «Избиение младенцев» и «Св. Антоний и Павел отшельники» . В среднюю пору своей жизни Гвидо Рени старался передавать более теплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Распильози.

Святой Иосиф.

В последний период своего творчества он изображал типы чисто внешней женской красоты, придавая красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в пору упадка его таланта стал тусклым и бледным.

Картина «Лот и его дочери» написана Рени на основе известного сюжета из Ветхого Завета

Гвидо Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини.

Н аиболее известные картины : «Подвиги Геркулеса», «Се человек», «Клеопатра», собственный портрет и женский портрет.

Кентавр Несс, похищающий Деяниру, около 1630

В Эрмитаже имеется 11 картин Гвидо Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Св. Семейство на пути в Египет», «Пётр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Св. Иероним», «Похищение Европы», «Юность Богоматери».

Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с Младенцем», по собственной картине, и «Св. Семейство», с картины Ан. Карраччи.



На выставке в Киеве: "Три шедевра классического искусства из музеев Италии. Рафаэль, Тициан, Гвидо Рени" были представлены три знаковых произведения - картина Гвидо Рени "Иисус Христос", гобелен "Чудесный улов рыбы", созданный на основе композиции Рафаэля Cанти, а также картина Тициана Вечеллио "Венера и Адонис".


Аталанта и Гиппомен

ХУДОЖНИК ГВИДО РЕНИ

РЕНИ ГВИДО (1575–1642)- итальянский живописец эпохи барокко,родился в Кальвенцано близ Болоньи. Учился в болонской Академии братьев Карраччи у Лодовико Карраччи. В начале творчества испытывал влияние братьев Каррачи и Караваджо, но затем в его живописи эффекты светотени отошли на второй план и важную роль приобрела идеализация образов в духе Рафаэля.
"Сусанна и старцы"

После переезда в Рим открывается блестящий период его деятельности. Сначала он помогает А. Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя (1609), Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой классицистической живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.
"Соломия с головой Иоанна Крестителя"

Папа Павел V поручает Рени роспись капеллы в квиринальском дворце и создание картины «Поклонение кресту» для церкви Св.-Грегорио.
Саломея с головой св. Иоанна Крестителя

В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери».
"Папа римский "

Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи.
"Спящий Путто", 1627


Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко,
"Святой Иосиф с младенцем Иисусом."

В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Роспильози. В последний период своего он изображал типы чисто внешней женской красоты, причём придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным.
Давид с головой Голиафа, 1605 г

Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант.Людовико, последний из знаменитого семейства Карраччи, умер в 1619 году, после чего Рени возглавил славную школу болонской живописи. В конце 1620-х годов художник пережил очень тяжелый период. Поговаривали, что он тронулся умом. Мальвазиа пишет о том, что он впал в глубокую депрессию, все дни проводя в оцепенении, а по ночам неприкаянно бродя по улицам. К 1631 году мастер понемногу "пришел в себя".
Апостолы Петр и Павел

В 1622 г. Рени трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе, но вскоре принужден был удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Ланфранко и Риберы.
Бахус и Ариадна

Проигрывая огромные деньги в карты и кости, Рени был совершенно равнодушен к вину. Более того, азартные игры не мешали художнику оставаться глубоко верующим человеком. Он терпеть не мог, когда кто-нибудь клялся именем Божьим или отпускал двусмысленные шутки.
Святая Сесилия, 1606

Мастер часто анонимно жертвовал деньги на церкви, был скромен в одежде и неприхотлив в пище. Мальвазиа утверждает, что он "по всей видимости, был девственником. Даже находясь в своей мастерской наедине с обнаженными юными девушками, он оставался холодным как мрамор
Избиение младенцев

Отметим, наконец, ужас, испытываемый Рени перед ведьмами, и страх быть отравленным, всю жизнь преследовавший его.
Собирание манны небесной, 1614

Несмотря на его необычное поведение, Рени очень любили в Болонье, художественную славу которой он упрочил своими шедеврами. Когда 18 августа 1642 года художник скончался (в возрасте 66 лет) - об этом скорбел весь город. Рени похоронили с почестями, достойными видного государственного деятеля. Местом его упокоения стала одна из главных церквей Болоньи - базилика Сан-Доменико.
Дева Мария передаёт розарий святому Доминику

Ликование Самсона

Аталанта и Гиппоменей


"Юный Бахус",1615

"Похищение Елены",1631


Моисей со скрижалями,1624

Юность Девы Марии


Самосожжение Геракла на горе Эте.

Иосиф и жена Потифара, 1631

Портрет старой женщины, 1611

Святой Иероним,1635

"Вознесение Марии",1642

Откровения ангела апостолу Матфею

"Святая Вероника"

Се человек, 1638-1639

"Брадаманта и Флодеспина".


Распятие апостола Петра

Спор отцов церкви о христианском догмате непорочного зачатия

"Богоматерь с младенцем в кресле" 1624 - 1625.

"Сивилла"

"Христос в терновом венце" 1639-1640.

"Евангелист Иоанн"

"Иисус Христос"

"Поклонение пастухов". Около 1640-го


"Лот и его дочери, покидающие Содом"


"Святой Архангел Михаил"

"Мария Магдалина" , 1600

"Пьющий Бахус"

"Беатриче Ченчи "

"Похищение Европы",1630

Любовь и милосердие

"Мадонна скорбящая"

"Лукреция"

Венера и купидон

"святой Франциско Азисский!

"Крещение Иисуса Христа"

"Благая весть"


"Девушка с розой"

"Пророк"

"Ангелы"





Бегство в Египет

В музее Эрмитаж находятся 11 чудесных картин итальянского художника Гвидо Рени (Guido Reni, 1575−1642) . Особенно известны среди них «Св. Иосиф с младенцем Христом на руках», «Святой Иероним», «Юность Девы Марии» и «Раскаяние апостола Петра». Давайте узнаем о судьбе и творчестве этого удивительного живописца, жившего на рубеже XVI –XVII веков.

Гвидо оказал огромное влияние на европейскую живопись, особенно на стиль позднего барокко. Он был известным художником своего времени. Его картинам часто подражали художники XVII−XIX веков.

Гвидо Рени считается одним из крупных представителей болонской школы живописи, которая активно соперничала с флорентийской. Также в болонскую школу входили Людовико Карраччи, Денис Калверт, Лавиния Фонтана, Доменикино и другие. Популярность художника несколько уменьшилась в XIX веке. Причиной послужила критика ведущего британского искусствоведа по творчеству Викторианской эпохи Джона Раскина, который утверждал, что живопись Гвидо была сентиментальной и ложной. И лишь в 1954 году, после большой выставки работ художника в Болонье, его творчество вновь стало высоко цениться.

Родился Гвидо Рени 4 ноября 1575 года в Больнье в семье музыкантов. В девять лет его отдали учиться живописи к фламандскому художнику Денису Кальваерта, известному как Флайминг. В возрасте 20 лет Гвидо вместе с тремя другими студентами этой мастерской перешли к Людовико Караччи в Accademia degli Incamminati. «Академия для тех, кто делает успехи» была основана в 1582 году и является одной из первых в Италии. Это место позволяло художникам стать творцами, а не обычными ремесленниками как это было ранее. Под ее крышей встречались видные интеллектуалы того времени, такие как доктор Мельхиорр Зоппио, астроном Джованни Антонио Маджини. Гвидо посещал академию до 1598 года, пока не поссорился с профессором Карраччи.

Через несколько лет после этого Гвидо Рени переехал в Рим. Там он работал с , двоюродным братом своего учителя, считающегося сейчас одним из прародителей барокко. Вместе они расписывали фресками дворец Фарнезе (Palazzo Farnese), один из важных культурных объектов высокого Ренессанса в Риме. Рени стал одним из главных художников в период с 1607 по 1614 год, когда у власти был папа Павел V.

Одним из шедевров Гвидо считается фреска на потолке в большом зале казино, находящегося на территории дворца Palazzo Pallavicini-Rospigliosi. На ней изображен Аполлон в колеснице. Работа выполнена в стиле классицизма и копирует позы людей, изображенных на римских саркофагах. Для этой фрески характерны простота и сдержанность.

В 1635 году Гвидо Рени нарисовал фреску с изображением Архангела Михаила для римской церкви Санта-Мария-делла Консеционе деи Капучини. Работа над ней продолжалась пять лет, а когда была завершена, в народе стали ходить странные слухи. Говорили, что у сатаны, который лежит поверженный у ног Михаила, лицо кардинала Джованни Баттисты Памфиля.



Также художник расписал часовню Паолина Санта-Мария-Маджоре в Риме. После этого он вернулся на родину и создал собственную студию. Среди его учеников были Антонио Ранда, Винченцо Готти, Эмилио Савонанци, Себастьяно Брунетти, Томмазо Кампана, Доменико Мария Канути, Бартоломео Марескотти, Джованни Мария Тамбурино и Пьетро Галлинари.

Художник писал в разных стилях, в чем-то чувствовалось влияние , в чем-то - . К сожалению, к 30-м годам XVII столетия художник стал работать «спустя рукава». Дело в том, что он начал играть, и чтобы рассчитаться с долгами стал рисовать быстро и менее качественно.

Темы художник выбирал библейские и мифологические. Двадцать картин сейчас хранятся в Лувре, семь – в Национальной галерее Лондона и одиннадцать - в Эрмитаже.



Одной из самых известных картин мастера считается «Похищение Европы» (The Rape of Europa). Это иллюстрация древнегреческой легенды о прекрасной девушке, дочери фенийского правителя, которую похитил Зевс. Красота Европы свела Зевса с ума, и он пошел на хитрость: обернулся черным быком и подошел к девушке, которая гуляла с подругами в лесу. Европа забралась быку на спину, а тот, воспользовавшись случаем, пустился сначала бежать, а потом даже переплыл море. Только на острове Крит бык остановился и позволил девушке спуститься на землю. В итоге Европа родила Зевсу троих сыновей.

Гвидо Рени изобразил на своем полотне тот момент, когда бык с девушкой плывет через море, направляясь к острову. В правом верхнем углу можно заметить Купидона, который целится своей стрелой в сердце девушке.



Особого внимания также заслуживает картина «Святой Матвей и ангел» (San Matteo e l"angelo, 1635−1640), над которой художник работал около пяти лет в уже зрелые годы своего творчества.

Размер картины 86 на 68 сантиметров, она написана маслом на холсте. Мальчик на ней – это ангел, который диктует Матвею Евангелие. «Тесная» композиция говорит о духовной близости героев этого полотна.

Стоит заметить, что Матвей в исполнении Гвидо Рени воспринимается как живой человек с эмоциями и чувствами, что было новым подходом в изображении святых.

Другие известные работы Гвидо – это «Христос в терновом венце», «Мученичество святого Матвея», «Святой Иероним», «Святой Себастьян» и «Аврора».

74

друзей
уже поделились

Гвидо Рени (итал. Guido Reni, 4 ноября 1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья - 18 августа 1642, Болонья) - итальянский живописец болонской школы.
Девяти лет от роду поступил, в ученики к проживавшему в Италии фламандскому живописцу Денису Калверту; перейдя затем в школу Лодовико Карраччи, из неё перешёл, с целью усвоить себе технику фресковой живописи, к Феррантини, а в 1596 г. отправился в Рим, где занялся основательным изучением произведений Рафаэля.
Ещё до приезда своего в этот город, Рени расписал фасад палаццо Цани, в Болонье, и исполнил для тамошней церкви Сан-Микеле-ин-боско образ «Св. Бенедикт в пустыне». В Риме им написаны по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие св. Петра» (находится в Ватиканской галерее) и знаменитый плафон «Аврора» в палаццо Роспильози.
По возвращении Рени на родину, из-под его кисти вышло «Избиение младенцев» (находится в болонской пинакотеке). Вскоре затем он снова отправился в Рим по вызову папы Павла V, поручившего ему расписать стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы и заказавшего ему «Поклонение кресту» для церкви С.-Грегорио.
В 1622 г. Рени трудился над украшением капеллы св. Януария в Неаполе, но вскоре принужден был удалиться оттуда, спасаясь от преследований и мести со стороны завидовавших ему живописцев Ланфранко и Риберы. Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант.
В первую эпоху своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени влиянию М.-А. да Караваджо. Натуралистическое стремление Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень сходственном с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. К числу произведений Рени в том же роде относится, сверх «Избиения младенцев», о котором упомянуто выше, картина берлинского музея «Св. Антоний и Павел отшельники». В среднюю пору своей жизни, Рени старался передавать более теплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Распильози. В последний период своего творчества он изображал типы чисто внешней женской красоты, причём придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы; колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным.
Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих других. Из его картин, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (находится в луврском музее), «Се человек» (в дрезденской галерее), «Клеопатра» (в палаццо Питти, во Флоренции), собственный портрет (в капитолийском музее) и женский портрет (в мадридском музее).
В Императорском Эрмитаже имеется 11 картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Св. Семейство на пути в Египет», «Пётр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Св. Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери».

Картины художника




Top