Иудея при хасмонеях и религиозное распадение народа израильского. «Еврейские демократы» – фарисеи и саддукеи

Книжники и фарисеи

Книжники и фарисеи
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 23, ст. 14) сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мулитесь».
«Книжники» - догматические толкователи ветхозаветных законов.
«Фарисеи» - члены древнеиудейской религиозной секты, отличавшиеся крайним фанатизмом и особым рвением в исполнении обрядов, соблюдении правил внешнего благочестия.
Иносказательно: о демагогах, лицемерах, ханжах, прикрывающих, оправдывающих собственные корыстные интересы цитатами из авторитетных источников, постоянными ссылками на них.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Книжники и фарисеи" в других словарях:

    - (лицемѣры). Ср. Горе вамъ, книжники и фарисеи, лицемѣры, что поѣдаете домы вдовъ и лицемѣрно долго молитесь. Матѳ. 23, 4. Ср. 23; 13 15, 25, 27. Ср. Фарисей, ставъ, молился самъ въ себѣ такъ: Боже, благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Лицемеры Ср. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь. Матф. 28, 4. Ср. 23; 13 15, 25, 27. Ср. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Книжн. Презр. О ханжах, лицемерах, фразёрах. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 266 … Большой словарь русских поговорок

    В буквальном переводе с арамейского: Отделившиеся. Фарисеями называли представителей религиозного течения (секты) в древней Иудее (II в. до н. э. II в. н. э.), которое возникло после выхода евреев из египетского плена. Для фарисеев были… … Словарь крылатых слов и выражений

    Истории еврейского народа … Википедия

    - (отлученные) (Мат.3:7 , Мат.23:26 и др.) известная секта, возникшая между Иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Сущ., кол во синонимов: 1 лицемер (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    См. Учитель (II; IV,1,2) см. Фарисеи см. Саддукеи см. Устав, устраивать, устроенный (устройство, установление, порядок) см. Корван см. Масоретский текст см. Мишна см. Письменность, писец, писать (III,3в) см. Ездра (3) см. Гамалиил см. Павел … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим, греч. γραμματεΐς). Знакомые с письменностью или книжностью в древности тем самым выделялись из ряда и получали особенное значение в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (греч. Pharisaioi, от арамейского перишайя, буквально – отделившиеся) общественно религиозное течение в Иудее во 2 в. до н. э. – 2 в. н. э. (наряду с саддукеями (См. Саддукеи), ессеями (См. Ессеи), зелотами (См. Зелоты), сикариями (См.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Лагху сангитамрита. Часть 1. Искусство игры на караталах и мриданге (+ CD с видео и аудиоуроками) , Павана дас. Предисловие Моей изначальной идеей при написании этого материала являлось составление краткой энциклопедии вайшнавской музыки под названием «Лагху сангитамрита», раскрывающей все аспекты…

ХХIII, 26 и др.) – известная секта, возникшая между иудеями после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего отлучать, отделять, но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на необычную святость и со строгой заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т. п., дошедшие до них по преданию (), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости. За это и обличал их Господь и особенно за то, что они выставляли напоказ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (). С особой силой и полнотой изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев – их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту – пред Своими крестными страданиями и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми вождями народа. В XXIII главе Евангелия от Матфея содержится эта строго обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках со словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос. Большой из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищений и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие приидет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне. Вследствие означенных обличений лицемерия и гордости фарисеев, они, естественно, были злейшими врагами Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее, чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие ангелов и духов (). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к Господу Иисусу Христу, однако в первые годы христианства некоторые из последователей оной сделались истинными последователями Христа, как, напр., Никодим, Савл, Гамалиил и др.

Для начала, конечно, стоит пояснить кто такие фарисеи, саддукеи и книжники. Фарисеи и саддукеи являлись разными ветвями (течениями) иудаизма, а книжники занимались тем, что переписывали свитки Священного Писания, поэтому хорошо его знали и уважались народом. Обличения Иисусом Христом фарисеев и саддукеев были обращены в основном к их духовным авторитетам. То есть критика фарисеев, саддукеев и книжников является обличением Иисусом действия духовных лидеров Израиля того времени.

В первую очередь, конечно, Христос обличал духовенство в лицемерии! То есть, они выглядели респектабельно, духовно возвышенно, пользовались уважением народа, а внутри, что не было заметно простым верующим, были не столь порядочны и духовны. Иисус говорил о них так:

Матф.23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.


Если углубляться в частности, то Иисус Христос критиковал фарисеев, саддукеев и книжников за нижеследующее. Приведем о них слова Иисуса

1. За то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени – обрядовые и которые на виду:

Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе : суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Матф. 23:2 сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (учителя Божьего закона, первым из которых был Моисей); 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают .


2. За то, что они учили неверно народ, что служило погибели людей:

Матф. 23: 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.


3. За то, что они любили возвышать себя над народом (паствой):

Матф. 23: 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!


4. За то, что отделяли себя от народа, в том числе специальной одеждой , чего не было в законе Моисея для левитов и других служителей (только священники, входя в святилище одевали специальную одежду из виссона, а Первосвященник – носил более сложную функционально, символизируя Посредника Иисуса):

Матф. 23: 5 увеличивают воскрилия одежд своих


5. За то, что прибавили к закону Моисея много человеческих Преданий :

Матф. 23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям

Мар.7:7 тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим .


6. За то, что духовные лидеры отменяли прямые заповеди Божьи, отдавая приоритет исполнению заповедей человеческих Преданий:

Мар.7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию , держитесь предания человеческого , омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 … хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

Матф. 15:3 зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего (речь идет о преданиях старцев, о чем написано в Матф. 15:2)? 6 таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Как Вы думаете, относятся ли все эти упреки Христа к духовным лидерам некоторых современных исторических христианских конфессий, которые:

1. Исполняют не все заповеди Писания (в частности прямо некоторые нарушают 2, 3, 4 заповеди Декалога, Исх. 20:4-11)

2. Учат народ не так как написано в Слове Божьем , уводя их от Живого Господа к предметам, святым местам, людям посредникам, мол, эти посредники свяжут их с Богом. Поэтому верующие неверно понимают характер любящего Господа, мол, ему, некогда, Он общается только с избранными, а простых людей не слышит и не замечает и ждет, чтоб те обратились к святым или святыням… Но Бог в Своем Слове говорит, что Он Сам слышит все направленные к Нему молитвы и рядом с каждым из нас и вникает во все наши дела (Пс. 32:15) и знает даже сколько у нас волос на голове (Матф.10:30), и ответит на молитву веры и исцелит (Иак. 5:15).

3. Некоторые служители возвышают себя : не против, когда им целуют руки и подол, считают свое духовное положение гораздо ближе к Богу. Хотя, по сути они такие же обыкновенные люди - грешники, а иногда и больше, ведь знание церковных уставов само по себе не освещает человека, зато, кому больше дано, с того больше и спроситься (Лук.12:48). Многие духовные учителя просят, чтоб их называли духовный учитель, наставник, отец, папа, что напрямую запрещал Иисус, указывая на подобные ошибки фарисеев (см. Матф. 23 гл)

4. Придумали себе специальную одежду , чтоб подальше себя отделить от обычных людей, вызывая у тех особое уважение к себе. Хотя закон Моисея не предписывал всем служителям отличаться одеждой (кроме Первосвященника), а только надевать ее священникам перед тем как войти в храм. Также служители первой христианской церкви (первые 3 века), включая епископов, не имели специальной одежды, а носили то, что и простые люди.

5. Духовенство христианства, сращиваясь с государством, впитало в учение много из язычества – чудотворные святыни, святые посредники, волшебные места и предметы. Также прибавили к Божьему закону множественные придуманные бремена : посты, епитимии и т.д., усложняя жизнь верующему, чего не предписывал Бог в Своем Слове. Этого никогда не было ни в Ветхом ни в Новом Завете.

6. Духовные лидеры поверили, что старцы имеют право комментировать закон Божий так, что это изменяет четко и однозначно изложенные заповеди Божьи . В частности, изменив четвертую заповедь о субботе, подкорректировав вторую заповедь, где Господь запрещает почитание ЛЮБЫХ изображений, игнорирую третью заповедь, где Бог запрещает напрасно повторять Его имя, а в некоторых молитвах это делается аж по 40 раз, для набора счета, как будь-то Бог с первого раза не слышит. Есть и другие нарушения закона, я здесь пишу о самых наглядных. Более полно данный вопрос раскрыт в моей книге . Во всех этих случаях, нарушение прямой заповеди поясняется Преданием, мол, святые старцы объяснили, что так можно делать и это не нарушение. Именно за это упрекал Иисус духовенство своего времени, что те авторитет старцев ставили выше прямого Слова Божьего.


Валерий Татаркин



Здесь = > другие

В Новом Завете, в частности, синоптических евангелиях, фарисеи представлены как одержимые правилами и законами, тогда как Иисус больше озабочен Божьей любовью. Фарисеи презирают грешников, тогда как Иисус хочет их спасти. Новый Завет изображает фарисеев, как самодовольных последователей теологии поэтому слово «фарисейство» стало синонимом лицемерного и высокомерного отношения к другим людям тех кто ставит букву закона выше святого духа. Сегодня значение слова фарисейство — это религиозное лицемерие, честолюбивое самолюбование.

Евреи, как правило, находят это оскорбительным и считают, что такую трактовку слову «фарисейство» могут давать только антисемиты.

Кто такие фарисеи

Фарисей - значение слова происходит от древнегреческого Pharisaios (Φαρισαῖος), что означает «отделяться, разделяться».

Первое историческое упоминание о них и их убеждениях содержится в четырёх евангелиях и в Книге Деяний, в которых описывается их тщательное соблюдение интерпретации Торы, а также эсхатологические взгляды. Более позднее историческое упоминание можно найти у еврейско-римского историка Иосифа Флавия в описании «четырёх школ мысли» или «четырёх сект», в которых он разделил евреев в I веке н. э.

История

Изгнание евреев из древнего царства Иудеи в Вавилон Навуходоносором II, начиная с первой депортации в 597 году до н. э. и продолжающейся после падения Иерусалима и разрушения Храма в 587 году до нашей эры, привели к резким изменениям в еврейской культуре и религии. Во время 70-летнего изгнания в Вавилон еврейские собрания (известные на иврите как бис-кессион или на греческом как синагога) и молитвенные дома были основными местами для молитв.

В 539 году до н. э. персы захватили Вавилон, а в 537 году до н. э. Кир II Великий разрешил евреям вернуться в Иудею и восстановить храм. Однако это не значит, что он позволил восстановить иудейскую монархию. Без монархии усилилась власть священников и Храма в гражданской жизни. И примерно в это же время партия Саддукеи стала партией священников и союзных элит.

Тем не менее Второй Храм, который был завершён в 515 году до нашей эры, поднял вопросы о его легитимности. Это обеспечило условия для развития различных сект или «школ мысли», каждая из которых требовала исключительного права представлять «иудаизм» и обычно избегала общения с членами других сект.

За пределами Иудеи синагогу часто называли домом молитвы. Хотя большинство евреев не могли регулярно посещать службу Храма, они могли встретиться в синагоге на утренние, дневные и .

Сепаратистская партия возникла в основном из группы книжников и мудрецов. Фарисеи, среди других еврейских сект, были активны с середины II века до нашей эры до разрушения Храма в 70 году н. э. Одним из факторов, которые отличали их от других групп до разрушения Храма, была вера в то, что все евреи должны соблюдать законы чистоты веры. Однако главным отличием фарисейства было продолжение приверженности законам и традициям еврейского народа перед лицом ассимиляции. Как отметил Иосиф Флавий , они считались самыми точными экспертами еврейского права.

Фарисеи получили поддержку и добрую волю простых людей, в отличие от элитных саддукеев, связанных с господствующими классами. В то время как саддукеи были аристократическими монархистами, фарисеи были эклектичны, популярны и более демократичны. Фарисейская позиция иллюстрируется утверждением, что «кто, как не учёный имеет приоритет над невежественным Первосвященником».

Мудрецы талмуда видят прямую связь между собой и фарисеями , и историки обычно считают, что фарисейский иудаизм является прародителем раввинского иудаизма, являющимся нормативным, господствующим иудаизмом после разрушения Второго Храма, а все основные формы иудаизма сегодня считают себя наследниками раввинского иудаизма.

Фарисеи были в разное время политической партией, общественным движением и школой мысли на Святой Земле во времена Второго иерусалимского иудаизма. А это значит, что после разрушения Второго Храма фарисейские верования стали основополагающей, литургической и ритуальной основой для раввинского иудаизма.

По сути, фарисеи продолжали форму иудаизма, применяя еврейский закон к мирской деятельности, чтобы освятить мир. Это была более активная (или «демократическая») форма иудаизма, в которой ритуалы не были монополизированы унаследованным священством, а скорее могли быть выполнены всеми взрослыми евреями индивидуально или коллективно; те из них, кто стал лидером, не были определены по рождению, а благодаря научным достижениям.

Они считали, что в дополнение к Письменной Торе, признанной как саддукеями, так и фарисеями, и которая была написана Богом через Моисея, существует Устная Тора, состоящая из устных законов, интерпретаций и традиций, переданных Богом Моисею устно.

Фарисеи были также новаторами в том , что они приняли конкретные законы, которые были необходимы в соответствии с потребностями времени.

После иудейских войн, из всех сект остались только фарисеи. Рим стал управлять Иудеей через прокуратора. Иоханан Бен Заккай был назначен первым патриархом, и он восстановил Синедрион под контролем фарисеев.

С религиозной точки зрения , они приняли слово, написанное Богом. Фарисеи стремились строго соблюдать традиции:

  • Евангелие от Матфея 9:14, 15: 1–9; 23: 5; 23:16; 23.
  • От Марка 7: 1–23.
  • От Луки 11:42.

В отличие от саддукеев, они считали, что:

  1. Бог контролирует все.
  2. Мёртвые воскрешают.
  3. Есть жизнь после смерти, с наградой и наказанием для каждого человека.
  4. Существуют ангелы и демоны.

Хотя фарисеи были соперниками саддукеев, они были едины в конкретном случае - гонении Христа, и именно в этом обстоятельстве объединились, чтобы его убить.

Фарисеи и христианство

За пределами еврейской истории и литературы фарисеи были отмечены ссылками в Новом Завете о конфликтах с Иоанном Крестителем и с Иисусом Христом. В Новом Завете есть также несколько ссылок на , являющегося фарисеем. Связь между ранним христианством и фарисеями не всегда была враждебной: например, Гамалиил, часто упоминаемый, как фарисейский лидер, симпатизировал христианам. Фарисеи появляются в Новом Завете, вступая в спор с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, но есть несколько ссылок в Новом Завете на то, что апостол Павел был фарисеем до христианизации.

Согласно Новому Завету, фарисеи верили в воскресение мёртвых, но не указывали, включало ли это воскрешение плоти или нет. По словам Иосифа, они считали, что только душа бессмертна, а души добрых людей будут перевоплощаться и «переходить в другие тела», в то время как «души нечестивых будут страдать от вечного наказания».

Некоторые исследователи полагают , что споры Иисуса с фарисеями были диспутами, а не фундаментальным конфликтом (термин «диспут» используется в талмуде как поиск истины). Например, утверждение Иисуса о том, что нужно любить своего ближнего, повторяет учение школы Гилеля, а взгляды Иисуса на развод ближе к школе Шаммая.

Как не стать фарисеем в современной трактовке этого слова

В этом случае совет может быть только один , побольше самокритики и внимания к окружающим людям. Фарисейство - синонимы:

Что такое саддукеи, а также фарисеи, с которыми их часто связывают? Во всех четырех Евангелиях нередко упоминаются и первые, и вторые, с ними Иисус Христос находился в противоречии по вопросам богословия. Это две религиозных секты в Израиле, также борющихся друг с другом. В нашей статье мы подробно поговорим о том, кто такие фарисеи, саддукеи и книжники.

Характеристика саддукеев

Рассматривая вопрос о том, кто такие фарисеи и саддукеи в Библии, сначала дадим характеристики каждому из этих религиозных направлений. А позже мы сравним их друг с другом. Начнем с саддукеев. Кто это? Кратко их можно описать следующим образом.

Во времена Иисуса Христа саддукеи представляли собой аристократическую ветвь племени Левитов. Им было присуще стремление к богатству и к влиятельным позициям в обществе. Их представители нередко занимали должности первосвященников, а также заседали в Синедрионе - верховном совете, имея там большинство мест.

Вплоть до середины II века до нашей эры все высшие должности священников замещались представителями потомков Садока, который, как сказано в книге Царств, являлся первосвященником при царе Соломоне. Существует мнение, что значение слова «саддукеи», которым обозначается священническая аристократия новозаветных времен, как раз и связано с именем это династии, происходящей от Садока.

Саддукеи и народ

В то время территория Израиля полностью контролировалась римлянами, и саддукеи пытались жить с ними в мире, поддерживая их решения. У окружающих создавалось впечатление, что они в большей степени занимались политикой, чем делами религии.

Так как они были классом богачей и не имели конфликтов с Римом, их жизнь была мало связана с простыми людьми, они находились вне круга интересов саддукеев. Поэтому со стороны народа они, мягко говоря, не чувствовали расположения. В этом было одно из отличий саддукеев и фарисеев. Вторые пользовались значительно большей популярностью у народных масс.

Многие из историков показывают священническую аристократию Иерусалима как коррумпированную и потерявшую всякое уважение в народе. Но нельзя не сказать и о других мнениях, согласно которым, такая картина является верной лишь частично. На самом деле, для множества евреев фигура первосвященника не потеряла своего значения. В отсутствие царя из рода Давида считалось, что Бог послал первосвященника, чтобы тот стал во главе народа.

Суровость саддукеев

В религиозном отношении саддукеи - это секта, которая не признавала устного предания святых отцов, то есть тех правил, которые не были изложены в письменных источниках и, в первую очередь, в Торе. Для фарисеев же оно, напротив, имело очень большое значение. Подробнее мы разберем этот вопрос ниже.

Как писал еврейский историк I века Иосиф Флавий, суд саддукеев был очень суровым. Он говорил, что они отличались особой жестокостью в вынесении приговоров. Свидетельством является рассказ о том, как принадлежащий к саддукеям первосвященник Анан обрек Иакова (брата Иисуса Христа) на мученическую смерть. Около 62 года иудеи сбросили Иакова с крыла храма в Иерусалиме и побили камнями.

Другое свидетельство содержится в Новом Завете, где повествуется о том, что именно саддукеи распяли Иисуса Христа. К такому выводу исследователи приходят исходя из того факта, что решение о его казни принимал Синедрион, в то время как раз саддукеями и руководимый.

Фарисеи - значит «отдаленные»

Фарисеи и саддукеи отличались, в частности, тем, что первые были не аристократами, а средним предпринимательским классом. Поэтому их общение с обычными людьми было более тесным, и народ относился к ним более лояльно. Несмотря на то что в Синедрионе у них было меньшинство, по мнению историков, их влияние на принятие решений можно определить, как весьма существенное.

Фарисеи не имели связи с Храмом, то есть с официальной иерусалимской иерархией. Как считают исследователи, в основном они были небогатыми землевладельцами или торговцами. Но некоторые из них полностью посвящали свою жизнь изучению Закона и его толкованию.

Название религиозной секты «фарисеи» берет начало в еврейском «перушим» или арамейском «перишайя». В обоих случаях значение этого слова - «отделенные». Здесь подразумевается отделение от грешных и людей, не отличающихся благочестием.

Соблюдай день субботний

В принципе, фарисеи полностью не исключали себя из жизни всех остальных евреев, не порывали отношений с Иерусалимским Храмом. Однако они считали, что народ недостаточно скрупулезно соблюдает религиозные предписания, делая это нерадиво и очень приблизительно.

Отличительной особенностью фарисеев было стремление к детальному уточнению предписаний Ветхого Завета, которые были изложены довольно расплывчато, и к их неукоснительному соблюдению. Вместе с тем, огромная роль ими отводилась «преданиям старцев». Вследствие этого нормы, которые утвердились в иудаизме в начале нашей эры, были гораздо более строгими и детальными, чем те, что предписаны Пятикнижием.

Так, например, Моисеев закон дает прямой запрет на работу в день субботний, требуя отдавать его Господу Богу. При этом слово «работа» понимается весьма расширительно. Запрещено, например, всякое зажигание огня, запись больше чем всего одной буквы, передвижение больше чем на определенное число шагов. Таким же подробным образом регламентируются все стороны человеческой жизни - отношения между супругами, процесс и время приготовления пищи.

Таким образом, в отношении религии фарисеи считали, что письменное слово вдохновлено Богом, но в то же время они давали равные права и устным преданиям, настаивая на их происхождении от Моисея. Со временем они присоединяли предания к Слову Божьему и строго следовали правилам из обоих этих источников.

Мнение Иосифа Флавия и апостола Павла

Писал в «Иудейских древностях», что отличительная особенность секты саддукеев и их учения от учения фарисеев состоит в том, что фарисеями было передано народу множество законоположений, основанных на древних преданиях, не входящих в состав законодательства Моисея. Саддукеи же полностью отвергают эти наслоения и требуют соблюдения только исключительно писаных законов, отнимая у устного предания всякое значение. В связи с этим между фарисеями и саддукеями возникало много разногласий и споров.

В «Деяниях» апостола Павла дана характеристика учению фарисеев как «строжайшему в нашем вероисповедании». Будучи приверженцами ритуальной чистоты, они не желали садиться за стол не только вместе с иноземцами и иноверцами, но также и с прочими евреями, если они считали, что последние осквернены грехом или же недостаточно тщательно выполняют бытовые религиозные предписания. Фарисеи тщательно соблюдали пост, молились подолгу, соблюдали день субботний, строго следовали предписаниям о десятине, полагающейся Храму.

Убеждения саддукеев, противоречащие Писанию

Как уже было сказано выше, в религиозном плане саддукеи - это представители более консервативной ветви единого доктринально направления иудаизма. Они блюли авторитет письменного Слова Божия, отрицая устные источники. Но в то же время в их убеждениях наблюдаются явные противоречия Священному Писанию, заключающиеся в том, что саддукеи:

  1. Являлись весьма самодостаточными, вплоть до того, что отрицали присутствие и участие Бога в повседневном существовании.
  2. Отрицали учение о воскрешении после смерти.
  3. Не верили в жизнь за гробом, а считали, что души умирают вместе с телом. Из этого следовало, что ни наказания, ни награды после жизни на земле быть не может.
  4. Не соглашались с существованием духовного мира с ангелами и демонами.

Однако то, что в большей мере, чем религия интересовало саддукеев - это политика. Поэтому и Иисус Христос был им сначала безразличен. Но затем, как сказано в Библии, саддукеи испугались, решив, что существует опасность привлечения к нему внимания римлян. И в этот момент они объединились с фарисеями, вступив с ними в сговор с целью придания смерти Иисуса. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Так как саддукеи - это партия, которая существовала за счет священнических и политических связей, она исчезла после того, как римляне разрушили Иерусалимский Храм.

Во что верили фарисеи?

В противоположность саддукеям фарисеи верили в то, что:

  1. Все вещи вокруг подлежат контролю Всевышнего, но при этом те решения, что принимаются человеком, определенным образом влияют на ход его жизни.
  2. Со смертью человека душа его не умирает, и он воскресает из мертвых.
  3. Существует загробная жизнь, которая зависит от того, что конкретный человек заслужил при жизни - награду или наказание.
  4. Наряду с людьми в мире существуют как светлые ангелы, так и темные - демоны.

Как уже было сказано выше, после разрушения Иерусалима саддукеи прекратили свое существование, в то время, как фарисеи, больше сконцентрированные на религии, продолжали существовать. Фарисеи были против восстания, приведшего в 70-м году нашей эры к разрушению Иерусалима. Они были в числе первых, кто после этого заключил мир с римлянами. Фарисеям принадлежит заслуга в составлении Мишны - очень важного документа, который описывает дальнейшее, после разрушения Храма, существование иудаизма.

Кто такие книжники?

Наряду с фарисеями и саддукеями в Новом Завете Иисус Христос часто обращается с критикой к книжникам. Как правило, он начинает свои обличения с фразы: «Горе вам, фарисеи и книжники, лицемеры». Кто такие эти самые книжники?

Книжники - это специальность, практиковавшаяся среди евреев, предполагавшая написание свитков Торы и других религиозных источников. Еще их называли соферами, или сойферами. По-русски это и есть книжники.

Манускрипты писались ими с помощью особого квадратного письма - ассирийского шрифта, которым написаны Скрижали Завета. Эта специальность требовала выработки специальной техники, знания законов начертания букв, необычайной сосредоточенности.

Кроме этого, книжник должен быть человеком богобоязненным, честным и неукоснительно выполнять заповеди Торы. Они составляли ученую корпорацию и стали первыми из толкователей Священного Писания. Жили соферы в городе Иваисе и в основном были выходцами из колена Левия.

Некоторые авторы, например, такие, как Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин, выделяли книжников в отдельную иудейскую еретическую секту. Однако на сегодняшний день такое выделение считается неверным, так как книжники вполне могли быть и фарисеями, и саддукеями. Поэтому слова Иисуса Христа, касающиеся книжников, нужно рассматривать в переносном значении - как людей, формально относящихся к вере.

Фарисеи, Иисус Христос, саддукеи

Как сказано в Евангелиях, у Сына Божия было много претензий к обоим религиозным сектам. Он был не согласен ни с тем, что саддукеи отрицали те положения Священного Писания, о которых сказано выше, ни с тем, что фарисеи придавали равные права устному преданию, что запрещено Библией.

А также он выступал против чрезмерного формализма, присущего учению фарисеев, так как отношения человека с Богом не должны сводиться лишь к бездумному выполнению ритуалов и следованию строгому списку правил. Как сказано в Новом Завете, Иисус также не был популярен как среди первосвященников, так и среди большинства саддукеев и фарисеев. Он постоянно разоблачал лицемерное поведение и тех и других.

Один из основных противников Христа - это первосвященник Каиафа. Ведь, когда Спаситель выгнал из храма менял, он нанес большой материальный ущерб в том числе и лично Каиафе. Кроме того, первосвященник очень опасался того, что все возрастающая популярность проповедника из Назарета среди евреев в конце концов может привести к вторжению римлян. А это, в свою очередь, к потере им своего высокого положения.

Поэтому, собравшись вместе, фарисеи и саддукеи в лице первосвященников и прочих религиозных деятелей решили отдать его в руки Рима, чтобы совершить над ним суд и казнить.

Иисус и евреи

А как к этому отнесся весь еврейский народ, который нередко упрекают в том, что он является коллективным виновником распятия Иисуса Христа? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточникам. Так, в Евангелии от Матфея сказано, что толпа евреев, взывая к Понтию Пилату, требовала от него распятия Иисуса, при этом обвиняя последнего: «Кровь его лежит на нас и детях наших».

Следует ли из этого, что нужно сделать вывод о том, что все евреи, жившие в Иерусалиме в I веке, должны рассматриваться как убийцы Христовы? Не будем спешить с этим и приведем слова другого автора Евангелия, Иоанна, который свидетельствует о необычайной популярности Христа среди этого народа. Особенно это касается Галилеи, которой он посвятил больший период времени своего служения.

Опять же в Евангелии от Матфея указано, что всего лишь за 5 дней до того, как Иисуса арестовали и казнили, его, въезжающего в Иерусалим, толпа евреев приветствовала как Мессию. Так кому же была нужна смерть Христа? Матфей замечает, что именно «первосвященники и старейшины» явились подстрекателями лишь небольшой кучки евреев.

Что же касается народа, то он стал молчаливым свидетелем, по сути, одобрившим преступление своих вождей, истинных виновников кровопролития. Именно за эту проявленную евреями терпимость к кровавым деяниям высокопоставленных представителей саддукеев и фарисеев ответственность за них и была возложена на весь народ.




Top