Иван айвазовский в османской империи.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог художника Ивана Айвазовского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ивана Айвазовского Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ивана Айвазовского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Айвазовского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ивана Айвазовского на натуральном холсте.

Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник - армянин XIX века Ованнес Айвазян.
Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке. Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и, будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке. На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски, учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.

Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью.В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством.
На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Иван Константинович Айвазовский неоднократно посещал Турцию. Первое посещение Турции Айвазовским было в апреле 1845 года. Он отправляется с экспедицией генерал-адъютанта Литке Ф.П. (мореплаватель и географ) в плавание к берегам Османской империи и островам Греческого архипелага. Посещает Стамбул. Айвазовского с первого взгляда полюбил восточный город. Мастер делает натурные карандашные зарисовки города и приморских берегов.

В 1856 году АйвазовскийИ. К. приехал в Константинополь во 2-й раз.Иван Константинович был хорошо встреченЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО СУЛТАН ХАН АБДУЛ - МЕДЖИДОМ I , в кратком варианте (1823 – 1861, 31 Османский султан – титул монарха у христиан) . Абдул-Меджида ужеимел одну картину (?) художника. Султантак был восхищенумением художника изображать море, что наградил художника османским орденом «Нишан Али» IV степени.

Абдул -Меджид I


В 1874 году Иван Константинович приезжает в Константинополь в 3-й раз. Встречается с ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО СУЛТАН ХАН АБДУЛ-АЗИЗОМ (1830-1876, 32-ой Османский султан). Абдул-Азиз заказал Айвазовскому десять картин с изображениями Константинополя и Босфора. Художник создал в этот период около тридцати полотен. Падишах Абдул-Азис наградил Айвазовского И.К. орденом Османие II степени.

Орден Османие II степени


В 1878 году Иван Константинович снова едет в Константинополь и дарит Абдул-Азизу 2 картины с русской тематикой: «Зима в Москве» и «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы». Находятся(?) в Долмабахче, официальной резиденции премьер-министра.

Султан Абдул-Азиз.


В 1880 Абдул-Хамид II (1842 - 1918 ) наградил Ивана Константиновича «алмазной медалью» (Османская империя).

В 1890 году Иван Константинович посещал Константинополь в последний раз. Абдул-Хамид II наградил Айвазовского И. К. орденом Меджидие I степени.

Орден Меджидие I степени.



Султан Абдул-Хамид II


Иван Константинович 8 раз посещал Турцию. Художником создано много полотен с турецкой тематикой. В Турции, Айвазовский провел множество выставок и подарил большое число картин, давал уроки живописи. Иван Константинович любил Константинополь, считал Константинополь более великолепным, чем Неаполь или Париж.

Полотна Айвазовского имеют не только художественное, но и историческое значение. На полотнах художника запечатлена реальная история османской Турции.



Вид Константинополя при лунном освещении. 1846



Вид Константинополя при вечернем освещении. 1846

На картине показана Галатская башня. Башня (Великая башня) построена в 1348 – 49 годах. Галатская башня стоит на склоне холма и ее видно почти со всех точек города. Это полотно было создано по заказу турецкого султана Абдул-Азиза.



Восточная сцена. 1846


Лунная ночь у взморья. Константинополь. 1847


Вид Леандровской башни в Константинополе. 1848

На полотне показана Леандрова башня (1848 год постройки). Ранее, башня служила маяком и местом швартовки кораблей.

Есть легенда о влюблённых Леандре и жрице богини Артемиды Геро. Ночью в башне зажигала огонь Геро. Леандр переплывал пролив, ориентируясь на этот огонь. Однажды огонь погас и Леандр утонул. Узнав Гера бросилась в море с башни.

У Турков другая легенда. Турки называют башню Девичьей. У османского султана не было детей, он усердно молился Аллаху. Однажды султану во сне явился дервиш и предсказал, что скоро любимая невольница подарит ему дочь, и что дочери султана будет угрожать смерть от укуса змеи. Как и предсказал дервиш, у султана родилась дочь - ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ПРИНЦЕССА СУЛТАН. Султан построил для дочери Михир-Шихил (Солнце красоты) великолепную башню. Один персидский принц, захотел увидеть прекрасную принцесу. Принц переоделся в женскую одежду и представился продавцом цветов, и таким образом попал в башню. Принцесса протянула руку, чтобы взять цветы, но в корзине была змея и она ужалила её. Но принц не растерялся, он бросился к девушке и стал высасывать яд из раны. Он спас жизнь Михир-Шихил, и султан отдал дочь ему в жены…


Вид Константинополя. 1849



Вид Константинополя. 1851



Набережная восточного города. 1852



Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог. 1856



Башни на скале у Босфора. 1859



Вид Босфора. 1864



Вид Константинополя с Чамлича. 1870



Золотой Рог. 1872

Золотой Рог. Босфор. 1872



Босфор в лунную ночь. 1874



Ночной Константинополь. 1886



Стамбул. Закат солнца. 1899

Картина написана по памяти. Изображен выезд султана, в честь которого подняты флаги на кораблях.



Вид на золотой Рог



Золотой Рог



( Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция)


Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии.

Граф Фёдор Петро́вич Ли́тке (17 сентября (28 сентября) 1797, Санкт-Петербург — 8 августа (20 августа) 1882, Санкт-Петербург) — русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, генерал-адъютант, адмирал, президент Академии Наук.

Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I.

Абдул-Меджид I

К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени. Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу.

Абдул-Азиз

Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени. Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).

Дворец Долмабахче

Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией. Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

Абдул-Хамид II

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех. В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый вы-пуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина. В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

Орден Меджидие I степени

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Известного английского мариниста Уильяма Тёрнера , побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.

(дословный перевод)

В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Появление на торгах Christie’s работы Ивана Айвазовского «Великая пирамида в Гизе», созданной в 1878 году, - настоящее событие для всего арт-рынка (эстимейт £300,000-500,000). Айвазовский снискал себе славу как художник, умеющий как никто другой передавать игру света. На своих маринах его талант выражался в том, чтобы вдыхать жизнь в изображения водных пространств, в то время как пустыня предоставила ему новые возможности для дальнейших экспериментов. Композиционным центром данной картины является вершина пирамиды, купающаяся в облаках света, в то время как на заднем фоне загадочно поблескивают воды Нила.

Великая пирамида в Гизе

Пирамиды. 1895

Караван в оазисе. Египет. 1871

Сцены из каирской жизни. 1881

Иван Константинович Айвазовский очень любил совершать поездки в Турцию и делал это достаточно часто. Впечатления от таких поездок были необыкновенно яркими и запоминающимися. Ведь они всегда сопровождались лишь приятными моментами, которыми была наполнена восточная культура. Айвазовский считал город Константинополь самым восхитительным и загадочным во всем мире. Поэтому на протяжении всей жизни он неоднократно писал город на своих холстах. Таинственные состояния природы всегда привлекали много внимания романтиков. Поэтому картина «Константинополь при луне» получила очень широкую популярность. Вряд ли какое-нибудь полотно может сравниться с ней в таком таинственном изображении лунной ночи.

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846

Ночной Константинополь. 1886

Вид Константинополя. 1849

Вид Константинополя. 1851

Вид Константинополя при вечернем освещении. 1846

Вид Константинополя с Чамлича. 1870-е

Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848

Лунная ночь в Константинополе. 1862

Лунная ночь в Константинополе. 1884

Восточная сцена (кофейня у мечети Ортакой в Константинополе). 1846

Восточная сцена (в лодке). 1846

Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году как официальный художник Российского Адмиралтейства. Художник не раз обращался к теме этого города, у него есть картины с видами Айи-Софии и бухты Золотого рога, но большинство из них не очень большого размера. Монументальный «Вид Константинополя и Босфорского залива», где изображена оживленная жизнь порта с мечетью Топхане Нусретие в последний раз была продана на Sotheby’s в 1995 году, и все эти годы находилась в одних руках.

Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог. 1856

Башни на скале у Босфора. 1859

Бухта Золотой Рог. Турция. 1845

Вид Босфора. 1864

Талант от Бога в каждом вложен,
Сумей ты сам его встревожить...

Красивейшая картина великого Айвазовского «Золотой Рог. Босфор» 1872 г., размер 83 х 104, в настоящее время находится в Нижегородском государственном художественном музее.
Айвазовский был частым и желанным гостем в Турции. Его дед – выходец из Турции, в то время эти земли были армянскими. Достоверны эти сведения или нет, но всё же следует отметить, что в книге воспоминаний Николая Кузьмина о его друге Иване Айвазовском, которая была издана в 1901 г., приведены сведения о его турецких корнях, записанные со слов самого художника.
Героико-романтическая история повествует, что дед великого мариниста был турком и погиб в жестоком бою с солдатами русской армии при взятии крепости Бендеры: «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: "Остановись! Это сын мой! Он христианин!" Благородная ложь послужила во спасение, и ребёнок был пощажён. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина, и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь». «А далее со своим армянским благодетелем мальчик переехал подо Львов, получил хорошее образование и занялся торговым делом» (И. Рудычева). А потом переезжает в Феодосию. Правда это или домыслы, – мы до сих пор не знаем, что было двести с лишним лет назад, единственное, что мы знаем: в Турции был ГЕНОЦИД и многие армяне бежали через горы в Армению, Грузию, в Россию и на Украину, по дороге теряя своих детей и родственников от кровавого избиения турками.
Но всё же, как и всех покинувших родину, Ивана Айвазовского тянет в Грецию и Турцию, где он пишет много картин, там ему приходилось исполнять множество заказов, он написал множество видов Константинополя, Стамбула и картину башни, освещённой вечерним солнцем с лёгким штормовым морем «Башни на скале у Босфора», 1858 г., картину с закатом «Лунная ночь в Константинополе», 1862 г., и прекрасную картину «Золотой Рог. Босфор» 1872 г.
За великолепные картины Айвазовский удостоен больших подарков шаха.
Стамбул всегда славился богатыми подарками из России и европейских стран, но наряду с этим там находится более 20 картин Айвазовского. Осматривая интерьер дворца Бейлербей, можно обратить внимание на плафоны светильников: большая их часть расписана Айвазовским. Дворец поистине огромен: здесь 285 комнат (посмотреть можно, естественно, не все), 34 зала, 6 бань. К осмотру посетителей открыта только часть комнат, парадные залы. Но, поверьте, и этого достаточно, чтобы пару часов ходить с раскрытым ртом. Там же расположились на стене более двадцати картин художника Айвазовского.
Его картины украшают лучшие собрания мира. Сам же он, благодаря обучению у профессора Максима Воробьёва, играл на скрипке и, подобно своему учителю, великолепно ощущал незримую связь музыки и живописи.




Top