Иван кузьмич миронов капитанская дочка характеристика кратко. Образ и характер Мироновых по повести Капитанская дочка (Пушкин А

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» Пушкина «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».

Рассказ о семье капитана Миронова в повести Пушкина «Капитанская дочка» начинается лишь в третьей главе, которой предпослан эпиграф: «Старинные люди, мой батюшка». Он взят из комедии Фонвизина «Недоросль», в которой дается сатирическая характеристика российского дворянства XVIII века. Может быть, и Пушкин, продолжая фонвизинские традиции, собирается нарисовать в своей повести сатирический портрет семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова?

Безусловно, в обрисовке жизни крепости, характеристике членов семьи Мироновых зачастую встречаются комические элементы. Чего только стоит описание крепости: вместо грозного военного сооружения, которое молодой офицер Гринев, приехавший сюда служить, ожидает увидеть, - «деревушка, окруженная бревенчатым забором», где по улицам бродят свиньи, а единственной приметой военного быта была старенькая пушка, да и то забитая мусором. Под стать такой крепости и ее защитники: «двадцать стареньких инвалидов с длинными косами», которыми командует капитан Миронов, бодрый старик, высокого роста, облаченный в колпак и «китайчатый халат». И немудрено, что в такой крепости всем заправляет не столько комендант, сколько его жена - Василиса Егоровна, женщина простая и властная, с твердым, решительным характером. Вот как она браво отдает приказ поручику Ивану Игнатьичу, «кривому старику», насчет того, как поступить с подравшимися обитателями крепости: «Разбери Прохора с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи».

И все же даже интонация описания жизни Белогорской крепости и семьи Мироновых говорит нам о том, что здесь используется именно юмор, причем достаточно добродушный, мягкий - так посмеиваются над старинным приятелем, другом. Так почему же все-таки эпиграф Пушкин находит в одном из самых известных остросатирических произведений русской литературы XVIII века? Как вообще писатель относится к этому «веку минувшему», который с легкой руки грибоедовского Чацкого мы привыкли воспринимать исключительно критически?

Для Пушкина это не совсем так. Конечно, мы помним его сатирическую характеристику такого вельможи Екатерининской эпохи, как Троекурова из «Дубровского». Но XVIII век - это и время Петра 1, Ломоносова, Суворова и многих других замечательных русских людей, которыми Пушкин восхищался и гордился, с огромным интересом относясь к истории Отечества, к своей родословной, в которой он особо выделял своего прадеда - знаменитого «арапа Петра Великого». Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были утрачены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное - неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. И вот этими замечательными качествами Пушкин наделяет всех в семье капитана Миронова, верного защитника государства, которому он присягнул, смелого и решительного человека, сложившего свою голову, но не изменившего долгу.

Казалось бы, странное сочетание мы видим в этом человеке: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни. И это не кажется странным: только такая дочь и могла быть в семье капитана Миронова.

Лишь один из обитателей Белогорской крепости ярко противопоставляется Мироновым и очень критично о них отзывается, называя Машу «совершенною дурочкою». Это Швабрин, высланный сюда за дуэль из Петербурга. Вот он, человек нового поколения, без стыда и совести, способный на любую подлость и предательство и без колебаний изменяющий присяге. Нет, конечно, не его имел Пушкин в виду, ставя эпиграфом ко всей повести слова пословицы: «Береги честь смолоду». Но зато их с полным правом можно отнести к каждому из семьи капитана Миронова и Гриневых.

Удивительно похожи эти двое много послуживших стране военных: Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом, продолжателем семейных традиций. Вот он его и отсылает служить вместо Петербурга в отдаленную крепость в зоне военных действий. И здесь Гринев находит настоящий пример того, что значит служить Отечеству не за честь, а за совесть.

Удивительно, как не похожи судьбы Андрея Петровича Гринева и Ивана Кузьмича Миронова! Один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. Другой погиб, сражаясь против Пугачева.

Перед глазами стоит эта сцена: нелепая маленькая крепость со старенькой пушкой, горстка старых инвалидов и комендант, отдающий свой последний приказ: «Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!» А перед ним огромная армия мятежников под предводительством беглого казака Пугачева. Капитан исполнил то, что повелевал ему долг: постоять «за матушку государыню», доказать свою верность присяге. И когда перед виселицей Пугачев грозно обращается к старому офицеру, тот, собрав последние силы, изнемогая от раны, но все же твердым голосом отвечает: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Казнь свершилась, но примеру доблестного капитана последовал его верный помощник Иван Игнатьич, готов повторить слова своего командира и Гринев - но ему судьба уготовила другую участь.

Но не только капитан Миронов до конца исполнил свой долг. Его супруга Василиса Егоровна, всю жизнь прошедшая рука об руку со своим мужем, и здесь у последней черты не оставила его. Как трогательно их прощание! «Прощай, мой Иван Кузьмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» - «Прощай, прощай, матушка!» Как много в этих простых словах! Любовь и преданность, забота друг о друге и верность спутнику всей жизни. И вот, видя на виселице своего Ивана Кузьмича, несчастная женщина бросает гневные слова виновникам смерти мужа: «Злодеи! … Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусская, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты живот свой, а сгинул от беглого каторжника!» Эти последние слова верной Василисы Егоровны звучат, как народный плач по погибшим бойцам. И ее ждет та же участь - пасть от руки злодеев.

Но и молодое поколение этой семьи - Марья Ивановна - оказывается достойной дочерью капитана Миронова. Недаром именно в ее честь и названо произведение - «Капитанская дочка». Может быть, Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, живы и в новом поколении. Собственно, она никогда им и не противостояла. Вспомним, как после дуэли и ранения Гринева молодые люди признаются друг другу в любви и как Маша требует, чтобы Гринев получил благословение родителей на их брак. А когда отец Гринева отказывает, Маша тверда в своем решении: «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божей». Вот слова русской девушки, сохраняющей нравственные идеалы и заветы отцов.

Мне кажется, она чем-то похожа на Татьяну: та же простота, та же естественность, но и не меньшая сила нравственной позиции. А в дальнейшем развитии сюжета в ней проявятся и стойкость, смелость, решительность, которых вначале нельзя даже было предположить в этой тихой, застенчивой девушке, краснеющей до слез и до смерти боящейся выстрелов. Она оказалась стойкой и мужественной, как ее отец и мать. Маша способна противостоять не только притязаниям Швабрина, но и смело смотреть в глаза виновнику гибели своих родителей Пугачеву. А потом она так же смела и решительна в своем намерении восстановить честь любимого человека, отстоять их счастье, пусть для этого надо даже ехать в Петербург к самой императрице.

Такова дочь капитана Миронова. Вот какую семью рисует Пушкин в «Капитанской дочке», вот какими он видит «старинных людей». Это те, на ком земля русская держится, кто во все века стоял за родину до конца. И мне кажется, что такие люди, такие семьи могут быть и сейчас. И пусть не выпадет им на долю испытать столь же страшные потрясения, но сама готовность исполнить свой долг перед отечеством, перед своей семьей, перед своим любимым человеком никогда не должна исчезнуть в русских людях.

На вопрос Дайте пожалуйста характеристику капитана Миронова из произведения А. С. Пушкина "Капитанская дочка". очень надо заданный автором Егор Можейко лучший ответ это Капитан Миронов – человек в летах, всю свою жизнь отдавший военной службе. Тем не менее мы видим, что он, несмотря на долгую, верную службу, остается всего-навсего комендантом крепости в глухом углу. Почему же Миронов дослужился только до капитанской должности и больше не продвигался по службе? Наверное, не умел льстить начальству, был скромен, прямодушен и правдив, не умел врать и совершать подлые поступки.
Всеми делами крепости заправляла супруга коменданта Василиса Егоровна, так как считала, что супруги – это едина душа, едина плоть, а комендант иногда не знал, как поступить и, в основном, соглашался с ней в ее решениях, доверял ей. Она наказывала и мирила солдатушек, по-матерински выговаривала и воспитывала их, так как во все вникала, все обо всех знала. Однако, несмотря на то, что Иван Кузьмич очень уважал свою супругу, он ни за что на свете не открыл бы ей служебной тайны. Так, он, выпроводив женщин из дома, быстро собрал совещание по поводу полученного от генерала письма, в котором сообщалось, что убежавший из-под караула донской казак Емельян Пугачев принял на себя имя покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку и разорил уже несколько крепостей. Комендант принимает решение учредить караулы и ночные дозоры, запереть ворота, осмотреть и вычистить пушку, до времени хранить все в тайне. В случае нападения вывести солдат, которых было 130 человек, не считая казаков, на которых «плоха надежда». Это все, что они могли сделать для защиты крепости. Сразу видно, что к войне всерьез не готовились, опасности для себя не предвидели, может быть потому, что надеялись на то, что более укрепленные крепости остановят противника. Это послужило одной из причин падения крепости под натиском Пугачева. И вот крепость окружена, гарнизон стоит в ружье. Комендант расхаживает перед строем. Близость опасности воодушевляла старого воина. Изменники из казаков прискакали от Пугачева и бросили в крепость письмо, в котором призывали сдаться. Его вручили коменданту. Иван Кузьмич прочел его про себя и разорвал в клочки. «Теперь стойте крепко» , -сказал комендант – «будет приступ». А немного погодя сказал: «Ну, ребята, отворяй ворота, бей в барабан. Вперед! На вылазку! За мною! » Капитан Миронов ободрял своих воинов, говорил им, что Пугачев не возьмет так просто крепость. Но оробелый гарнизон не тронулся, не бросился вслед за своим комендантом. "Что ж вы, детушки, стоите? " - закричал Иван Кузьмич. - "Умирать, так умирать: дело служивое! " Мятежники ворвались, гарнизон бросил ружья, крепость была захвачена. От коменданта, раненного в голову, требовали ключи. Пугачев важно восседает на своем «троне» около дома коменданта, совершает суд. Как же ведет себя попавший в плен капитан Миронов по отношению к Пугачеву? Комендант отказался признать в нем царя. «Ты мне не государь, ты вор и самозванец» , -заявляет Иван Кузьмич. Пугачев махнул платком, и старого капитана потащили к виселице. Василиса Егоровна, взглянув на виселицу, узнала своего мужа и закричала: «Злодеи! Что вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пуля турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника! » Капитан Миронов предпочел смерть предательству. Ведь он не дослужился до высоких чинов, не получил многого за свою верную службу, но до конца остался верен воинской присяге на верность своему государю, Миронов – идеал верного сына Отечества, который служит ей, ничего не желая для себя и готов отдать за нее свою жизнь.

События повести «Капитанская дочка» разворачиваются в период восстания Емельяна Пугачева. О героях повести с уверенностью можно говорить как о людях, совершивших подвиг, несмотря на то что штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения.

Семью коменданта Белогорской крепости капитана Миронова мы узнаем и изучаем через восприятие Петра Андреевича Гринева. Семья состоит из трех человек: это сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт семьи Мироновых налажен. У них очень крепки моральные устои. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич-люди очень почтенные. Иван Миронов вышел в офицеры из солдатских детей. Он «был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Капитан Миронов большую часть жизни провел на военной службе, но солдафоном не стал. В его обязанности входит обучение солдат премудростям строевой службы. Василиса Егоровна строгая, ко всем делам подходит обстоятельно. Она управляет своим мужем, что согласовывается с его беспечностью. Капитанша Миронова является истинной хозяйкой крепости. Очень хитрая, любопытная. Например, Василиса Миронова сумела разузнать у мужа военную тайну - известие о пугачевском бунте.

Миронова Марья Ивановна - капитанская дочь, «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». По изречению автора, Маша - «благоразумная и чувствительная» девушка.

И в миролюбивое семейство Мироновых прокрадывается новость о смертельной угрозе, которая угрожает всем жителям крепости. Здесь и раскрываются по-особенному характеры всех членов семьи коменданта. Василиса Егоровна проявляет бесконечную храбрость и отвагу, отказываясь покинуть мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич - спокойный и сердечный человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного на провал гарнизона, он дает приказ отстреливаться от бунтовщиков из пушки, старается поднять солдат в атаку и нанести удар по врагу, пусть и слабый. Истекающий кровью комендант Миронов отказывается принимать присягу, сказав Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты», - и с достоинством принимает смерть. Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, назвав перед смертью Пугачева беглым каторжником. Таким образом, честь и долг для благоверных Мироновых - наивысшие воззрения в жизни. А.С. Пушкин с любовью, теплотой и сочувствием обрисовывает своих персонажей - настоящих, патриархальных, старинного порядка людей.

Маша является достойной дочерью четы Мироновых. Снаружи робкая и слабая, Маша проявляет стойкость, силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Она целиком и полностью предана своему любимому человеку - Гриневу. Маша боится насилия над ней со стороны Швабрина, а сама смерть ее не пугает. В своем письме, обращенном к Петру Гриневу, девушка пишет: «Мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексей Иванович». И в дальнейшем Маша не сдается и показывает стойкость и силу характера. Даже когда Гринева арестовали по подозрению в неверности отчизне, Марья Ивановна добралась до самой государыни, тем самым доказывая свою безграничную любовь и преданность. И императрица Екатерина Величая милует Петра Гринева. Маша Гринева - олицетворение всего самого лучшего, что есть в характере русской женщины.

Важнейшей проблемой повести «Капитанская дочка» является отношение к долгу во всевозможных его проявлениях. Семье Мироновых свойствен дух святой порядочности. Он позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при всех трудностях оставаться честными и достойными людьми.

Капитана Миронова мы видим в первый раз на площади в эпизоде воинского учения. В строю — «человек двадцать стареньких инвалидов». Ими командует комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате».

Отметим комическое впечатление, которое производит колпак и халат на командире в момент воинского учения. Дальнейшие сообщения о том, как организована служба в крепости, развивают это первое впечатление примитивности, убогости ее организации. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат … ». А они всё не могут понять, где лево, а где право.

В рассказе слышится скрытая ирония, хотя и добродушная. Из единственной пушки, когда понадобилось привести ее в готовность, Иван Игнатьевич вытаскивает мусор и камушки. Укрепления состоят из бревенчатого забора.

Виноват ли капитан Миронов в такой организации службы и обороны? Едва ли его можно винить, — это скорее следует отнести за счет общей организации дела обороны правительством. Что может сделать капитан Миронов с гарнизоном, состоящим из старых инвалидов, и с вооружением из одной пушки?

Постарайтесь понять подтекст описания крепости и организации обороны ее: автор видит и понимает неизмеримо больше рассказчика. Отбор деталей таков, что читатель подводится к мысли об отсталости всей системы, всей постановки дела защиты окраин государства.

Виновато в этом правительство Екатерины II. Речь капитана Миронова совершенно отвечает его простому происхождению и добродушному характеру: «А слышь ты, Василиса Егоровна … я был занят службой: солдатушек учил». Народные обороты свойственны ему. Иногда в речи его появляются слова из военно-служебного лексикона: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле» и т. д. Но при всем добродушии капитана Миронова суровая военная служба в условиях того времени, привычка повиноваться, не рассуждая, наложили на него свою печать.

В сцене допроса башкирца, схваченного с воззванием Пугачева, проявляется жестокость коменданта. Его ничуть не взволновала страшная внешность башкирца, в результате бессмысленной, бесчеловечной казни лишенного носа и ушей. Он совершенно хладнокровно отдает приказание о пытке.

Подстать коменданту и помощник — поручик Иван Игнатьевич. В рассказе о его поведении в мирной жизни комически переданы эпизоды, в которых выясняется, как он выполняет свои служебные обязанности. Он держит нитки на распяленных пальцах, когда Василиса Егоровна разматывает клубок, нанизывает по ее же «препоручению» на нитку грибы для сушения, торжественно приводит арестованных в момент дуэли Швабрина и Гринева, чистит пушку от мусора и камешков.

Для Ивана Игнатьевича все эти дела в равной степени важны. В речи его, как и в речи коменданта, присутствуют выражения военнослужебные и есть архаический оттенок: «В фортеции умышляется злое действие, противное казенному интересу».

В отличие от речи коменданта, Иван Игнатьевич в обращении своем с мало еще знакомыми людьми любит обороты, долженствующие свидетельствовать об известной воспитанности: «Смею спросить … вы в каком полку изволили служить? А смею спросить … зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон? Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки … ».

Иван Игнатьевич такой же добрый, но ограниченный немудреный армейский служака, как и комендант. Введение его в роман подчеркивает типичность образов старых армейских служак, изображенных в «Капитанской дочке».

Василиса Егоровна — женщина добрая и сердечная, любит мужа и дочь, приветливо встречает молодого Гринева и ласково обходится с ним.

В крепости она чувствует себя полной хозяйкой и распоряжается за коменданта: отдает приказание уряднику определить Гринева на квартиру, мудро распоряжается о том, как надо разобрать дело капрала Прохорова, подравшегося с Устиньей Негулиной в бане за шайку горячей воды, отбирает у арестованных офицеров шпаги и приказывает девушке Палаше убрать их в чулан, а на замечание Швабрина, что это дело не ее, а коменданта, возражает: «Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?» Отношения ее и коменданта напоминают нам отношения четы Простаковых, но Простаковы симпатии не вызывают, а Мироновы симпатичны, так как в основе их отношений и их характеров — доброта, искренность и глубокая привязанность друг к другу.

Она без всякого стеснения рассуждает в присутствии молодых людей о бедности Маши: « .. .Девка на выданьи, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог), с чем в баню сходить». Приведенные слова дают представление и о своеобразии речи комендантши: это сочная, образная, сверкающая народными присловиями и оборотами речь.

В тоне повествователя, когда он рассказывает о Василисе Егоровне, мы чувствуем добродушную иронию. Но мужественное поведение жены коменданта после падения крепости, ее трагическая гибель вызывают у читателя чувство уважения и жалости к ней.

О простоте и непритязательности «старинных людей» говорит и описание комнаты в доме коменданта. Гринев является к коменданту по приезде в крепость.

Уже в передней ему встретился «старый инвалид», который «сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». Далее — описание комнаты: «чистенькая, убранная по-старинному. Шкаф с посудой, офицерский диплом за стеклом и в раме на стене (очевидно, гордость семьи, глава которой из «солдатских детей» вышел в офицеры), лубочные картины».

Интересно сочетание сюжетов картин: взятие Очакова, выбор невесты, погребение кота. Автор подбором деталей подчеркивает не только материальную убогость обстановки, но и очевидную непритязательность культурных запросов хозяев.

Обратим внимание на пейзаж, предваряющий встречу Гринева с Мироновым: он как бы подчеркивает простоту и бедность жизни, в условиях которой придется служить Гриневу. «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором … » и т. д. В самой крепости «улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию» покрыты соломою … »

Безыскусственность, простота, невысокий уровень культуры, ограниченность, можно даже сказать сильнее — бедность умственных интересов отмечается и в супругах Мироновых, и в Иване Игнатьевиче.

Могут ли такие поистине простые люди быть настоящими героями? Пушкин отвечает на этот вопрос дальнейшим ходом событий. В том-то и заключается подлинный реализм, настоящий и глубокий поворот в литературе к обыкновенным простым людям, что в романе Пушкина им отведена роль героев, простых, но мужественных и честных.

Героизм Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича раскрывается и в поведении их в момент штурма крепости и особенно в сцене суда над ними Пугачева. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: — Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Так же отвечает Пугачеву и Иван Игнатьевич.

Василиса Егоровна, отказавшаяся покинуть мужа в страшных обстоятельствах, разделяет его участь. Писателю, а вместе с ним и нам жалко этих честных, простых и мужественных людей. Но «изувеченный башкирец», очутившийся верхом на перекладине виселицы и так охотно помогающий свершению казни, напоминает нам о том, что казнь понятна и неизбежна: простые и по существу близкие народу «присяжные силою обстоятельств вынуждены были служить не восставшему народу, а его врагам.

В то же время, если взять значение образов офицеров Белогорской крепости (в том числе и Гринева) шире, в аспекте военно-историческом, то следует сказать, что в них возникают перед читателем фигуры типичных скромных офицеров русской армии прошлого, незаметных героев, которые «решительно сделали нашу военную историю XVIII века».

Капитан Миронов предвосхищает образы Максима Максимовича из «Героя нашего временит Лермонтова и капитана Тушина из «Войны и мира» Толстого.




Top