Иван никитич никитин сообщение. Школьная энциклопедия

Документы петровской эпохи свидетельствуют о многочисленных портретах царя, принадлежавших кисти Ивана Никитина. Тем не менее, ни про один из существующих ныне портретов Петра нельзя со 100% уверенностью сказать, что он создан Никитиным.

1. Петр I на фоне морского сражения. Находился в Зимнем дворце, в конце 19 в. был передан в Царское Село. Первоначально счилался работой Яна Купецкого, затем - Таннауэра. Атрибуция Никитину впервые возникла в 20-м веке и, похоже, до сих пор ничем особенно не подкреплена.

2. Петр I из галереи Уффици. Про него я уже писал в первом посте про Никитина. Впервые был исследован в 1986 г., опубликован - в 1991. В пользу авторства Никитинна свидетельствует надпись на портрете и данные технической экспертизы Римской-Корсаковой. Тем не менее, большинство искусствоведов не торопится признавать портрет работой Никитина, ссылаясь на невысоких художественный уровень полотна.


3. Портрет Петра I из коллекции Павловского дворца.
А.А. Васильчиков (1872 г.) считал его работой Каравакка, Н.Н. Врангель (1902) - Матвеева. Данные рентгенограммы вроде бы свидетельствуют в пользу авторства Никитина, хотя и не на 100%. Датировка работы не ясна. Петр выглядит старше, чем на портретах № 1 и2. Портрет мог быть создан как до поездки Никитина за границу, так и после нее. Если это конечно Никитин.


4. Портрет Петра I в круге.
До 1808 г. принадлежал протоиерею русской церкви в Лондоне Я. Смирнову. До 1930 г. - в Строгановском дворце, сейчас в ГРМ.
Атрибуция Никитину возникла при передаче в Русский музей. Основание: «доверяя чутью и глазу, искусствоведы безошибочно определили автора - Иван Никитин». Атрибуция была поставлена под сомнение Молевой и Белютиным. По данным экспертизы техника письма отличается от техники Никитина и вообще русских портретов петровского времени. Тем не менее, авторские исправления заставляют считать, что портрет написан с натуры. (ИМХО - это действительно так, чего не скажешь о трех предыдущих портретах).
Андросов заключает: «Единственным художником, который мог создать в России произведение такой глубины и искренности был Иван Никитин»
Аргумент «железобетонный», что тут скажешь))

5. Петр I на смертном одре.
В 1762 г. поступил в Академию художеств из Старого Зимнего дворца. В описи 1763-73 гг. значился как «Портрет писанной сусопшаго государя императора Петра Великаго», автор неизвестен. В 1818 г. считался работой Таннауэра. В 1870 г. П.Н. Петров приписал работу Никитину на основании записки А.Ф. Кокоринова. Заметим, что эту записку никто из исследователей, кроме Петрова не видел, и здесь повторяется та же история, что и в случае с «портретом напольного гетмана».
Затем, вплоть до начала 20 в. авторство портрета «делили» Таннауэр и Никитин, после утвердилось авторство последнего.
Технологическое исследование, проведенное в 1977 г. Римской-Корсаковой, подтвердило, что автором является Никитин. От себя замечу, что колорит работы очень сложный, таой почти не встречается в других работах Никитина (например, портрете Строганова, написанном примерно в то же время). себя Петр изображен в сложно ракурсе, но драпировка, которой прикрыто его тело выглядит бесформенной. Это заставляет вспомнить другие достоверные работы Ивана Никитина, где художник отказывается от сложной моделировки тела и складок и прикрывает торс изображаемого тканью.
Существуют другие изображения Петра I на смертном ложе.

Одно полотно приписывается Таннауэру. Здесь усопший император лежит примерно на уровне глаз живописца, который отказывается от сложного ракурса (с которым и «Никитин» не очень хорошо справился). В то же время рисунок и живопись уверенная, и лично мне эта работа нравится даже больше, чем «никитинская».

Третья картина является вольной копией со второй и в некоторых источниках также приписывается Никитину. Лично мне кажется, что такая атрибуция не противоречит известным никитинским полотнам. Но мог ли Иван Никитин одновременно создать два изображения мертвого Петра I, причем столь различные по художественным достоинствам?

6. Имеется еще один портрет Петра I, ранее считавшийся работой Никитина. Теперь его приписывают Каравакку. Портрет очень сильно отличается от всех предыдущих.

7. Еще один портрет Петра I, приписываемый Никитину. Находится в Псковском музее-заповеднике, датируется почему-то 1814-16 гг.

Подводя итог, замечу, что приписываемые Никитину портреты Петра I сильно различаются между собой как по уровню мастерства, так и по стилю исполнения. Внешность царя также передается весьма различно. (На мой взгляд, некоторое сходство есть только между «Петром на фоне морского сражения» и «Петром из Уффици»). Все это заставляет думать, что портреты принадлежат кисти различных художников.
Можно подвести некоторые итоги и высказать кое-какие гипотезы.
Миф «Иван Никитин - первый русский живописец» начал формироваться, по-видимому, в начале 19 в. За сто лет, истекших с эпохи, когда работал художник, русское искусство сделало огромный шаг вперед и портреты петровского времени (как и живопись в целом) казались уже очень примитивными. Но Иван Никитин должен был создавать нечто выдающееся, а, например, портрет Строганова таковым людям 19 в. явно не казался. В дальнейшем положение мало изменилось. Талантливые, мастерски выполненные работы, такие как «Портрет канцлера Головкина», «Портрет Петра I в круге», «Портрет напольного гетмана» приписывались Никитину без особых доказательств. В тех же случаях, когда художественный уровень работ был не слишком высок, авторство Никитина ставилось под сомнение, при этом даже явные доказательства игнорировались. Причем, такая ситуация сохраняется до настоящего времени, чему свидетельство - портреты Петра и Екатерины из Уффици.
Все это довольно печально. Искусствоведы могут легко проигнорировать такие свидетельства авторства, как надписи на картинах и результаты экспертизы, если эти данные не укладываются в их концепцию. (Я не утверждаю, что такие доказательства абсолютно надежны. Просто, если не они, то что? Не пресловутое же искусствоведческое чутье, которое дает весьма различные результаты). Сущность же всех концепций зачастую определяется конъюнктурными моментами.

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – "Портрет царевны Прасковьи Иоанновны", 1714; "Портрет царевны Натальи Алексеевны", "Портрет царицы Прасковьи Федоровны", 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. "Портрет канцлера Г. И. Головкина" (1720-е), "Портрет Петра I" (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является "Портрет напольного гетмана" (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

  • Напольный Гетман
  • Портрет Барона Сергея Григорьевича Строгонова

  • Портрет Царевны Натальи Алексеевны

  • Анна Петровна дочь Петра I

Мастерская «Наследие» основана в 1990 году

С момента основания мастерской, мы сосредоточились на копировании живописи и накопили большой опыт в этом направлении.

Нашу мастерскую отличает профессиональный подход, мастерство исполнителей, ответственное и добросовестное отношение к каждому заказу.

Мы имеем опыт работы как с государственными музеями, так и с крупными корпоративными заказчиками. Мы беремся за самые сложные задачи и успешно их выполняем.

У всех наших художников академическое образование

В нашей мастерской работают только художники окончившие Академию Художеств – старейшее и наиболее уважаемое учебное заведение данного профиля в стране.

Академическое образование – необходимая база для любого художника, профессионально занимающегося копированием живописи.

Примечательно, что именно в России сохранилась старая академическая школа живописи, которая в настоящее время во многом утрачена на Западе, именно по этой причине в Академии имени Репина в Санкт-Петербурге обучается большое количество иностранных студентов.

Каждый художник специализируется на копировании определенного направления

Все наши художники имеют опыт практической работы в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволяет нам профессионально решать задачи по написанию копий картин на заказ.

Каждая картина индивидуальна – мы всегда выбираем исполнителя, который лучше всего справится именно с вашим заказом – ведь ни один художник не может одинаково хорошо копировать картины всех направлений. Кому-то лучше удаются копии импрессионистов, кому-то копии классической живописи, а кто-то специализируется на написании копий портретов на заказ.

Собственное производство деревянного багета

Для наших картин мы можем вручную изготовить из дерева раму на заказ по технологиям мастеров XVII века. Наши рамы отличаются высокой прочностью, качеством обработки стыков багета, изысканным внешним видом.

Рамы могут быть различной формы – прямоугольной, овальной, круглой и пр., а также окрашены в любой цвет по вашему выбору. Мы можем не только написать копию картины на заказ, но и воспроизвести раму в которую оформлена оригинальная работа

Доставляем наши копии картин по всему миру

Мы стараемся помочь вам во всех вопросах, связанных с выполнением заказа: от оформления картины в багет, до получения документов на ее вывоз за границу.

Благодаря большому опыту, мы подберем для вас наиболее оптимальный способ доставки картины по России или за рубеж.

Своя электронная база фоторепродукций, насчитывающая 65 000 картин

При копировании любой картины, очень важно иметь под рукой файл высокого разрешения с ее изображением, на котором можно рассмотреть все детали оригинала. Особенно такие файлы необходимы в случае, если ознакомиться с оригинальным произведением в музее не представляется возможным.

За длительное время мы накопили большое количество подобных файлов, а также получили доступ к закрытым фотобанкам в которых они хранятся. По этой причине мы широко их используем в своей работе даже при копировании малоизвестных картин.

Никитин Иван, знаменитый русский художник - портретист, один из первых получивший европейское образование. Родился в Москве в семье священника. Был певчим в патриаршем хоре, потом учителем рисования и «цифири», то есть арифметики, в артиллерийской школе. В 1716 году, путешествуя по Европе, Петр I пишет жене: «Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; также и протчих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Речь шла о портретах польского короля и герцога Мекленбургского и о русском живописце Иване Никитине. Живопись еще только зарождалась в русском искусстве, приходя на смену иконописи. Такие же первые робкие шаги делал портрет. И тем не менее Петр не усомнился в успехе своего мастера, хотя тому предстояло выдержать соревнование с прославленнейшими портретистами, которые работали при дворах европейских монархов. Не усомнился и не ошибся.

Как объяснить появление в условиях России тех лет, среди иконописцев и икон, когда еще попросту не у кого и не на чем было учиться живописному мастерству, художника европейского уровня, виртуоза смелого и самобытного. Откуда появилось его умение увидеть и безошибочно наметить человеческий характер, почти настроение, передать сложнейшую игру светотени - то, к чему будут стремиться спустя полтораста лет импрессионисты. Но именно поэтому имя Ивана Никитина не только открывает собой историю русской живописи и русского портрета. Оно вместе с тем утверждает одно из высших их достижений. Любимец Петра I и ярый противник петровских реформ, портретист ряда европейских монархов и один из первых политических узников Петропавловской крепости, ученик Флорентийской Академии художеств и ссыльный в глуши Тобольска - такими крайностями определялась биография великолепного портретиста.

Заметив склонность юноши к искусству, Петр I определил его сначала в учение к иностранному художнику (вероятно, к Таннауеру). Первые работы относятся к 1712-14, когда художник создал портрет Елизаветы, дочери Петра (1712), и портрет царевны Прасковьи Иоанновны (1714) - племянницы Петра. Уже в этих ранних портретах чувствовалось стремление отразить не парадный облик, а внутренний мир модели. Сложность в том, что нам почти неизвестны его петровские портреты. Документы из месяца в месяц повторяют, что художник работает над изображениями Петра, Екатерины, их дочерей, герцога Голштинского. О том же говорят современники. Нартов, сын известного механика и постоянного сотрудника царя, подтверждает, что Никитин писал Петра много, если не бесчисленное множество раз. С его слов, царь рекомендовал всем придворным приобретать свои портреты только у персонных дел мастера и назначил при этом фантастическую цену в сто рублей за портрет. По-видимому, это был способ компенсировать ту слишком ощутимую разницу, которая существовала между окладами иностранцев и русского художника. Никитин до последних дней своего пребывания при дворе получал то же жалование, что и в Италии - 200 рублей в год. Тан-науеру полагался 641 рубль, архитектору Микетти пять тысяч рублей, самому заурядному строителю Зингеру - тысяча. Утверждение Нартова вряд ли было вымыслом. Таким образом, в иконографии должен был возникнуть никитинский тип, повторяемый и варьируемый последующими поколениями художников. Однако такого типа искусствоведческая наука еще не установила.

На круглом портрете Русского музея Петр - воплощение властной силы, спокойной, уравновешенной, умудренной житейским опытом. Уверенный и чуть усталый взгляд равнодушных глаз, твердая посадка откинутой головы - император. В гатчинском полотне того же музея все иначе. Нервное, в мелких отечных мешочках лицо, готовое перекоситься тиком, взорваться безудержным гневом, бурным восторгом. Подвижные, будто подрагивающие губы. Разлет напряженно поднятых бровей. Взгляд выжидающе-настороженный, недоверчивый, почти враждебный в нетерпеливом повороте головы. Таким Петра представить себе трудно, даже теперь. И вместе с тем в портрете столько личного отношения художника, столько безошибочно переданной жизненности, которые сами по себе говорят, как близко знал живописец свою модель. Для первого портрета не надо лично знать, достаточно видеть и представлять - разница для художника существенная и решающая. И еще почерк. Никитин остался верен некоторым приемам, которыми пользовался до поездки. По-прежнему он изображает модель сидящей, подчеркивая ее значительность, все также плосковаты у него фоны - характерная черта всех русских художников тех лет, еще активнее живописная манера. Но скульптурность объема первых портретов исчезает. Если раньше художник лепил грубоватую, тяжелую форму и потом заливал ее светом, то теперь форма лепится им сразу в свету. Она становится мягче, податливее. В круглом портрете - наоборот, свет используется как резец, высекающий все подробности лица и тела с той неумолимой ясностью, которой никогда не знал Никитин. Этот метод, говорящий о знакомстве с так называемым голландским брюинизмом, но к нему «персональных дел мастер» в других холстах не прибегал.

В 1716 Петр послал Никитина в Италию. Художник работал в Венеции и Флоренции. В 1720 Никитин вернулся в Россию зрелым мастером, обладающим своим собственным почерком. Первый же портрет, который был ему заказан, - портрет Петра I (1721). Он радикально отличался от работ западноевропейских мастеров. В нем не было помпезности и дорогих декораций. Художник сумел изобразить силу, целеустремленность и властность самодержца, не прибегая к эффектам, свойственным парадному портрету. Петр I очень ценил художника и неоднократно позировал ему. Художник не льстил модели. Им же был создан портрет Петра I на смертном одре (1725). Петр удивительно человечен и в том последнем изображении, которое пишет Никитин. Тема усопшего на ложе смерти решалась многими художниками - для потомков, не представляла ничего особенного, нового, но то, как подошел к ней Никитин, было совершенно необычным. Лицо Петра ничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком, может, слишком глубоком оцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, манера, стремительные, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты. Никитин и увидел его так, как потрясенное сознание воспринимает только что умершего: подушка, лицо, взгляд живого на ушедшего - с высоты роста вниз, на постель и ощущение заслоняющего собой все, будто поднимающегося перед глазами образа. А ведь и здесь никитинское имя рождено верой в образ: таким должен, мог представлять себе Петра его любимец, единомышленник, соратник. Свидетельство искусства о человеческом чувстве - никакого другого свидетельства авторства нет. Слово Никитина было словом о Петре-человеке. После смерти Петра Никитин переехал в Москву. Продолжал работать, отчасти вернувшись к иконописной традиции. Примером тому может служить картина «Древо дома Романовых».

1714-1729 годы. Царевна Прасковья Иоанновна и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Между двумя полотнами - Италия, пенсионерство, впечатления от западных художников, чудо превращения русского ученика в европейского мастера, и какого мастера! Так пишут все биографы Никитина, так принято писать. И вот перед глазами тугие складки парчового платья царевны с мерцающими вспышками золотых нитей и кажущаяся жестяной орденская лента фельдмаршала с грубо расчерченными переливами муара. Тяжелый, трудно мнущийся бархат горностаевой мантии Прасковьи и размашисто, без намека на особенности ткани проложенный плащ Шереметева. Искрящийся огонек бриллиантовой серьги у царевны и плотные, раскрашенные камни и жемчуга ордена Белого Орла фельдмаршала. Наконец, настойчиво приковывающий глаз перелив лат, соперничащий со светлым пятном лица немолодого мужчины, тогда как у Прасковьи все мелочи куда более затейливого костюма кажутся притушенными, не отвлекая внимания от очень простого, открытого девичьего лица. Нет, здесь чуда нет, и не потому ли заговор молчания вокруг портрета Шереметева никогда никем из исследователей не был нарушен. Упоминаний о нем не найти нигде, кроме музейного каталога, при всем том, что подпись на холсте подлинная. Достаточно самого беглого взгляда, чтобы убедиться. Сделана она в основном красочном слое, «в тесте», не позже, уверенной, привычной рукой. Только почему 1729 год? Для художника он вполне возможен - биографы утверждают, что Никитин был арестован в 1732 году, для модели - нет.

«Петербургский некрополь» В. Саитова, мрачный справочник всех покояшцхся на кладбищах новой столицы, сообщает, что Б. П. Шереметев умер 10 февраля 1719 года в Москве и похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Десять лет разницы. Портрет не мог быть написан с натуры. Перед нами копия, авторское повторение - что угодно, только не документ о живом человеке, только не непосредственное свидетельство о нем. Надпись в этом смысле ни о чем не говорила. В XVIII веке, особенно во второй его половине, практика подписывания копий существовала, причем не именем автора оригинала, а именем копииста. До сих пор имеют хождение в специальной литературе портреты царевича Алексея и его жены Шарлотты кисти Григория Молчанова, хотя художник жил пятьюдесятью годами позже своих моделей и всего лишь повторял старые изображения. Неизмеримо более важным здесь представлялось другое: что повторял Никитин - свою же более раннюю работу или чужой оригинал. О дальнейшей жизни художника известно очень мало. После смерти Петра I он примкнул к оппозиции правлению Анны Иоанновны. В 1732 вместе с братом Романом был арестован, бит плетьми и отправлен в Тобольск. Вызван из ссылки обратно только в 1741, но было поздно. Художник не доехал.

Выставка-продажа произведений искусства, где также можно купить картину, инсталляцию , декоративные тарелки. Все это имеется в наличии постоянно.


«Есть и из нашего народа добрые мастеры» — отозвался Пётр Первый о «живописце Иване», творчество которого было предметом гордости императора за Отчизну. Иван Никитич Никитин стал основоположником нового этапа развития русского живописного искусства. Искусствоведы, эксперты в области в течение многих лет связывали творчество этого художника с его однофамильцем. Историки сравнительно недавно изучили архивные материалы, из которых стало известно отчество живописца. Также был определён круг произведений Никитина, установлена принадлежность картин его кисти.

Старинная живопись Ивана Никитина. Биография художника

Точная дата рождения художника неизвестна. Можно лишь утверждать, что родился Иван Никитич в середине 1680-х годов в Москве в семье приближенных ко двору священников. Детство Никитина прошло в Измайлове, в имении царской семьи. Есть предположение, что Иван обучался живописи в Оружейной палате, однако даже самые ранние работы художника демонстрируют нам влияние европейского искусства. Известно имя наставника Никитина - им был А. Шхонебек, гравёр из Голландии. С переводом в 1711 году Оружейной палаты из Москвы в Санкт-Петербург, «персонных дел мастер» Иван Никитин перебрался в новую столицу Российской Империи. Там он работал при типографии, самостоятельно обучаясь технике письма посредством копирования старинных картин известных мастеров. Позднее стал преподавателем рисовальной школы.
Иван Никитин побывал за границей - в Венеции, Италии и Флоренции. Там живописец пополнил свои знания и умения. По возвращении в Россию он был удостоен звания гофмалера, а также признан мастером живописи. Иван Никитин был первым знаменитым по всей Европе портретистом своего времени.

После смерти Петра Великого судьба любимого художника императора сложилась трагически. В 1732 году протопоп Архангельского собора в Москве Иродион и его братья - Родион и Иван Никитины были арестованы. Они обвинялись в оскорблении Феофана Прокоповича, вице-президента Святейшего Синода посредством распространения на него пасквилей. Пять лет пробыли братья в Петропавловской крепости, подвергаясь пыткам и допросам. Далее последовала ссылка в Тобольск. Иван и Родион получили реабилитацию в 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоанновны.
Иван Никитич Никитин умер в 1742 году, предположительно, по пути в Москву.

Старинные картины Ивана Никитина. Творчество художника

Первые произведения, принёсшие автору известность, были написаны Никитиным во время работы при типографии. Они напоминают старую живопись предшествующего столетия - тёмный фон, плоскостное изображение, яркие пятна цвета. При наличии свойственной картинам прошлого условности светотени и отсутствии глубины, портреты кисти Никитина прекрасно решены композиционно. Стоит отметить, что работы художника не отличает характерная парадных портретов того времени лесть. Примеры произведений раннего периода — «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны» (1714), «Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны» и «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1716). В 1720-е годы увидели свет лучшие произведения Никитина. В этот период в цветовом решении картин появляются тёплые оттенки. Наиболее известные работы — «Портрет Петра Первого» (начало 1720-х), «Портрет канцлера Г.И. Головкина» и «Портрет напольного гетмана» (1720-е), «Пётр Первый на смертном ложе» (1725), портрет юного барона С.Г. Строганова (1726).
Последний портрет Петра Великого, написанный 28 января 1725 года, представляет собой сильное живописное произведение. Оно создано единомышленником императора, понёсшим огромную утрату.
В наши дни картины кисти Ивана Никитича Никитина представляют историческую и культурную ценность.




Top