Иван садырбаев муж елены ваенги. Елена Ваенга: биография, личная жизнь, муж, дети, сын (фото)

Иван Николаевич Крамской

Картины Крамского и биография художника

Автопортрет. 1867

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников. Крамской - один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

Биография Крамского

Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искус-ства, когда критический реализм в живописи, литературе до-стигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художни-ка в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направ-ления, всей своей общественной деятельностью Крамской ока-зал огромное влияние на умы своих современников.

Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гу-бернии. Рано возникший интерес будущего художника к ис-кусству с течением времени превратился в настойчивое влече-ние к творчеству. Молодой Крамской некоторое время рабо-тает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве по-мощника бесконечно странствует по провмнциальным горо-дам России. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако ра-дужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отве-чавшие новому времени. Передовые общественные круги ста-вили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искус-ства. Осенью 1863 года четырнадцати академистам была пред-ложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту те-му и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и матери-альной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Воз-главив это движение, Крамской принял на себя ответствен-ность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях вза-имопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества пе-редвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации. Одной из основных целей Товари-щества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В рус-ском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвиж-ная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Ака-демии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Мо-скву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвиж-ные выставки «передвигались» из города в город, всюду воз-буждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десяти-летий объединяла всех передовых художников России.

На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сю-жетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал лу-ны, все же нечто фантастическое вышло».

К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангель-ские сюжеты. Художник писал о том, что его задачей было по-казать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в пу-стыне» была воспринята современниками как символ чело-века высокого гражданского долга.

Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Туль-ской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Восполь-зовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толсто-го. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репи-ным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из луч-ших. В свою очередь сам художник послужил прообразом ху-дожника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Не-красова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело бо-лен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умира-ющего поэта.

В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических жен-ских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она про-образ Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал це-лую серию крестьянских типов, самый сильный по характе-ру среди них — «Полесовщик» (1874).

В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны ли-цо и сам образ матери, потерявшей ребенка.

Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне вре-мени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье ху-дожника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и рабо-та над заказами не позволяют ему закончить работу над кар-тиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жерт-венной судьбы человека.

25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.

Трудно переоценить значение художественного и литера-турного наследия Крамского для русской культуры. Основная идейная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо-бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе-ния русских художников.

Автопортрет. 1874.

Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872


Русалки. 1871


Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877-1878

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861



Иродиада. 1884-1886

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866-1869

Женский портрет. 1884

Женский портрет. 1867

Девушка с распущенной косой. 1873

Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874


Голова крестьянина. 1874

Выздоравливающая. 1885

Букет цветов. Флоксы. 1884

Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883


Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876

Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882

Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879

Портрет художника Михаила Клодта . 1872

Портрет художника К.А.Савицкого.

Портрет художника И.К. Айвазовского

Портрет художника И. Е. Репина

Портрет художника Григория Мясоедова

Портрет художника Алексея Боголюбова . 1869

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876

Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875

Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877

Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878

Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873

Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874

Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876

Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879

Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881

Портрет И.И.Шишкина. 1880

Портрет художника Ивана Шишкина . 1873

Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е


Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883

Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871

Обладал не дюжими организаторскими способностями. Благодаря Крамскому создавались все художественные образования второй половины XIX века. Крамской являлся главным передвижником и великим теоретиком в искусстве.

Родители художника были мещанами. Отец Крамского состоял в должности писаря городской думы, умер, когда мальчику было 12 лет. В 12 летнем возрасте Иван Крамской окончил Острогожское училище с похвальными листами по всем предметам. Затем до 16 лет в думе, где работал отец, занимался каллиграфией. В 15 лет он начал обучение у острогожского иконописца, обучался около года. В 16 лет Иван уезжает из Острогожска с харьковским фотографом, выполняя работу ретушера и акварелиста. Так он путешествовал по России три года.

С 1857 года И.Н. Крамской в Петербурге. Не имея художественного образования, поступает в Академию художеств, успешно сдав экзамены! Шесть лет юноша проводит в стенах Академии, сталкиваясь с трудностями заработка на пропитание. Чтобы заработать на жизнь И.Н. Крамской приходит к Деньеру, открывшему собственное «дагерротипное заведение», где художники занимались фотографией. Крамской прослыл «богом ретуши».

В 1863 году молодой живописец уходит из Академии с громким скандалом, сделавшим его известным. Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. И.Н. Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Четырнадцать выпускников отказались писать конкурсную работу по мифологической истории, желая выбрать свободную тему. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10% частных денежных поступлений и 25% заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. С ростом популярности «явилась, - по словам Крамского, - у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась.

Женился И.Н. Крамской на Софье Николаевне Прохоровой, жившей в гражданском браке с другим художником – неким Поповым. Попов состоял в официальном браке с другой женщиной. Он вскоре уезжает за границу, и молодая женщина остаётся одна. Спасая её репутацию, Крамской протянул ей руку помощи, взяв на себя все негативные оценки поведения его избранницы. Брак был счастливым, в семье было шестеро детей (два младших сына умерли в детстве). Софья Николаевна всегда была ангелом-хранителем художника.

После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; 2) развития любви к искусству в обществе; 3) облегчения для художников сбыта их произведений».

И.Н. Крамской крепко подружился с меценатом П.М. Третьяковым, став его советником и исполнителем ряда его заказов. Однако исполнение заказов частенько напоминало «кабалу». В начале 1870-х Крамской познакомился с талантливым художником пейзажистом Фёдором Васильевым, дружба имела трагический конец. Молодой живописец сгорел от чахотки.

Не смотря на то, что Крамской бывал за границей, к исканиям новой живописи он остался равнодушен, считая их «мимолётными». Крамской ощущал себя пророком, бьющим в набат. Начиная с первой передвижнической выставки (1871) и до 16-й – Крамской один из главных её экспонентов. Не только успех сопровождал Крамского, в последние годы Товарищество подвергает Крамского жёсткой критике. «От меня почти все отвернулись… Я чувствую себя оскорблённым», - сокрушался Крамской в конце жизни.

В 1884 году, живя в небольшом французском городке, он лечил сердце под наблюдением русских врачей, а в свободное время от лечения давал уроки рисования своей дочери Соне – в будущем, на рубеже веков, достаточно востребованной художнице. Жизнь его окончилась за работой, он тогда писал портрет доктора К. Раухфуса.

Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.

Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.

В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».

«Усни, страдалец терпеливый!
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю-баю-баю-баю!»

Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Эта картина получила на 11-й выставке ТПХВ широкую огласку, сопровождалась почти скандалом. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника! В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Подтверждением мнения Стасова послужил, ставший известным, этюд к картине с характерной вульгарностью. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.

Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?

Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.

В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, - это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.

Шедевр Крамского И.Н. – картина «Христос в пустыне»

Работа художника исполнена в 1872 году, её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Первые увлечения Крамского темой искушения Христа относятся ещё к периоду жизни художника, когда он учился в Академии, в 1860-х годах. Тогда и был сделан первый набросок композиции. Это полотно создавалось в течении десяти лет. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил за границу, посмотреть полотна других художников, раскрывших эту же тему. За эту картину Академия хотела присвоить Крамскому звание профессора, от которого тот отказался. Эта картина была одной из любимых картин П. Третьякова, купившего её без торга за 6 000 рублей. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. Реализм позволил художнику отойти от академического построения, присущего светской живописи до середины XIX века. Так Христос был очеловечен, и картина передала его душу в унисон современности. Крамской заново открыл тему Христа, по его следам пошли В. Поленов, В. Васнецов, И. Репин, В. Верещагин.

Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. В портретной живописи Крамского акцент делается на лице героя, зеркале души, чего художник достигал приёмом написания одежды, не детализируя её и скрывая. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Пейзаж, написанный Крамским, настолько пустынен и дик, что кажется, будто здесь никогда не ступала нога человека. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. В воображении зрителя предстаёт долгая дорога, предшествующая утренним раздумьям героя картины.

  • Деревенский дом во Франции

  • Лесная тропинка

  • В парке. Портрет жены и дочери

  • Русалки

  • Н.А. Некрасов в период "последних песен"

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.

С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину “Моисей источает воду из скалы” (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным , В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) отстаивал идею “тенденциозного” искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.

В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил, итальянского карандаша, работал также, используя метод так называемого “мокрого соуса”, позволявший имитировать фотографию. Техника живописи у Крамского была — тонкая законченность, которую некоторые иногда считали излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Этот портрет был написан за одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской во время работы над этой картиной умер.

«Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой»

Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Художественный язык соответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героем портретов мастера. Таковы “Автопортрет” художника (1867) и “Портрет агронома Вьюнникова” (1868). В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

«Портрет старого крестьянина»

Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

«Портрет Софьи Ивановны Крамской»

На первой выставке Товарищества экспонировались “Портрет Ф. А. Васильева” и “Портрет М. М. Антокольского”. Через год была показана картина “Христос в пустыне”, замысел которой вынашивался несколько лет. По словам Крамского, “и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению совершенно современных им страстей и мыслей”. Сам он, подобно Ге и Поленову , в образе Христа выразил идеал человека, исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Художнику удалось здесь убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина вошла в историю отечественного искусства.

«Портрет императрицы Марии Федоровны»

К теме Христа художник неоднократно возвращался. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной “Хохот (“Радуйся, царю иудейский”)” (1877 — 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие. Собирая для нее материал, Крамской побывал в Италии (1876). Выезжал он в Европу и в последующие годы.

«Букет цветов. Флоксы»

«Портрет Сони Крамской, дочери художника»

«Лесная тропинка»

Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883.

«Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании»

«Портрет художника Н.А.Кошелева»

«Портрет художника Федора Александровича Васильева»

«Семья художника»

«Русский монах в созерцании»

«Хохот. «Радуйся, царю иудейский»»

«Созерцатель»

Христос в пустыне.1872

«Сомнамбула»

Русалки. (Майская ночь) 1871

«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской»

«Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»

«Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III»

«Мельник»

«Лунная ночь»

«Девушка с распущенной косой»

«Женский портрет»

«Женский портрет»

«Женский портрет»

«Женский портрет»

«Девочка в глубой шали»

«Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море»

«Портрет Николая Крамского, сына художника»

«Портрет Александра III»

Портрет Сергея Крамского, сына художника. 1883

Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло. 1884

Неутешное горе. 1884

Оскорбленный еврейский мальчик. 1874

Неизвестная. 1883

Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве. 1882

«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина»

«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко»

«Портрет актера Василия Васильевича Самойлова»

«Портрет П.А.Валуева»

«Женский портрет»

«Автопортрет»

«Портрет художника Шишкина»

«Портрет дамы»

«Портрет астронома О.В.Струве, директора Пулковской обсерватории»

«Портрет П.И.Мельникова»

«Пасечник»

«Н.А.Кошелев. Урок музыки»

Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884

Женский портрет. 1884

Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883

Оригинал записи и комментарии на

Иван Крамской (27 мая 1837, Острогожск - 24 марта 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

Биография Ивана Крамского

Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии.

Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известной в то время фотографии Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Творчество Крамского

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию.

Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».

Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!»

9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».

В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров.

И ван Крамской участвовал в известном студенческом бунте Академии художеств: отказался писать конкурсную работу на заданную тему. Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе - Павел Третьяков .

Участник «Бунта четырнадцати»

Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий художник работал ретушером - сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге .

В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин - рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве.

В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали - Малая серебряная и Малая золотая. Впереди оставался творческий конкурс - те, кто проходил его с успехом, получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.

Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии - «Пир в Вальхалле». Однако в это время в обществе рос интерес к жанровым работам: становились популярными картины, изображающие повседневную жизнь.

Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет. Сначала они подали несколько прошений в совет: хотели самостоятельно выбирать темы, требовали, чтобы экзаменационные работы рассматривали публично и давали аргументированные оценки. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Товарищи последовали его примеру.

«...В конце концов запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что «по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден».
<...>
Один по одному из конференц-залы Академии выходили ученики, и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу и клал перед делопроизводителем, сидевшим за особым столом.
<...>
Когда все прошения были уже поданы, мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились».

Иван Крамской

Артель свободных художников

Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1869. Государственная Третьяковская галерея

После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили - часто вместе с родственниками или друзьями. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Чтобы спасти товарищей от нищеты, Крамской предложил создать совместное предприятие - Артель свободных художников .

Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. Хозяйство вела жена живописца - Софья Крамская. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артели появилось фотоателье.

Объединение свободных художников процветало. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Одним из его учеников был Илья Репин . Он писал о Крамском: «Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников» .

В 1865 году живописец начал расписывать купола храма Христа Спасителя в Москве по картонам, которые он создал в годы учебы в Академии.

В конце 1869 года Иван Крамской впервые выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые.

«Сегодня осматривал музеум королевский... Все, что я видел, производит впечатление подавляющее».

Иван Крамской, из письма жене

Когда Иван Крамской вернулся в Россию, у него случился конфликт с одним из товарищей: тот принял пенсионерскую поездку от Академии, что было против правил «четырнадцати». Крамской вышел из Артели, и вскоре объединение свободных художников распалось.

Основатель Товарищества передвижников

Иван Крамской. Портрет Ильи Репина. 1876. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Портрет Ивана Шишкина. 1880. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Портрет Павла Третьякова. 1876. Государственная Третьяковская галерея

Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения - Товарищества передвижных художественных выставок . Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов , Василий Перов , Алексей Саврасов и другие художники.

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Из Устава Товарищества передвижных художественных выставок

Иван Крамской. Майская ночь. 1871. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872. Государственная Третьяковская галерея

На первой же выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил свою новую работу - «Майскую ночь». Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя . Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников, и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...»

Иван Крамской

В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться» , - писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги - 6000 рублей.

В 1870-х годах Крамской создал множество портретов - художника Ивана Шишкина , Павла Третьякова и его супруги, писателей Льва Толстого , Тараса Шевченко и Михаила Салтыкова-Щедрина , доктора Сергея Боткина.

Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Он призывал избавляться от влияния Академии художеств на искусство, выступал за создание школ рисования и мастерских, где молодые художники могли бы учиться у опытных живописцев и при этом сохранять собственный стиль. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях» .

Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Иван Крамской. Неутешное горе. 1884. Государственная Третьяковская галерея

В 1880-е годы одной из нашумевших работ художника стала «Неизвестная». Героиню полотна - красивую даму, одетую по последней моде, - обсуждали и критики, и публика. Интриговала зрителей ее личность, немного высокомерный взгляд и безупречный по моде тех лет наряд. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского, который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду. После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина, ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.
Товарищество передвижных художественных выставок




Top