Иван сусанин герой какой войны. Что сделал Иван Сусанин

Основоположник русской музыки»; 4-ый урок – «Русский национальный герой Иван Сусанин »; 5-ый урок – «Что такое патриотизм?». Цель раздела: ... русской - - процессов запоминания и воспроизведения подвигом народного героя Ивана Сусанина ; музыки. 3) Начать речевого и двигательного материала. - ...

Результате которой возник Подвиг Памятник паралич власти. Ивана Д. Пожарскому И К. Минину Сусанина К причинам Смуты не относится а) разорение... Михаил Федорович Алексей Михайлович Федор Алексеевич Софья Алексеевна Протопоп Аввакум Иван Сусанин Б. Годунов В. Шуйский Лжедмитрий I С. Разин...

Участка для возведения Спортивнооздоровительного комплекса по адресу: ул.Ивана Сусанина , вл. 10. МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ Подъезд к спортивному комплексу... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Открытие Спортивно-оздоровительного комплекса по адресу: ул. Ивана Сусанина : вл. 10 создаст благоприятные условия: для приобщения детей...

У сенаторов. 1824 или 1825 Иван Сусанин В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина , открытый вызов врагу, гордый завет... Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий...

Золотое кольцо - Образование Костромс...

... » назывался в этих местах праздник, напоминающий масленицу. Памятник Ивану Сусанину . Иван Осипович Сусанин , крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613 года... церковь. В монастыре погребены основатель его Чет и Иван Сусанин , отдавший жизнь за царя. Суздаль появился на страницах...

С большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. Однако "Иван Сусанин " был принят. Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих... спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин ". Композитор тяжело это переживает. Декорации Билибина к опере «Руслан и...

Проект Золотое кольцо - Образование К...

Островского, Б.М. Кустодиева, святого Макария Унжеснкого и патриота Ивана Сусанина . Особенностью проектного предложения по данному маршруту является его вариативность. Возможность... г. Буй Сусанино п. Сусанино, где совершил свой подвиг Иван Сусанин , спасший в нач. 17 в. от гибели юного наследника...

Домнина каких-нибудь 2-х верст, встретившийся им домнинский крестьянин Иван Сусанин , бывший доверенным лицом Романовых, чувствуя опасность, повел их в противоположную... лесам целую ночь и утро следующего дня, несмотря на пытки, Сусанин не открыл злодеям место пребыния Михаила Федоровича и был ими


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Параметры проекта
Методический паспорт проекта

1.
Название проекта
«Опера Иван Сусанин и е значение для русской культуры»

2.
ФИО разработчика
Сенов Илья. Полякова Алина, Яковенко Роман, Коновалова Софья уч-ся 3б класса

3.
Название образовательного учреждения
Гимназия №24 Люберецкого района Моск.обл.

4.
Год разработки учебного проекта
2012-2013 гг.

5.
Опыт использования и степень распространения
1. Общешкольная игра «Цивилизация». Золотой век русской культуры» (декабрь 2012 г)
2. Межшкольная конференция (НОУ «Гимназия №24»), апрель 2013г

6.
Проблемная ситуация
Ребята решили заняться этим проектом после изучения темы «Опера «Иван Сусанин» на уроках музыки. Музыка М. И. Глинки, написанная в русском стиле заинтересовала ребят. Времени на изучение этой темы (2 ч.) оказалось недостаточно, поэтому ребята разделились на группы, чтобы в деталях изучить историю создания и премьеру оперы, первых исполнителей и ее значение для русской культуры.

7.
Проблема проекта
Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит.
Как М И. Глинка показал подвиг русского народа в борьбе против Войска Польского.
Какими выразительными музыкальными средствами окрашены интонации народных песен.
Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры

8.
Цель
Доказать, почему опера «Иван Сусанин» явилась отправной точкой в развитии оперы в России.
Выяснить в чём заключается особенность музыкально-интонационного изложения образов главных героев оперы. Почему М. И. Глинка «возвысил народную песню до трагизма».

9.
Задачи – этапы – способы решения
1.Провести обзор литературы и сайтов в Интернете о жизни и творчестве М. И. Глинки, об истории создания оперы «Иван Сусанин», о премьере оперы в Петербурге.
2. Прослушать основные музыкальные фрагменты оперы в исполнении различных певцов и постановке Большого и Мариинского театров оперы и балета.
3.Исследовать музыкальный язык, интонационные особенности хоровых и сольных номеров.
4.Выбрать доступные для исполнения музыкальные фрагменты оперы и разучить их.
5. Познакомиться в драмой К. Рылеева «Иван Сусанин» и подготовить инсценировку сцены Сусанина с поляками.
6. Показать результат своего исследования и творческой работы на музыкальном конкурсе «Золотой век русской музыки» в рамках общешкольной игры «Цивилизация».

10.
Форма организации детей
Групповая работа.

11.
Ведущая деятельность
Поисковая; исследовательская, творческая

12.
Сфера применения результатов
Общешкольная игра «Цивилизация», конкурс музыкальных номеров (декабрь, 2012 г.)
Родительское собрание (Январь 2013 г.)

13.
Используемые технологии
Информационные;мультимедийные; исследование.

14.
Форма продуктов проектной деятельности
Стендовый доклад; мультимедийная презентация; личный отчёт; литературно-музыкальная композиция.

15.
Способ объединения результатов на презентации
Конференция; отчёт; мероприятие.

16.
Виды презентации
Интернет-представительствующий; компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение.

17.
Класс или возраст детей
3 б класс (9-10 лет)

18.
Количество участников
4 человек

19.
Предметная область
Музыка, история русской музыкальной культуры, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство.

20.
Состав участников
Общешкольный.

21.
Характер координации
Открытый

22.
Темы учебно-тематического плана предмета(ов)
««Новаторство Глинки. Опера «Иван Сусанин»

23.
Время работы
Среднесрочный.

24.
Цели обучения, развития, воспитания
Цели проекта: образовательные: исследовать основные принципы музыкального построения темы в опере М. И. Глинки, доказать какие выразительные средства придают музыке особенность неповторимого народного стиля, сравнить музыкальные интерпретации, созданные ведущими театрами в различные годы;

Развивающие: показать значение оперы «Иван Сусанин» для становления русской музыкальной культуры в 1836 г. и провести параллель с актуальностью оперы в наше время.
воспитательные: научить работать в группе.

25.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
Предусмотренный программой обучения в 3 классе

26.
Приращения в ЗУН и специфических умениях
Углубляют знания по истории русской музыки, значению творчества композитора М И. Глинки для развития русской оперы, дают возможность развитию творческих способностей, становлению певческой культуры, закрепляют умения и навыки при подаче материала в процессе открытого мероприятия, учат самостоятельно выбрать литературные и музыкальные произведения, а также произведения живописи, соответствующие конкретной теме.

27.
Режим работы (организационная форма)
Внеурочный.

28.
Техническое оснащение
Компьютер, DV D-диски с записью оперы в постановке разных театров, CD-диски «Отрывки из оперы «Иван Сусанин».

29.
Учебно-методическое обеспечение
1. В. Н. Беляков. «Иван Сусанин. Легенды и предания русской истории». М., 1998 г.
2. Рылеев «О подвиге костромкого крестьянина»
3. Рылеев. Драма «Иван Сусанин»
4. 100 опер (энциклопедия русской музыки)

30.
Информационное оснащение
Интернет-ресурсы

31.
Кадровое оснащение

32.
Классификация проекта
Исследовательский; информационный; практико-ориентированный.

33.
Комментарий

Визитная карточка проекта

Руководитель проекта – учитель музыки Соломина И. И.
Над проектом работала группа уч-ся 3б класса –
Сеннов Илья, Полякова Алина, Яковенко Роман
МОУ Гимназия №24
Московская область, г. Люберцы

Какова тема Вашего учебного проекта?
Первая русская опера и ее значение для музыкальной культуры России

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
практическая реализация имеющихся у школьников знаний и навыков по музыке
формирование эстетической культуры, активной гражданской позиции
раскрытие ценности русской музыкальной культуры и ее значение для развития культуры других стран
формирование навыков коммуникации
реализация индивидуальных интересов учащихся

Какие компетентности формирует Ваш проект?
В сфере самостоятельной деятельности
В сфере духовно-нравственного воспитания
В сфере практической деятельности

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?
познакомить учащихся с историей своего народа, его героями и их подвигами
раскрыть значение творчества русского композитора М. И. Глинки и его оперы «Жизнь за царя» для русской культуры 19 века
сравнить постановки оперы «Иван Сусанин» в интерпретации ведущих театров
научить работать в группах и соединять свои умения в единое целое, не теряя при этом функцию каждого учащегося

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?
Основополагающий вопрос: какое место занимает опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» в русской музыке
Проблемные вопросы учебной темы:
Какие события русской истории послужили поводом для написания оперы М. И. Глинки?

·Какой литературный первоисточник явился толчком для создания оперы?
Как передан в опере образ русского народа?
Кто были первые исполнители оперы и как прошла премьера?
Какие сцены и музыкальные фрагменты из оперы можно исполнить самим?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?
Первая на русском

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?
Когда и почему М. И. Глинке пришла мысль написать оперу о простом русском крестьянине?
Как называлась опера до премьеры?
Какие певцы были исполнителями партии Сусанина?
Как повлияла дума К. Рылеева «Иван Сусанин» На создание оперы?

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?
«Музыка» 3 класс, раздел «Россия – Родина моя», тема «Защитники земли русской», раздел «В музыкальном театре» тема «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Предметные области
Музыка, мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).

Возраст: младшая школа

Оформление результатов проекта
Проекты ученических групп – буклет или бюллетень
Итоговая реализация проекта – выступление на общешкольном мероприятии – игре «Цивилизация. Золотой век русской культуры»
Аннотация проекта
УМП разработан в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, и предназначен для проведения занятий при изучении разделов «Россия – Родина моя», «В музыкальном театре» в курсе «Музыка». При прохождении данных разделов и отдельных тем учащиеся получают первичные знания об опере вообще и опере «Иван Сусанин» в частности. Однако в школьных учебниках, и методических пособиях материала по данным темам представлено мало. Следует учитывать тот фактор, что на предмет музыка отводится 1 час в неделю по программе. Поэтому учащимся стало интересно больше узнать об истории создания оперы «Иван Сусанин», месте композитора М. И. Глинки в русской музыке, о подвиге костромского крестьянина, о литературных произведениях, в которых описан данный подвиг. Помимо теоретического материала большое внимание уделено творческим и практическим экспериментам: создание инсценировки по драме К. Рылеева, выбор и разучивание сольных и хоровых номеров их оперы М. И. Глинки, создание декораций и костюмов для исполнения. Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из истории, музыке, изобразительному искусству
Целью УМП является разработка проекта и создание музыкального действия «Ставим Сусанина» в рамках общешкольной игры «Цивилизация». При этом каждый учащийся, получив определенное задание в этом проекте, работал над ним, вживался в роль, создавал костюм, соответствующий эпохе. Участие в проекте принимают все без исключения учащиеся 3б класса, представив хор «Славься», арии «Велик и свят наш край родной» и «Ты взойдешь. Моя заря». Работая над проектом, ученики активно привлекают своих родителей в создании костюмов и декораций.
Разработанный проект, ученики представляют на Web – сайте, который содержит материалы о целях проекта, его участниках, творческие работы, занимательные факты, кроссворды, примеры литературно-художественных высказываний, итоги исследований учащихся.

Время для выполнения проекта
«Документальная» часть проекта – 6 академических часов, практическая часть – 8 академических часов

Как будет оцениваться деятельность учащихся?
Промежуточная диагностика – представленные школьниками разработанные проекты, презентация, итоговая оценка – разработанный и реализованный групповой проект.

Ключевые слова
Драматическое действо, опера, солист, хоровая сцена, сцена из оперы, декорация, кульминация, оркестр, бас, меццо-сопрано.

Выступление на конференции «Шаг в науку»
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» имело огромное значение для развития музыкальной культуры. Это была первая опера на русском языке. До этого оперы исполнялись на итальянском, и зрители могли наслаждаться только прекрасными голосами певцов, не зная подчас содержания.

М. И. Глинку вдохновил подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Именно в Италии у композитора возникает решение написать русскую патриотическую оперу.
Во время репетиций опера имела название «Иван Сусанин». Однако за неделю до премьеры ее переименовали.

27 ноября 1836 г. В Петербурге состоялась премьера оперы с новым названием «Жизнь за царя». В опере Глинка выдвинул на первый план величавые образы Руси, ее богатырский дух и стойкость простого народа. Аристократия приняла оперу холодно. Высший свет считал, что сцена театра – не место, где артисты ходят в лаптях и распевают народные песни.
Партию Сусанина в опере исполняет бас – самый низкий мужской голос. Первым исполнителем был Осип Афанасьевич Петров. За многие годы постановки оперы лучшим исполнителем считают певца Федора Ивановича Шаляпина.

Опера «Жизнь за царя» в 4-х действиях с эпилогом.

По программе на уроках музыки мы изучали оперу «Иван Сусанин». Подвиг Сусанина никого не оставил равнодушным. Ребята начали приносить информацию и жизни Сусанина, об истории создания оперы, о ее значении. Так собралось большое количество информации. Возникла мысль самим поставить некоторые отрывки из оперы.

Мы детально изучили содержание оперы, познакомились с постановками в разных театрах России. Наметили отрывки, которые можно разучить и поставить самим. Выбрали музыкальные номера «Велик и свят наш край родной» из 1 действия, речитатив и арию «Ты взойдешь моя заря» из 4 действия и заключительный хор «Славься». Этот хор до революции 1917 года был гимном Великой российской империи.
Также проработали эскизы костюмов. В этой области проблем не было, так как в опере главное действующее лицо – русский народ. В образе поляков тоже использовали соответствующие костюмы.

Постановку своей версии отрывков из оперы мы осуществили в рамках школьной игры «Цивилизация». Проект был масштабным. 3б класс исполнял сцену из пролога и арию «Велик и свят наш край родной». 3в класс – сцену Сусанина с поляками и арию «Ты взойдешь, моя заря». 3а класс подготовил финальную сцену на Красной площади и хор «Славься».
Глинка определил новые пути развития оперного жанра в России. Опера «Иван Сусанин» положила начало развития русской оперной классики, где гениально сочетались история и эпос. Именно национальное сознание оперы «Иван Сусанин» стало определяющим моментом в дальнейшем развитии русской оперы.
Опера «Жизнь за царя» указала совершенно новый путь развития оперного искусства. Позже его следующие поколения русских музыкантов. В результате чего появился особый специфический жанр русской оперы.
Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), как и все творчество М. И. Глинки продолжается до сих пор интересовать всех деятелей русской музыкальной культуры.

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В он известен как человек, который спас царя Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к где, собственно, и обитал которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

Поект заьрагивает следующие проблемы:

Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Параметры проекта

Методический паспорт проекта

Название проекта

«Опера Иван Сусанин и е значение для русской культуры»

ФИО разработчика

Сенов Илья. Полякова Алина, Яковенко Роман, Коновалова Софья уч-ся 3б класса

Название образовательного учреждения

Гимназия №24 Люберецкого района Моск.обл.

Год разработки учебного проекта

2012-2013 гг.

Опыт использования и степень распространения

1. Общешкольная игра «Цивилизация». Золотой век русской культуры» (декабрь 2012 г)

Проблемная ситуация

Ребята решили заняться этим проектом после изучения темы «Опера «Иван Сусанин» на уроках музыки. Музыка М. И. Глинки, написанная в русском стиле заинтересовала ребят. Времени на изучение этой темы (2 ч.) оказалось недостаточно, поэтому ребята разделились на группы, чтобы в деталях изучить историю создания и премьеру оперы, первых исполнителей и ее значение для русской культуры.

Проблема проекта

Почему опера «Иван Сусанин» почти 180 лет находится в репертуаре всех театров России и имеет свой неповторимый колорит.

Как М И. Глинка показал подвиг русского народа в борьбе против Войска Польского.

Какими выразительными музыкальными средствами окрашены интонации народных песен.

Какое значение имела опера для развития русской музыкальной культуры

Цель

Доказать, почему опера «Иван Сусанин» явилась отправной точкой в развитии оперы в России.

Выяснить в чём заключается особенность музыкально-интонационного изложения образов главных героев оперы. Почему М. И. Глинка «возвысил народную песню до трагизма».

Задачи – этапы – способы решения

1.Провести обзор литературы и сайтов в Интернете о жизни и творчестве М. И. Глинки, об истории создания оперы «Иван Сусанин», о премьере оперы в Петербурге.

2. Прослушать основные музыкальные фрагменты оперы в исполнении различных певцов и постановке Большого и Мариинского театров оперы и балета.

3.Исследовать музыкальный язык, интонационные особенности хоровых и сольных номеров.

4.Выбрать доступные для исполнения музыкальные фрагменты оперы и разучить их.

5. Познакомиться в драмой К. Рылеева «Иван Сусанин» и подготовить инсценировку сцены Сусанина с поляками.

6. Показать результат своего исследования и творческой работы на музыкальном конкурсе «Золотой век русской музыки» в рамках общешкольной игры «Цивилизация».

Форма организации детей

Групповая работа.

Ведущая деятельность

Поисковая; исследовательская, творческая

Сфера применения результатов

Общешкольная игра «Цивилизация», конкурс музыкальных номеров (декабрь, 2012 г.)

Родительское собрание (Январь 2013 г.)

Используемые технологии

Информационные;мультимедийные; исследование.

Форма продуктов проектной деятельности

Стендовый доклад; мультимедийная презентация; личный отчёт; литературно-музыкальная композиция.

Способ объединения результатов на презентации

Конференция; отчёт; мероприятие.

Виды презентации

Интернет-представительствующий; компьютеро-демонстрирующий; научный доклад; сообщение.

Класс или возраст детей

3 б класс (9-10 лет)

Количество участников

4 человек

Предметная область

Музыка, история русской музыкальной культуры, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство.

Состав участников

Общешкольный.

Характер координации

Открытый

Темы учебно-тематического плана предмета(ов)

««Новаторство Глинки. Опера «Иван Сусанин»

Время работы

Среднесрочный.

Цели обучения, развития, воспитания

Цели проекта: образовательные: исследовать основные принципы музыкального построения темы в опере М. И. Глинки, доказать какие выразительные средства придают музыке особенность неповторимого народного стиля, сравнить музыкальные интерпретации, созданные ведущими театрами в различные годы;

Развивающие: показать значение оперы «Иван Сусанин» для становления русской музыкальной культуры в 1836 г. и провести параллель с актуальностью оперы в наше время.

Воспитательные: научить работать в группе.

Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений

Предусмотренный программой обучения в 3 классе

Приращения в ЗУН и специфических умениях

Углубляют знания по истории русской музыки, значению творчества композитора М И. Глинки для развития русской оперы, дают возможность развитию творческих способностей, становлению певческой культуры, закрепляют умения и навыки при подаче материала в процессе открытого мероприятия, учат самостоятельно выбрать литературные и музыкальные произведения, а также произведения живописи, соответствующие конкретной теме.

Режим работы (организационная форма)

Внеурочный.

Техническое оснащение

Компьютер, DV D-диски с записью оперы в постановке разных театров, CD-диски «Отрывки из оперы «Иван Сусанин».

Учебно-методическое обеспечение

1. В. Н. Беляков. «Иван Сусанин. Легенды и предания русской истории». М., 1998 г.

2. Рылеев «О подвиге костромкого крестьянина»

3. Рылеев. Драма «Иван Сусанин»

4. 100 опер (энциклопедия русской музыки)

Информационное оснащение

Интернет-ресурсы

Кадровое оснащение

Классификация проекта

Исследовательский; информационный; практико-ориентированный.

Комментарий

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Руководитель проекта – учитель музыки Соломина И. И.

Над проектом работала г руппа уч-ся 3б класса –

Сеннов Илья, Полякова Алина, Яковенко Роман

МОУ Гимназия №24

Московская область, г. Люберцы

Какова тема Вашего учебного проекта?

Первая русская опера и ее значение для музыкальной культуры России

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

  • практическая реализация имеющихся у школьников знаний и навыков по музыке
  • формирование эстетической культуры, активной гражданской позиции
  • раскрытие ценности русской музыкальной культуры и ее значение для развития культуры других стран
  • формирование навыков коммуникации
  • реализация индивидуальных интересов учащихся

Какие компетентности формирует Ваш проект?

  • В сфере самостоятельной деятельности
  • В сфере духовно-нравственного воспитания
  • В сфере практической деятельности

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

  • познакомить учащихся с историей своего народа, его героями и их подвигами
  • раскрыть значение творчества русского композитора М. И. Глинки и его оперы «Жизнь за царя» для русской культуры 19 века
  • сравнить постановки оперы «Иван Сусанин» в интерпретации ведущих театров
  • научить работать в группах и соединять свои умения в единое целое, не теряя при этом функцию каждого учащегося

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий вопрос : какое место занимает опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» в русской музыке

Проблемные вопросы учебной темы:

Какие события русской истории послужили поводом для написания оперы М. И. Глинки?

Какой литературный первоисточник явился толчком для создания оперы?

Как передан в опере образ русского народа?

Кто были первые исполнители оперы и как прошла премьера?

Какие сцены и музыкальные фрагменты из оперы можно исполнить самим?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

Первая на русском

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

Когда и почему М. И. Глинке пришла мысль написать оперу о простом русском крестьянине?

Как называлась опера до премьеры?

Какие певцы были исполнителями партии Сусанина?

Как повлияла дума К. Рылеева «Иван Сусанин» На создание оперы?

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

«Музыка» 3 класс, раздел «Россия – Родина моя», тема «Защитники земли русской», раздел «В музыкальном театре» тема «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Предметные области

Музыка, мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).

Возраст: младшая школа

Оформление результатов проекта

Проекты ученических групп – буклет или бюллетень

Итоговая реализация проекта – выступление на общешкольном мероприятии – игре «Цивилизация. Золотой век русской культуры»

Аннотация проекта

УМП разработан в соответствии с программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, и предназначен для проведения занятий при изучении разделов «Россия – Родина моя», «В музыкальном театре» в курсе «Музыка». При прохождении данных разделов и отдельных тем учащиеся получают первичные знания об опере вообще и опере «Иван Сусанин» в частности. Однако в школьных учебниках, и методических пособиях материала по данным темам представлено мало. Следует учитывать тот фактор, что на предмет музыка отводится 1 час в неделю по программе. Поэтому учащимся стало интересно больше узнать об истории создания оперы «Иван Сусанин», месте композитора М. И. Глинки в русской музыке, о подвиге костромского крестьянина, о литературных произведениях, в которых описан данный подвиг. Помимо теоретического материала большое внимание уделено творческим и практическим экспериментам: создание инсценировки по драме К. Рылеева, выбор и разучивание сольных и хоровых номеров их оперы М. И. Глинки, создание декораций и костюмов для исполнения. Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из истории, музыке, изобразительному искусству

Целью УМП является разработка проекта и создание музыкального действия «Ставим Сусанина» в рамках общешкольной игры «Цивилизация». При этом каждый учащийся, получив определенное задание в этом проекте, работал над ним, вживался в роль, создавал костюм, соответствующий эпохе. Участие в проекте принимают все без исключения учащиеся 3б класса, представив хор «Славься», арии «Велик и свят наш край родной» и «Ты взойдешь. Моя заря». Работая над проектом, ученики активно привлекают своих родителей в создании костюмов и декораций.

Разработанный проект, ученики представляют на Web – сайте, который содержит материалы о целях проекта, его участниках, творческие работы, занимательные факты, кроссворды, примеры литературно-художественных высказываний, итоги исследований учащихся.

Время для выполнения проекта

«Документальная» часть проекта – 6 академических часов, практическая часть – 8 академических часов

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Промежуточная диагностика – представленные школьниками разработанные проекты, презентация, итоговая оценка – разработанный и реализованный групповой проект.

Ключевые слова

Драматическое действо, опера, солист, хоровая сцена, сцена из оперы, декорация, кульминация, оркестр, бас, меццо-сопрано.

Выступление на конференции «Шаг в науку»

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» имело огромное значение для развития музыкальной культуры. Это была первая опера на русском языке. До этого оперы исполнялись на итальянском, и зрители могли наслаждаться только прекрасными голосами певцов, не зная подчас содержания.

М. И. Глинку вдохновил подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Именно в Италии у композитора возникает решение написать русскую патриотическую оперу.

Во время репетиций опера имела название «Иван Сусанин». Однако за неделю до премьеры ее переименовали.

27 ноября 1836 г. В Петербурге состоялась премьера оперы с новым названием «Жизнь за царя». В опере Глинка выдвинул на первый план величавые образы Руси, ее богатырский дух и стойкость простого народа. Аристократия приняла оперу холодно. Высший свет считал, что сцена театра – не место, где артисты ходят в лаптях и распевают народные песни.

Партию Сусанина в опере исполняет бас – самый низкий мужской голос. Первым исполнителем был Осип Афанасьевич Петров. За многие годы постановки оперы лучшим исполнителем считают певца Федора Ивановича Шаляпина.

Опера «Жизнь за царя» в 4-х действиях с эпилогом.

По программе на уроках музыки мы изучали оперу «Иван Сусанин». Подвиг Сусанина никого не оставил равнодушным. Ребята начали приносить информацию и жизни Сусанина, об истории создания оперы, о ее значении. Так собралось большое количество информации. Возникла мысль самим поставить некоторые отрывки из оперы.

Мы детально изучили содержание оперы, познакомились с постановками в разных театрах России. Наметили отрывки, которые можно разучить и поставить самим. Выбрали музыкальные номера «Велик и свят наш край родной» из 1 действия, речитатив и арию «Ты взойдешь моя заря» из 4 действия и заключительный хор «Славься». Этот хор до революции 1917 года был гимном Великой российской империи.

Также проработали эскизы костюмов. В этой области проблем не было, так как в опере главное действующее лицо – русский народ. В образе поляков тоже использовали соответствующие костюмы.

Постановку своей версии отрывков из оперы мы осуществили в рамках школьной игры «Цивилизация». Проект был масштабным. 3б класс исполнял сцену из пролога и арию «Велик и свят наш край родной». 3в класс – сцену Сусанина с поляками и арию «Ты взойдешь, моя заря». 3а класс подготовил финальную сцену на Красной площади и хор «Славься».

Глинка определил новые пути развития оперного жанра в России. Опера «Иван Сусанин» положила начало развития русской оперной классики, где гениально сочетались история и эпос. Именно национальное сознание оперы «Иван Сусанин» стало определяющим моментом в дальнейшем развитии русской оперы.

Опера «Жизнь за царя» указала совершенно новый путь развития оперного искусства. Позже его следующие поколения русских музыкантов. В результате чего появился особый специфический жанр русской оперы.

Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), как и все творчество М. И. Глинки продолжается до сих пор интересовать всех деятелей русской музыкальной культуры.





Top