Иван сусанин герой какой войны. Иван Сусанин: народный герой или жертва обстоятельств? Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России А.В. Достовалова

Окружная открытая конференция

исследовательских работ

кадетских корпусов ПФО

«Дерзайте, вы талантливы»

Секция: Культурное наследие

Проект- исследование по теме:

Опера «Иван Сусанин» в культурном наследии России

Выполнил

кадет 7а класса

ГБОУ БКК ПФО им. А.В. Доставалова

Краснов Илья

Руководитель

учитель музыки Л.Н. Астафьева

Ишимбай, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Раздел 1…………………………………………………………………………...2

1.1. Образы защитников Отечества в различных видах искусства…………...2

1.2. Образы защитников Отечества в творчестве русских композиторов……3

1.3. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»………………………………………4

Раздел 2. Практическая часть……………………………………………………5

Выводы …………………………………………………………………………...8

Список литературы ……………………………………………………………...8

Введение

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Пролистывая героические страницы истории нашей страны, мы видим, что подвиг, доблесть и слава защитников Отечества нашли свое отражение в различных видах искусства. И все они реальные люди, которые, наверняка, родившись, не знали о том, что их образ жизни, их подвиги во Славу Отечества ярко и правдиво будут служить примером доблести, чести, истинной любви к своей земле, той любви, которая при необходимости ведет к подвигу, прославляемого веками. Все выше сказанное доказывает актуальность нашей работы – героями не рождаются, героями становятся. Кто же он – защитник Отечества? Каким отображен в произведениях искусства, в частности, в музыкальном искусстве является целью нашей работы.

Наша цель будет достигнута путем решения следующих задач: познакомиться с произведениями искусства, в которых герой – это простой человек, глубоко любящий свою землю, готовый пожертвовать собой ради своей семьи, свободы Отечества. Показать, как музыкальное искусство создают и передают образ народного героя.

Объектом нашего исследовательского проекта стал образ народного героя в музыкальном произведении, а предметом – главный герой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

При выполнении исследовательского проекта мы ознакомились с произведениями из области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, пользовались Интернет- ресурсами. На наш взгляд, исследовательский проект будет интересен широкому кругу читателей.

Раздел 1. Образ защитника Отечества в различных видах искусств

1.1. Создано очень много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре) о подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство человека, которые ценой своей жизни, свои примером, величием духа были готовы встать и охранять свою родную землю.

До наших дней дошли древние былины, в которых богатыри призывают на подвиг во славу Отечества, поднимают дух народа в тяжелые для страны годы, вселяют в людей мужество. Такие герои могут объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну. Например, знаменитый богатырь Илья Муромец, в образе которого сочетается огромная физическая сила с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. В 1643 г. Илью Муромца канонизировали. Русское воинство считало и считает его свои покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца. Образ русского былинного богатыря запечатлён и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри».

В наше время былинный образ Ильи Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Отечества.

В древнем русском искусстве заступников русской земли олицетворяли князья Борис и Глеб, Александр Невский. В изобразительном искусстве образы народных героев, выдающихся полководцев отражены в творчестве художников В.Васнецова, Н. Рериха, М. Врубеля.

Нас очень радует, что и современное российское кино дополняет образ защитника отечества через показ фильмов, которые закладывают чувство уважения к героическому прошлому нашего народа. После просмотров таких фильмов, как «Мы из будущего» режиссера А. Малюкова, «Сталинград» Ф. Бондарчука, «Матч», «Брестская крепость» А. Котта и т.д. …

1.2. Русские композиторы так же постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Александр Порфирьевич Бородин в своем небольшом по объему творчестве уделил особое внимание эпическим образам, которые наиболее ярко воплотились в опере «Князь Игорь».

Модест Петрович Мусоргский – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», музыкальный язык которых ярко имеет национальный характер и своими особенностями близок крестьянским песням.

В творчестве Петра Ильича Чайковского нашли свое отражение вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.

Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева многогранно: кантата «Александр Невский», музыкальная драма на сюжет романа Л. Толстого «Война и мир». Среди действующих лиц оперы выделяется образ Кутузова, чья ария звучит как символ бессмертия Родины: «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов, ты раскинулась перед нами, Москва» становится в дальнейшем темой родины, озаренной немеркнущим светом, темой ликования и победы над врагом.

1.3. Михаилом Ивановичем Глинкой создана национальная опера – «Иван Сусанин», главной идеей которой стала любовь к отечеству и неразрывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа. Отечественное героико-трагическое произведение - такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

Стоит отметить, что первая написанная опера "Иван Сусанин" принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось " " - это французский стиль, где музыкальная и речитативная, общительная часть занимает одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса, Иван Сусанин остается жив.

На самом деле, в истории создания глинкинской оперы "Иван Сусанин" много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее... Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там, он говорил, что все что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского "Марьина роща", но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера "Жизнь за царя". Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу сам Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). "Жизнь за царя" состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с "Ивана Сусанина" на "Жизнь за царя". "Иван Сусанин" заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием русского искусства в мировых масштабах, так как это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до "Ивана Сусанина" было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не заложили столько актуального для русской души смысла, и не являлись такими великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка.

Раздел 2. Практическая часть.

Практическая часть нашего проекта – исследования связана с просушиванием оперы «Иван Сусанин» и определение музыкальных номеров, через которые мы видим трансформацию чувств главного героя – от простого костромского крестьянина к человеку, положившего свою жизнь на алтарь победы.

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передается основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы – идея народности, патриотизма.

За увертюрой следует хоровая интродукция – пролог. Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и одновременно выражает главную идею оперы – любовь русского народа к своей родине.

Действие первого акта переносит нас на улицы села Домнино, где живет Иван Сусанин со своей семьей, он показан как любящий отец, который желает выдать свою дочь за муж за любимого ею человека, но осаждённая польскими врагами столица омрачает душу Сусанина «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца» - поет он. Этим самым мы видим образ простого крестьянина, для которого мысли о личном счастье не видятся без общего мира в народе, что утверждает связь героя с народом.

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В он известен как человек, который спас царя Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к где, собственно, и обитал которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.
– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.
– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит”. –

“Злодей!”, закричали враги закипев:
“Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –
“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Личность

Народный герой, крестьянин села Домнино в 70 верстах севернее Костромы (ныне - Сусанинского района Костромской области). Достоверных биографических данных о Сусанине практически не сохранилось. Основным источником сведений является Царская грамота от 30 ноября 1619 г. Крепостной крестьянин дворян Шестовых. По некоторым данным, служил вотчинным старостой. По официальной версии, зимой 1613 г. Иван Сусанин совершил подвиг. Царская грамота от 30 ноября 1619 г. свидетельствовала о том, что зимой 1613 г. царь Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой, жили в селе Домнино, куда для захвата юного царя направился польско-литовский отряд около 60 человек. По пути поляки встретили И. Сусанина, которому приказали показать дорогу. Сусанин повел отряд в противоположную сторону к селу Исупову, а в Домнино отправил зятя Богдана Саблина для предупреждения об опасности. Сусанин вывел отряд к Исуповскому (Чистому) болоту, за что был подвергнут пыткам и убит. Михаил Федорович Романов с матерью укрылись в костромском Ипатьевском монастыре. В награду за подвиг и спасение царя зятю Сусанина в 1619 г. была дарована половина деревни с освобождением от податей. Дочь - Антонида. Потомки Сусанина неоднократно получали новые жалованные, подтвердительные грамоты и льготные указы (1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767) с подтверждением их имущественных прав.

Героизация

Подвиг Сусанина стал предметом культа в дореволюционной России. Ему посвящены произведения живописи, графики, скульптуры, литературные и музыкальные произведения. История подвига крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, стала особенно востребована официальной пропагандой и общественным мнением в период подавления польского восстания 1830-1831 гг. С 1838 г. центральная площадь Костромы получила наименование Сусанинской. С критикой официальной версии подвига выступил известный историк, профессор Н.И. Костомаров, считавший единственным достоверным фактом во всей истории гибель Сусанина от одного из разбойничьих отрядов в Смуту. Критически отзывался об истории Сусанина С.М. Соловьев. Сусанин среди прочих исторических деятелей изображен на памятнике М.О. Микешина «Тысячелетие России» (1862) в Новгороде Великом.

Отношение в советский и постсоветский период

В советское время в Костроме был разрушен памятник Сусанину (сброшен с постамента в 1918 г., окончательно уничтожен в 1934 г.), а самого героя стали считать одним из царских слуг, подвиг которого мифологизирован. Однако с конца 1930-х гг. отношение к Сусанину изменилось - он вошел в число народных героев, наряду с Мининым и Пожарским, Александром Невским и Дмитрием Донским. В 1939 г. на сцене «Большого театра» была возобновлена постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», которая теперь именовалась «Иван Сусанин». В том же году район, где жил Сусанин и райцентр были переименованы в его честь. В советское время также получила распространение версия о том, что Сусанин был просто героем-патриотом, а его подвиг не имел отношения к спасению царя. В 1967 г. в Костроме был установлен новый памятник Сусанину с надписью: «Ивану Сусанину - патриоту Земли Русской». В 1988 г. на месте бывшей деревни Анферово был установлен памятный знак - валун с надписью: «Иван Сусанин 1613». В 1992 г. центральной площади Костромы было возвращено название Сусанинская. Интересно, что неподалеку от родного села Сусанина, в 12 верстах, в селе Молвитино родился Осип Комиссаров - человек, спасший от гибели императора Александра II. Не менее 58 человек повторили подвиг Сусанина. Наиболее известен Герой Советского Союза Матвей Кузьмин.




Top