Из чего состоит краска. Как делаются краски? Характеристика живописи с применением акварельных красок

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э. Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок. Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

О ЧЁМ СТАТЬЯ?

Состав разных цветов

А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Разные виды минеральных веществ соответствуют конкретному оттенку акварели.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др. Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете. Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается. Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается. Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево... Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это, как вы понимаете, дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых)...

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно. И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Попробуем и мы извлечь красители из растений, а потом на их основе приготовим водорастворимые краски, известные всем как акварельные. Естественно, что красители, которые мы будем добивать, должны хорошо растворяться в воде.

Все красители будем готовить одним и тем же способом: измельчим растения или какие-либо их части и будем долго кипятить в воде, чтобы получился концентрированный отвар. Он должен быть достаточно густым. Извлекать сухой краситель нам не потребуется - все равно ведь нам предстоит готовить водорастворимую краску.

Очень важное замечание: берите только те растения, которые разрешено собирать там, где вы живете; ни в коем случае не рвите растения, взятые под охрану в вашей области или республике. И в любом случае, чтобы не наносить вреда природе, ограничьте число собранных растений до минимума.

Начнем с красного красителя. Его можно получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня подмаренника, Возможно, вы не знаете, как выглядят названные растения. В таком случае посоветуйтесь с учителем биологии либо возьмите в библиотеке какой-либо справочник или определитель растений; в них, как правило, даются и описания растений, и их рисунки.

Ольховую кору положите в воду на несколько дней, а потом приготовьте отвар. Вновь у вас получится красный краситель. Его можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае не забудьте прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Из корней известного растения девясила (он, как и зверобой, относится к лекарственным травам) можно получить синий красителе. Для этого корни надо сначала подержать в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Краситель зеленого цвета извлекают из листьев трилистника (тоже, кстати, лекарственная трава). Не такой яркий, но тем не менее красивый серо-зеленый краситель вы добудете из листьев и стеблей манжетки; перед приготовлением отвара их необходимо тщательно измельчить.

Желтый краситель дают многие растения: дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый краситель с лимонным оттенком.

Если отварить в воде сухую кожуру репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков - от почти желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Ягоды черники и ежевики, как нетрудно догадаться, содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. А из стеблей и листьев чистотела удается извлечь краситель оранжевого цвета.

А как получить черный пигмент? Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

Вы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров? Тогда приступим к главному - изготовлению акварельной краски. Главные ее составные части - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов (плесневых грибков, которые непременно захотят питаться нашими красками).

Если у вас нет гуммиарабика, то в качестве клеящего вещества лучше всего взять вишневый или сливовый клей, натеки на стволах, которые можно собрать прямо с деревьев - им это не во вред. Правда, такой клей (говоря точнее,-камедь) в воде растворяется с трудом, но если добавить немного кислоты, то растворение пойдет значительно быстрее.

Для краски каждого цвета приготовьте 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешайте его с равным количеством глицерина или же примерно втрое меньшим количеством меда. Антисептиком будет служить фенол, его 5 %-ный раствор под названием «карболовая кислота» есть в аптеках. Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешайте. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляйте его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у вас получилось основы для краски.

Вот, собственно, и вся процедура. Возможно, вы удивлены, отчего краска получилась не твердая - в магазинах ее продают в плитках. Однако художники пользуются и полужидкими акварельными красками, в тюбиках. По консистенции они как раз напоминают те разноцветные краски, которые вы только что приготовили.

Если вы собираетесь хранить свои краски, обязательно перелейте их в какие-нибудь склянки, плотно закрывающиеся полиэтиленовыми пробками, в противном случае краски скоро высохнут. А работать ими надо так же, как и всякими другими акварельными красками: мягкая кисть, плотная бумага... Впрочем, среди юных химиков наверняка есть и юные художники.

Прежде чем перейти к новой теме, дадим еще один совет: попробуйте окрасить ткань. Ведь в старину большую часть растительных красителей использовали именно для этой цели. Договоримся только вот о чем: не кладите в красильную ванну (а ею может служить миска или таз) хорошие вещи. Поэкспериментируйте сначала с кусочками чистой белой ткани или пряжи. И только в том случае, если вы убедитесь, что опыт проходит успешно, берите какую-либо вещь - обязательно из тех же волокон, на которых вы ставили эксперимент.

Перед окраской ткань, как правило, требуется протравить - подержать в горячем растворе какой-либо соли; для этой цели часто берут раствор алюмокалиевых квасцов. Подержав ткань или пряжу в протраве несколько минут, опустите ее в отвар красителя, предварительно процеженный через марлю, и кипятите в нем. Точного совета, насколько крепким должен быть отвар, дать, к сожалению, нельзя, потому что два внешне одинаковых растения могут содержать разные количества красящего вещества. Так ч то концентрацию и время обработки придется подбирать опытным путем.

Назовем несколько растении, из которых можно получить неплохие красящие отвары для ткани. Начнем с упоминавшейся уже луковой шелухи. В ее отваре ткань станет желто-красной, если протравить ее квасцами, и зеленой, если протравить железным купоросом. Луковую шелуху использовали с давних времен для крашения шерсти и льна.

Из листьев и стеблей картофеля тоже можно приготовить краситель. Их отвар окрасит ткань в лимонный цвет, если ткань заранее обработана раствором какой-либо соли олова. А отвар корня ревеня придаст ткани, протравленной раствором железного купороса, болотный цвет.

Для окрашивания шерсти можно использовать и отвары из коры деревьев. Так, кора ольхи окрасит шерсть в темно-красный цвет, кора ясеня - в синий. Древесина дикой груши содержит коричневый краситель (шерсть перед крашением надо протравить в водном растворе какой-либо соли висмута). В листьях березы есть серо-зеленый краситель, правда, он не очень эффектен.

В былые времена редко, но все же красили шерсть раствором кофе, только сырого, чтобы получить зеленый цвет. Опробуйте и этот краситель, благо сырых кофейных зерен нужно совсем немного. Их надо размолоть и отварить с добавкой стиральной соды, а шерсть перед тем, как погружать ее в отвар, протравите в горячем растворе квасцов.

Если это занятие придется вам по вкусу, проверьте сами красящее действие других растений в сочетании с разными протравами. Не исключено, что вы обнаружите какое-либо неизвестное или совершенно забытое сочетание, и окраска окажется на редкость красивой.

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986

Общие сведения
Эти краски имеют широкое распространение и применяются для рисования, раскрашивания чертежей, диаграмм, плакатов и т. д. Акварельные краски вырабатываются в плиточках, в фарфоровых или иных чашечках или в оловянных тюбиках. Акварельные краски разводятся водой и всегда готовы к употреблению. Разведенная высохшая краска не портится и может быть снова пущена в дело.

Для приготовления этих красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего нельзя отмыть их с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.

В последнее время почти исключительно применяются минеральные краски, так как они дешевле и прочнее растительных. Приготовление акварельных красок сводится к тому, что измельченные замешанные с водой краски смешивают с связующим веществом и полученное тесто помещают в тюбики, чашечки или формуют в соответствующие лепешки.

В качестве связующего вещества употребляют гумми-арабик, вишневый клей, леденцовый сахар, желатин, рыбий клей и другие. Лучшие сорта красок приготовляют на чистом гумми-арабике, иногда прибавляют небольшое количество (от 20 до 40%) леденцового сахара. Применяют также смесь гумми-арабика со светлым столярным клеем или с декстрином, причем эти вещества берутся в самых разнообразных пропорциях.

Минеральные краски, применяемые для изготовления акварельных

Белые краски
Лучшим материалом являются свинцовые белила. Эти сорта содержат довольно большой процент примеси тяжелого шпата. Высший сорт свинцовых белил – «Кремзервейс» - плитки белоснежного цвета. Цинковые белила также пригодны для приготовления белой акварельной краски. Эти белила представляют собой окись цинка. Высший сорт - «Шнейвейс» - отличается легкостью и белизной. Кроме этих материалов сюда можно отнести тяжелый шпат и мел, но эти материалы дают краску очень низкого качества.

Желтые краски
Крон желтый - хромовосвинцовая соль. Эти краски бывают различных оттенков: лимонного, оранжевого и других. Они обладают существенным недостатком: изменяют свой оттенок на солнечном свету. В отношении крона нужно еще помнить, что его нельзя смешивать с красками, содержащими серу (ультрамарином, киноварью). Для желтых красок применяются также желтый кармин, сернистый кадмий, охра и др.

Коричневые краски
Сиенская земля, кассельская земля, кельнская земля, сурик железный, умбра и др.

Красные краски
Сурик свинцовый - порошок красного цвета. Высший сорт - «Миньоранж». Киноварь - сернистая ртуть. Натуральная киноварь ярко-красного цвета. От степени измельчения зависит ее оттенок; чем тоньше размол, тем светлее и ярче краска. В продаже бывает различных оттенков.

Кармин - краска животного происхождения. В воде нерастворим, легко растворяется в нашатырном спирте. Кроме этих красок применяют еще венский бакан, мумию и др.

Синие краски
Ультрамарин. В последнее время исключительно применяется искусственный ультрамарин. В торговле бывает в виде порошка от темно-синего до светло-голубого цвета. Тонкий размол дает светлые тона.

Лазурь берлинская голубая. В продаже встречается в виде плиток или кусков темно-синего цвета.

Индиго - растительная краска, но может быть получена также искусственным путем. Представляет собою смесь нескольких красящих веществ, из которых главное, дающее синий цвет, - индиготин. В продаже бывает в виде темно-синих кусков с медно-красным отливом.

Зеленые краски
Зеленые краски получают смешиванием желтых и синих красок, либо применяют ярь-медянку (лучшая - французская; ярь-медянка - ядовита), крон зеленый, хромовую зелень, киноварь зеленую, ультрамарин зеленый и др.

Черные краски
Жженая слоновая кость, ламповая копоть и др.

Общие указания для приготовления акварельных красок

Для получения краски того или иного цвета применяются, как указано выше, главным образом минеральные краски. Желаемый оттенок можно подобрать при покупке сырья или же получить комбинации красок различных цветов. Краски, обладающие очень интенсивным ярким оттенком, можно ослабить, прибавляя к ним некоторое количество белой краски.

Основным моментом в производстве является тщательное измельчение красок. Нужно иметь в виду, что большинство минеральных красок в воде не растворимо, и процесс крашения представляет собой как бы механическое прикрепление мельчайших частей краски к бумаге. Многие сорта продажных минеральных красок идут либо в кусках, либо в порошке недостаточно тонкого помола, и поэтому требуют для приготовления акварельных красок тщательного измельчения.

В зависимости от размеров производства измельчение в порошок производится на бегунах, в шаровых мельницах, специальных краскотерках или же ручным способом в каменной ступке. Чем тоньше измельчение, тем лучшего качества получаются акварельные краски.

Связующими веществами служит гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин, рыбий клей и т. д. Выбор связующих веществ можно варьировать широко, но высшего качества акварельные краски получаются на чистом гумми-арабике в смеси с сахаром или медом. Обыкновенно берут 2 вес. ч. гумми-арабика и 1 вес. ч. сахара. Часто применяют также раствор леденца и раствор декстрина. Для карминовых красок применяют только раствор леденца, для хромовых красок и изумрудной зелени - раствор декстрина.

Количество необходимого связующего вещества для различных минеральных красок варьирует в широких пределах. Парижская синь требует количество связующих веществ (гумми-арабик и сахар), равное своему весу, берлинская лазурь, сиенская земля требуют меньших количеств. Еще меньше их требуют свинцовые белила и черные краски. Небольшие количества требуют желтые и красные охры, сурик, киноварь и цинковые белила, совсем мало - коричневая кассельская и кельнская земля.

Замешиванием краски с водяным раствором связующего вещества получают тесто глинообразной консистенции, которое выкладывают на мраморный стол или на стол, покрытый вощеной бумагой. Масса должна быть раскатана до толщины в 5-8 мм; оставляют ее в покое от 12 до 20 часов, после чего формуют специальными формочками. Штамп смазывается каким-либо маслом. К формовке приступают, когда тесто достаточно подсохло. Можно формовку производить в два приема, т. е. раньше при помощи штампа или ножа нарезать тесто на соответствующие плитки, затем, когда последние достаточно затвердеют, прижимать их медным штампом для придания соответствующей формы и торгового знака. Этот последний способ практикуется чаще.

Совершенно затвердевшие и отформованные плитки или кружочки наклеивают на палитру светлым столярным или рыбьим клеем. Клей в виде теплого раствора наносится маленькой кисточкой на палитру и тотчас на это место прикладывается кружок краски.

При массовом производстве можно изготовить щетку в соответствующих местах которой находятся пучки волос. При помощи такой щетки одним прикосновением к палитре наносится клей соответственно местам, на которых будут наклеены кружки красок. При приготовлении акварельных красок в чашечках полученное тесто помещают в соответствующие фарфоровые или иные чашечки. Связующим веществом у них являются те же вещества, но к ним прибавляют мед или глицерин. Эти краски легче разводятся водой.

Для красок в тюбиках пользуются в качестве связующих веществ гумми-арабиком или декстрином с прибавлением значительных количеств меда. На 1 вес. ч. гумми-арабика берут 1 вес. ч. меда. Мед применяется жидкий и некристаллизующийся. Вместо меда для удешевления применяется глицерин.

При приготовлении дешевых детских красок пользуются мелом или тальком, подкрашенными в соответствующий цвет анилиновой краской и замешанными одним из указанных выше связующим веществом. Формуют кирпичики или кружочки обычным способом при помощи медных штампов.

Ниже мы приводим отдельные примерные рецепты приготовления высших сортов акварельных красок, но повторяем, что для получения красок можно пользоваться и другими красящими и связующими веществами.

Рецепты акварельных красок

Интенсивно-черная
130% ламповой сажи кипятят в 1 л воды; приняв сосуд с огня, снимают с жидкости всплывшую наверх пену и прибавляют 4 г тонко измельченного индиго. Полученную смесь кипятят при постоянном помешивании до тех пор, пока не испарится большая часть воды, после чего прибавляют 4 г гумми-арабика, 2 г столярного клея и 0.5 г цикорного экстракта (необязательно).

Полученную смесь кипятят до тех пор, пока она не превратится в густую пасту, которую формуют затем в виде плиточек или таблеток, пользуясь формами, смазанными маслом (лучшее масло для этого - ореховое или миндальное).

Синяя краска
33 вес. ч. тонко измельченной берлинской лазури кипятят некоторое время в мягкой воде, к которой прибавлено несколько капель соляной кислоты. Когда краска осядет, сливают жидкость, а осадок смешивают с 16.5 вес. ч. гумми-арабика и 8.5 вес. ч. клея, растворенными предварительно в небольшом количестве воды; выпаривают смесь при умеренном нагревании до получения густой пасты, которую формуют обычным способом. При приготовлении краски из индиго к последнему прибавляют некоторое количество (смотря по оттенку) свинцовых белил, весьма тщательно растирают полученную смесь, а затем поступают, как указано выше.

Красная краска
Растирают 30 вес. ч. венского бакана, кармина, киновари или сурика с 10 вес. ч. гумми-арабика, 4 вес. ч. сахарной пудры и 6 вес. ч. воды в однородную густую массу. Если масса получится слишком густой, то прибавляют небольшое количество воды.

Желтая краска
Готовить по рецепту красной краски, применяя желтые минеральные краски и несколько меньшие количества связующего вещества.

Белая краска
Тщательно растирают белила (кремницкие) сначала в крепком растворе гумми-арабика до консистенции мягкой однородной пасты, а затем второй раз в растворе гумми-арабика, сгущенном до консистенции слизи. Полученную пасту подсушивают на воздухе, а затем формуют. Можно также высушивание пасты производить в формах.

Зеленая краска
8 вес. ч. ярь-медянки растирают в молоке и нагревают при температуре, близкой к кипению, в течение 24 часов, прибавив сюда 2 вес. ч крепкого винного уксуса и 4 вес. ч. измельченного в порошок винного камня. После отстаивания, в течение 24 часов, сливают жидкость в бутыль; смешивая жидкость с индиго, шафраном, зеленой краской из ягод крушины, можно получить краску любого оттенка. В качестве связующего вещества применяется гумми-арабик и клей, которые прибавляются до получения густого теста.

Медовые краски
Смешивают 6 вес. ч. гумми-арабика, 3 вес. ч. сахарной пудры, 30 вес. ч. минеральной краски любого цвета, 6 вес. ч. меда и 5 вес. ч. воды. Все тщательно растирают и перемешивают.

Растительные краски
Фиолетовая. Сок спелой черники, выжатый из ягод, кипятят в чистом сосуде, прибавляют рюмку уксуса и 20 г квасцов, фильтруют и отфильтрованную жидкость упаривают в фарфоровой чашке до надлежащей консистенции.

Желтая
Гореть желтых ягод подорожника кипятят в 0,5 л воды, прибавляют небольшое количество квасцов и 10-15 крупинок поваренной соли (каменной), после чего полученную смесь упаривают до одной четверти объема, процеживают через холст и прибавляют гумми-арабика для получения густой массы, которую формуют.

Человечество рисует уже не одну сотню лет. Об этом вполне убедительно свидетельствуют и экспозиции музеев изобразительного искусства и наскальные рисунки, которые можно увидеть в некоторых пещерах.

В общем, рисунки есть, а вот откуда взялись краски, особенно у наших далёких предков, оставивших изображения сцен охоты и много других не всегда понятных изображений - вопрос. Причём ответ на него, по крайней мере, первая его часть, достаточно прост.

Вы наверняка замечали, что некоторые растения (ягоды или свёкла) могут окрашивать как кожу рук, так и другие поверхности. Заметили это и наши предки. Кроме растительных красок у них в арсенале были сажа, различные глины и некоторые минеральные пигменты, в частности, охра.

Времени на эксперименты также было в достатке и самые первые в истории человечества художники смешивали имеющиеся материалы с другими веществами и стремились сделать свои краски как можно более долговечными и стойкими.

Чтобы краски держались долго, потребовалось подобрать подходящий связующий элемент. Это могла быть глина, животный клей или яйца. Яичный желток и сегодня используется для изготовления красок в качестве одного из связующих элементов основы.

В качестве красящих пигментов использовались главным образом охра и умбра. Позднее, с развитием металлургии, палитра расширилась, в ней появились не только красные и коричневые оттенки, но и оттенки зелёного и синего.

Состав красок

В любой краске можно выделить 4 компонента:

  • красящий пигмент
  • связующие вещества
  • растворитель
  • наполнитель

Каждый из этих компонентов влияет на свойства краски. С пигментом всё понятно, поэтому перейдём к связующим веществам.

В качестве связующих элементов используются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, которые можно растворить в воде или в маслах, твердеющие масла, различные полимеры.

В красках эти вещества играют роль пленкообразователей. То есть при высыхании краски, именно благодаря связующим, образуют на поверхности прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.

Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Выбор растворителя зависит от того, какое связующее использовано в краске, как правило, в этой роли выступают вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и другие углеводороды.

Наполнители вводятся в состав красок с целью модификации их текстуры и матовости. Также не обойтись без наполнителей при изготовлении термостойких красок, в том числе и тех, что применяются в гончарном деле для росписи изделий.

Технология изготовления

Подробно описать все этапы приготовления красок в рамках статьи просто невозможно, но мы постараемся кратко описать процесс создания различных красок. Начнём с темперы . Эти краски изначально делались на водорастворимой основе, в число компонентов которой входил как раз яичный желток. Сегодня для изготовления темперных красок в промышленных масштабах используют казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола).


Акварельные краски замешивают на основе природного гуммиарабика - это такие смолы растительного происхождения, а в качестве пластификаторов используют мёд, глицерин или сахар. Потому и пишут на упаковках "Акварель медовая". Несмотря на всю безобидность состава, пробовать акварель не стоит: в состав входят и некоторые антисептики, в частности, фенол. При попадании в организм он может стать причиной нешуточного отравления. Акварельные краски родом из Китая , так же как бумага.

Гуашь по своему составу близка к акварельным краскам. Однако при высыхании гуашевые краски значительно светлеют и их поверхность становится бархатистой. Связано это с тем, что в гуашь добавлены белила, дающие такой эффект.

Масляные краски чаще всего изготавливают на основе льняного масла, реже используют алкидные смолы. Впервые эти краски начали делать в Европе в 15 веке, но кто именно их изобрёл - неизвестно. При высыхании масляные краски не меняют свой цвет, позволяя добиваться поразительно глубоких тонов и оттенков.

Природные пигменты

Любая палитра - это, в первую очередь, основные цвета. Их получают благодаря вот каким пигментам:


  • Красный: киноварь, гематит, охры красные.
  • Оранжевый: реальгар, ванадинит.
  • Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
  • Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит.
  • Голубой: азурит (в тонком помоле).
  • Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит (индиго минеральный), рибекит.
  • Фиолетовый: лазурит (ультрамарин природный, после умеренного прокаливания).
  • Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
  • Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, вад).
  • Чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит.



Top