Из какого произведения герой очумелов кто автор. Очумелов из какого произведения


  1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов

3) Наталья Савишна

4) Кукубенко

(за каждый правильный ответ 1 балл)


  1. Соотнесите произведения, жанр и автора.

«Железная дорога» рассказ Д.И. Фонвизин
«Злоумышленник» баллада В.А. Жуковский
«Арап Петра Великого» стихотворение А.П.Чехов «Лесной царь» комедия Н.А. Некрасов «Недоросль» роман А.С. Пушкин

(За каждый правильный ответ 1 балл)


  1. Исключите из списка название произведения, не принадлежащее А. П. Чехову.

«Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Гриша», «Размазня», «О любви», «Близнецы».

(1 балл)


  1. Какое значение имеет выражение « птенцы гнезда Петрова»?Назовите автора данного отрывка, название. (5 баллов)

«За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:»

Перечислите, кто являлся «товарищами, сынами»?(4 балла)


  1. Назовите автора данных отрывков, название произведений и имена героев, которым принадлежат следующие портреты:

1) …Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать.
2). … Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
3) …круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная;

(за каждый правильный ответ 3 балла)


  1. В каком произведении автор сопоставляет своих героев с «ястребом» и с «голубем сизокрылым»? Назовите произведение, автора и героев.
(5 баллов)

  1. Какое историческое событие лежит в основе произведения А.К. Толстого «Василий Шибанов»? Определите жанр произведения. Назовите героев этого произведения.
(5 баллов)

II. Знание истории и теории литературы.

1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений. (1 балл за жанр, 1 балл за произведение)

2. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

3. Назовите жанр произведений:

а) Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»;

б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;

в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;

г) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

(за каждый правильный ответ – 1 балл)
4. Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины «перепутаны». Вы должны определить и назвать принципы, по которым могут быть собраны термины в столбики, правильно их распределить, дополнив столбики аналогичными терминами.

(5 баллов)

III. Творческое задание.

Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик»:
Жил кораблик, весёлый и стройный,

Над волнами, как сокол, парил.

Сам себя, говорят, он построил.

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб, и в металл,

Сам повёл себя в рейс -

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Шёл кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его.

Шёл кораблик по летним морям,

Корчил рожи последним царям,

Все ли страны в цвету,

Всё ль на месте -

Всё записывал, всё проверял.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто - куда.

Шёл кораблик, о чём-то мечтал,

Всё, что видел, на мачты мотал,

Делал выводы сам -

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Капитан.
Стихотворение «построено» на использовании олицетворения. Какие детали помогают увидеть кораблик в «человеческом обличье»? Какие слова «очеловечивают» кораблик? Найдите примеры олицетворения в стихотворении. Кого напоминают герои, которых коснулось олицетворение? Какая серьезная мысль звучит в финале этого веселого стихотворения?

Дайте ответы на эти вопросы в виде связного текста. (до 25 баллов)

Ответы:


  1. Знание текстов художественных произведений.
1) Очумелов – А.П. Чехов «Хамелеон»

2) Дефорж – А.С. Пушкин «Дубровский»

3) Наталья Савишна – Л.Н. Толстой «Детство»

4) Кукубенко – Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
2. Н.А. Некрасов стихотворение «Железная дорога»

А.П.Чехов рассказ «Злоумышленник»

А.С. Пушкин роман «Арап Петра Великого»

В.А. Жуковский баллада «Лесной царь»

Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»


    1. И. И. Тургенев. Стихотворение в прозе «Близнецы».

4. Пушкин называет сподвижников Петра I. (Шереметев, Брюс, Боур и Репнин. «Полтава».
5. 1) Л.Н.Толстой «Детство»; учитель Карл Иванович;

2) М.М. Пришвин. Кладовая солнца , Настя

3) М. Горький. Детство , бабушка

6. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Иван Грозный и Кирибеевич.

7. Баллада. Ливонская война, поражение русских, предательство воеводы князя Курбского. Иван Грозный, Курбский, Василий Шибанов.

II. Знание истории и теории литературы .

1. Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть, поучения.

2. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

3. а) повесть, б) баллада, в) комедия, г) поэма.

III. Творческое задание.
Оценивается ход мысли учащихся, её доказательность, а не совпадение с мнением проверяющего, в том числе:

Глубина постижения произведения – до 10 баллов;

Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 5 баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 5 баллов.

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия - базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик - это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова - нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих - собачка оказывалась то генеральская, то бродячая - надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала - был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит Очумелов-хамелеон. Чехов всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество - именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами - особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов - человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником - автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели - указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон - пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления. И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

Задания для школьного этапа

Всероссийской олимпиады

по литературе для 8 класса

Материалы разработала:

Учитель русского языка и литературы

Борисова Марина Анатольевна

2013 – 2014 учебный год

I. Знание текстов художественных произведений.

  1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

4) Княгиня Волконская.

  1. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.
  1. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.
  1. …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

II. Историко-литературные задания.

  1. Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?

«Илиада» Гомера, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

  1. Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

«Капитанская дочка»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

«История Пугачёва»

Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке и вооружён винтовкою.

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III. Знание теории литературы.

6. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а ) дактиль а) сравнение а) пословица

Б) рассказ б) ямб б) басня

В) роман в) анапест в) гипербола

Г) хорей г) метафора г) поэма

Д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

7. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…».

8. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1) Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

9. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

  1. Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснётся,

Он исчезнет без следов;

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

Е. Баратынский

  1. О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).
  2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено?
  1. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?
  2. Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?
  3. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?

7. Определите стихотворный размер.

Ответы к олимпиаде по литературе в 8 классе

2013 год

  1. Знание текстов художественных произведений.

1) А.П. Чехов «Хамелеон».

2) А.С. Пушкин «Дубровский».

3) Л.Н. Толстой «Детство».

4) Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 4 б.)

1) Андрий. 2) Остап (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»).

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)

  1. Историко-литературные задания.

3 . «Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 4 б.)

4. В «Истории Пугачёва» дано деловое описание внешности Пугачёва . Официально – деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов.

Описание внешности героя в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» - эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).

Оценка: по 2,5 балла за правильный ответ (макс. – 5 б.)

1) В.А. Жуковский

2) Д.И. Фонвизин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)

  1. Знание теории литературы.

Жанры размеры стихосложения Средства худ. выразительности

а) пословица а) ямб а) гипербола

б) рассказ б) хорей б) антитеза

в) басня в) анапест в) эпитет

г) поэма г) дактиль г) олицетворение

д) роман д) метафора

Е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (макс. – 3 б. + 1 б. за правильное название групп)

(макс. – 4б.)

7. Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 1 б.)

1) Былина. 2) Житие. 3) Басня. 4) Пословица. 5) Загадка.

(макс. – 5 б.)

1) Сравнение. 2) Олицетворение.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 2 б.)

IV. Интерпретация лирического произведения.

1.Макс. количество – 4 балла.

2.Макс. количество – 4 балла.

3.Макс. количество – 2 балла.

4.Макс. количество – 2 балла.

5. Макс. количество – 1 балла.

6. Макс. количество – 2балла.

7. Макс. количество – 2 балла.

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

Макс.

5б.

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

Есть композиционные и логические нарушения

Композиционные и логические нарушения значительны

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

Высказаны несвязные мысли

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5-6 ошибок

7-8 ошибок

9 ошибок

Более 9 ошибок

Макс. кол-во баллов за задание IV- 27.

Максимальное количество баллов за всю работу - 58.


На этой странице представлен комплект олимпиадных заданий по литературе, который можно использовать в качестве тренажера для подготовки учащихся 8 класса к участию в олимпиаде. Задания можно использовать для промежуточного контроля знаний учащихся и определения уровня их готовности к олимпиаде. Такую возможность оценит любой учитель.

Кроме этого, наш сайт поможет родителям, неравнодушным к успеваемости своих школьников. Олимпиадные задания для 8 класса дополняются правильными ответами, так что, даже если вы забыли содержание какого-то из программных произведений, вы все равно сможете проверить ребенка.

Олимпиада по литературе 8 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. К жанру Устного народного творчества не относится:
А) рассказ
Б) частушка
В) предание
Г) сказка

2. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к
А) русской литературе XIX века
Б) древнерусской литературе
В) современной литературе

3. А. С. Пушкин писал о
А) восстании Степана Разина
Б) о восстании Емельяна Пугачева
В) о Гражданской войне

4. Мцыри – это
А) неслужащий монах
Б) беглец
В) каторжанин

5. Бой с барсом описал
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) Н. М. Карамзин

6. Идею «Ревизора» Гоголь взял
А) у А. С. Пушкина
Б) у М. Ю. Лермонтова
В) это история случилась с ним самим

7. “На севере диком стоит одиноко …” О каком дереве рассказывает Лермонтов в своем стихотворении?
А) о березе
Б) о плачущей иве
В) о сосне
Г) о дубе

8. Каким “цветкам степным” посвятил свое стихотворение А К. Толстой?
А) колокольчикам
Б) тюльпанам
В) василькам
Г) ромашкам

9.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
А) сказка
Б) былина
В) народная песня
Г) поэма

10. Назовите героев исторических песен:
А) Ермак Тимофеевич
Б) Князь Потемкин
В) Емельян Пугачев
Г) М. И. Кутузов

Открытые вопросы

Вопрос 1
Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) князь Холмский; д) советник юстиции Кнап.

Вопрос 2
Кто был первым книгопечатником на Руси?

Вопрос 3
Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Вопрос 4
Определите стихотворные размеры.
А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…

Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.

Вопрос 5
Установите по приведенному ниже определению литературоведческий термин:
Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б Б А Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В А Г А,В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».
Ответ на вопрос 2: Иван Федоров
Ответ на вопрос 3: В. Васнецов
Ответ на вопрос 4: А — Ямб, Б — Хорей
Ответ на вопрос 5: Композиция

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия – базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик – это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова – нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих – собачка оказывалась то генеральская, то бродячая – надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала – был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит Очумелов-хамелеон. Чехов всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество – именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами – особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов – человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником – автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели – указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон – пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления. И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.




Top