Из за чего катерина бросилась со скалы. Сочинение Островский А.Н

Фото: ГУ МВД России по Волгоградской области

В Волгограде полицейские задержали 21-летнего студента, который 13 октября на глазах у двух маленьких детей зверски расправился с молодой женщиной в Городищенском районе. По словам убийцы, женщина оказалась у него на пути случайно. Его целью были деньги, хранившиеся у ее супруга-фермера.

Говорит, что шёл за деньгами, а не убивать

Подозреваемый в убийстве жительницы Городища задержан вчера оперативниками угро ОМВД России по Городищенскому району Волгоградской области совместно с сотрудниками регионального СУ СК России. Им оказался 21-летний студент Волгоградского государственного университета.

13 октября 2018 года рано утром в частном доме в хуторе Варламов Городищенского района с множественными телесными повреждениями было обнаружено тело 42-летней женщины - супруги местного фермера, матери двоих малолетних детей, - напоминают сегодня в ГУ МВД России по Волгоградской области. Накануне полицейские установили личность и задержали подозреваемого в убийстве. Им оказался 21-летний студент первого курса юридического факультета.

В поисках улиц полиции помогали солдаты ЮВО

Студент ВолГУ в совершенном преступлении уже сознался. По словам молодого человека, в доме фермера он оказался не случайно. Убийца работал у главы семьи и знал, что тот хранит в доме деньги. Вот только женщину с детьми «юрист», с его слов, в доме видеть не ожидал.

По словам подозреваемого, ранее он работал в хозяйстве фермера и знал, что тот имеет крупную сумму денег. Вечером 13 октября студент приехал в хутор и устроил слежку за домом. Наутро, удостоверившись в том, что хозяин ушел на работу, подозреваемый взял молоток и вошел через открытую дверь. Однако неожиданно для него в доме оказалась супруга фермера с двумя детьми. Молодой человек нанес женщине множественные удары молотком, после чего скрылся.

Деньги, кстати, студент так и не взял. Глава семьи опоздал всего на несколько минут. Когда студент уже добивал жену фермера, тот подъехал к дому. Пока мужчина пытался попасть в свой дом, убийца через окно выпрыгнул во двор и убежал. Весь этот ужас наблюдали маленькие дети.

Подозреваемый взят под стражу, выясняются все обстоятельства убийства, - сообщают в региональном СУ СК России. - Проработал подозреваемый на ферме всего шесть дней. Там он в конце сентября этого года в составе бригады строил гараж. План преступления возник у него уже в тот момент.

Без мамы остались двухлетний и четырехлетний малыши.

Позже в следственном управлении и в ВолГУ заявили , что задержанный не является студентом.

Никакого отношения к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Волгоградский государственный университет» фигурант уголовного дела не имеет, - сказали в СК.

Тема урока : «Кто виноват в гибели Катерины?» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Цель урока: -проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.

Выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.

Выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Учить проводить исследовательскую работу по тексту.

Учить высказывать свое мнение.

Форма урока : диспут.

Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина.

Ход урока:

    Организационный момент.

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

(И.С.Тургенев)

Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.

О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).

Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.

Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.

Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

    Реализация домашнего задания.

Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним прежний урок, быт и нравы города Калинова, выполнив задания.

    Задания: «Знаете ли вы пьесу «Гроза» (раздаточный материал)

Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него

    Вопрос домашнего задания: Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? (Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)

    Новый материал .

1) Черты характера Катерины.

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная», «грубая». Такая Катерина в силу своего характера.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить, прямота.

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В доме родителей:

-« точно птичка на воле»

-«маменька в ней души не чаяла»

-«работать не принуждали»

-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»

В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.

В доме Кабанихи:

-«завяла, как цветок»

-«от любви вас и бранят»

-«все по принуждению»

-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

А) Осознание своей обреченности

Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.

В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие - подчинение

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта, бескорыстие - грубость и брань

Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Ваше мнение по вопросу: Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)

Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь? Определение по словарю Ожегова (Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.

2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей

и о любви как высоком духовном чувстве.)

3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.

4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»

Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?

Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.

Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям)

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10 .

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Чтение монолога.(читает учащийся)

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»

Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с Борисом.

Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

(Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)

Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)

В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)

    Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)

(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

Чем объясняется раскаяние Катерины?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)

(Чтение отрывка)

Звучит романс «А на последок я скажу»

Катерина бросается в Волгу, не примирившись с законами «темного царства».

Почему Борис не мог спасти Катерину (Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)

Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?

Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»

Ты разрушаешь очаг.

Синий огонь кипит

В отчаянных очах.

Воительница в любви,

Что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом,

Чтобы построить храм.

Героиня пьесы, разрушая семью, шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

    Работа по учебник (Резерв)

Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа

« Исполнительницы ролей Катерины»

1- Косицкая

2-Федотова

3-Стрепетова

4-Ермолова

5-Тарасова

6-Козырева

Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?

Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?

6.Критики о пьесе.

«Что тут должен делать критик?»

Сообщение учащегося

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы

Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины

В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.

Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

Катерина – это «полоумная мечтательница

Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий

Она постоянно кидается из одной крайности в другую

Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других

Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Аполлон Григорьев

Увидел в Катерине поэзию народной жизни

Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

7.Закрепление.

Т естовое задание.

    Итог урока .

Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели)

Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока

Выставить оценки.

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

9. Д/з

Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)

История, рассказанная Островским, печальная и трагическая одновременно. В пьесе изображается вымышленный городок Калинов и его жители. Город Калинов, как и его население, служит своеобразным символом типичных провинциальных городов и селений России 60-х годов XIX века.

В центре пьесы купеческая семья Кабанихи и Дикого. Дикой был жестоким и самым богатым в городе человеком. Невежественный самодур, который и дня не мог прожить без ругани, и считавший, что деньги дают ему полное право издеваться над более слабыми и беззащитными людьми.

Кабаниха, устанавливавшая порядки в городке, придерживалась традиционных патриархальных обычаев, на людях была благодетельной, но крайне жестокой со своей семьей. Кабаниха поклонница домостроевщины.

Ее сын Тихон был спокойным и добрым. Дочь Варвара бойкая девица, умеющая скрывать свои чувства, ее девиз: «Делай, что , но чтоб шито-крыто было». Феклуша в услужении Кабанихи.

Местный - Кулибин, который точно и ярко характеризует местных жителей и беспощадно критикует жестокие нравы обывателей. Следом появляется племянник Дикого Борис, приехавший к дяде из Москвы, потому что тот пообещал ему часть наследства, если тот будет с ним почтителен.

Но главное место в пьесе занимает жена Тихона – Катерина. Именно ее образ привлекает к себе внимание с момента создания пьесы.

Катерина была совсем из другого мира. Ее семья была полной противоположностью семье ее мужа. Она любила мечтать, любила свободу, справедливость и, попав в семью Кабанихи, словно очутилась в темнице, где ей все время приходилось молча повиноваться приказам свекрови и потакать всем ее прихотям.

Внешне Катерина спокойная, уравновешенная, выполняет почти все наставления Кабанихи, но внутри у нее зреет и нарастает протест против жестокости, самодурства и несправедливости.

Своего финала протест Катерины достиг, когда Тихон уехал по делам, а она согласилась на с Борисом, который ей нравился и был не похож на остальных обитателей Калинова. Чем-то он был сродни ей.

Варвара, дочь Кабанихи, устраивает свидание Катерины и Бориса. Катерина соглашается, но потом, терзаемая угрызениями совести, падает на колени перед озадаченным мужем и во всем ему признается.

Невозможно описать то презрение и негодование, которое обрушилось после ее признания на голову Катерины. Не в силах ему противиться, Катерина бросилась в Волгу. Печальный, трагический финал.

Луч света в темном царстве

Казалось бы, что мешало Катерине вести спокойную беззаботную жизнь в обеспеченной купеческой семье. Мешал ее характер. Внешне Катерина казалась мягкой и доброжелательной девушкой.

Но на самом деле это сильная и решительная натура: будучи совсем , она, поругавшись с родителями, села в лодку и оттолкнулась от берега, нашли ее тогда только на следующий день за десять верст от дома.

Характеру Катерины свойственна искренность и сила чувств. «Отчего люди не летают как птицы!» - мечтательно восклицала она.

Героиня жила совсем в другом, придуманном ею мире, и не хотела жить в мире, в котором обитала Кабаниха со своими домочадцами. «Не хочу так жить и не стану! В Волгу брошусь!» – часто говорила она.

Катерина была для всех чужой, и ничего кроме угнетения и обид не уготовила ей судьба в мире диких и кабаних. Великий русский критик Белинский назвал ее «лучиком света в темном царстве».

Характер Катерины поражает также своей противоречивостью, силой, энергичностью и разнообразием. Броситься в Волгу было единственным, по ее мнению, спасением от той удушливой, невыносимой, нестерпимой ханжеской атмосферы, в которой ей приходилось жить.

Этот, без сомнения, храбрый поступок был ее наивысшим протестом против жестокости, ханжества и несправедливости. Катерина пожертвовала во имя своего идеала самым дорогим, что у нее было – своей жизнью.

Одним из лучших произведений Александра Николаевича Островского несомненно является «Гроза». Автор, написал эту пьесу находясь под впечатлением от своего путешествия по приволжским городам. Он стал свидетелем множественных человеческих сцен, которые произвели на него впечатление и впоследствии эти события легли в основу произведения не меняя первозданного вида.

Катерина является главной героиней пьесы, имея твердый характер и душевную силу, она заканчивает жизнь самоубийством.

Образ героини в пьесе возвышен, располагает к полету. Катерина мечтает летать, но уже в самом начале предчувствуя свою гибель. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле... что хочу, бывало, то и делаю» - говорила она. Ее душу постоянно тянуло к красоте, но она скованно чувствовала себя в «темном царстве». В доме Кабановых ее не воспринимали серьезно, постоянно насмехались и угнетали. Но не так-то просто сломить главную героиню, она долгое время борется за свои права и взгляды, дает достойный отпор на нападки Кабанихи и в конечном счете не найдя союзников Катерина начинает сдавать свои позиции. В доме Кабановых все построено на лжи, разве может тонкая натура главной героини быть счастлива в такой среде?

Муж Катерины - Тихон очень слабый и подвластный воле матери человек. Мать его так же постоянно поучала гнобить и унижать свою жену – Катерину, говоря, что именно так и должно быть в семейных отношениях: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Катерина же продолжала любить своего мужа и очень надеялась, что в нем проявиться мужество и ответное чувство к ней, но Тихон продолжал быть слабым: «Я кажется маменька, без вашей воли ни на шаг».

На фоне общего разочарования, в ней начинает зарождаться новое чувство к Борису, что претило ее религиозному мировоззрению, но она не смогла устоять перед его интеллигентностью и влюбляется. Но и тут ее чувствам нет применения, объект любви занят своими проблемами, не обращая внимания на просьбы Катерины. И ей ничего не остается как замкнуться в себе и начать мучиться угрызениями совести по поводу духовной измены мужу. Она не находит себе места, ведь это перечит ее чистой душе и считается большим грехом. Героиня не выносит этих душевных терзаний и во всем признается, и не видя избавления от своей муки, решается на смерть. Не надеясь на прощение она идет еще на более тяжкий грех чем измена – самоубийство.

«...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..» - говорит Н. А. Добролюбов.

Измученная душа, поддается на уговоры сердца… и Катерина свободна.

Я считаю, что Катерина покончила с жизнью, потому что хотела обрести свободу. Желание появилось по многим причинам. У нее был довольно противоречивый характер: она набожная и очень религиозная, искренняя, стеснительная, чистая, но в то же время свободолюбивая, “горячая” (как описывала себя сама) и вспыльчивая. В ее жизни настали трудные времена, она не смогла жить с грехом, который лежал тяжким камнем на ее душе, но не все так просто. Она была религиозным человеком, верила в бога и не могла просто так покончить с собой. Почему же Катерина все-таки это сделала, я попробую объяснить.

“Вот так бы разбежалась,подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?” Эта фраза как никакая другая может описать всю свободолюбивость Катерины, так как именно полет олицетворяет свободу. Катерина хотела на самом деле освободиться от всего, что ее обременяло на земле. Первым толчком к прыжку в воду была грешная любовь к Борису. У нее был муж, Тихон, он ее любил, но в эпизоде прощания с ним, когда он уезжал по делам, мы можем видеть, что Катерина обиделась и засомневалась, любит ли он ее все еще? Засомневалась она, поому что он сказал: “ВЫ меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной” Именно эта обида побудила ее, я считаю, на то, чтобы оставить у себя ключ от ворот, который ей дала Варвара, а не выкинуть его в Волгу, как Катерина хотела изначально. На самом деле она, конечно, желала этого греха, но боялась лишь последствий.

Рассмотрим барыню с двумя лакеями. Она очень важный персонаж в это пьесе. Она не входит в разряд обычных жителей Калинова. Во-первых, она единственная из дворян, кто представлен в этой пьесе. Во-вторых, у нее, в отличие от других нет никакого имени, но описан возраст. Она появляется в этой пьесе всего два раза, но в очень важные сюжетные повороты. В первый раз - в конце первого действия, по ходу диалога Катерины и Варвары, когда Катерина рассказывает о предчувствии и желании греха. Во второй же раз - перед покаянием Катерины. Несомненно, эти два эпизода были ключевыми поворотами в сюжете. На катерину оказывалось давление, ведь в те моменты была и гроза на улице, а грозу она боялась. и барыня только подливала масло в огонь, говоря: “Вот красота-то куда ведет.(показывет на Волгу.) Вот, вот, в самый омут!”. Этим барыня только усиливала угрызения совести Катерины. В эти два момента напряжение возрастает до высшей точки и кажется, что вот-вот что-то важное случится. Оно и случалось. Также вспомним что кричала барыня, когда появилась во второй раз: “А кто отвечать-то будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!” “Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь.” - говорила тогда Катерина. Это, я считаю, стало вторым толчком к совершению самоубийства.

Борис говорил, что любил Катерину и на ее обвинение в желании ее погибели он ей ответил: “Как я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя”. Но потом, в четвертом действии мы видим, что Борис уезжает в сибирь и не хочет брать ее с собой ссылаясь на то, что ему нельзя. И тогда, при прощании, он сказал: “Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!” Разве может человек, в здравом уме, желать такое человеку, которого он якобы любит? По-моему, нет.

Она прилюдно созналась в своих грехах, также попрощалась с Борисом навсегда, ее больше ничего, по сути, не держало в этом мире. Она осознавала и понимала, что за грехи свои она

Будет гореть в аду, она очень этого боялась. “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”-восклицала она, когда барыня появилась второй раз в пьесе. Катерина говорила “не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами,со всеми помыслами лукавыми”. Она в это истинно верила, боялась наказания именно в загробном мире за свои грехи. Но в конце пьесы она будто стала готова к тому чтобы смерть застала ее именно такой какая она есть сейчас. Она понимает, что за грехи, которые она уже совершила ее ждет ад и реашется на отчаянный поступок - самоубийство, понимая, что не то, что люди, она сама себя никогда не простит. Поэтому не находит из этой ситуации другого выхода, кроме как суицайд. “нет, мне что домрй, что в могилу - все равно” - говорит она в начале своего последнего монолога.

Перед смертью она как бы становится освобожденной от тяжести своих грехов, потому что раскаялась, но понимая, что после этого раскаяния она не сможет жить номально, прыгает в воду, думая, что это та самая истинная свобода. Свобода от жизни, которую она не хотела жить.




Top