Издательство общины святой евгении. Открытые письма Общины Святой Евгении Община святой евгении

Рубрикатор / Благотворительность в Петербурге/История/Общины сестер милосердия
История общины восходит к созданию по решению Главного управления РОКК (от 8 апреля 1882) Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста. Ключевую роль в создании этого органа сыграли лица, стоявшие во главе РОКК: ген.-адъютант М. П. фон Кауфман, егермейстер И. П. Балашев и помощник начальника Главного военно-медицинского управления д-р А. И. Беляев. В задачу Комитета, располагавшегося в здании Главного управления РОКК (Инженерная ул., 9), входило оказание помощи сестрам милосердия, побывавшим на театрах боевых действий, но в мирное время оставшимся без средств существования.
Под эгидой Комитета была основана община, в которую первоначально вошло 12 сестер, имевших опыт работы во время войны. Их определили для ухода за больными в частных домах (это делалось впервые) и добились направления на практику в хирургическое отделение Николаевского военного госпиталя. Для сестер была арендована большая квартира на Сергиевской ул. (ныне ул. Чайковского).
В 1887 покровительницей Комитета стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. К тому времени в общине числилось 36 сестер и 9 испытуемых. В ноябре того же года в доме на Калашниковской (ныне Синопской) наб., 30, куда переехало общежитие сестер, открылась аптека и амбулатория, руководство которой взял на себя А. И. Беляев. За первый год существования амбулатории 17 работающих врачей приняли более 600 приходящих больных, преимущественно из числа жителей близлежащей рабочей окраины. С малоимущих пациентов плата не взималась. 21 февраля 1889 в арендованных помещениях на двух верхних этажах над амбулаторией открылось первое в С.-Петербурге Убежище для престарелых и заслуженных сестер Красного Креста имени императора Александра III, рассчитанное первоначально на 20 мест.
7 января 1893, в день 25-летия со дня бракосочетания Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских, община Комитета была переименована в Общину св. Евгении. Ее старшей сестрой, как и ранее, была Н. Н. Лыжина – участница Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В 1897, после смерти Лыжиной, пост старшей сестры занимала А. А. Андреевская, а с 1908 – В. С. Терпигорова, бывшая до этого настоятельницей московской Иверской общины.
В 1896–1898 по проекту архитектора Д. К. Пруссака для общины был возведен новый комплекс зданий на выделенном Городской думой участке бывшего Мытного двора по адресу: Новгородская ул., 2 – Старорусская ул., 3. Он включал жилые помещения для сестер с домовой церковью, учебные классы для курсов, новое здание Убежища имени Александра III, амбулаторию с аптекой и больницу. Последняя состояла из трех павильонов: двух терапевтических – имени Александра III (был построен на средства гофмейстера Ю. С. Нечаева-Мальцова, пожертвовавшего на это 250 000 руб.) и имени императрицы Александры Федоровны, и хирургического «в память великомученика Дмитрия Солунского и мученицы Софии». Было организовано также гинекологическое отделение.
Убежище им. Александра III, рассчитанное теперь уже на 50 мест, переехало в новое здание в 1898, а 21 февраля 1899 здесь была освящена церковь во имя св. благ. кн. Александра Невского. К 1914 в убежище призревалось 123 сестры из 20 общин, в том числе 12 участниц «севастопольской, турецкой компаний и похода в Ахал-Теке». Ежегодные расходы на него составляли около 20 000 руб. и частично покрывались за счет пенсий самих сестер.
В 1905–1908 здания больницы были существенно перестроены и расширены под руководством гражданского инженера Ф. А. Ситникова. Павильон им. Александра III был надстроен двумя этажами. На 2-м были организованы бесплатные терапевтические палаты им. принцессы Е. М. Ольденбургской, и число мест в терапевтическом отделении увеличилось с 50 до 80. На 3-м этаже разместились операционная, лаборатории, кабинет водолечения и «электризации». Здание было оборудовано лифтами для перевозки кроватей с больными. В 1911–1912 на Новгородской ул., 2 была выстроена часовня для проведения панихид.
На попечении общины находилась загородная дача-санаторий для детей, прошедших курс в ее больнице (преимущественно страдающих костным туберкулезом), которая была открыта 1 июня 1906 в районе железнодорожной станции Дюны близ Сестрорецка. Проект здания осуществил Д. К. Пруссак, строительство возглавила и частично финансировала Е. В. Колачевская – жена хирурга С. Н. Колачевского, который, в свою очередь, взял на себя большую часть расходов по содержанию заведения и завещал ему капитал в 200 000 руб. Санаторий получил имя Колачевской, не дожившей несколько месяцев до его открытия, а в 1911, после смерти Колачевского, к названию заведения прибавилось и его имя. В 1907 для нужд санатория перестроили еще один деревянный дом. Заведение могло одновременно принять 56 детей (к 1914 число мест было увеличено до 70); в нем имелись процедурные кабинеты, рекреационный зал и помещения для сестер милосердия, на которых возлагался уход за детьми и ведение хозяйства. С 1909 при санатории постоянно жил врач С. Ю. Малевский-Малевич. Курировал деятельность заведения директор Ортопедического института хирург Р. Р. Вреден, дочь которого Алиса Романовна, ставшая сестрой общины, также работала в санатории.
Важнейшим направлением деятельности общины стало устройство получивших известность по всей России двухгодичных подготовительных курсов сестер милосердия, которые давали знания в объеме фельдшерского училища. В их программу входили Закон Божий, гигиена, анатомия, физиология, хирургия и десмургия (учение о перевязках), читались лекции о детских, женских и кожных болезнях. Слушательницы проходили практику в аптеке, амбулатории и больнице общины (а до открытия собственной больницы – в Обуховской и Калинкинской больницах, в лечебнице Свято-Троицкой общины и в клинике душевных болезней). Плата за обучение составляла 10 руб. в год, но беднейшие обучались бесплатно. Все прошедшие курс (в их числе были представительницы разных сословий и состояний) зачислялись в запас РОКК, из которого комплектовался состав общин во время войн и иных бедствий, и могли быть зачислены в число испытуемых Общины св. Евгении без экзаменов.
Еще одним направлением деятельности общины, принесшим ей всероссийскую известность, стал начавшийся в 1896 для увеличения финансовых средств выпуск художественных изданий, прежде всего – почтовых открыток («открытых писем»), конвертов и визитных карточек. В 1898 председательница Комитета фрейлина императрицы Александры Федоровны Е. Ф. Джунковская обратилась к ряду популярных художников (Е. М. Бем, Н. Н. Каразин, К. Е. Маковский, И. Е. Репин, Е. П. Самокиш-Судковская, С. С. Соломко и др.) с просьбой безвозмездно пожертвовать свои произведения для воспроизведения на открытках. Первые 4 открытки с акварелями Каразина вышли в свет к Пасхе 1898 года, положив начало большой работе в этом направлении. 7 марта 1899 Комитет объявил конкурс на рисунки для открыток, приуроченный к 100-летнему юбилею А. С. Пушкина. Благодаря этому к делу издания открыток были привлечены художники, сотрудничавшие в журнале «Мир искусства», в дальнейшем создавшие в этой области ряд замечательных образцов (в их числе Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и др.).
В 1903 для развития издательской программы общины, которую изначально вел И. М. Степанов, была образована комиссия под председательством гр. В. П. Канкриной, в которую вошли А. Н. Бенуа, В. Я. Курбатов, Н. К. Рерих, С. П. Яремич и др. Одной из особенностей выработанной комиссией программы стал ее просветительский характер. В последующие годы общиной было выпущено более 6 400 наименований открыток суммарным тиражом около 30 миллионов экземпляров, в том числе с репродукциями живописных произведений старых и современных художников, изображениями памятников архитектуры и старины, иллюстрациями к литературным произведениям, портретами членов императорской семьи и выдающихся государственных деятелей прошлого, серии открыток, приуроченные к 100-летию войны 1812 года, к 300-летию Дома Романовых и др. Было выпущено и немало иллюстрированных книг, в числе которых путеводители по дворцовым пригородам С.-Петербурга, по Эрмитажу, Русскому музею, по городам русской провинции, составленные В. Я. Курбатовым, А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангелем, Г. К. Лукомским и др. Издавались и книги по медицине – «Первая помощь в несчастных случаях до прибытия врача», написанная главным врачом общины К. А. Вальтером, и «Таблицы подачи первой помощи», разработанные проф. Г. И. Турнером с иллюстрациями Н. С. Самокиша.
В 1904 в здании Общества поощрения художеств на Большой Морской ул., 38 открылся специализированный магазин общины, который стал популярным среди знатоков искусства. Наряду с продажей в нем устраивались небольшие выставки оригиналов, с которых печатались открытки, а также старинных гравюр, акварелей и рисунков. В 1914–1918 в магазине проводились благотворительные аукционы в пользу раненых воинов, а в ноябре 1914 здесь по инициативе Н. К. Рериха состоялась выставка-аукцион «Искусство союзных народов», сбор от которой был направлен в пользу пострадавшего от военных действий населения Франции, Бельгии и Польши.
С началом I Мировой войны начала работать особая мобилизационная комиссия Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, которой при участии общины были сформированы лечебные учреждения, отправившиеся на фронт в течение августа-октября 1914; в их числе – 200-местный госпиталь и подвижной лазарет имени князей Волконских на 50 коек (в госпитале в качестве сестры милосердия работала вел. кнг. Ольга Александровна), этапные лазареты на 50 коек имени В. Л. Голубева и имени Греческой колонии, 200-местные госпитали имени гр. Е. В. Шуваловой, имени Грозненского нефтепромышленного общества и имени Общества для продажи изделий русских металлургических заводов (в последнем работала вел. кнг. Мария Павловна). В Петрограде раненых и больных воинов принимала больница общины, для чего в ней было устроено отделение на 214 коек для нижних чинов и офицеров, и отделение лазарета общины на Калашниковском пр. (ныне пр. Бакунина), 17.
В 1920 община была ликвидирована, но ее больница продолжала функционировать. В октябре 1918 ей было присвоено имя Фридриха Адлера, а в апреле 1921 она была переименована в Больницу имени Я. М. Свердлова. Издательство общины было передано в ведение Российской академии истории материальной культуры и преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий (был ликвидирован в 1929).
В 1990-е бывшей больнице общины присвоено наименование Городская больница № 46 св. Евгении.

Лит.: Курбатов В. О. Обзор художественных изданий Общины св. Евгении. СПб., 1909; Петербургский попечительный комитет о сестрах милосердия Красного Креста: Справочник-указатель художественных изданий. 6-е изд. Пг., 1915; Третьяков В. П. Открытые письма Серебряного века. СПб., 2000; Снегурова М. Община св. Евгении // Наше наследие. 1991. №3. С. 27-33; Сестры милосердия в России. СПб., 2005. С. 118-130.

известно и под другим названием - Издательство Красного Креста .

История возникновения издательской группы «Общины святой Евгении» весьма любопытна. Однажды, а это происходило в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста».

Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Олденбургская - внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община Святой Евгении». Председателем Общины была Евдокия Федоровна Джунковская (фрейлина Императрицы Александры Федоровны), секретарем Иван Михайлович Степанов.

В поисках средств в 1896 году «Община Святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и в первую очередь русского. Круг издательских интересов Общины был достаточно широк, но вся она так или иначе по преимуществу была связана с искусством и с художественной сферой. Именно Община впервые в истории России начала издавать большими тиражами самые различные открытки, а также репродукции живописных и графических произведений как в форме открыток, так и плакатов. Вокруг издательства группировались художники из журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России»: А. Н. Бенуа , И. Я. Билибин , М. В. Добужинский , Н. К. Рерих , К. А. Сомов , А. П. Остроумова-Лебедева ; сотрудничал И. Е. Репин и др. Издательство выпустило около 6 тыс. художественных открыток (на 1915).

С 1911 года издавались книги, отличавшиеся высоким качеством художественного и полиграфического исполнения, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции: путеводители (по Эрмитажу А. Н. Бенуа; Павловску, Петербургу В. Я. Курбатова; Костроме Г. К. Лукомского), а также великолепно иллюстрированные издания: «Басни Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута и «Моцарт и Сальери» с рисунками М.А. Врубеля . Были выпущены монографии о Рерихе и Сомове (обложки С. В. Чехонина). Община издавала табель-календари по рисункам Сомова (1905-1908) и Билибина (1911).

После революции 1917 года издательство Общины Св.Евгении было зарегистрировано как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 году специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием

Совершенно по-иному решены открытки другого известного стокгольмского издателя - Э. Сванстрема , с которым сотрудничал художник по фамилии Николаев . Это сцены из сельского быта, разыгранные около занесенных снегом построек.

В традициях русской реалистической графики выполнен рисунок Ивана Васильевича Симакова (1877-1925) для открытки «Славильщики», изображающей крестьянских мальчиков, которые идут с рождественской звездой славить Христа и поздравлять всех с праздником. Симаков, получивший архитектурное образование, занимался преимущественно книжной иллюстрацией.

Для крупнейшего из отечественных издательств открыток - Общины святой Евгении - он сделал в общей сложности три открытки, причем сюжеты всех трех и время их выхода из печати, очевидно, приурочены к празднику: «За елками» - в ноябре1909 г., «Славильщики» - в декабре 1910 г., «Как Ваше имя? - Смотрит он и отвечает: Агафон» (сцена из святочного гадания Татьяны в пушкинском «Евгении Онегине») - в декабре 1911 г.

Девичье гадание - языческий обряд, приходившийся на христианские Святки (праздничные дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним), своей романтической живописностью привлекал художников и неоднократно появлялся на открытках.

То же издательство Общины святой Евгении в декабре 1907 г. выпустило «Гаданье» Федора Федоровича Бухгольца (1857-1942), а к непревзойденной по популярности картине Николая Корнильевича Пимоненко (1862-1912) «Святочное гаданье» обращалось дважды, в 1901 и 1905 г. (при этом первый, хромолитографированный вариант выдержал впоследствии не менее 12 изданий). Полотно, принесшее успех молодому живописцу, было написано в 1888 г. и с 1898 г. хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Помимо Общины, на открытках в начале XX в., издавали его и Русский музей , и шведское Акционерное общество Гранберга .

Образ «городского» и одновременно «детского» рождественского праздника создал для Общины святой Евгении художник Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918) . Этот плодовитый мастер - живописец-портретист, работавший также в технике гравюры, занимавшийся акварелью и рисунком - сотрудничал с Общиной с 1901 по 1917 гг. Он оставил целую галерею салонных женских «головок» и ярких «боярышень», на фоне которой рисунок 1905 г. «У елки» выделяется искренностью персонажей и простотой исполнения. Годом раньше рождественская серия из 10 открыток с детскими сюжетами была выпущена Общиной святой Евгении по оригиналам Агнессы Эдуардовны Линдеман (1878-?) - акварелистки, иллюстратора и вышивальщицы.

Пимоненко, Николай Корнильевич (1862-1912). Святочное гаданье = La bonne aventure pendant les fêtes de Noël: [открытка] / Н.К. Пимоненко. - Stockholm: Granbergs Aktiebolag, [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия; 13,8х8,9 см.
Полное описание

Симаков, Иван Васильевич (1877-1925).
Славельщики: открытое письмо / И. Симаков. - [Санкт-Петербург: Община св. Евгении, 1910]. - Цветная автотипия; 13,9х9,1 см.
Полное описание

Николаев.
[Крестьянские дети, украшающие рождественскую елку] : открытое письмо. - : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия; 8,9х13,9 см.
Полное описание

Николаев.
С Рождеством Христовым: почтовая карточка. - : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1912]. - Цветная автотипия; 8,9х13,9 см.

Старые бабушкины альбомы - это огромное сокровище для тех, кто любит ретро и просто все из прошлого. Наверняка многие обращали внимание на необычные русские открытки начала ХХ века в этих альбомах - художественного оформленные они все имели на оборотной стороне знак в виде Красного креста и надпись "В пользу общины св.Евгении ". По воспоминаниям людей, живших в то время, Россия была буквально наводнена этими открытками, которые выполняли одновременно две функции - функцию культурно-просветительскую и функцию благотворительную. И все это было связано опять таки с Домом Романовых и в частности с семейством принцев Ольденбургских.

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская

Родословная рода Ольденбургских довольно обширна и как оказывается их родственные связи простираются на всю Европу и Россию. Но сейчас нам интересны два имени - имя принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской и ее мужа, его императорского высочества Александра Петровича Ольденбургского. Эти двое оставили заметный след в истории России на поприще меценатства, милосердия и благотворительности.




Княжна Романовская до замужества 1863-1868 годы

Княжна Романовская Евгения Максимилиановна, урожденная герцогиня Лейхтенбергская была третьей дочерью герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгии Марии Николаевны, дочери императора Николая I. Кроме того она была также и внучкой Эжена Богарне, пасынка Наполеона Бонапарта. Место и дата рождения - Санкт-Петербург, 20 марта 1845 года. О ее детстве и юности известно не так уж и много, в принципе оно было стандартным: девочка получила хорошее образование, знала языки, умела держать себя в обществе.

Принц Александр Фридрих Константин или Александр Петрович Ольденбургский

7 января 1868 года Евгения Максимилиановна вышла замуж за принца Александра Фридриха Константина или Александра Петровича Ольденбургского, состоявшего с ней в дальнем родстве. Достаточно упомянуть тот факт, что Александр Петрович был по линии отца правнуком императора Павла I. Место и дата рождения - Санкт-Петербург, 21 мая 1844 года. По воспоминаниям современников, эта супружеская пара была удивительно гармоничной: общие интересы и общие взгляды на жизнь сделали их брак счастливым и долгим. Так же отмечали и их романтизм и некоторую экстравагантность в поступках и делах, связывая это с родством с Павлом I. Впрочем занятие благотворительностью в России всегда считалось уделом людей экстравагантных, в чем-то не от мира сего. Не от того ли их так долго и помнят, что в общей массе они как луч света на небосклоне серой и жестокой жизни?

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская за чтением

Всю свою жизнь принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбурская посвятила именно этому - делам благим на пользу людям. Список ее деяний довольно обширен и поэтому просто небольшой фрагмент о ней из справочника "Энциклопедия благотворительности Санкт-Петребург": "Была покровительницей и попечительницей Приюта в память Марии и Екатерины (открыт в 1867 на средства принца П. Г. Ольденбургского в память о его умерших дочерях и в честь бракосочетания дочери Евгении; с 1871 – Приют в память Марии и Екатерины и Георгия), Санкт-Петербургского дома милосердия (1868), Рождественской гимназии (основана в 1868 как прогимназия; с 1899 – гимназия ее имени; ныне – школа № 157, ул. Пролетарской Диктатуры, 1; в школе в честь нее установлена мемориальная доска), Петербургской школы Императорского Женского патриотического общества (1874), Благотворительного общества при С.-Петербургской городской Калинкинской больнице, Общества борьбы с заразными болезнями, Общества охранения здоровья женщин в С.-Петербурге, Максимилиановской лечебницы (1894), Попечительства о бедных Рождественской части, Санкт-Петербургского общества поощрения женского художественно-ремесленного труда. В качестве председательницы Дамского комитета Общества попечительного о тюрьмах (с 1869) опекала Приют для арестантских детей-девочек (Евгениевский приют) и Убежище для женщин, выходящих из мест заключения, получившее ее имя. "

Принц Александр Петрович Ольденбургский

Имя ее мужа тоже есть в этой энциклопедии и вот, что написано там о нем: "Следуя по стопам отца и матери, значительные силы посвятил общественной деятельности. Ежегодно отпускал из личных средств 3 000 руб. на содержание Приюта в память Марии, Екатерины и Георгия, открывшегося в 1868 в день его бракосочетания. Был попечителем Дома призрения душевнобольных императора Александра III (1870), Императорского Училища правоведения (1881), Приюта принца Петра Ольденбургского (1881), Царскосельского санатория для детей (1901), покровителем Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей (1900). Почетный член Вольного экономического общества (1873), Петербургского минералогического общества и Академии наук в С.-Петербурге (1890), Общества пособия пострадавшим от пожарного бедствия в Санкт-Петербурге (1898), Военно-медицинской академии, Императорского Русского технического общества, Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк», XI съезда русских естествоиспытателей и врачей в С.-Петербурге (1901), ряда других общественных и благотворительных организаций в С.-Петербурге и провинции.В 1881, после смерти отца, сменил его на посту попечителя Свято-Троицкой общины сестер милосердия. В 1886 создал при ней Пастеровскую станцию для вакцинации бешенства, а в 1890 содействовал созданию на базе общины Института экспериментальной медицины – первого в России научно-исследовательского учреждения в области медицины и биологии (ныне Институт им. И. П. Павлова), стал его покровителем. За проведенные в лабораториях этого института исследования И. П. Павлов в 1904 получил Нобелевскую премию."

Оборотная сторона почтовой открытка и вензель с Красным крестом издательства Общины св.Евгении

Но вернемся к нашим открыткам с Красным крестом. Это тоже было делом Ольденбургских. История появления этих почтовых карточек довольно интересна: отдыхая как-то раз на юге, известный художник Гавриил Павлович Кондрашенко встретил на своем пути бывшую сестру-милосердия, участницу Русско-турецкой войны. Бедная женщина была фактически нищенкой и поведала художнику о том, что так живут многие из тех женщин, кто был на войне и спасал раненых. Россия о них просто забыла. Вернувшись в Петербург, Кондрашенко рассказал об этой встрече своих коллегам и предложил организовать выставку-продажу картин. В 1881 году году в Петербурге прошла такая выставка, весь сбор от которой пошел в фонд неимущих сестер милосердия. А еще год спустя была учреждена Община сестер милосердия святой Евгении - "Евгенинская община". Любая община того времени имела своего покровителя или попечителя, им то и стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.

Марки в пользу Общины св. Евгении

Община Святой Евгении входила в состав "Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста" при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста) и состояла из сестер милосердия, которые не только помогали несчастным, но еще и готовили себе достойную смену. А для того, чтобы была возможность строить больницы, приюты и помогать нуждающимся нужны были деньги, вот и решено было издавать почтовые карточки и сборы от их продажи использовать на благотворительные цели. Авторами сюжетов стали известные художники - И. Билибин, Н. Бенуа, Л. Бакст, Г. Нарбут, К. Сомов, З. Серебрякова, а также известные фотографы - К. Ганн, А. Павлович, К. Булла, П. Радецкий, С. Проскудин-Горский и многие другие. Издание карточек началось в 1898 году и продолжалось даже в первые годы советской власти.

Одна из открыток с портретом императрицы Александры Федоровны издательства Общины св.Евгении

В 1900 году по личному ходатайству принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской последовало высочайшее разрешение "Евгенинской общине" на выпуск и распространение в России на правах монополии открытых писем с портретами любых особ императорской фамилии. При этом на них должен был помещаться знак Красного Креста и надпись "В пользу общины святой Евгении". Эта монополия продлилась – до мая 1910 года и была отменена императором Николаем II.

Небольшая подборка открыток издательства Общины св.Евгении


Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Рома́нова, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская (20 марта 1845, Санкт-Петербург — 4 мая 1925, Биарриц, Франция).

Евгения Максимилиановна происходит из Ольденбургского дома Герцогов Голштейн -Готторпских. Родилась 20 марта (1 апреля) 1845 года и была четвёртым ребёнком и третьей дочерью в семье Великой княгини Марии Николаевны от первого брака и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, герцога Лейхтенбергского из Баварии. Её прабабушкой со стороны отца, была Мария Франсуаза-Жозефина (урожденная Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери), французская императрица, первая жена Наполеона I.

После смерти герцога Максими-лиана (1852 год) Николай I присвоил его де-тям титул Императорского Высочества князей Романовских. Её детские и юношеские годы прошли в Санкт-Петербурге. В детстве дочь Евгению Максимилиановну и её старшую сестру Ма-рию воспитывала Елизавета Андреевна Толстая, приходившаяся известному писателю Льву Николаевичу Толстому (1828—1910) двоюродной те-тушкой. Зимой 1857 года Толстой встретился с 12-летней Женей в Же-неве. Позже в письме он писал: «Впечатление, оставшееся у меня от Евгении Максимилиановны, такое хорошее, милое, простое и челове-ческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление…».

При дворе герцогиня Ольденбургская резко выделялась своей экстравагантностью. Почти всегда она носила полумужской наряд — костюм от Тайер светло-серого или бежевого цвета.

С 1868 года — в браке с принцем Александром Петровичем Ольденбургским. В том же году родился сын Пётр. В 1879 году получила в подарок от Александра II имение Рамонь.

Евгения Максимилиановна проявляла большую активность в общественной и культурной жизни. Она выступала как:


  • президент Минералогического общества

  • почётный член Благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц, созданного в 1901 году для оказания помощи престарелым гувернанткам и учительницам, служивших в частных и общественных учреждениях, «не могущим по старости или болезни своим трудом заработать средства к жизни».

  • почётный член Общества вспомощения калекам, обучающимся мастерству и ремёслам в Санкт-Петербурге (состоящего под августейшим покровительством Великой княгини Ольги Александровны).

  • почётный член Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), организованного в 1903 году.

Некоторое время Евгения Максимилиановна занимала пост председателя Императорского общества поощрения художеств, ею была учреждена художественная премия. Не менее значительна была её деятельность по созданию широкой сети художественных школ в Санкт-Петербурге и его окрестностях — была инициатором устройства в рабочих кварталах рисовальных школ «для лиц ремесленного сословия», издания сборника ху-дожественно-промышленного рисунка.http://istram.ucoz.ru/_ph/4/2/425879256.jpg, попечительница общины сестёр Красного Креста, на основе которого возникла община Святой Евгении, получившая название в честь своей покровительницы.
«Общество Святой Евгении» имело своё издательство, оно одно из первых в России стало выпускать художественные (иллюстрированные) открытые письма (открытки). В 1898 году они поступили в продажу. За 20 лет существования, общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Акварельные изображения выполняли известные художники — И. Е. Репин, Е. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский и др. Вышла серия открыток с репродукциями из Третьяковской галереи, Румянцевского музея, Эрмитажа. Иногда авторами становились и малоизвестные фотографы. Некоторые открытки были с видами Рамони.

С 1868 года — попечительница Рождественнской женской гимназии, переименованной в 1899 году в принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской гимназию, — Лафонская улица (с 1952 года — улица Пролетарской Диктатуры), 1. (Ныне в гимназии № 157 (ул. Пролетарской диктатуры,1) находится мемориальная доска.)
2 апреля 1870 года — стала покровительницей Дома Милосердия — после смерти матери, которая была его основательницей в таком качестве и под таким названием и первой державной покровительницей.
с 1894 года стала попечительницей Максимилиановской больницы.
Во время русско-японской войны 1904—1905 годов Евгения Максимили-ановна возглавила Порт-Артурский «Комитет по оказанию помощи ране-ным солдатам и увековечиванию памяти павших». За свою деятельность она была отмечена женским орденом «За беспорочную службу Отече-ству на ниве благотворительности и просвещения».

С 1880-х Евгения Максимилиановна жила в имении Рамонь, недалеко от Воронежа, жалованным ей с сахарным заводом дядей, царём Александром II, предпочитая в холодные месяцы года жить в Петербурге, где играла боль-шую роль в общественной и культурной жизни России. В 1908 году дворец перешел в собственность сына Петра Александровича, и Евгения Максимилиановна переехала на постоянное место жительства в Петербург.

У Евгении Максимилиановны был талант организатора. Женщина деловая, энергичная, широко образованная, в своём рамонском имении развернула активную хозяйственную деятельность, пере-строив его на капиталистический лад: построила свой дворец в староанглийском стиле (в 1883—1887 годах), реконструировала сахарный завод, переведя его на диффузионную систему, машинную паровую технику, открыла рафинадный цех (1880—1891), построила «паровую фабрику конфет и шоколада» (1900 г.); соединила железнодорожной веткой Рамонь со станцией Графская (1901); путем покупки земли у соседей помещиков увеличила площадь имения с 3300 до 7000 десятин, перевела земледелие на 8-мипольный севооборот; открыла конезавод, ковровые мастерские, содержала образцовую двухэтажную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров.

Общий вид замка.

Столовая рабочих сахарного завода.

Памятник на дарение Рамони принцессе Е. М. Ольденбургской.

В Рамони приняла на себя заботу о школах, больницах и бедных: открыла начальную школу и лечебницу (1880 г.).

Рамонская начальная школа.

Председательское место занимала на торжестве по случаю открытия в 1896 году Воронеж-ского губернского музея. При открытии в октябре 1889 года сельскохозяйственной школы в селе Конь-Колодезь учредила для учащихся стипендию имени «Ея императорского Высочества принцессы Ольденбургской».

При её участии из Европы были вывезены и запущены в огражденный участок леса одиннадцать оленей с целью разведения и организации на них охоты. Впоследствии они стали родоначальниками ныне действующего стада оленей в Воронежском государственном биосферном заповеднике.

Охотничья "оленья" усадьба.

Центральный ворота кордона "Зверинец".

Евгения Максимилиановна построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание, завоевав большое количество наград на различных всемирных выставках.

Фантики:

Ольденбургские, Александр и Евгения, приняли присягу Временному правительству. После революции 1917 года Евгения Максимилиановна, разбитая параличом, некоторое время находилась в Петрограде. Затем её перевезли в Финляндию, а оттуда во Францию, где она и проживала до конца жизни.


По материалам Википедии. Подробнее об усадьбе в Рамони по ссылке




Top