Изменение эмоционального состояния. Виды эмоциональных состояний

Которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют и зависят от данных его характера и психотипа.

Основные эмоциональные состояния: характеристика

Эмоции характеризуются по трем параметрам:

  1. Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных.
  2. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с и ЦНС.
  3. параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.

Виды

Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и длительности проявления:

  1. Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми.
  2. Аффективные эмоциональные состояния. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в поведении. Несмотря на кратковременность, влияние аффектов на психику очень велико и имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей.
  3. Стрессовые эмоциональные состояния. Они возникают, когда человек попадает в с субъективной точки зрения. Сильный стресс может сопровождаться аффектом, если был понесен большой эмоциональный урон. С одной стороны, стресс - негативное явление, которое пагубно влияет на нервную систему, а с другой стороны, он мобилизует человека, что иногда позволяет сохранить ему свою жизнь.
  4. Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера.
  5. Эмоциональные состояния страсти. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В поведении наблюдается активность, личность ощущает подъем сил и чаще всего становится более импульсивной и инициативной.

Вместе с этой классификацией существует и более детальная, которая разделяет все эмоции на 2 категории.

Психологи выделяют 7 основных эмоций:

  • радость;
  • гнев;
  • презрение;
  • удивление;
  • страх;
  • отвращение;
  • печаль.

Суть основных эмоций в том, что их испытывают все люди, которые имели гармоничное развитие без патологий со стороны нервной системы. Они одинаково проявляются (хоть и в различной степени и количестве) у представителей разных культур и социальной среды.

Это обусловлено наличием определенных мозговых структур, которые отвечают за ту или иную эмоцию. Таким образом, определенный набор вероятных эмоциональных переживаний заложен в человеке изначально.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Проведя не одну консультацию я убедилась, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

Ксения Голицына,
Практикующий психолог
2012г

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Экстаз - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.

Энтузиазм - эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность. Очень ресурсное состояние, которое может быстро угаснуть.

Я

Ярость - сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева. Активное противостояние тому, что считаем злом, желание сражаться, биться за свою идею, права, свободу, независимость или другие ценности. Человек, находящийся в состоянии Ярости, практически не контролирует свои действия в конфликте.

Эмоциональное состояние - это непосредственное переживание какого-либо чувства.

В зависимости от удовлетворения потребностей переживаемые человеком состояния могут быть положительными , отрицательными или амбивалентными (двойственность переживаний). С учетом характера воздействия на деятельность человека эмоции бывают стеническими (побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы, например, вдохновение) и астеническими (расслабляют человека, парализуют его силы, например, паника). Некоторые эмоции могут быть и стеническими, и астеническими одновременно. Различное воздействие одного и того же чувства на деятельность разных людей обусловлено индивидуальными особенностями личности и ее волевыми качествами. Например, страх может дезорганизовать трусливого человека, но мобилизовать смелого.

По динамике протекания эмоциональные состояния бывают длительными и кратковременными, по интенсивности - интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости - устойчивыми и изменчивыми.

В зависимости от формы протекания эмоциональные состояния делятся на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон , т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон накапливает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности и позволяет принять быстрое решение о значении нового раздражителя (красивый пейзаж, неприятный собеседник). Эмоциональный тон обусловлен личностными особенностями человека, процессом протекания его деятельности и др. Целенаправленное использование эмоционального тона позволяет воздействовать на настроение коллектива, продуктивность его деятельности.

Настроение - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни. Настроение зависит от социальной деятельности, мировоззрения, направленности человека. Может быть связано с состоянием здоровья, временем года, окружающей обстановкой.

Депрессия - это подавленное настроение, связанное с ослаблением возбуждения.

Апатия характеризуется упадком сил и представляет собой психологическое состояние, вызванное утомлением.

Аффект - это кратковременная бурнопротекающая эмоция, которая имеет характер эмоционального взрыва. Переживание аффекта носит стадиальный характер. На первой стадии человек, охваченный вспышкой ярости или дикого восторга, думает только о предмете своего чувства. Его движения становятся неконтролируемыми, изменяется ритм дыхания, расстраиваются мелкие движения. Вместе с тем на этой стадии каждый психически нормальный человек может затормозить развитие аффекта, к примеру, переключением на другой вид деятельности. На второй стадии человек утрачивает способность контролировать свои действия. Вследствие этого он может совершить поступки, которые не совершил бы в обычном состоянии. На третьей стадии происходит расслабление, человек переживает состояния усталости и опустошенности, порой он не способен вспомнить эпизоды событий.



Анализируя аффективный поступок, необходимо помнить, что в структуре этого поступка отсутствует цель, а мотивом выступают переживаемые эмоции. Для предупреждения формирования аффективной личности необходимо обучать учащихся приемам саморегуляции, учитывать в процессе воспитания их тип темперамента. К аффекту склонны ученики холерического и меланхолического темперамента (последние в состоянии утомления).

Понятие «стресс» было введено в науку Г. Селье (1907-1982). Ученый определил стресс как неспецифическую реакцию организма человека (животного) на любое предъявляемоетребование. В зависимости от стрессового фактора выделяют физиологический и психический стресс. Последний, в свою очередь, подразделяют на информационный (работник МЧС не успевает принять верное решение в требуемом темпе в ситуации высокой ответственности) и эмоциональный (возникает в ситуациях угрозы, опасности, к примеру, на экзамене). Реакция организма при стрессе получила название «общего синдрома адаптации» . Данная реакция включает три этапа: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

С точки зрения Г. Селье, стресс - это не просто нервное напряжение, это не всегда результат повреждения. Ученый выделил два вида стресса: дистресс и эустресс. Дистресс возникает в трудных ситуациях, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения и переживается с большой внутренней напряженностью. Реакция, возникающая при дистрессе, напоминает аффект. Дистресс отрицательно влияет на результат деятельности человека, пагубно воздействует на его здоровье. Эустресс, напротив, - это положительный стресс, сопровождающий творчество, любовь, оказывающий позитивное влияние на человека и способствующий мобилизации его духовных и физических сил (Г. Селье, 1960).

Способами адаптации к стрессовой ситуации являются неприятие ее в личностном плане (психологическая защита личности), полное или частичное отключение от ситуации, «смещение активности», использование новых способов решения проблемной задачи, способность осуществлять сложный вид деятельности вопреки напряжению. Для преодоления дистресса человеку необходимы физические движения, способствующие активизации парасимпатического отдела высшей нервной деятельности, могут быть полезны музыкотерапия, библиотерапия (прослушивание отрывков из художественных произведений), трудотерапия, игровая терапия, а также овладение приемами саморегуляции.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, которое является доминирующим мотивом деятельности, приводит к сосредоточению всех сил на предмете страсти. Страсть может определяться мировоззрением, убеждениями или потребностями личности. По своей направленности это эмоциональное проявление может быть положительным и отрицательным (страсть к науке, страсть к накопительству). Когда речь идет о детях, имеют в виду увлечения. Подлинно положительные увлечения объединяют ребенка с окружающими, расширяют его сферу познания. Если положительное увлечение изолирует ребенка от сверстников, то, возможно, оно компенсирует чувство неполноценности, переживаемое им в иных сферах деятельности (в учебе, спорте), не связанных с его интересами, что свидетельствует о неблагополучии личности.

Фрустрация представляет собой психическое состояние, вызываемое появлением непреодолимых препятствий (реальных или мнимых) при попытке удовлетворения значимой для личности потребности. Сопровождается фрустрация разочарованием, досадой, раздражением, тревожностью, подавленностью, обесцениванием цели или задачи. У некоторых людей это состояние проявляется в агрессивном поведении или сопровождается уходом в мир грез и фантазий. Фрустрацию может вызвать отсутствие способностей и умений, необходимых для достижения цели, а также переживание одного из трех типов внутренних конфликтов (К. Левин, 1890-1947). Это конфликт равнозначных положительных возможностей , возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив; б) конфликт равнозначных отрицательных возможностей , возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив; в) конфликт положительно-отрицательных возможностей , возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы.

Динамика и формы проявления состояний фрустрации различны у разных людей. Особую роль в формировании направления эмоциональных реакций играет, как показывают исследования, интеллект. Чем выше у человека интеллект,тем вероятнее от него ожидать внешнеобвинительной формы эмоциональной реакции. Люди с менее высоким интеллектом более склонны в ситуациях фрустрации брать вину на себя.

Многие психологи считают, что существуют только три основные эмоции: гнев, страх и радость.

Гнев - это отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация. Наиболее распространенным способом выражения гнева выступает агрессия - преднамеренное действие, направленное на причинение вреда или боли. К способам выражения гнева относят: прямое выражение чувств, косвенное выражение чувств (перенос гнева с человека, вызвавшего фрустрацию, на другого человека или предмет) и сдерживание гнева. Оптимальные варианты преодоления гнева : обдумывание ситуации, нахождение в ней чего-нибудь комического, выслушивание своего оппонента, отождествление себя с человеком, вызвавшим гнев, забывание старых обид и раздоров, стремление почувствовать любовь и уважение к противнику, осознание своего состояния.

Радость - это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Длительное ощущение радости называют счастьем. По Дж. Фридману, человек счастлив, если он одновременно ощущает удовлетворенность жизнью и душевный покой. Как показывают исследования, более счастливы люди семейные, с активными религиозными убеждениями, имеющие хорошие взаимоотношения с окружающими (В. Квинн, 2000).

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности. Обоснованные страхи играют важную адаптивную роль, способствуют выживанию. Тревожность - это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, и характеризующееся напряженностью и озабоченностью. Состояние тревоги зависит от проблемной ситуции (экзамен, выступление) и от личностной тревожности. Еслиситуативная тревожность представляет собой состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, то личностная тревожность - стабильную черту личности, постоянную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Люди с низкой личностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы у них вызвать стрессовую реакцию.

Высшие чувства человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, ходом и результатами деятельности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства могут быть интеллектуальными, нравственными и эстетическими.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, интерес, сомнение, уверенность, чувство нового др.). Интеллектуальные чувства могут быть обусловлены содержанием, проблемным характером деятельности, степенью сложности решаемых задач. Интеллектуальные чувства, в свою очередь, стимулируют деятельность, сопровождают ее, влияют на ход и результаты мыслительной деятельности человека, выступая ее регулятором.

Нравственные чувства включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей. К группе нравственных чувств относят патриотизм, любовь к профессии, долг, коллективизм и др. Формирование этих чувств предполагает усвоение человеком нравственных правил и норм, которые носят исторический характер и зависят от уровня развития общества, обычаев, религии и др.Основой возникновения нравственных чувств выступают общественные межличностные отношения, определяющие их содержание. Будучи сформированы нравственные чувства побуждают человека к свершению нравственных поступков. Нарушение моральных норм чревато переживанием стыда и вины.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному. Эстетические чувства включают в себя чувство трагического, комического, иронического, саркастического, проявляются в оценках, вкусах, внешних реакциях. Они активизируют деятельность, помогают глубже постичь искусство (музыка, литература, живопись, театр).

Эмоциональное состояние: виды и особенности переживаний человека

Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем мире, именуются «эмоциональное состояние». Это психофизиологический процесс, который мотивирует человека на выполнение каких-то действий, регулирует его поведение, влияет на мышление.

В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что являет собой эмоциональный феномен. Эмоциональное состояние – обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Виды и характеристики эмоциональных состояний

В отечественной науке классифицируют эмоциональные процессы на отдельные виды, каждый из которых наделен своими характеристиками и особенностями.

Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами:

  • эмоциями;
  • аффектами;
  • чувствами;
  • настроениями;
  • стрессами.

Все вышеуказанные составляющие эмоциональной сферы человека являются одними из главнейших регуляторов поведения субъекта, выступают источником познания действительности, выражают и определяют многообразие вариантов взаимодействия между людьми. Следует отметить, что один и тот же эмоциональный процесс может продолжаться от считанных секунд до нескольких часов. При этом каждый вид переживаний может выражаться с минимальной силой либо быть очень интенсивным.

Рассмотрим все элементы сферы эмоций и чувств более подробно.

Эмоции

Эмоция – это переживание субъекта в конкретный миг его жизни, передающее личностную оценку происходящего события, информирующее об его отношении к реально сложившему положению, к явлениям внутреннего мира и событиям внешней среды. Эмоции человека возникают мгновенно и могут меняться очень быстро. Наиболее значимой характеристикой эмоций является их субъективность.

Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга. Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, которые в настоящее мгновение происходят в окружающей реальности. Чем более важными и значимыми являются для субъекта протекающие изменения, тем более острым и ярким будет переживаемая им эмоция.

При возникновении эмоции образуется временный очаг возбуждения в коре головного мозга и далее в подкорковых центрах – скоплениях нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий. Именно в этих сегментах головного мозга расположены главные отделы регуляции физиологической деятельности организма. Именно поэтому возникновение такого очага возбуждения приводит к усилению деятельности внутренних органов и систем. Что, в свою очередь, находит и заметное внешнее отражение.

Проиллюстрируем на примерах. От стыда мы краснеем. От страха мы бледнеем, и у нас замирает сердце. От тоски ноет сердце. От волнения мы задыхаемся, часто и неритмично делаем вдохи и выдохи.

Эмоции также характеризуются валентностью (направленностью). Они могут быть положительного или отрицательного окраса. Следует отметить, что практически у всех людей в нормальном состоянии количество эмоций отрицательного тона значительно превышает число переживаний положительного окраса. В ходе исследований установлено, что левое полушарие в большей мере является источником возникновения положительных эмоций, а правое полушарие больше поддерживает отрицательные переживания.

Во всех видах эмоциональных состояний прослеживается их полярность, то есть наличие эмоций со знаком «плюс» и со значением «минус». Например: гордость – досада; радость – огорчение. Также существуют и нейтральные эмоции, например: удивление. При этом вовсе не означает, что две полярные эмоции являются взаимоисключающими. В сложных чувствах человека часто обнаруживается сочетание противоречивых эмоций.

Также эмоции различаются по интенсивности – их силе. Например: злость, гнев и ярость, по сути, являются идентичными переживаниями, однако они проявляются с разной силой.

Эмоции также классифицируют на два типа: стенические (активные) и астенические (пассивные). Активные переживания мотивируют и побуждают человека к выполнению действий, пассивные эмоции расслабляют и лишают энергии. Например: от радости мы готовы перевернуть горы, а от страха у нас подкашиваются ноги.

Еще одной особенностью эмоций является тот факт, что хотя они осознаются человеком как переживания, невозможно в состоянии бодрствования повлиять на их возникновение. Все эмоциональные состояния зарождаются в глубинных хранилищах психики – подсознании. Доступ к ресурсам подсознательной сферы возможен при временном изменении сознания, достигаемом посредством гипноза.

Аффекты

Второй вид эмоциональных состояний – аффекты. Это кратковременное состояние, для которого характерна особая интенсивность и выразительность переживаний. Аффект – психофизиологический процесс, который стремительно овладевает субъектом и очень выразительно протекает. Он характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением контроля личности над своим поведением, потерей самообладания.

Аффект сопровождается выраженными внешними проявлениями и активной функциональной перестройкой работы внутренних систем. Особенностью этой разновидности эмоциональных состояний является привязка к ситуации настоящего. Аффект всегда возникает в ответ на уже существующее положение вещей, то есть он не может быть ориентирован на будущее и отражать переживания прошлого.

Аффект может развиться по различным причинам. Бурный эмоциональный процесс может быть вызван единичным психотравмирующим фактором, длительной стрессовой ситуацией, серьезным заболеванием человека. Примерами аффективных состояний служат следующие состояния. Восторг при выигрыше любимой команды, испытываемый страстным болельщиком. Гнев, возникший при обнаружении измены любимого человека. Паника, охватившая человека во время пожара. Эйфория, возникшая у ученого во время открытия после долгих лет упорной работы.

В своем развитии аффект проходит последовательно несколько стадий, для которых характерны свои особенности и переживания. В начальной фазе человек размышляет исключительно о предмете своих переживаний, невольно отвлекается от иных более важных явлений. Обычая картина старта аффективного состояния представлена энергичными и выразительными движениями. Слезы, истошные рыдания, громкий хохот, нелепые выкрики – характерные черты переживания аффекта.

От сильного нервного напряжения изменяется пульс и функция дыхания, нарушается моторика движений. Интенсивное действие стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, приводит к развитию запредельного (охранительного) торможения, Этот феномен вызывает дезорганизацию мышления человека: субъект испытывает упорную потребность поддаться переживаемой эмоции.

В этот момент аффективного состояния любой индивид может принять меры, чтобы не утратить контроль над собой и затормозить развитие каскада разрушающих реакций. Именно на этот феномен и оказывает влияние гипноз: в состоянии гипнотического транса в подсознание человека вживляются установки, позволяющие на инстинктивном уровне предотвратить нарастание аффекта в кризисный момент. То есть в результате внушения при гипнозе персона, не ведая того на сознательном уровне, обретает требуемые навыки для торможения развития негативного эмоционального состояния.

Если все же наступила последующая стадия аффекта, то субъект полностью утрачивает самоконтроль и способность управлять поведением. Он совершает безрассудные поступки, выполняет бесполезные действия, говорит нелепые фразы. Следует отметить, что такие проявления аффективной вспышки особа в дальнейшем припоминает с трудом. Такая ситуация возникает из-за того, что после чрезмерного возбуждения корковых структур наступает торможение, что прерывает сложившиеся системы временных связей.

Однако информация о поведении во время аффективной вспышки прочно откладывается в подсознательной сфере, напоминая о себе нечеткими и расплывчатыми переживаниями стыда за свершенные деяния. Такие нераспознаваемые полностью ощущения со временем становятся виновниками депрессивных состояний, потому что человек интуитивно чувствует свою вину, не осознавая при этом, в чем он провинился. Для распознания факторов, перемещенных в подсознание во время аффективной вспышки, необходимо целенаправленное временное отключение сознания посредством .

Подытоживая информацию, нужно указать: аффект сам по себе ни плох, и не хорош. Его тональность и последствия зависит от того, какие переживания испытывает человек – позитивные или негативные, и насколько он владеет собой при этом эмоциональном состоянии.

Отличие гипноза от иных "состояний"

Чувства

Третий вид эмоциональных состояний – чувства. Это более устойчивые психоэмоциональные состояния в сравнении с эмоциями и аффектом. Чувства – проявления субъективного отношения личности к реальным фактам или абстрактным объектам, определенным вещам или обобщенным понятиям. При этом такая оценка практически всегда является бессознательной. Зарождение и утверждение чувств являет собой процесс формирования устойчивого отношения человека к какому-то объекту или явлению, который основан на имеющемся у индивида опыте взаимодействия с таким объектом.

Особенность чувств – в отличие от эмоций они носят более или менее постоянный характер, это укоренившаяся особенность личности. Эмоция, в то же время, мимолетное переживание данной ситуации. Приведем пример. Чувством является любовь человека к музыке. Пребывая на хорошем концерте с отличным исполнением музыки, он испытывает активные позитивные эмоции – интерес и радость. Однако когда этот же человек сталкивается с отвратительным исполнением произведения, он чувствует пассивные отрицательные эмоции – огорчение и отвращение.

Чувства напрямую связаны с особенностью личности, они отражают отношение человека к жизни, его мировоззрение, убеждения, взгляды. Чувство – сложная по своей структуре разновидность эмоциональных состояний. Приведем пример. Чувство зависти по своей сути есть переживания человека по поводу успехов другой особы. Зависть представляет собой сочетание нескольких эмоций, соединенных воедино: гнева, обиды, презрения.

Помимо валентности (окраса) существует и еще одна черта этого вида – интенсивность чувств. Чем сильнее и глубже чувство человека, тем более выраженные его внешние (физиологические) проявления, тем существенней его влияние на поведение субъекта.

Все отрицательные чувства выполняют крайне деструктивные функции, формируя болезненное мышление и приводя к нефункциональному поведению. Такие негативные эмоциональные состояния, укоренившиеся в подсознании человека, не только препятствуют нормальному взаимодействию персоны в обществе, но и становятся причиной психопатологических расстройств.

Рассмотрим на примере зависти. Зависть превращает чужую удачу в комплекс неполноценности, счастье другого человека в ощущение собственной никчемности и ненужности. Зависть – это энергетический вампир, который принуждает человека тратить свое время, силу, энергию на бесконечное отслеживание успехов и достижений другой особы. Это чувство заставляет человека приступать к выполнению активных действий, вынуждая сплетничать, злословить, строить козни, плести интриги, а нередко и применять физическую силу. В итоге, субъект оказывается у разбитого корыта, когда у него нет сил, чтобы действовать, и нет друзей, которые могут его поддержать. Наступившая депрессия в такой ситуации – закономерный шаг, предпринятый «мудрым» подсознанием, указывающий, что субъекту необходимо остановиться, пересмотреть свое мировоззрение и избрать иной стиль поведения.

Помимо стенических чувств, которые мотивируют субъекта к действиям, имеются и астенические переживания. Это то эмоциональное состояние, который парализует волю человека и лишает его сил. Примером пассивного чувства выступает отчаяние, которое лежит в основе депрессивных состояний.

Чувства можно назвать промежуточным звеном между интенсивной эмоцией, испытанной в отношении какого-то объекта или ситуации, и невротическим или психотическим расстройством. И чтобы разрешить проблему человека, необходимо прервать эту порочную цепь. Для этого необходимо получение доступа к хранилищам подсознания, что требует временного устранения сознательной цензуры с помощью гипноза. Только установив первоначальный фактор, послуживший формированию отрицательного чувства, можно устранить очевидную проблему человека.

Настроения

Настроение – достаточно длительное по времени эмоциональное состояние, окрашивающее все переживания человека и влияющее на его поведение. Особенности настроения – безотчетность, незначительность выраженности, относительная устойчивость. В случае если настроение приобретает значительную интенсивность, то оно оказывает существенное влияние на умственную деятельность человека, продуктивность его труда. Например, если особа пребывает в тоскливом настроении, то ей очень сложно сосредоточить внимание на выполняемом задании и проблемно довести начатое дело до финала.

Частая смена эмоциональных состояний, называемая лабильностью настроения, дает основание предполагать о наличии у субъекта аффективных расстройств. Быстрая смена эпизода хандры и состояния мания может быть признаком биполярной депрессии.

Еще одна черта этого эмоционального состояния – отсутствие привязанности к какому-то конкретному объекту. Настроение выражает общее отношение индивида к сложившемуся положению вещей в целом.

Как формируется настроение человека? Этот вид эмоционального состояния может иметь весьма различные источники: как недавно свершившиеся события, так и весьма отдаленные ситуации. Основной фактор, влияющий на настроение человека – его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в целом, или какими-то отдельными явлениями. Несмотря на то, что настроение личности всегда зависит от определенных причин, источники присутствующего эмоционального состояния не всегда ясны и понятны особе. Например, персона указывает на то, что у нее плохое настроение, ее что-то гнетет и тревожит. Однако она не может самостоятельно установить взаимосвязь между дурным расположением духа и не выполненным ею обещанием, данным месяц назад.

Для предотвращения психических аномалий каждому следует разбираться в причинах изменения его настроения. Во избежание депрессий и иных проблем необходимо выяснить и устранить объективно существующие факторы, влияющие на эмоциональное состояние человека. Такой шаг удобно и целесообразно выполнять путем применения техник гипноза. Особенностью гипноза является его безболезненность и комфортность: установление и коррекция любых психологических дефектов происходит в «безвредном» режиме, когда психика субъекта не получает ненужных травм, свойственных психотерапевтическому воздействию.

Стрессы

Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств, которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны по своей продолжительности настроениям. Причины стресса разнообразны. Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов. Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду. Например, женщина в силу обстоятельств вынуждена разделять жилье с супругом-алкоголиком, с которым ее связывают и общие дети, и совместно «заработанные» долги. Кардинально изменить ситуацию в один момент невозможно, да и необходимые на это внутренние силы у дамы отсутствует. Вот она и тянет свою жалкую ношу, ежедневно переживая массу негативных эмоций. Отсутствие перспективы на улучшение ситуации, невозможность восстановления прежних семейных отношений выступают почвой для стресса.

Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта, если он длительный период ощущает нервное напряжение и переживает негативные эмоции. При этом он понимает, что изменение сложившегося положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно. Примером такой ситуации выступает внезапная трагедия, в результате которой человек получает физические увечья и становится прикованным к инвалидному креслу. Осознание своей физической несостоятельности, понимание, что полное восстановление организма вряд ли возможно выступает для человека колоссальным стрессом, чреватым развитием глубоких депрессий .

Возможна ли победа над стрессом и полное восстановление здоровья? Очень часто ортодоксальная медицина путем предписания больному психотропных средств пытается устранить мучительные симптомы, сопутствующие стрессу. Однако, ненадолго угаснув, болезненные переживания вновь возвращаются к человеку, причем в более выразительной форме.

Такое происходит из-за того, что медикаментозное лечение не способно воздействовать на причину проблемы, поэтому лекарства не могут обеспечить полное восстановление психического здоровья человека. Для определения и воздействия на источник жизненных трудностей необходимо задействовать гипноз, поскольку только он обладает ресурсами для проникновения в сферу подсознания – хранилище информации о личной истории человека. Лечение последствий стресса с помощью гипноза обеспечивает полное устранение провокатора проблемы, пожизненное изменение мировоззрение на конструктивную тактику, атравматическое восстановление психического здоровья человека.

Быстрое погружение в гипноз: каталепсия

Уличный гипноз (индукция Элмана). Как бросить курить с помощью гипноза?

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных состояний. Наиболее значимыми принято считать следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс .

1) Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектом называют эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля . Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые посредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своихдействий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия, поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Причиной аффекта является состояние внутреннего конфликта, противоречие между влечением, желанием, стремлением и невозможностью удовлетворить его. Особенно ярко проявляются аффекты у детей. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая ее организованность. В состоянии аффекта человек теряет власть над собой. Однако, справиться с аффектом на первых этапах его развития может любой. Главное – отсрочить аффективную вспышку, сдержать себя.

2) Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции . Эмоции отличаются от аффектов, прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Во многих ситуациях помимо удовольствия и неудовольствия возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.


Неоднократно предпринимались попытки выделить основные «фундаментальные» эмоции . В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установка субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающе в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании соответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентности (двойственности) чувств . Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Между отрицательными и положительными эмоциями существует определенное равновесие. Если мы испытали отрицательные эмоции, появляется желание испытать положительные.

Эмоции могут быть не только положительными или отрицательными. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха к «комнате ужасов»).

3) Еще одну группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Настроение– самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Причина настроения всегда есть, но не всегда осознается человеком. Настроение человека отражает бессознательную обобщенную оценку того, насколько благоприятно на данный момент складываются для него обстоятельства . Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

4) Стресс – состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Понятие введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычайной реакции организма на любое сильное воздействие . Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы (холод, боль, страх, унижение) вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Стресс никогда не равен нулю, в минуты равнодушия он просто минимален. Стресс – обычная действительность нашей жизни.

Виды стресса :

1) физиологический : реакция организма на стресс – выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т.д. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

2) психологический : информационный (высокая степень ответственности при недостатке времени) и эмоциональный (угроза, опасность, обида, человек длительное время остается один на один со своими проблемами).

Разные люди по-разному могут реагировать на состояние стресса.

Фрустрация – психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием , отчаянием , тревогой .

Отличительные черты фрустрации: неожиданность , неопределенность , изменение привычного хода событий .

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Устойчивость к фрустрирующим факторам (толерантность) зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Высшие чувства. Как отмечает А. В. Петровский чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции. Строго научное использование термина «чувства» ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

В психологии принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства .

Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки этих чувств являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность и др.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. К ним относятся: сомнение, радость открытия, любовь к истине .

Эстетические чувства отражают и выражают отношение человека к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному , трагическому или комическому , возвышенному или низменному .




Top