Изо в подготовительной группе детского сада осень. Конспект занятия "осень"

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Вид занятия: Игра – путешествие.

Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.

Цели занятия:

  • Обучающая : формирование знаний об аквариумном оборудовании.
  • Развивающая : развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.
  • Воспитательная : формирование необходимых коммуникативных качеств, воспитание взаимопомощи, толерантности, бережного отношения к окружающей природе на примере водных обитателей. (слайд 2)

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • компьютер, экран, проектор, презентация;
  • наборы карточек к дидактической игре;
  • набор емкостей (стакан стеклянный, 1,5 л. бутылка, 3л. банка, аквариум);
  • аквариумное оборудование (обогреватель, термометр, аквариумная люминесцентная лампа, фильтр, компрессор);
  • оборудование для опыта: две стеклянных колбы, одна наполненная водой, загрязненной мелким мусором (опилками, веточками), вторая пустая; воронка, бумажный фильтр;
  • видеофрагмент (Фиксики: Анимационный мультсериал: выпуск 1: серия 19 “Аквариум”);
  • листы бумаги А-4, фломастеры, карандаши, шаблон аквариума;
  • золотые и серебряные медальки “Лучший путешественник”.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • Химия, физика, математика; зоология, ботаника, экология

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационно-подготовительный этап:

Педагог встречает обучающихся.

Здравствуйте, ребята!

Педагог назначает дежурного.

Дежурный докладывает педагогу о готовности группы к занятию, о присутствующих и отсутствующих обучающихся.

1. Мотивационный момент.

Я очень рада видеть вас! Сегодня много новых открытий, интересных заданий ожидает нас в путешествии по аквариуму, в конце которого самые внимательные путешественники будут награждены золотыми или серебряными медальками “Лучший путешественник” (демонстрация медалек) ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Итак, цель путешествия: знакомство с аквариумным оборудованием.

Вы узнаете, что называют аквариумом, и какие приборы необходимы, чтобы водным обитателям было комфортно.

2. Основной этап:

1) Изучение нового материала. (Разбить на подгруппы)

Педагог: Но прежде чем мы начнем путешествие, я хочу с вами поиграть в игру “Найди свой домик” ПРИЛОЖЕНИЕ 1 , ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Перед вами расположены карточки с животными и карточки “домики”. Ваша задача, разобраться, в каком домике могут обитать данные животные. И быстро поселить каждое животное в свой домик. (слайд 3)

(Ребята показывают “Домики” с жильцами)

Педагог: Давайте с вами проверим, правильно ли вы поселили своих жильцов.

Педагог: Первый “домик” - аквариум , это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов. В домашнем аквариуме могут жить небольшие животные.

И вы правильно поселили в нем гуппи.

Педагог: Следующий “домик” - террариум , это ёмкость , где содержатся в благоприятных условиях некоторые животные (амфибии , рептилии , насекомые и другие беспозвоночные), а также растения. В нашем террариуме вы посели змею. Правильно.

Педагог: Третий “домик” - палюдариум. Термин “палюдариум” происходит от латинских слов paluda – болото, и arium – место. Это помещение, где содержатся растения и животные , требующие высокой влажности. В палюдариуме искусственно создается небольшой участок обитания околоводных или болотных животных и растений.

У вас тут поселился илистый прыгун.

Последний “домик” -
Это здание, которое часто посещают туристы,
В котором работают специалисты,
За стеклами которого плавают аквалангисты,
А также водные обитатели!

Это океанариум, в котором, как правило, имеется несколько бассейнов различного объёма. В небольших океанариумах содержат мелких рыб и беспозвоночных , а для наблюдения за их обитателями одну из боковых стенок делают прозрачной. В крупные океанариумы помещают больших рыб, черепах , ластоногих , сирен , китообразных . Существуют океанариумы, в которых устраивают представления с участием дрессированных дельфинов и ластоногих . В некоторых океанариумах ведутся научные исследования.

Педагог: А знаете ли вы, что в океанариумах работают ихтиологи, океанологи, аквариумисты, дельфинологи и т.д. (слайд 4) Если вы поплавали с дельфином, то это не значит, что вы уже стали дельфинологом. Чтобы приобрести эту профессию необходимо изучать не только биологию, но и физику, химию, математику и другие науки.

Педагог: Вы правильно поселили в океанариуме дельфина и акулу.

Педагог: Ребята, а как вы считаете, почему гуппи сможет жить в океанариуме, а дельфин в домашнем аквариуме не сможет?

Пока вы думаете, послушайте, пожалуйста небольшой рассказ.

“Пете родители разрешили завести аквариумных рыбок. В зоомагазине он купил несколько красивых гуппи. Принес их домой и посадил в трехлитровую банку. Но утром он увидел печальную картину, мертвые рыбки плавали на поверхности воды. “Почему рыбки погибли?” – задумался Петя. Ведь я банку помыл, налил отстоянной воды”.

Педагог: Ребята, давайте поможет Пете, ответим на его вопрос “Почему рыбки погибли?” (ответы детей).

Педагог: Подскажите, пожалуйста, какой Пете необходимо выбрать “домик” для своих рыбок.

Посмотрите, перед вами находятся емкости. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 . (слайд 5)

Как вы думаете, какая из них подойдет. Почему остальные не подходят?

Педагог: Давайте вспомним, что такое аквариум?Правильно, ребята, - это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов.

Но необходимо помнить, для каждого вида рыб нужен определенный объем аквариума. Крупным рыбам требуется аквариум от 100 литров. Большие аквариумы нужны и мелким рыбам, если их количество велико. В среднем на рыбку со спичечный коробок требуется 2,5 литра воды!

Педагог: Помните мой вопрос про гуппи и дельфина? Теперь вы сможете на него ответить. (Ответы детей)

Педагог: Ребята, мы хорошо поработали, а теперь давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка: “Рыбки” (все встали)

Рыбки плавали, ныряли (пальцы обеих рук сложены щепотью, руки двигаются вперед)

В чистой светленькой воде. (руки двигаются от плеча, изображая ныряющих рыбок)

То сойдутся-разойдутся, (руки сходятся и расходятся)

То зароются в песке. (руки двигаются вниз, изображая зарывающихся рыбок)

Педагог: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места

Педагог: Итак, наше путешествие начинается!

Представьте, что мы превратились в маленьких рыбок (слайд 6) и нас поселили в аквариум. Как много нового и интересного в нашем новом домике. А сколько тут установлено оборудования. Интересно, а для чего оно? Можно ли без него обойтись?

Педагог: Вот сейчас мы с вами и попытаемся это выяснить. Итак, поплыли!

Педагог: Ах, какая теплая у нас вода в аквариуме. Рыбки, кому-нибудь из вас знаком этот прибор (показ прибора - обогреватель), и как вы думаете, каково его назначение? (слайд 7) (ответы детей). ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Педагог: Если вы задумали содержать тропических рыбок, вам потребуется поддерживать температуру воды в аквариуме на уровне +20 - +32 0 С, в холодной воде им будет плохо жить. Для этого необходим обогреватель. Удобно, если обогревательный прибор совмещен с термостатом – датчиком, реагирующим на снижение температуры воды в аквариуме. Для контроля температуры воды вам понадобится термометр.

Педагог: Рыбки, а что это на нас так светит ярко сверху аквариума? Может быть солнце? (слайд 8) (ответы детей)

Педагог: Это специальные аквариумные влагозащищенные люминесцентные лампы, дающие ровный “дневной” свет. (показ прибора – люминесцентная лампа) (слайд 9)

Педагог: Свет влияет на развитие рыб, рост растений. Неважно, какой свет в аквариуме – искусственный или естественный. Искусственная подсветка даже удобнее солнечного освещения, так как ее можно регулировать. Зимой можно продлить в аквариуме светлую часть суток до необходимых большинству растений и рыб до 10-12 часов, а летом – до 15 часов.

Педагог: Ребята, ах какая незадача, вода в нашем аквариуме загрязнилась. Её необходимо почистить. И я знаю, как это можно сделать. Давайте с вами проведем небольшой опыт.

Демонстрация опыта

“Очистки воды с помощью бумажного фильтра” (слайд 10)

Очистке будем подвергать воду, загрязненную мелким мусором. Чтобы сделать воду снова чистой, мусор надо отфильтровать (фильтр – с французского “цедилка”) . Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага, все оборудование находится перед вами.

Свернем из фильтровальной бумаги фильтр - как это показано на слайде 10.

Этот фильтр поместим в воронку, а воронку поставим в пустую колбу. После чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду в колбу. (слайд 11)

Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.

Педагог: Рыбки, все справились? Как вы думаете, удалось ли нам очистить воду, отфильтровать? Рассмотрим фильтровальную бумагу. Что вы видите? Какая вода получилась в колбе? (ответы детей)

Педагог: Рыбки, может быть, этот способ очистки воды подойдет для нашего аквариума? (ответы детей)

Педагог: Совершенно верно. С помощью бумажного фильтра невозможно почистить такой большой аквариум. Поэтому в аквариуме устанавливают специальные аквариумные фильтры. (показ прибора – фильтр) (слайд 12)

Педагог: Аквариумные фильтры предназначены для механической, химической и биологической очистки воды (фильтрации).

Педагог: А разобраться в устройстве аквариумного фильтра нам помогут мультперсонажи Фиксики. (видеофрагмент слайд 13)

Педагог: Ребята, а как вы думаете, с помощью этих фильтров чистят воду в океанариумах? (ответы детей)

Педагог: Этих фильтров будет недостаточно для очистки большого количества воды в океанариуме, поэтому там установлены мощные фильтры. (слайд 14)

Педагог: Рыбки, а что это за пузырьки у нас плавают в аквариуме (слайд 15) и откуда они появляются? (ответы детей)

Педагог: Это пузырьки с воздухом, а образуются они из аквариумного компрессора. (показ прибора – аквариумный компрессор) (слайд 16)

Аквариумный компрессор - это специальный прибор, который служит для обогащения воды кислородом.

Педагог: Кислород, необходим для дыхания всех живых организмов в аквариуме. Кислород может образовываться в аквариуме в результате жизнедеятельности водных растений (слайд 17) . Все виды аквариумных растений вырабатывают кислород в процессе фотосинтеза. Когда соотношение количества растений и рыб выбрано правильно (треть аквариума засажена растениями, две трети - для свободного плавания рыбок), то кислорода рыбам достаточно, и они себя чувствуют хорошо. Когда растений мало или их вообще нет, а рыб много, то рыбам не хватает кислорода, и тогда следует прибегнуть к искусственному обогащению воды кислородом, к помощи компрессора.

2) Закрепление учебного материала.

Изобразительная деятельность детей

Педагог: Ребята, представьте, что я тоже маленькая рыбка, которую вы посели в своем аквариуме. У меня возникло много вопросов о своем новом домике. Помогите мне на них ответить.

Рыбка - педагог: Я боюсь, а вдруг я замерзну в этом домике? (ответы детей)

А если мне будет темно? (ответы детей)

А я не задохнусь? (ответы детей)

А кто будет очищать воду? (ответы детей)

Педагог: Вы молодцы! Успокоили маленькую рыбку.

Я очень довольна вашими знаниями, вы все были очень внимательными, активными и старательными.

Наше путешествие подходит к концу. Я вам предлагаю каждому нарисовать свой домик, с тем оборудованием, с которым мы познакомились сегодня. А затем из ваших рисунков мы оформим выставку. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Педагог: Молодцы! Все нарисовали замечательные рисунки! Наша выставка открыта! Представлено 15 творческих работ. Давайте их обсудим! Посмотрите, будет ли жить рыбка в этом аквариуме? А в этом? (ответы детей) По итогам обсуждения, мы выяснили, что не все путешественники были внимательными, они лишаются золотой медальки, но заслужили - серебряную!

Награждение медальками.

3. Итоговый этап:

Итог занятия.

Наше плавание-путешествие, во время которого мы ставили эксперименты, вели наблюдения, проводили опыт, подошло к концу и пора подвести итоги. Давайте вспомним цель нашего путешествия (ответы детей).

Ребята, так что же такое аквариум? (ответы детей)

И какое необходимо в аквариуме установить оборудование, чтобы рыбам было комфортно проживать (ответы детей)?

4. Рефлексия.

Упражнение “Качества”. Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Педагог: Ребята, становимся в круг, берёмся за руки, а теперь изображаем контур рыбки.

Педагог: обращаясь к каждому ребенку:Как ты себя чувствовал во время нашего путешествия? Что тебе мешало или помогло на занятии? (ответы детей)

Педагог: Наше занятие окончено, спасибо всем, до новых встреч. (слайд 18)

Интернет-ресурсы.

Конорезова Екатерина Николаевна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 г. Новочеркасска
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-10-06 Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Осень. Признаки осени» Конорезова Екатерина Николаевна Конспект занятия для подготовительной группы, по лексической теме "Осень". Занятие привязано к лексической теме, упражнения, которые были использованы в занятии развивают внимание, память, восприятие, мышление дошкольника.

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Осень. Признаки осени»

    Организационный момент

    Приветствие «Подари улыбку другу»

Ребята здравствуйте. Давайте «подарим улыбку другу» (Ребята поворачиваются друг к другу и дарят улыбку по кругу)

Ребята, какое сейчас время года? (дети отвечают). Верно, осень. А вы знаете, какие признаки есть у осени? Как мы понимаем, что наступила осень? (Используя мяч, педагог-психолог спрашивает у детей о признаках осени и бросает мяч и так по кругу)

      Основной момент.

      Игра «Назови одним словом»

Ребята послушайте слова и подумайте, как можно назвать одним словом.

Что может моросить, лить, капать?

Что желтеет, краснеет, опадает?

Дубовые, липовые, кленовые…Что?

Холодный, сильный, пронизывающий?

Сентябрь, октябрь, ноябрь- это?..

Молодцы ребята, вы отлично справились с игрой. Осенью часто идут дожди, что нас спасает от дождя?(дети отвечают). Верно, конечно же зонт. Я предлагаю вам, из предложенных фигур (Дары Фрёбеля) выложить зонт. (Дети выкладывают сами, без образца, по окончании упражнения, можно предложить дополнить изображение, и выложить картину на тему «Осень»).

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, немного отдохнем. Встаем из-за столов, поиграем в подвижную игру « Гриб-дерево-ягодка». (Дети бегают в рассыпную, машут крыльями. По команде педагога-психолога, когда говорит «Гриб»- дети приседают, «Дерево»-дети замирают, подняв руки вверх, «Ягодка» -встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки)

Ребята, а какие эмоции вы знаете? Обсуждение эмоций. (Раскладываю на столе пиктограммы с изображением эмоций)

Психогимнастика «Изобрази с помощью эмоций». Детям предлагается с помощью эмоций и действий разыграть сценку.

Вы с мамой пошли гулять в парк (изображают радость), но тут подул сильный пронизывающий ветер (удивление), набежали серые, тяжелые тучи, (страх) и пошел мелкий дождь и вам с мамой пришлось пойти домой (можно изобразить грусть), вы достали зонтики и вернулись в дом. Вы пришли домой, сняли с себя одежду, обувь (сопровождают слова действиями), поставили зонт сушится. Взяли любимую книгу (радость, удовольствие) и принялись читать. Тут, вы заметили, что через некоторое время выглянуло солнышко (радость) и перестал моросить дождик.

Вам понравилось упражнение? Было трудно изображать без слов, используя эмоции и действия? (дети отвечают).

Задание в рабочих тетрадях «Найди и зачеркни» . Ребятам предлагается найти на листочке только те картинки, которые относятся к осени. (Например зонт, осенний лист, гриб, капли дождя).

Пальчиковая гимнастика «Осень»

3. Заключительный этап. Рефлексия. Подведение итогов.

По ИЗО деятельности

Занятие в подготовительной группе «Какая бывает осень»

Клюшкина Л.М., воспитатель изостудии МБДОУ №24 г. Елабуги

Цель: развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка пределах предложенной темы) ; развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка) .

Материал: репродукций осенних пейзажей, акварель, лист бумаги, кисточки №5 и №3.

Ход занятия.

Поместить перед детьми несколько осенних пейзажей.

Посмотрите, какие разные картины создали художники про осень.

Кратко описать некоторые из них. Спросить, как называются картины, на которых изображена природа. Рассказать, как художники работают над своими картинами:

Выслушать нескольких детей и предложить приступить к рисованию задуманного. Сказать, что воплощенные замыслы других детей все увидят в конце занятия.

В ходе занятия оказывать только косвенное воздействие процесс рисования. Например, если у ребенка фон подготовлен для изображения пасмурной погоды, а он рисует солнце, белые облака, то можно выразить восхищение одной из картин, демонстрировавшихся в начале занятия, и заметить: «Как верно подобрал этот художник краски для пасмурного дня. Больше всего серого и коричневого цвета. ..»

В конце занятия предложить детям разместить их работы, сгруппировав по периодам осени. Спросить у нескольких детей, сумели ли они нарисовать осенний пейзаж, как задумывали, или во время рисования изменили свои замыслы. Предложить детям найти работы, отличающиеся от тех, которые рисовали на предшествующих занятиях цикла. Одобрить детей, которые составили другую композицию рисунка, внесли в сюжет интересные дополнения и т. п. Отметить и тех, кто использовал при рисовании разные кисти: мягкие и щетинные, карандаши для рисования мелких деталей и др. Затем, советуясь с детьми, отобрать рисунки для выставки под названием «Какая бывает осень».

Цель занятия: Продолжать знакомить с произведениями живописи: картиной И.Левитана «Золотая осень» . Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • учить создавать образ березы в рисунке по впечатлению от золотой осени, подбирая правильные цветосочетания.
  • учить устанавливать связи между сменами трех видов осени
  • продолжать знакомить с творчеством великих художников и их картинами
  • подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение.
  • продолжать формировать у детей представление о пейзажной живописи. Помочь детям правильно понять содержание картин великих художников, увидеть элементарные художественные средства, которые художники используют для передачи осенней природы.

Развивающие задачи:

  • упражнять в умении замечать красивое вокруг, выделять цвет как средство выразительности.
  • использовать различные приемы кистью (всем ворсом и концом) .
  • закрепить умение располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.
  • упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки.
  • развивать речь и познавательные процессы детей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу, и мне к ногам упала вот эта веточка (держит в руках березовую веточку с желтыми листьями) . Когда я ее увидела, она мне так понравилась, и у меня сразу поднялось настроение, и я желаю передать вам всем свое хорошее настроение через эти веточки, которые я вам приготовила. Посмотрите, какие на веточках листочки: желтые, золотистые, яркие, как будто от них передается солнечный свет. Поиграйте с ними. (Дети берут березовые веточки, любуются ими и улыбаются) .

Воспитатель: А сейчас, присаживаемся на свои места, поставьте веточки в вазу, они нам еще пригодятся. Ребята, на самом деле сегодня необычайно светлый и солнечный день, везде и всюду красиво, ярко, всё золотом блестит. Это только бывает когда?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Верно, осень самая прекрасная пора из всех времён года. Она удивляет всех своим многообразием. Ребята, как вы думаете, какая может быть осень по внешнему виду?

Дети: Красная, жёлтая, оранжевая и т.д.

Воспитатель: Молодцы, верно, подметили цвета осени, которые характеризуют внешний вид по цвету, а я хочу добавить, что осень еще бывает яркая, красочная. А кто мне скажет, какая бывает осень по настроению?

Дети: Радостная, грустная, хмурая, печальная.

Воспитатель: Молодцы, все отлично подметили настроение осени, я бы от себя добавила, что она ещё бывает тёплой, солнечной, плачущим дождём. Вот, она, какая разная осень. А вообще, ребята, говорят, что бывает ещё три осени. Кто мне подскажет?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя. (Презентация)

Воспитатель: Правильно, существует поверье, что в природе осенью царствуют три осени: самая первая – ранняя. Какая же она ранняя осень? Я смотрю и вижу, что о ней нам желает рассказать Лиза. Мы слушаем тебя.

Ребенок: Ранняя осень приходит рано с теплом. На деревьях появляются чуть-чуть пожелтевшие листья. Птицы готовятся к перелётам. В лесу грибники собирают первые осенние грибы и начинают идти пока что тёплые дожди.

Воспитатель: Молодец, Лиза, она точно отметила характер ранней осени. Ранняя осень незаметно переходит в золотую. А кто знает об этой осени. Я думаю, с этим заданием справится Настя. Расскажи нам, пожалуйста, про золотую осень.

Ребенок: Золотая осень она называется так, потому что всё вокруг одето «в багрец и золото» . Она радостная, яркая, красочная, богатая урожаем. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально - нежные лучи.

Воспитатель: А другая третья – поздняя. Я думаю, об этой осени с удовольствием расскажет Таисия, потому что я вижу по ее глазам, что она все знает.

Ребенок: Поздняя осень - она грустная, потому что улетают птицы в тёплые края. Чаще слышен тихий плач мелкого дождика, по утрам окутывает туман. С деревьев срывается и опадает последняя листва. Все чаще дуют холодные ветра, а по ночам наблюдаются заморозки. И наконец, падает первый снег.

Воспитатель: Молодцы, ребята, умницы. Как точно и интересно рассказали вы нам про эти три осени.

Показ презентации «Осень в картинках» с демонстрацией иллюстраций к картинам художников.

После показа картин на доске воспитатель выводит на экран картину И. Левитана «Золотая осень» . Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» . Воспитатель: Сейчас я хочу представить вам картину одного известного художника, посмотрите на экран и скажите, как бы вы назвали эту картину?

Дети: Золотая осень.

Воспитатель: Верно, эта картина называется «Золотая осень» Её написал великий художник Левитан И.И.. Как вы думаете, почему художник назвал эту картину именно «Золотая осень» ?

Дети: Потому что много желтого цвета, листья желтые на деревьях и т.д.

Воспитатель: Верно. Художник в картине использовал цвета осени. Как вы думаете, какая это картина по настроению?

Дети: Солнечная, жёлтая, радостная.

Воспитатель: А какие именно цвета использовал художник для передачи вида золотой осени?

Дети: Желтый, красный, оранжевый, зеленый …

Воспитатель: А в какой наряд оделся лес на картине?

Дети: Золотой.

Воспитатель: Это точно. Посмотрите еще раз внимательно на картину. Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд. Тихо падают на землю жёлтые и красные листья; лето прошло, скоро начнутся холодные осенние дожди. На полотне перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.

Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.

Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

Ну, что же пока все листья не опали, мы превратимся на некоторое время в осенние листочки.

Физкультминутка:

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (лёгкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть) .

Воспитатель: (Дети ставят веточки в вазу, присаживаются на свои места) . А сейчас, ребята еще раз внимание на экран, послушайте стихотворение знаменитой поэтессы Зои Федоровской про осень.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Ребята, о какой роще говорится в стихотворении?

Дети: березовая роща.

Воспитатель: Верно, как мы уже говорили, что многие художники, любят березы, часто изображают их в своих пейзажах. Поэтому я вам предлагаю посмотреть видеосюжет с картинами художников «Золотая осень в березовой роще» . Посмотрите внимательно, как художники передали цвет, настроение картины, какие именно цвета они использовали для передачи образа золотой осени. Итак, внимание на экран.

«Золотая осень в березовой роще в картинах» - показ видеосюжета.

Воспитатель: Мы сегодня очень долго говорили об осени, о золотой осени, о внешнем виде, о настроении, увидели картины про золотую осень в березовой роще знаменитых художников, прослушали стихотворение. Сейчас я вам предлагаю превратиться в художников и нарисовать самим осень в березовой роще, какой вы её видите, какую вы хотите её видеть, и какие краски вы будете использовать, чтобы передать внешний вид золотой осени. А рисовать мы будем как художник на холсте, только не на настоящем, а из ткани. Хочу вас предупредить ребята, что ткань очень хорошо впитывает краску, поэтому предлагаю брать на кисточку побольше краски. Еще один момент мы с вами вспомним: деревья на переднем плане рисуем средней кисточкой, а деревья на дальнем плане – тонкой. А листья мы сегодня будем рисовать методом тычка. Я думаю, что вы отлично справитесь с этой задачей, успехов вам в вашем творческом труде. Итак, приступаем.

Дети усаживаются за столы, выбирают материал для рисования, самостоятельная деятельность. Звучит музыка Фридерика Шопена «Осенний вальс» .

Воспитатель: Я заметила, что у Вас получились очень интересные картины про осень. Да, осень у всех получилась разная: у кого-то она грустная, у кого-то романтичная, кто-то представил осень в образе королевы. У всех получились превосходные крины, я могу с уверенностью сказать, что вы настоящие художники. Спасибо вам за работу.

(Дети затем обмениваются впечатлениями, объясняют, почему нарисовали именно такой портрет осени.)

В конце организовывается коллективная выставка работ детей.

Программные задачи :

  1. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «Печать растений».
  2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  3. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
  4. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал для занятия:

  1. Листья разных пород деревьев (4-5 видов);
  2. Альбомный лист, размер А4;
  3. Набор гуашевых красок;
  4. Кисть, кусочки параллона;
  5. Стакан с водой;
  6. Салфетка;
  7. Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
  8. Корзинка для сбора листьев;
  9. Трафареты листьев из цветного картона для игры.

Предварительная работа:

наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:

«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжёлые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принёс он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался что засохнет, свернётся в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понёс его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом — парком».

Педагог.

— Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети.

— Это листопад.

Педагог.

— Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.

Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

— Мы с клёнов…

— Мы с яблонь…

— Мы с вязов…

— Мы с вишен…

— С осинки…

— С черёмухи…

— С дуба…

— С берёзы…

Везде листопад:

На пороге – морозы!

Ю. Капотов

Педагог.

— Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года изобразил на ней художник.

Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..

И. Михайлова

Физкультьминутка .

«Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Дети покачивают листиками в руках над головой.

Дунул ветер – полетели. Бег в разных направлениях.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.

Закружились, полетели Бег в разных направлениях.

И на землю снова сели. Возвращаются на свои места.

Педагог.

— В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдёте два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

(дети рассматривают листики, выбирают понравившиеся).

Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.

Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

Практическая часть.

Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги.

Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа.

Возьмите следующий листочек, покрасьте его в другой цвет и отпечатайте в другом месте альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

Педагог.

— У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Выбранный ведущий выходит на середину с корзиной и говорит:

— Кленовый листок, лети в мой кузовок.

Дети, у которых в руках листочки клёна, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.

Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут по кругу.

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и качают ими из стороны

С веточек листву сдувает. в сторону.

Листья на ветру кружатся Разбегаются в разные стороны, кружатся

И приседают.

И под ноги к нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдём

И листочки соберём. Опять собираются в кружок.




Top