Изображение эпохи в романе отцы и дети. Отражение эпохи в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"


Разработка урока по литературе

Преподаватель: Боронина Ирина Арменовна

Урок №2.

Тема урока.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе.

Цель урока:

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с тек­стом.

Ход урока:

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

^ Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева.

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тур­генева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую­щих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тур­генева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

^ Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

– Индивидуальное задание уч – ся.

^ Вопрос классу:

Что еще вы знаете об этой эпохе?

Примерный материал ответов:

– Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важ­нейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образо­ванность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной обще­ственной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеет­ся, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и прино­сить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специ­альностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические от­ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по­вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо­шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский мани­фест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долго­жданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах наро­да. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обяза­ны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые по­давлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революцион­ные демократы стали готовить восстание: возникло тайное обще­ство «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чер­нышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал осво­бождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьян­ского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хоро­шо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают зву­чать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у чита­теля конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "От­цах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, ко­гда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либе­ралов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

Выделите ключевые слова, фразы.

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

^ Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "де­ревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанны­ми крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напома­женные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поко­ления, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби­ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

Группа 4.

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби­ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

^ Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными ге­роями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страни­цах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели прино­сить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении?

Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга?

Сравните портреты героев.

Индивидуально:

Краткий пересказ основных моментов биографий героев

Биографию Базарова составить на основе текста.

Разработка урока по литературе Преподаватель: Боронина Ирина Арменовна Урок №2. Тема урока. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе. Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с тек-стом. Ход урока: Слово учителя:

    Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?
Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры. Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева. Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тур-генева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую-щих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тур-генева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

    Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

– Индивидуальное задание уч – ся. Вопрос классу:
    Что еще вы знаете об этой эпохе?
Примерный материал ответов: – Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важ-нейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образо-ванность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной обще-ственной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеет-ся, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и прино-сить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специ-альностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.
    В это время также в России начали развиваться капиталистические от-ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по-вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо-шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.
– В начале марта 1861 года был обнародован царский мани-фест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долго-жданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах наро-да. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обяза-ны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые по-давлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революцион-ные демократы стали готовить восстание: возникло тайное обще-ство «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чер-нышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал осво-бождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьян-ского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хоро-шо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают зву-чать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него». Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?
    Расслоение общества на противоборствующие группировки. Проблема крепостного права. Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

1 группа.

    Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

    Какое время года совпадает с началом романа?

    Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у чита-теля конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "От-цах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, ко-гда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либе-ралов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

    Выделите ключевые слова, фразы.

    Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "де-ревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанны-ми крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.
    Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

    Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных) Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напома-женные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поко-ления, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать». Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам. Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало. Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...» Группа 4.

    Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа? Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть? Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными ге-роями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страни-цах, в экспозиции. Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели прино-сить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Учитель:

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов. Д/З: Перечитать 5-9 главы,

    Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально:
Краткий пересказ основных моментов биографий героев Биографию Базарова составить на основе текста. 7

Цель лекции: ознакомить студентов с проблематикой произведения.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть особенности изображенного в романе художественного времени.

2. Изучить систему образов произведения.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., но изображенное (художественное) время относится к 1859 г. В это время Россия жила ожиданием реформ, а интеллигентные люди (дворяне, разночинцы) напряженно размышляли о путях, которыми суждено пойти стране, переживавшей тяжелейший кризис. В обществе сложилось несколько группировок, которые предлагали различные пути развития государства, непозволительно отставшего от передовой буржуазной Европы. Одни считали, что Россия, будучи страной с уникальной историей, должна развиваться по своим, особым законам, другие полагали, что этот путь слишком долгий, и непредсказуемый, поэтому нужно следовать примеру развитых западных держав, достигших успеха в экономике и политике. Эти мыслители назывались «западниками». Были радикально настроенные общественные деятели, предлагавшие революционные способы решения проблем. Переломные эпохи рождают идеи, суть которых заключается в тотальном отрицании всего старого, пришедшего в упадок. Носители этих идей получили наименование «нигилистов».

Очевидно, что эпоха конца 1850-х – начала 1860-х гг. была очень насыщена значимыми событиями, которые не могли не отразиться в искусстве, в частности – в рассматриваемом романе Тургенева.

«Отцы и дети» имеют сложную систему образов: в напряженные отношения вступают дворяне Кирсановы и разночинец Базаров, противоречия намечаются между бывшими друзьями – Евгением Базаровым и Аркадием, сам Базаров бросает вызов устоявшимся гуманистическим принципам, женские образы оттеняют главные черты персонажей-мужчин.

Конфликт завязывается в мирной усадьбе образованных дворян Кирсановых, пытающихся наладить быт крестьян на западный лад. Николай Петрович и Павел Петрович – высоко культурные люди: в их доме звучит музыка, они читают русскую классику и западные современные журналы. Братья Кирсановы хранят память о своих рано умерших возлюбленных, придерживаются гуманных правил в общении с людьми, стараются идти в ногу с прогрессом.



Спокойствие в благородном семействе нарушается с приездом молодых медиков из Петербурга – Аркадия и Евгения Базарова. Разночинец Базаров сразу же противопоставляет себя дворянскому образу жизни Кирсановых: его одежда неопрятна, он невежлив с хозяевами, критикует их любовь к искусству, манеру любоваться природой, попытки преобразовательной деятельности. Особое раздражение Базаров испытывает, слушая рассказы о любви Павла Петровича к покойной княгине Р. Мощный ум Базарова-материалиста (и даже вульгарного материалиста) отрицает любые проявления «романтизма», эстетства и идеализма. Это также является отражением веянием эпохи, которая породила большое количество научных открытий в области химии, медицины, физики, биологии, что являлось следствием бурного развития промышленности.

Противостояние «отцов» (дворян) и «детей» (разночинцев), развернувшееся в провинциальной усадьбе отражает весь накал предреформенных страстей, которые, в свою очередь, указывали на необходимость скорейших перемен во всех сферах жизни России.

Неприязнь «аристократа» Павла Петровича и нигилиста Базарова приводит к достаточно опасной, хотя и пародийно изображенной дуэли, а сам Базаров умирает вследствие совершенной им же профессиональной (герой – медик) ошибки.

Широко образованный, тонкий и ироничный Тургенев, с одной стороны, показал, как в характере главного героя проявились типичные черты современного человека, с другой стороны, писатель не мог не видеть обреченность философии Бзарова. «Не сочувствовать природе», не признавать важности литературы, музыки, живописи, значения любви в жизни человека – значит отрицать духовность . Это путь пагубный, что и подтвердилось в ситуации влюбленности нигилиста Базарова (не верящего поначалу в духовные привязанности) в Анну Сергеевну Одинцову. Сознательно выстроенная героем негармоничная жизненная система рухнула – и ее автор гибнет – таков авторский вывод.

Будучи прогрессивным человеком, Тургенев, безусловно, понимал, что «преобразования необходимы», но при этом, общаясь с современными молодыми людьми, писатель видел слабые стороны их позиции (вульгарно-материалистические тенденции, жажду разрушения, тотального отрицания), что мешало им стать гармоничными личностями и нередко приводило к трагедии.

Лекция 4. Романы «Дым» и «Новь» как художественные свидетельства эпохи. (2 часа).

Цель лекции: рассмотреть два последних романа Тургенева с точки зрения их поэтики и идеологии.

Задачи лекции:

1. Изучить проблемы русской оппозиционной эмиграции, отображенные в романе «Дым».

2. Дать представление об отношении Тургенева к народничеству (на материале романа «Новь»).

В 1867 г. Тургенев публикует свой очередной роман «Дым», на фоне баден-баденской эмигрантской и курортной жизни разворачивается типичная для крупной эпической формы сложная коллизия частной жизни героя «(любовный треугольник», попытки в русле новых веяний разрешить хозяйственные проблемы в поместье и пр.).

Современники Тургенева, относящиеся к революционно настроенному лагерю, безусловно, с большим интересом читали страницы романа, где рассказывалось о жизни русских эмигрантов. Образы общественных деятелей, изображенные в сатирических тонах, конечно же, не могли удовлетворить сторонников радикальных перемен в России. Губарев (без труда угадывается Н. Огарев – друг Герцена, революционер и поэт), его «говорливое» окружение, темы их «разрушительных» для русского правительства бесед показаны автором с некоторым сожалением: порядочные люди, оторванные от родины, потеряли связь с злободневными проблемами, и их деятельность не имеет ничего общего с действительной героикой.

Еще менее симпатичны русские генералы – аристократы, ненавидящие и презирающие свой народ – крестьян, солдат, бедных горожан.

Главный герой Литвинов, остановился в курортном, модном и престижном Бадан-Бадене на короткое время: он ждет приезда своей невесты и собирается отправиться в Россию, где намерен развернуть преобразовательную деятельность.

Неожиданно для себя в Баден-Бадене он встречает свою юношескую любовь – Ирину. Теперь она жена состоятельного человека (представителя «правящего генералитета»), но жизнь этой женщины сложилась несчастливо, и старое чувство Литвинова и Ирины вспыхивает с новой силой.

Однако эта страсть не приносит героям радости – недаром сквозным образом романа является дым.

Финал романа подчинен освобождению положительного персонажа (Литвинова) от гипноза дыма – символа неопределенности, запутанности, зыбкости общественных и личных интересов. Литвинов уезжает на родину один, без Ирины, которая не готова отказаться от привычной праздной жизни и отправиться с любимым человеком в Россию, где ждет преобразователей долготерпеливый крестьянин, родная «почва», небогатый и неухоженный «край».

В 1870-е гг. Тургенев продолжает пристально вглядываться в русскую действительность, и результатом наблюдений становится роман «Новь», который был опубликован в 1876 г. в журнале «Вестник Европы».

Тургенев, как известно, сочувственно относился к народническому движению, но избирательно и даже критически – к некоторым его представителям и их методам.

Дмитрий Нежданов – главный герой романа – отправляется в провинцию, где с группой радикально настроенных «товарищей» намеревается вести пропагандистскую деятельность среди крестьян. Однако с первых же минут общения с народом обнаруживается искусственность и невписанность теорий народничества в русскую действительность. Лозунги честного и смелого Нежданова («За свободу! Вперед!») непонятны крестьянам, занятым серьезными хозяйственными делами, поведение народника-агитатора кажется мужикам странным и подозрительным («Какой строгий!»), и дело заканчивается тем, что «благодарный» народ напоил горе-революционера (в его «пейзанском» наряде), напоминающего скорее карнавального ряженого. Пьяного агитатора едва спас рабочий Павел.

С сочувствием и одновременно со скепсисом автор относится к соратникам главного героя – Маркелову, Машуриной. Их фанатизм и самоотверженность показаны как излишние и не приводящие к жизнеутвердающей деятельности качества.

Однако народничество оставило слишком глубокий след в русской истории, чтобы его рисовать только в грустно-комических тонах, к тому же оно было столь неоднородным, что среди представителей этого общественного движения Тургенев мог найти близких по духу личностей и изобразить их.

Такими героями стали Марианна и Соломин – «постепеновец», который полагает, что Россия должна идти по пути преобразований долго, мирно и терпеливо. Резкие и жестокие действия могут привести лишь к трагическим последствиям. Неслучайно роману предпослан эпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». Новь в данном случае не только целинная, подлежащая освоению земля, а вся российская действительность, безусловно, ждущая своих разумных преобразователей.

В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев. Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилизмом, восхищается прямотой, силой убеждения Базарова.
Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты героев, их язык... А пейзаж!.. Ведь общепризнанно, что Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа. Основным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза. Кажется, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совершенства.
Как можно забыть высокого Базарова, его “огромный лоб”, “просторный череп”, длинные волосы (признак демократизма в то время), его “красную руку”, не знавшую перчаток! Сразу видно, что это человек большого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его противник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, избалован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у женщины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою “одежонку”. Павел Петрович же много времени проводит за своим туалетом. И нас сегодня немного смешат его “фесочка”, “лаковые полусапожки” и прочее, как в свое время они смешили Базарова.
Вообще же писатель тонко пользуется таким приемом, как ирония. Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.
Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние монологи, в которых автор выступает замечательным психологом (этот прием более характерен для поздней литературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору. Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с “господином нигилистом”, весь “горел от нетерпения”, хотя и обещал брату “не позабыться”. Базаров же отвечал ему “ленивым голосом”. Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу “отцов и детей”. Писатель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.
Но, конечно, яснее всего выражаются идейные противоречия эпохи в самих спорах. Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спорах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском народе и его судьбе, о путях развития страны, об отношении к существующим порядкам, о семье, о браке, об искусстве. Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...

    В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И.С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство...

Действие романа “Отцы и дети” датировано Тургеневым с чрезвычайной точностью: Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 г. Мы знаем при этом, что сам роман писался Тургеневым в 1861 г. (закончен 30 июля 1861 г.), а печатался в “Русском вестнике” за 1862 г. При сопоставлении этих дат сразу угадывается замысел Тургенева показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России уже после реформы, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественных сил страны на два лагеря - либералов-дворян и демократов-разночинцев. После реформы 1861 г. этот конфликт перешел в иную, более острую стадию, когда диалог на равных за одним столом сторонников двух враждебных партий был уже невозможен. Поэтому Тургенев для объяснения конфликта возвращается к его началу. Как раз в 1859 г. впервые зародилась вражда между демократическим “Современником” Чернышевского и Добролюбова и заграничным “Колоколом” Герцена, сохранившим либеральные позиции. При “Современнике” создается сатирический отдел “Свисток”, где осмеиваются в том числе и половинчатые “обличения” либералов. Герцен ответил на это статьей “Очень опасно”, и отношения между журналами напряглись. В июне 1859 г. (когда Базаров должен был дискутировать с Павлом Кирсановым) Чернышевский едет в Лондон на свидание с Герценом, которое закончилось неудачей: “отцы” и “дети” русского демократического движения оказались на непримиримо разных позициях и еще сильнее отмежевались друг от друга. В это же самое время рвет свои старые связи с “Современником” и Тургенев.

В эти годы еще не было до конца понятно, что за явление представляет собой новое поколение - шестидесятников, и потому в романе оказалась совсем не выраженной позитивная программа Базарова, вышедшего в романе чистым отрицателем, какими шестидесятники никогда не были. “Я чувствовал, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю”.

В “Отцах и детях” широко обрисовано кризисное состояние общества, охваченного горячкой преобразований. В романе стараются показаться “передовыми” герои из всех сословий, каждый на свой лад. Восторженно объявляют себя нигилистами и новыми людьми Аркадий Кирсанов и Ситников (не замечая, что одному эта роль совершенно чужда, а другого просто превращает в никчемного шута), старательно следит за новыми веяниями Николай Петрович Кирсанов, который общается в Петербурге исключительно с молодыми - друзьями сына и заводит всевозможные хозяйственные новшества у себя в усадьбе (и все-таки слышит от Базарова, что “он человек отставной” и “его песенка спета”), пытаются казаться “прогрессистами” тайный советник “из молодых” Колязин, равно как и ревизуемый им губернатор, даже лакей Петр держит себя как слуга “новейшего, усовершенствованного поколения” и коверкает русские слова на французский манер: тюпюрь, обюспючюн. Нет ничего обиднее и страшнее для всех героев, чем обвинение в отсталости, в узости мысли и кругозора. Только аристократы, как Павел Петрович и Одинцова, остаются сторонниками старых “принсипов”, уверенные в их неизменности. Но по-настоящему новое слово и новый дух мы ощущаем только в Базарове, у остальных же стремление казаться “передовыми” остается чисто внешним или временным, комическим следованием моде, бесплодной попыткой изменить свою уже сложившуюся личность. Тургенев хочет указать на опасность такой бездумной погони за новизной и в то же время указать, что обновление действительно необходимо.

Еще самые первые картины России, видимые Аркадием при возвращении домой из Петербурга, носят социальный характер, свидетельствуют о нищете, разрухе и хозяйственном кризисе, царящих в стране:

...деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам... Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей... “Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?”

В последующих главах мы узнаем о бесконечных хозяйственных неудачах Кирсановых (“Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева”), о полной неспособности губернатора-прогрессиста управлять губернией, о произволе чиновников.

Какие же общественные силы и какими средствами могут вывести страну из кризиса? Вместо ответа Тургенев указывает на лучших представителей двух сословий (“Если таковы сливки, то каково же молоко?”), предоставляя им выдвинуть и обосновать свои позиции, избегая при этом открытой демонстрации собственных политических взглядов. Показательно, что в первой редакции роман открывался эпиграфом, из которого четко выводилась авторская позиция:

Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы.

Человек средних лет: А в вас - сила без содержания.

Под “человеком средних лет” понимался дворянин, а под “молодым” - разночинец. Таким образом, при осуждении недостатков обеих спорящих сторон последнее слово оставалось все-таки за дворянином. Но в конце концов Тургенев снимает этот эпиграф, чувствуя, что он ведет к несколько упрошенной трактовке романных образов. При своей несомненной принадлежности к лагерю дворян автор искренне считает, что их историческая роль уже сыграна (“Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса”, - писал Тургенев К.К. Случевскому в апреле 1862 г.). Но Тургенев не находил ничего позитивного и в нигилистах (какими он их себе представлял), боялся их бессодержательной “грубой монгольской силы”, не видел за ними дальнейшей исторической перспективы и потому несколько искусственно устранил Базарова из романа.




Top