Известные картины герасимова. Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография

. .

Дом №6А. Дом-мастерскую для художника А.М. Герасимова построили в 1937 г. на месте сквера, через который был проход на ул. Венецианова. Участок под строительство выделили по ходатайству наркома обороны К.Е. Ворошилова (с ним художник был знаком еще с 1927 г., когда писал его портрет, и дружил всю жизнь ), а поселиться в поселке Герасимову предложил председатель Правления "Всекохудожник" В.Ф. Сахаров, который одновременно был и председателем Правления кооператива "Сокол".
Как утверждается в некоторых источниках, коттедж был построен по проекту самого художника (?).
Ул. Левитана, дом 6А. Вот так в годы моего детства выглядел этот домик.

Правда, его авторство у меня вызывает сомнение, сам он утверждал - ""Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове (сейчас г. Мичуринск ) в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь я посвятил живописи" .
Мичуриснкий драматический театр, построенный в 1913 г. по проекту Герасимова А.М.

Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963 гг.) личность яркая и неоднозначная. Талантливый художник, человек разносторонних увлечений, друживший со многими выдающимися людьми своего времени, в т.ч. и с властью, вызывал у современников противоречивые чувства, одни его ненавидили, другие завидовали, третьи любили.
Художник Герасимов Александр Михайлович. Автопортрет.

Сейчас, по прошествии времени, понимаешь, что Герасимов - человек-глыба, сделавший сам себя, добившийся карьерных высот, оставивший на своих полотнах с одной стороны летопись эпохи в монументальных полотнах и портетах своих современников, а с другой стороны тонкие и лирические пейзажи и натюрморты. Однако, чем больше я всматриваюсь в работы художника и читаю воспоминаний о нем, меня не оставляет чувство двойственности, как будто речь идет о двух разных людях.
О нем, написано достаточно много статей и книг и каждый желающий сможет с ними ознакомиться. Я же коротко упомяну о начальном периоде его биографии и в основном раскажу о периоде его проживания в поселке и о его семье.
Александр Михайлович родился 12 августа 1881 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии был прасолом - торговцем скота. Закончив церковно-приходскую школу, Герасимов поступает в Козловское уездное училище. Одновременно отец приучает "наследника" к торговому делу.

Герасимов А.М. в юности.

Возможно, юный Александр и пошел бы по стопам отца, но помог случай. В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу, которую юный Александр стал посещать. Вот он-то увидев работы мальчика и посоветовал ему учиться дальше.
Герасимов едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками становятся такие выдающиеся художники как В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов, А.М.Корин, А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак и мн. др.
В училище Александр Михайлович занимался с 1903 - по 1915 гг. После его окончания, в 1915 г., он был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918 - 1925 гг., жил и работал в Козлове. Здесь он женился и в 1918 г. у него родилась дочь Галина.
Вместе с семьей Герасимов в 1925 г. переселяется в Москву . Сначала все складывалось очень не просто, первые годы он вынужден был перебиваться случайными заработками. Однако, вскоре, чувствуя конъюктуру, Герасимов начинает писать картины "на потребу дня", часть по собственной инициативе, часть по заказу, среди них такие как "Портрет К.Е. Ворошилова" - 1927 г. (благодаря этому знакомству в дальнейшем А.М. добился многого ); "Ленин на трибуне " - 1929 -1930 гг.; "Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде " - 1931 г.; "Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года " и др.
Герасимов А.М. "Портрет К.Е. Ворошилова"

Своего жилья в городе Герасимов не имел, не говоря уже о мастерской. Сначала он жил на Волхонке в помещении правления Ассоциации художников революционной России, куда он вступил. Затем соорудили для него времянку, типа большого сарая, на Балтийской улице при Изофабрике, где находился "Всекохудожник" (), Здесь он, в 1935 г., и написал по заказу Ворошилова свою картину "Первая конная армия" . Годом позже, в 1937 г. это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При.
В этом же году он переселяется в свой дом в поселке Сокол. Вот как описывает этот дом, один из его гостей, писатель Иван Шевцов, правда, посетивший его уже в 1960-е годы - "...прибыли на улицу Левитана к небольшому и неприметному, скромному особняку в два этажа, напоминающему загородную дачу. Таким мне показался частный дом президента Академии художеств. Он делился на две половины.

Первая, так сказать, парадная в два этажа была обиталищем жены и дочери художника, а также "нахлебников" - сестры жены и ее мужа. Вторую половину дома занимала просторная, высотой в два этажа мастерская. Она поразила меня какой-то безалаберностью, преднамеренной неухоженностью, нарочитой простотой и беспорядком. Особенно удивляла спальня хозяина, отгороженный холстом угол. В ней деревянный жесткий диван, покрытый тюфяком, одеяло, подушка, у ног медвежья шкура. Очевидно, поэтому знакомые и друзья называли спальню "медвежьим углом". В стене вколочены гвозди, на которых висят выходные и повседневные костюмы хозяина, то есть весь его гардероб. В мастерской многопудовая хрустальная люстра, мольберты, краски, и штабеля картин и этюдов...". Фото мастерскаой 1940-х годов.

Здесь, на Соколе, в 1937 г. художник создает большое полотно "Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе". На картине более сорока фигур. "Я работал над ней, - рассказывал художник, - с большим подъемом. Мне хотелось создать коллективный портрет командиров индустриализации".

Когда Александр Михайлович писал картину, к нему на сеансы по три, четыре, пять раз приезжали выдающиеся современники: Г.К. Орджоникидзе, академик Губкин, архитектор Веснин и многие другие. Во время работы Герасимов с каждым из них беседовал, проникал в образ, сживался с ним. Но это было время репрессий. Герасимов вспоминал - "К моему глубокому сожалению, портретируемые мною личности один за другим уходили в небытие, и, естественно, я вынужден был снимать их с полотна. Иногда на одном месте картины приходилось менять фигуры до четырех раз. Только портретных этюдов было уничтожено более ста. Душевное волнение не только мешало работе, но и наводило на мрачные мысли, что не сегодня-завтра сам можешь оказаться там же". Не лучше была и атмосфера и в поселке на Соколе, посадки следовали одна за другой.
В интернете встречается информация, что с жителями Сокола у него отношения не сложились, не знаю насколько она достоверна, но даже если это и так, то можно предположить, что тот парадный блеск, который был изображен на полотнах Герасимова в это трудное время, далеко не всем нравился.
О таком Герасимове писали "Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, сочная манера письма - все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна создавались бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали". Отсюда становится понятным, почему в его мастерской делили углы худож-ники, которых он приютил: И.Г. Антро-пов и Н.А. Денисовский, а позднее и его ученики.
Вряд ли такие картины приносили удовлетворение художнику. В то же время Александр Михайлович пишет совсем другие произведения. Видимо, здесь на Соколе написана картина "Песня скворца" (предполагаю дом слева - №3 по ул. Венецианова, а вдали домики на ул. Сурикова ).
Герасимов А.М. "Песня скворца". 1938 г.

Отводит он душу и в многочисленных натюрмортах с изображением цветов.
Полдень. Тёплый дождь. 1939 г.

Впрочем, такие натюрморты он писал всю жизнь. "Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и ее обаяние. Они как-то по-особенному возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями богатых красочных воплощений..." - вспоминал художник.
Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е г.


В том же, 1938 г., он пишет и картину "Деревенская баня" (ссылку не даю, т.к. ЖЖ выставляет особые условия для размещения обнаженной натуры, но кто захочет без труда найдет картину в интернете ). Эта картина была написана в бане самого Герасимова, которую он построил на своем участке в поселке Сокол. Для создания картины он пригласил сразу нескольких натурщиц.
Предположительно, второе строение слева и есть эта баня, обратите внимание на окошки, прописанные на картине.

Писатель Иван Швецов писал - "...на меня сильное впечатление произвела его большого размера картина "Русская баня" (точное назв. "Деревенская баня" ). В ней дюжина обнаженных женских тел, связанных сложной композицией, выписаных с очаровательным блеском, где каждая фигура - это образ, индивидуальный характер. Вызывало удивление, что такому шедевру, по художественной силе равному кисти титанов Возрождения, не нашлось места в отечественных музеях и картинных галереях: она хранилась в мастерской художника".
Еще одной отдушиной для Александра Михайловича было написание портретов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе" - вспоминал А.М.Герасимов.
Герасимов А.М. "Портрет балерины О.В.Лепешинской"

Всем известен его "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939 г.). Вот как она сама об этом вспоминала - "На первый сеанс, - вспоминала Лепешинская, - я летела, как на крыльях. К тому же меня восхищала чарующая красота Сокола: цвели сады, благоухали розы, их аромат кружил мне голову. Я подружилась с женой художника Лидией Николаевной и особенно близко - с их дочерью Галиной, тоже художницей. После сеанса все вместе мы пили чай в саду. Герасимов был чрезвычайно интересным собеседником, он очень много знал. У нас с ним сложились общие взгляды на искусство. Словом, в гостеприимной семье Герасимовых я проводила лучшие часы моей жизни...". Среди работ этого периода портреты артистов МХАТа А.Тарасовой, И.Москвина, пианиста А.Гедике и др.
Герасимов А.М. "Портрет А.К. Тарасовой"


Портрет народного артиста СССР Ивана Михайловича Москвина. 1940 г.

В тяжелые дни 1941-го Герасимов создал "Окна ТАСС", занимался эвакуацией художников и их семей. Сам он вместе с семьей пережил пять бомбежек и только по настоятельному требованию военного времени эвакуировался. Но его кипучая натура требовала действия и уже 1 мая 1942 г. он возвращается. Герасимов с семьей пролетел на "Дугласе" над крышей своего дома и приземлился на Ходынском поле. А дом был занят воинской частью, даже пушку солдаты в него втащили (дом был опорным пунктом баррикады, тянувшейся через весь поселок ). Семье пришлось более двух месяцев жить у художника Бялыницкого-Бирули в Воротниковском переулке. Дом в Соколе нуждался в основательном ремонте. Водяное отопление в нем было выведено из строя, печь установили прямо в мастерской. Так и жили всю войну.
При этом Герасимов не перестает работать, в феврале 1943 г. он пишет большое полотно "Гимн Октябрю ", освещает важные мировые события "Тегеранская конференция трех великих держав " - 1944 1945 гг. и др. Продолжает писать и портреты, среди них портреты В.И. Немировича-Данченко и академика-литературоведа М.Б. Храпченко, "Портрет старейших художников : Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н." - 1944 г.; В 1945 г. Александр Михайлович написал портрет известного тенора Большого театра Н.С. Ханаева, который был частым гостем на Соколе.
Множество портреов он напишет и после войны, портрет Самуила Маршака, Рины Зеленой, балерины Софьи Головкиной, "Портрет старейших советских архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М. Иофан, А.Г. Мордвинов, СГ. Чернышев, Д.Н. Чечулин) - 1958 г. и др., продолжал Герасимов писать и портреты политических деятелей, военных, ученых, всего около трехсот таких работ было создано им.
Портрет балерины Софьи Головкиной. 1947 г.

Среди портретов художника был и портрет его жены. Лидия Николаевна (1887 - 1977 гг.), была интересным человеком. В Саратове она училась вместе с дочерьми Столыпина. В Гражданскую войну Лидия Николаевна работала в штабе Южного фронта в Козлове, где ей приходилось по службе встречаться с Троцким. Поселившись в Соколе, она занялась домом и садом. Лидия Николаевна обладала тонким художественным вкусом. Скатерти, салфетки, занавески и шторы в доме были вышиты ее руками.
Портрет жены художника Лидии Николаевны Герасимовой.

Но музой Александра Михайловича была совсем другая женщина - .художник-декоратор Виллер Наталья Бернардовна. Художник часто бывал у нее гостях. Ее дочь Э. Мандалян пишет - "Познакомились они еще во время войны, когда мама работала художником в Окнах ТАСС, куда Герасимов наведывался по долгу службы. А для Герасимова она была другом и своего рода музой практически до самой его смерти...". И далее - "Только жены Герасимова (в гостях у Виллер ) мы ни разу не видели. (Мама говорила, что его жена страдала каким-то психическим расстройством и он с нею не мог показываться на людях. На всякие официальные и неофициальные приемы, включая ЦДРИ, в гости и на банкеты, он предпочитал брать с собой мою маму)".
Портрет Виллер Натальи Бернардовны. 1947 г.

Дочь Герасимовых, Галина Александровна (1918 - 1979 гг.), пошла по стопам отца. С 1942 г. - она член Московского товарищества художников. Галина Александровна писала пейзажи, натюрморты с изображением цветов, как и ее отец. С неповторимым изяществом и тонкой поэтической звонкостью создавала она полотна цветущей сирени. Это сблизило ее с известным селекционером сирени Колесниковым.
Герасимов А.М. Портрет дочери. 1951 г.

Карьера Герасимова продолжает идти в гору, в 1943 г. он получает звание "Народный художник СССР", в 1947 г. становится первым президентом Академии художеств СССР, в 1951 г. доктором искусствоведения.
Одним из самых значительных грехов Герасимова, в этот период считается, закрытие музея Нового Западного искусства, состоящий в основе своей из двух коллекций московских купцов С.И. Щукина и Морозова И.А. Вот как пишет об этом в книге "Московские коллекционеры" Н. Семенова - "Самым яростным музеененавистником был А. М. Герасимов. Идея использовать здание ГМНЗИ в качестве помещения для московской штаб-квартиры Академии художеств СССР принадлежала именно ему. Герасимов ненавидел музей физически. Ненавидел даже тогда, когда ГМНЗИ ликвидировали, а он сделался хозяином морозовского кабинета. Рассказывают, что в сердцах президент Академии художеств грозился даже повесить того, кто осмелится выставить Пикассо". Права Семенова или нет судить не берусь, времена были не простые. Напомню только - шла кампания против "космополитизма" и Постановление Совета министров от 6 марта 1948 г. о ликвидации музея как "рассадника низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой" подписал лично тов. Сталин.
В послевоенный период Герасимов продолжает работать в разных жанрах. В 50-е годы создает серию иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", создает серию путевых рисунков, написанных в разных городах мира, пишет виды Москвы, а также множество натюрмортов с изображением цветов. В 1955 г. пишет яркие, взрывные, динамичные "Половецкие пляски" (на сюжет из оперы Бородина "Князь Игорь" ). Об этой картине писали - "Буйные краски "осени патриарха" - словно попытка отдать высокому искусству всё, что накопилось за долгие годы работы над заказами партии и правительства". Сам автор писал об этой работе: "Хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звёзды, как блеск моря, чтобы они переливались. как драгоценные камни...".
Герасимов А.М. "Половецкие пляски"

Александр Герасимов притягивал к себе людей, всегда был окружен друзьями. Общение с ним радовало и обогащало.
Еще в юности Герасимов открыл для себя западную литературу, увлекся ею и задался целью самостоятельно выучить французский, английский и немецкий, чтобы читать европейских классиков. "В подлинниках я прочел, - рассказывал Герасимов, - Золя, Мопассана, Альфонса Доде, Поля Бурже, Марселя Прево, Пьера Леру, мемуары Тьера "Империя и консульство" и вообще много книг о Наполеоне; по-немецки - Густава Фрейтага, Шиллера; по-английски - Чарльза Диккенса, Вальтера Скотта, но не смог одолеть Шекспира". Александр Михайлович любил поэзию, слушал стихи с нескрываемым волнением, много знал, поэтому в его мастерской всегда было много народу: художники, писатели, уче-ные, артисты, дипломаты, посол США М.А. Гарриман бывал много раз , приезжали послы Италии, Судана, Монголии, Чехословакии, Аргентины, Мексики. Перечислить всех гостей этого дома невозможно, кроме уже упомянутых здесь бывал маршал Толбухин, скульптор Вучечич, писатель Гладков и многие, многие другие.
После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться, постепенно он был снят со всех постов. Кроме того, Хрущев приказал снять все картины "этого козловского мужика" и отправить в запасники. От опального президента отшатнулись многие бывшие приближенные, и это сильнее всего угнетало старого художника. Круг друзей и знакомых резко сузился. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Опальный художник во время хрущевской "оттепели" воспринимался как нечто отжившее. Герасимов А.М. умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Закончу я рассказ о художнике словами писателя И. Швецова - "…В сложное время жил и творил Александр Михайлович Герасимов. Он прожил долгую и прекрасную жизнь, этот мудрый, мужиковатый, самобытный и очень одаренный человек, познал стремительные взлеты к вершинам власти и мягкое падение, испытал преданность друзей и предательство лицемеров. Время - строгий и беспристрастный судья. Оно смывает все пакостное, второстепенное и обнажает главное в художнике - его творение. Герасимов своим могучим талантом живописца отобразил для потомства свою эпоху, глядя на нее с позиции художника-реалиста и страстного патриота России".
Дом на Соколе художника А.М. Герасимова, в котором побывало так много знаменитых людей, сохранился, правда, сейчас он перекрашен в ядовитый салатовый цвет. Кому он принадлежит в наше время я не знаю.

Александр Михайлович Герасимов

(1881—1963) —

русский, советский живописец

12 августа 1881 года родился Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Член ВКП(б) с 1950 года.

Родился он в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.


Родина Герасимова

В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина,А. Е. Архипова и В. А. Серова.


Московское училище живописи,ваяния и зодчества

В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в Козлове.
В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, начал преподавать в Училище памяти 1905 года.
В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.
С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.
1951 год — доктор искусствоведения.
Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.


И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938



Сталин и А.М. Горький в Горках


Встреча президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви 1944г

Был любимым художником И. В. Сталина. Портреты Сталина работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).
С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А. М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А. М. Герасимовым был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.


По его проекту построен Мичуринский драматический театр в 1913 году .


Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]". В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.

Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа, характерными большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет», 1924, «Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская галерея,
«Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др.
«Монастырская роща» — одна из ранних малоизвестных работ Александра Михайловича. Как и всем лучшим произведения Герасимова этюду присуща яркость и типичность образов, сила и насыщенность цвета, ясность формы, предметная ося-
заемость, мастерство композиции.
Пейзаж был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского монастыря, затем находился в доме художника в Козлове-Мичуринске до 1964 года у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой. В 1964 году она подарила
этюд А.В. Платицыну (художник, член СХ СССР).

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Могила Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944

Автопортрет



«Семейный портрет»
Холст, масло. 143 x 175 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь


Портрет дочери


Вести с целины. 1954


Портрет балерины О. В. Лепешинской. 1939

Портрет Мичурина



«В саду. Портрет Нины Гиляровской»
1912.
Холст, масло. 160 х 200
Дом-музей А.М. Герасимова
Мичуринск


Бомбейская танцовщица


«Букет цветов. Окно»
1914.
Холст, масло. 75 х 99
Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Астрахань.

МОНАСТЫРСКАЯ РОЩА (Дубовая роща Троицкого монастыря)
(1918) Холст / масло
78 x 62 см
30.71"" x 24.41

.

«Полдень. Теплый дождь»
1939г


Полдень. Тёплый дождь. 1939


Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е


«Натюрморт "Розы"»
1948
Холст, масло. 107 x 126 см
Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан


"Розы"

Герасимов А. М. Жизнь художника. В музее – усадьбе А.М.Герасимова экспонировались все юбилейные персональные выставки художника. В 1981 году, в честь 100-летия со дня рождения А.М.Герасимова детской художественной школе было присвоено имя А.М.Герасимова. После окончания школы №5 г.Мичуринска поступил в Московское художественно – промышленное училище им.М.И.Калинина.

Один из крупнейших советских художников 1930-х - 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими.

Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А. М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина.

В своих зарубежных поездках художник уделял значительное время этюдам с натуры. Чувствуется, что А.М. Герасимов окончил архитектурное отделение Московского училища живописи: он точен в передаче форм и деталей постройки. В картине заметны импрессионистические увлечения молодого художника. Критика того времени отмечала умение А.М. Герасимова чувствовать и передавать весеннее настроение, солнце, первое тепло. Его называли поэтом весны, поэтом молодой, пробуждающейся природы.

Полотно было написано в период импрессионистических поисков художника. Художник старательно проиллюстрировал сталинские высказывания о В.И. Ленине как о руководителе нового типа, «горном орле, ведущем вперед партию».

Сам художник сделал несколько авторских повторений со своего творения, одно из них, 1947 года, хранится в Третьяковской галерее. Художник создал все, какие только возможно полотна, прославляющие генсека, в самые различные периоды существования самого вождя и коммунистической партии.

Жил и работал в Козлове (1918-1925) и Москве (с 1925). Был первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957). Пейзаж был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского монастыря, затем находился в доме художника в Козлове-Мичуринске до 1964 года у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой.

Последний раз Александр Михайлович был в своём доме в 1961 году,за два года до смерти. Умер Герасимов в Москве 23 июля 1963; в том же году вышли его мемуары «воинствующего реалиста» (Жизнь художника). М., 1952 Александр Герасимов (альбом). А.М. Герасимов является автором многих тематических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов.

Герасимов, Александр Михайлович (художник)

Город Козлов, в котором родился А.М.Герасимов является городом с большими художественными традициями. В 1934 году Д.Р.Панин уезжает в Москву, где живет и работает А.М.Герасимов. Он поселяется в мастерской А.М.Герасимова и именно с этого времени началась совместная работа двух художников.

Он настольно изучил мазок Герасимова, что мог повторить почти как автор. Самобытный талант Дмитрия Родионовича Панина прослеживается в каждой из работ художника. Последние годы жизни Дмитрий Родионович жил вместе со своей семьей: с женой Прасковьей Федоровной и двумя дочерьми Ираидой и Надеждой, в доме, который купил им А.М.Герасимов в Абрамцеве. Учителями С.М.Никиреева были Е.А.Кибрик и М.И.Алексеевич. Графические листы С,М.Никиреева высоко оценены знаменитым американским художником и писателем Рокуэллом Кентом.

Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»

Произведения С.М.Никиреева находятся в Третьяковской галерее. Большая коллекция офортов, рисунков цветным и черным карандашом хранятся в собрании музея — усадьбы А.М.Герасимова. Офорты С.М.Никиреева использованы в кинофильме «Портрет жены художника». Он единственный художник в мире, который на одном квадратном сантиметре рисунка уместил 89 деталей. 24 августа 2007 года С.М.Никиреева не стало. Захоронен он в городе Подольске, Московской области, в котором проживал многие годы. На могиле установлен памятник выдающемуся художнику.

Художник С.В. Герасимов – мастер помпезного соцреализма или тонкий лиричный пейзажист?

Школа им.А.М.Герасимова служит надежным резервом в деле воспитания молодой поросли отечественного изобразительного искусства. Достаточно сказать, что Виталий Попов – единственный ученик А.В.Платицина, ко торому присвоено звание народный художник России. Он родился в 1946 году. Начал заниматься рисованием в изокружке при Доме пионеров у талантливого педагога и художника, заслуженного работника культура РСФСР – Аркадия Васильевича Платицина.

В 1972 – 1977 гг. учился в Московском Высшем художественно – промышленном училище (б. Строгановское) у преподавателей М.А.Маркова и С.М.Родионовой. В 1968 году Виталий Попов познакомился с народным художником СССР Н.Н.Жуковым, у которого он многому научился, работая его в мастерской. С этого времени художник принимает участие в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

На протяжении нескольких лет художник совершает творческие поездки по Индии. Результатом этих поездок были участие в выставках в Российской Академии художеств, в Посольстве Индии, в Москве. С 1977 года член Союза художников СССР. А.И.Солопов участник зональ- ных, республиканских, всесоюзных, всероссийских и международных выставок. В 1988 году А.И.Солопов прочитал «Жизнеописание преподобного Серафи- ма Саровского», вспомнил маму и ее благославение.

Картина «В.И. Ленин на трибуне» выдвинула А.М. Герасимова в первые ряды официальных деятелей советского искусства. Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. — А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. Был любимым художником И. В. Сталина. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву.

Семейный портрет

Сегодня я расскажу вам о творчестве и жизни русского и советского художника Александра Михайловича Герасимова.

Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.


Розы на столе

Но, про картины «для души» я расскажу несколько ниже.

А пока, одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Его учителями были В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.

Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.

В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен…

Ленин на трибуне

Нужно сказать, что Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников.

Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.

Портрет И.В. Сталина

Награды сыпались просто дождем. Иногда дождь был золотым.

Я бы не стал писать о творчестве художника и предлагать вашему вниманию его работы, если бы не было «других» картин. Очень часто художника представляют эдаким конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей. Глупость это. Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя.


После дождя. Мокрая терраса

После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.

Можно сказать, что художник растратил свой талант на служение властителям, но… Не торопитесь его судить. Время было такое, когда творец должен был сделать непростой выбор. И судить человека, который жил в те времена нельзя в отрыве от тех событий, и тех людей.

И сегодня я хочу показать вам работы художника. В частности те, которые были написаны в Козлове, в моменты душевного уединения. Давайте увидим большого художника Герасимова. Того, который точно вне времени. Хотя, кто я такой, чтобы рассуждать о вечности и о истинном искусстве? Он художник – и это, вне всякого сомнения. Художник с большой буквы.

Картины художника Александра Михайловича Герасимова


Вести с целины
В бане
Натюрморт «Розы» Пионы
Весной на порубке Портрет дочери
Натюрморт. Полевой букет Дочь посла Мексики Глория в национальном костюме теуана Полдень. Летний день
После весенней грозы
Розы
Париж. Кабаре
Розы Портрет Д.С. Дмитриевского Портрет Ольги Лепешинской
Сад в цвету
Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)
Пионы
Натюрморт с розами
Полевые цветы
Половецкие пляски Татьяна Удаленкова (Танец персидок из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского)
Бледнеет ночь. Натюрморт
Портрет Нины Гиляровской Пионы
Гимн Октябрю Портрет И.В. Сталина

Оценить искусство может далеко не каждый человек. Живопись- это творчество, которое требует особого понимания. Кто-то видит в картинах простые объекты, а кто-то может чувствовать душу. Чувствовать все, что пытался показать автор. Художник всегда старается что-то сказать своими картинами, передать настроение и зацепить чьи-то сердца. К сожалению не всем это удается. Чтобы стать известным художником, которого узнают по "почерку", требуется не мал сил и терпения, но любить свое дело обязан каждый. Одним из прекрасных живописцев, которого запомнила история, был Герасимов Александр Михайлович.

Происхождение, учеба Герасимова

Родился художник в июле 1881 года в Тамбовской области, в Козлове, в семье купца. Первое образование, по направлению, Герасимов А.М. получил в Московском училище живописи. Затем в 1915 году, его карьера была приостановлена, так как Александр был мобилизован в армию. Где служил на фронтах . Затем он вернулся на родину в Козлово и до 25 года работал там. Следующей ступенью в его творчестве стал переезд в Москву и вступление в АХРР (ассоциация художников революционной России), впоследствии которой он становится президентом. В 1951 году Александр Михайлович получает степень доктора искусствоведения.

Направление в искусстве Герасимова А.М.

Каждый художник на протяжении долгих лет, а порой и всей жизни, ищет себя, свой стиль, свой "почерк". Многие пробуют писать картины в разных стилях, а порой совершенно в разных направлениях. Герасимов Александр Михайлович начинал свою карьеру художника с импрессионизма, и лишь к сорока годам он нашел себя в социалистическом реализме. Картины большей частью посвящены советской истории. Стоит отметить, что Герасимов был одним из любимейших художников И.В.Сталина.

Живописец стал известен благодаря множеству его картин, самые известные из них "Ленин на трибуне", "Баня", "После дождя", "Гимн октябрю" и многие другие. Множество художников, да и вообще великих людей становились известными лишь после смерти. Герасимов же получил признание при жизни и смог много добиться в своей деятельности. Работы Герасимова отличаются широкой, этюдной манерой письма, особой смелостью мазков и невероятно сочным колоритом. Стоит отметить, что некоторые работы живописца кажутся грубоватыми, из за некоторой жесткости оттенков.

Не смотря на множество прекрасных пейзажных работ, Герасимов все же был профессионалом в портретном творчество. Он с легкостью улавливал портретное сходство. Благодаря этому таланту он стал образцом советской живописи, написал портреты Ленина, Сталина и других высокопоставленных людей. Пейзажи давались Герасимову не хуже. Прекрасные работы, изображающие природу во всей ее красе. Цветы, деревья, отдельные экспозиции во время дождя или после. Все это придавало особое отличие работам художника.

Герасимов А.М. - руководитель художественной жизни страны

Александр Михайлович бы не только прекрасным художником, но и отличным руководителем. За свою жизнь он добился больших успехов в руководящих должностях. Он занимал должность председателя правления Московского отделения союза художников, возглавлял оргкомитет союза советских художников. Затем стал руководителем творческой мастерской живописи в АХ СССР, а в следствии и президентом Ассоциации Художников.

Герасимов прожил очень активную жизнь, как партийный деятель, так и живописец. Он удостоился множества наград и памяти. Основная деятельность Александра Михайловича закончилась при правлении Хрущева Н.С., когда постепенно Герасимов был освобожден от всех занимаемых постов, а за художником и его картины из музейных экспозиций. Герасимова не стало 23.07.1963 года.




Top