Известные российские художники 20 и 21 века. Художники современной живописи

The Art Newspaper Russia представляет рейтинг: самые дорогие художники России из ныне живущих. Если вы до сих пор уверены, что российских художников в западной обойме не было и нет, мы готовы с этим поспорить. Языком цифр.

Условия были просты: каждый из живущих художников мог быть представлен только одной, самой дорогой своей работой. При составлении рейтинга принимались во внимание не только результаты публичных аукционных торгов, но и наиболее громкие частные продажи. Авторы рейтинга руководствовались принципом «если что-то громко продается, значит это кому-нибудь нужно», а потому оценили труд маркетологов и пресс-менеджеров художников, вынесших рекордные частные продажи на суд общественности. Важное замечание: рейтинг составлен исключительно по финансовым показателям; если бы он основывался на выставочной активности художников, то выглядел бы несколько иначе. Внешними источниками для аналитики послужили ресурсы Artnet.com, Artprice.com, Skatepress.com и Artinvestment.ru .

Валютой мирового рейтинга был выбран доллар США, в качестве эквивалента продажам российских художников взят британский фунт стерлингов (поскольку 90% отечественных продаж состоялось в Лондоне именно в этой валюте). Был осуществлен пересчет оставшихся 10% работ, проданных в долларах США и евро, по курсу на момент совершения сделки, вследствие чего некоторые позиции поменяли места. Кроме фактической стоимости работы, были собраны данные об общей капитализации художников (количеству топ-работ, проданных на торгах за все годы), о месте современного художника в рейтинге художников всех времен, о месте самой дорогой работы участника среди всех проданных произведений других авторов, а также о национальности и стране проживания. Немаловажную информацию содержит и статистика повторных продаж каждого художника как объективный показатель инвестиционной
привлекательности.

Прошлый, 2013 год существенно изменил позиции современных художников в международном рейтинге продаж. Из топ-50 самых дорогих произведений искусства в минувшем сезоне было продано 16 современных — рекордное число (для сравнения, 17 работ ушло с 2010 по 2012 год, на ХХ век приходится всего одна продажа). Спрос на живых художников тождественен отчасти спросу на все современное искусство, отчасти циничному пониманию, что капитализация активов после их смерти неизменно возрастет.

Среди российских участников самыми почтенными оказались братья Сергей и Алексей Ткачевы (р. 1922 и 1925), самым юным — Анатолий Осмоловский (р. 1969). Вопрос, кто станет новым Жан-Мишелем Баскиа , пока открыт. В продажах наших художников видны четкие классы покупателей: лидеров покупают зарубежные коллекционеры и российские олигархи, места с 10-го по 30-е обеспечивают коллекционеры-эмигранты, а условный низ топ-50 — это наше будущее, вышедшие на рынок молодые собиратели с «новыми» деньгами.

1. Илья Кабаков
Кажется, вообще главный русский художник (что не мешает Кабакову, родившемуся в Днепропетровске, писать себя Ukrainian’ом), отец-основатель московского концептуализма (один из), автор термина и практик «тотальной инсталляции». С 1988 года живет и работает в Нью-Йорке. Работает в соавторстве с женой, Эмилией Кабаковой, отчего заголовок должен бы выглядеть как «Илья и Эмилия Кабаковы», но поскольку Илья Иосифович стал известен раньше, чем Илья- энд-Эмилия, то пусть так и остается. Работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже, МоMA, Kolodzei Art Foundation (США) и др.
Год рождения: 1933
Произведение: «Жук». 1982
Дата продажи: 28.02.2008
Цена (GBP)1: 2 932 500
Общая капитализация (GBP): 10 686 000
Место: 1
Средняя стоимость работы (GBP): 117 429
Число повторных продаж: 12

2. Эрик Булатов
Используя приемы, что назовут позже соц-артом, соединил в работах фигуративную живопись с текстом. В советское время успешный иллюстратор детских книг. С 1989 года живет и работает в Нью-Йорке, с 1992 года — в Париже. Первый русский художник с персональной выставкой в Центре Помпиду. Работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Помпиду, Музея Людвига в Кельне и др., входят в коллекции Фонда Дины Верни, Виктора Бондаренко, Вячеслава Кантора, Екатерины и Владимира Семенихиных, Игоря Цуканова .
Год рождения: 1933
Произведение: «Слава КПСС». 1975
Дата продажи: 28.02.2008
Цена (GBP)1: 1 084 500
Общая капитализация (GBP): 8 802 000
Место: 2
Средняя стоимость работы (GBP): 163 000
Число повторных продаж: 11

3. Виталий Комар и Александр Меламид
Создатели соц-арта — ернического направления в неофициальном искусстве, пародирующего символику и приемы официоза. С 1978 года живут в Нью-Йорке. До середины 2000-х работали в паре. В качестве арт-проекта организовали «продажу душ» известных художников через аукцион (душа Энди Уорхола с тех пор в собственности московской художницы Алены Кирцовой ). Работы находятся в собраниях МоMA, Музея Гуггенхайма, Метрополитен-музея, Лувра, в коллекциях Шалвы Бреуса, Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича и др.
Год рождения: 1943, 1945
Произведение: «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича». 1972
Дата продажи: 23.04.2010
Цена (GBP)1: 657 250
Общая капитализация (GBP): 3 014 000
Место: 7
Средняя стоимость работы (GBP): 75 350
Число повторных продаж: 3

former comar&melamid artstudio archive

4. Семен Файбисович
Художник-фотореалист, остающийся наиточнейшим реалистом и сейчас, когда живопись увлекает Семена Натановича менее публицистики. Выставлялся на Малой Грузинской, где в 1985 году был замечен нью-йоркскими дилерами и коллекционерами. С 1987 года регулярно экспонируется в США и Западной Европе. Активный сторонник отмены закона о пропаганде гомосексуализма в России. Живет и работает в Москве. Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского дома фотографии, музеев Германии, Польши, США, входят в коллекции Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича, Игоря Маркина, Игоря
Цуканова.

Год рождения: 1949
Произведение: «Солдаты» (из серии «Вокзалы»).1989
Дата продажи: 13.10.2007
Цена (GBP)1: 311 200
Общая капитализация (GBP): 3 093 000
Место: 6
Средняя стоимость работы (GBP): 106 655
Число повторных продаж: 7

5. Григорий (Гриша) Брускин
Главный герой первого и последнего советского аукциона Sotheby’s в 1988 году, где его работа Фундаментальный лексикон стала топ-лотом (£220 тыс.). По приглашению немецкого правительства создал монументальный триптих для реконструированного Рейхстага в Берлине. Обладатель Премии Кандинского в номинации «Проект года» за выставку Время Ч в Мультимедиа Арт Музее. Живет и работает в Нью-Йорке и Москве. Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музея Людвига в Кельне, MoMA, Музея еврейской культуры (Нью-Йорк) и др., входят в коллекции королевы Испании Софии, Петра Авена, Шалвы Бреуса, Владимира и Екатерины Семенихиных, Милоша Формана .
Год рождения: 1945
Произведение: «Логии. Часть 1». 1987
Дата продажи: 07.11.2000
Цена (GBP)1: 424 000
Общая капитализация (GBP): 720 000
Место: 15
Средняя стоимость работы (GBP): 24 828
Число повторных продаж: 5

6. Олег Целков
Один из самых известных шестидесятников, в 1960-е начавший и до сих пор продолжающий цикл картин, где изображены грубые, будто вылепленные из глины, человеческие лица (или фигуры), раскрашенные яркими анилиновыми цветами. С 1977 года живет в Париже. Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Музея Циммерли Ратгерского университета и др., входят в коллекции Михаила Барышникова, Артура Миллера, Игоря Цуканова. Крупнейшая в России частная коллеция работ Целкова принадлежит Евгению Евтушенко .
Год рождения: 1934
Произведение: «Мальчик с воздушными шариками». 1957
Дата продажи: 26.11.2008
Цена (GBP)1: 238 406
Общая капитализация (GBP): 4 232 000
Место: 5
Средняя стоимость работы (GBP): 53 570
Число повторных продаж: 14

7. Оскар Рабин
Лидер «лианозовской группы» (московские художники-нонконформисты 1950-1960-х), организатор скандальной Бульдозерной выставки 1974 года. Первым в Советском Союзе стал продавать работы частным образом. В 1978 году был лишен советского гражданства. Живет и работает в Париже. В 2006 году стал лауреатом премии «Инновация» за вклад в искусство. Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Московского музея современного искусства, Музея Циммерли Ратгерского университета, входят в коллекции Александра Глезера, Вячеслава Кантора, Александра Кроника, Иветы и Тамаза Манашеровых, Евгения Нутовича, Аслана Чехоева .
Год рождения: 1928
Произведение: «Город и луна (Социалистический
город)». 1959
Дата продажи: 15.04.2008
Цена (GBP)1: 171 939
Общая капитализация (GBP): 5 397 000
Место: 3
Средняя стоимость работы (GBP): 27 964
Число повторных продаж: 45

8. Зураб Церетели
Крупнейший представитель и без того монументального искусства. Автор памятника Петру I в Москве и монумента Добро побеждает Зло перед зданием ООН в Нью-Йорке. Основатель Московского музея современного искусства, президент Российской академии художеств, создатель Галереи искусств Зураба Церетели, работающей при вышеупомянутой академии. Скульптуры Зураба Церетели, помимо России, украшают Бразилию, Великобританию, Грузию, Испанию, Литву, США, Францию и Японию.
Год рождения: 1934
Произведение: «Сон Афона»
Дата продажи: 01.12.2009
Цена (GBP)1: 151 250
Общая капитализация (GBP): 498 000
Место: 19
Средняя стоимость работы (GBP): 27 667
Число повторных продаж: 4

9. Виктор Пивоваров
Один из основоположников московского концептуализма. Как и Кабаков, изобретатель жанра концептуалистского альбома; как и Кабаков, Булатов и Олег Васильев — успешный иллюстратор детских книг, сотрудничавший с журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки ». С 1982 года живет и работает в Праге. Произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Kolodzei Art Foundation (США), в коллекциях Владимира и Екатерины Семенихиных, Игоря Цуканова.
Год рождения: 1937
Произведение: «Триптих со змеей». 2000
Дата продажи: 18.10.2008
Цена (GBP)1: 145 250
Общая капитализация (GBP): 482 000
Место: 20
Средняя стоимость работы (GBP): 17 852
Число повторных продаж: 6

10. Александр Меламид
Половина творческого тандема Комар — Меламид , распавшегося в 2003 году. Вместе с Виталием Комаром участник Бульдозерной выставки (где погиб их Двойной автопортрет , основополагающее произведение соц-арта). С 1978 года живет и работает в Нью-Йорке. О том, в каких известных собраниях находятся произведения Меламида, созданные им самостоятельно, информации нет.
Год рождения: 1945
Произведение: «Кардинал Жозе Сарайва Мартинш». 2007
Дата продажи: 18.10.2008
Цена (GBP)1: 145 250
Общая капитализация (GBP): 145 000
Место: 36
Средняя стоимость работы (GBP): 145 000
Число повторных продаж: —

11. Франсиско Инфанте-Арана
Владелец, пожалуй, самого увесистого среди российских художников списка выставок. Участник группы кинетистов «Движение» , в 1970-е нашел свой вариант фотоперформанса, или «артефакт» — геометрические формы, интегрированные в природный ландшафт.
Год рождения: 1943
Произведение: «Выстраивание знака». 1984
Дата продажи: 31.05.2006
Цена (GBP)1: 142 400
Общая капитализация (GBP): 572 000
Место: 17
Средняя стоимость работы (GBP): 22 000
Число повторных продаж: —

12. Владимир Немухин
Метафизик. Классик второй волны русского авангарда, участник «лианозовской группы», один из участников Бульдозерной выставки, куратор (или инициатор) важных выставок 1980-х, когда неофициальное советское
искусство только-только осознавало себя.
Год рождения: 1925
Произведение: «Неоконченный пасьянс». 1966
Дата продажи: 26.04.2006
Цена (GBP)1: 240 000
Общая капитализация (GBP): 4 338 000
Место: 4
Средняя стоимость работы (GBP): 36 454
Число повторных продаж: 26

13. Владимир Янкилевский
Сюрреалист, одно из главных имен послевоенного московского неофициального искусства, создатель монументальных философских полиптихов.
Год рождения: 1938
Произведение: «Триптих № 10. Анатомия души. II.» 1970
Дата продажи: 23.04.2010
Цена (GBP)1: 133 250
Общая капитализация (GBP): 754 000
Место: 14
Средняя стоимость работы (GBP): 12 780
Число повторных продаж: 7

14. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский
Живописный проект Картины на заказ , начатый ими в безнадежные для живописи 1990-е годы, получил по заслугам в 2000-е. Дуэт стал популярен у коллекционеров, а одна картина попала в коллекцию Центра Помпиду.
Год рождения: 1963, 1964
Произведение: «Ночной фитнес». 2004
Дата продажи: 22.06.2007
Цена (GBP)1: 132 000
Общая капитализация (GBP): 1 378 000
Место: 11
Средняя стоимость работы (GBP): 26 500
Число повторных продаж: 4

15. Сергей Волков
Один из героев перестроечного искусства, известный экспрессивными картинами с глубокомысленными высказываниями. Участник советского аукциона Sotheby’s в 1988 году.
Год рождения: 1956
Произведение: «Двойное видение.
Триптих»
Дата продажи: 31.05.2007
Цена (GBP)1: 132 000
Общая капитализация (GBP): 777 000
Место: 12
Средняя стоимость работы (GBP): 38 850
Число повторных продаж: 4

16. АЕС + Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес)
Проекты АЕС отличались хорошей подачей в разгильдяйские 1990-е, чем и запоминались. Сейчас делают большие анимационные фрески, транслируемые на десятках экранов.
Год рождения: 1955, 1958, 1957, 1956
Произведение: «Воин № 4»
Дата продажи: 12.03.2008
Цена (GBP)1: 120 500
Общая капитализация (GBP): 305 000
Место: 27
Средняя стоимость работы (GBP): 30 500
Число повторных продаж: —

17. Лев Табенкин
Скульптор и живописец со скульптурным видением, как будто лепящий своих героев из глины.
Год рождения: 1952
Произведение: «Джазовый оркестр». 2004
Дата продажи: 30.06.2008
Цена (GBP)1: 117 650
Общая капитализация (GBP): 263 000
Место: 28
Средняя стоимость работы (GBP): 26 300
Число повторных продаж: 7

18. Михаил (Миша Шаевич) Брусиловский
Свердловский сюрреалист, автор многосмысленных аллегорий.
Год рождения: 1931
Произведение: «Футбол». 1965
Дата продажи: 28.11.2006
Цена (GBP)1: 108 000
Общая капитализация (GBP): 133 000
Место: 38
Средняя стоимость работы (GBP): 22 167
Число повторных продаж: —

19. Ольга Булгакова
Одна из главных фигур интеллигентской «карнавальной » живописи брежневской эпохи. Член-корреспондент
Российской академии художеств.
Год рождения: 1951
Произведение: «Сон о красной
птице». 1988
Дата продажи: 22.11.2010
Цена (GBP)1: 100 876
Общая капитализация (GBP): 219 000
Место: 31
Средняя стоимость работы (GBP): 36 500
Число повторных продаж: —

20. Александр Иванов
Абстракционист, который известен в первую очередь как бизнесмен, коллекционер и создатель Музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия).
Год рождения: 1962
Произведение: «Love». 1996
Дата продажи: 05.06.2013
Цена (GBP)1: 97 250
Общая капитализация (GBP): 201 000
Место: 33
Средняя стоимость работы (GBP): 50 250
Число повторных продаж: —

21. Иван Чуйков
Независимое крыло московского живописного концептуализма. Автор серии картин-объектов Окна. Как-то в 1960-х сжег все живописные работы, отчего до сих пор печалятся галеристы.
Год рождения: 1935
Произведение: «Без названия». 1986
Дата продажи: 12.03.2008
Цена (GBP)1: 96 500
Общая капитализация (GBP): 1 545 000
Место: 10
Средняя стоимость работы (GBP): 36 786
Число повторных продаж: 8

22. Константин Звездочетов
В молодости участник группы «Мухомор», называвшей себя «отцами «новой волны » в Советском Союзе» —
с полным основанием; с наступлением творческой зрелости участник Венецианской биеннале и кассельской
Documenta. Исследователь и ценитель визуального в советской низовой культуре.
Год рождения: 1958
Произведение: «Perdo-K-62M»
Дата продажи: 13.06.2008
Цена (GBP)1: 92 446
Общая капитализация (GBP): 430 000
Место: 22
Средняя стоимость работы (GBP): 22 632
Число повторных продаж: 2

23. Наталья Нестерова
Одна из главных арт-звезд брежневского застоя. Любима коллекционерами за фактурный живописный стиль.
Год рождения: 1944
Произведение: «Мельник и его
сын». 1969
Дата продажи: 15.06.2007
Цена (GBP)1: 92 388
Общая капитализация (GBP): 1 950 000
Место: 9
Средняя стоимость работы (GBP): 20 526
Число повторных продаж: 15

24. Максим Кантор
Живописец-экспрессионист, выступавший в павильоне России на Венецианской биеннале в 1997 году — а также публицист и писатель, автор философско-сатирического романа Учебник рисования о подноготной российского художественного мира.
Год рождения: 1957
Произведение: «Структура демократии». 2003
Дата продажи: 18.10.2008
Цена (GBP)1: 87 650
Общая капитализация (GBP): 441 000
Место: 21
Средняя стоимость работы (GBP): 44 100
Число повторных продаж: 2

25. Андрей Сидерский
Создает живопись в изобретенном им стиле пси-арт. Перевел на русский сочинения Карлоса Кастанеды и Ричарда Баха.
Год рождения: 1960
Произведение: «Триптих»
Дата продажи: 04.12.2009
Цена (GBP)1: 90 000
Общая капитализация (GBP): 102 000
Место: 42
Средняя стоимость работы (GBP): 51 000
Число повторных продаж: —

26. Валерий Кошляков
Известен картинами с архитектурными мотивами. Крупнейший представитель «южнорусской волны». Часто использует картонные коробки, пакеты, скотч. Первая выставка с его участием прошла в общественном туалете в Ростове-на-Дону в 1988 году.
Год рождения: 1962
Произведение: «Версаль». 1993
Дата продажи: 12.03.2008
Цена (GBP)1: 72 500
Общая капитализация (GBP): 346 000
Место: 26
Средняя стоимость работы (GBP): 21 625
Число повторных продаж: 8

27. Алексей Сундуков
Лаконичные, свинцовые по цвету картины о «свинцовых мерзостях» обыденной российской жизни.
Год рождения: 1952
Произведение: «Суть бытия». 1988
Дата продажи: 23.04.2010
Цена (GBP)1: 67 250
Общая капитализация (GBP): 255 000
Место: 29
Средняя стоимость работы (GBP): 25 500
Число повторных продаж: 1

28. Игорь Новиков
Принадлежит к генерации московских художников-нонконформистов конца 1980-х годов.
Год рождения: 1961
Произведение: «Кремлевский завтрак, или Москву на продажу». 2009
Дата продажи: 03.12.2010
Цена (GBP)1: 62 092
Общая капитализация (GBP): 397 000
Место: 24
Средняя стоимость работы (GBP): 15 880
Число повторных продаж: 3

29. Вадим Захаров
Архивариус московского концептуализма. Автор эффектных инсталляций на глубокомысленные темы, представлял Россию на Венецианской
биеннале.
Год рождения: 1959
Произведение: «Барокко». 1986-1994
Дата продажи: 18.10.2008
Цена (GBP)1: 61 250
Общая капитализация (GBP): 243 000
Место: 30
Средняя стоимость работы (GBP): 20 250
Число повторных продаж: —

30. Юрий Красный
Автор художественных программ для детей со специальными потребностями.
Год рождения: 1925
Произведение: «Курильщица»
Дата продажи: 04.04.2008Цена (GBP)1: 59 055
Общая капитализация (GBP): 89 000
Место: 44
Средняя стоимость работы (GBP): 11 125
Число повторных продаж: 8

31. Сергей и Алексей Ткачевы
Классики позднесоветского импрессионизма, ученики Аркадия Пластова, известные своими картинами из жизни русской деревни.
Год рождения: 1922, 1925
Произведение: «В поле». 1954
Дата продажи: 01.12.2010
Цена (GBP)1: 58 813
Общая капитализация (GBP): 428 000
Место: 23
Средняя стоимость работы (GBP): 22 526
Число повторных продаж: 4

32. Светлана Копыстянская
Известна инсталляциями из живописных полотен. После московского аукциона Sotheby’s в 1988 году работает за границей.
Год рождения: 1950
Произведение: «Морской пейзаж»
Дата продажи: 13.10.2007
Цена (GBP)1: 57 600
Общая капитализация (GBP): 202 000
Место: 32
Средняя стоимость работы (GBP): 22 444
Число повторных продаж: 2

33. Борис Орлов
Скульптор, близкий соц-арту. Знаменит своими работами в ироничном «имперском» стиле и мастерской выделкой бронзовых бюстов и букетов.
Год рождения: 1941
Произведение: «Матрос». 1976
Дата продажи: 17.10.2013
Цена (GBP)1: 55 085
Общая капитализация (GBP): 174 000
Место: 34
Средняя стоимость работы (GBP): 17 400
Число повторных продаж: 1

34. Вячеслав Калинин
Автор экспрессивных картин из жизни городских низов и пьющей богемы.
Год рождения: 1939
Произведение: «Автопортрет с дельтапланом»
Дата продажи: 25.11.2012
Цена (GBP)1: 54 500
Общая капитализация (GBP): 766 000
Место: 13
Средняя стоимость работы (GBP): 12 767
Число повторных продаж: 24

35. Евгений Семенов
Известен фотосерией с больными болезнью Дауна, исполняющими роли евангельских персонажей.
Год рождения: 1960
Произведение: «Сердце». 2009
Дата продажи: 29.06.2009
Цена (GBP)1: 49 250
Общая капитализация (GBP): 49 000
Место: 48
Средняя стоимость работы (GBP): 49 000
Число повторных продаж: —

36. Юрий Купер
Прославился ностальгическими полотнами с предметами старого быта. Автор пьесы Двенадцать картин из жизни художника , поставленной в МХТ им. А. П. Чехова.
Год рождения: 1940
Произведение: «Окно. Улица Дасса, 56». 1978
Дата продажи: 09.06.2010
Цена (GBP)1: 49 250
Общая капитализация (GBP): 157 000
Место: 35
Средняя стоимость работы (GBP): 2 754
Число повторных продаж: 14

37. Александр Косолапов
Соц-артист, чьи работы стали мишенью для всевозможных нападок. Во время ярмарки «Арт Москва — 2005» одна из его работ была уничтожена религиозным фанатиком с молотком.
Год рождения: 1943
Произведение: «Мальборо Малевич». 1987
Дата продажи: 12.03.2008
Цена (GBP)1: 48 500
Общая капитализация (GBP): 510 000
Место: 18
Средняя стоимость работы (GBP): 15 938
Число повторных продаж: 1

38. Леонид Соков
Ведущий скульптор соц-арта, соединивший фольклор с политикой. В числе знаменитых произведений Прибор для определения национальности по форме носа .
Год рождения: 1941
Произведение: «Медведь, бьющий молотом по серпу». 1996
Дата продажи: 12.03.2008
Цена (GBP)1: 48 500
Общая капитализация (GBP): 352 000
Место: 25
Средняя стоимость работы (GBP): 13 538
Число повторных продаж: 7

39. Владимир Овчинников
Один из патриархов неофициального искусства Ленинграда. Православный вариант Фернандо Ботеро.
Год рождения: 1941
Произведение: «Ангелы и железнодорожные пути». 1977
Дата продажи: 17.04.2007
Цена (GBP)1: 47 846
Общая капитализация (GBP): 675 000
Место: 16
Средняя стоимость работы (GBP): 15 341
Число повторных продаж: —

40. Константин Худяков
Автор картин на религиозные сюжеты. Сейчас работает в цифровой художественной технике.
Год рождения: 1945
Произведение: «Тайная вечеря». 2007
Дата продажи: 18.02.2011
Цена (GBP)1: 46 850
Общая капитализация (GBP): 97 000
Место: 43
Средняя стоимость работы (GBP): 32 333
Число повторных продаж: —

41. Эрнст Неизвестный
Икона советского нонконформизма — с тех пор, как открыто возражал генсеку Никите Хрущеву на вернисаже легендарной выставки к 30-летию Московского союза художников. После этого сделал памятник на могиле Хрущева и монумент перед зданием европейской штабквартиры ООН.
Год рождения: 1925
Произведение: «Без названия»
Дата продажи: 08.06.2010
Цена (GBP)1: 46 850
Общая капитализация (GBP): 2 931 000
Место: 8
Средняя стоимость работы (GBP): 24 839
Число повторных продаж: 13

42. Анатолий Осмоловский
Один из главных деятелей московского акционизма 1990-х, теоретик искусства, куратор, издатель и руководитель исследовательско-образовательной программы «Институт «База», лауреат первой Премии Кандинского.
Год рождения: 1969
Произведение: «Хлеб» (из серии «Язычники»). 2009
Дата продажи: 23.04.2010
Цена (GBP)1: 46 850
Общая капитализация (GBP): 83 000
Место: 46
Средняя стоимость работы (GBP): 11 857
Число повторных продаж: —

43. Дмитрий Врубель
Живописец-фотореалист, известный главным образом благодаря картине с изображением целующихся Брежнева и Хоннекера (а точнее, благодаря авторской репродукции на Берлинской стене).
Год рождения: 1960
Произведение: «Fraternal kiss (triptych)». 1990
Дата продажи: 25.11.2013
Цена (GBP)1: 45 000

Место: 40
Средняя стоимость работы (GBP): 16 429
Число повторных продаж: 2

44. Леонид Ламм
Автор инсталляций, соединивших мотивы русского авангарда и сцены советского тюремного быта. Живет в Америке. В 1970-е по ложному обвинению провел три года в тюрьмах и лагерях.
Год рождения: 1928
Произведение: «Яблоко II» (из серии «Седьмое небо»). 1974-1986
Дата продажи: 16.12.2009
Цена (GBP)1: 43 910
Общая капитализация (GBP): 115 000
Место: 41
Средняя стоимость работы (GBP): 14 375
Число повторных продаж: —

Живописные инсталляции Ирины Наховой 1980-х в ее квартире могут претендовать на авторство в жанре «тотально.

45. Ирина Нахова
Муза московского концептуализма. Лауреат Премии Кандинского 2013 года за «Проект года». В 2015 году на 56-й Венецианской биеннале
будет представлять Россию.
Год рождения: 1955
Произведение: «Триптих». 1983
Дата продажи: 12.03.2008
Цена (GBP)1: 38 900
Общая капитализация (GBP): 85 000
Место: 45
Средняя стоимость работы (GBP): 17 000
Число повторных продаж: 1

46. Катя Филиппова
Авангардный дизайнер одежды, ставшая знаменитой в перестройку. Украшала витрины парижского универмага Galeries Lafayette, дружила с Пьером Карденом.
Год рождения: 1958
«Произведение: Марина Ладынина» (из серии «Русский Голливуд»)
Дата продажи: 12.03.2008
Цена (GBP)1: 38 900
Общая капитализация (GBP): 39 000
Место: 49
Средняя стоимость работы (GBP): 39 000
Число повторных продаж: —

47. Борис Заборов
Театральный художник, книжный иллюстратор. В 1980 году эмигрировал в Париж, работал над костюмами для «Комеди Франсез».
Год рождения: 1935
Произведение: «Причастница».1981
Дата продажи: 30.10.2006
Цена (GBP)1: 36 356
Общая капитализация (GBP): 67 000
Место: 47
Средняя стоимость работы (GBP): 13 400
Число повторных продаж: 2

48. Ростислав Лебедев
Классический соц-артист, соратник (и сосед по мастерским) Бориса Орлова и Дмитрия Пригова. Творчески преобразовал наглядную агитацию советских времен.
Год рождения: 1946
Произведение: «Русская сказка».1949
Дата продажи: 03.06.2008
Цена (GBP)1: 34 000
Общая капитализация (GBP): 122 000
Место: 39
Средняя стоимость работы (GBP): 24 400
Число повторных продаж: 2

49. Андрей Филиппов
Принадлежит к московской концептуальной школе. Автор картин и инсталляций, объединенных темой «Москва — Третий Рим». С 2009 года совместно с Юрием Альбертом и Виктором Скерсисом входит в группу «Купидон».
Год рождения: 1959
Произведение: «Семь футов под килем». 1988
Дата продажи: 31.05.2006
Цена (GBP)1: 33 600
Общая капитализация (GBP): 137 000
Место: 37
Средняя стоимость работы (GBP): 12 455
Число повторных продаж: 3

50. Владимир Шинкарев
Основатель и идеолог ленинградской художественной группы «Митьки», в чьем романе Митьки впервые и прозвучал этот термин. Роман написал от скуки, работая в котельной.
Год рождения: 1954
Произведение: «Площадь Ленина I». 1999
Дата продажи: 30.06.2008
Цена (GBP)1: 32 450
Общая капитализация (GBP): 33 000
Место: 50
Средняя стоимость работы (GBP): 16 500
Число повторных продаж: —

Продажи vs выставки

Признание рынка и признание профессионального сообщества многим кажутся разными вещами, однако деление на «коммерческих» и «некоммерческих» художников очень условно. Так, из российских художников, выставлявшихся за последние десять лет на Венецианской биеннале современного искусства (а это вершина профессиональной карьеры), семь единиц (если считать по персонам, то 11 человек) попали в наш рейтинг. А топ-10 художников из рейтинга или выставлялись на биеннале в Венеции раньше, или имели персональные выставки в крупных музеях. Что касается тех замечательных мастеров, которые в рейтинг не попали, то их отсутствие или не слишком выдающиеся продажи объясняются просто и банально. Коллекционеры консервативны и даже у самых авангардных творцов предпочитают покупать живопись (картины, похожие на картины объекты или фотографии) либо скульптуру (или объекты, похожие на скульптуру). В нашем рейтинге нет рекордных перформансов или гигантских инсталляций (инсталляции обычно покупают музеи, но и цена там музейная, со скидкой). Именно поэтому в рейтинг не попали такие звезды, как Андрей Монастырский, Олег Кулик, Павел Пепперштейн (до последнего времени делал в основном графику, а графика априори дешевле живописи) или, например, Николай Полисский , на чьи грандиозные конструкции не нашлось пока понимающих коллекционеров.

Кроме того, рынок консервативен еще и потому, что признание здесь приходит медленно, — обратите внимание, что в топ-10 все художники не моложе 1950 года рождения. То есть у перспективных участников биеннале еще все впереди.

Многообразием контрастов сочетается лицо современного искусства в России. Начало XXI века - это тот некий переходный момент в истории искусств, когда происходит процесс переосмысления художественного наследия и намечаются линии дальнейшего развития изобразительного искусства. Мы живём в период, когда не только изживает себя уклад жизни прошлого поколения, но и как следствие меняется духовная составляющая. Люди и их мысли проходят своего рода обновление, и всё это является преддверием новой эпохи.
Роды новых идей, как и всегда в такие моменты истории, плодотворны, но как никогда явно выделяются среди имеющих художественный и идейный вес плодов, те, которые отражают неоднозначное, непривычное и подчас несерьёзное отношение художника к значению живописи, как к духовному поиску.

Возможно, бытующее мнение не вполне объективно и данный период стоит осмыслять только после полного его сформирования, ведь никто не исключает мысль о том, что живописи суждено стать чем-то другим и приобрести новое значение в лице концептуализма. Но это было бы неестественно для живописи, и вместе с этим большинство современных исследователей искусства говорят о том, что тенденции нового концептуального искусства, явившиеся очередным возрождением авангардной живописи начала XX века, являются разрушительными для продолжения линии “классической” живописи. По своей природе авангард отрицает традиции и тем самым губительно сказывается на роли "смысловой" живописи, в этом значении он предстаёт её врагом. Но само по себе мало изведанное, а значит, актуальное, авангардное течение отхватило себе часть нити истории развития живописи начала XXI века в образе концептуального искусства.

"Жречество" и "юродство" современной живописи

Помимо концептуальной линии выделяется и академическая. Поддерживает её Российская Академия художеств. Что касается второй институциональной структуры - Творческого союза художников России - то здесь более любопытная картина. Данная организация включает в себя большое количество художников, совершенно различных направлений живописи, какие только насчитывает наше культурное наследие, в том числе и деятели концептуального направления. Но так же и РАХ не провозглашает своей целью выпускать исключительно художников — академистов.
В таком “разношёрстном” мире современной живописи, не имеющем устойчивого фундамента и не объединённого общей идеей, в нашей стране тем не менее ясно сформировалось несколько направлений. Как называет два основных из них отечественный искусствовед Александр Якимович - “жречество” и “юродство”. Именно это “жречество” и питает надежды многих исследователей, художников и зрителей на будущее русской живописи.
В первое направление попадают современные русские художники, многие из которых ещё успели испытать на себе дух СССР. Эти мастера оставили нетронутой самую сокровенную суть живописи. Их полотна, пронизанные смыслом, овеяны религиозным духом, дыханием древних сакральных образов, и теплом утопических идей. В их произведениях присутствует всё ещё философское воззрение на мир.

«Сашкин букет». Н. Нестерова. 2009

«Париж». Н. Нестерова. 2005

Такими являются поучительные творения Натальи Нестеровой - «Сашкин букет», «Париж». Наивностью своих изображений художница доносит до нас истину тщетности нашего бытия. Это не насмешка над бессмысленной деятельностью человека, но демонстрация человеческой недалёкости, которая может загубить всё то живое и глубокое, что в нас осталось. Эти идейные тенденции прослеживались ещё в её ранних «маскарадных» произведениях.

«IX». Серия «Матриархат». О. Булгакова. 2007

«Возвращение блудного сына». Из цикла «Библейские эскизы». О.Булгакова. 2007

Древние немые образы Ольги Булгаковой, в страстном, пылающем колорите, обуревают сознание и взывают к праосновам наше существо. Серии «Матриархат» и «Библейские эскизы», а также другие работы О. Булгаковой — это прекрасный пример современной живописи маслом в экспрессивной манере, что лишь усиливает смысловой эквивалент произведений художницы. Поистине можно считать достойным, чтобы называться шедевром, «Возвращение блудного сына». Лаконизм и выразительность форм, тлеющие фигуры, сцеплённые в порыве чувств. Здесь больше ничего и не нужно добавлять, этот образ передаёт любовь между ребёнком и родителем как она есть. Без какой-либо посредственности в картине воплощено то самое, подсознательное, что навсегда должно остаться беспрекословным в душе человека.

«Несущий». Серия «Город. Вход со двора». Д. Иконников. 2003

«В час раннего весеннего заката...». Из серии Петербургских работ. Д. Иконников. 2006

Неподражаем в передаче «мелочей» жизни Дмитрий Иконников. Требуется огромная сила воли, чтобы оторвать взгляд от его работ. Всё, что может уловить наше зрение, но пропустить сознание в будничный день запечатлевает художник. В его работах второстепенное нашей жизни выходит на первый план. У художника есть своя техника исполнения, благодаря которой каждое его произведение светится изнутри. Таким образом житейские моменты приобретают значение радостного, по-своему идиллического бытия, что можно увидеть в прекрасной серии работ, посвящённых Санкт-Петербургу, серии «Город. Вход со двора» и др.

«Всяк». А. Мосийчук. 2000

Особое впечатление вызывают и религиозно-мистические образы Анатолия Мосийчука. Через них мы можем причастица к сокровенной человеческой вере, к глубинам человеческой души и, подчас, неосвещённым, труднодоступным и неясным. Мастера иногда очень сложно понять. То, что он изображает не оговаривается словами, но считывается на интуитивном уровне. Например, картина «Всяк» представляет различных персонажей, а вернее сказать призраков. И оттого они призраки, что не имеют индивидуальности. Хоть и имеют разные занятия, но не помогает им это сформировать в себе культурность, развить высокую духовность. Это души, которые никак не могут обрести себя, и золотистый, дымчатый колорит, который характерен для произведений художника только подчёркивает эту мысль, мистический характер образов, которые так напоминают иногда возникающие внутри чувства у человека нашего времени.

«Мать и дитя». Л. Наумова. 2015

Лариса Наумова, как и предыдущие художники, проявляет свою любовь к примитивизму и наивности в исполнении. Её произведения отличает сочный, свежий, венецианский колорит, а сюжеты и персонажи не так просты, как предстают на первый взгляд. Часто религиозно-символические, а иногда кажущиеся бытовыми, сцены в её произведениях всегда наполнены высоким смыслом. В картине «Мать и дитя» поднимается тема любви в самом искреннем и чистом её проявлении, для этого художница прибегает к переосмыслению иконографии Мадонны с младенцем, тем самым превращая любовь в святыню. Помимо прочего творчество Л. Наумовой гармонично соединило в себе академическую школу и свободную технику.

«Титаник». Серия «Кукольный театр». А. Ситников. 2010

Совершенно экстравагантно творчество Александра Ситникова, на котором оставило неизгладимое впечатление Советское время. В своих произведениях художник выходит за грань сознательного, что можно увидеть в серии картин «Concerto», «Кукольный театр» и др. Стоит признать, что его творчество в каких-то моментах ближе к концептуальному, так как идея у него стоит выше самой живописи.

Современное концептуальное искусство в живописи

Второе течение, которое выделяется на пёстром фоне современного мира изобразительного искусства — это в большей мере концептуальное направление. Как уже было сказано выше, большинство исследователей и ценителей живописи неодобрительно относятся к таким веяниям. Художников этого направления называют сомневающимися в ценностях живописи. В своих работах они прибегают к уничтожению живописи с помощью самой живописи.

«Падение Икара». О. Ланг. 2012

Олег Ланг — один из основателей этого течения, один из первых «сомневающихся». Если до 2000 года в его работах можно было увидеть наполненность, неприкасаемую священность, то в более современных картинах мы можем наблюдать распад идейной целостности, полотна стали носителями пёстрой дисгармонии («Падение Икара»).

«Античный мальчик». О. Кошляков. 1995

Валерий Кошляков преподносит часто мастерские решения в плане изобразительности и техники исполнения. Но его произведения объединены одним замыслом — насмешка над теми, кто боится разорвать связь с традициями. Это отчётливо передаёт серия «Коллажи» («Античный мальчик»), в которой заключается идея беспрекословных общепризнанных ценностей, но которые настолько неустойчивы, что распадаются на глазах и вот-вот вовсе рухнут в небытие.

«Завтрак на траве». И. Лубенников. 2013

Иван Лубенников — художник-монументалист - доводит живописные качества своих работ до такой крайности, что они становятся похожи на декоративные плакаты, суть живописи в них теряется («Завтрак на траве»).

«Иоанн». К. Худяков. 2008

Константин Худяков подобно И. Лубенникову хочет сбежать от живописи. Художник работает в стиле цифровой живописи, особенности которой также ломают живописные устои. Нашему глазу уже не понятно, живопись ли то, что изобраено. С другой стороны визуальные возможности превосходят иллюзионизм «классической» картины («Иоанн»).

Альтернативная современная живопись

Так называемая альтернативная живопись - эта третья линия развития. Из известных художников России к ней относятся Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, которые работают с 1994 года в дуэте. Как говорят сами художники: «Мы не классические художники-живописцы. Наш метод — поток» И действительно, их живопись отличается отсутствием наболевшего, а тем более возвышенного. Очень часто они берут части известных произведений и связывают их каким-то чересчур праздничным, вакханальным шумом. В этом плане их живопись пуста, как и работы тех, кто следует в том же направлении («Триумф титанов эпохи Возрождения»).

«Триумф Титанов эпохи Возрождения”. Дуэт Дубосарский - Виноградов. 2009

Две последних тенденции в живописи современных художников можно объединить под знаком безразличия к духовным исканиям. Такие течения заставляют опасаться за будущее живописи и как следствие за духовное воспитание человека. Многообразие жанров, техник и стилей рождает огромную массу работ различных по качеству и смыслу. Сейчас среди картин современных художников не часто можно встретить что-то выдающееся, но если такое происходит, то вряд ли их творчество останется неоценённым подобно произведениям Н. Нестеровой, О. Булгаковой, Д. Иконникова, Л. Наумовой и др.

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Новое поколение

Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин - признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства - привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина

Существует очень большое количество современных русских художников, о деятельности которых известно лишь в определенных кругах - широкие же массы зачастую далеки от современного искусства и по инерции довольствуются знаниями лишь о творчестве русских классиков. Мы хотим исправить эту ситуацию, поэтому далее расскажем, что собой представляет российский современный художник на примере следующих пяти авторов.

Илья Кабаков

Этот современный художник является одним из самых значимых российских живописцев своего времени, который олицетворяет собой современное искусство , в частности, душу московского концептуализма. Одна из картин, «Жук», написанная в 1982 году, была продана в 2008 году на аукционе в Лондоне почти за шесть миллионов долларов и вошла в список самых дорогих картин, которые создали художники России. Современные картины Кабакова сейчас выставляются во многих музеях мира: в нью-йоркской Pace Gallery, московском Мультимедиа Арт Музее и других.

Я не знаю, как другие сопротивлялись этому ужасному комплексу: «Тебе уже 25 лет, а ты еще не Рафаэль!». Но для меня это является одним из самых страшных стимулирующих моментов. (Илья Кабаков )

Еще одна знаковая работа художника, «Праздники № 6», изображает типичную советскую иллюстрацию, украшенную сверху фантиками - они словно бы маскируют картину и таким образом представляют собой напускной оптимизм, который прячет за собой тоскливую действительность. В целом творчеству Ильи Кабакова присуща концепция эскапизма - побег от окружающей действительности и погружение в искусство.

Сергей Волков

Многие свои современные картины Сергей Волков писал под впечатлением от поездки в Германию, куда ему приходилось ездить в творческую командировку. Целая серия полотен посвящена немецкой архитектурной готике и фольклору и овеяна неким символизмом. После цикла «немецких» картин современный художник написал серию в тематике, посвященной североамериканским индейцам и представляющей портреты свободолюбивых индейских вождей.

А на сегодня основной темой творчества живописца является красота московских пейзажей: «Таганка», «Улица Станкевича», «Кадашевская набережная». Современная живопись Волкова - это импрессионистическое изображение простой, будничной столицы, такой, какая она есть, но при этом в ярких красках, которые проявляются в солнечных лучах, светофорах и красочных трамвайчиках.

Григорий Брускин

Григорий, или Гриша Брускин, как звучит его артистическое имя, восхищался профессией художника еще с детства. Обучаясь в художественной школе, он черпал вдохновение из работ французских живописцев эпохи Ренессанса.

Я могу себя называть счастливым человеком до тех пор, пока я могу работать. (Григорий Брускин )

В 80-е годы, когда Брускин находился в эмиграции, его творчество приобрело определенную структуру, с помощью которой ему удавалось упорядочивать различные символы, знаки и общественные мифы. Согласно такому подходу, современный художник объединял свои работы в целые серии или коллажи, где изображал предметы и надписи, являющиеся аллегорией на какое-либо понятие. Одна из таких картин, «Фундаментальный лексикон», впоследствии принесла ему славу, когда на одном из аукционов ее приобрел сам Милош Форман - оскароносный чешский и американский режиссер.

Семен Файбисович

Еще один именитый российский художник, работающий в популярном стиле фотореализм. Свои современные картины автор объединяет в серии: например, «Разгуляй», «Очевидность», «На вокзале». К последнему циклу работ относится самая дорогостоящая картина живописца - «Солдат», ушедшая с торгов на аукционе Phillips de Pury за целых 311 тысяч фунтов.

Как говорит и сам художник, ранее в своих работах он задавался вопросом о том, что именно мы видим вокруг себя, рисуя ситуации из повседневности: вот человек ждет прибытия электрички, вот едет в троллейбусе… Сейчас же Файбисовича интересует больше то, как мы видим: чтобы передать нужный эффект, будущие сюжеты современный художник снимает с помощью старенького мобильного телефона, а затем переносит на холст.

Валерий Кошляков

Современный художник Валерий Кошляков является одним из известнейших российских живописцев, который неоднократно был представителем страны на различных мировых биеннале. Лувр, Третьяковка, Центр Помпиду, Русский музей - всюду вы найдете его работы. Самым известным полотном автора стала картина «Версаль», в 2008 году проданная за 72,5 тысячи фунтов на знаменитом аукционе Sotheby"s.

Я современный только в том смысле, что ваш современник, а не в том, что делаю современное искусство. (Валерий Кошляков )

Памятники прошедших эпох - любимая тематика живописи художника. Современная живопись Кошлякова обладает собственной изюминкой, а именно - пристрастием к использованию не самых традиционных материалов для творчества: картона, ткани, упаковочных коробок и т. д., хотя в последние годы живописец нередко возвращается к холсту. В попытках добиться матовой поверхности российский художник избегает масляные краски, отдавая предпочтение акрилу и темпере.

Оценить палитру российского изобразительного искусства современности также можно, посмотрев следующий видеорепортаж с одной из выставок музея «Манеж»:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Современное искусство многим кажется претенциозным и пустым, но это не меняет того, что немало художников XXI века получают за свои картины баснословные суммы. Какой современный художник успел заработать на своем творчестве больше всех и кто совсем немного от него отстает – узнайте в нашей статье.




Top