Известный русский критик писатель. Литературная критика

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» Фета

А. Фет считается одним из самых лиричных русских поэтов. Его творчество целиком посвящено описанию природы и радостных человеческих чувств. В нем нет напыщенных фраз, сложных философских конструкций, политических и социальных требований. Это поистине «искусство ради искусства». Одним из ярких примеров лирики Фета является стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», написанное молодым поэтом в 1843 г.

Стих представляет собой восторженный монолог лирического героя, обращенный к своей возлюбленной. Молодого человека переполняет жажда жизни. Опьяненный любовью, он видит ее проявления повсюду. Восход солнца и начало нового дня заставляют его спешить к любимой с первым утренним приветствием. Для многих утро – начало трудового дня со своими проблемами и трудностями. Лирический герой еще не отягощен заботами. Он встречает утро с широко раскрытыми глазами и душой, каждый раз словно бы рождаясь заново. Так же неповторима для него очередная встреча с любимой, способной полностью разделить его радость.

Фет использует характерный для него мотив единения человека с природой. Вместе с лирическим героем просыпается лес, наполняясь пением птиц. Автор указывает на неизменность своего чувства к любимой, свою готовность так же верно быть ее покорным слугой.

Лирический герой не может передать человеческими словами всю величину охватившего его восторга. В его душе «песня зреет», содержание который ему самому еще неизвестно. В этом усматривается ожидание творческого вдохновения поэта, которое захлестнет его и выльется в очередное прекрасное произведение.

Фет блестяще владел русским языком. В стихотворении он использует минимум выразительных средств: олицетворения («солнце… затрепетало», «лес проснулся»), эпитеты («горячим», «весенней»). Они не являются определяющими. Важно само построение стихотворения. Четырехстопный хорей создает ощущение плавности и мелодичности. Особый замысел Фета состоит в том, что все произведение представляет собой одно предложение. Четыре четверостишия должны восприниматься на одном дыхании, легко и свободно. Таким образом, не только содержание, но и форма стихотворения символизируют молодость и новые творческие силы.

«Я пришел к тебе с приветом» — настоящий гимн лирического поэта. Стихотворение было высоко оценено современниками и остается очень популярным в наше время.

Среди множества замечательных имён поэтов хотелось бы особо выделить Афанасия Афанасьевича Фета. Его стихи — об обычных предметах и явлениях природы, кратких чувствах, которые испытывает человек в определенных обстоятельствах. Задачей автора было обнаружить «вечные» чувства в их обыденных проявлениях. Отличным примером послужит произведение «Я пришел к тебе с приветом».

В 1838 году Афанасий Фет поступает в Московский университет. Именно в студенческие годы начинается его творческая деятельность. Вскоре в журналах начинают появляться самобытные стихотворения, подписанные «А.Фет». В 1843 году журнал «Отечественные записки» публикует стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом…».

Поэзии мастера свойственен яркий колорит, образность и пластика. Человек в его стихотворениях изначально устремлён к понятию прекрасного. Но оно для него мгновенно и мимолетно. Красоту надо уметь уловить. Поэтому поэт создаёт короткие стихотворения, так как лирические переживания не могут продолжаться длительно. Эта философия легла в основу концепции чистого искусства, которой придерживался литератор.

Направление, жанр, размер

Афанасий Фет является в литературе проводником поэзии «чистого искусства». Его произведения призваны нести успокоение от злобы дня.

По жанру произведение можно отнести к «лирическому автопортрету», где поэт во всеуслышание провозгласил то, о чём пришёл рассказать в русской поэзии.

Что касается размера, то перед нами ритм, где чередуются ударные и безударные слоги (четырёхстопный хорей), широко распространённый размер в русском стихосложении. Но встречаются и «сверхсхемные» ослабленные ударения, что придаёт ритму особое своеобразие. Перекрёстная рифмовка помогает движению поэтической мысли.

Композиция

Композиционно стихотворение включает в себя четыре строфы (катрены), которые связаны между собой повторяющимся глаголом «рассказать». Используя приём анафоры, поэт как бы создаёт свой «Поэтический манифест», в котором обозначает цели своего творчества.

  1. В первой строфе ведущим является мотив радостного солнечного утра.
  2. Вторая строфа – гимн природе, которая оживает вместе с солнышком.
  3. Третья строфа — о жаждущей счастья влюблённой душе.
  4. Наконец, в четвёртой строфе радостная песня поэта сливается с весельем мира.
  5. Образы и символы

    Стихотворение написано от первого лица, что характерно для творчества мастера. Душа Афанасия Фета в стихотворении открыта читателю. Образ лирического героя сливается с образом автора. Его лирическое «я» как бы растворено в страстном желании вновь увидеть возлюбленную и вместе с ней насладиться красотами природы и окружающего мира.

    А. Фет тонко улавливает незначительные на первый взгляд детали, его стихотворение лаконично, но отличается глубоким психологизмом. И если попытаться раскрыть содержание – до конца не получится, так как поэзия ускользает от восторженных истолкований.

    Важным образом в стихотворении выступает Весна. Это символ всего нового, свежего, что рождает светлые и радостные желания.

    Темы и проблемы

    У Фета было своё собственное представление о назначении поэта. Он предлагает собственную программу поэтического действия в лирике. Именно эта серьёзная проблема, проблема творчества, решается в стихотворении.

    Одной из важных тем в творчестве поэта и в данном произведении является тема любви. Создавая поэзию, которая должна уводить в мир чистой красоты, Фет воспел любовь, лишённую конфликтов. Любить для поэта – значит смеяться смехом величественной радости. Стихотворение рассказывает о любви жизнерадостной, чистой, торжествующей. Это трогательный, гармонический союз двух сердец. Для Фета женщина – проявление высшей красоты мира. Особенность понимания чувства любви для автора заключается в восприятии её как таинственной связи родственных душ.

    Тема любви сливается с темой природы. И это не случайно, ведь мастер является её вдохновенным певцом. Фет изображает пейзажи в идеальном, очищенном виде, созерцает ее эстетически. В этом стихотворении песнь любви сливается с гимном природе.

    Стихотворение можно отнести и к философской лирике, так как любовь к женщине, восхищение природой – те необходимые составляющие, без которых счастливую жизнь человека сложно себе представить.

    Смысл стихотворения

    Центральным образом стихотворения является Весна. Идея заключается в том, чтобы через это время года выразить сущность бытия каждого человека. Жизнь человека быстротечна и складывается по-разному. Но каждый верит в то, что в его судьбе обязательно наступит Весна – символ счастья и обновления всего живого на земле. Так хочется дольше сохранить это весеннее настроение, радость, свежесть, благоухание. Не об этом ли должен слагать стихи поэт?

    «Весеннее чувство» становится сердцевиной фетовского творчества. Холоду существования реальной жизни автор противопоставляет высокое наслаждение жизнью, где свободно могла проявиться душа поэта. Это и есть основная мысль произведения.

    Средства художественной выразительности

    Своеобразная художественная манера Фета проявляется в богатстве сменяемых настроений, ведущее место среди которых занимают радость и веселье.

    Стремясь к необычной поэтической речи, поэт насыщает её яркими эпитетами: «горячим» светом, жаждой «весенней». В роли эпитетов выступают определительные местоимения: «весь» лес, веткой «каждой», «каждой» птицей, которые позволяют рассмотреть и представить лес во всём его многообразии растений и птиц.

    В создании поэтической картины участвуют олицетворения: «солнце встало», «лес проснулся».

    Метафора, употребленная в первой строфе стихотворения, передаёт радостное настроение, присущее человеку солнечным утром («оно горячим светом по листам затрепетало»). А в третьей строфе особое состояние счастья влюблённой души создаётся с помощью метафоры «душа всё так же счастью и тебе служить готова».

    Для создания радостного, торжественного настроения важна ненавязчивая аллитерация (повтор согласного звука «в»). Благодаря его повторению в разных словах, создаётся умиротворённая картина красоты природы и счастья в человеческих отношениях («приветом», «встало», «светом», «веткой», «весенней», «вчера», «снова», «весельем веет»).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение Афанасия Фета “Я пришел к тебе с приветом” – это бессмертные строки, которые одинаково понятны читателю любого возраста. А краткий анализ “Я пришел к тебе с приветом” по плану помогает еще глубже проникнуть в лирический мир, созданный поэтом, узнать тонкие детали и историю создания этого произведения. Его использование на уроке литературы в 5 классе позволит лучше раскрыть тему.

Краткий анализ

История создания – написано “Я пришел к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.

Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.

Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Эпитеты “горячий свет”, весенняя жажда” .

Метафоры “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .

Олицетворения “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .

Сравнение “с той же страстью, как вчера” .

История создания

Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.

Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной. Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.

Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.

Композиция

Этот стих состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки. Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.

И именно о нем поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством – в нем уже “зреет песня”.

Жанр

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта. Он очень естественно передает все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Юноша не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.

Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырехстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрестная рифма усиливает это впечатление.

Средства выразительности

Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

  • Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда” .
  • Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .
  • Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .
  • Сравнение – “с той же страстью, как вчера” .

Наверняка, самым известным стихотворением поэта является «Я пришел к тебе с приветом», созданное в 1843 году, когда Тютчеву исполнилось 23 года. Оно написано в форме обращения к любимой. Возраст автора прекрасно подходил для признаний в любви, для поиска своей второй половины. Это время не омрачалось проблемами, условиями и предрассудками общества.

Данные строки можно также назвать поэтическим манифестом автора. Впервые произведение было представлено читателям на страницах журнала «Отечественные записки» в 1843 году. Издатели решили, что новый номер должно открывать именно это стихотворение. А значит, они, разбираясь в ценности поэзии, уже тогда увидели в этих строках проявление особого вкуса, которое могло бы привлечь к журналу новых читателей.

Главной темой стихотворения стала вечная тема любви. Да, тема не нова, но именно через призму взгляда Фета она приняла новые формы. От стихотворения буквально веет свежестью.

Благодаря умелому использованию простых образов повседневной жизни Фету удалось нарисовать теплое утро весны. Оно безмятежно и солнечно. Ведь именно сейчас лирический герой, коим здесь является автор, встречается со своей возлюбленной. Он готов прийти на свидание в любое время, найдя любую причину для встречи. В этот миг причиной стала необходимость пожелания доброго утра, ведь солнце уже встало.

Образ девушки в стихотворении сливается с образом весны, такой же красивой и молодой. Фет очарован возлюбленной, но не меньше он восхищен природой вокруг, что проснулась от долгого зимнего сна и готовится к началу нового дня.

Как раз единство чувств и ощущения привело автора в самое благоприятное расположение духа. Он готов кричать о любви, хочет, чтобы все знали о его чувствах.

В данном произведении сосуществуют три образа: чувства, природа и песня. Все они являются составляющими понимания Фетом любви.

Стихотворение состоит из четырех строф. Начальные две из них повествуют о пробуждении мира, последующие говорят о внутреннем мире героя. Все строфы выстроены на приеме параллелизма, то есть абсолютно одинаково. Тем самым автор хотел показать, что душа поэта непрерывно связана с природой и черпает из нее силы.

Все изобразительно-выразительные средства в данном стихотворении помогают сделать его более выразительным и ярким. Благодаря эпитетам, как «весенняя жажда», «горячий свет» и метафорам, как «зреет песня» создается праздничное настроение. Читатель понимает, что лирический герой наслаждается мгновением.

С помощью аллитерации мы будто оказываемся рядом с героями, и слышим шум ветра и шорох листьев.

Употребления хорея и женской рифмы рождает нежную мелодику, благодаря которой строки становятся необычайно музыкальными и запоминающимися.

Стоит отметить, что стихотворение состоит из одного предложения. Таким образом автору удалось создать целостная картину единства природы и чувств влюбленных людей.

Фет в любой своей работе огромное значение придавал финалу, так как считал, что именно последние слова оставляют главное впечатление о прочитанном. Он всегда старался подводить яркие итоги, делать философские выводы, которые могли бы заставить читателя мыслить о поднятой в стихотворении проблеме даже после того, как книга с ним была закрыта и возвращена на полку. Таков и финал этого стихотворения. В конце появляется образ песни. Любовь и радостные чувства постепенно сливаются в песню, которая становится апогеем проявления чувств двух людей друг к другу и миру вокруг.

Данное стихотворение можно по праву назвать гимном любви. Оно наполнено потрясающим светом, верой в будущее, искренно и немного наивно. Чувства лирического героя необычайно возвышены, их ничто не может омрачить, они правдивы и ярки. Все это заставляет читателя вновь и вновь возвращаться к строкам стихотворения и бесконечно восхищаться простотой искренних чувств.

Фет Афанасий Афанасьевич принадлежит к движению чистого искусства. Приверженцы этого направления считали, что искусству надлежит стоять в стороне от политических и социальных проблем, оно должно существовать не для того, чтобы призывать к чему-либо, учить или решать какие-то проблемы, а ради себя самого. В противовес поэтам чистого искусства гражданские лирики утверждали, что писатель не может быть равнодушным к проблемам, которые есть в стране. Спор этот ведется на всем протяжении существования художественной литературы, но особенно обострился он в годы жизни А.А. Фета - во второй половине 19-го века. Подробный анализ "Я пришел к тебе с приветом" - одного из самых ярких произведений Фета - доказывает, что автор был представителем чистой поэзии.

Тема и идея стихотворения

Определить тематику стихотворений Фета, с одной стороны, очень легко, но с другой - бывает порой непросто. Это связано, во-первых, с тем, что у Фета всего три темы: любовь, природа и красота. Казалось бы, запутаться в них невозможно. Однако порой они так причудливо переплетаются в одном стихотворении, что увидеть, где заканчивается одна тема и где начинается другая, практически невозможно. Именно таким является стихотворение "Я пришел к тебе с приветом".

На первый взгляд, это произведение принадлежит к разряду любовной лирики. Это понятно по первой строке, но дальше Фет продолжает описанием картин весенней природы. Так что же выходит на первое место? Ответить нельзя, так как Фет своим стихотворение в очередной раз показал, что человек и природа неделимы. Все, что происходит в природе с приходом весны, находит отражение в душе каждого земного обитателя.

Содержательный анализ. "Я пришел к тебе с приветом" как произведение чистого искусства

Основное средство выразительности, которое использует автор в этом произведении, - это олицетворение. Вся природа изображена им как некое живое существо. Читатель представляет себе картины весенней природы, то, как проснулся лес от зимнего сна. Таким образом, автор подводит читателя к самой важной для него категории - категории красоты. Красота в первую очередь заключена в природе, а потом уже в человеке, так как он тоже часть природы.

Творчество Фета обладает одной важной особенностью - вниманием к частным деталям. Это легко можно увидеть в данном тексте. Лирический герой заметил все: каждый листик и веточку, он смог уловить даже само настроение, которым наполнен весенний лес. Как ему это удалось? Очень легко, ведь такое же настроение и в душе самого героя. Он готов к тому, чтобы жить, творить, работать и любить.

Средства выразительности

Как показывает анализ, "Я пришел к тебе с приветом" - произведение не насыщенное Автор прибегает к олицетворениям: "лес проснулся", "встрепенулся", "полон жаждой". Есть в тексте метафора - "веет весельем". Вместо теплого весеннего ветерка лирический герой ощущает саму радость и веселье пробуждающейся природы.

Следует сказать, что данное произведение очень созвучно всему тому, что написал Фет о природе. Обычно он немногословен, использует не слишком много средств выразительности, а природу наделяет всеми человеческими качествами.

Афанасий Афанасьевич Фет: стихи о природе и о любви

Итак, в произведениях Фета практически всегда переживания лирического героя перемежаются описаниями картин природы. Какие-либо движения в окружающей среде порождают череду переживаний, воспоминаний. Именно так происходит в стихотворении "Я пришел к тебе с приветом". То же мы можем увидеть в произведении "Дул север. Плакала трава". Однако в этой работе не видно гармонии, счастья. Лирический герой испытывает не самые приятные чувства, он изображен в момент страдания о

Порой автор призывает людей, которые забыли, что они тоже творения божии, обратиться к самой земле за помощью. Подобный мотив мы находим в стихотворении "Учись у них - у дуба, у березы". В нем также есть мотив весеннего пробуждения.

Яркий образец лирики чистого искусства - стихотворение "Шепот, робкое дыханье". В нем Фет Афанасий Афанасьевич воплотил свою основную идею о неделимости всего сущего. Детали окружающего мира тесно сплетены с движениями, эмоциями его лирического героя. В стихотворении нет ни одного глагола, однако из-за этого оно не стало скучным и бессобытийным. Мы видим картину в динамике. Фет использует отглагольные существительные, мы, словно вживую, видим "изменения милого лица".

Выводы

Творчество Фета представляет собой гимн красоте. Он восславил величие показав все ее прекрасные черты. Он не изображал что-то необычное. Темой его творчества становились ежегодные изменения природы, обычные чувства симпатии и любви между людьми. Но поэту удавалось воплотить это в необыкновенно поэтичную форму. Как показал анализ, "Я пришел к тебе с приветом" - стихотворение, на сто процентов соответствующее творческой системе поэта. Как и в других его произведениях, здесь жизни человека и природы показаны параллельно. Если в природе весна, то и у человека в душе наступает пробуждение. Если в мире тепло и красиво, то и человек готов творить и работать, любить и переживать.




Top