К какой религии относятся четки. Смысл четок: для чего они нужны? Использование четок в христианстве

религиозные четки

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧЕТКИ

Эта группа включает в себя четки разных религий: христианские, мусульманские, буддийские, индуистские. Сюда же можно отнести и четки нового вероучения бахаизма и некоторые другие.

1. Христианские молитвенные аксессуары подразделяются на православные, католические, англиканские, лютеранские.

Православные четки

старообрядческая лестовка

Лестовка (лестница) – четки старообрядцев-единоверов. Очень необычного вида живописная вещица. Представляет собой широкую ленту, состоящую из трубочек-бобков (ступеней). В каждом бобке спрятана свернутая в рулончик бумажная полоска с молитвой Иисусовой. Лента смыкается в круг и завершается конструкция расписными треугольниками (лапостками). Ступени изготавливаются обычно из кожи. На лапостки нашивается ткань, либо кожа и расшивается золотом, бисером, пайетками. Ступеней лестовке положено иметь сто (маленьких) и три (покрупнее).

Вервица (вервь) – традиционные узелковые четки. Плетется из грубой цельной нити, шнура. Здесь нет бусин, счетной единицей выступают узелки (т.н. «бриллиантовые узлы»). На конце выплетается крест, за ним следует кисточка (не всегда). Количество узлов вервицы варьируется от пятидесяти до тысячи. После десяти или двадцати пяти узелков идет разделитель – бусина или крупный узел. Существуют и 33-х узелковые четки, которые носятся на запястье. Также есть 10-ти узелковая вариация в виде кольца (перстные четки).

Новообрядческие четки и православный розарий. Это уже вариант более современный. Зерна таких четок могут быть выточены из разных пород деревьев или камней-самоцветов. Количество бусин – от десяти до ста шестидесяти, где каждый десяток отделен друг от друга. Православные четки часто содержат 33 зерна. В этом числе запечатлен возраст распятого Иисуса Христа. Часто бывают также четки из 30 зерен. Разделительные бусинки порой присутствуют, порой — нет. Венчает четки крест Иисусов и/или кисточка. Иногда встречается название «православный розарий». Обычно это четки с 50-ю зернами и распятием на конце. Не путайте их с католическим розарием, который будет рассмотрен ниже. Четки православные отличить от католических можно, рассмотрев крест. В западном варианте ноги Христа всегда скрещены, а распятие чаще всего четырехугольное (не всегда). В то время как православный крест может иметь дополнительные перекладины и быть также шести- или восьмиугольным. Понятие розарий в православии связано с Серафимом Саровским, который ввел т.н. «богородичное правило» чтения молитв по четкам из 50-ти зерен. С подобными четками святой старец и изображен на иконах.

Брояница – так называют четки в балканских странах. И снова – плетение. Очень похожа на вервицу, только меньшего размера. Тридцать три элемента-узла, соединенные четырехугольным крестиком образуют браслет. Излюбленный народами материал – овечья шерсть – служит основой для балканских четок. Но есть и синтетические, и кожаные варианты браслета. Лаконичность, красота, стиль – таков характер брояницы.

Католический розарий

Католический розарий

Традиционно четки в католичестве именуют розарием, что означает «венок из роз», а подразумевает венок из молитв. Потому как розарий – это одновременно и название ожерелья, и специфический порядок, система произношения молитв. По структуре это пять десятков зерен, разграниченных цепочкой или крупной бусиной. Каждый десяток предназначается для чтения одной из пяти тайн жития Иисуса Христа и девы Марии. Кольцо замыкается, далее следует медальон со святыми ликами или таинствами. Следом идет еще пятерка бусин (три малых и две больших). Эти бусины – для вступительных молитв. Каждой крупной бусине соответствует одна отдельная молитва. Маленькие служат для трех повторений одного песнопения. Венчает конструкцию католическое объемное распятие. Носят розарий на руке, обмотав запястье; на шее, а такж убирают за ремень, пояс или просто прячут в карман.
Существует интересный вариант четок, которые в буквальном смысле собраны из роз. Это очень ограниченная серия, выпущенная в Ватикане в память о папе Иоанне Павле II. Вместо бусин там засушенные бутоны королевы цветов, источающие чудный аромат. Они так и называются — «вечнопахнущие четки».
Серафический (ангельский) розарий – еще одна разновидность церковной принадлежности католиков. Так называются четки францисканских монахов. Состоят они из семидесяти бусин (семидекадный розарий) и символизируют семь радостей Пресвятой Девы.

Ирландский однодекадный розарий или розарий Святого Патрика – «усеченный» вариант католических четок. Состоит он из десяти зерен, с одной стороны увенчанных крестиком, а с другой – кольцом. Изначально — эти четки всегда были не круговые, а линейные. Так сложилось исторически, что розарий являлся тайным атрибутом ирландцев-католиков. Чтобы быть незаметным для чужих глаз, он и награжден столь компактной конструкцией. Сейчас, в наше современное время, существует и другая разновидность однодекадного розария, который не надевается на палец, а делается с застежкой для ношения на руке как браслет. Стоит отметить, что с течением времени внешний вид однодекадного розария постоянно видоизменяется, с каждым разом появляются все более интересные вариации. И это уже не всегда линейные четки. Браслетные варианты могут быть и круговыми.

Еще миниатюрнее выглядят четки басков . В них тоже десять бусин и крест. Только это уже однодекадное кольцо-розарий. Его еще называют «солдатским розарием» за удобство и лаконичность, так необходимых в военных полевых условиях.
Существует усовершенствованный аналог, состоящий из внутреннего неподвижного кольца и внешнего скользящего с выступающими на поверхности бугорками.

Англиканские четки – самые «молодые» среди христианских религиозных атрибутов. Другое их название –экуменистические (экуменизм – всехристианское единство). Появились они в 80-х годах ХХ века. Четки имеют некоторое сходство с розарием католиков и вервицей православных. Это недлинные бусы с 33-мя зернами. Основные бусинки называются «недельными» из-за группировки по 7 штук. Между «неделями» располагаются крестообразные шарики-разделители. Завершают круг «пригласительная» бусина и крест (Кельтский либо Сан-Дамианский). Такие четки в ходу у лютеран, протестантов-баптистов, пресвитерианцев, евангелистов и др. несектантских христиан.
В конце ХХ века шведские лютеране отличились личным изобретением – «жемчужинами жизни». Шведские четки выразительны и эффектны. В них восемнадцать зерен самых разных форм и материалов. Каждая бусина награждена своим смыслом и именем: тишина, ночь, любовь, Бог и т.д. «Жемчужины жизни» предназначены не столько для молитв, сколько для философских раздумий о высоком.

мусульманские четки — тасбих

2. Мусульманские (исламские) четки. По форме и строению эти четки подобны розарию, но не являются им. Исламский атрибут может иметь 99, 33 или 11 бусин. Но число элементов всегда будет кратно одиннадцати. Замыкает окружность особая продолговатая бусинка-привеска (имам). На конце четок располагается кисточка. Иногда каждые 33 зерна отделяет плоский рондель (нисан). Мусульманские четки имеют несколько названий-синонимов:
— субха (пречистый, раннее утро);
— тасбих (повторять, вспоминать, «плетка для шайтана»);
— мисбаха (излучающий свет).

буддийские четки

3. Буддийские четки имеют свое специфическое название, «мала» на санскрите и «тренба» в тибетском наречии. То есть «гирлянда». Традиционное число в буддизме – 108 – нашло свое отражение и в четках. Но существуют варианты из 32-х, 21-й и 18-ти зерен, а также 54-х и 27-ми (половина и четверть от 108-ми). Оканчиваются мала кисточкой из двух нитей, на каждой из которых нанизано определенное количество бусинок – два по шесть или два по одиннадцать. Буддисты – самые затейливые в выборе материалов для своих мала. Это дерево, плоды, семена, самоцветы, ракушки, кости, керамика, стекло, цветные металлы. Представители разных практик добавляют в четки свои характерные символы – зеркала, кинжалы, серпы, фигуры, бусины дзи.
Самые «суровые» по виду – тантрические четки . Их делают из костей животных или человека. Зерна выточены в форме дисков или черепов. Иногда черепа вырезаются из дерева. Нить-основа и кисточка в тантрических четках – красные. Такие четки нельзя выставлять напоказ, хранить их необходимо в укромном месте.
Самые «мирные» — кришнаитские четки джапа-мала . Деревянные бусины не нанесли вреда ни одному дереву. Они сделаны из опавшей древесины. Четки всегда находятся в шейном мешочке. Зерна четок перебираются «вслепую» рукой внутри мешка.
Самым внушительным размером выделяются китайские («молитвенные шары») и японские («шары памяти») четки. Преимущественно делаются из полудрагоценных камней. Иногда отличаются строением кисточки, когда один конец шнурка содержит 22, 13, 12 зерен, а другой полностью свободен. Примечательно, что у боевых монахов такие мала служили не только счетным, но и оборонительным целям.

4. Индуистские или брахманские четки.
Это прародители всех четок в мире. Джапа-мала, а именно так они называются, собраны из зерен рудракши в количестве 32-х или 64-х штук. Есть разновидность со 108-ю бусинами из дерева Туласи. На конце у четок – узел и две одинаковые кисти оранжевого цвета. Четки у брахманов – вещь культовая, отражающая идеи солнцепоклонничества.

5. Бахаистские четки встречаются в двух вариантах:
— круговое ожерелье из 95-ти бусин, 19 из которых отличаются формой, размером, либо отдельной низкой;
— линейные (не круговые) четки. Начинаются они пятью крупными бусинами, далее – бисерный переход к 19-ти малым. Заканчиваются кисточкой (сейид) с девятилучевой звездой – эмблемой вероучения бахаи.
Используются для 95-ти повторений Божьего имени.

Стоит отметить в настоящее время на Востоке также наблюдается некоторое смешение видов четок, когда джапа-мала выполняется в тибетском стиле или буддийские бусины заимствуют элементы джапа. Но, это уже не столь важно. Важнее та энергия, которую Мастер вложил в свое изделие и, которая впоследствии будет передана вместе с волшебными четками их будущему владельцу.

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


Практически в каждой религиозной традиции есть методики многократного повторения имен Господа или прославления Всевышнего при помощи разнообразных гимнов и молитвословий. Такая практика имеет существенную духовную пользу, и в христианстве тоже есть методики многократной и длительной молитвы. Для учета количества повторений используются четки православные, как пользоваться этим приспособлением правильно.

Сейчас по всему миру активно распространяются различные религиозные течения, страны не являются такими закрытыми как ранее. Известно много подробностей о других религиях и культурах.

Практически везде в духовных практиках есть однообразное молитвословие:

  • мантры в буддизме и индуизме;
  • начитывание сур из Корана в исламе;
  • зикры в суфизме;
  • ритмичное дыхание и повторение звуков в шаманизме.

Многие даже могут вспомнить своеобразные «молитвословия» времен коммунизма, которые повторялись на партийных собраниях и прославляли вождей и теоретиков коммунизма.

Таким образом, отсюда легко сделать общий вывод – эти молитвословия имеют эффект и позволяют определенным образом работать с сознанием, укреплять веру. Только вот нужно представлять, для чего нужны эти практики. Ведь многое зависит от того, кого они прославляют и к кому направляют сознание верующего.

Проще говоря, коммунисту, который на протяжении своего земного пути взывал к Марксу, навряд ли Маркс поможет вознестись, а православный, который молился Спасителю и Богородице, имеет куда более благоприятные перспективы.

Хотя некоторые могут об этом не догадываться или просто не обращать внимания, но в православии непрестанная молитва предписывается вообще всем верующим. Не только исихастам или монахам нужно непрестанно молиться. В идеале даже простой человек, занимаясь своими мирскими делами, может мысленно произносить короткие молитвенные фразы (к примеру, Иисусова молитва или «Богородице Дево радуйся») и таким образом трудиться не только телом, но и душой, совершая простые мирские дела.

Использование приспособлений

Непрестанная молитва, по тем или иным причинам, является доступной не для каждого. Остается только отводить какой-то период в течение дня, чтобы прочитать некоторое количество молитвословий, и для этого нужны четки, дабы вести отсчет. Например, Серафим Саровский советовал своим духовным чадам начитывать (помимо утреннего и вечернего правила) 150 раз «Богородице Дево», понятное дело, такое количество отсчитывать в уме неудобно, требуется какой-то дополнительный инструмент.

На четках удобнее измерять количество произнесенных молитвословий в течение дня. К примеру, некоторые читают какое-то количество «кругов» на протяжении суток, когда удается уединиться.

Обратите внимание! Не следует делать на четках чрезмерный акцент, в частности, на красоте этого предмета и каких-то эстетических функциях.

Конечно, подбирать аксессуар надо по собственному вкусу, чтобы он был приятен взору и настраивал на положительный молитвенный лад. Никогда не следует «красоваться» четками, считать этот предмет какой-то приятной игрушкой или чем-то подобным модному элементу гардероба. Такое отношение совершенно недопустимо, нужно чтобы этот предмет не отвлекал от молитвы, а наоборот, служил своеобразным духовным посохом, который помогает в молитвенном пути.

Полезное видео: православные четки, зачем они нужны?

Разновидности

Некоторые подвижники вообще не видят особого потребности в использовании какого-то предмета, ведь, как они говорят, не нужны четки помимо данных Господом, то есть собственных пальцев. И, действительно, если отсчитывать на одной руке каждую фалангу, а на другой руке тоже каждую фалагну, то за «круг», пройденный на другой руке, такие «четки» дают 144 молитвы – вполне удобный вариант для использования. Поэтому за неимением дополнительного предмета, всегда есть возможность воспользоваться руками.

Собственные четки (которые не ваши собственные руки), тоже могут пригодиться. Они являются религиозным предметом, могут приносить вдохновение и помогать укреплять веру.

Осталось только выбрать четки православные по собственному вкусу, а вариантов предлагается немало:

  • брояница – наиболее распространены в Сербии и других балканских странах, являются частью православной традиции, напоминают веревку с 33 крупными узлами, которые плотно прилегают друг к другу, в итоге получается своеобразный браслет, помимо узлов в одной части есть равносторонний крест из драгметаллов с изображением небольшой иконки, который представляет собой отдельную центральную бусину, на фото смотрятся довольно приятно;
  • вервица — тоже делается из ткани или веревки, чаще всего из плотной шерсти, завязываются узлы, между которыми через определенный промежуток (10, 25) завязываются более крупные узлы или вставляются бусины, в верхней части может располагаться кисточка с центральной бусиной или крестом, количество узлов не регламентировано, но, как правило, составляет 25, 33, 50, 100, некоторые есть и особенно длинные по 1000 узлов, в принципе такие четки своими руками сделать не составляет труда, нужна только небольшая веревка;
  • лествица (лестовка) – чаще всего считаются старообрядческими, но и сейчас в ходу во всем монашеском сообществе, выглядят как кусок материи, с одной стороны которого располагаются плотно прижатые друг к другу бугорки, которые символизируют собой как бы ступеньку этой лествицы, под такими бугорками нередко вставляют валики ткани для твердости и прочности, иногда на этих свернутых валиках пишут Иисусову или другую молитву, количество «ступенек» — 33, символика числа не требует разъяснения.

Какие православные четки выбрать, зависит от личных предпочтений, но не имеет существенного значения. Ценен не сам предмет, но регулярная и искренняя молитва верующего, которому он способствует. Помимо указанных вариантов, вполне возможно подобрать любой другой, который удобно держать в руке и который больше соответствует практическим и духовным потребностям.

В православной традиции не существует такого представления, как правильные и не правильные четки. Изначально в писаниях об этом предмете ничего не сказано и не дается никаких указаний. Четки появились позднее как вспомогательный инструмент, и все их вариации являются изобретениями монахов или обычных верующих людей.

Как молиться на четках

Теперь следует разобраться, как пользоваться этим «инструментом» в процессе молитвенного делания. В храмах, как правило, четки с собой не носят, а молятся в рамках службы, перед иконами просто ставят свечу и произносят прошения или молитвословия тихим голосом небольшое количество раз.

По большей части четки православные используются для келейной молитвы в рамках индивидуальной духовной практики. Именно в процессе уединения верующий может лучше настроиться, отвлечься от остального мира и потратить существенное количество времени для повторений. Тем более в келейном делании не следует обращать внимания на остальных и собственный облик.

Обратите внимание! Чаще всего четки носят на основной руке, то есть на той, которой и перебирают.

У православных не особенно принято публичное ношение этого предмета. Поэтому даже, если и берут четки с собой (к примеру, как браслет, чтобы всегда иметь возможность помолиться) то носят под одеждой, не выставляя перед другими взорами. Ведь длительная молитва может вызвать, к примеру, слезы или огромную радость умиления. На людях такое поведение не совсем удобно, а вот когда молишься отдельно, об этом не следует заботиться.

Познавательно! Когда читают от осквернения женщин

Из основного о том, как правильно начитывать молитвословия, следует отметить следующее:

  • выбрать уединенное пространство, чтобы никто не мешал и не отвлекал;
  • выбрать оптимальную молитву, разобраться зачем нужны используемые в ней слова, понять их смысл, ощутить и принять всей душой;
  • выбрать определенное количество повторений, но не гнаться за количеством, стремиться к душевной «работе», а не к автоматическому повторению;
  • предварительно перед практикой настраиваться, а в процессе стараться взращивать веру, молиться искренне.

Если быть по-настоящему искренними, то со временем то, как молиться на четках, будет становиться яснее и понятнее. Такая практика приносит духовные результаты, но нужно непрестанно стараться и всячески избегать греха начетничества, то есть бездумного повторения слов.

Полезное видео: священник Максим Каскун о том, как пользоваться четками

Вывод

Итак, какой бы вариант четок не выбрал для себя православный человек, основой всегда остаются вера и молитва. Именно на этом и держится духовная практика, а четки просто помогают, как своеобразная опора, которая позволяет прогрессировать дальше и дальше.

В этом смысле наиболее ярким является образ старообрядческой лестовки, символизирующей собой ступени, по которым верующий как бы взбирается к Господу. Каждая ступень, то есть произнесенная молитва, отрешает читающего от мирского и временного, делая ближе к Небесам.

В эпоху Возрождения массивные дорогие чётки стали непременным атрибутом знатной дамы. Поэтому художники даже Деву Марию и царственных особ изображали с чётками в руках. Так, у бельгийской Антуанетты были чётки из чёрного и розового жемчуга, каждая величиной с ноготь большого пальца.

Бенвенуто Челлини «Каящаяся Магдалина» наделил крупными чётками, свисающими с левого запястья исторического персонажа, а Рембрант, написавший около сотни своих ранних автопортсров на очень многих изображен с четками. Мария Медичи, похоже, и спала, не выпуская четки из рук; алмазные четки были предметом гордости Генриха VIII, Людовик XI перебирал яхонтовые четки даже за обедом, а британский Георг II только на охоте прятал четки из бирюзы в карман. Те из близких придворных и некоторые заслуженные воины-ветераны, которым Повелитель Вселенной Железный Хромец Тимур-завоеватель подарил золотые чётки с особой пойцзой (пропускной жетон), могли заходить к нему в любое время и сидеть в его присутствии. Известно из хроник, что легендарный Саладдин в знак дружбы подарил Ричарду Львиное Сердце не только удивительный «живой» клинок сабли, но и уникальные четки из двенадцати редчайших драгоценных камней, чередующихся с крупными бриллиантами - подарок поистине бесценный…

Пожалуй, любому человеку, вне зависимости оттого, какую религию он исповедует, верует вообще или нет, хоть единожды в жизни случалось брать в руки четки. Потому что этот предмет не только магически притягивает , но и вызывает непременное жгучее желание потрогать, ощутить гладкость или неровность бусинок, перебрать их и как минимум подумать о сокровенном…

Бусы беспокойства

У четок много разных названий. Так, на мусульманском Востоке их именуют месбаха и говорят, что они «бусы тревог и 6сспокойства».Тем не менее четки уже давно стали обязательным атрибутом традиционного мужского облачения, в котором человек отправляется на молитву.
Однако в Коране ничего не сказано о «бусах беспокойства». Эго связано с тем, что обычай молиться с ниткой бус в руках пришел из Северной Индии и Персии. После завоевания Востока Александром Македонским традиция распространилась очень быстро.
Четки у мусульман, как правило, состоят из 33 бусин. Они разделены на три части более крупными промежуточными шариками и обязательно оканчиваются бусинкой с кисточкой. Иногда в месбаха бусин бывает 99, это число соответствует количеству черт Бога или, подругой версии,обозначает число Его имен.
Во время молитвы верующий перебирает четки, и; каждой бусине соответствует фраза из Корана или же количество повторов предложений.

Первые дорогие месбаха изготавливали из редкого драгоценного черного коралла, который добывали в Красном море и искусно полировали. Бусины инкрустировали серебром и чернили. Затем в ход пошли другие дорогие камни и ценные породы дерева. Но особенно ценились четки, изготовленные из душистого сандала и столь редкого на Востоке янтаря.

Зёрна прозрения

Буддийские чётки отличаются от месбаха. Они и называются иначе – мала или же, в тибетском варианте, пренба. Количество зёрен (именно так буддисты предпочитают называть бусины) на них обычно 108. Это священное число – 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний, омрачающих дух человека: желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6); по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3); к объектам внутренним и объектам внешним (2); три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3). Отсюда - канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18×2 = 36; 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-й), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.
Также 108 получается при умножении числа планет (9) на число знаков зодиака (12) или числа четвертей луны (4) на число лунных созвездий (27), которые луна проходит за месяц. Кроме того, в йоге считается, что за день или за ночь (т.е. за 12 часов) человек совершает 10800 вдохов и выдохов.

Буддистские четки с 108 зернами чаще всего имеют разделители, которые расположены на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна. Как разделитель обычно принято использовать более крупное зерно, чем остальные.
Кроме того, буддистские четки часто имеют 54 и 27 зерна, представляющие собой укороченный вариант (половина и одна четвертая от ста восьми). Так же, бывают четки, которые имеют 18 зерен, в честь восемнадцати учеников Будды, двадцать одно зерно, как символ двадцати одной формы богини Тары, четки с 32 зернами, которые используются для счета тридцати двух достоинств Будды.
Классические зёрна буддийских чёток изготавливаются непременно из кости животного или даже человека и имеют вид маленьких черепов. Разделяет мала крупная целиндрическая бусина, которую называют меру, из которой выходит пучок разноцветных нитей. Каждая нить означает обет той или иной буддийской школы. Так, чёрная соответствует принятым мирским обетам, красная – начальным монашеским, а жёлтая – полным монашеским.

Грязные руки прочь!

Мала может считаться “настоящей” лишь после того, как её освятит учитель – лама. Их ни в коем случае нельзя передавать посторонним, а если зёрна на мала сотруться, то чётки следует восстановить, причём не только с помощью физического воздействия на них, но и с применением особого очистительного обряда. В отдельных случаях разрешается сжечь мала – с обязательным чтением всех положенных для такого случаи мантр.
Буддийские паломники традиционно оставляют четки, на которых они уже насчитали 108 тысяч мантр, в святых местах.

Буддисты относятся к мала очень серьезно, называют их мощным орудием дли управления умом и даже “кнутом, который направляет ум к прозрению”. Они верят в магическую силу мала, её способность исцелять, дарить радость. К буддийским четкам запрещается прикасаться грязными руками.

Не умеешь считать? Перебирай

Христиане также носят четки, подвешивая к ним крестик. Четки разрешается иосить даже тем католикам, которые не имеют духовного звания.
В православии ношение четок было привилегией исключительно монахов и монахинь. По преданию, основатель христианского монашества Пахомий Великий в IV веке ввел четки для ие разумеющих грамоту монахов - перебирая бусины, они могли вести счет молитвам и земным поклонам.

Наиболее распространенные чётки из 30 зерен. Согласно христианству они знаменуют «Воскресенье Троицы» (Троицын день), который служит напоминанием людям о вечной природе Бога, о том, что Господь Вседержитель един в трех лицах – Отца, Сына, Святого Духа.
А пёрстные четки из 10 бусин – отождествляют Богочеловека Иисуса Христа.

Благотворное влияние четок

Четки популярны и в наше время. Это не только дань моде. Ученые выяснили, что перебирание бусинок помогает человеку снять стресс, сосредоточиться или, напротив, расслабиться, совладать с бессонницей. А недавно медики, интересующиеся свойствами четок посоветовали курильщикам, решившим расстатьса с пагубной привычкой, взять а руки нитку с бусинками и перебивать их чтобы справиться с соблазном зажечь сигарету.
Ритмичность перебирания четок восстанавливает нормальный ритм функционирования всех внутренних органов и повышает общий тонус организма.
Восточные целители рекомендуют массировать четками кисти и пальцы рук, чтобы снять воспалительные заболевания суставов иди дать себе отдых после долгой кропотливой работы.
Для лучшего запоминания информации достаточно повторять ее одновременно с перебором четок, который повышает концентрацию внимания и сосредоточенность.

Магические свойства четок

Магический аспект использования четок заключается в том, что четки накапливают энергию молитв, мантр, определенных текстов, символов, психических состояний, набирают на себя вербальную, ментальную и иную энергию, со временем становятся предметом силы и, вступая в резонанс с полем “хозяина”, позитивно изменяют его полевую структуру.
В эзотерике четки, не утратив первоначального значения, используются для фиксации сложных магических программ и коррекций. Любой , который вы делаете – это монада, которая может быть разбита. Четки же состоят из множества, но составляют целое. Это то, что постоянно чистит, постоянно накачивает энергию, постоянно держит поток, это талисман который находится в постоянном движении.

Денежные: Зеленые камни – малахит, яшма, может быть зеленый гранат – уваровит, гроссуляр; оникс, халцедоновые.
Любовные: Розовый кварц, земляничный кварц, родохрозит, родонит чистый, розовый турмалин – рубеллит (янская энергия цвета приоритетна); гранат, розовый рубин.
Брачно – семейные: Розовые камни смешивать с зелеными; например, родохрозит с малахитом на благополучие в любви.
Карьера, социум: Синие – лазурит, бирюза, сапфир, содалит. Социум, достижение власти – может быть темный аметист, темно-фиолетовый флюорит.
Здоровье: Флюорит – зеленый (омоложение), желтый, многоцветный; агаты, оникс, халцедон. Очень хороши желтые, зеленые камни; универсальные из сердолика (лучше оранжевый), для чистки крови – карнеол.
Кахолонг используется на здоровье – женщинам, детям, старикам (возрастные проблемы).

Четки из минералов не рекомендуется носить постоянно с собой. Это проверено многовековым опытом предыдущих поколений. Любой камень обладает так называемой природной памятью. Даже «ваш» камень от долгого постоянного ношения начинает вести себя как усилитель эмоционального статуса своего хозяина. В это можно не верить, над этим можно смеяться. И все-таки лучше прислушаться к опыту тех, кто развивал и отрабатывал традицию изготовления, применения и использования каменных четок. Из примеров истории известно следующее. Монахи, равно как миряне,пользовались каменными чётками только при принятии важных решений. Их брали на серьезные встречи, переговоры, на битву с «ворогом» и т.п., когда они играли роль своеобразного амулета-охранителя. Но после «серьёзной встречи» каменные чётки всегда подносили к огню лампадки, т.е. обжигали огнем, затем поливали святой водой и убирали за «образа» до следующего судьбоносного момента в жизни».

Чётки, как вспомогательный инструмент для обращения к Богу, существуют в любой религии мира. Они могут быть различных цветов и фактур, старинные и новомодные. Но предназначение у них одно - каждая бусина означает определенную молитву.

Изначально для прочтения необходимого количества священного текста использовались подходящие под перебирание пальцами рук природные материалы - камешки, семена или косточки растений. Создателем чёток, прототипом нынешних, является основатель схимничества Пахомий Великий.

Проживающий в IV веке монах заметил, что большинство послушников безграмотны и не могут прочесть молитву без книги, и для облегчения запоминания текста и числа поклонов предложил завязывать узелок на куске простой веревки.

Позднее, с развитием монашеского движения, на нить стали нанизывать деревянные брусочки. С тех пор чётки являются защитой от бесовского нападения, духовным мечом и вручаются послушнику при постриге в монахи.

Значение чёток для православных христиан

Современным православным христианам чётки служат так же, как и духовным предкам:

Для истинного верующего правильное использование чёток с прочтением молитв при невозможности посетить храм заменяет церковные службы.

Количество бусин на православных чётках

Современные чётки для православных христиан представляют собой замкнутую цепь из бусин, чаще всего нанизанные на шерстяную нитку. Сколько их должно быть? Количество бывает разным, от десяти до ста, либо содержат 33 горошины, по числу земных лет Спасителя.

Каждые десять бусин служат напоминанием заповедей Христа и разделены отличными по фактуре или размерам шариками. Это позволяет полностью погрузиться в молитву, не сбиваясь на подсчет. Венчает чётки православный крест с образом Христа, который напоминает о смирении и призыве совершать духовные дела во благо. Иногда под крестом Христовым располагается нитяная кисточка, которую священники используют для окропления святой водой.

Различия в христианских и мусульманских чётках

Мусульманские четки. Главным признаком христианских чёток является наличие креста в концах соединения нитей. Поэтому отличить православные чётки от мусульманских довольно просто.

Кроме того, в звене мусульманских чёток насчитывается 11 бусин, согласно писанию Пророка Мухаммеда. Соответственно общее количество бусин может насчитывать от 11-ти до 99-ти штук, по числу имен Аллаха.

Если православные чётки чаще всего изготовлены из дерева, то мусульманские изделия делают из стекла и полудрагоценных камней. Нанизывают, как правило, на шелковую нить. Часто чётки для мусульман выглядят как произведение искусства и поражают роскошью. Место соединения нити украшают кисть, полумесяц или родовой талисман.

Как правильно молиться по четкам

Строгих правил и особенных молитв с использованием чёток не существует. Каждый мирянин сам определяет порядок моления, главное, чтобы молитва исходила от сердца и души со всей искренностью. Если ум мирянина занимает душевная тревога за близкого человека, помогут молитвы за здравие, упокой или здоровье болящего.

Однако есть общепринятая церковная практика, которая направляет на правильное сочетание молитвы и чёток.

Каждая бусина на религиозном атрибуте символизирует молитву за Иисуса Христа. Зажав большим и указательным пальцем первую бусинку, прихожанин читает Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» или молитву Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Дойдя до разделительного шарика, мирянин произносит «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», Символ Веры или Пятидесятый псалом. Можно добавлять молитву Ангелу Хранителю, своему святому и не забывать осенять себя крестным знамением.

По окончанию всей нити чёток читается главная молитва всего христианства «Отче наш».

Многократная молитва помогает глубже вникнуть в смысл и дает возможность соприкосновения с Господом.

Чтобы не отвлекаться от прочтения молитвы, верующему нужно принять удобное расположение тела и сфокусировать внимание. Только с полным посвящением в молитву можно получить радость и успокоение от близости с Господом.

Нужно ли брать благословение

Строгого запрета на использование чёток мирянином у Церкви нет, поэтому применение без индивидуального благословления допустимо. Однако человеку искреннему и глубоко верующему следует обратиться к священнику за разрешением и напутствием для использования чёток.

Духовное лицо, наблюдая за жизнью мирянина и выслушивая исповедь сам определяет, насколько важна для православного уединенная молитва с чётками. Желающий спасти свою душу скорее обретёт благословление, а человек ищущий забаву получит отказ.

Как сделать православные четки своими руками

Изготовить чётки для себя достаточно просто. Для начала нужно определить, из какого материала они будут сделаны, ведь столь индивидуальный предмет религии накапливает силу веры и обладает сильнейшим энергетическим полем, способным успокоить человека и привести его в душевное равновесие.

Самым простейшим вариантом изготовления чёток будет обычный шнурок с завязанными на нём узелками.

Число узлов будет означать:

Так же, не трудным способом является изготовления чёток из купленных в магазине для рукоделия готовых бусин разной величины и шерстяной нити. После каждого нанизанного шара на нити завязывается узел. Законченная цепочка оформляется кистью.

Бусины для чёток бывают стеклянными, каменными или из янтаря. Но чаще всего используют натуральное дерево. Теплая текстура дерева способна давать жизненную энергию, уберегать от нечистых сил и негатива, учит терпению и кротости и даёт просветление ума.

Для изготовления изделия понадобятся:

  • Нить для бисероплетения, либо тонкая леска.
  • Брусок выбранного дерева.
  • Дрель с тонким сверлом по дереву.
  • Наждачная бумага, напильник с тонкой насечкой.
  • Лак или морилка для покрытия готового изделия.
  • Крестик.
  • Лобзик.

Вначале приготовления следует обдумать, какое количество бусин будет в чётках. Порядок действий:

Для удобства перебора чёток желательно оставлять небольшой промежуток между бусинами.

Из чего бы ни были сделаны чётки, важно помнить, что они являются личным оберегом и дают душевное спокойствие в сочетании с молитвой, идущей от всего сердца.




Top