К всемирному дню земли в библиотеке. Разработка внеклассного мероприятия ко дню земли

Организация: МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек»

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.
  • на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
  • уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды листья, травка).
  • совершенствовать умение рисовать концом кисти.

Развивающие задачи:

  • упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);
  • развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
  • уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств.

Планируемые результаты: дети знают основные отличительные особенности хохломской росписи, этапы изготовления хохломской посуды; дети имеют представление об элементах хохломской росписи, последовательности составления растительного орнамента; дети умеют самостоятельно создавать композицию на заготовке определенной формы, передавая колорит и элементы хохломской росписи.

Оборудование: оборудование для показа презентации; запись мелодии русской народной мелодии, песни Ю. Тарана «Звезда России (Хохлома).

Демонстрационный материал: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; презентация «Сказ о Хохломе».

Раздаточный материал:

  1. Гуашь желтого, зеленого, красного и черного цветов.
  2. Кисти № 6, 3, тычки разных размеров; баночки с водой.
  3. Трафареты посуды из бумаги желтого цвета; бумага для упражнений.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.
  2. Рассматривание иллюстраций и образцов изделий хохломской росписи.
  3. Продуктивная деятельность: рисование элементов хохломской росписи.

Ход занятия:

Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. Молодцы! Теперь присаживайтесь поудобнее, давайте побеседуем.

Какое сейчас время года? (Зима). Правильно, а как называется первый месяц зимы? (Декабрь) Молодцы, а какие приметы зимы вы знаете? (…).

Гуляет русская зима,

Останови её попробуй,

Махнет рукой – бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима,

Морозная не злая! (Зима. В. Пашов. )

На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, зиму-зимушку позабавить, да о ремеслах поговорить. Закончились работы в полях и огородах, убрали урожай. Чем заняться долгими зимними вечерами? Такими вечерами готовились люди к весенней ярмарке: ткали скатерти и полотенца; шили одежду; украшали вышивкой рубахи и сарафаны; плели лапти; лепили из глины и вырезали из дерева посуду и игрушки; расписывали их небывалой красоты узорами. Свои готовые вещи складывали до весны в сундуки. А ни заглянуть ли и нам в этот чудесный сундучок?

Посмотрите, какая красота! (Выставляет на стол посуду с хохломской росписью).

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Ребята, что же это за посуда? (Посуда с хохломской росписью). Родиной хохломской посуды считается торговое село Хохлома, что под Нижним Новгородом, куда свозили мастера по весне свои изделия из соседних сел и деревень на ярмарку. А столицей промысла в наши дни является город Семенов.

Ребята так почему Хохлому называют золотой? Ответы детей (воспитатель: после обжига посуда становится золотистой).

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Молодцы, ребята!

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

Очень важный, из носика пар.

(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой» ).

А вокруг расписные чашки,

Нет посуды хохломской ярче.

(кружиться на поскоке, руки на поясе )

Рядом с ними золотые ложки,

На них «травка» - это древняя роспись.

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.

Он нам все это принес.

(взяться за руки, образовать большой круг)

Хохлома, да хохлома

Наше чудо – дивное! (кружатся на топающем шаге )

Мы рисуем хохлому (присесть )

Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку ).

Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем - слегка изогнутую ветвь - криуль; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, (сжимание-разжимание кулачков)

Их, как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (вращение кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (сжимание-разжимание пальцев в «замке») .

Постучали, повертели, (по тексту)

Рисовать мы захотели. (встряхивание кистями)

Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.

Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.

Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!

Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- С какими трудностями вы столкнулись?

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи

Задачи:

1. Научить выделять элементы хохломской росписи.

2. Раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта.

3. Отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки.

4. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.

5. Воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.

Оборудование и материалы: деревянный бочонок, короб с хохломской посудой, наглядность, иллюстрации с изображением хохломской посуды, сарафан, кокошник, гуашь, альбомные листы, магнитофон.

В группу входит Девчушка - веселушка в расписном сарафоне, кокошнике.

Добрый день, честной народ. Я девчушка-веселушка, шла, шла, да на вас набрела. Иду из края не близкого и не далекого. Из Нижегородской области, из села Хохлома, что стоит на великой реке Волге.

- Наши края не простые, а чудесные. Чего не коснется рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки - всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. Вот что я с собой принесла вас удивить, да порадовать. (Показывает короб с хохломской посудой).

- Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами).

- Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т.е золой цвет посуды.

- Золотистой посуда становится не сразу. Все её приключения начинаются с выдалбливания из хорошей просушенной древесины, которая называется заготовка или бельё.

- Затем заготовку грунтуют, покрывают тонким слоем глины. После просушки посуда покрывается олифой и втирается в неё алюминиевый порошок.

- А раньше, наши предки применяли оловянный порошок, но на этом путешествие посуды не заканчивается. Её расписывают умелые мастера и покрывают специальным лаком. Ставят на обжиг в большую печь, где под воздействием высокой температуры алюминиевая поверхность становится золотистой.

- Вот такой секрет хохломского золота.

- А теперь скажите мне какие же пути проходит хохломская посуда до того, как попадает к нам?

- Какие цвета используют наши мастера? (черный, красный, желтый зелёный).

- Вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приемы росписи. Существует 2 приема росписи: «верховая» - рисунок идет по серебристому фону, а после обжига становится золотистым. И «фоновая» - рисунок идет по цветному фону красному или черному. Покажите мне посуду, где используется «верховая» (фоновая) роспись. Какой здесь фон?

- И мы сегодня с вами научимся выполнять главный элемент росписи - «травку», по желтому фону. У нас будет «верховая» роспись.

- А сейчас возьмите маленькие кисточки, мы потренируемся рисовать элементы травки. Начнем с ресничек: кисточку держим тремя пальцами, кончиком кисти ведем вниз, нажимаем середину, и заканчиваем тоже кончиком кисти без нажатия.

- Теперь нарисуем травинки, они очень похожи на реснички, только нажим используется сильнее.

- А теперь выполняем пару капелек. Начинаем кончиком кисти и промакиваем. Молодцы. Отложите свои работы и кисточки.

- Возьмите белую полоску. Сейчас попробуем изобразить хохломскую травку. Начинаем рисовать криули. Располагаем их посередине, чтобы с краев осталось место. В полоску должно войти три криуля. Криули располагать так, чтобы образовалась волнистая линия. Затем украсим все кустиками, которые идут от углов. Кустик состоит из травинок. Одна травинка идет по линии одного криуля, другая по направлению следующего криуля. Элементы не должны соединяться. Кустик можно закончить капелькой. Остальное украсим травинками с ресничками.

- Молодцы. Теперь положите кисточки и сядьте прямо.

- Ну вот мы стали настоящими мастерами. И должны все вместе украсить вот этот деревянный бочонок.

- Узор будет еще лучше если добавить ягод. Их мы расположим внутри криулей.

- Мастера, скорей за дело!

- Украшай бочонок смело.

- Составляй хохломской узор,

- Чтобы радовал он взор!!!

Кисть хохломская, большое спасибо, сказывай сказки для радостей жизни. Ты, как душа человека красива, ты, как и люди, служишь отчизне!

«Хохлома»

Птицы и перья, круженья, разводы,

Листья и стебли, колосья и злаки,

Редкие, мудрые формы природы,

Сердца влюбленного тайные знаки.

Это придумали русские люди,

Те, что молились пенькам и березкам,

На деревянном языческом блюде

Травы, цветы, легендарные розы.

Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские,

К ним у меня постоянное чувство,

С детства они мне родные, родные!

Я разложу их и гости довольны,

И никаких замечаний, и жалоб.

Слышно одно в разговоре застольном:

Щец бы горячих, борща не мешало б!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь отчизне!

Виктор Боков

Как итог, создание альбома «Хохломская роспись».




Top