Как быть хорошим ведущим мероприятий. Тренировка для ведущего: путь к профессионализму «Умение выступать на публике для чайников»

На этом уроке мы поговорим о мастерстве ведущего, который будет в кадре вашего фильма. Стать ведущим высокого уровня, как тех, кого мы видим на телеэкранах, конечно, достаточно сложно. Все зависит только от вас: готовых рецептов-шаблонов, как для себя сделать успешную карьеру ведущего, нет. Кому-то достаточно немного подучиться, возможно, даже пройти наши курсы, а кому-то придется очень много учиться, учиться и учиться. Чтобы стать ведущим, нужны три основных качества: базовые знания, которые вы можете взять из этих курсов; очень много упорства и труда, работы над собой и, конечно же, удача. Но даже этого мало, еще прибавьте требования к ведущему. Вы должны уметь делать фильмы или сюжеты из разных областей: исторической, политической, спортивной и т. д. Поэтому вы должны быть: а) эрудированы и, конечно, очень желательно, иметь соответствующее образование; б) ведущий должен обладать навыками таких профессий, как журналист, психолог, артист; в) ведущий должен быть раскован, находчив, решителен, любопытен, энергичен, иметь хорошую память, уметь импровизировать, способен контролировать свои эмоции, иметь хорошую артистическую память, с помощью которой он должен уметь удерживать внимание зрителей, а также обладать хорошим чувством юмора. Недаром на телевидении большинство передач ведут бывшие игроки команд КВН. В обязанности ведущего еще входит умение взять интервью у какого-нибудь реального героя. Но об этом – на следующих уроках.

Ко всем вышеперечисленным качествам ведущего необходимо добавить еще одно – это фото- и киногеничная внешность. Поэтому, если вы таковой не обладаете, не надо сразу впадать в отчаяние: сходите в парикмахерскую, зайдите в магазин одежды, не лишним будет походить в какой-нибудь фитнес-клуб. Если вы будете говорить текст за кадром, то вам фото- и киногеничность могут не понадобиться. Но в этом случае вам будут предъявляться повышенные требования к произношению, о котором мы говорили, также потребуется более четкий и привлекательный тембр голоса.

Самое главное – вы должны знать (не важно, будь вы в кадре или за кадром), что ведущий в глазах зрителя является лицом любого фильма. Именно по мастерству ведущего зритель может дать оценку вашему фильму даже более, чем по информационной или режиссерской части фильма. Главное, что требуется от начинающего ведущего – научиться бороться со своими страхами перед видеокамерой и даже перед микрофоном. Не надо бояться сниматься, не надо думать, что о вас думает плохо. Критиков-неумех, которые ничего в собственной жизни не добились, у нас всегда хватает. Но для того, чтобы перестать бояться камеры, вы должны заранее уметь четко говорить текст, заранее разобраться в теме вашего фильма, в общем, быть полностью во всем подготовленным, даже если вы снимаетесь в студии или делаете репортаж в каком-нибудь другом месте. Конечно, в дальнейшем, упорным трудом вы приобретете опыт, вы уже легко будете адаптированы и к видеосъемке, и к записи звука.

На этом урок заканчиваем, до встрече в следующем.

Не секрет, что без постоянных тренировок в спорте, музыке, да и, в общем, в любой сфере особых успехов не достичь. И профессия ведущего не исключение. Предлагаю, делиться опытом кто как тренирует себя перед выходом к зрителю, какие упражнения он использует для улучшения своих профессиональных навыков. Вот)

Комментарии

Петрушевский Константин Профессионал

Мурашов Владимир Пользователь

Лично меня интересует языковой аппарат) четкость речи, хорошо поставленный голос и т.д. Понятно, что этим занимаются педагоги и что многие люди этому учатся годами, но дополнительное обучение времени не хватает. Вот и хотелось бы узнать, кто, что сможет рассказать) заранее спасибо!

Кожевников Алексей Эксперт

Хожу в спортзал, чтобы держать фигуру и тренировать ноги. Очень много приходится бегать по площадке на празднике, на следующий день аж ноги болят. Помимо этого, читаю классиков в поисках интересных высказываний, афоризмов, стихов, мыслей. То есть, тренирую голову.

Петрушевский Константин Профессионал

На любом этапе развития и профессионализма однозначно нужно использовать самые простые и известные упражнения: скороговорки, стишки, сложные предложения, распевки и т.п. В любом случае они необходимы! Работая уже больше пяти лет на радио и больше пятнадцати лет на сцене, использую эти приемы!

Петрушевский Константин Профессионал

А еще очень помогает наблюдение за коллегами! Любых уровней! Всегда с интересом наблюдаю работу других ведущих на всевозможных мероприятиях! Безумно интересно и занятно! Особенно, когда нравится работа!

Кондитерский Олег Профессионал

Учебник есть, сченречь для студентов ГИТИСа... Та есть всё что необходимо...

Диденко Михаил Эксперт

Давайте разберём слово "ведущий". Ведущий - это тот человек, который ведёт людей либо по сценарию праздника, либо к светлому будущему. Т.е. ведущий должен быть таким человеком. которому доверяли бы люди, человек уважаемый и авторитетный, интересный и грамотный, много знающий, хороший психолог и великолепный импровизатор, умеющий обыгрывать разные ситуации и т.д. Так какие навыки и знания нужны? Мне кажется -целый комплекс. А если ещё обратиться к этимологии слова: "Ведущий" - корень "Вед". Есть очень интересная книга Веды - что значит знание. Отсюда слова -сведующий-знающий, ведун - знаток, ведущий -знающий человек, отведать - узнать вкус или что-либо, изведать, поведать - рассказать, праведник - живущий по ведам и тому подобное. Итак - ведущий - это не просто артист разговорного жанра. Я бы вывел эту профессию в отдельную касту - актёров-психологов - имя которым ведущие мероприятий. Так чему надо учиться? Начнём. Буду перечислять не по порядку. 1. Сцена речи, 2. Актёрское мастерство, 3. Психология общения, 4. НЛП техники 5. Музыкальное образование, желательное владение муз инструментом (в том числе голос) 6. Филологическое образование - знание правил русского языка и безукоризненное владение им, чтение книг для нароботки словарного запаса и правильного построения фраз 7. Риторика Это минимум, что необходимо. Вся эта литература есть. Можно почитать книгу хорошего педагого ГИТИСа Кокорина про систему Станиславского, можно почитать хабарда и карнеги, учебник Логика сцены речи и учебник риторики и т.д. Удачи.

Зорин Олег Новичок в сети

Очень полноценный ответ Михаила!!! Скопирую себе, отредактирую, буду заказчикам показывать. Полностью согласен. Видимо, Михаил обладает всеми навыками. Добавил бы ещё умение пользоваться, а точнее правильно использовать технические составляющие: микрофон, муз. вставки, добивки.

Профессия диктора такова, что он может учиться мастерству у драматического актёра, музыканта, у конферансье. Природа общения актёра на сцене со своим партнёром иная, чем, скажем, у диктора со своим собеседником. Диктор - это тот человек, который объединяет зрителей с телевидением в единое целое. В целом, можно сделать вывод, что работа ведущего венчает то, что сделано сценаристами, редакторами, операторами, звукорежиссёрами, художниками, режиссёром, инженерами. Это не главный персонаж новостей, но один из центральных элементов выпуска.

Кроме физических данных - хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения - диктору-журналисту нужны широкое образование, знание жизни и людей; ум и находчивость; чувство юмора; терпение; воображение; энтузиазм; скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе. Авторы пособий единодушны в том, что большинство этих качеств - суть самой личности: либо они есть, либо их нет. Однако и то, что дано природой необходимо развивать в течение всей профессиональной журналистской жизни.

Существует семь амплуа телевизионного журналиста: репортёр, интервьюер, комментатор, обозреватель, модератор, шоумен, и, наконец, ведущий новостей. В выпуске новостей мы вместе с новостями получаем некую психологическую подпитку или ощущаем её отсутствие. Ведущий новостей - это такое лицо, на которое хочется посмотреть ещё раз. Человеческое лицо, говорят, самая интересная поверхность на свете. Но не ко всем лицам это изречение относится.

Ведущий новостей не красавец, он "один из нас", но, так сказать, в улучшенном издании. Он держится свободно, но не развязен. Уверен в себе, но не самоуверен. Голос и взгляд - инструменты, на которых он мастерски играет. Теленовости выполняют, помимо информационной функции, ещё одну - интегративную. Ведущий объединяет аудиторию, будь она общенациональной или областной, глобальной или микрорайонной. Какое сообщество, таков и ведущий новостей. "Человек-якорь" не отталкивает никого, он всех притягивает.

Специфика ТВ в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной.

Нужный отклик у телезрителей может вызвать и речь на телевидении. Мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, использование эффекта неожиданности - все это приметы речевой динамики, призванной придать сообщению убедительность. К динамике следует отнести скорость, или темп речи. У людей повышенного интеллекта он выше, однако, нельзя забывать, что телезрители должны усвоить услышанное. Много значит и окраска голоса, или тембр речи: за кадром выигрышнее мужской голос - баритон, низкий, "бархатный", тогда как тенор вызывает удивление.

Мимика и жесты, если они адекватны ситуации, воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что способствует формированию доверия и положительного отношения: поднятый кверху большой палец руки персонажа - как знак одобрения и т.д. Наконец, весьма важную роль играют изображение и цвет. Психофизиологи установили, что движение на экране слева направо воспринимается легче и благоприятнее, нежели справа налево. Движение по диагонали - из левого нижнего угла в правый верхний ассоциируется с преодолением, достижением чего-то значимого. Обратное движение воспринимается как потеря неких позиций. Движение по диагонали из правого нижнего угла в левый верхний и наоборот может вызвать смутные негативные ощущения. Частая смена кадров (от среднего звена к крупному) может возбудить отрицательные эмоции. Вертикальные или горизонтальные линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Зигзагообразная линия передает впечатление резкого изменения, быстрого высвобождения энергии, концентрации силы (так всегда изображают молнию).

Телеведущий воспринимается как некий учитель человечества. Репортёра кормят ноги, аналитика - голова, а ведущие новостей выразительно читают тексты, отличаясь от старых дикторов тем, что понимают их смысл. Понимание - важный компонент. За него ведущие новостей в получают на порядок больше репортёров, хотя они "только" читают текст и принимают участие в его подготовке, в компоновке выпуска.

Первые ведущие появились в концертах сугубо серьезных, филармонических. Единственной их обязанностью было верно произнести имя исполнителя и название произведения. В 30-е годы 20 века концертная деятельность стала бурно развиваться. И концертные организаторы, а так же филармонии берут на себя не только развлекательные, но и образовательные функции (познавательные) через концерт.

Все это заставило ведущих больше «разговаривать» со слушателями и, казалось бы, сблизило их с конферансье. Однако ведущего никто не обязывал веселить публику. Если ведущий и разрешит себе шутку и вызовет смех слушателей, то, как говорится, по доброй воле, но смех и шутка - не спутник его общения с залом. Конферансье же, не развлекая зала, не оправдал ожидания, не выполнил свою работу. Различие веселить и информировать, объявляя номера, размежевало две эти профессии.

С развитием концертной деятельности стала расширяться сфера деятельности ведущих. Ведущие сегодня, как правило, выступают в симфонических, камерных, тематических, смешанных концертах. Многие из них требуют не только информации, но и расширенного общения со слушателями.

Претерпело изменения сегодня и искусство конферансье, который выполняет две функции: исполнение собственного номера (юмористический рассказ, фельетон, анекдот, смешная бытовая сценка) и не связанное с этим объявление следующего артиста. Объявление номера - как попутная функция конферансье. Он, как правило, ведет концерты эстрадные, развлекательные.

Мы часто путаем эти два названия - ведущий и конферансье. Но на сцене они абсолютно не похожи друг на друга. Различна их манера держать себя на сцене, произносить имена исполнителей, названия произведений, жить в концерте. Веселье и информация - главный отличный признак конферансье. Когда конферансье ведет концерт, он делает то же самое, что и ведущий; когда он выступает в концерте с номерами, то вступает в соревнование с остальными исполнителями. Что их объединяет? Они знакомят публику с выступающими артистами, с исполнителями произведений, связывают номера в единое целое, являются стержнем, скрепляющим концертное действие.

Технология проведения концерта

Требования к ведущему концерта

Ведущий концерта должен обладать острым чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма, всего внутреннего и внешнего облика. Он должен хорошо владеть словом и импровизацией. Должен уметь подстраиваться под данный концерт, улавливать состав и настроение данной аудитории, настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Главное условие его успеха - раскрепощение. Ведущий должен чувствовать себя хозяином на концерте, принимающим уважаемых гостей, должен уметь создавать праздничное настроение. У ведущего, кроме людей, сидящих в зале, есть еще «один объект». Это актеры - участники концерта.

Во время концерта между ними устанавливают совсем иные контакты, чем в жизни (то есть чем житейские). Как бы не был ведущий равнодушен к человеку, которого он представляет публике (а порой бывает, что и враждебен, находится с ним в конфликте), все бытовые отношения, исключаются в концертной встрече. Уважение к искусству артиста, его нелегкому труду должно и преобладать в концерте.

На концерт ведущий приходит заранее и отправляется посмотреть сцену, приготовить на ней все, что бы он прошел без «сучка и задоринки», проверить занавес, как он открывается и закрывается; инструмент, как он стоит, кто его будет двигать, если это потребуется; состояние пола цены, особенно если предстоят танцевальные номера. Он должен проверить световое освещение, микрофон, с которым ему предстоит работать; находятся ли на своем месте стулья, подставки для хора и т.д.

Открывая концерт, ведущий выходит на сцену и выдерживает паузу, чтобы собрать внимание зрителей, но нельзя передерживать ее, можно сосчитать про себя до трех. В ходе концерта ведущий внимательно следит за происходящим на сцене, что бы не пропустить собственный выход, готовится к тому, что ему предстоит сказать, готовить к выходу следующих артистов, проверяет, на месте ли аккомпаниатор.

Во время концерта на сцене присутствуют рабочие сцены - они передвигают рояль, выносят и убирают столы, стулья. Нужно очень вежливо и тактично обращаться с этими техническими помощниками. Обычно в клубном концерте все команды - звонки, занавес, перестановки и т.д. - рабочий имеет право принимать только от ведущего. Это обеспечит порядок и отсутствие накладок.

Ведущий может объявлять номера и выходя на сцену, и оставаясь за кулисами - в микрофон. Отрицательные моменты первого вида: тратится лишнее время на выходы и уходы или ведущий некрасиво ходит по сцене, но говорит хорошо. Преимущества этого вида объявления - общение с залом. Зритель лучше настраивается на восприятие следующего номера.

Второй вид объявления - из-за кулис. Положительным является то, что экономится время, нет лишних хождений по сцене, но отрицательным является то, что он не видит реакции зала, бывает, зрители еще аплодируют, а он объявляет следующий номер. Иногда сочетают оба вида объявления в одном концерте. В театрализованных концертах номера не объявляются, ведущий на сцену не выходит.

Организация концерта

Для проведения такого мероприятия обязательно создается постановочная группа за 1,5 месяца. В состав ее входят режиссер и его помощник: балетмейстер, хормейстер, звукорежиссер, художник по свету, художник-декоратор. Для коллективного обсуждения вопросов собираются заседания постановочной группы, которые предусматриваются планом подготовки концерта. На первом заседании постановочной группы обсуждается замысел концерта и распределяются обязанности. На втором заседании утверждается программа концерта, дается карточка-задание каждой службе и утверждается план подготовки концерта. На следующей встрече постановочной группы утверждается эскиз художественного оформления, звуковая и световая партитура.

Организованность и продуктивность всех репетиций зависит от четкого и продуманного до мелочей репетиционного плана. Он должен составлять после того, как составлен план подготовительных работ: определились исполнители, их репертуар, сроки подготовки оформления, костюмов и т.д. репетиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, на запасных площадках, а затем в том помещении, где будет проходить концерт. Режиссер должен сам предварительно посмотреть репетиционные помещения. Он должен обратить внимание даже на такие пустяки, как размеры помещений, освещение, вентиляция, наличие музыкальных инструментов, магнитофон. В этот период идет просмотр и прослушивание всех исполнителей всех жанров, то есть проверяется готовность их к репетиционной работе на сцене.

С чего начинать репетировать на сцене? Желательно не оставлять на последние часы номера более сложные и массовые (танцы, песни). Лучше всего их репетировать вначале. Когда большие коллективы сидят в ожидании несколько часов зрительном зале, то о никакой творческой обстановке разговаривать быть не может. Нужно начинать репетировать с массовых номеров, а затем переходить к сольным. Такой принцип дает возможность по ходу репетиции постепенно отпускать освободившихся исполнителей, и с каждой репетиционной минутой, когда у артистов наступает все большая усталость и напряженность, участников станет меньше, а значит и обстановка для работы улучшится. Когда все номера отдельно отрепетированы на сцене, начинается их монтаж в единую программу.

Ведущее место среди всех видов репетиций занимает общи прогон концерта без остановок. Эта репетиция дает возможность увидеть концерт целиком. Общий прогон, как правило, обнаруживает опасные места для звукорежиссера, рабочих сцены, осветителей, которые не обеспечили чистые переходы от одного номера к другому. Такая репетиция дает возможность почувствовать ритм концерта, свое место в нем и рассчитать свои силы. На этой репетиции выверяется световая и звуковая партитура, выверяется общая протяженность-хронометраж концерта. После такой репетиции необходим ее детальный разбор. Вот для этого и нужно в репетиционном времени для ликвидации всех просчетов и недоработок. Вот для этого и нужно в репетиционном плане всегда после первого прогона предусматривать один день «на репетиции» по назначению. Одновременно с этим проводятся технические (монтировочные) репетиции на сцене (по свету, звуку и технической стороне).

Завершающий план репетиционной работы - генеральная репетиция, перед которой целесообразно провести застольную репетицию, на которой присутствуют все организаторы концерта. Генеральную репетицию режиссер может поручить проводить помощнику, что бы посмотреть самому концерт из зрительного зала. После обсуждения генеральной репетиции обычно проводится сдача концерта художественному совету культурно-досугового учреждения.

Перед концертом режиссер должен проверить готовность к нему всех «служб», всех участников. Во время концерта обычно находится за кулисами, следит за его ходом, но не должен создавать нервозную обстановку. После концерта он делает его разбор, собрав всех членов постановочной группы.

Зоя Смирнова, 36 лет .
Заместитель руководителя подразделения банка: Мне стало проще общаться с людьми и понимать себя

Всю жизнь Зоя жила в мире цифр - окончила физико-математическую школу, затем факультет кибернетики МИФИ. Работа Зои хоть и престижная, но довольно скучная. А между тем, эта творческая девушка мечтала попробовать себя в театральной школе.

У нее были две цели: научиться не бояться выступать перед публикой (снять зажатость) и общение с новыми интересными людьми. Зое нередко приходится выступать перед публикой на работе. И она решила серьезно прокачать этот навык в театральной школе "Бенефис". А знакомство с людьми из творческой среды были необходимы ей.

"Я получила огромное облако положительных эмоций. Мне стало проще общаться с людьми и понимать себя. Правда теперь не могу спокойно смотреть фильмы и спектакли. Всегда оцениваю игру актеров "с другого ракурса". Вдохновило на более открытое общение с окружающими, это точно", - признается Зоя.

Кроме того, она сдружилась со всеми ученицами группы и преподавателем. Так что, свою цель Зоя достигла и даже получилось реализовать немного больше, чем было запланировано.

Елизавета Федькина, 20 лет .
Дизайнер (художник).

Всю жизнь обожает быть в центре внимания, всегда участвовала во всяких школьных сценках. Друзья говорят ей очень часто: "Ну ты актрисаааа!" "Думала похожу ради интереса и забью, а в результате буду поступать в театральное в этом году, потому ничего мне так не доставляет удовольствие и не окрыляет меня", - рассказывает Лиза.

Что же произошло с Елизаветой в "Бенефисе"? "Чувствую себя увереннее, обожаю хвастаться тем, что хожу в Студию. Друзья были в восторге от нашего выпускного выступления, до сих пор вспоминают моего бомжа. Занятия проходят вроде бы в игровой форме, но при этом у большинства группы очевидный прогресс", - вот такие впечатления у Лизы.

Иван Жариков, 25 лет .
Маркетолог.

Почему решили прийти учиться в «Бенефис»?

Я вообще очень люблю ходить в кино, театры. Всегда восхищался игрой хороших актеров, и в один прекрасный момент стало безумно интересно, каково это, быть на сцене, выступать. Смогу ли я? Сразу же решил это выяснить и пошел учиться. Не ожидал, что это завлечет меня настолько, сейчас остановиться уже не могу и не хочу!)

Чему научились в «Бенефис»?

Самое главное, чему я научился, это выражать свои эмоции, чувствовать их, контролировать. А это умение позволяет жить намного ярче и наслаждаться этим!

Как изменилась ваша жизнь после курсов актерского мастерства? На что вас вдохновило актерское мастерство?

Актерское мастерство вдохновило меня быть собой, настоящим. Как бы это странно не звучало, игра на сцене, исполнение ролей, не свойственные для обычной жизни действия помогают мне лучше понимать и чувствовать себя и других людей.




Top