Как чичиков относился к учебе. Учеба в училище: уже здесь у Павлуши обнаружились таланты

краткое содержание других презентаций

«Образы помещиков поэмы «Мёртвые души»» - Плюшкин. Тип героя. Социальные условия. Новая экономическая политика. Ноздрев. Манилов. Собакевич. Мёртвые души. Коробочка. Павел Иванович Чичиков. Личностные качества.

«Характеристика «Мёртвых душ»» - Проблемный вопрос. Средства раскрытия образа. Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Отвратительные черты. Построение поэмы. Главной болезнью николаевской России было крепостное право. Биография. Среди помещиков, изображенных в поэме, можно выделить тип кулака. Поэма Н. В. Гоголя. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). Задачи. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее.

«Образы помещиков в «Мёртвых душах»» - Изображение губернского города. Помещик Плюшкин. Писатель. Повествование о жизненной судьбе. Крепкий дуб. Идейно-композиционная роль Чичикова. Сюжет. Маятник. Манилов. Общность героев. Вековое стояние. Помещик Манилов. Пестрядевые мешочки. Особенности сюжета и композиции. Плесень. Сочинение. Помещик Михаил Семенович Собакевич. История создания. Композиционные звенья поэмы. Помещик Ноздрев. Распоротый салоп.

«Характеристика поэмы «Мёртвые души»» - Персонажи поэмы. Мария Ивановна Косяровская. Первый литературный опыт. Мертвые души. Детские годы. История замысла поэмы и его реализации. Василий Афанасьевич Гоголь. Величайшее произведение Гоголя. Ноздрев. Конфликт поэмы «Мертвые души». Николай Васильевич Гоголь. Душевный кризис. Гоголь оставляет университет. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера. Слава. Собакевич. Написание "Ревизора".

««Мёртвые души» в иллюстрациях» - Разговор с Коробочкой. Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Художники начинают с образов иронических и гротескных. Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели. Словарь. Компьютерная графика. Работы Владимира Маковского. Естественные, но точные, отработанные жесты. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий). Сюрреализм. Сергей Чайкун. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров.

«Анализ «Мёртвых душ»» - С. П. Шевырев о «Мертвых душах». Рецепция одного и того же литературного объекта. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. Трехчастная композиция «Мертвых душ». Была у меня гордость, но не моим настоящим. Белинский. Исстари замешенные образы. Желание умалить социально-историческое содержание поэмы. Д.Н. Овсяников-Куликовский. В центре внимания - проблема литературных влияний, традиций.

Меню статьи:

Очень часто в литературе авторы подают лишь фрагментарно жизнеописание своих персонажей, акцентируя внимание читателей лишь на определенном моменте жизни героя. Н.В. Гоголь не стал придерживаться такой тенденции в своей повести «Мертвые души». Он детально расписывает жизнь своего главного героя повествования – Павла Ивановича Чичикова, позволяя читателю проследить все этапы формирования этого персонажа.

Детство Чичикова

Чичиков в детстве жил в простой избе, где окна не открывались совсем, даже летом. Друзей у Чичикова в детстве не было, что значительно усугубляло и без того нерадостное существование. Отец его все время болел, что также существенно ударяло по финансовому состоянию семьи. Семья Чичиковых владела всего-навсего одной семьей крепостных. Это никак не позволяло им обеспечить безбедное существование. В целом же, у самого Чичикова осталось слишком мало воспоминаний о своем детстве.

Однако ситуация Павла Ивановича не была безысходной – его родители обладали достаточными финансами, чтобы отправить учиться своего сына. Поэтому, несмотря на свое детство, граничащее с жизнью простых крестьян, у Чичикова появилась возможность вырваться из бедности.

Обучение в училище

По мере взросления Павла Ивановича, основным вопросом стало получение должного образования и навыков, позволяющих ему занять удачное место в жизни.
Вскоре решение было принято, и Павел Иванович стал учеником одного училища. Жил он у своей дальней родственницы. Это позволило обеспечить приличные условия для жизни и при этом сэкономить значительную часть денег.

Чичиков не был особо одаренным учеником – его знания и талант не позволяли ему выгодно выделиться из толпы таких же, как и он, учеников. В этом случае Чичикова спасли его прилежность и старательность.

Со временем он научился угождать учителям, что сыграло немаловажную роль в его обучении и создало иллюзию хорошего и примерного ученика. Чичиков уже больше никогда не виделся со своим отцом. У них всегда были напряженные отношения – отец не умел быть ласковым с сыном, он всегда вел себя по отношению к сыну строго и жестко, уезд из родного дома только усилил эти чувства отдаленности. Отец Чичикова умер, в то время, когда Павел Иванович был еще учеником. Особого наследства от отца не осталось, поэтому Чичиков решает продать все, что было. После продажи он смог получить тысячу рублей, что было, конечно, небольшой сумой, но позволило экономному Чичикову сделать старт в жизни.


К деньгам Павел Иванович научился бережно относиться еще в юношеские годы. Во время обучения он старался всячески найти возможность заработать деньги, накопленное он обычно не тратил, что позволило Чичикову сколотить небольшой личный капитал. Сначала Павел Иванович лепил птиц из воска и раскрашивал их, затем выдрессировал мышь и тоже смог ее удачно продать.

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

В училище Чичикову также не удалось найти себе друга, причиной этого была, скорее всего, его скупость и жадность. Павла Ивановича не любили в коллективе.

Служба Чичикова

После окончания училища Павел Иванович Чичиков приступает к гражданской службе. Первое его рабочее место и должность были самыми обычными и простыми – приложив немало усилий он устроился работником в казенную палату.

Однако искать более выгодное место не перестал. Вскоре такая должность нашлась и Чичиков приступает к службе, где имеет возможность сделать существенные накопления нечестным путем. Однако ничто не бывает вечно – новое начальство сумело разоблачить Чичикова.

После этого инцидента Чичикову не остается ничего другого как начать все сначала. Он работает на мелких, незначительных должностях в разных городах, пока ему не выпадает случай стать работником на таможне, чем Чичиков и пользуется.

Его служба начинает складываться вполне успешно и Чичиков даже получает повышение до коллежского советника. Однако, это длилось недолго.

Его неприятная история на прошлом месте службы его ничему не научила – Чичиков опять ввязывается в аферу, на этот раз он взаимодействует с контрабандистами. Дело это оказывается очень прибыльное и у Павла Ивановича вскоре появляются существенные накопления, что правда ненадолго – его афера была обналичена и Чичиков вновь теряет все.



Оставшись у разбитого корыта, ему ничего не остается другого, кроме как начать все сначала – Чичиков начинает свою карьеру в третий раз. На этот раз он приступает к работе поверенным. В это же время у Чичикова созревает план для следующей своей аферы, позволяющей разбогатеть на пустом месте – он планирует скупить «мертвые души», чтобы, перепродав их, обогатиться. В надежде осуществить задуманное, Чичиков берет своих двух единственных слуг, бричку и все свои сбережения – 10 тыс. и отправляется в уезд, для покупки.

О биографии Чичикова в «Мёртвых душах» мы узнаём из 11 главы поэмы. Она немного не вписывается в общую композицию произведения, но является необходимостью, так как раскрывает историю жизни и формирования личности главного героя. Его образ совершенно уникален для русской литературы, в этом состоит гениальность задумки автора.

Детство Павлуши

Мы узнаём о том, что ярких, радостных воспоминаний из детства у Чичикова нет. Он родился в обедневшей дворянской семье, не имел друзей, не знал простых забав, был замкнутым и нелюдимым. Отец Павлуши никогда не показывал своих чувств. Родитель заставлял сына днями заниматься грамотой и больно хватал за ухо, когда ребёнок начинал отвлекаться. Про мать автор ничего не упоминает. Дом, в котором рос мальчик, не видел солнечного света, окна не отворялись ни зимой, ни летом. Не зная родительской любви, с детства Павлуша понял одну важную вещь - любовь и уважение окружающих можно заслужить, имея большие деньги. Они - залог всеобщего признания.

Однажды отец собрал вещи сына и отвёз мальчика к дальней родственнице в город, где Павлуше предстояло поступить в училище. Мальчик был так очарован городскими видами, что желание жить в роскоши и достатке, стало самым важным в его жизни.

Училище и первые заработанные деньги

Перед расставанием отец наказывал сыну беречь деньги, дружить с теми, кто побогаче и не угощать никого за свой счёт. Его слова запали в душу ребёнка, и, спустя годы, Павел понял, что родитель был прав.

С отцом Чичиков больше не виделся, не грустил о нём, никогда не вспоминал дом. Павлуша научился отказывать себе во всём, вёл себя таким образом, чтобы его угощали другие и никогда ни копейки не тратил на друзей.

Желание зарабатывать деньги рано пришло к главному герою, он стал очень изобретательным «предпринимателем». Мальчик продавал пирожки и пряники проголодавшимся одноклассникам, на этом он заработал свой первый капитал. Изобретательность Чичикова не знала предела: он выдрессировал мышь и очень выгодно продал её товарищу. Свои сбережения ребёнок зашивал в мешочки, чтобы не потратить. В училище Павлуша быстро понял, что его успехи в учёбе никого не интересуют, важно быть послушным, тихим и прилежным. Именно благодаря своему усердию, Чичиков закончил учёбу с грамотами и отличным аттестатом.

Умение угождать начальству стало самым востребованным мастерством, из того, чем овладел Чичиков за годы учения.

Взлёты и падения в поисках «быстрого капитала»

После окончания училища Павел Иванович с упорством стал искать хорошее место, где бы он смог быстро построить карьеру. Молодой выпускник училища не брезговал простой работой, понимая её необходимость в начале пути.

С трудом устроившись в казённую палату, он старался выделиться изо всех сил: был особенно аккуратен, чистоплотен, не употреблял алкоголь, угождал начальству. Однако это не дало нужных результатов. Тогда Чичиков узнал, где можно познакомиться с дочерью начальника и, несмотря на её непривлекательную внешность, стал ухаживать за девушкой. Дело пошло на лад, начались разговоры о свадьбе, и отец девушки выхлопотал значительное повышение для будущего зятя.

С тех пор, как Чичиков вступил в новую должность, он перестал бывать у бывшего начальника и навещать его дочь. Герой легко научился переступать моральные принципы, его не мучила совесть - желание обогатиться во что бы то ни стало победило всякую нравственность и добродетель.

Заводить семью, не имея прочного капитала, Чичиков не собирался. Однако, получив хорошую работу и имея приличные деньги, он понял, что светская жизнь, развлечения и удовольствия ему совсем не чужды. Дорогая одежда, хороший экипаж, привычки, свойственные богатым людям - всё это пришлось ему по вкусу. Он не жалел денег на себя, не был прижимист в том, что доставляло удовольствие.

Ревностно бросившись в новую деятельность, Чичиков выстроил специальную схему работы, уникальность которой была в том, что, борясь с взяточничеством, он обогащался именно таким путём. Спустя какое-то время сменилось начальство и всех взяточников, включая Павла Ивановича, уволили. Он потерял практически всё, что «заработал».

Необходимость строить карьеру с чистого листа не испугала героя, он с новыми силами взялся за работу с нуля, не обращая внимание на урок, который дало ему прошлое. Достаточно быстро добившись успехов на новом месте, Чичиков устроился на работу в таможню. Именно туда он стремился попасть всегда, предчувствуя возможность хорошего заработка. Его «талант» при обысках на границе (деликатность, особый такт и удивительное чутьё) стал известен высшему начальству, и Павел Иванович добился практически неограниченной свободы действий в борьбе с контрабандистами. Именно они и стали «золотой жилой» для создания нового капитала нашего героя. Как и в прошлый раз, карьера таможенного работника для Чичикова закончилась внезапно увольнением и потерей всего, что было «нажито» за время службы.

Судьба снова распорядилась так, что Павел Иванович вынужден был заново начинать свою карьеру, имея небольшие сбережения и два крепостных человека, которые достались ему от отца. Именно в этот период к Чичикову приходит мысль скупать за копейки у помещиков тех крестьян, которые погибли, но ещё числятся в списках и продавать их. Эта гениальная идея стала новым многообещающим занятием для Павла Ивановича, и он с присущей ему деликатностью и упорством взялся за скупку «мёртвых душ».

В нашей статье рассказано кратко об истории жизни Чичикова - центрального персонажа поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Автор довольно тонко показывает, насколько сложна была жизнь главного персонажа и почему он стал шарлатаном и мошенником. Этот материал станет хорошим подспорьем для написания сочинений или других творческих работ по произведению.

Тест по произведению

«Кто же он? Стало быть, подлец?»

(Образ Чичикова)

Отсутствие учителя на уроке ещё не означает, что нет самого урока. Верно? Итак, начнём…

Поэма прочитана… Образы помещиков вы уже должны были сдать, но кто ещё не успел, у того появилась возможность сдать её к понедельнику ввиду моего отсутствия.

К ПОНЕДЕЛЬНИКУ и ни днём позже!!!

А теперь переходим к образу главного героя.

Ответьте письменно на вопросы и сдайте работу Александровне. СЕГОДНЯ!

1. В 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями: «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Давайте, рассмотрим это, хотя на уроке я вам уже зачитывала фрагменты главы. Если вы были внимательны, то работа не составит труда, более того, она окажется слишком лёгкой…

Итак, ответьте на вопросы:

Детские годы Чичикова.

Что рассказывает Гоголь о происхождении и детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

Учеба в училище.

Как воспользовался советом отца?

Как прошли его школьные годы?

Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

СДелай теперь вывод: какие черты характера сформировались у Чичикова в детстве и отрочестве?

Теперь перейдём к центральному месту в биографии Чичикова: служебной карьере.

Служба в казенной палате.

С чего началось служебное поприще Чичикова?

Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Участие в строительной комиссии.

Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

Чего достиг на новом месте?

Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне.

Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

Как он втирается в доверие к начальству и зачем?

Почему и эта афера закончилась крахом?

Итак, сделай вывод: какие черты характера обнаруживаются у героя во время службы в разных местах?

Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы?

Изобретение нового способа обогащения.

Как возникла у него мысль о приобретении «мертвых душ»?

Удалось ли ему довести до конца эту аферу?

Почему она не лопнула, как в предыдущих случаях?

Итак, подведём итог: «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Обращение к эпиграфу.

И ещё: Гоголь говорит, что если бы он не поместил биографию героя, то многие читатели были бы довольны Чичиковым. Согласен ты с этим?

И последний вопрос: Почему 11 главу Гоголь помещает всё-таки в конце 1-го тома, а не в начале?

УДАЧИ!

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ Чичикова (работа с 11 главой) . И в закладках появилось готовое сочинение.

Слайд 2

Портрет Чичикова

  • Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
  • Слайд 3

    Слайд 4

    Одежда Чичикова

    • Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок …
    • Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.
  • Слайд 5

    Манеры и речь

    • Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его.
    • Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.
    • Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.
    • Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
  • Слайд 6

    Происхождение:

    • Темно и скромно происхождение нашего героя.
    • Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает.
    • Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!
  • Слайд 7

    Наставления отца

    Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь:

    • «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…
    • С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…
    • Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»
  • Слайд 8

    Учеба в училище:

    Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»:

    • Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.
  • Слайд 9

    Служба

    В казенной палате:
    - работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски».



  • 
    Top